![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности отношения ко времени у
профессиональных военнослужащих принимавших участие в боевых действиях[1]
Кадыров Р.В., Кравцова Н.А. Аннотация. Рассматриваются особенности значения времени, суждения о времени и их связь с личностными особенностями у офицеров, принимавших участие в боевых действиях. Ключевые слова: время, суждение о времени, характеристики суждения о времени личностные особенности. Развитие личностных особенностей профессиональных военнослужащих, принимавших
участие в боевых действиях, осуществляется во времени и с «временным»
содержанием его жизни. При этом предметом, материалом, формирующим их личностные
особенности, выступают не только психологические содержания, «привязанные» к
актуальному (настоящему) моменту, но и к прошлому, и к грядущему жизненному
опыту. Время является одной из важнейших
составляющих жизни, оно связывает все структуры реальности, пронизывает все
сферы жизнедеятельности человека. Необходимость психологического изучения
представления о времени и отношения к нему обусловливается тем, что все
процессы - и внешние по
отношению к человеку, и внутренние (психические) - разворачиваются и происходят во времени.
Время неотделимо от субъекта; время является связующим звеном в образе мира
субъекта и одновременно составляющей образа мира. Проблема восприятия времени,
отношения человека ко времени, организации им своего времени давно
разрабатывается в психологических исследованиях. Данную проблематику изучают в
рамках концепции жизненного пути личности [2, 10, 11] и организации времени
жизни [1, 7], концепции временной трансспективы личности [3, 8, 16] и психологического
времени личности [5, 6]. Профессиональная деятельность офицера морской пехоты является составляющей
его жизнедеятельности, в которой все характеристики времени особенно значимы. В
бою действия офицера должны отвечать временным требованиям, предъявляемым ему
условиями экстремальной ситуации. Состояние трудоспособности предполагает
умение решать временные задачи синхронизации и последовательного упорядочения,
производить разбор уже сделанного и уметь планировать будущее. Увеличивающиеся
временные требования к офицеру в экстремальной ситуации, обусловленные
стресс-факторами, перегрузками, напряжением, вызванными ритмами и условиями
современного боя, в значительной степени влияют на временное (темпоральное)
изменение опыта личности профессионального военнослужащего, принимавшего
участие в боевых действиях. Фундаментальное влияние опыта участия в боевых действиях на жизнь
воевавшего человека ярко и убедительно показал психоанализ [17, 18]. Но это не
значит, что судьба человека фатально предопределена его прошлым, личность военнослужащего
не только функция опыта: и опыт, и судьба являются, в определенной мере,
функциями личности военнослужащего. Военнослужащий, принимавший участие в
боевых действиях может изменять себя, опираясь на предшествующий опыт. В новом всегда, так или иначе, сохраняется старое, выступающее одной из
движущих сил развития нового. Последствие – результат и продолжение движения,
след, который прошедшее оставляет в новом. Оно обнаруживается постоянно и у
человека, начиная с памяти и психических состояний, и, кончая качествами и
другими индивидуальными (личностными) особенностями, социальным поведением, в
значительной степени являющимися следом пройденного ими жизненного пути. Отношение человека ко
времени после участия в боевых действиях (экстремальных ситуациях) в
психологической литературе не изучалось, за исключением концепции организации
времени жизни, в которой представление о времени связывалось с включенностью в
социальную динамику [1]. Что и объясняет наш интерес именно к этому аспекту
проблемы. Суждение о времени является лингвистическим
выражением значения времени для субъекта. В суждении времени человек включает
переживание, представление, восприятие времени и отношение к нему.
Психологическое время личности не является точным понятием, обозначающим
исследуемый предмет, так как оно есть представление о времени жизни,
субъективное преломление времени объективного, переживание собственного бытия,
и, таким образом, не исчерпывает отношение ко времени в целом. Суждение о времени нами изучалось при помощи проективной методики
«Нарисуй время» и составленных нами в рамках исследования личностных
особенностей профессионалов, принимавших участие в боевых действиях анкеты и
нестандартизованного направленного интервью. Методики Выборка была сформирована из офицеров морской
пехоты – участников боевых действий в Чеченской республике (в 1995-1996 гг.).
Количество испытуемых 98 человек; мужчины, офицеры частей морской пехоты Вооруженных
сил РФ, прошедшие профессионально–психологический отбор для службы в
Вооруженных Силах РФ. Проходящие ежегодный медицинский осмотр на пригодность к
службе в морской пехоте и не страдающие органическим поражением головного мозга
или психотическими расстройствами, не имеющие в анамнезе тяжелые ранения,
физические травмы. Возраст от 25 до 35 лет (средний возраст 32 года),
образование высшее. Все обследуемые служили в боевых подразделениях и постоянно
принимали участие в боевых действиях (штурм зданий, отражение атаки в обороне и
т. д.). Все участники проходили обследование в конце 1999 года – начале 2001
года, то есть спустя четыре года после участия в боевых действиях. С каждым
испытуемым проводилась предварительная беседа, в ходе которой его ознакомили с
условиями интервью. Все участники письменно подтвердили свое согласие на участие
в нем. Методика «Нарисуй время» позволяет в символической (знаковой форме)
представить актуальную для испытуемых идею времени, а также их отношение со временем
[9]. Неопределенность стимуляции, отсутствие ограничений в выборе ответов,
отсутствие оценки ответов – все эти особенности, характерные для проективных
методик, позволяют выявлять осознаваемое и неосознаваемое в символическом
содержании сознания респондента. Как известно, главной чертой
символа является способность использовать некоторый «предмет» или предметный
образ, который выходит за пределы своего непосредственного содержания, являясь
еще чем-то другим, что не есть он сам [12]. В структуре символа наличествуют
два главных компонента: символизирующее и символизируемое. В качестве первого
выступает предметный образ, в качестве второго – глубинный смысл. Две эти
составляющие – как два полюса, которые, по словам С.С. Аверинцева, немыслимы
один без другого, оставаясь различными между собой. А.Ф. Лосев выразил эту
особенность символа определением: «единораздельная цельность» [12]. Переходя в символ, предметный образ
становится прозрачным для смысла, «будучи дан как смысловая глубина», скорее
«не дан, а задан». Смысл объективно осуществляет себя в образе не как некая
готовая наличность, а скорее как «динамическая тенденция», увлекающая в
бесконечность смысловой перспективы. Между структурными полюсами символа
содержится некое пространство, также обладающее собственной структурой.
Составляющие этого пространства можно описать, используя модель образа
сознания, которая была предложена Ф.Е. Василюком [4]. Модель выступает в виде
психосемиотического тетраэдра, углы которого составляют предметный образ, как представитель
внешнего мира; значение, кристаллизирующее в себе общечеловеческий
культурно-исторический опыт; слово, как универсальный знак, представляющий мир
языка, и личностный смысл, посредством которого выявляет себя внутренний мир
человека. Объем же тетраэдра наполнен чувственной тканью – телесностью,
поскольку любой образ, даже связанный с самой абстрактной идеей, всегда воплощен
в чувственном материале. Предметное содержание символического образа –
это сама жизненная наглядность, живая конкретика изображения, в которую символ
«встраивается», но не совпадает с ней целиком и полностью. Не сама по себе
точно воссозданная объективная реальность, а реальность, прочувствованная,
принявшая в себя субъективный опыт переживаний, составляет предметно-образную основу
символа. Слово, является второй структурной
составляющей образа сознания. По мнению Ж. Лакана: «Бессознательное
структурировано, как язык». Чтобы обнаружить себя, смысл проявляется в
активной, творящей потенции: он не столько выступает в образах, знаках,
значениях, сколько совершается с их помощью. Интерпретация рисунков в нашем исследовании проводилась на основании
критериев: физические характеристики рисунка и его предметное содержание. Физические характеристики позволяют выявить психологическое значение
метрических и топологических особенностей графического пространства рисунка, а
предметное содержание рисунка – знаково-смысловое пространство (топологию)
событийности времени жизни респондента. Анкета и нестандартизованное
направленное интервью позволяют рассматривать
индикаторы временной ориентации на прошлое, настоящее и будущее через вопрос:
«С каким из следующих суждений Вы согласитесь?». Ответы: «Время, в котором мы
сейчас живем, – это мое время»; «Мое время ушло»; «Мое время еще не пришло» и «Затрудняюсь
ответить». Индикатор жизненных перемен рассматривается через вопросы об
изменении отношения к жизни, об изменении во взаимоотношениях с окружающими и
мнении о самом себе. Для исследования личностных особенностей использовались три методики: 1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) [15]; 2. Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) [13]; 3. Метод цветовых выборов (МЦВ) [14]. Результаты
и их обсуждение По проективной методике «Нарисуй время» 98
рисунков были распределены в соответствии с выделенными критериями на следующие
группы: По
критерию «предметное содержание рисунков»: «Время – это настоящее, прошлое и будущее» – временная перспектива
респондентов обозначена через события (рисунки), отражающие настоящее, прошлое,
будущее – 46 рисунков; «Время – движение» – временная перспектива обозначена через
идею развития, изменения, движения – 32 рисунка; «Время не существует» – временная перспектива не обозначена – 7
рисунков; «Время – это жизнь» – временная
перспектива обозначена актуальностью настоящей жизни – 13 рисунков. Типы суждения: «Время – это настоящее, прошлое и будущее», время представляется как величина конечная,
поскольку существует начальная и финальная точки отсчета. В рисунках данный тип
суждения был выражен различными единицами измерения: в виде прямой с надписью
настоящее, прошлое и будущее; график с обозначением событий настоящего,
прошлого и будущего; рисунки периодов человеческой жизни: рождение человека,
его жизнь и старость. Независимо от единицы измерения время представляется
линейным, его течение необратимо – от прошлого к настоящему и будущему. В рассказах, характеризующихся данным типом суждения о времени, подчеркивается
ценность времени, его исторический аспект. Отношение ко времени эмоционально
амбивалентно, то есть включает в себя и положительные и отрицательные эмоции (в
рисунках: обозначение колокола, который своим боем напоминает памятные даты; на
графиках и прямых обозначение кружками или цветными крестиками памятных дат
жизни). Человек активен во времени, но, тем не менее, не властен над ним. Среди
ассоциаций наибольшую частоту имеют обозначающие промежутки времени - насечки на
временной трансспективе (воспоминания о погибших, счастливые моменты жизни до
участия в боевых действиях, на войне и после нее). «Время – движение». В рисунках данного типа суждения встречаются
нарисованная сверху вниз стрела; часы с таймером; часы с надписью «пора спешить»
или «время это движение»; нарисован летящий самолет, нарисована река с
изображением течения. Для этого типа суждения характерно упоминание быстроты
или медленности движения времени, субъективности его восприятия человеком. В
качестве ассоциаций на слово «время» респонденты высказывают слова,
обозначающие какой-либо вид движения, например, «течение», «бег», «полет». Они
отмечают в своих рассказах о времени обязательный элемент изменчивости,
выраженный в терминах движения: рост, развитие, упадок, переход и т.п. Также
подчеркивается важность правильной организации времени и своевременности
наступления событий. «Время не существует». К рисункам этого типа суждений относятся,
прежде всего, изображение Вселенной, Космоса, планет, звезд, комет. Респонденты
во времени не видят ничего, кроме абстрактного феномена, не имеющего в
особенности их жизни никакого отношения. Так они говорят в своих рассказах о
времени. Со временем связываются мысли о смерти, о конечности всего
существующего, о власти времени над вещами, и, в конечном итоге, преобладают
отрицательные эмоции по отношению ко времени. То есть наблюдается отождествление
времени со смертью, которая является для них травмирующим фактором. Основными моментами, характеризующими суждения «Время – это жизнь», являются деятельная активная сторона жизни
субъекта, декларация необходимости правильной организации времени жизни, сетование
на нехватку времени, быстроту течения времени, ощущение ценности времени. В
ассоциациях также много понятий, связанных с деятельностью, активностью
человека: «служба», «самообразование», «отдых». Таким образом, данный тип суждения
отличается сосредоточенностью на времени жизни и желанием успеть в ней как
можно больше, «здесь и сейчас». Рисунки изображают самого человека; символы профессиональной деятельности
(человек в форме, военную технику в движении, бегущие по дороге военнослужащие
с оружием – «марш-бросок») и сферы отдыха (человек на рыбалке; человек с
трубкой на кресле- качалке, возле телевизора; человек идет учиться). Рассматривая физические характеристики рисунка, можно выделить позитивное
отношение (переживание) ко времени (отражено в 91 рисунках) и негативное
отношение (переживание) ко времени (отражено в 7 рисунках). Качественный анализ рисунков выявил, с одной стороны, наличие временной
перспективы, но, с другой стороны, ее суженность – ограничение временной
перспективы событиями ближайшего будущего (прошлого) – у 13% респондентов, при
этом у 7% респондентов в рисунке отражено негативное отношение ко времени.
Такие результаты могут отражать особенности адаптации профессиональных
военнослужащих к условиям военной службы после участия в боевых действиях. Наиболее многочисленную группу с учетом
личностных особенностей офицеров морской пехоты (результаты методик СМИЛ, ДМО,
МЦВ) в соответствии с выделенными временными типами суждений составляют военнослужащие
(46 офицеров), для которой характерно суждение «Время – это прошлое, настоящее
и будущее». В профиле СМИЛ
отмечается повышение 4-й, 6-й, и 9-й шкал Т 62-69 (импульсивности, ригидности и
оптимизма), при этом 2-я и 0-я (пессимистичность и интроверсия) самые низкие в
профиле. Показатели метода диагностики межличностных отношений по образу «Я»
актуального обнаружили наиболее высокие баллы по I октанту (М 9), соответствующему
«властно-лидирующему» стилю интерперсонального поведения. При этом в образе «Я»
идеального по методу ДМО обнаружены высокие баллы по VII (М 10) и VIII (М 10) октантам, соответствующим «сотрудничающему
конвенциальному» и «ответственно – великодушному» стилю интерперсонального
поведения. По данным метода цветовых выборов, в этой группе было выявлено
предпочтение ярких цветовых эталонов, а вероятность появления на значимой
позиции красного и зеленого цветов была наиболее выраженной, что соответствует
(согласно структурному значению каждого из цветовых эталонов) признакам
стеничности, активности, общительности. В следующей большой группе военнослужащих,
для которой характерно суждение «Время - это движение» (32 офицера), в профиле СМИЛ отмечается повышенной 4-й,
9-й и 6-й шкалами Т 62-69 (шкалы импульсивности, оптимизма, ригидности).
Показатели метода диагностики межличностных отношений по образу «Я» актуального
обнаружили наиболее высокие баллы по I октанту (М 9), соответствующему «властно-лидирующему» стилю интерперсонального
поведения. При этом в образе «Я» идеального по методу ДМО обнаружены высокие
баллы по VII (М 9) и VIII (М 10) октантам, соответствующим «сотрудничающему
конвенциальному» и «ответственно-великодушному» стилю интерперсонального
поведения. По данным метода цветовых выборов, в этой
группе было выявлено предпочтение ярких цветовых эталонов, а вероятность
появления на значимой позиции красного и желтого цветов была наиболее
выраженной, что соответствует признакам
стеничности, активности, общительности. В группу, для которой характерно суждение
«Время – это жизнь» вошли 13 офицеров. По данным СМИЛ характеризуется
повышенными 4-й (Т 70 – 74), 6-й, 9-й и 7-й шкалами (Т 62-69), значимой
позицией красного цвета в цветовом ряду МЦВ и преобладанием I и II октантов (М 10) ДМО («властно – лидирующий», «независимо соперничающий»)
в образе «Я» актуальный, VIII
(М 10) и VII (М 9) октантов ДМО в
образе «Я» идеальный. Военнослужащие данной группы умеренно оптимистичны, с выраженным чувством юмора, эффективны в
деятельности и зрелы в межличностном общении за счет самоконтроля, направленность
на межличностное общение сочетается с типично мужским стилем поведения в
коллективе, живость ассоциаций, в некоторой
степени также проявляется прагматический, системный тип мышления, склонность к
построению прочной системы взглядов и принципов. В данной группе
чувствуется основательность подхода к жизни, установившиеся ценности, принятие
норм общества, знание жизни и людей на этой основе строится общение с другими и
осуществляется деятельность. В группу военнослужащих, для которой характерно
суждение «Времени не существует» вошли 7 офицеров. Они характеризуются
повышенными 3-й, 1-й, 4-й и 2-й шкалами (эмоциональная лабильность,
невротический сверхконтроль, импульсивность, пессимистичность), при низкой 0-й
шкале (интроверсия) в профиле СМИЛ, значимой позицией синего и зеленого цветов
в цветовом ряду МЦВ и преобладанием VIII октанта (М 9) ДМО («ответственно – великодушный») в образе «Я»
актуальный, и I (М
9) октантом («властно-лидирующий») ДМО в образе «Я» идеальный. Военнослужащие
данной групп характеризуются направленностью на межличностное общение, успешность
в межличностных отношениях за счет уступчивости, вербально-аналитическим когнитивным стилем (склонностью к рефлексии,
тенденцией к обобщению), интуитивным
целостным типом восприятия, впечатлительностью, склонностью к
самоанализу, приверженностью традициям,
ведущей к отсутствию непосредственности в поведении и высказываниях, даже
некоторой зажатости. Возникающие психологические проблемы пытаются
рационализировать или вытеснять из сознания. Подсознательно отторгают информацию, травмирующую личность, несовместимую
с образом «Я». Потребность в понимании, любви и поддержке является ведущей. В исследовании 7 респондентов не могли отдать предпочтение какое-либо
одной форме времени. Данный факт подтвержден результатами проективной методики
«Нарисуй время», где 7 человек временную перспективу не обозначали – «Время не
существует». Добавим сюда еще 2 опрошенных, ориентированных на прошлое. То
есть, 9 респондентов не связывают себя с настоящим и не видят каких-либо
перспектив в будущем. Это можно объяснить словами самих респондентов: «Там было
настоящее дело, где я был востребован как профессионал», «Там какие-то
особенные отношения между людьми, здесь я таких не встречал», «Мне не хватает
той дружбы и того взаимопонимания, которое было там». При этом важно заметить, что остальные респонденты ориентированны на
будущее (77,5%) и на настоящее (13%). Несмотря на то, что большинство респондентов
ориентировано на будущее, 91% исследуемых военнослужащих подразделяют свою
жизнь на три этапа (выявлено в результате интервью): до войны, война, после войны. Методики «Нарисуй время», свободное интервью
и анкета позволили выделить две основных группы в группе участников боевых
действий: группа нормы (n-89) и группа повышенного
психологического внимания (ППВ n-9). Критериями отнесения к группе «нормы» стали: профессиональный рост, положительное
отношение воина к своей профессиональной деятельности, суждение о времени: «Время
– это настоящее, прошлое и будущее»; «Время – движение»; «Время – это жизнь». При разделении выборки на группы результаты обследования распределились
следующим образом: · по методике СМИЛ анализ значений шкал в группах «нормы» и ППВ по t – критерию Стьюдента, выявил достоверные различия (p<0,01) по шести шкалам: невротического сверхконтроля, пессимистичность, эмоциональная лабильность, импульсивность, мужественность-женственность, оптимистичность (рис. 1.).
Полученный результат свидетельствует о том, что у офицеров группы ППВ,
отмечается повышение показателей по двум шкалам «смешанного» типа реагирования:
невротического сверхконтроля, эмоциональная лабильность; по одной шкале
«слабого» регистра – пессимистичность
и по одной шкале сильного регистра – импульсивность. Полученные результаты
свидетельствуют о том, что респонденты группы ППВ впечатлительны, склонны к
самоанализу, замкнуты, но умеют привлекать и заинтересовывать окружающих их людей. На основе данных интерпретации, выявлен усредненный психологический профиль офицеров группы ППВ, код профиля (по Хатэуэю): 3142-/0 4:8:14. · по методике ДМО, как видно из данных табл. 1., в группе «Нормы» на первых трех местах в образе «Я» актуального (по результатам ранжирования) находятся I, II, III октант ДМО, который интерпретируется как властно–лидирующий, независимо–доминирующий и прямолинейно-агрессивный, в группе ППВ – это октанты: ответственно-великодушный, сотрудничающий-конвенциальный, зависимо-послушный. Наименьший ранговый вес в этих группах имеет IV-й октант – недоверчиво-скептический. В образе «Я» идеальное в двух группах «Нормы» на первых трех местах расположены октанты ДМО ответственно–великодушный, сотрудничающий-конвенциальный и властно-лидирующий, в ППВ группе это октанты: властно–лидирующий, независимо–доминирующий и прямолинейно-агрессивный. Наименьший ранговый вес в этих группах в образе «Я» идеальное также как и в образе «Я» актуального имеет IV-й октант – недоверчиво-скептический. По методике
ДМО в группе «нормы» и ППВ по t –
критерию Стьюдента выявлены достоверные различия (p<0,01) по пяти октантам образа «Я» актуальное:
властно-лидирующий, независимо-соперничающий, прямолинейно-агрессивный,
зависимо послушный, ответственно-великодушный и по четырем октантам образа «Я» идеальное (ЯИ): властно-лидирующий,
прямолинейно-агрессивный, сотрудничающий-конвенциальный,
ответственно-великодушный. Полученный результат свидетельствует о том,
что у офицеров группы ППВ, в отличие от группы
«нормы», в образе «ЯА» значение всех октант умеренно выражено с преобладанием
зависимо-послушного, сотрудничающего-конвенциального и
ответственно-великодушного стиля межличностных отношений, а в образе «Я»
идеальный повышены октанты неконформного поведения (VII VII, VIII): властно–лидирующий,
независимо–доминирующий и прямолинейно-агрессивный. Таблица 1. Сравнительный анализ средних значений между группой
«нормы»
и
группой ППВ по методике ДМО и их ранжирование
Примечание:
Р – ранг; * уровень значимости р≤0,01; ** уровень значимости р≤0,05. Анализ динамики внутриличностной конгруэнтности респондентов в группе
ППВ по методики ДМО указывает на умеренное расхождение между «Я» актуальным и
идеальным. Полученный результат свидетельствует о том, что у респондентов этой группы выявляется стремление быть уверенным
в себе, занимать обособленную позицию в коллективе, контролировать свою нерешительность
и уступчивость, есть тенденция на повышение своего социального статуса. · по методике МЦВ в группе ППВ первые два места (по результатам ранжирования) занимают синий и зеленый цвета. Наименьший ранговый имеет серый цвет. Статистический анализ по критерию Вилкоксона выявил достоверные различия в позициях выбора цвета (p<0,01) между группой «нормы» и ППВ. Выбор цвета по средним значениям в группе ППВ по тесту МЦВ выглядит следующим образом - 12345670. Вычисленные результаты суммарного отклонения от аутогенной
показали средний уровень нервно-психической напряженности. Результаты
вегетативного коэффициента показали истощенность физических и психических
ресурсов, установку на бездействие. Таблица 2. Сравнительный анализ средних значений между группой
«нормы»
и группой ППВ по методике МЦВ и их ранжирование
Примечание: Р
– ранг. Выводы 1. На основании проведенного нами анализа рисунков и лингвистического выражения значения времени для субъекта были выделены типы (темы) суждения о времени: «Время – это настоящее, прошлое и будущее» – 46 офицеров; «Время – движение» – 32 офицер; «Время не существует» – 7 офицеров; «Время – это жизнь» – 13 офицеров. Т.е значительная часть респондентов имеет определенную временную ориентацию. Воспринимает прошлое, настоящее и будущее в их последовательности, непрерывности, взаимосвязи. Прошлое и будущее у них интегрированы в настоящее. 2. Выявлена возможность использования методики для быстрого попадания в «место проблемы» субъекта; решения не только (и не столько) диагностических задач, но, прежде всего, задач терапевтических: наглядно представить «конфликтные отношения со Временем», определить направления и перспективу дальнейшей психологической работы. 3. На основе данных исследования по методикам (СМИЛ, ДМО, МЦВ, «Нарисуй время», анкеты и интервью), выявлены личностные особенности офицеров морской пехоты, принимавших участие в боевых действиях. Их психологическая особенность проявляется в достижении успеха в профессиональной деятельности, которое основывается на внутренней убежденности в своей правоте, значимости выбранной профессии и наличию собственных взглядов на имеющиеся проблемы. Удовлетворение от самого процесса деятельности ценится офицерами выше тех целей, к которым эта деятельность ведет. Для них характерно активное отстаивание своей позиции, независимость в выборе принимаемого решения, как в обычной, так и в сложной, экстремальной ситуации. Некоторая переоценка собственных возможностей приводит
к попыткам дать любой ситуации собственное рациональное объяснение, причину
неудач находить в обстоятельствах и неправильных действиях других людей, в том
числе и руководства. Подобный стиль мышления обозначается как интуитивный,
субъективно-эмоциональный с различными вариантами использования накопленного
опыта в стрессовых ситуациях. В целом у офицеров морской пехоты эмоциональный
фон характеризуется умеренно оптимистичным настроем с выраженным чувством
юмора. В сложных экстремальных ситуациях их поведение определяется в большей
мере рассудком, нежели чувствами. В стрессовой ситуации они проявляют
активность и настойчивость в достижении цели, которая основывается на их
интуиции, прошлом профессиональном опыте. Однако, если ситуация на их взгляд
воспринимается как обычная и не требует от них изобретательности в принятии
решения, то они проявляют беспечность, тем самым обесценивая значение
стрессогенных факторов профессиональной деятельности. Следствием этого является
понижение активности, отрицание трудности ситуации, шаблонность действий и в конечном
итоге непрогнозируемый результат деятельности. У большинства военнослужащих есть позитивные
изменения, связанные с целеполаганием и изменением смысла жизни, выраженные в
активности, жизнелюбии, увлеченности своей профессиональной деятельностью - характерная особенность офицеров морской пехоты,
принимавших участие в боевых действиях. Легко и с удовольствием расходуя свои
силы и энергию на профессиональную деятельность, они склонны проявлять
агрессивность, настойчивость и упрямство при взаимодействии со старшими
начальниками, если те, на их взгляд, недооценивают их деятельность или не
понимают конечный результат, к которому они стремятся. Их самооценка может быть
завышена, так как они себя считают профессионалами своего дела, полностью
отдающими себя своей профессии. Они хорошо приспосабливаются к кратковременным
и длительным стрессовым воздействиям. Обследуемые в стрессовой (экстремальной)
ситуации могут проявлять гиперактивность, со стремлением во чтобы-то ни стало
реализовать свои намерения, выполнить задачу. Обычно такие лица склонны к проявлениям честолюбия,
амбициозности и авторитарности во взаимодействии с окружающими. Однако, с
учетом полученных данных, следует отметить, что в обследуемой группе эти
тенденции осознаются и контролируются. Таким образом, использование скрининговых методов
оценки личностных особенностей позволило описать комплекс
индивидуально-психологических характеристик профессионалов-военнослужащих и выявить
индивидуальную непредрасположенность (неуязвимость) к действию стрессовых
факторов. Это отражается в высоких показателях трех шкал «сильного» регистра,
выявляющего стеничные свойства личности в группе обследуемых. Устойчивость субъектов труда к действию профессионального стрессора связана с наличием в структуре личности однонаправленных тенденций, которые в экспериментальной группе акцентуированы, но находятся под контролем, а также с интуитивно субъективно-эмоциональным стилем и прогностичностью мышления, что положительным образом может сказаться на процессах принятия решений в сложных (экстремальных) ситуациях. Литература 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л: ЛГУ, 1968. 3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1985. 4. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ переживания критических ситуаций). – М.: 1984. 5. Кроник А.А. Понятие психологического времени. /Категории материалистической диалектики. М: Изд. МГУ, 1988 – С.125-199. 6. Кроник А.А., Головаха Е.Н. Психологический возраст личности //Психологический журнал. – 1983. №5. – С. 57-65. 7. Кублицкене Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности. //Гуманистические проблемы психологической теории. – М.: Наука, 1995. – С. 185-192 8. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. – М.: Смысл, 2001. 9. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /С.К. Сергиенко, В.А. Бодров, Ю.Э. Писаренко и др.; Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 273 – 285. 10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989. 11. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.: 1997. 12. Снегирева Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке //Вопросы психологии. №6. – М.: Школа-Пресс, 1995. С. 20-32. 13. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири). Методическое руководство. – М.: ВНИИИМТ. 1990. 14. Собчик Л.Н. МЦФ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьми цветовой тест Люшера. Практическое руководство. – СПб., Изд-во «Речь», 2001. 15. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. – СПб.: Речь, 2000. 16. Спиридонова И.А. Временная трансспекция как методический прием при исследовании разных форм патологии //Методы психологии. Ежегодник РПО. Т. 3. Вып. 2. Ростов н/Д., 1997. С. 212–214. 17. Фрейд З. О психоанализе //Фрейд З. О клиническом психоанализе. – М., 1991. – С.227-273. 18. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения //Фрейд З. «Я» и «Оно». – Кн.1 – Тбилиси: Мерани, 1991. – С.193-350. [1] Кадыров Р.В., Кравцова Н.А. Особенности отношения ко времени у профессиональных военнослужащих принимавших участие в боевых действиях. Сибирский психологический журнал. – Томск, 2009. С. 53-62 | ![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|