РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ, В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионал

© Урываев В.А., Руденко Н.В. Рабочая программа по блоку «Медицинская психология» - ЯГМА - (приглашение к дискуссии)


Тематический план проведения занятий по блоку

«Медицинская (клиническая) психология» (36 часов)

(лечебный факультет)


№№

тем

Тема занятия

Вид занятия

Кол-во

часов

Тестовый контроль № 1 - Психология психических процессов и личности


ГЗ

1 час

1

Деонтологические требования к работе психолога в психиатрической клинике


ГЗ

1 час

2

Актуальные проблемы медицинской (клинической) психологии

Лек


1 час

3

Введение в нейропсихологию

Лек


1 час

4

Личность и сознание в медицинской психологии

Лек


1 час

5

Основные патопсихологические симптомокомплексы

Лек


1 час

6

Клинико-психологические аспекты познавательной деятельности: восприятие и хранение информации


ГЗ

2 часа

7

Клинико-психологические аспекты познавательной деятельности: переработка информации и коммуникация


ГЗ

2 часа

8

Клинико-психологические аспекты эмоционально- волевой регуляции поведения


ГЗ

2 часа

9

Клинико-психологические аспекты личностных нарушений


ГЗ

2 часа

10

Методы исследования в медицинской психологии


ГЗ

4 часа

(курация)

Тестовый контроль № 2 Патопсихология психических процессов и личности, нейропсихолгия.


ГЗ

1 час

11

Реакция личности на болезнь и процесс лечения


ГЗ

1 час

12

Психологическая защита личности в медицинской практике


ГЗ

1 час

13

Психосоматические взаимовлияния и болезнь

Лек


1 час

14

Понятие «внутренней картины болезни»

Лек


1 час

15

Человек и лекарство

Лек


1 час

16

Актуальные проблемы медицинской психологии в клинике внутренних болезней


ГЗ

1 час

17

Актуальные проблемы медицинской психологии в хирургии


ГЗ

1 час

18

Актуальные проблемы медицинской психологии в акушерстве и гинекологии


ГЗ

1 час

19

Психологические основы психогигиены и психопрофилактики

Лек


1 час

20

Психологические основы психотерапии

Лек


1 час

21

Психологические аспекты социальной реабилитации

Лек


1 час

Тестовый контроль № 3 Медицинская психология


ГЗ

1 час

22

Патопсихологические симптомокомплексы в структуре психических заболеваний (защита итогов курации)


ГЗ

3 часа

23

Психология отклонений в сфере здоровья


ГЗ

2 часа

Итого

36 часов




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Факультет – лечебный

Кафедра – психиатрии с курсом медицинской психологии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

(раздел «МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»)


Для специальности 060101 - лечебное дело

Факультет - лечебный

Кафедра - психиатрии с курсом мед. психологии

Курс - четвертый

Семестр - седьмой-восьмой

Лекционные и практические занятия - 36 часов на группу

Ярославль, 2008

Составители:

Зав курсом медицинской психологии кандидат психологических наук В.А. Урываев, ассистент кандидат биологических наук Н.В. Руденко


Рецензенты:

Зав. кафедрой психиатрии и медицинской психологии Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова доктор медицинских наук профессор А.В. Голенков - «… сказанное выше не умаляет достоинств рецензируемой разработки. Ее можно рассматривать как один из возможных и рекомендуемых вариантов тематического плана по медицинской (клинической) психологии для студентов лечебного факультета».

Зав кафедрой психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии Московского государственного медико- стоматологического университета доктор медицинских наук профессор В.Л. Малыгин – «Высказанные пожелания не снижают общей высокой оценки рецензируемой программы, которая представляет собой интересный и развивающийся опыт решения проблем преподавания медицинской психологии в медицинском вузе».

Зав. кафедрой медицинской психологии и психотерапии Тюменской государственной медицинской академии доктор медицинских наук Б.Ю. Приленский – «В целом, предлагаемый вариант тематической программы по дисциплине «Медицинская психология» может быть оценен положительно и с учетом высказанных замечаний может быть рекомендован к внедрению».

Профессор кафедры восстановительной медицины, психиатрии, психотерапии, наркологии и детской наркологии ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава доктор медицинских наук А.В. Худяков, доцент кафедры О.Ю. Смирнова – «… предлагаемый тематический план «Медицинская (клиническая) психология» (36 часов) для студентов лечебного факультета медицинской академии может быть рекомендован для внедрения в преподавание с учетом внесения указанных исправлений».


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.


1.1. ЦЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. Целью курса является расширение гуманитарной подготовки врачей в области фундаментальных наук о человеке. По словам Виктора Эмиля Франкла: «... в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно.» Область психологического знания - это область душевной жизни человека, в ее неразрывной связи с телесностью. Болезнь человека пронизывает его целиком, вовлекая в процесс и психику, как в вопросах этиологии и патогенеза, так и в проблемах лечения и реабилитации.

Более частными целями при изучении медицинской психологии могут быть определены - СФОРМИРОВАТЬ (при прохождении соответствующих тем):

* врачебное профессиональное поведение;

* клиническое (понятийное) мышление, включающее профессиональный алгоритм в решении практических задач;

* умственные, сенсорные и моторные навыки, необходимые врачу любого профиля для выполнения своих профессиональных обязанностей;


1.2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Задачами изучения медицинской психологии могут быть названы ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ и НАВЫКИ, формирующиеся при прохождении соответствующих тем курса.

ЗHАHИЯ

- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение и роль сознания, воли, эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение своей жизни, жизни других, природы, культуры;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формирования личности;

- знать типичные реакции личности на болезнь, особенности реакции на работу лечебных стационарных и амбулаторных учреждений, особенностей реакций семьи на болезнь одного из его членов;

- знать психологические основы психотерапевтического (немедикамен-тозного) лечебного воздействия и реабилитационных программ;


HАВЫКИ И УМЕHИЯ

* уметь составить психологическую характеристику личности, собрать психобиографический анамнез, оценить состояние пациента на данный момент по вербальным и невербальным характеристикам, особенно наличие субъективно переживаемого состояния стресса, провоцирующего усиление работы механизмов психологической защиты;

* уметь применять доступные психологические методы углубленного изучения личности (особенно беседу, наблюдение), использовать их при формулировке патогенетического диагноза, учитывающего внутри- и межличностные конфликты пациента (включая оценку внутрисемейных отношений), выявляющего риск развития психосоматической патологии как неадекватной реакции на конфликт;

* уметь оценить свое состояние на момент взаимодействия с пациентом, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, а также элементарными навыками управления вниманием, памятью, мышлением;

* владеть психологическими техниками «присоединения» к пациенту, техниками установления и углубления контакта, управления ходом взаимодействия, уметь использовать в деятельности приемы убеждения и внушения, владеть начальными навыками психологического консультирования;

* владеть минимумом навыков учета психологии личности при организации лечебного процесса, как в амбулаторных условиях, так и в условиях стационара (в том числе и работы с кадрами), уметь дать критическую (рефлексивную) оценку своей деятельности и при необходимости передать пациента более опытному врачу, узкому специалисту; использовать возможности повышения квалификации;


1.3 ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (подробный список тем - в п. Протоколы согласования)

А. Кафедра философии и истории отечества: проблемы взаимодействия личности с микро- и макросоциумом, проблемы биологического и социального (в частности, проблемы социобилогии) в регуляции поведения человека.

Б. Кафедра нормальной физиологии: физиологические основы психической активности (нейропсихологические аспекты, психофизиологические проблемы целенаправленной активности, психофизиологические механизмы реакции на стресс).

В. Кафедра педагогики и психологии: основы общей, социальной и возрастной психологии; педагогические навыки врача, в части пропаганды здорового образа жизни, обучения персонала лечебно-профилактических учреждений, общение «врач-пациент», «врач-семья ребенка» с точки зрения проблем дидактики и воспитания.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ, ОБЪЕМ В ЧАСАХ)

2.1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ


Тема 1 (2). АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ) (1 час)

Соотношение понятий «медицинская психология», «клиническая психология», «патопсихология» и «нейропсихология». Переход на новую модель медицины; проблема «психологического диагноза», психологические основы психотерапии и реабилитации, социально-психологические проблемы медицины, психологические аспекты организации лечебного процесса в амбулаторных условиях и стационаре, психология личности врача.


Тема 2 (3) ВВЕДЕНИЕ В НЕЙРОПСИХОЛОГИЮ (1 час)

Понятие нейропсихологии, ее место в системе психологических и медицинских наук. Задачи и основные направления нейропсихологии. Краткая история возникновения и развития нейропсихологии. Вклад отечественных и зарубежных исследователей в развитие нейропсихологии. Нейрофизиологические основы познавательной деятельности. Работы А.Р. Лурии, Е.Д. Хомской, Н.П. Бехтеревой и др. Нейропсихология и ее диагностические методы. Влияние возрастных особенностей на познавательные способности и учет этого в медицинской практике.

Системный и факторный подходы в нейропсихологии. Системная организация высших психических функций: понятие о высших психических функциях (ВПФ), формирование ВПФ в онтогенезе. Синдромный анализ нарушений высших психических функций. Понятие первичных и вторичных симптомов.


Тема 3 (4) ЛИЧНОСТЬ И СОЗНАНИЕ В МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (1 час)

Биологические и социальные аспекты формирования личности. Исследования по психологии личности в медицине. Потребности личности, внутренняя картина болезни. Психосоматические отношения и их динамика по ходу лечения. Аномалии в развитии личности. Девиантное поведение. Роль семьи в формировании личности. Типы неправильного воспитания.

Построение человеком картины мира (внутреннего и внешнего).

Расстройства восприятия, памяти, мышления, интеллекта, сознания, самосознания. Снижение интеллекта и его недоразвитие. Психодиагностическая оценка интеллекта. Психологическая экспертиза при решении медицинских и социальных задач.


Тема 4 (5) ОСНОВНЫЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ (1 час)

«Патопсихологический симптомокомплекс – это относительно специфический паттерн (определенным образом организованный комплекс, структурированная совокупность) внутренне связанных, родственных по происхождению (патогенезу) и механизмам развития психологических феноменов (симптомов) – признаков нарушения поведения, эмоционального реагирования и познавательной деятельности, несущих информацию об уровне (глубине), объеме (тяжести) психического поражения и некоторых его нозологических характеристиках (диагностической «окраске») проф. д.м.н., д.псх.н. И.А. Кудрявцев.

Основные патопсихологические симптомокомплексы: * симптомокомплекс психотической дезорганизации; * шизофренический симптомокомплекс; * аффективно-эндогенный симптомокомплекс; * олигофренический симптомокомплекс; * личностно-аномальный симптомокомплекс; * эндогенно-органический симптомокомплекс; * зкзогенно- органический симптомокомплекс; * психогенно- психотический симптомокомплекс; * психогенно- невротический симптомокомплекс;


<>Тема 5 (13) ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЯ И БОЛЕЗНЬ (1 час)

Стресс как интегративная реакция организма на трудности адаптации. Трактовка психосоматических проблем в МКБ-10.

Уровни патогенного влияния соматической болезни на психику человека: соматогенный, психогенный. Влияние заболевания на «социальную ситуацию развития».

Изменения познавательной деятельности и личностных характеристик, больных соматическими заболеваниями.


Тема 6 (14) ПОНИЯТИЕ «ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ» (1 час)

Внутренняя картина здоровья, внутренняя картина болезни и внутренняя картина лечения.

Развитие образа «Я» и здоровье, возрастные аспекты внутренней картины здоровья, искажение внутренней картины здоровья.


Тема 7 (15) ЧЕЛОВЕК И ЛЕКАРСТВО (1 час)

Современные исследования роли личности в действии лекарств. Особенности взаимодействия между фармакотерапией и психотерапией. Фармакопсихология и психофармакология.

Индивидуальные различия, обуславливающие особенности реакций пациента на лечение (психологическая, биохимическая индивидуальность). Индивидуальный подход во взаимодействии «врач – пациент». Феномены «веры – неверия», «надежды – утраты надежды». Проблема инфантилизации общества и ее влияние на формирование мировоззрения и жизненного стереотипа современного человека.

Невербальные факторы – цвет, вкус, размер и форма лекарства, цена лекарства.

Вербальные факторы – репутация лекарства у населения, название, вкладыши в упаковке.


Тема 8 (19) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ (1 час)

Современные представления о психологических факторах, обуславливающих принятие человеком здорового образа жизни. Здоровый образ жизни в современном (постиндустриальном) обществе.

Социально-психологические и медико-психологические проблемы пропаганды здорового образа жизни. Первичная психопрофилактика и отдельные виды заболеваний. Группы риска. Психологические особенности работы врача и специалистов здравоохранения в рамках вторичной психопрофилактики.


Тема 9 (20) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ (1 час)

Психотерапия как область применения законов психологии в лечебном процессе. Основные концепции личности, используемые в психотерапевтической практике. Психологический анализ эффектов отдельных психотерапевтических техник симптоматической помощи. Разновидности психотерапевтических практик, требующий дополнительных знаний по психологии (семейная психотерапия, групповая психотерапия, библиотерапия, терапия творчеством), психологические условия «конструирования» психотерапевтического сеанса, личность психотерапевта и коррекция профессиональной деформации.


Тема 10 (21) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Психологические проблемы реабилитации. Психологические критерии успешности реабилитационного процесса. Принципы реабилитационной работы.

Концепция «качества жизни» как одно из важнейших современных направлений исследований в медицине. Методы оценки качества жизни. Опросник ВОЗКЖ-100. Оценка качества жизни в рамках отдельных клиник (онкология, гастроэнтерология, фтизиатрия, педиатрия и др.) Оценка качества жизни как инструмент коррекции лечения и разработки программ реабилитации.


2.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ (ГРУППОВЫЕ) ЗАНЯТИЯ


Тема 1 (1). ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ ПСИХОЛОГА В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ (1 час)

Деонтологические требования, особенности вступления в контакт и основные требования к проведению психодиагностического обследования.

Требования к обработке результатов тестирования, оформление зачетной работы с использованием психодиагностических результатов, данных наблюдения и беседы, данных истории болезни. Требования к оформлению зачетной работы.


Тема 2 (6) КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОСПРИЯТИЕ И ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ (2 часа)

Нейропсихологические механизмы процесса регуляции внимания. Нарушения внимания в рамках основных патопсихологических синдромов: истощаемость, ослабление концентрации, отвлекаемость, сужение объема внимания, инертность внимания, рассеянность внимания.

Нейропсихологические механизмы порождения ощущений. Межполушарная асимметрия и локализация ощущений. Нарушения ощущений в рамках основных патопсихологических синдромов: анестезия, гиперстезия, гипостезия. Общая характеристика качественных нарушений ощущений.

Нейропсихологические механизмы процесса восприятия. Общая характеристика понятия «схемы тела» и нейропсихологических механизмов ее нарушения (соматоагнозия). Нарушения восприятия в рамках основных патопсихологических синдромов.

Нейропсихологические механизмы мнестических нарушений. Нарушения памяти в рамках основных патопсихологических синдромов: гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Основные нарушения высших форм памяти (несформированность, ослабление функционирования по «органическому» типу, искажение в процессе функционирования).


Тема 3 (7) КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАПЦИИ И КОММУНИКАЦИЯ (2 часа)

Нейропсихологические механизмы регуляции процесса мышления: первая и вторая сигнальные системы, лобная кора, межполушарная асимметрия. Нарушения мышления в рамках основных патопсихологических синдромов: общая характеристика нарушений мышления по Б.В. Зейгарник (1968): нарушения операциональной стороны, нарушения мотивационного (личностного) компонента, нарушения динамики.

Нейропсихологические механизмы функций предвосхищения (антиципации) и построения моделей ожидаемого будущего. Нарушения воображения в рамках основных патопсихологических синдромов: обедненность фантазии, деструктивные фантазии, бредоподобные фантазии, лживость, псевдология, грезы наяву.

Нейропсихологические механизмы речевой деятельности: отраженная речь, понимание речи, фонематический анализ, логико- грамматические конструкции, письмо, чтение и речевые нарушения. Нарушения речи в рамках основных патопсихологических синдромов.


Тема 4 (8) КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИАЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ (2 часа)

Нейропсихологические механизмы регуляции эмоций: круг Папеса и теории активации, подкорковые центры регуляции эмоциональных состояний, центры «удовольствия», ретикулярная формация, височные доли, кора головного мозга. Нарушения эмоций в рамках основных патопсихологических синдромов: группа гипотимных нарушений; группа гипертимных нарушений; группа паратимий; группа нарушений динамики эмоций; тревога, страхи, фобии, аффекты (физиологический и патологический).

Нейропсихологические механизмы волевых процессов: префронтальный конвексиальный синдром, префронтальный базальный синдром, префронтальный медиальный синдром апраксия, нарушение пространственных представлений, зрительно- моторной координации; моторный, идеаторный и идеомоторный праксис, динамический праксис, их нарушения. Нарушения волевых процессов в рамках основных патопсихологических синдромов: нарушения волевых побуждений, нарушения влечений (подробнее этот аспект разбирается в теме 23), импульсивные влечения и действия, агрессия; нарушения на уровне реализации волевого усилия психомоторики; мимические расстройства.


Тема 5 (9) КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ (2 часа)

Современные классификации личностных расстройств МКБ-10 (раздел 6) и DSM-IV. Сравнительная характеристика, история создания и психологические типы, положенные в основу. Предыдущие варианты типологии и типы расстройств, проходящих исследовательскую проверку.

Тест «PSP (Personaliti Self-Portrait)» Дж. Олдхэма и Л. Морриса как оценка личностных особенностей человека с позиций DSM-IV. Рекомендации по учету слабых мест личности при угрозе декомпенсации, тренировка и развитие слабых качеств в поведении и взаимоотношениях личности.


Тема 6 (11) РЕАКЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА БОЛЕЗНЬ И ПРОЦЕСС ЛЕЧЕНИЯ (1 час)

Симуляция, диссимуляция, аггравация, анозогнозия, реакция «ухода в болезнь» - определения вариантов реакций пациентов на заболевание, особенности проявлений и условия возникновения реакций.

Клинические варианты нозогений.


Тема 7 (12) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ (1 час)

Психологическая защита как адаптационный механизм, один из механизмов стабилизации самооценки личности. Психологическая защита в норме, клинике неврозов, психосоматической клинике, психиатрии.

Тест «Индекс жизненного стиля» и его применение в медицине. Теория Келлермана-Плутчека как один из подходов к классификации психологических защит.

Принципы коррекции психологических защит по Р.М.Грановской.


Тема 8 (16) АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ (1 час)

Эмоции и кардиологическая клиника. Кардиофобии и дистрессовые переживания при пороках сердца. Психологические нарушения после операций на сердце. Взаимодействие врача-интерниста, медицинского психолога и врача-психиатра.

Психопатологическое и клинико- психологическое реагирование на инфекционные заболевания. Психологические аспекты реакций на болезнь при тифе, дизентерии, инфекционных гепатитах, особо опасных инфекциях. Психологические особенности больных СПИДом.


Тема 9 (17) АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ХИРУРГИИ (1 час)

Психологические особенности сообщения диагноза пациенту с неблагоприятным течением заболевания. Подготовка к операции и реакции пациентов на оперативное вмешательство.

Психологические особенности реакций пациентов на онкологическое заболевание. Психологическое сопровождение пациентов в стационаре. Психологическое сопровождение пациентов на этапе амбулаторного лечения.


Тема 10 (18) АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ (1 час)

Принятие беременности женщиной и психология переживаний в ходе триместров. Психопрофилактическая подготовка роженицы. Психология и психопатология в поведении рожающей женщины. Психологическое сопровождение женщины в послеродовой период.

Учет индивидуально- психологических особенностей реакций женщины на предстоящую гинекологическую операцию и основные психологические требования к ее проведению.


Тема 11 (23) ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЯ (2 часа)

Мультифакторная этиология пищевых расстройств, вклад психологических и социально-психологических факторов в происхождение девиаций пищевого поведения. Основные виды расстройств пищевого влечения. Особенности «пищевой» реальности». Динамика формирования искусственной реальности. Возможности и границы возможностей психологической коррекции отклоняющегося пищевого поведения

Мультифакторная этиология нарушений инстинкта самосохранения. Внешне- агрессивное и ауто- агрессивное поведение. Вклад психологических и социально-психологических факторов в происхождение девиаций в сфере инстинкта самосохранения. Пресуицдальный синдром. Проявления кризисного состояния в общемедицинской практике.

Психосексуальное развитие в «норме». Мультифакторная этиология нарушений в сфере сексуального развития. Вклад психологических и социально-психологических факторов в происхождение девиаций в сфере сексуального развития. Основные формы сексуальных девиаций. Проблема установления границы между патологическими и непатологическими формами отклоняющегося поведения в сексуального влечения.


2.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАЦИЕНТА

работа в клинике - 4 часа, самостоятельная работа - 3 часа

Курация проводится на острых отделениях клинической базы кафедры психиатрии с курсом медицинской психологии - Ярославской областной клинической психиатрической больницы, что требует соблюдения всех правил медицинской деонтологии в работе с больными, учета особенностей нервно-психической патологии.

Обследование пациента проводится исходя из рекомендаций и плана медико-психологического обследования пациента в клинике, отраженного в специальной методической разработке.


Тема 1 (10) МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (4 часа, включая курацию)

Методы психологии в изучении личности и интеллекта в клинике. Клинический метод и психодиагностика (возможности и ограничения).

Психологические требования к анамнестическому опросу. Диагностические возможности беседы (оценка личности и интеллекта). Наблюдение как метод изучения личности и интеллекта в клинике. Поведенческие корреляты личностных особенностей и интеллекта (реакция на ситуацию обследования, реакция на похвалу или порицание, самооценка собственных удач или неудач.

Психологическая диагностика уровня и структуры интеллектуального дефекта с помощью наблюдения, беседы, анамнеза. Возможности и ограничения в применение психодиагностических процедур.

Речь пациента (богатство слов и представлений), ответы на вопросы (скорость и точность), понимание подтекста и юмора, инициативность, активность, критичность в оценке своего поведения и результатов.

Адекватность в оценке ситуации обследования, умение выдерживать социально приемлемую дистанцию.

Невербальные признаки напряжения, трудностей управления своим эмоциональным состоянием. Вегетативные реакции напряжения.

Отражение эмоционального напряжения в характеристиках речи (как процесса, так и в содержательном плане, например, характер жалоб, особенности аргументации оценки своего состояния и оценки реакции окружающих на поведение пациента). Признаки кризисных переживаний.


Тема 2 (22) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ В СТРУКТУРЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (групповое занятие – 3 часа, включая защиту медико-психологических характеристик)

Патопсихологический симтомокомплекс психотической дезорганизации деятельности. Шизофренический симптомокомплекс. Олигофренический симптомокомплекс. Экзогенно– органический симптомокомплекс. Психогенно– невротический симптомокомплекс.




Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player