РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАМОНОГРАФИИ

 

Содержание −>

 

ГЛАВА IV

ПРИНЦИПЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Медицинская психология, лежа на пересечении психологии и различных медицинских наук, является психологической наукой, поставленной на службу медицине и подчиненной ее. задачам. Но медицинская психология, как и любая другая психологическая наука, лежащая на пересечениях с другими науками и подчиненная их задачам (например, социальная психология, юридическая психология, педагогическая психология, военная психология, авиационная и космическая психология и т. д.), остается психологией, развивается в системе ее общих категорий и понятий, принципов, законов и пользуется ее методами, конкретизируя их применительно к своим специфическим условиям и задачам. Поэтому принципы медицинской психологии – это принципы общей психологии, согласованные с принципами медицины.

Принципы науки – это ее основополагающие, отправные идеи, доказанные всем предшествующим развитием этой науки, проверенные практикой и ставшие исходными положениями для дальнейших исследований. В принципах различных наук находят свою конкретизацию и развитие законы диалектики. Поэтому они беспрерывно уточняются, углубляются и дополняются.

Всеобщий принцип иерархии, которому сейчас уделяется большое внимание в различных науках начиная с математики, может быть сформулирован так: каждый феномен должен рассматриваться включенным в иерархическую лестницу, в которой низшие ступени субординированы высшими, а высшие, включая в себя низшие или опираясь на них, к ним не сводятся. Переходы от ступени к ступени осуществляются скачками на основе появления новых качеств.

Принцип иерархии в психологии, распространяясь на самые различные психические явления (наиболее отчетливо на структуру личности – см. схему в главе V), тем самым распространяется и на психологические категории и определяет иерархию самих принципов.

Существует ряд иерархических уровней принципов. Всеобщим является высокий уровень законов диалектического материализма. Затем рассматриваются принципы конкретной науки – в данном случае психологии и медицины. Нас интересуют принципы отрасли науки, становящейся или уже ставшей самостоятельной наукой – в данном случае медицинской психологии. Но есть еще более узкий и конкретный уровень принципов – это принципы создания определенной теории с целью решения единичной, но существенной для данной науки проблемы – в данном случае принципы изучения личности. Ни один принцип не может противоречить другим, так как низшие уровни субординируются высшими.

Принципы науки как система явлений субъективной диалектики отражают наиболее существенную для данной науки систему явлений объективной диалектики (см. принцип, сформулированный Ф. Энгельсом). Система принципов медицинской психологии является, как уже было сказано, основной подсистемой системы ее понятий.

Основные принципы психологии подробно рассмотрены в книге "Методологические и теоретические проблемы психологии" (1969). Для медицинской психологии наибольшее значение из них имеют следующие:

—  принцип детерминизма;

—  принцип единства сознания и деятельности;

—  рефлекторный принцип;

—  принцип развития;

—  принцип историзма;

—  принцип структурности;

—  принцип личностного подхода.

Из каждого из этих принципов как общепризнанной, отправной идеи вытекает ряд проблем, уточняющих, углубляющих и конкретизирующих его. Разберем их в их связи с проблемами медицинской психологии.

Принцип детерминизма является конкретизацией диалектического учения о всеобщей причинной материальной обусловленности природных, общественных и психических явлений общефилософского принципа материалистического монизма, выражаемого марксистским тезисом: "психика есть свойство высокоорганизованной материи, отражение действительности"1.

Для медицинской психологии более чем для некоторых других психологических наук (например, инженерной психологии) в понимании принципа детерминизма имеет значение следующая его особенность, которую очень точно сформулировал С.Л. Рубинштейн. "Мы исходим из того, – писал он, – что внешние причины (внешние условия) всегда действуют лишь опосредствовано через внутренние условия. С этим пониманием детерминизма связано истинное значение, которое приобретает личность, как целостная совокупность внутренних условий для понимания закономерностей психических процессов… При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия"2, – писал он дальше, выделяя последнюю фразу разрядкой.

Для медицинской психологии это значит, что так называемые органические изменения психики не могут пониматься как узко локальные, поскольку локальное нарушение, изменяя личность, тем самым в той или иной степени изменяет другие психические процессы. Это позволяет и ряд функциональных симптомов понимать как личностные. Отставленный во времени и опосредованный детерминизм помогает глубже понять хорошо известную клиницистам и давно описанную в психиатрии запоздалую реактивность.

В свете принципа детерминизма в медицинской психологии в последние годы велось исследование эмоций, чувств и воли как форм отражения. До недавнего времени понимание эмоций, особенно воли, весьма нечетко укладывалось в теорию отражения. Было мало понятно, что и как они отражают, и широко распространено определение: "Отражение положительного или отрицательного отношения человека к фактам реальной действительности, переживаемое как чувство, и называется эмоцией"3, причем это определение эмоций изменялось по сути только редакционно. Но ведь поскольку "положительное или отрицательное отношение" есть психическое явление, а любое психическое явление – это отражение, согласно этому определению выходило, что эмоция – это отражение, а отражаться может только объективная реальность. Следовательно, по существу это было то ошибочное "понимание причинной обусловленности психического, превращение человека в замкнутую систему, в которой одно психическое служит основанием другого психического", которое правильно критиковала Е.В. Шорохова4.

В дальнейшем на основе длительного медико-психологического изучения эмоциональной сферы и эмоциональных состояний летчиков нами была выдвинута точка зрения, что эмоции как психическое явление – это одна из форм отражения, но отражают они не предметы и явления реального мира, а те объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся, к нуждам, целям и стимулам деятельности переживающего человека. Причем эти объективные отношения человек субъективно переживает как свое отношение к ним5. Это понимание эмоций было положено в основу специального медико-психологического и философского исследования в упомянутой выше работе Г.X. Шингарова, показавшего, что эмоции отражают биологическое качество раздражений, идущих из внешней и внутренней среды организма. Сущность этой формы отражения действительности заключается в саморегулировании функции организма на психическом уровне. Чувства же как высшая форма проявления эмоциональной жизни регулируют функции личности сообразно требованиям и нормам общественной жизни людей. Эмоции как форма отражения возникают в связи с нуждами отдельного индивида; чувства как форма отражения возникают в связи с нуждами общества. Психологически и эмоции, и чувства являются переживаниями, а не познавательными образами действительности. Вместе с тем патология эмоций и чувств, в том числе эмоциональные – волевые нарушения, проявляющиеся как изменение направленности (влечений) личности, имеют важнейшее значение для медицинской психологии.

Такое продуктивное для клиники понимание эмоций опирается на различия отношений, как психических явлений, детально изученных В.Н. Мясищевым, и объективных отношений, в которые вступают люди с реальным миром и между собой6.

Понимание воли как формы психического отражения опирается на понимание цели как психического явления. Цель – это отражение объективно существующих возможностей результата действия или деятельности. Цель может быть более близкой или отдаленной, более общей, частной или элементарной, ближайшей и неразложимой. Цель может быть и иллюзорной, поскольку иллюзия – это искаженное отражение реальности. Необходимо различать объективную цель (как отражаемое) и цель как отраженное, как психическое явление.

Наиболее существенным, исходным для понимания проявлением воли является целеустремленность, могущая принимать формы и психического процесса, и состояния, и свойства личности. Целеустремленность – это отражение объективных отношений объективной общей и отдаленной цели и возможностей личности. Притязания (уровень притязаний) представляют собой целеустремленность, в которой возможности личности заменены ее направленностью.

Поскольку направленность личности включает в свою структуру потребности, притязания всегда бывают эмоционально окрашенными и относятся не только к проявлениям воли, но и эмоций.

Волевое усилие ("сила воли"), как процесс и настойчивость ("стойкость воли"), как состояние или как свойство личности – это отражение объективного отношения цели деятельности, соответствующей уровню притязаний личности и фактически выполняемой собственной деятельности, обеспечивающей достижение этой цели. Волевое усилие одноразово и связано с более близкой целью, настойчивость – с более отдаленной, общей, подчиняющей себе частные цели.

Процесс принятия волевого решения в волевом действии и решительность как волевая черта личности являются производными от волевого усилия и настойчивости. Они определяются темпом волевого действия и преобладанием волевого компонента над эмоциональным в едином акте сознания. Последнее (баланс эмоционального и волевого компонента при господстве воли над эмоциями), взятое вне зависимости от темпа, принято называть самообладанием.

Взаимосвязи в единой структуре сознания волевой формы психического отражения с другими его формами создают такие психические явления, как произвольное восприятие, произвольное запоминание и воспроизведение, произвольное сдерживание эмоций и т. д. При этом любое такое действие, как и самостоятельное волевое действие, субъективно переживается, как волевое усилие, а объективно проявляется, как активность сознания и, следовательно, как активность и личности, и человека.

Во всех случаях волевой формы психического отражения отражаемым объектом является та или иная реальность: объективная возможность результата деятельности или действия, собственная деятельность, их объективные отношения между собой или с возможностями и направленностью личности. На выявление их должен быть нацелен анализ волевого действия или деятельности. Для формирования волевых качеств личности должны создаваться как объективные отражаемые явления и отношения, так и обеспечиваться условия для закрепления отраженного. Эти положения, впервые опубликованные в 1967 г.7, в дальнейшем были развиты А.В. Шмаковым в его работах. Они находят выход в медицинскую практику не только в трудотерапии и психотерапии, но и в любых проявлениях системы "врач – больной".

Из принципа детерминизма в сопоставлении с широко известными психическими процессами, с которыми врач сталкивается в повседневной практике, вытекает, что у человека существует несколько форм психического отражения. Напомним, что термин "форма отражения" принадлежит В.И. Ленину8 и что под формой марксизм понимает внутреннюю организацию содержания, в силу чего форма отражения и содержание ею отраженного, будучи отнюдь не тождественны, неразрывно связаны. Две из этих форм отражения первосигнальны и общи, хотя и не тождественны у человека с животными. Четыре – второсигнальны и присущи только человеку. Седьмая – память и перво- и второсигнальна.

—  Первая форма – эмоции;

—  вторая форма – ощущения (первосигнальные, непосредственные);

—  третья форма – мышление (второсигнальная, опосредованная);

—  четвертая форма – восприятия (как совокупность второй и третьей форм);

—  пятая форма – чувства (как совокупность первой и третьей форм);

—  шестая форма – воля (как отражение, определяющее активность сознания);

—  седьмая форма – память (как следовая форма всех предыдущих).

Совокупность этих форм отражения в единстве с их содержанием представляет собой у человека идеальный компонент его психики – его сознание как высшую форму субъективного. Но психика человека включает не только эти 7 форм отражения и их содержание, но и потребности как побудительную силу любой формы отражения и отражение биологической или социальной нужды организма или личности и внимание как организацию и управление (в случае произвольного внимания) ими и психомоторику как ее объективизацию у животных только поведение, у человека – и поведение и деятельность. Причем это часто недооценивают, последние являются функцией не только личности, но человека в целом (т. е. человека и как личности, и как организма). Такое понимание форм отражения и, следовательно, структуры сознания может объяснить все случаи детерминации как нормальных, так и патологических психических явлений, помогая тем клинической практике.

Бесспорно, ошибочными были некритически заимствованные из буржуазной патопсихологии взгляды на спонтанные, адетерминированно возникающие психопатологические явления. Таковых нет и быть не может. Но еще спорен и мало исследован вопрос о наследственно-детерминированных психических явлениях.

Тезис, что наследственно обусловливаются только анатомо-физиологические особенности – не верен, так как он является замаскированным психофизиологическим параллелизмом и отрывает психические явления (в частности, память) от анатомо-физиологическйх структур. Эта проблема требует внимания и медико-психологической разработки.

Для медицинской психологии принцип детерминизма связан не только с пониманием его в психологии, но и в медицине, где он выступает как философская основа понятия этиологии. "Несомненно, вокруг понятия этиологии сосредоточены центральные проблемы теории и практики медицины. Скажем больше: глубокое изучение этой проблемы уводит нас за пределы медицины, туда, где вопросы биологии и естествознания очень тесно соприкасаются с вопросами философии"9. Как патолог и теоретик медицины он считал, что причина – это не внешний фактор, а такое единство внешнего и внутреннего, наличие которого обязательно предполагает и наличие его действия (следствия).

Мы не будем останавливаться на дискуссии, развернувшейся вокруг этой проблемы, достаточно полно освещенной В.Н. Сагатовским и А.К. Сухотиным10. Однако следует отметить, что для медицинской психологии она имеет особое значение в связи с тем, что взгляд И.В. Давыдовского как патолога и С.Л. Рубинштейна как психолога на сущность принципа детерминизма совпадают. А ведь С.Л. Рубинштейн справедливо считал, что принцип детерминизма для психологии является основным, из которого вытекают все другие ее принципы.

Принцип единства сознания и деятельности, как психологический принцип, был сформулирован С.Л. Рубинштейном еще в 1935 г. и в дальнейшем лег в основу большинства работ советских психологов.

И.М. Сеченов в "Рефлексах головного мозга" в 1863 г. писал: "Пусть говорят теперь, что без внешнего чувственного раздражения возможна хоть на миг психическая деятельность и ее выражение – мышечное движение"11.

В.И. Ленин в работе "Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?" писал и в дальнейшем повторял не раз то, что называл "марксистской истиной": "По каким признакам судить нам о реальных "промыслах и чувствах" реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей"12. Исходя из этого, в своем первом учебнике С.Л. Рубинштейн в главе "Предмет психологии" впервые выделил большой раздел "Сознание и деятельность", в котором и обосновал этот принцип. Им было показано, что отношение между сознанием и деятельностью не механическое тождество, а единство13. Сознание в деятельности не только проявляется, но и формируется.

Каждый психический процесс представляет собой определенную, элементарную деятельность, вычленяемую из целостной деятельности человека и целостного акта сознания: мы говорим о процессе "памяти", когда человек запоминает или воспроизводит запоминавшееся: о "восприятии", – когда он воспринимает, и т. д.

Но поскольку личность – это человек как носитель сознания и исходя из "марксистской истины", о которой говорил В.И. Ленин, принцип единства сознания и деятельности в применении к личности означает и единство личности и сознания, личности и деятельности, хотя деятельность – функция не только личности, но человека в целом.

Методологическое значение для медицинской психологии и клинической практики принципа единства сознания и деятельности заключается в том, что он, устраняя разрыв между поведением и сознанием, устраняет его и между нарушениями поведения и сознания. Позволяя понять непосредственно наблюдаемые симптомы нарушения поведения как симптомы нарушения отдельных сторон и качеств сознания, он практически вооружает тот раздел медицинской психологии, о котором выше говорилось как о психологической диагностике.

Вместе с тем важнейшей и еще мало изученной проблемой, вытекающей из принципа единства сознания и деятельности, является дальнейшее раскрытие обратного воздействия психического на соматическое. Одна из первых попыток философского осмысления этой проблемы в свете марксизма была сделана Э.3. Феизовым14. Это экспериментально-психологическое и физиологическое обоснование путей раскрытия этой проблемы уже четко намечено, в частности, в работах К.И. Платонова15 и К.М. Быкова16.

История не только медицины, но и человечества знает огромное число различных влияний психики на сому. Это и преодоление боли, и даже нечувствительность к ней под влиянием патриотической идеи обессмертившего себя уже на 25 веков Муция Сцеволлы, сжегшего себе правую руку, чтобы доказать стойкость римлян. Это и раны, заживающие у победителей скорее, чем у побежденных. Наконец, это находящая все более широкое распространение психосоматическая тренировка, часто называемая неудачным термином "аутогенная тренировка".

Путь к пониманию психосоматической проблемы был заложен физиологическим принципом нервизма (подчинения деятельности всего организма деятельности нервной системы) и разбираемыми психологическими принципами, в частности детерминизма и единства сознания и деятельности. Внешние воздействия могут быть настолько глубоко и индивидуально переработаны личностью как внутренними условиями, что очень по-разному проявится не только в деятельности человека как его поведении, но и в жизнедеятельности его отдельных органов и систем.

Всесоюзный симпозиум 1972 г., посвященный этим проблемам (см. с. 21), показал, что решение вопроса на правильном пути и что именно медицинской психологии, изучающей состояния, которые нередко можно рассматривать как "природой поставленные эксперименты", принадлежит в их решении немалая роль. Об этом очень убедительно сказал и с большой глубиной это раскрыл В.Н. Мясищев17.

Рефлекторный принцип был изложен И.М. Сеченовым в "Рефлексах головного мозга" (1863), он физиологически был обоснован И.П. Павловым и клинически В.М. Бехтеревым. В качестве самостоятельного принципа психологии, представляющего собой распространение диалектико-материалистического принципа детерминизма на психическую деятельность мозга, он был выделен С.Л. Рубинштейном. "Рефлекторная теория психической деятельности, – писал он, – не что иное, как распространение дйалектико-материалистического принципа детерминизма на психическую деятельность мозга. Это, таким образом, не непосредственно рефлекторная теория, как она была сформулирована Сеченовым и Павловым, а ее более или менее далеко идущее обобщение". Несколько выше он пояснял: "Распространение принципа рефлекторности на психическую деятельность (или на деятельность мозга в качестве психической) означает, что психические явления возникают не в результате пассивной рецепции механически действующих внешних воздействий, а в результате обусловленной этими воздействиями ответной деятельности мозга, которая служит для осуществления взаимодействия человека как субъекта с миром"18. Эти слова, конечно, полностью относятся не только к здоровой, но и к больной психике. Более того, в других отраслях психологической науки можно представить себе решение тех или иных вопросов без учета (в смысле отвлечения, а не противоречия) этого принципа. В медицинской психологии таких вопросов нет.

Особо важно методологическое и мировоззренческое значение и правильное понимание этого принципа. Ни в философском, ни в педагогических руслах психологии здесь не было сделано столько ошибок, как в медицинском. Речь идет здесь, понятно, не об относительно небольшой группе высококвалифицированных патопсихологов, а о большом количестве врачей, практически решавших психологические вопросы. Если в 20-х и 50-х годах у них широко было распространено отождествление рефлекторной теории психики с рефлексологией и с физиологией высшей нервной деятельности, то в 60-х годах стало появляться столь же ошибочное мнение, что рефлекторная теория психики "устарела" и должна быть заменена кибернетической, "информационной". Совещание 1962 г. по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии, о котором уже речь шла выше, исправило эти и подобные ошибки и приняло решение, что основной задачей, которая выступает перед учением о высшей нервной деятельности и психологией на настоящем этапе, является дальнейшее развитие основных принципов и закономерностей рефлекторной деятельности19. Эти слова не устарели и сейчас.

Здесь нельзя не остановиться на статье Э.А. Астратяна20, напомнившего, что И.П. Павлов, основоположник учения об условных рефлексах, в результате изучения психики высших обезьян пришел к выводу, что рефлекторная теория не может ограничиться опорой только на безусловные и условные рефлексы. Так, уже на "среде"21 5 декабря 1934 г. он по существу говорил об этом, когда отметил, что "мы начинаем понимать, каким образом происходит мышление человека, о котором столько разговоров и столько всякой пустой болтовни"21. Все его высказывания, получившие в дальнейшем наименование "основ учения о второй сигнальной системе действительности", также были включены в этот круг мыслей гениального создателя учения об условных рефлексах. Это дает основание утверждать, что основной тезис, сформулированный И.П. Павловым на "среде" 13 ноября 1935 г., для него не был нов и явился результатом длительных размышлений. Вот он: "А когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это "условным рефлексом" назвать нельзя. Это есть случай образования знания, уловления нормальной связи вещей. Это – другой случай.

Тут нужно сказать, что это есть начало образования знания, уловления постоянной связи между вещами – то, что лежит в основе всей научной деятельности, законов причинности и т. д."22.

Дальнейшая дискуссия23 показала, что в соответствии с пониманием этого вопроса самим И.П. Павловым он прозорливо подметил не новый вид условного рефлекса, как понял его Э.А. Асратян, а новый, самостоятельный "каузальный рефлекс", что соответствует и пониманию рефлекторной теории С.Л. Рубинштейном.

Все, что было сказано выше при рассмотрении принципа детерминизма о значении теории отражения, имеет непосредственное отношение и к рефлекторному принципу. К этому было привлечено внимание Г.К. Ушаковым, показавшим связь этих двух принципов со следующим24 принципом развития.

Принцип развития, как общий принцип диалектики применительно к психологии означает движение форм психического отражения от биологически обусловленных элементарных эмоций и ощущений до социально обусловленного сознания и его высшей формы – самосознания и превращение индивидуально-психологических особенностей в свойства личности. Развитие психики, как и любое развитие, является результатом разрешения внутренних противоречий.

В медицинской психологии этот принцип конкретизируется как этиология и патогенез психопатологических явлений и их прямое и (ведь в клинике так и говорят!) "обратное развитие". Особо специфическим для медицинской психологии развитием является, как уже было сказано, "патологическое развитие личности" – это понятие может рассматриваться как категория медицинской психологии. Задачей медицинской психологии является конкретизировать и типизировать различные случаи патологических и обратных развитии личности. С позиций этого принципа В.Н. Мясищев разбирает в приведенной выше своей статье (1969) не только проблему патогенеза и психогенеза, но и проблему лечения как управления био- и психодинамикой.

Более остро, чем в ряде других отраслей психологии, здесь стоит проблема соотношения биологического и социального. Сентиментальность при склерозе головного мозга, пунктуальность и слащавость при эпилепсии, некритичность после лобной травмы – все это "студенческие" примеры патологического биологически обусловленного развития личности. Но социальная компенсация психопата и его "депсихопатизация", показанная О.В. Кербиковым, – это яркий пример социально обусловленного обратного развития – ресоциализации больной личности. Примером здесь является и социальная обусловленность характера бреда при психозах: из психиатрических клиник давно исчезли типичные для прошлого века "наполеоны" и "христосы".

Проблема соотношения социального и биологического, уже давно разрабатывавшаяся медицине и философии, в последние годы вновь встала очень остро и не случайно последний совместный симпозиум медиков, психологов и философов был посвящен этой проблеме25. На симпозиуме было показано, что биологизация здесь так же допустима, как и вульгарная социологизация.

В русле медико-психологического отбора методологически остро и противоречиво стоит вопрос о соотношении врожденного и приобретенного в отдельных элементарных и сложных способностях. Формула "способности – это задатки в развитии", бывшая крылатой фразой в 30-х годах, давно пересмотрена, так как из одного задатка могут развиваться различные способности и одни и те же способности могут развиваться из различных задатков.

Принцип историзма близок принципу развития, так как нацелен на понимание развития идей, являясь конкретизацией марксистского учения об относительной и абсолютной истине. Он особенно важен для таких новых и быстро развивающихся отраслей наук, как медицинская психология. Он свидетельствует о необходимости рассматривать все понятия, проблемы и закономерности медицинской психологии в свете истории их, познания и в единстве их исторических и логических аспектов. Этот принцип хорошо применен в учебнике "Медицинская психология" В.М. Банщикова, В.С. Гуськова и И.Ф. Мягкова (1967). Исходя из этого принципа, и в этой книге рассмотрение методологических проблем медицинской психологии было начато в их историческом становлении, потом в логическом аспекте и теперь обосновывается принципами.

Принцип структурности в медицинской психологии является конкретизацией закона диалектики о всеобщей связи явлений в соотношения категорий части и целого. В философской литературе под структурой в ее наиболее общем смысле понимают единство элементов, их связей и целостности. В психологии изучаются структуры сознания, деятельности, отдельных навыков и личности26. Однако материал, накопленный в психологии, в целом еще не настолько велик, чтобы позволил говорить о структурности как об общепсихологическом принципе. Но есть ряд доводов, на основании которых уже можно говорить о структурности как принципе медицинской психологии.

Прежде всего нас к этому побуждают слова И.П. Павлова в его "Ответе физиолога психологам": "Теория рефлекторной деятельности опирается на три основных принципа точного научного исследования: во-первых, принцип детерминизма, т. е. толчка, повода, причины для всякого данного действия, эффекта; во-вторых, принцип анализа и синтеза, т. е. первичного разложения целого на части, единицы и затем снова постепенного сложения целого из единиц, элементов; наконец, принцип структурности, т. е. расположения действия силы в пространстве, приурочение динамики к структуре", – писал он27. В этой же статье И.П. Павлов дал и свою классическую формулировку метода структурного анализа: "С этой точки зрения метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение частей, изучение соотношения с окружающей средой и, в конце концов, понимание на основании всего этого ее общей работы и управление ею, если это в средствах человека"28.

Если "физиологическая канва" мозговой нейродинамики понимается исходя из принципа структурности, то как же может ему не следовать и накладываемый на эту канву "психологический узор". Однако необходимо сразу предостеречь от поиска тождественности этих структур, свойственного уже давно осужденному психоморфологизму. Понятно, что психологические структуры не пространственны, а афункциональны: их элементами являются психические проявления. Медицинская психология уже может (и должна) если не всегда опираться, то в той или иной мере учитывать структурные взгляды, накопленные в философии и биологии. А их уже немало. Эта проблема применительно к медицине в целом уже в известной мере разработана. Кроме того, медицинская психология не может не учитывать синдромологического направления медицины.

Синдром – это совокупность симптомов, объединенных общим патогенезом (но не этиологией!) и характеризующих определенное патологическое состояние организма. Синдромологический подход к любому заболеванию построен на понимании синдрома как структурного образования из симптомов, и это также является одним из доводов, заставляющих говорить о структурности как принципе медицинской психологии. На симпозиуме по проблеме сознания (1966) философы, психиатры и психологи всесторонне обсуждали проблему структуры сознания. Развернувшиеся прения показывают актуальность дальнейшей разработки этой проблемы.

Главным доводом для включения принципа структурности в число принципов медицинской психологии является тот факт, что медико-психологические исследования уже давно ведутся с учетом этого принципа. Так, например, ведущий советский патопсихолог Б.В. Зейгарник в своем докладе еще на IV Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров говорила, что "один из методологических путей исследования личностных изменений – это их выявление путем анализа структуры нарушений познавательных процессов"29. И эти слова не являлись призывом и пожеланием, а констатацией уже давно идущей работы, и ее первые итоги изложены, в частности, в уже упомянутых монографиях Б.В. Зейгарник и А.А. Меграбяна. Представляет здесь интерес и кандидатская диссертация И.Ф. Обросова, построенная в структурном плане30.

Важной задачей медицинской психологии в плане разбираемого принципа является приведение в некую единую систему частных структур различных психопатологических явлений и согласование ее с общей структурой здоровой и больной личности.

Принцип личностного подхода является последним принципом медицинской психологии, который подлежит разбору. Но он отнюдь не последний по его актуальности. Не только в практике медицинской психологии, но и в ряде других областей, например в педагогике и во врачебно-трудовой экспертизе, личностный подход часто смешивают с индивидуальным.

Личностный подход относительно недавно был понят в качестве одного из основных принципов всей марксистской психологии31. Хотя этот принцип еще не всеми теоретически осмыслен, он уже давно применяется на практике, причем его применение наиболее отчетливо видно, пожалуй, именно в медицинской психологии. Он позволяет лучше собирать анамнез и понимать его. Он заставляет вернуться к забытой проблеме преморбидной личности, причем вернуться не только в психиатрии и в относительно частной проблеме психогенных состояний, но и во всех других отраслях медицины, особенно в терапии.

Об этом замечательно сказал еще в 1950 г. М.В. Черноруцкий, повторив приведенную выше мысль А.И. Яроцкого: "Несколько преувеличивая, можно сказать, что мы, врачи-терапевты, меньше удалились от ветеринарии, чем приблизились к истинной медицине… Оглядываясь теперь назад, с некоторым удивлением и даже чувством стыда, – я говорю прежде всего о самом себе, а также с известным основанием о современном мне врачебном поколении, – видишь, как мало обращалось внимания на личность больного человека, на его переживания, на его эмоционально-психическое состояние в каждый данный момент"32. Эти слова крупного терапевта звучат актуально и поныне, потому что говорил он именно о личностном подходе к больному.

Личностный подход в медицинской психологии – это подход к больному или свидетельствуемому человеку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей.

Индивидуальный подход – это учет конкретных особенностей, присущих в данном случае данному человеку. Он может осуществляться и как личностный подход и как учет только каких-либо отдельно взятых индивидуально-психологических или соматических качеств. Вот почему индивидуальный подход в медицинской психологии может быть и шире (если он включает учет и личностных и соматических качеств), но может быть и уже личностного подхода.

Различение личностного и индивидуального подходов важно для всех наук, объектом изучения которых является личность, но особенно это важно для медицинской психологии. Нельзя, например, ограничиваться таким индивидуальным подходом, который применяет к животным дрессировщик, когда речь идет о практике трудотерапии. Более того, это различие необходимо учитывать даже в ясельном возрасте, когда личность человека еще не сформулирована. Так, известно, что даже заботливое отношение в яслях к детям только как к живым существам я отличные показатели их роста, массы тела и физического здоровья при отсутствии заботы о развитии их как личностей путем общения с детьми приводит к задержке их психического, в частности эмоционального, развития.

Личностный подход в медицинской психологии должен осуществляться с учетом всех разработанных выше принципов. Поэтому он и описан последним, как бы замыкающим всю систему принципов. Однако для его полноценного понимания и использования очень важно правильно понимать сущность личности и методологическое значение проблемы личности в медицинской психологии.

 

_______________________

1  Методологические и теоретические проблемы психологии. Ред. Е.В. Шорохова. М:,.1969.

2  Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957, с. 307-308.

3  Психология. М., 1938, с. 270.

4  Подробнее см.: Шорохова Е.В. Причинная обусловленность сознания. – В кн.: Проблемы причинности в современной биологии. М., 1961, с. 163.

5  Платонов К. К. Психология летного труда. М., 1960, с. 107.

6  Платонов К.К. Отношения и эмоции, как формы отражения. Труды Ленинградского НИИ имени В. М. Бехтерева. Т. XXXVIII. Л., 1966, с. 102-109.

7  Подробнее см.: Платонов К.К. Воля как способность и как форма отражения. Материалы второй межвузовской научной конференции по проблемам психологии воли. Рязань, 1967, с. 5-8.

8  Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29, с. 164.

9  Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (этиология). М., 1962, с. 8.

10  Сагатовский В.Н., Сухотин А.К. Некоторые философские проблемы медицины. – "Вопросы философии", 1965, № 12.

11  Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1 – М., 1952, с.

12  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 1, с. 423-424.

13  Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М, 1935, с. 46-47.

14  Фензов Э.3. Материалистическое понимание обратного воздействия психического на соматическое. Канд. дис. Казань, 1965.

15  Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Изд. 1-е. Харьков, 1930; изд. 2-е. М., 1957; 3-е изд. М., 1962.

16  Быков К. М. Кора головного мозга и внутренние органы. М., 1947.

17  Мясищев В.Н. Методологическое значение медицинской психологии. – В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969, с. 304- 310.

18  Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 13.

19  Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963, с. 759.

20  См.: Асратян Э.А. Каузальный условный рефлекс. – "Вопросы философии", 1970, № 10, с. 112 – 126.

21  "Павловские среды", Т. II, 1949, с. 586.

22  "Павловские среды", Т. II, 1949, с. 263.

23  Подробнее см.: Бассин Ф.В. Открытое письмо Э.А. Асратяну. – "Вопросы философии", 1971, № 4, с. 159-163; Асратян Э.А. Условнорефлекторная теория, принцип ассоциации и новые их критики. – "Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова", 1972, № 3; Платонов К.К. Рефлекторная теория, теория отражения и мышление. Там же, 1973, № 2, с. 447-452.

24  Ушаков Г.К. Концепция уровней организации систем в изучении патогенеза нервно-психических расстройств и теория отражения В.И. Ленина. – В кн.: Материалы V Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. Т. I. M., 1969, с. 268-270.

25  Материалы дискуссии см. в журналах: "Вопросы философии", 1968, № 8, № 11; 1970, № 7 и № 8; Биологическое и социальное в человеке. Материалы симпозиума, 1975.

26  Платонов К.К. Понятие "структура" в теории личности. – В кн.: Проблемы личности. Материалы симпоизума. Т. I. M., 1969.

27  Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III, кн. 2. М. – Л., 1951, с. 164.

28  Там же, с. 187 – 188.

29  Зейгарник Б.В. Об экспериментальном исследовании изменения личности у психических больных. – "Труды IV Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров". Т. V. "Пограничные состояния". М., 1965, с. 459.

30  Обросов И.Ф. Сравнительное изучение преморбидной личности больных с реактивной депрессией и реактивным параноидом. Л., 1974.

31  Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии. – В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969, с. 190-217.

32  Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова. Стенографический отчет. М., 1950, с. 233.

 

Содержание −>

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player