РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАМОНОГРАФИИ

 

Содержание −>

 

ГЛАВА V

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

В наиболее общей форме можно сказать, что медицинская психология изучает либо личность больного, либо различные внешние и внутренние влияния, которые могут отразиться на ее психическом здоровье. В отличие от изучения функциональной психологией отдельных рядоположных процессов, психических функций и психопатологических симптомов марксистской психологией это рассматривается только как первый, аналитический, этап, предшествующий второму, завершающему, синтетическому. Надо помнить, что порок функционализма не в изучении отдельных функций, а в его ограниченности, в отказе от синтетического этапа.

Буржуазной, идеалистической гештальтпсихологии свойствен противоположный порок, против которого так страстно протестовал И.П. Павлов, в частности, говоривший на своих "средах": "Психология – непременно познание целого, странное положение, которого я понять не могу"1, не раз возвращаясь к мысли: "сюда относится мое категорическое заявление: и в психологии нет другого пути к истинно научному обладанию ее материалом, как через анализ. Вот мой отзыв о гештальтистской психологии"2. Это "категорическое заявление" совпадает с его словами в "Ответе физиолога психологам", которые были приведены выше при изложении принципа структурности. Вместе с тем изучение нарушенных и сохраненных психических функций, столь необходимое медицинской психологии, легко перерастает в функционалистическое понимание личности. Принципы личностного и структурного подхода являются тем компасом, который позволяет при изучении личности больного уверенно пройти между Сциллой функционализма и Харибдой гештальтизма.

Для врача-практика понятие "больной" всегда более близко, конкретно и значимо, чем понятие "болезнь".

Эта традиция отечественной медицины, пошедшая от великих клиницистов XIX века И. Дядьковского, М. Мудрова, Г. Захарьина, С. Боткина, опирается сейчас на диалектическое понимание категорий единичного (отдельного) и общего. Оба эти понятия сейчас лежат в основе теоретической медицины. "Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное", – писал В.И. Ленин во фрагменте "К вопросу о диалектике"3.

Для медицины в отличие от ветеринарии "больным" является не только организм, но и личность человека всегда в ее общности и неповторимой отдельности. И это не только для психиатрии, но и для любой другой отрасли медицины и нигде, как в медицинской психологии, так отчетливо не видна роль личности в возникновении, развитии и течении болезней и в их профилактике.

От особенностей преморбидной личности более всего зависит возникновение, симптоматика и течение психогенных состояний. Казалось бы, одинаковая психическая травма у одного вызовет психогенную реакцию, у другого – невроз, а у третьего – даже психоз. Но и течение инфекционных болезней определяется особенностями преморбидной личности. Более того, уже давно было отмечено, что даже раны у победителей заживают быстрее, чем у побежденных, а эмоциональный подъем уберегает охотников от простудных заболеваний. Дальнейшее изучение проблемы зависимости симптоматики различных заболеваний от особенностей преморбидной личности – важнейшая задача медицинской психологии. Но, пожалуй, сейчас еще острее стоит в эволюционно-генетическом аспекте проблемы типологии болезненных изменений личности.

История понятия личности в отечественной литературе наиболее подробно освещена в работах А.Г. Ковалева и В.Н. Мясищева4. Слово "личность" обозначало сначала маску, которую надевал актер (латинское – персона, древнерусское – личина), затем самого актера и его роль: личность царя, отца, обвинителя и т. д. В дальнейшем понятие личность стало обозначать не только роль, но и сущность человека.

Конечно, социальная роль и ее изменения влияют на личность, причем чем менее личность развита, цельна и самобытна, тем она легче реагирует на изменение своей роли. Вот почему прав Н.Д. Левитов, считавший, что "ролям следует приписывать ограниченное значение"5, вопреки ряду социологов, явно переоценивающих их значение. Однако в медицинской психологии скорее намечается тенденция к их недооценке.

Идеалистическая идея единства духа и личности, пройдя через века, легла в основу современной реакционной идеалистической философии персонализма. Персоналисты, начиная с его основоположника американского философа Bowne (1847–1910), проповедника персонализма в России А. А Козлова (1831 – 1901), немецкого психолога Stern (1871–1938), основоположника дифференциальной психологии и автора термина "психотехника", философов Lotze, Teichmüller, Л.М. Лопатина и кончая современными пересоналистами (в США – Flewelling, Brightman, Англии – Carr, Франции – Mounier, Западной Германии, Австрии, Скандинавии – Höffstadtter, Anschutz, и др.), считают личность "индивидуальной субстанцией, нейтральной не только к физической, но и психической сущности человека.

Субстанционная личность для персоналистов является тем "ядром", которое окружено эмпирически познаваемыми "сферами": темпераментом, характером, способностями и т. д. Этот взгляд, к сожалению, нашел отклик и в советской психиатрии в виде широко распространенного понятия "ядро личности", "ядерные психопатии". Марксистскому учению о личности, опирающемуся на понятие ее структуры и иерархии подструктур как ее уровней, чуждо понятие ее ядра.

Так же, как испокон веков в философии идет борьба материализма с идеализмом, так эта борьба идет и во взглядах на личность. Как во всей домарксистской философии борьба с идеализмом велась главным образом с позиций вульгарного материализма, так с этих же позиций велась борьба и с идеалистическими взглядами на личность. В учении о личности вульгарно-материалистические взгляды проявлялись в двух формах: биологизации личности и ее вульгарной социологизации.

Биологизация личности проявлялась и проявляется, в частности, в отождествлении ее непосредственно или через характер с темпераментом. Еще в XVII в. иезуит Gracian у Morales, доказывал, что сложение тела и характер с закономерной точностью определяют друг друга и именно эту точку зрения развил Kretschmer, о чем уже упоминалось выше.

Противоположная ошибочная линия свойственна буржуазной психологии в виде вульгарной социологизации личности, которая идет еще от Durrkheim (1858–1917) и в той или иной мере свойственна почти всем буржуазным социальным психологам, особенно Allport, и представителям различных направлений изучения так называемой современной психологии человеческих отношений (Moreno, Mayo, Sulliven, Werner, и др.). Но и экзистенциалисты Jaspers, Sartre, Marcel, Camus, May и др. в своем противопоставлении личности обществу также по существу нередко социологизируют личность, ставя ее над обществом.

Советских психологов эта линия также иногда заводила в тупик, что проявлялось, в частности, в отрицании способностей и ошибочной крылатой фразе: "Нет плохих учеников, а есть плохие учителя". В судебно-медицинской психологии и юридической патопсихологии вульгарная социологизация проявлялась в недооценке личностных причин преступности и переоценке непосредственного влияния условий без учета врожденных компонентов.

Однако и биологизация, и вульгарная социологизация личности были только отклонениями, с которыми велась и ведется борьба и в теории, и в практике медицинской психологии по всем ее отраслям.

Личность – это конкретный человек как субъект переживания, познания и преобразования мира. Но переживания, познание и активность (элементарной формой которой является отношение, а наиболее сложной – творчество) являются атрибутами сознания. Поэтому можно сказать короче: личность – это человек как носитель сознания. Однако при этом надо помнить, что марксистское понимание сознания подразумевает его активность, действенность. Из личностей состоит общество и в личности аккумулирован весь опыт человечества. Личность – носитель правовых, нравственных и эстетических норм своего общества, класса и более узкой группы. Она эти нормы выполняет и борется за них или, напротив, нарушает и несет за них ответственность. Личность может быть передовой и отсталой, прогрессивной и реакционной. Личность, наконец, что особо важно для медицинской психологии, может быть не только здоровой и больной, но и иметь отдельные препатологические особенности.

Нет ни одной науки о человеке и обществе, которая не изучала бы в том или ином аспекте личность. Но ни для одной науки личность не является столь основным объектом изучения и ни одна другая наука не изучает личность столь всесторонне, как психология. Когда же речь идет о больной личности, свидетельствуемой на предмет установления ее здоровья или болезни или изучаемой в условиях, которые могут влиять на ее здоровье, то все сказанное относится к определению места проблемы личности в медицинской психологии.

Правильное понимание сущности личности обеспечивается опорой на ряд принципов изучения личности, с чем непрерывно приходится сталкиваться врачу-практику. Эти принципы, как и любые другие принципы любой другой науки или изучения любой другой проблемы, не определяют сущности личности, а напротив, вытекают из ее сущности и потому помогают лучше и полнее понять в каждой личности ее общее, особенное и единичное. Это очень важно для медицинской психологии, так как "свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее"6. Поэтому врачу-практику, стремящемуся изучить личность больного, можно рекомендовать опираться на следующие принципы, уточняющие общие принципы медицинской психологии7.

Принцип единства личности и сознания исходит из того, что личностью является человек как носитель сознания. Поэтому, говоря о конкретном сознании, мы всегда подразумеваем сознание конкретной личности, а говоря о личности, не должны забывать все известное нам о сознании. У ребенка сознание и личность развиваются в единстве, а у психически больного – в единстве и разрушаются и восстанавливаются. Любая "душевная болезнь" является одновременно и болезнью сознания, и болезнью личности. Любое нарушение сознания одновременно является изменением (временным или стойким) личности, а любые изменения личности в соответствующей степени изменяют сознание. Вместе с тем единство, не означая тождества, предполагает и ряд различий. Степени нарушения сознания не соответствуют тяжести патологии личности. Снижение ясности сознания, например, не затронет моральных качеств личности, которые может резко нарушить бредовая идея.

Когда психиатр пишет в истории болезни "личность сохранена", он подразумевает не всю индивидуальную структуру личности, якобы оставшуюся неизмененной, а сохранение в этой структуре ее высшей по их иерархии подструктуры – направленности и моральных качеств и, главное, свойств характера. Характер – это каркас личности (но не ее "ядро"!). Именно патология и препатология характера являются чуть ли не наиболее сложной проблемой медицинской психологии, лежащей на пересечении ее с "малой психиатрией".

Принцип единства личности и деятельности гласит, что личность и формируется, и проявляется в деятельности. Он представляет преломление в личности разобранного выше общепсихологического принципа единства сознания и деятельности. Этот принцип лежит в основе трудотерапии не только психических (как наиболее личностных) болезней, но и в той ее не менее важной и реже чем надо используемой форме, когда с помощью трудотерапии врач действует через личность на организм больного. Известно, как стойко сохраняется личность тяжело больного, увлеченного своей деятельностью, и как она быстро деформируется при "ничегонеделаньи"8.

Потребность в труде есть самая первейшая из человеческих потребностей. Она была искажена противоречиями классового общества и, возрождаясь, становится первейшей потребностью человека коммунистического общества.

Принцип структурности личности гласит, что личность структурное, а не аморфное образование, что отдельные свойства (черты) личности не рядоположны, как их обычно располагают в учебниках, а у каждой личности связаны в индивидуальную и неповторимую тонкую структуру, а все без исключения личности имеют единую, всеобщую, но грубую структуру, в которую могут быть уложены любые индивидуальные и типовые структуры. Изучение последних у преморбидных личностей – одна из важных задач медицинской психологии.

Число отдельных черт личности поистине огромно. Так, в русском языке имеется около 1500 слов, обозначающих черты личности, (в грузинском – их около 4000, а в болгарском около 2500), а ведь многие из них не могут быть обозначены одним словом. Наиболее общая, грубая структура должна содержать то число подструктур (иногда называемых сторонами личности), которое необходимо и достаточно для включения в них всех остальных черт личности, являющихся ее элементами.

Подструктуры и элементы объединяют термином "компоненты". При уточнении подструктур личности нельзя забывать об общепринятых в современной психологии психических явлений и свойствах личности.

Единой структуры личности, принятой всеми психологами, еще нет, но она уже намечается в ряде работ9. Мы не останавливаемся на этом принципе подробнее, потому что он уже был разобран выше.

Есть все основания считать, что необходимыми и достаточными являются четыре следующие подструктуры личности, каждая из которых также имеет свою, более тонкую структуру. Элементом структуры личности являются отдельные черты личности, и каждая черта личности имеет свою структуру. Эти четыре основные подструктуры личности, являющиеся одновременно и ее уровнями, выделяются исходя из следующих критериев:

—  из учета уже общепринятых и практически оправдавших себя классификаций свойств личности и психологических понятий;

—  из учета возрастания социализации как отдельных свойств личности, так и объединяющих их от четвертой до первой подструктур;

—  из учета специфических видов формирования, свойственных каждой подструктуре.

Первая подструктура, наиболее существенная для личности в целом, не имеет непосредственных природных задатков и отражает индивидуально преломленное классовое общественное сознание. Эта наиболее социально обусловленная подструктура формируется путем воспитания. Ее можно коротко называть подструктурой направленности личности. Взятая в качестве целого, она в свою очередь включает в себя следующую иерархию подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности. В направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти же качества направленности присущи и ее указанным подструктурам, Она является основной опорой психотерапевтических мероприятий и в этом ее основное значение для медицинской психологии.

Вторая подструктура объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, уже с заметным влиянием биологической обусловленности входящих в нее свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой или подготовленностью, и в этих аспектах она имеет значение для медицинской психологии.

Третья подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций как форм отражения. Взаимосвязь биологической и социальной обусловленности свойств этой подструктуры еще более сложна, поскольку формы отражения являются генетически обусловленными функциями мозга, изучаемыми не только патопсихологией и нейропсихологией, но и всеми другими отраслями медицинской психологии, а содержание этих форм либо полностью социально обусловлено, либо социально видоизменено. Свойства этой подструктуры личности, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируются путем упражнения. Коротко ее можно называть подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура, низшая в их иерархии, объединяет свойства темперамента (или, как теперь говорят, типологические свойства личности). К этой же структуре относятся и половые особенности, и возрастные изменения личности, и ее патологические, "органические" изменения. Нужные черты, входящие в эту подструктуру, формируются с большим трудом, но достаточно для этого только повторения, тренировки. Они несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и потому кратко эту подструктуру можно называть биологически обусловленной подструктурой, темперамента.

Способности, характер являются не рядоположенными с этими основными, а наложенными на них подструктурами личности, так как они не имеют своих элементов10. Любая черта характера является чертой личности, входящей в ту или иную из ее подструктур или лежащей на их пересечении, хотя не каждая черта личности является чертой характера. Чтобы черта личности могла рассматриваться как черта характера, она должна быть не только достаточно отчетливо выражена, но и четко связана с рядом других черт характера и в силу этого закономерно и систематически проявляться не в одной, а в различных видах деятельности данной личности. Характер – это каркас личности и препатология характера, в которой тесно переплетаются психопатическая и социопатическая этиология – это важнейший, но очень еще мало разработанный раздел медицинской психологии.

Способности – это структура тех свойств личности, входящих в ее четыре основные подструктуры, которые нужны для освоения какой-либо деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней. Способности – это степень соответствия данной личности требованиям определенной деятельности, раскрытия через структуру данной личности и структуру требования к личности данного вида деятельности. С.Л. Рубинштейн достаточно четко выделял и способности и характер из остальных свойств личности. "Сложные психические свойства человека образуют две основные группы – характерологические свойства и способности"11, – писал он.

Такова, кратко говоря, концепция динамической функциональной структуры личности, развиваемая автором этих строк, исходя из принципа структурности как принципа общего и для всей медицинской психологии, и для изучения личности. Эта концепция может быть кратко представлена в виде схемы, в которой отчетливо проявляется принцип иерархии личности.

Схема иерархии основных рядоположенных подструктур как уровней личности,
на которые накладываются подструктуры ее характера и способностей

 

Принцип динамизма личности, являющийся конкретизацией общепсихологического принципа развития, гласит, что личность беспрерывно развивается, созревая в силу своих внутренних закономерностей и формируясь под влиянием внешних условий и под влиянием целенаправленных воздействий других людей. Болезнь личности есть ее изменение как патологическое развитие. Лечение, в частности психотерапия, как наиболее специфическое личностное лечение – это частный и специфический случай формирования личности (наряду с воспитанием, обучением, упражнением, тренировкой и психологической подготовкой).

Личность конкретного человека не только неповторима, но из-за ее динамизма никогда не остается себе равной. Ее изменения могут быть временными или стойкими, случайными или направленными, обратимыми или необратимыми, нормальными или патологическими, социально положительными или отрицательными. И вся эта сложнейшая динамическая гамма должна учитываться при изучении врачом личности больного, чтобы основная тенденция изменения его личности была правильно понята, а случайное не принято за закономерное.

Иногда выделяют в самостоятельный принцип, подчиненный предыдущему, принцип пластичности личности, который гласит о чрезвычайных возможностях компенсации и функциональной взаимозаменяемости отдельных частных структур в целостной структуре личности. Как действие может быть выполнено с помощью различных заменяющих друг друга движений, так одинаковый результат деятельности может быть достигнут личностью с использованием различных своих свойств. Например, внимательность может заменить нарушенную у больного сообразительность, а сообразительность компенсировать дефект памяти и т. д. Компенсационные возможности широко используются в процессе трудотерапии и при психотерапии; без учета их невозможен личностный подход при трудовой экспертизе.

Принцип личностного подхода к личности только внешне звучит тавтологией хотя бы уже потому, что к личности может быть и функциональный подход, и употребляя приведенные выше высказывания А.И. Яроцкого и В.М. Черноруцкого, "ветеринарный подход".

Не повторяя уже сказанного об этом принципе, отметим, что его понимание и опора на него являются гарантией правильного практического решения проблемы "врач и больной". Этот принцип чрезвычайно важен и во врачебно-трудовой экспертизе, что уже давно было понято передовыми экспертами, в частности Г.Р. Грайфером, сохранившим для авиации А. П. Маресьева12.

Принцип личностного подхода, конечно, допускает обоснованное абстрагирование и оценку изолированного психического явления у человека (психическая функция, процесс, способность и т. д.), но и при их изолированном изучении он никогда не допускает игнорирования личности в целом. Вместе с тем этот принцип, к сожалению, часто игнорируется при попытках дать определение личности, когда даваемое определение теряет различие между личностью и человеком в целом, например: "Личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений"13.

Еще два принципа, существенно значимые для методологически правильного экспериментально-психологического изучения личности, – принцип моделирования и принцип взаимодополнения и взаимопроверки методов будут рассмотрены в следующей главе.

 

_______________________

1  "Павловские среды". Т. II, с. 564.

2  Там же. Т. III, с. 44.

3  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29, с. 318.

4  Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека, Л. Т. I. Характер, 1957; т. II. Способности, 1960.

5  Левитов Н.Д. Теория ролей в психологии. – "Вопросы психологии", 1969, № 6, с. 157.

6  Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., с. 309.

7  Платонов К.К. Проблема личности в медицине. – В кн.: Философские и социальные проблемы медицины. М., 1966, с. 227-242.

8  3ейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971.

9  См. Мясищев В.Н. Личность и невроз, с. 35; Мясищев B.Н. Понятие личности и ее значение для медицины. – В кн.: Методологические проблемы психоневрологии. Л., 1966, с. 25-56; Ковалев А.Г. Психология личности. Изд. 2-е. М., 1965, с. 40-42; Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности человека как субъекта. – В кн.: Человек и общество. Вып. II. Л., 1967, с. 235-248; Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972, с. 63-101.

10  Платонов К.К. Способности и. характер. – В кн.: Методологические проблемы психологии личности. М., 1974.

11  Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., с. 289.

12  См. Грайфер Г.Р. Индивидуальная оценка в практике врачебно-летной экспертизы. – "Военно-медицинский журнал", 1946, № 12; Грайфер Г.Р. О применении индивидуальной оценки в практике врачебно-летной экспертизы. – Там же, 1948, № 12.

13  Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968, с. 26-27.

 

Содержание −>

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player