РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАМОНОГРАФИИ

 

Содержание −>

 

ГЛАВА III

МЕТОДОЛОГИЯ ПОНЯТИЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Любая наука – это система теорий как основ разработки и понимания ее проблем, а теория – это система понятий, на которые она опирается1. Сами научные понятия – это достояния соответствующих наук, но учение о понятиях той или иной науки и их системах входит в методологию этой науки.

Для методологии науки существенным является вопрос и о связи ее понятий с понятиями смежных с ней наук и в еще большей степени вопрос о соподчинении ее понятий философским категориям. Эти вопросы испокон веков волновали человечество.

В настоящее время в период сближения наук и комплексного подхода к решению большинства научных проблем возникает новая задача – задача согласования и обобщения понятий многих наук в общих для них универсальных понятиях, не являющихся философской категорией, но равноприемлемых для всех них. Примером таких универсальных понятий может быть понятие "память" как сохранение и возможное воспроизведение закрепленных следов, равноприемлемое для психологии (память как форма психического отражения), биологии (генетическая память), истории (память человечества), техники (машинная память). Для медицинской психологии эта проблема актуальна как согласование ее понятий, заимствованных ею и у психологии, и у медицины, с понятиями других наук.

Примером этого может служить до сих пор широко принятое в медицинской психологии противопоставление (оно пошло еще от психотехники) индивидуального и коллективного эксперимента. В психотерапии со времени В.М. Бехтерева аналогично говорят об индивидуальной и коллективной психотерапии. Однако хотя коллектив – это группа людей, но не каждая группа – коллектив. Коллектив – это группа людей, объединенных общими целями совместной деятельности, подчиненной целям общества. Некоторые виды – так называемой коллективной психотерапии действительно таковой являются. Это хорошо было показано А.Л. Гройсманом, именно так сумевшим организовать проводимую им групповую психотерапию2. В ряде других случаев это название неоправдано, как неоправдано оно почти всегда при групповых исследованиях с помощью тестов. И неверно считать, как иногда говорят, что это спор о словах, только терминологическая неточность. Это методологическая ошибка, каких в медицинской психологии еще немало. Она определяется незнанием или сознательным игнорированием методологии соотношения понятий, слов и терминов.

Понятие – это отражение объективно существенного в вещах и явлениях, закрепленное словом; это понимание сущности вещи или явления. Понимание – это процесс мышления, выявляющий существенные свойства вещи или явления. "Чтобы понять, нужно эмпирически начать понимание, изучение, от эмпирии подниматься к общему..."3, – писал В.И. Ленин в "Философских тетрадях" и дальше отметил знаком "нотабене" уже приведенные выше слова: "… в понятиях человека своеобразно (это NB: своеобразно и  диалектически!!) отражается природа"4. Это и есть задача любой науки, в частности медицинской психологии.

Без понятий не может быть науки, но не все понятия научные. В любой книге, статье, лекции и по психологии, и по медицине, а следовательно и по медицинской психологии, очень много бытовых понятий и слов. Каждое научное понятие выражается термином, т. е. словом, обозначающим строго определенное понятие и одинаково понимаемым как сказавшим, так и услышавшим или прочитавшим его. К сожалению, и в медицине, и в психологии научные термины часто подменяются бытовыми словами. Происходит то, о чем писал еще Декарт: "Внимание почти всех людей сосредоточивается скорее на словах, чем на вещах, вследствие чего они часто пользуются непонятными для них терминами и не стараются их понять, ибо полагают, что некогда понимали их" 5. Еще хуже, когда создается ситуация, о которой очень метко сказал Л.Н. Толстой: "Не то чтобы один другого понял, но каждый понимает, что другой понимает, что он его понимает"6.

Наука в отличие от художественной литературы не терпит ни омонимов, ни синонимов, ни метафор, ни гипербол, применение которых затрудняет научное общение.

О другой причине, затрудняющей научное словесное общение, лучше всего сказать словами А. Эйнштейна: "Круг охватываемых наукой вопросов чрезвычайно расширился… Поэтому деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки. Создается ситуация, подобная символически изложенной в библейской истории о Вавилонской башне"7.

Строго научное словесное общение требует оперирования не просто бытовыми словами, а терминами. Наука не может развиваться без опоры на термины, и поэтому каждая наука заботится об однозначности понимания своих терминов. В этом залог протекания научного общения по следующей идеальной схеме:

—  познаваемый предмет или явление;

—  понятие, отражающее его сущность;

—  термин, однозначно выражающий это понятие;

.    .    .     .    .    .     .    .    .     .    .    .     .    .    .     .    .

—  восприятие этого термина;

—  воспроизведение того же понятия;

—  представление сущности того же предмета или явления.

Ни одно понятие ни по своей психологической сущности, ни по логическому значению не существует и не может существовать вне его связи с другими понятиями.

И в истории человечества, и в истории личности понятия всегда образовывались и образуются на основе предметной соотнесенности познаваемого. Не может быть понятия "голод" без понятия "сытость" и "жажда", "болезнь" – без "здоровье", "способный" – без "неспособный" и т. д.

В.И. Ленин писал: "Каждое понятие находится в известном отношении, в известной связи со всеми остальными"8. Эти связи в бытовых понятиях образуются стихийно. Но научные понятия всегда формируются как их система. Наука ведь система знаний, знания – это усвоенные понятия, усвоение – это возможность практического использования ранее понятого и запомненного.

Создание системы понятий неразрывно связано с обобщением и определением понятий. Конспектируя книгу Гегеля "Лекции по истории философии", В.И. Ленин записал в своих "Философских тетрадях": "Всякое слово (речь) уже обобщает ср. Фейербах". И, обведя двойной рамкой: "Чувства показывают реальность, мысль и слово – общее"9. В ссылке на Фейербаха имеются в виду следующие его положения. "В начале феноменологии мы прямо наталкиваемся на противоречие между словом, представляющим нечто общее, и вещью, которая всегда единична"10. Эта обобщающая функция понятия и слова, его выражающего, очень важна для раскрытия сущности определений (или дефиниций, как принято говорить в философии).

"Что значит дать "определение"?, – писал В.И. Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме", – это значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое"11. А ведь именно это и нарушается нередко в определениях и медицинских, и психологических понятий.

Определения обычно уточняются и объясняются. Здесь действует новое требование, четко сформулированное К. Марксом "… объяснение, в котором нет указания на differentia specifica, не есть объяснение"12. П.В. Копнин, развивая это указание, писал: "Одного указания родового признака недостаточно, ибо для науки, при вскрытии сущности явления важно выяснить не только то общее, что есть у данного явления с другими, но и специфические особенности, отличающие его от других явлений"13. Это, как будет видно из дальнейшего, очень важное указание для понимания не только общности понятий медицинской психологии с общепсихологическими, но и их специфика. Медицинская психология, как и каждая наука, имеет три основные подсистемы понятий.

Первая и основная – это система основных принципов медицинской психологии. Для удобства понимания (т. е. по так называемым дидактическим причинам) они будут изложены в следующей главе, обобщая приведенное выше.

Вторая подсистема – это понятия, обозначающие ее отрасли и отдельные, специфические для нее проблемы. Они уже были рассмотрены выше, в предыдущих главах вначале в их историческом, а потом в логическом аспекте. Эта подсистема понятий является основной для определения предмета медицинской психологии, которое было приведено выше и раскрыто.

В третью подсистему понятий медицинской психологии, как и любой другой науки, входят ее рабочие понятия, уточняющие объекты ее изучения и тем уточняющие ее предмет и связи с другими науками. Ее связи с другими науками уточняются общими с ними понятиями и категориями, а ее предмет – специфическими понятиями.

Наибольшие значения для системы понятий, их взаимосвязанности, соподчиненности (иерархии), общепризнанности и, главное, их определенности имеют основные и наиболее общие понятия, являющиеся категориями. Психология, а следовательно, и медицинская психология, пользуются всеми философскими категориями, поскольку они распространяются на все науки без исключения и в своей совокупности отражают наиболее общие свойства и законы развития реального мира. Это материя, движение, время и пространство, количество и качество, противоречия, причинность, необходимость и случайность, форма и содержание, возможность и действительность, внутреннее и внешнее, и т. д.

Психология, как и каждая наука, имеет и свои категории, т. е. предельно широкие психологические понятия. Причем в психологии, как и в других науках, есть категории двух степеней широты и есть подчиненные им более узкие понятия. Общепсихологические категории – это наиболее широкие понятия, объем которых совпадает с объемом психологической науки: психическое отражение, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики.

Менее широкие и частнопсихологические категории являются ими только при рассмотрении их в определенной совокупности, исчерпывающие совпадающей с объемом и содержанием той или иной общепсихологической категории. Так, понятия психические процессы, психические состояния и свойства личности в совокупности трех своих объемов и содержаний совпадают с категорией психических явлений. Понятия переживание, познание и отношение в совокупности дают категорию сознания. Понятия образ и переживание, в совокупности с субъективным поведением соответствуют категории психическое отражение, а два последних понятия в совокупности с целью – категории деятельности. Понятия созревание и формирование соответствуют категории развития психики. Потому все они и относятся к частнопсихологическим категориям или, иначе, к психологическим категориям второго порядка.

Все обще- и частнопсихологические категории, как и философские, соответствуют таковым и медицинской психологии, как и всех других психологических наук. Однако медицинская писхология имеет и свои категории.

Это специфические для медицинской психологии предельно широкие для нее понятия, по своей сущности уточняющие с позиций ее предмета категории и понятия как психологии, так и медицины. Так, общими (или категориями первого порядка) для нее будут все общепсихологические категории, но уточняемые двумя понятиями: патологическое и препатологическое. Это будут патологическое и препатологическое психическое отражение, также психические явления, сознание, личность, деятельность и развитие психики, которые наряду с общепсихологическими понятиями будут включаться и уточняться некоторыми понятиями, специфическими только для медицинской психологии.

Не только галлюцинации, но и некоторые иллюзии представляют пример препатологических и патологических форм психического отражения. Классическое их определение, данное еще В.X. Кандинским, прозорливо подтверждает это. Галлюцинацию он определял как "непосредственно от внешних впечатлений не зависящее возбуждение чувственных областей, причем результатом такого возбуждения является чувственный образ, представляющийся в воспринимающем таким же самым характером объективности и действительности, которые при обыкновенных условиях принадлежат лишь чувственным образам, получающимся при непосредственном восприятии реальных впечатлений"14.

Невротическое и астеническое состояния – это пример препатологических и патологических психических явлений, которые психиатрия и медицинская психология знали значительно раньше, чем психология включила понятие психических состояний наряду с процессами и свойствами в категории психических явлений.

Понятие нормы и патологии психики близки, но не тождественны понятиям психического здоровья и болезни, будучи более специфичными именно для медицинской психологии, а не для психиатрии, для которой вторые являются основными категориями.

Ни клинико-психологическая диагностика с патопсихологией, ни психологическая трудовая и судебно-психологическая экспертиза, ни экстремальная психология, ни нейропсихология как отрасли медицинской психологии не могут обходиться без этих трех наиболее существенных категорий медицинской психологии: нормальные, препатологические и патопсихологические явления. Причем, если первая из них общая для медицинской психологии и других психологических наук, а третья – общая с психиатрией, то вторая специфична только для медицинской психологии.

Необходимо отметить и часто путающее несовпадение содержания понятия "процесс" в психиатрии и в медицинской психологии при совпадении понятия "состояние". Для медицинской психологии, как и психологии в целом, процесс более кратковремен и более однороден по своей психологической структуре, чем состояние. С.Л. Рубинштейн основную сущность психического видел в том, что это процесс. В психиатрии процесс более стоек и фундаментален, чем состояние, и по существу тождествен психологическому понятию свойства сознания и личности.

В данной монографии нет ни возможности, ни необходимости классифицировать и тем более определять и раскрывать все специфические для медицинской психологии понятия, отражающие препатологические и психопатологические явления. Это значило бы пересказывать приведенные выше монографии Б.В. Зейгарник и А.А. Меграбяна и вместе с тем повторить многое из уже сказанного о проблемах медицинской психологии. Мы останавливаемся только на том, что имеет методологическое значение для медицинской психологии, и в данном случае на одном из первых мест стоит понятие личности.

Из многих определений личности для медицинской психологии более приемлемым является следующее: личность – это человек как носитель сознания. Потому в системе понятий медицинской психологии все стойкие препатологические и патологические нарушения сознания одновременно являются и препатологическими или патологическими изменениями личности, и наоборот, все изменения личности, интересующие медицинскую психологию, одновременно являются изменениями тех или иных сторон сознания. Несовпадение этих понятий существует только как функция времени, стойкости или временности изменений сознания, что наиболее отчетливо проявляется в области экстремальной психологии, изучающей изменения сознания как процессы и только иногда как состояния и очень редко как изменения личности.

Особо надо остановиться на понятии преморбидной личности, которое в силу его значимости и специфичности для медицинской психологии может рассматриваться как ее категория. Кроме того, суммарный объем понятий "преморбидная личность" и "личность больного" совпадает с объемом медицинской психологии. Конечно, и психиатрия при анализе этиологии и патогенеза той или иной психопатологии личности должна учитывать свойства ее до заболевания (они и обозначаются этим термином) и анализировать ее изменения под влиянием того или иного заболевания15. При этом психиатрия, во-первых, опирается на медицинскую психологию и, во-вторых, практически делает это не очень глубоко и разносторонне, а часто и вообще игнорирует это требование. Медицинская психология никогда не может игнорировать это требование.

Понятно, что общепсихологическая категория развития психики в ее части, относящейся к филогенезу и антропогенезу психики, не имеет специфических для медицинской психологии понятий, по крайней мере, на современном уровне науки. Но в части этой категории, касающейся онтогенеза человека, эта специфика не только есть, но и настолько существенна, что понятия патологическое развитие психики и патологическое развитие личности имеют основание считаться категориями медицинской психологии. При этом первое понятие будет категорией дефектопсихологии, объединяющей сурдо- и тифлопсихологию. Второе понятие будет общим с психиатрией. Не случайно оно было введено в науку крупнейшим отечественным психиатром П.Б. Ганнушкиным в его классической работе16, в которой трудно сказать, чего больше – психиатрии или медицинской психологии.

Особенности предмета медицинской психологии добавляют свои специфические понятия к категории формирования психики, которая вместе с созреванием психики исчерпывает объем общепсихологической категории развития психики (в части этой категории, относящейся к онтогенезу). Для других психологических наук понятие "формирование психики" исчерпывается более частными понятиями: повторение (тренировка), упражнение, обучение, воспитание и психологическая подготовка (с ее частным видом – психической мобилизацией). Медицинская психология добавляет к ним понятие психотерапии и трудотерапии.

Изложенная система психологических понятий медицинской психологии отнюдь не исчерпывающа, а скорее только ее каркас, и притом динамический. Сколь бы полную систему понятий любой науки ни дать, она сразу же окажется неполной и будет развиваться по мере развития самой науки. Это относится не только к понятиям, но и к категориям, в том числе и к рассмотренным понятиям и категориям медицинской психологии.

"… Если все развивается, то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? – писал В.И. Ленин в "Философских тетрадях" и сразу же давал ответ: Если нет, значит мышление не связано с бытием"17.

 

_______________________

1  Подробнее см. Копнин П.В. Философские идеи В.И. Ленина и логика. М., 1969, с. 259-262, 294-304.

2  Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. М., 1969.

3  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29, с. 187.

4  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29, с. 257.

5  Декарт Рене. Избранные произведения. М., 1950, с. 462.

6  Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Л. – М. Т. 1, с. 282.

7  Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965, с. 111.

8  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 29, с. 179.

9  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29, с. 246.

10  Фейербах Л. Основные положения философии будущего, Избр. философские произведения. Т. 1, 1955, с. 174.

11  Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 8, с. 149.

12  Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 1, с. 229.

13  Копнин П.В. Цит. работа, с. 258.

14  Кандинский В.X. О псевдогаллюцинациях. М., 1952, с. 27.

15  Подробнее см.: Платонов К.К. Роль преморбидной личности в психогенных состояниях летчиков. – В кн.: Актуальные вопросы клинической и судебной психиатрии. Л., 1970, с. 15-24.

16  Подробнее см.: Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. М., 1933; Избр. труды. М., 1964.

17  Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29, с. 229.

 

Содержание −>

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player