РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАМОНОГРАФИИ

 

Содержание −>

 

Самое же важнейшее из средств, в коем страждущие столь часто нуждаются и о приобретении которого Врач должен прилагать все свое старание, есть нравственная сила убеждения, имеющая основанием своим с одной стороны точное познание свойств сердца человеческого, а с другой – всех возможных источников заблуждения рассудка; и стыд Врачу, владеющему уже ключом ко всем высшим сведениям – глубоким познанием свойств природы и человека – и потому долженствующему быть выше всех своим просвещением, не владеть сим средством.

Иустин Дядьковский.
Общая терапия. М., 1836, с. 25-26.

 

 

О МЕТОДОЛОГИИ И ЗАДАЧАХ ЭТОЙ КНИГИ

 

"В настоящее время все отчетливее осознается теоретическое и практическое значение психологии, одним из важнейших и вместе с тем наиболее задержавшихся у нас в развитии участком которой является медицинская психология. Чем более важны и ответственны проблемы здоровья и болезней человека, тем более необходимо серьезное обоснование методологической стороны и основы этой ветви психологии, сложность и трудность которого возрастают вследствие сочетания в этой проблеме медицины и психологии", – этими словами крупнейший специалист по медицинской психологии В. Н. Мясищев начал последнее, что он написал в жизни – рецензию на рукопись данной книги.

Необходимость всемерного развития медицинской психологии теперь уже общепризнана. Вскоре после IV Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров (1963), на котором этот вопрос особо активно обсуждался, курс медицинской психологии был введен в программы медицинских техникумов и вузов, и на V съезде (1969) уже говорилось о заметном положительном значении этого мероприятия. Особенно приветствовалось возникновение студенческих кружков по медицинской психологии. На VI съезде (1975) обсуждался вопрос увеличения количества часов на этот курс.

Преподавание медицинской психологии в основном уже обеспечено рядом книг. Ранее всех вышла в свет монография М.С. Лебединского и В.Н. Мясищева "Введение в медицинскую психологию" (1966), учебник для вузов1, учебник для медицинских училищ2. Играет свою роль и книга3, адресованная студентам санитарно-профилактических факультетов и врачам, работающим в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте. Научно-исследовательским институтом психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР был издан очень ценный для клинических патопсихологических лабораторий и практических врачей сборник под редакцией Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн "Вопросы экспериментальной психологии" (1965).

Вскоре вышли в свет близкие по проблематике, но достаточно различные по ее пониманию книги А.А. Меграбяна "Общая психопатология" (1972), рассчитанная более на врачей, и Б.В. Зейгарник "Введение в патопсихологию" и "Основы патопсихологии" (М., 1969, 1973), причем последняя допущена Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для студентов факультетов психологии государственных университетов. Вопросам медицинской психологии уделил внимание "Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова", посвятив им специальный номер (1974, № 6). Положительную роль сыграли книга Р. Конечного и М. Боухала "Психология в медицине", вышедшая на русском языке в Праге в 1974 г., и 2 лекции по медицинской психологии (1974) и Методическое пособие (1975) А.Т. Маслиева и О.Я. Обуховой.

Дальнейшее развитие медицинской психологии, как и любой отрасли науки, кроме подготовки кадров, требует также специальных исследований большого числа еще не решенных вопросов. Последние же, помимо организационных условий, требуют понимания и дальнейшей разработки методологии, на которую должны опираться эти исследования. Не менее важно понимание методологических проблем и для преподавателей медицинской психологии и врачей, применяющих ее в своей практической работе. Однако этому посвящены только статья Г.И. Царегородцева и А.М. Изуткина "Некоторые методологические вопросы медицинской психологии" в книге "Философские и социальные проблемы медицины" (1966), книга А.М. Изуткина "Методологические проблемы медицинской психологии, этики и эстетики" (1968) и статья В.Н. Мясищева "Методологическое значение медицинской психологии" в книге "Методологические и теоретические проблемы психологии" (1969). Все они малодоступны для массового врача и лектора, ведь именно методологические ошибки более всего тормозят развитие любой науки, а методологические вопросы в первую очередь должны быть верно освещены в любой лекции по медицинской психологии.

Приступая к рассмотрению самих методологических проблем медицинской психологии, надо остановиться на вопросе, что такое методология и чем объясняется ее значение для любой науки, в частности для медицинской психологии. Поэтому прежде следует сделать экскурс.

Медицинская психология, как и любая другая наука, – это система знаний о ее предмете. Для нее, как и для всех других наук, особое значение имеет принимаемое за основу положение диалектики, сформулированное Ф. Энгельсом. "Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения…"4, – так писал он в "Диалектике природы". В.И. Ленин также подчеркивал в "Философских тетрадях", что "диалектика вещей создает диалектику идей…"5, что "…в понятиях человека своеобразно (это NB своеобразно и  диалектически!!) отражается природа"6 и что "законы логики суть отражения объективного в субъективном сознании человека"7.

Для психологии это положение имеет особо важное значение потому, что в психических явлениях одновременно проявляются законы и объективной, и субъективной диалектики. Ведь именно в этом наиболее существенное их отличие от физических и физиологических явлений. Вот почему как для психологии в целом, так и для любой психологической науки, в том числе и для медицинской психологии, опора на философию диалектического материализма имеет особо существенное значение.

Однако есть и другая, не менее универсальная причина, определяющая значение методологии для психологии. Она легко может быть понята в свете закона, общего для любой системы, кратко сформулированного так: система, элементы которой замкнуты внутри нее, не может развиваться. Или, иными словами, развитие системы требует выхода за ее пределы. Так, например, общность людей, цели деятельности которых замкнуты внутри нее самой (ее в социальной психологии называют корпорацией), становится коллективом, способным развиваться только если цели ее деятельности вынесены за ее рамки и подчинены целям общества в целом. Другой пример этого всеобщего закона: можно десятки раз повторять то или иное действие, но автоматизироваться оно начнет только тогда, если внимание при его повторении будет направлено не на него, а на более общую цель, для достижения которой данное действие является только способом ее достижения. Еще одним частным проявлением этого закона является правило, гласящее: "Чтобы доказать достоверность теории, надо выйти за ее пределы"8.

Любая наука не может развиваться только в замкнутых пределах, развиваясь на пересечении с другими науками и под их влиянием. Эти пересечения могут лежать, образно говоря, "на горизонталях", примером чего и является медицинская психология. Еще большее значение для психологии в целом и ее отдельных наук (как и вообще для любых наук) имеют их пересечения "по вертикали" с философией диалектического материализма, как философией марксизма-ленинизма, которая "отражает наиболее общие законы бытия и познания в системе категорий и составляет целостную систему философского знания – мировоззрение … В то же время, поскольку это мировоззрение правильно отражает закономерности развития бытия и сознания, обращено к конкретному научному исследованию, к преобразующей мир революционной практике, марксистская философия выступает как научный метод познания и преобразования мира"9.

Философия шире методологии, которую она в себя включает как "философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания"10. Методология каждой науки помогает ей уточнить свой предмет, отрасли, разделы и проблемы, ее категории и систему основных понятий в их связи с философскими категориями, основные ее принципы и принципы исследований наиболее существенных объектов и проблем.

Все приведенное выше полностью относится к медицинской психологии, которой посвящена данная книга. В ней будут рассмотрены некоторые еще недостаточно освещенные методологические проблемы медицинской психологии. Это проблемы медицинской психологии в аспекте их исторического развития и их связи с другими медицинскими и психологическими науками, проблемы ее отраслей, разделов, категорий и понятий, проблема основных ее принципов, проблема личности в медицинской психологии, как ее основная проблема, и методология методов ее изучения.

Медицинская психология (за рубежом ее часто называют "клинической психологией") лежит на стыке медицины и психологии, решая с позиций психологии и ее методологии вопросы, которые ставят различные медицинские науки. Как и для медицины в целом, основным объектом медицинской психологии является больной, но не организм больного, а его личность. Ведь не случайно в последнее время все чаще в литературе упоминается, что основным объектом всей психологической науки является личность (конечно, в ее единстве с сознанием, носителем которого является человек в качестве личности, и с деятельностью человека, в которой и сознание и личность как проявляются, так и формируются).

Предмет медицинской психологии в целом, со всеми ее отраслями, – это психические явления: процессы, состояния и свойства личности, понимаемые как феномены психического отражения, объективизирующиеся в деятельности, действиях и поступках личности. Но в отличие от общей психологии и других ее отраслей медицинская психология рассматривает этот предмет в его соответствии с болезнью, ее лечением и предупреждением.

Находясь на пересечении психологии и медицины, медицинская психология и разрабатывается, и практически применяется как психологами, так и врачами. Более того, любой врач-практик (а для них в основном и написана эта книга) стихийно в своем общении с больным либо опирается на медицинскую психологию, либо нарушает ее требования. Последнее бывает из-за незнания либо ее основ, либо ее методологии. Задача этой книги дать врачам-практикам основные сведения и о методологии медицинской психологии и тем содействовать ее более глубокому изучению и более полноценному внедрению в медицинскую практику.

Однако методология медицинской психологии не может не интересовать и психологов. Болезнь – естественный эксперимент, о котором говорил И.П. Павлов: "Мы постоянно видим, как нормальное под вредными и разрушительными влияниями незаметными переходами превращается в патологическое и как патологическое часто открывает нам, разлагая и упрощая то, что заслонено от нас, слитое и усложненное, в физиологической норме"11. Это частный случай проявления более общего "закона о законах", который может быть сформулирован так: закон, который не нарушается, может не проявляться, или так: нарушение любого закона всегда содействует его проявлению. Поэтому для общей психологии медицинская психология, и особенно ее раздел – патопсихология, имеет существенное методологическое значение, являясь своеобразным методом познания общепсихологических закономерностей.

Краткое рассмотрение указанных выше проблем, а иногда только постановка их в методологическом аспекте – основная задача данной книги. В ней приведено большое число фактов, сведений и определений понятий медицинской психологии, связанных в единую систему. Настоящая книга является продолжением и развитием задач, поставленных автором в предыдущей книге12, ознакомление с которой поможет лучше усвоить изложенную здесь систему понятий. Постраничные сноски заменяют список рекомендуемой литературы, дают дополнительную информацию и позволяют глубже разобраться в кратко изложенном вопросе.

Ценным материалом методологии психологии являются предельно четкие высказывания классиков марксизма-ленинизма и авторитетов медицины и психологии. Таких высказываний немало в книге. Помимо их самодовлеющего значения, ссылки на них будут уменьшать иллюзию дискуссионности ряда приводимых положений, хотя дискуссионного в этой книге, как и в упомянутой предыдущей, немало13.

Граница между полезными для читателя приводимыми автором чужими высказываниями и всегда вредным цитатничеством определяется не числом этих высказываний, а способом их использования в излагаемом автором контексте. Это также методологическое положение, к сожалению, понято еще далеко не всеми и потому на нем пришлось остановиться.

Изложенное выше поясняет, почему М.В. Келдыш с полным основанием мог сказать: "Нельзя отделять вопросы методологии науки от самой науки"14.

Построение системы медицинской психологии и понимание ее именно как системы – это тоже ее методология. Системный подход к медицинской психологии в целом и к ее отдельным феноменам пронизывает всю книгу, а это сейчас из наиболее актуальных задач любой науки. Заслуга первого применения такого подхода к медицинской науке принадлежит психиатрам15.

Закончить это введение уместно напоминанием, что системный подход в науке впервые последовательно и диалектично был применен К. Марксом в "Капитале". Если ранее наука знала материально-структурные и функциональные качества, то "открытием третьего рода качеств – системных – человечество обязано прежде всего К. Марксу"16.

 

_______________________

1  Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология. М., 1967.

2   Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д., Либих С.С., Тонконогин И.М. Основы общей и медицинской психологии. М., 1968.

3  Платонов К.К. Вопросы психологии труда. Изд. 2-е. М., 1962.

4  Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 20, с. 526.

5  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29, с. 178.

6  Там же, с. 257.

7  Там же. с. 165.

8  Копнин П.В. Философские идеи В.И. Ленина и логика. М., 1969, с. 395.

9  Философская энциклопедия. Т. 1. М., 1960, с. 479.

10  Философская энциклопедия. Т 3. М., 1964, с. 420.

11  Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Полн. собр. соч. Т. IV. М. – Л., 1947, с. 251.

12  Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.

13  Гальперин П.Я. Опыт систематического определения основных понятий психологии. – "Вопросы психологии", 1973, № 2, с. 148-150; Бассин Ф.В. Рецензия. – "Философские науки", 1973, № 4, с. 177-179.

14  "Вестник АН СССР", 1963, № 11, с. 56.

15  Системный подход и психиатрия. Сб. Минск, 1976.

16  Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1969, с. 72.

 

Содержание −>

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player