РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАМОНОГРАФИИ

 

Содержание −>

 

ГЛАВА VI

МЕТОДОЛОГИЯ МЕТОДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Методология – философское учение не только об общих методах познания и преобразования действительности, но и об общих принципах частных, конкретных методов отдельных наук. Слово метод происходит от греческого "методос", означавшего вначале путь, а в дальнейшем путь познания и исследования, учение и даже теорию. Под методом марксизм понимает средство теоретического и практического исследования действительности, исходящую из закономерностей движения познаваемого объекта, причем методы могут быть и более общими и более конкретными.

В философии разделяют (а в буржуазной философии неправомерно противопоставляют) онтологию – как учение о бытии и гносеологию – как учение о познании. Домарксистской философии была свойственная ошибка, получившая наименование онтологизации метода – выведения бытия из метода, примером чему являются "Новый органон" (1620) Френсиса Бэкона и "Рассуждение о методе" (1637) Рене Декарта.

Марксизм показал порочность абсолютизации и онтологизации метода и определил методы как средства научного исследования1. При этом марксизм подчеркивает подчинение метода не только решаемой с его помощью задаче, но и той теории, с позиций которой эта задача решается. Любой метод науки определяется пониманием ее предмета.

Сказанное имеет не только историческое значение, но и весьма актуально для современной практики медицинской психологии. Опасность подчинения не только задачи исследования, но и выводов, т. е. понимания сущности явления, методу, созданному на основе ошибочной теории и в психологии и в медицине, а потому и в медицинской психологии, еще велика. Наиболее ярким и практически важным примером является тенденция возврата к тестированию – детищу функциональной психологии, принципиально отказавшемуся от понимания сущностей изучаемых психических явлений и подменяющему эти сущности условными баллами. Сюда же относятся и попытки необоснованной математизации результатов изучения личности, доведенные некоторыми авторами до номиналистического понимания результатов факторного анализа, когда отдельные факторы, полностью потеряв свой психологический реальный смысл, стали математической абстракцией. Это, конечно, не значит, что факторный анализ не может с пользой применяться в медицинской и общей психологии. Тем более это не значит, что не надо внедрять математические методы в медицинскую психологию2. Но это значит, что медицинская психология не должна забывать своего научного психологического языка.

В 20-х и 50-х годах в медицинской психологии имелась достаточно отчетливая тенденция онтологизации того, что сам И.П. Павлов в "Лекциях о работе больших полушарий головного мозга" называл технической методикой, противопоставляя ее принципиальной методике. Автору этих строк в 1926 г. как младшему научному сотруднику психофизиологической лаборатории Украинского психоневрологического института было поручено изучение социально-психологической проблемы хулиганства… методом слюнных условных рефлексов и нахождение их различия у осужденных за хулиганство, воровство и убийство… Рецидивы с подобной методологией были и в клиниках в 50-х годах.

Есть и более скрытая и коварная тенденция абсолютизации метода. Исходя из поставленной задачи, например, в диссертационной работе подбираются не методы, а работа подгоняется под эффектный, имеющийся в распоряжении диссертанта метод. Такие темы даже получили крылатое, иногда теряющее свой иронический смысл название – "темка с осциллографом". Сейчас на смену пришли "темки с MMPI" или "с Векслером", или с каким-либо другим, заимствованным без всякой критики из буржуазной науки тестом. Как здесь не вспомнить замечательную мысль Клода Бернарда: "экспериментатор, не знающий, что отыскивает, не поймет то, что он найдет"3.

Все эти ошибки вытекают из недооценки методологии метода. Нередко они бывают связаны с подменой научного познания обыденным сознанием, здравым смыслом: "… здравый человеческий рассудок, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования", – писал Ф. Энгельс4 в "Анти-Дюринге". В здравом смысле часто скрыта тормозящая прогресс традиция. "Отцы так делали (или мой учитель так считал!) – значит, так верно". В других случаях методологическая оценка метода подменяется основным тезисом философии прагматизма: истинно то, что полезно, маскируемого доводом: этот метод помогает мне лучше понять личность, а больше мне от него ничего и не нужно. При этом забывается, что это может быть только иллюзия понимания, которая хуже осознанного непонимания. Эта тенденция, в частности, отмечается при использовании так называемого миннесотского многофакторного личностного теста (MMPI)5.

Замечательно писал о методе И.П. Павлов: "Метод, самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных"6.

В зависимости от объекта познания, от степени общности или конкретности задачи, решаемой исследователем, методы могут быть более общими и более частными, конкретными. Наиболее общим методом познания законов развития природы, общества и мышления, является марксистский диалектический метод. Исторический процесс формирования научной методологии завершился созданием диалектического материализма. Но методология отдельных наук, и тем более их отраслей, продолжает создаваться, поскольку и сами эти науки и их отрасли создаются, развиваются, дифференцируются и вновь синтезируются на новых пересечениях. Это, понятно, относится и к медицинской психологии, со всем разнообразием ее связей со смежными медицинскими науками, о которых шла речь выше.

Методология медицинской психологии, как и любой науки, включает в себя принципы ее частных методов, конкретизирующие более общие принципы и методы и не могущие им противоречить. Это важнейшее правило методологии также нередко забывается, при этом методология конкретных методов нередко сводится к технике отдельных методов и обоснованию конкретных решаемых ими задач. Последняя же отрасль знания фактически относится либо к так называемой лабораторной технике, либо к содержанию самой науки или ее отрасли. Потому и в задачи этой книги не входит разбор эффективности применения отдельных конкретных методов при различных болезненных состояниях. Эта задача решалась в указанных выше работах Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн и сборниках НИИ психиатрии имени В.М. Бехтерева.

К методологии методов относится раскрытие их сущности, связи с другими методами и принципами данной науки "по горизонтали", а "по вертикали" – с более общими принципами и методами. Принципы медицинской психологии в их взаимосвязи и связи с принципами психологии в целом и законами диалектики уже были разобраны. Осталось сказать о самой методологии ее методов.

Поскольку в основе марксистской психологии лежит рефлекторная теория психики, являющаяся естественно научным выражением философской теории отражения, то все конкретные методы медицинской психологии должны не противоречить принципиальному рефлекторному методу, который сам И.П. Павлов в своих "лекциях" называл "принципиальной методикой". Здесь уместно сказать, что и в медицинской психологии, да и в ряде других наук, понятие "метод" и "методика" нередко смешиваются. Вместе с тем под методикой надо понимать совокупность методов проведения какого-либо исследования, подчиненную определенной задаче.

Двумя основными методами медицинской психологии (как и в целом психологии и обиологии) являются наблюдение и эксперимент (или, как говорили раньше, опыт). Очень ярко на сущность их различия указал еще в 1899 г. И.П. Павлов в речи, произнесенной в память С.П. Боткина: "Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет"7. Нельзя забывать, что наблюдение входит как составная часть в большинство медико-психологических и любых других психологических экспериментов.

Наблюдение, как метод, которым шире других пользуется врач-практик, опираясь на принципы единства сознания и деятельности и детерминизма, проникает в особенности тех или иных психических явлений, исходя из учета деятельности изучаемого и ее причин. Оно может быть сплошным, когда учитываются все возможные особенности психики изучаемого в определенный период, или выборочным, целенаправленно выделяющим учитываемые факты. Наблюдение может (и при возможности должно) усиливаться методами объективной регистрации поддающихся наблюдению явлений. Примерами могут быть фотографирование мимики эмоционально-возбудимого больного или телезапись пульса космонавта. Подобный метод часто называют экспериментом, но сам факт регистрации, как будет показано ниже, не определяет еще эксперимента.

Обычно выделяемые в качестве особых психологических методов беседа и анкетирование по существу являются только разновидностями метода наблюдения. Это же можно сказать и о сборе анамнеза или катамнеза у самого больного или у родственников. Наконец, специфической разновидностью метода наблюдения является также рассматриваемый иногда в качестве самостоятельного биографический метод. В практике медицинской психологии этот метод сливается с "анамнезом жизни". Этот метод является основным для изучения преморбидной личности.

К сожалению, не получил дальнейшей разработки предложенный учеником И.П. Павлова Б.Н. Бирманом так называемый патобиографический метод определения типа нервной системы8. А ведь этот метод родился на "Павловских клинических средах" и полностью определяется пониманием И.П. Павловым темперамента.

"Темперамент, – говорил он, – есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивида"9. Следовательно, если эта "печать на деятельности" у данной личности не может быть определена, это может означать только одно из двух: либо дефектность медико-психологического исследования, либо невыраженность темперамента у данной личности.

Если биографический метод особо должен опираться на принцип развития (динамизма личности), то изучение продуктов деятельности, являющееся также специфической разновидностью метода наблюдения, особо должно опираться на принцип единства личности и деятельности. Психиатрам давно известно большое теоретическое, личностное значение и не меньшее практическое, диагностическое значение изучения продуктов творчества душевных больных. Запись в полете качества выполнения летного задания также может рассматриваться как применение метода изучения продуктов деятельности в медицинской психологии. Особое значение он имеет в трудотерапии.

Особого рассмотрения требует метод самонаблюдения. В идеалистической психологии он был поднят до уровня "принципа интроспекции", который может быть сформулирован словами психолога-идеалиста Г.И. Челпанова (1862–1936). "Самонаблюдение – основа психологии … психические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения, познания при помощи самонаблюдения в психологии принято также называть субъективным методом или интроспекцией"10.

Еще И.М. Сеченов писал: "У человека нет никаких специальных умственных орудий для познания психических фактов вроде внутреннего чувства или психического зрения, которое, сливаясь с опознаваемым, познало бы продукты сознания непосредственно по существу"11. Глубокий философский разбор проблемы самонаблюдения был сделан Б.М. Тепловым и участниками психологического совещания 1952 г.12 Уже тогда стало общепризнанным, что принцип интроспекции марксистской психологией полностью и безоговорочно отвергнут, поскольку психические явления реальны и объективно познаваемы. Методы психологии обеспечивают их объективное познание и без метода самонаблюдения.

Однако это не значит, что от самонаблюдения есть основания отказываться и считать этот метод порочным. Самонаблюдение не порочный, а весьма ограниченный, хотя иногда и необходимый, особенно в практике медицинской психологии, метод психологии. Он может позволить констатировать определенное психическое явление: "я не заметил", "вижу, что а больше б", "это я забыл" и т. д., но он не может установить причинно-следственных связей, например, дать ответ на вопрос: почему я это забыл. Тем более он не может проникнуть в сущность этого явления и дать ответ, например, на вопрос: что такое память?

Советскими психологами было показано большое практическое значение самонаблюдения в форме так называемого самоконтроля при образовании ряда навыков. Особенно велико оно при психотерапии и психосоматической тренировке. В этих случаях самоконтроль, смыкаясь с самовнушением (аутосуггестией), становится одной из форм психосоматических взаимодействий. Самоконтроль, включающий, например, у спортсменов счет своего пульса, понятие более широкое, чем самонаблюдение, которое входит в него обязательным и важнейшим компонентом.

В начале 50-х годов имело место явно ошибочное отношение к самонаблюдению, доходящее до анектодического. Так, автору этих строк в 1951 г. пришлось в одном научном институте слышать указания консультанта-профессора о необходимости при исследовании остроты слуха предлагать свидетельствуемому нажимать на ключ регистрации на кимографе, поскольку это "объективный метод", а не говорить "слышу", ибо это якобы "прочный субъективный метод".

Вместе с тем нельзя забывать, что большинство так называемых социологических анкет (а они все более и более проникают в медицинскую психологию), как и многие данные анамнеза, в значительной степени (а иногда и исключительно) опираются на самонаблюдение опрашиваемого, противореча тем той "марксистской истине", о которой выше было сказано словами В.И. Ленина. Это не значит, что полученный материал "полностью недостоверен", но это значит, что он всегда требует учета всего сказанного о самонаблюдении и соответствующей проверки либо методом обобщения независимых характеристик, о которых речь пойдет ниже, либо экспериментом.

И.П. Павлов в уже упомянутой речи в память С.П. Боткина сказал, что "окончательная победа медицины придет только через лабораторный эксперимент"13. Это, конечно, полностью относится к медицинской психологии, располагающей все возрастающим арсеналом методов14. Не вдаваясь в их частную определенность, с методологических позиций надо прежде всего остановиться на проблеме тестов и тестирования.

С конца 30-х и до конца 50-х годов слова тест и "психологический тест" были однозначными. Однако именно в это время и в клинике, и в экспертизе (особенно в авиационной медицине) усиленно внедрялся физиологический тест – "индекс Шнейдера" не только для оценки состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и диагностики перехода утомления в переутомление. Критика этого метода показала, что не только в психологии, но и в физиологии надо различать тесты и тестирование как их методологически порочное применение, примером чему и был "индекс Шнейдера".

Термин "тест" (англ, test – задача или проба) ввел в 1890 г. англо-американский психолог Cattell. После того как в 1905 г. Binet и Simon разработали серию тестов для определения одаренности детей, и особенно после того как Miinsterberg сначала в Германии, а потом в США предложил серии тестов для определения профессиональных способностей, тесты вошли в практику медицинской психологии в русле психотехники, включенной во врачебно-трудовую экспертизу.

Борьба с функционализмом в буржуазной психологии велась с позиций так называемой глубинной психологии и гештальтпсихологии. С этих позиций в 20-х годах швейцарский психолог Rohrschach открыл дорогу "проективным тестам" (на них якобы видна проекция личности в целом!), предложив свой тест "чернильных пятен", а в 30–40-х годах Morrey свой "метод тематической апперцепции" (ТАТ – от Thematic Apperception Test). Под влиянием социологических тестов самооценок Hathaway и Mac Kinley в 1960 г. разработали "миннесотский и многофазный личностный тест" (MMPI – от Minnesota Multiphisic Personality inventory), в дальнейшем неоднократно перерабатывавшийся. Опираясь на теоретически очень слабую американскую психиатрию, не понимающую различия между здоровьем и болезнью, все эти тесты считались равноприемлемыми и к больной, и к здоровой личности.

В понимании самих тестологов: "тест – средство в кратчайший срок получить наиболее сравнимые, выраженные в числах сведения о признаках испытуемого"15. "Тест отличается от исследовательского опыта своей целью. Цель теста – не установление общепсихологических закономерностей, а психическая квалификация подвергавшихся обследованию коллективов и лиц"16. Однако правильнее считать, что эти определения относятся не к тесту, а к методу тестирования. Тот же самый тест, который может быть включен в метод тестирования и подчинен указанной задаче, может быть использован и для включения в клинико-психологический метод, в метод обобщения независимых характеристик или в метод функциональной оценки утомления. Б.М. Теплов говорил, когда речь шла о психологических тестах: "нет умных и глупых тестов, есть умное и глупое их применение" 17.

Порочность тестирования в принципиальном отказе от личностного подхода, в подмене личности, как диалектического единства, как динамической структуры, метафизической рядоположностью отдельных якобы всегда самим себе равных психологических функций, не только выраженных, но часто и замененных математическими формулами. Наиболее полное и объективное выражение тестирование нашло в "профиле Россолимо", не только графически изобразившем результат исследования личности в виде частокола столбиков, выражавших уровень развития отдельных функций, но и так понимавшем сущность личности18. Этот метафизический взгляд на личность нашел в 30-х годах довольно широкое распространение и полностью не ушел в прошлое до сих пор. Ведь в психологической экспертизе до сих пор еще говорят о "профиле профессии" и "профиле личности" больше, чем об их структурах.

Понятие профиля, которому принципиально враждебно понятие структуры, еще очень живуче. Так, например, "метод полярных баллов" для квалиметрии отдельных свойств личности19 был назван вначале в ГДР Hiebsch и Vorwerg, а вскоре в СССР В.Н. Шубкиным "методом полярных профилей"20, что в корне изменило его смысл. Об этом приходится писать в данной книге потому, что уже есть тенденция проникновения этого метода в его неверном не только названии, но и понимании в медицинскую психологию.

Понимание современного положения тестов в отечественной медицине невозможно без учета их истории у нас, зависящей в свою очередь от истории изменения взглядов на личность.

В начале 20-х годов это было понимание личности как функционального профиля, определившего вместе с термином "психометрия" появление функциональных психологических так называемых психотехнических тестов. Именно этот этап привел к широкому распространению тестов и превращению их применения в тестирование, с которым уже тогда психологами велась борьба.

Пришедшее у нас в 40-х годах на смену функциональному пониманию личности ее одностороннее отождествление только с ее опытом (знаниями, навыками, умениями) определило, с одной стороны, справедливую критику функциональных тестов, часто подменяющих оценку изучаемого процесса общей подготовленностью личности, и, с другой стороны, определило внимание к тестам оценки подготовленности и общего культурного развития. Хотя вначале их боялись называть тестами.

После "Павловской сессии" 1950 г. в русле волны биологизации личности она стала многими (особенно врачами) отождествляться с типом нервной системы. Вместе с тем в этот период была начата плодотворная работа Б.М. Теплова, в дальнейшем продолженная В.Д. Небылицыным и К.М. Гуревичем, по разработке группы тестов, нацеленных на определение типологических свойств личности, которые Б.М. Теплов назвал "непроизвольными тестами".

Справедливая борьба с биологизацией личности в 60-х годах привела к появлению тенденции к ее вульгарной социологизации и отождествлению только с ее направленностью, установками и отношениями. Успешная разработка проблемы направленности (Л.И. Божевич, Н.Д. Левитов) привела к разработке тестов направленности. Соответственно разработка грузинскими психологами теории Узнадзе привела к увеличению числа тестов на изучение установки; разработка проблемы отношений (В.Н. Мясищев) – к разработке тестов на отношения и к заимствованию зарубежных прожективных тестов. Нельзя говорить о тестах, не уточняя их вида. В тестах отчетливее, чем где бы то ни было, видна зависимость метода от породившей его теории. В настоящее время имеются тесты функциональные, вполне пригодные для аналитического изучения некоторых компонентов структуры здоровой и больной личности как этапа для необходимого следующего синтетического компонента. Есть близкие к предыдущим тесты для оценки типологических свойств личности, о которых пишет К.М. Гуревич21. Есть и система нейропсихологических тестов, разработанных под руководством А.Р. Лурия и используемых с большим успехом для тонкой диагностики локализации поражений мозга, причем для этой цели пригодны и некоторые функциональные тесты, например "тест Равена"22. Но есть, наконец, и проективные тесты, порожденные психоанализом, которые пока только тщетно пытаются "адаптировать" к марксистской теории личности и медицинской психологии.

На специальном совещании по проблемам использования тестов в медицине (апрель 1973 г.) был обсужден уже накопленный в этой области положительный опыт и обращено внимание на основной недостаток23, которым являлась подмена создания собственных методов, логично вытекающих из марксистской теории личности и болезни, попытками "адаптации" зарубежных, в основном прожективных тестов. При этом, как было широко признано, вместо уточнения теоретических предпосылок методов эта "адаптация" сводится только к уточнению отдельных формулировок.

На этом совещании вызвала возражения имеющаяся тенденция противопоставлять тесты эксперименту. Так, например, метод "пиктограммы", предложенный в 30-х годах А.Р. Лурия, часто рассматривается не как тест, а как экспериментально-психологический метод. Противопоставляют тесты и психологический эксперимент И.И. Иванова и В.Г. Асеев24. Но во всех этих случаях по существу речь идет о противопоставлении психологического эксперимента не тестам, а их методологически ошибочному построению или применению в форме тестирования.

О методологической сущности эксперимента уже было сказано словами И.П. Павлова: он "берет у природы то, что он хочет", иными словами, эксперимент всегда, вмешиваясь в обычное течение явлений, целенаправленно изменяет их, чтобы получить материал для дальнейшего анализа результатов изменения причинно-следственных отношений. Требование достоверности результатов эксперимента приводит к необходимости их проверки не только и даже не столько при повторении их, сколько путем применения системы взаимопроверяющих и взаимодополняющих друг друга методов.

Общие требования полностью относятся и к медико-психологическим как теоретическим экспериментальным исследованиям путем констатирующего или формирующего эксперимента, так и к практическим исследованиям путем тестов, и к тем и к другим относится общеметодическое требование идти "… от явления к сущности, от сущности первого, так сказать порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца"25.

Различия между ними могут определяться только задачами, решаемыми тем или иным методом. Производным от этих задач являются отличия всех видов тестов (при их существенных различиях между собой) от методов теоретических медико-психологических экспериментов – их краткостью и достоверностью. Последняя достигается их обязательной, предшествующей практическому применению экспериментальной проверкой.

Каждый отдельно взятый лабораторный экспериментально-психологический метод (нет никаких методологических оснований бояться называть его тестом) должен быть нацелен на раскрытие того или иного качества личности. Если этот тест построен правильно, то он не должен противоречить описанным выше принципам медицинской психологии, хотя может и не всем им одновременно и полностью соответствовать. Так, например, не всякий тест может соответствовать принципу развития (динамизм личности). Вместе с тем ни одни результаты применения теста не могут быть продуктивно проанализированы без учета этих принципов.

Тесты обязательно должны строиться исходя из специфического для лабораторных психологических методов принципа моделирования. Иными словами, они должны не внешне, а по своей психологической структуре соответствовать структуре того психического явления, которое ими хотят исследовать.

Своеобразным методическим приемом является целенаправленное изменение изучаемой структуры деятельности. Хотя прием этот подчас сложен, но зато он весьма продуктивен. Смысл его заключается в целенаправленном выключении отдельных элементов изучаемой структуры, например, выполнение того же действия при выключенном том или ином анализаторе или при измененной мотивации деятельности. Этот прием применим и в лабораторном и в естественном эксперименте, в частности в процессе трудотерапии. Более того, можно считать, что естественный психологический эксперимент, как правило, хотя и не всегда осознанно, строится с использованием этого методического приема.

В практике медицинской психологии лабораторный эксперимент очень часто дополняется естественным экспериментом, обычно с использованием методов физической подготовки. Вообще принцип взаимодополнения и взаимопроверки отдельных методов, на которые опирается решение какого-либо вопроса, относится к любым методам, но более всего он относится к тестам. Об этом С.Л. Рубинштейн писал еще в период всеобщего увлечения тестами, указывая на необходимость, "учитывая естественные границы тестовой методики, дополнять ее другими методическими средствами"26. Эти слова не устарели и в настоящее время, а тогда именно они явились толчком, побудившим искать их осуществление в методе обобщения независимых характеристик27.

Этот метод, исходящий из принципа единства личности и деятельности, предусматривает взаимопроверку сведений об особенностях изучаемой личности, получаемых путем бесед с изучаемым лицом и с наблюдающими за ним в различных условиях его деятельности: в процессе лечения, на производстве, в быту, в занятиях спортом, в самодеятельности и во время отдыха и т. д. Обобщаемая характеристика может создаваться только на основе независимых этих характеристик, но может (что, конечно, значительно лучше) включать и материал естественного и лабораторного эксперимента, в том числе и с помощью тестов.

Так же как клиницист всегда стремится сопоставить, взаимодополнить и взаимопроверить данные анамнеза, наблюдения у постели больного и лабораторных исследований, так и патопсихолог и психолог-эксперт должны стремиться сопоставить, взаимодополнить и взаимопроверить данные лабораторного и естественного эксперимента и данные наблюдений, полученные при изучении конкретной личности в различных видах деятельности. Обобщение всех собранных данных он должен осуществлять, опираясь на разобранные выше принципы.

 

_______________________

1  Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 20, с. 537.

2  См., например, Иовлев Б.В. Сравнительная эффективность диагностики с помощью некоторых вариантов последовательного статистического анализа. – В кн.: Психологические методы исследования в клинике. Л., 1967, с. 15-20.

3  Bernard. De la physiologic general. Paris, 1872, p. 185.

4  Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 20, с. 21.

5  См., например, Собчик Л.Н. Дифференциально-диагностическая ценность MMPI в комплексе клинико-психологического обследования в психиатрической практике и при решении вопросов трудоспособности. – В кн.: Психологические исследования в практике ррачебно-трудовой экспертизы. М., 1972, с. 51-58.

6  Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. V. М., 1952, с. 26.

7  Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. II, ч. 2. М. – Л., с. 274.

8  См. Бирман Б.Н. Опыт клинико-физиологического определения типов высшей нервной деятельности. – "Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова", 1951, № 6, с. 879-888; В применении к летчикам эту методику см. в кн.: Платонов К.К. Психология летного труда. М., 1960, с. 227-230.

9  Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III, ч. 2, с. 105.

10  Челпанов Г. И. Учебник психологии. М., 1912, с. 7.

11  Сеченов И. М. Избр. произв. Т. I. M., 1952, с. 172.

12  См.:Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии, "Известия АПН РСФСР", 1973, вьп. 45.

13  Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. II, кн. 2. М., 1951, с. 284.

14  Кроме приведенных книг, см.: Кононова М.П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста. М., 1963; Психологические методы исследования в клинике. М., 1967; Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики психопатологии. Практическое руководство. М., 1970.

15  Профессиональный отбор. М. – Л., 1925, с. 70.

16  Шпильрейн И.Н. О прикладной психологии и ее применении военными врачами. – В кн.: Военно-санитарный сборник. Вып. II. М., 1925, с. 48.

17  Подробнее см.: Тесты и "тестирование". – В кн.: Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972, с. 217-231; Лурия А.Р., Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. О применении психологических тестов в клинической практике. – "Ж. невропатологии и психиатрии", 1974, № 12, с. 1821-1830; Платонов К.К. Против вульгаризации применения тестов при психодиагностике. – "Социалистический труд", 1974, № 12, с. 95-98.

18  Россолимо Г.И. Психологические профили. М., 1917.

19  Подробнее см. в кн.: Опыт изучения психологических структур личностей различных групп. М., 1976.

20  См.: Карпов Ю.Д., Кочетов Г.М., Шубкин В.Н. Применение количественных оценок в исследовании социально-психологических отношений коллектива и личности. – В кн.: Социология в СССР. Т. II, М., 1966, с. 413.

21  Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970, с. 78-123.

22  См.: Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962, с. 305-306.

23  Подробнее см.: Кабанов М.М., Лебединский М.С., Морозов Г.В. О применении в клинике психологических тестов. – "Ж. невропатологии и психиатрии", 1974, № 8; Лурия А.Р., Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. О применении психологических тестов в клинической практике. Там же, 1974, № 12.

24  См.: Иванова И.И. и Асеев В.Г. Методология и методы психологического исследования. – В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969, с. 229-233.

25  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29, с. 227.

26  Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1935, с. 87.

27  Подробнее см. в кн.: Личность и труд. Под ред. К.К. Платонона. М., 1965, с. 66-74.

 

Содержание −>

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player