|
РУБРИКА: БИБЛИОТЕКА \ СТАТЬИ |
Корчинов А.Д. О виртуальности, одиночестве и анозогнозии // Амбулаторная
и больничная психотерапия и медицинская психология.
Выпуск 11: Материалы 11-й Всероссийской Общественной профессиональной
медицинской психотерапевтической конференции
/ МОП, под ред. А.И. Аппенянского, Ю.П. Бойко, В.Н. Краснова, В.И.
Курпатова, Ю.С. Шевченко. – МО, Щёлково:
Издатель Мархотин П. Ю., 2013. – 304 с.
О ВИРТУАЛЬНОСТИ, ОДИНОЧЕСТВЕ И
АНОЗОГНОЗИИ
– Шмель, как ты относишься к виртуальной реальности? –
Комар с легким нетерпением смотрел на Шмеля, ему хотелось обговорить тему,
которая касалась двуногих.
– Виртуальная в том смысле, что она есть,
но ее вроде бы и нет? Для тех, кто научился пребывать в ней, она есть, для тех
же, кто не научился пребывать в ней – ее нет? Притом, что она настоящая, как и
обычная видимая реальность, и при определенных условиях даже более реальная и
важная? Можно сказать это реальность, которую надо не глазами видеть и ушами
слышать, а ощущать, чувствовать и воспринимать нутром? У двуногих есть для этого
термин «душа».
– Именно так.
– Положительно отношусь, Комар, к виртуальной
реальности в таком понимании, тем более, что это имеет прямое отношение к
восстановлению двуногих в сумасшедшем доме.
– Именно об этом и речь.
– Слушаю вас, друг мой.
– Почему двуногие только говорят об этом, а не
работают в ней, они что, тупые?
– Не знаю комар, ох, не знаю.
– Может быть потому, что они только о
двух ногах, а поэтому и не продвинутые?
Из сказок про шмеля
Автор статьи вначале приводит два
диалога, участником которых он был.
«– Ты кто?
– Психолог, работаю в психиатрической больнице.
– Чем ты занимаешься?
– Флористикой, тренингами общения с психически
больными.
– Какие у Вас отношения с пациентами?
– Уважительные, я стараюсь их не обижать, однако близко
с ними не схожусь, соблюдаю дистанцию и я чуть сверху.
– Говорят, при тренингах и, особенно, при психотерапии
нужны прямые и равные отношения с пациентами, что они в этом нуждаются. Что так
реализуется обращение к личности пациента, его индивидуальности и только такие
отношения обеспечивают наилучший контакт между терапевтом и пациентом и лишь с
этого начинается собственно психотерапия? Говорят, что вся психотерапия может
такими отношениями и ограничиться, настолько они эффективны.
– Не знаю, что там говорят, только я не намерена быть
с ними в прямых и равных отношениях, потому, что они не такие как мы, и мне
надо соблюдать дистанцию для безопасности, потому, что у меня будут дети и мне
надо о них думать».
«– Ты кто?
– Я пациент психиатрической больницы.
– Как давно ты болен?
– Около 10 лет.
– У тебя есть образование?
– Да, высшее.
– Что ты знаешь о своем расстройстве?
– Что я знаю…? Что-то знаю.
– Ты можешь рассказать о нем?
– Рассказать о моем расстройстве? Кому?
Зачем?
– Людям. И психологам.
– Интересное дело, рассказать... А зачем?
И что я знаю о моем расстройстве? Немного... Лучше я расскажу о том, как я его
ощущаю.
– Очень хорошо, именно так.
–…Первое это, наверное,
разбалансированность и неразбериха…, …дискомфорт и постоянная усталость…. Время
от времени ты, в каком-то тумане, и не понимаешь, что происходит, многое
кажется подозрительным. Страшно и не хочется этого признавать, но ощущение
стойкое, что что-то не то. …Мысли непрерывно вытекают из головы и сложно их
остановить и очень сложно разговаривать с другими людьми…. …Ощущение, что
другой человек выполняет действия, о которых
ты только подумал…, … что события, происходящие в реальности, выглядят
как нереальные, и где реальность и где нереальность понять трудно. …И ты
реагируешь на происходящее вокруг, не до конца понимая его значение. Звуки,
запахи, поступки людей меняют привычный смысл и привычное значение, и ты не
уверен, что для других многое имеет тот же смысл, что и для тебя. Время от
времени возникает ощущение, что окружающие тебя явно не понимают, что идет
какая-то игра, что контакт с людьми и самим собой нарушен, часто думаешь, что
он потерян навсегда. Очень хочется все происходящее правильно понимать,
нормально общаться. Но это не получается, тебя избегают, ты один. И почти все
время ощущение, что ты для мира чужой, и этот мир пустой, холодный и
враждебный.
…Чувство, что ты ничего не добьешься, тебе
ничего не дадут сделать, окружающие настроены против тебя. …Не остается ничего
личного; решения за тебя принимают родственники, при этом ты им в тягость; и ты
не понимаешь, кто ты и как дальше жить, у тебя лишь напряжение, прием лекарств
и ожидание нового приступа. Нарастает апатия и усталость, раздражение, гнев и
протест против всех и хочется кричать, но что толку?! – тебя не услышат, а если
услышат, то не поймут, чего ты хочешь.
И растерянность, и одиночество – главное,
с чем надо справиться и невозможно с этим справиться одному. Родственники
устали, ты их «уже достал», врачам ты не нужен, у них своя реальность:
диагнозы, схемы лечения, препараты. Они что-то спрашивают, что-то
подразумевают, делают глубокомысленный вид, а ты как был один, так и остаешься
один. И появляется желание покончить со всем этим раз и навсегда и страшно это
сделать…. …Где-то глубоко сохраняется слабая надежда на чудо. …Но как оно может
выглядеть и где оно может быть это чудо? Может быть…, в каком то виртуальном
пространстве…?»
Автору статьи представляется, что мы,
помогающие специалисты неправильно относимся к тем, кому мы пытаемся помочь. В
большинстве своем мы убеждены, что пациенты принципиально другие люди, «не
такие, как все», непонятные и опасные, и лучше от них держаться подальше и
соответственно к ним относиться и обращаться. И мы к ним так относимся, боимся
их, не доверяем, дистанцируемся, игнорируем, отталкиваем, обижаем. Так нам наше
жизненное мировоззрение диктует и наше профессиональное образование –
заниматься только симптомом и диагнозом и оценивать по диагнозу. А ведь это
ограниченный подход – не видеть за симптомом и диагнозом человека. Если видеть
человека, то становится понятно, что разность на уровне психического здоровья с
лихвой компенсируется общностью на уровне целостного человека. Но нет, симптом
и диагноз нам все застит. Рис. 1
Рис.
1
И
складывается парадоксальная ситуация: мы, специалисты, своим отношением,
боязнью и неприятием, своим неумением и нежеланием «быть вместе» упорно
оставляем пациента в одиночестве, один на один с расстройством. Тот вынужден
его отвергать, поскольку одному его не выдержать. Мы же, не обращая внимания не
только на то, что пациент уже дистанцировался от расстройства, но и на самого
пациента, начинаем лечить расстройство в отрыве от самого пациента. И в лице
пациента вместо союзника получаем контру: «не надо меня лечить, я не
больной!!». Лечение тормозится кратно, ибо по настоящему оно начинается лишь с
того момента, когда есть носитель расстройства признающий его, но нам не до
этих тонкостей, нам надо «лечением расстройства заниматься всерьез». Почему
такое получается,– расстройство и так сложная «вещь», а тут еще нате вам,
получите в лице пациента контру!?
Мы, помогающие специалисты не системно, не
целостно смотрим. Фрагмент выделяем – симптом и диагноз, а о самом пациенте
забываем, вычеркиваем его из процесса восстановления – не мешай де, и он
становится для нас не только непонятной, «не такой, как все» лишней и якобы
опасной фигурой, но и контрой. Мы этим сами себе воздвигаем непреодолимые
преграды в своей работе. При этом эта узконаправленная, нозоцентрическая
позиция может давать короткий, сиюминутный эффект, но в перспективе она может
еще больше утяжелять расстройство. Потому, что мы начинаем пациенту его
расстройство навязывать: нет, ты вот кто и ты вот что. Прессовать начинаем, а
поддержки опять не даем. И рвем пациента на части: «как человек ты нам не
интересен и неприятен, а вот с симптомом мы будем иметь дело».
Мы своей позицией, манерами, стилем
работы, фиксацией на так называемой объективной реальности – на диагнозе и
неверием в другую реальность, неумением в этой другой реальности пребывать и
работать, отвергая ее, ограничиваем свои возможности и затрудняем себе работу.
Непониманием и неприятием индивидуальности пациента, его «Я», пренебрегая этим
потому, что «оно все виртуальное и непонятное, сомнительное и даже нереальное».
Из-за этого, а также чрезмерной зависимости от таблеток и схем лечения работа
становится неэффективной, тормозится, а расстройство пациентов поддерживается и
даже утяжеляется.
И это все «околофармакологические вещи», и
это все «субъективное», на что нам надо обращать внимание, где надо наводить
порядок, организовывая его правильным образом, что у пациента, что у нас, помогающих
специалистов. И наилучший вариант это системность нашего опыта и наших усилий,
и наилучший ориентир это наше «Я», наша индивидуальность. А если мы этого
ориентира не будем придерживаться, то наши усилия будут хаотичными и
случайными, и будут ввергать пациента в еще больше одиночество и расстройство,
а сами мы будем испытывать все больше трудностей при восстановлении психики
пациентов.
Ведь как мы порой работаем? Взять
психотерапевтическую группу. Психотерапевт пытается объединить «группу» и
сформировать контекст работы, в котором «Я» пациентов можно выделить,
обозначить, укрепить. Сделать так, чтобы пациенты это свое «Я» осознали,
пережили бы, выделили, стали бы уважать, ценить и защищать. А что зачастую
делает при этом персонал? Не вникая в процесс, не видя ни процесса, ни даже
психотерапевта, иногда не выходя из «сестринской», одной фразой: «эй, такие то
и такие пошли за обедом; на процедуры», вырывают пациентов из
психотерапевтического процесса, разрушая в 5 секунд получасовые и часовые
усилия психотерапевта. Сестры не дают возможности пациентам сделать выбор идти
ли за обедом или работать с психотерапевтом. Напротив, они показывают им, что у
них нет выбора. Они показывают, что «Я» пациентов в сравнении с обедом (едой)
или в сравнении с процедурами (таблеткой) это такое «фи», что и думать не о
чем. И вся психотерапия это тоже такое… «мэроприятие», что его можно засунуть в… «одно место», ну, разве что для
заполнения пауз между различными процедурами и обедом оставить.
Один психотерапевт это терпит, другой
может рявкнуть, третий разговаривает, просит, убеждает. Персонал может
продолжать делать это в первом случае, плакать, выслушивать и… продолжать
делать это же во втором и третьем случаях. Потому что персонал включен в
отлаженный за десятилетия рутинный, старорежимный процесс, в котором «Я»
пациента это действительно «фи» и ему там места нет. Ему нигде места нет, этому
бедному, неприкаянному «Я» пациента – да и что мы хотим, ведь оно же из
виртуального пространства и его часто не видно, и оно не всем понятно и
подвластно, кто-то его вообще фантазией считает, а пациентам предлагает
засунуть его туда, куда они «сами знают».
Душа, «Я», индивидуальность,
субъективность, достоинство – это все штуки для помогающих специалистов пока
что виртуальные, на любителя, попсихологизировать, потеоритизировать, с трибуны
о нем сказать, в книжках ученых упомянуть. В законе о психиатрической помощи
таких понятий нет, в указах и других нормативных документах тоже нет, в
практической работе это больше экзотика. Здесь реальны лишь часы, цифры,
ставки, сроки, дозы, схемы и таблетки. Рис.2
Рис.2
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |