РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАСТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ

Исаева Е

Исаева Е.Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции //

Вестник ТГПУ, Раздел «Психология». Вып. № 11 (89) 2009. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – с. 144-147.

 

Часть II

Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции

 

Исаева Е.Р.

Санкт-Петербургский государственный медицинский

университет им. акад. И.П. Павлова,

кафедра психиатрии и наркологии с курсом медицинской психологии

 

С целью изучения гендерных и возрастных различий в репертуаре совладающего со стрессом поведения россиян, было проведено масштабное пилотажное исследование при помощи методики Р.Лазаруса (WCQ, The Ways of Coping Questionnaire, 1988) [1;2]. Исследование показало, что у большинства здоровых людей в структуре совладающего поведения преобладают активные проблемно-фокусированные копинг-стратегии, направленные на планомерное разрешение проблемы и поиск социальной поддержки. Только в ситуациях, не поддающихся изменению (влиянию), здоровые испытуемые обращаются к эмоционально-фокусированным стратегиям преодоления стрессовых ситуаций, выражающимся в положительной переоценке и повышении контроля над эмоциональными реакцияцелью изучения гендерных различий копинг-поведения нами был проведен сравнительный анализ средних значений копинг-стратегий, полученных на мужской и женской выборках (использовался t-критерий Стъюдента), результаты которого представлены в таблице №1. Следует указать, что вся статистическая обработка и анализ данных проводился на основании сырых баллов, полученных при тестировании. В дальнейшем в готовящемся к выпуску методическом пособии мы представим готовые таблицы перевода сырых значений в Т-баллы.

Таблица №1

Сравнительный анализ средних значений

копинг-стратегий между группами мужчин и женщин.

 

Копинг-стратегия

Мужчины

(n=639)

Женщины

(n=988)

Достоверность различий

M

σ

M

σ

p-level

Конфронтация

8,69

2,9

8,78

2,8

Дистанцирование

8,75

3,0

8,81

3,0

Самоконтроль

13,87

3,2

13,65

3,0

Поиск социальной поддержки

11,01*

3,1

11,62*

3,3

,001

Принятие ответственности

7,76

2,6

7,74

2,4

Бегство-избегание

10,28*

4,2

11,05*

3,9

,001

Планомерное решение проблемы

12,47

3,0

12,17

3,1

Положительная переоценка

12,05*

3,5

12,64*

3,7

,001

 

На высоком уровне достоверности выявлены различия между мужчинами и женщинами в выборе копинг-стратегий «поиск социальной поддержки», «бегство» и «положительная переоценка». Как показало исследование, женщины достоверно чаще в трудных жизненных ситуациях обращаются за психологической поддержкой и помощью к социальному окружению (М=11,62; р<0,001), чем мужчины (М=11,01). Женщины обнаруживали повышенную потребность в общении, в близких эмоциональных отношениях, по сравнению с мужчинами. Мужчины редко сообщают окружающим о своих проблемах, хотя так же тяжело и глубоко склонны переживать трудности и невзгоды. Поскольку общепризнанными социальными характеристиками стереотипа мужского ролевого поведения являются соревновательность и стремление к превосходству (доминированию), то склонность поделиться с кем-либо своими проблемами равноценна тому, чтобы признать себя слабым и неспособным, «проигравшим».

Также было обнаружено, что женщины достоверно чаще прибегают к бегству от решения проблем, чем мужчины (соотв.: М=11,05 и М=10,28, p<0,001). Наконец, женщины чаще мужчин используют когнитивную стратегию позитивной переоценки  (М=12,64 и М=12,05, p<0,001). Т.е., респонденты-женщины в большей степени склонны искать положительные стороны в происходящих событиях, придавать трудностям новый смысл, тем самым, снижая и обесценивая для себя значимость этих событий. В остальных стратегиях совладающего со стрессом поведения мужчины и женщины предпочитают прибегать к одинаковым вариантам.

Нами были изучены возрастные различия в выборе копинг-стратегий. Мы предполагали, что поскольку копинг-поведение – это устойчивый репертуар способов преодоления стресса, которые формируются и закрепляются в процессе жизни (социогенеза), следовательно, должны существовать различия в предпочитаемом совладающем поведении на разных возрастных этапах. В зависимости от особенностей личностного развития человека и жизненных целей, актуальных на разных этапах жизненного пути, преобладают и различные стратегии поведения, обеспечивающие достижение этих целей.

Вся выборка респондентов была разделена по возрасту на 4 подгруппы: I – лица до 20 лет; II– от 21 до 30 лет; III – от 31 до 45 лет; IV – от 46 до 60 лет. Следует указать, что разделение на возрастные категории проводилось отдельно в мужской и женской выборках. Был проведен сравнительный анализ полученных данных, статистическая обработка проводилась методом дисперсионного анализа ANOVA (см. табл.2-3).

 

Таблица №2

Средние значения копинг-стратегий в зависимости от возраста (мужчины, n=639)

 

Копинг-стратегии

 

до 20 лет

 

21-30 лет

 

31-45 лет

 

46-60 лет

M± σ

M ± σ

M± σ

M± σ

Конфронтация

8,74±3,2

8,6±3,1

8,54±2,5

9,12±2,6

Дистанцирование

8,24±3,2***

8,74±3,2

9,33±2,6***

8,72±2,9

Самоконтроль

14,08±3,3

14,16±3,4*

13,24±2,8*

13,72±3,4

Поиск социальной поддержки

10,65±3,3

11,33±2,9

11,17±2,9

10,52±3,4

Принятие ответственности

7,66±2,5

7,99±2,7

7,54±2,4

7,7±2,7

Бегство-избегание

10,3±4,5

10,08±4,3

10,43±3,8

10,53±3,6

Планомерное решение проблемы

12,16±3,1

12,58±2,9

12,56±3,1

12,55±3,0

Положительная переоценка

11,81±3,7

12,46±3,5

11,69±3,1

11,93±3,9

Условные обозначения:  уровень достоверности различий * –  при p<0,05;** –  при p<0,01; *** –  при p<0,001. Обозначения звездочками основаны на результатах попарного сравнения групп.

 

Среди мужчин достоверные различия между возрастными группами получены в выборе копинг-стратегии «дистанцирование» и «самоконтроль».

Все остальные способы преодоления стресса с одинаковой частотой используются во всех возрастных группах мужчин (достоверных различий не обнаружено).

 

Таблица №3

Средние значения копинг-стратегий в зависимости от возраста

(женщины, n=988)

 

Копинг-стратегии

 

до 20 лет

 

21-30 лет

 

31-45 лет

 

46-60 лет

M ± σ

M ± σ

M± σ

M± σ

Конфронтация

8,7±2,6

8,53±3,1

9,02±2,7

9,03±2,9

Дистанцирование

8,61±2,9

8,5±3,2*

9,02±2,9

9,38±3,05*

Самоконтроль

13,43±2,9**

14,25 ±3,3**

13,32±2,7***

13,48±3,2

Поиск социальной поддержки

11,24±3,3*

11,83±3,2

12,05±3,2*

11,23±3,7

Принятие ответственности

7,58±2,3

8,01±2,5

7,53±2,2

7,85±2,5

Бегство-избегание

11,01±3,8

10,67±4,3

11,38±3,4

11,28±4,1

Планомерное решение проблемы

11,89±3,2

12,29±3,2

12,29±2,8

12,22±3,2

Положительная переоценка

11,88±3,7***

12,95±3,6***

12,89±3,5***

13,02±3,9**

Условные обозначения:  уровень достоверности различий * –  при p<0,05;** – при p<0,01;*** – при p<0,001. Обозначения звездочками основаны на результатах попарного сравнения групп.

 

В результате статистической обработки данных были получены достоверные различия средних между возрастными группами женщин по следующим шкалам: «дистанцирование», «самоконтроль», «положительная переоценка» и «поиск социальной поддержки».

Стратегия «дистанцирование» (мысленное переключение и эмоциональное отстранение от проблем) – предпочтение данной стратегии преодоления проблем постепенно усиливается с возрастом, но наиболее часто используется мужчинами в возрасте 31-45 лет (М=9,33; р=0,008) и женщинами в возрасте 46-60 лет (М=9,38, p<0,05). Стратегия эмоционального отстранения позволяет не включаться в какие-либо сложные или неприятные ситуации, особенно если возможности по их изменению (разрешению) невелики. Умение не захватываться эмоциональными переживаниями, а своевременно переключаться от проблем дает возможность концентрироваться на решении наиболее важных и первостепенных задач, сохранять ясность мышления, расставлять приоритеты. Это приобретается с опытом, как жизненным, так и опытом решения производственных и профессиональных задач. Меньше всех остальных подгрупп умеют дистанцироваться от проблем юноши до 20 лет (М=8,24) и женщины 21-30 лет (М=8,5, p<0,05). Вероятно, это связано с тем, что молодые люди еще не всегда способны реально оценить свои возможности и степень своего влияния на ситуацию. Накопленный с годами опыт позволяет использовать какие-либо уже известные или отработанные приемы, избегать «бесполезных» моделей поведения и не «бросаться в бой», используя все способы и средства. Женщины чуть позже, но также научаются сохранять хладнокровие и отстраненность позиции при восприятии негативных явлений жизни или поступающей неприятной информации.

Стратегия «самоконтроль» (усилия по регулированию своих чувств и действий) в одинаковой степени часто используется всеми, но чаще всех к ней прибегают мужчины и женщины в возрасте 21-30 лет (М=14,16, p=0,03; М=14,25, р<0,01). Недостаток опыта в молодом возрасте может успешно компенсироваться повышенным контролем над своим поведением (действиями, высказываниями); прилагаются сознательные усилия по сохранению уверенности и самообладания, сдержанности в своих спонтанных проявлениях. В дальнейшем человек скорее автоматически (бессознательно) использует уже наработанный репертуар поведения, сложившуюся устойчивую систему взглядов и подходов к тем или иным явлениям, что позволяет сохранять самообладание, устойчивую самооценку. В среднем возрасте, нам представляется, самоконтроль уже не настолько нужен, т.к. поведение становится привычным и во многом стереотипным. Так, реже всех к стратегии самоконтроля прибегают мужчины и женщины в возрасте 31-45 лет (соотв.: М=13,24; М=13,32).

Стратегию «положительная переоценка» реже всех используют молодые девушки младше 21 лет (М=11,88; р<0,001). Мужчины всех возрастных групп так же редко прибегают к данной стратегии. Это значит, что они не склонны искать позитивный смысл в событиях и обесценивать их значимость, девушки быстрее впадают в состояние паники и уныния, испытывают чувство беспомощности и разочарования, поскольку у них низкий самоконтроль и слабые навыки проблемно-решающего поведения. С увеличением возраста и приобретением жизненного опыта у женщин появляется способность «философски» относиться к действительности, видеть не только отрицательные, но и положительные стороны происходящих событий, с оптимизмом смотреть в будущее.

В группе юношей и девушек до 20 лет обнаруживаются самые низкие значения стратегии «планомерное решение проблемы» (соотв.: М=12,16; М=11,89, но различия недостоверны). И это вполне закономерно, т.к. в этом возрасте еще недостаточно опыта по совладанию со стрессами и разрешению проблем, возникающих во взрослой жизни. Навыки планомерного разрешения проблем с увеличением возраста постепенно формируются и закрепляются в поведении. Средние показатели частоты использования копинг-стратегии «планомерное решение проблемы» наиболее высоки в группах мужчин и женщин 21-45 лет, т.е. в группах взрослых людей наиболее трудоспособного и активного (продуктивного) в профессиональной и социальной жизни возраста.

С возрастом люди  начинают более реалистично относиться к ситуации и своим возможностям (способностям) что-либо в ней изменить, наблюдается, по мнению Gutmanns (1974), переход от «активного» к «пассивному» преодолению. По нашим результатам, с возрастом на фоне преимущественного использования активных проблемно-фокусированных стратегий совладания со стрессом все же постепенно усиливается тенденция к дистанцированию и бегству от проблем (показатели данных копинг-стратегий наиболее высоки в группах 31-45 и 46-60 лет). В некоторых ситуациях, если они объективно не зависят от человека, наиболее адекватным способом совладания с ними может стать бегство-избегание Адекватная оценка ситуации и своих возможностей по совладанию с ней – в данном случае являются главными факторами принятия решения к избеганию фрустрирующей ситуации или конфликта и, как следствие, выработки соответствующей стратегии поведения. У женщин с возрастом несколько усиливается конфронтация (т.е. настойчивость и агрессивность в преодолении трудностей).

Стратегию «поиск социальной поддержки» чаще других применяют женщины в возрасте 31-45 лет (М=12,05; р=0,03) и мужчины возрасте 21-30 лет (М=11,33, различия на уровне тенденции). Вероятно, это связано с тем, что социальное окружение, наличие близких и друзей особенно важны в период профессионального становления, когда основное время жизни расходуется на самореализацию, профессиональное общение и деятельность. Редко обращаются за помощью юноши и девушки младше 21 лет (соотв.: М=10,65 и М=11,24), а также мужчины и женщины 46-60 лет (М=10,52 и М=11,23), но по сравнению с мужчинами, женщины все-таки чаще обращаются за помощью к социальному окружению.

В целом, для взрослого населения России характерны активные проблемно-фокусированные стратегии совладания с жизненными трудностями, а также стратегии эмоционального отстранения, умение «переключаться» от проблем и предотвращать стрессы путем избегания неприятностей [3].

Исследование также показало, что копинг-поведение не является постоянной величиной (в отличие от бессознательных механизмов психологической защиты), а изменяется на разных этапах жизненного пути человека. Т.е. на разных этапах жизни человек использует различные стратегии совладающего поведения, и это связано, на наш взгляд, с тем, что задачи и требования, встающие перед ним, постоянно изменяются на протяжении жизни, меняются пути их решения, выбирается адекватный внутренней и внешней жизненной ситуации репертуар поведения. Учитывая достаточно большой объем экспериментальных данных, можно говорить о некоей закономерности в предпочтении тех или иных стратегий преодоления стресса в зависимости от возраста.

Таким образом, можно утверждать, что стиль совладания активно формируется в юном возрасте, на начальном этапе становления взрослости. Проверяются на практике и отбираются наиболее подходящие и эффективные способы решения проблем. С возрастом репертуар совладания расширяется, и в дальнейшем человек автоматически использует наработанный репертуар поведения, сложившуюся устойчивую систему взглядов и подходов к тем или иным явлениям. Развивается способность к объективной оценке ситуации и своих возможностей влияния на нее, что, по мнению Р. Лазаруса, является ключевым фактором в выборе эффективного способа совладания. Важным приобретением возраста является умение предотвращать (или предвосхищать) проблемы, т.е. упреждающий метод борьбы (совладания) со стрессом; с возрастом формируется «модель экономии энергии» в проблемно-решающем поведении.

 

Список литературы:

1.                  Исаева Е.Р. Возрастные и гендерные особенности стресс-преодолевающего поведения (на примере российской популяции) // Вестник ТГПУ, Раздел «Психология». Вып. № 6 (84) 2009. –  Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. –  с. 86-90.

2.                  Lazarus R., Folkman S. Manual for Ways of Coping Questionnaire.  Palo Alto, CA, 1988.

3.                  Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю., Новожилова М.Ю., Вукс А.Я. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессом и проблемными для личности ситуациями / Пособие для врачей и медицинских психологов – Изд-во: НИПНИ им. В.М. Бехтерева СПб, 2009. – 40 с.

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player