|
РУБРИКА: БИБЛИОТЕКА \ СТАТЬИ |
Корчинов А.Д. От подводных камней и проблем к … психологической модели
психотерапии
// Тюменский Медицинский Журнал № 3 за 2012 год. Материалы II научно-практической конференции психиатров Уральского федерального округа
«Подводные камни реабилитации в психиатрии (от теории к практике) 19
октября 2012 года. Г. Тюмень. – С. 53.
ОТ ПОДВОДНЫХ КАМНЕЙ И ПРОБЛЕМ К …
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПСИХОТЕРАПИИ
Не будет преувеличением сказать, что мы (помогающие
специалисты в психотерапевтической практике в психиатрической клинике) не имеем
достаточной культуры восстановительного процесса в работе с психически
больными. Мы не стремимся к восприятию этой культуры уже кем-то созданной, в
частности нашими западными коллегами. Не спешим к самостоятельному,
экологически обоснованному ее формированию и совершенствованию, не видим в этом
особой нужды. Автор тезисов имеет в виду био-психо-социальный контекст
восстановления в психиатрической больнице в целом и психотерапию в частности.
Цели, методы, терминологический и понятийный аппарат, язык этого
категориального пространства остаются для нас не родной страной. Наш понятийный
аппарат и язык груб для отражения психопатологической реальности и работы с ней
и, особенно, для отражения полярной реальности, которую мы называем нормой и
здоровьем. Хотя мы уверены, что он есть и он достаточный. Естественнонаучный,
объективный, формальный есть – естественного, натурального, живого,
действенного нет.
Конечно,
есть попытки изменить ситуацию. Есть даже целенаправленная, последовательная
работа, например, отдела новых технологий НИПНИ им. В.М. Бехтерева под
руководством Р.К. Назырова. Можно найти еще десятки, и даже сотни менее
последовательных и целенаправленных усилий, разрозненных мест и персоналий,
которые пытаются что-то изменить. Однако!
На
общем фоне неприятия психотерапии практикующими психиатрами (притом, что
пациент в психиатрической больнице отдан им на откуп стопроцентно). При
существующей законодательной и нормативно-правовой казуистике закрепляющей этот
статус-кво. При наличии стотысячной армии административных чинов всех уровней
вынужденных охранять этот статус-кво и эту устаревшую казуистику, все усилия
редких прогрессивно мыслящих психиатров и клинических психологов являются
отдельными пузырями кислорода в безбрежном болоте. И это проблема.
Раньше
мы с этим мирились, тем более что корни этого безобразия лежат не в теории и
методологии психиатрии и психотерапии, а в нашем общественном устройстве. В
настоящее же время в связи с развитием фармакологии, в частности нетипичных
нейролептиков, «которые открывают новые перспективы в лечении и реабилитации
психически больных», с этим уже трудно мириться. И мы (о, чудо!), кажется, не
собираемся с этим мириться. Однако!
У
нас в очередной раз происходит типичное для нас «хотели как лучше, получилось
как всегда».
Интересным
и показательным в этом плане является тематическое заседание СПб РПА
«Психотерапия шизофрении» прошедшее в Клинике неврозов имени академика И.П. Павлова
10.12.2009., на котором с одной стороны подчеркивалось, что в связи с развитием
фармакологии, в частности нетипичных нейролептиков перед нами открываются новые
перспективы и встают новые задачи. Поскольку «применение атипичных
антипсихотиков… вызывает повышение активности больных, усиление их мотивации на
социальную реадаптацию» и пациенты «все более нуждаются в психотерапевтическом
воздействии». С другой стороны, контекст работы, методы, понятийный аппарат
остаются прежними.
«В
литературе и в быту существует огромный разрыв между теоретическим подходом и
тем, что внедряется в практику, т.е. в практику внедряются «слезы»…». «Структурированной психотерапии больных шизофренией нет», «психотерапия проводится… в рамках
медицинской модели». Речь «в рамках этой медицинской модели» идет все о том же,
а именно лишь об объективно данных стороннему наблюдателю (психиатру,
психотерапевту) научных, разрозненных, формальных параметрах, за которыми
исчезает не только личность и индивидуальность пациента, его мнение,
переживания и достоинство – он сам целиком исчезает.
В частности речь идет
об «эгоцентрической направленности личности, нежелании изменяться, отсутствии
готовности к сотрудничеству с врачом и медицинским персоналом. Дезадаптивном
типе отношения больного к лечению», в частности «анозогнозическом и
ипохондическом типе». О «вариантах психологической защиты – отрицании и
вытеснении, о повышенном страхе стигматизации; самостигматизации; нажитой
реактивной лабильности; нарушении «Я-концепции». О «социальной изоляции семьи,
внешней стигматизации; негативном влиянии перемены лечащего врача». Об
«отсутствии социальной ниши, где больной шизофренией может быть также успешен,
как и здоровые люди». О «феномене симбиотических отношений; повышенной опеке,
противоречивых тенденциях в руководстве больным, неадекватном к нему ожидании.
Нарушенных семейных, супружеских и сексуальных отношениях, конфликте между
родителями».
Задачи психотерапии
при шизофрении в рамках этой «медицинской модели» также определяются сторонними
наблюдателями. И даже не психиатром и психотерапевтом, работающим с больными, а
научными коллективами, находящимися далеко от пациента. Возможно, и поэтому
позиционируемый контекст работы выглядит субъект-объектным, формальным,
наукообразным: «Предупреждение обострения. Компенсация негативной симптоматики.
Дезактуализация психических переживаний. Снижение уровня стрессогенности от
микросоциального окружения, в семье, неформальных контактах, производственных
отношениях. Преодоление социальных последствий заболевания (трудоустройство).
Предотвращение изоляции больного в обществе. Профилактика явлений
внутрибольничного пребывания. Формирование комплайенса».
Данное
заседание иллюстрирует наше стремление к научности, объективности и
формальности, что само по себе хорошо, но только само по себе. В реальной же
практике это стремление приводит нас к научности ради научности, а стремление к
реальному результату и сам результат психотерапии – улучшение и облегчение
жизни пациента уходит почему-то на второй план, что сама практика и
подтверждает раз за разом.
Нужна
научно-методическая работа, – скажет кто-то, попытавшийся понять эти претензии
автора данных тезисов, – нужна всего лишь научно-методическая работа, нужно
простимулировать и обязать университетские и институтские научно-методические
центры, чтобы те, наконец, озаботились и выдали реальную новую настоящую
методологию.
–
Нет, – возразит автор, – этого мало. Психотерапия притом, что должна стоять на
научности и методологической обоснованности (быть наукой), должна повернуться,
наконец, лицом к пациентам. Она должна, помимо научного, говорить еще и на
литературном, художественном и метафорическом языке. В реальности, а не только
на декларативном уровне быть действительно не только наукой, но и искусством и
духовной практикой. Иначе пациента, с которым мы работаем целиком не отразить,
не понять и невозможно изменить, что и является, собственно конечной целью
психотерапии.
Пациент
«литературный», «художественный», «метафорический» и «духовный» в наших
теоретических и практических усилиях имеет больший потенциал быть здоровым, чем
пациент-симптом и пациент-диагноз (в том числе реабилитационный). При очень,
однако, существенном условии. Что мы дифференцируем понятия «болезнь» и
«здоровье». Разведем их и то, что за ними стоит. Что в системном
био-психо-социальном контексте восстановления может быть не только допустимо,
но необходимо.
Психическое
здоровье пациента можно отдельно, целенаправленно и последовательно
формировать, начиная это делать с момента начала уменьшения его психического
расстройства. Начиная чуть позже и далее одновременно осуществляя эти два
процесса. Рассматривая их с одной стороны, без отрыва друг от друга, с другой
стороны как разные в плане причины, методов и результатов. При условии такого
разделения, в контексте формирования и укрепления здоровья для нас может стать
интересным, важным и необходимым человек «литературный», «художественный»,
«метафорический», «духовный» у которого больше возможностей.
Его
видеть, описывать, иметь с ним дело при формировании и укреплении здоровья. И
это можно и нужно выделять в отдельную задачу. И это будет реализация
био-психо-социального (или интегративного) подхода в реальности.
При этом автор данных тезисов, не
желая быть голословным и боясь оставаться на уровне спекуляций на эту тему,
предлагает один из методологических психотерапевтических концептов для работы в
контексте формирования и укрепления здоровья. А именно психологическую
психотерапевтическую модель, опираясь для этого на понятие «индивидуальность».
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |