|
РУБРИКА: БИБЛИОТЕКА \ СТАТЬИ |
Корчинов А.Д. От научности и объективности к
художественности и субъективности в интересах психотерапевтической практики
// Психология 21 столетия. – 2012. – Т. 1. – С. 288–292.
ОТ НАУЧНОСТИ И ОБЪЕКТИВНОСТИ К ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ И
СУБЪЕКТИВНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
На данный момент в реальности в России мы имеем уже не
репрессивную, однако, все еще надзорную психиатрию. Мы имеем заметно выраженное игнорирование личности и
индивидуальности пациентов, их переживаний и достоинства. Собственно как и
игнорирование всего этого в нас самих, помогающих специалистах. На первом и
единственном месте давно проверенная, нехлопотная троица: клинический диагноз,
фармпрепараты и схемы лечения, поддерживаемые устаревшей законодательной и
нормативно-правовой базой и чрезмерным администрированием. Реальной психотерапии в психиатрической практике очень
мало, системный подход отсутствует, биопсихосоциальный контекст восстановления –
лишь тема для научных статей и докладов.
Мы имеем полное неприятие не объективной, не научной,
не клинической психологии пациентов и абсолютное, категорическое неприятие не
научной, не объективной, не клинической психологии восстановительного процесса.
И со стороны администрации и со стороны докторов и даже со стороны медицинских
психологов. Все это выливается в неумение и нежелание помогающих специалистов
взаимодействовать на равных как с пациентами, так и между собой. Психиатры
вознесли себя на пьедестал научности, которая при нежелании разговаривать с
пациентами на равных выглядит «псевдонаучностью». Биологический аспект
гипертрофирован, лишь ему придан статус научности и объективности, в
психологическом аспекте формализм, равнодушие, иногда он игнорируется
откровенно, чаще же здесь все привычно и умело маскируется терминологией
научности и внешней, ни к чему не обязывающей заботы. «Субъективность»
восстановительного процесса выхолащивается, он куц, малоэффективен, пациенты
между тем страдают.
Как изменить ситуацию?
Как разбавить биологический метод или «химиотерапию» другими видами
помощи и подступиться к «телу» пациента (точнее его душе) тем, кто ею должен и
хочет заниматься?
Ответ представляется простым: добавить в
восстановительный (и прежде психотерапевтический) процесс психологии, в том
числе простой, обыденной, повседневной, «не научной». Той психологии, которая
не только строго не научна, а и «художественна». А также добавить философии,
социологии, педагогики и религии. И эта добавка означает, что физиологическая
парадигма должна, наконец, уступить часть пространства другим научным
парадигмам, в том числе интегративной. Психотерапевтический процесс должен быть
ближе к реальной жизни и переживаниям пациентов, и тогда есть вероятность, что
он будет более полным и более системным. Эта не научная с точки зрения адептов
старорежимного биологического подхода, смесь, находящаяся на границе
вышеперечисленных пространств, будучи систематизированной, может быть
методологией, причем упрощенной. И именно упрощенная, она, на взгляд автора
тезисов, может быть действенна, встречать понимание у пациентов и приниматься
ими. Призыву внедрения такой методологии в практику и
посвящены эти тезисы. В том числе призыву подвинуться от
естественнонаучного, объективного, биологического к «не научному», обыденному,
«художественному», субъективному, психологическому, «духовному», признать это
за серьезный метод восстановления и даже абсолютно необходимый. Сдвинуться от
биологических концепций психических расстройств и от лекарств как основного
«врачевателя» к психологическим концепциям, к личности и индивидуальности
пациента, как основного атрибута психического здоровья и нашей личности и
индивидуальности как основного врачевателя (метода). А еще тому, чтобы, уйдя от
чрезмерного акцентирования на биологических концепциях психических расстройств
и биологическом методе лечения, перестать снимать с себя ответственность за
результат и не перекладывать ее на лекарства и схемы лечения, оправдывая этим
свое неверие в себя и пациента. А еще тому, чтобы, взяв на себя большую
ответственность за восстановление психического здоровья пациента и ему самому
вменить часть ответственности за его здоровье. И тому, чтобы перестать
воспринимать процесс восстановления психически больного лишь как наукообразное
ремесло, как клиническую процедуру и начать всерьез воспринимать его и как
творчество, искусство, духовную практику. И всерьез считать, что диагноз
психического расстройства это не только вопрос истины, но и вопрос наших
возможностей и нашего желания вкладывать силы. И всерьез считать, что результат
(исход) это не только вопрос нозологической принадлежности психического
расстройства, тяжести расстройства, генетически обусловленного статуса, а это и
вопрос наших усилий, нашей смелости, веры в себя и в пациента и нашего желания
вкладывать силы.
Заканчивая
этот краткий спич, хочется закрепить его ремаркой.
Издательство «Новое литературное обозрение» в 2009
году выпустило книгу Ирины Сиротиной «Классики и психиатры». Автор
рассматривает историю психиатрии конца 19 – начала 20 века в контексте
российской культуры через призму особого жанра – патографию – жизнеописание
знаменитых писателей с точки зрения их болезней, настоящих или мнимых. При этом
эти знаменитые авторы в контексте повествования выступают как объект
исследования и как субъекты исследования. Психиатры рассматривают знаменитых
писателей, писатели посредством своих литературных персонажей касаются
психических расстройств, их феноменологии, а также вопросов нормы и патологии.
Итогом такого обоюдного интереса, или интереса к одному и тому же явилась
возможность анализа автором книги соотношения научного и художественного,
объективного и субъективного при отображении психических расстройств. Автор этот
анализ на протяжении 236 страниц и делает, показывая как колебалась научная
(объективная) мысль вслед за художественной (субъективной), а художественная
мысль вслед за научной психиатрической при анализе психических расстройств.
Собственно даже не самих психических расстройств, а взглядов на них, толкования
их, в том числе соотношения нормы и патологии.
Авторский анализ показывает, что объективный (научный)
взгляд не всегда «догонял» в этом смысле художественные усилия и возможности,
особенно в лице Достоевского и Толстого. Что научность и объективность это
истина да, но не в последней инстанции. Что она, эта научность сама может быть
принята к проверке художественным контекстом и уж точно жизненным, и когда это
происходит, то оказывается, что эта самая научность сама нуждается в коррекции
и довольно существенной. И при этом уступает, точнее, уступала в лице многих
психиатров, в частности Чижа, Баженова, Сикорского и многих других, что они
честно и признавали. Собственно она эта самая объективная, научная
психиатрическая мысль начала уступать в лице всех тех прогрессивно мыслящих
психиатров, кто стал привносить в процесс восстановления психически больных
психотерапию, начиная с Брейера, Фрейда, Бехтерева.
В частности, Сиротина на стр. 89 пишет: «Трансформация
понятия болезни поставила психиатров перед необходимостью пересмотреть и свое
место в отношениях с пациентом, и понятие симптома болезни. Что именно считать
симптомом – объективные, физические проявления болезни или же их смысл для
самого больного? Во многом … внимание врача сместилось от внешних, видимых и
ощутимых признаков – таких как припадок, бред, галлюцинации – к мелким и
незаметным в своей обыденности деталям – которые, однако, для самого больного
могли иметь громадное значение. «Мелочи обыденной жизни» – оговорки, ошибки,
сны, на которые обратил внимание Фрейд, – при мудрой их интерпретации помогали
понять больше, чем самые объективные показатели. Они делали точкой отсчета
внутренний мир больного; этот почти коперникианский переворот знаменовал
возникновение психотерапии. Теория дегенерации, с ее медицински-негативным
понятием душевной болезни, с одной стороны, и сильной моральной и социальной
ангажированностью – с другой, должна… уступить место психологически
ориентированным концепциям».
И в этом смысле мы можем ставить вопрос о
психологической модели психотерапии в психиатрической практике наряду с
клинической моделью. И не только ставить, но и практически его реализовывать.
При этом автор статьи хочет подчеркнуть: не лишь психологической модели
психотерапии, а и психологической. Для реализации системного
био-психо-социального подхода при восстановлении психически больных мы должны
реализовывать на практике, наконец, и эту модель.
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |