РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ, В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

МЕДВУЗЫ - 12

© Комплексная самохарактеристика. Практикум. - Часть 8

 

// Комплексная самохарактеристика: Учебное пособие. - Ярославль, 2005

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия)

СОДЕРЖАНИЕ

1.

 Цели и задачи написания «Комплексной самохарактеристики»

2.

Биологические основы индивидуальности (У. Шелдон)

 

2.1. Висцеротония.

 

2.2. Соматотония.

 

2.3. Церебротония.

3.

Психологическая характеристика личности  по А.Ф. Лазурскому

 

3.1. Внимание,  чувства, зависящие от контраста

 

3.2. Ощущения, восприятия, движения

 

3.3. Память

 

3.4. Ассоциации, воображение, речь

 

3.5. Мышление, общие характеристики умственной сферы

 

3.6. Настроения и аффекты, общие особенности эмоциональной сферы

 

3.7. Чувства

 

3.8. Принятие решений, процесс выбора,  сознательное волевое усилие

4.

Личность как система отношений

 

4.1. Программа изучения личности в ее отношениях к среде

 

4.2. Отношения к труду и собственности.

 

* Отношение к вещам

* Отношение к труду

* Отношение к материальному обеспечению (доходу)

* Отношение к собственности и ее расходованию.

 

4.3. Отношения к обществу.

 

* Отношение к равным

* Отношение к высшим и низшим

* Общественное сознание

* Корпоративное сознание

* Отношение к государству

* Отношение к праву

* Отношение к правилам вежливости и приличий

 

4.4. Отношения к жизни в целом.

 

* Отношение к природе

* Отношение к животным

* Отношение к нравственности 

* Общее отношение к миру и жизни

* Отношение к религии

* Отношение к науке и знанию

* Отношение к искусству (эстетический интерес)

 

4.5. Отношения к себе самому и семье.

 

* Отношение к своей физической и психической жизни

* Отношение к своей личности

* Чувственная любовь

* Романтическая любовь

* Отношение к семье

 

4.6. Определение «Уровня личности»

5.

Выраженность полоролевого поведения

6.

Социальная зрелость личности

7.

«Линия жизни»

8.

«Каскадная» оценка профессиональных умений (способностей) личности

 

8.1. Общая оценка

 

8.2. Оценка по основным блокам

 

8.3. 140 профессионально-психологических умений врача

 

* Блок «Восприятие и хранение информации»

 

* Блок «Переработка информации»

 

* Блок «Эмоционально-волевая регуляция»

 

* Блок «Речь и культура общения»

 

* Блок «Умение входить в контакт»

 

* Блок «Умение вести диалог»

 

* Блок «Умения воздействовать»

9.

Планы личностного и профессионального роста (2-й курс)

10.

Планы личностного и профессионального роста (4-й курс)

 

Литература для углубленного изучения темы

 

 

8. «Каскадная» оценка профессиональных умений (способностей) врача.

Список умений разработан H.В. Яковлевой «Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача)» - Дисс.... к.псх.н. - Ярославль, 1994; в настоящем практикуме он модифицирован (несколько расширен) в соответствии с замыслом учебного пособия. Так же предложен новый алгоритм оценивания.

 

Схема заполняется ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО !!!

 

8.1. Общая оценка

Оцените, пожалуйста, Вашу профессионально-психологическую подготовленность к работе врача (в процентах)

- _____%

 

8.2. Оценка по основным блокам

Оцените, пожалуйста, Вашу профессионально-психологическую компетентность в работе врача по основным блокам умений (блоки выделены составителем программы комплексной самохарактеристики и значительно расходятся с авторской редакцией, список умений дополнен)

 

Восприятие и хранение информации

- _____%

Переработка информации

- _____%

      Эмоционально-волевая регуляция

- _____%

Речь и культура общения

- _____%

Умение входить в контакт

- _____%

Умение вести диалог

- _____%

Умения воздействовать

- _____%

 Среднеарифметический показатель

- _____%

 

 

8.3. 140 профессионально-психологических умений врача

 

Оцените в процентах выраженность каждого умения у Вас на настоящий момент времени и сосчитайте средние показатели по «блокам»

 

БЛОК-1: Восприятие и хранение информации                              

%

   1. Длительное время сохранять внимание

 

   2. Распределять внимание при выполнении нескольких функций одновременно

 

   3. Наблюдать за большим количеством объектов

 

   4. Понимать неясное произношение

 

   5. Быстро действовать в условиях дефицита времени

 

   6. Быстро записывать

 

   7. Легко разбирать любой почерк

 

   8. Узнавать и различать цвета

 

   9. Определять состояния

 

 10. Узнавать и различать звуки

 

 11. Узнавать и различать перепады температуры

 

 12. Запоминать имена и фамилии

 

 13. Запоминать лица

 

 14. Наглядно представлять описанное словами

 

 15. Точно передать прочитанное

 

 16. Точно передать услышанное

 

 17. Легко запоминать словесно-логический материал

 

 18. Легко запоминать изображения

 

 19. Длительное время удерживать в памяти большое количество объектов

 

 20. Узнавать факт по малому количеству признаков

 

 Среднеарифметическое по блоку-1:

 

 

 БЛОК-2: Переработка информации                                                                                        

%

 21. Выбирать из большого объема информации необходимую

 

 22. Прогнозировать ход событий с учетом их вероятности

 

 23. Представлять старое в новых условиях

 

 24. Находить новые необычные решения

 

 25. Видеть несколько вариантов решения

 

 26. Выбирать наиболее эффективное решение из предложенных

 

 27. Рассмотреть проблемы с разных точек зрения

 

 28. Критически мыслить

 

 29. Логично мыслить

 

 30. Делать вывод из противоречивой информации

 

 31. Отойти от стереотипов

 

 32. Воспользоваться своим опытом

 

 33. Учиться на своих и чужих ошибках

 

 34. Определять характер информации, необходимой для решения

 

 35. Рационально организовывать свою работу

 

 36. Строить реальные планы

 

 37. Понимать подтекст слов собеседника

 

 38. Мысленно поставить себя на точку зрения другого

 

 39. В любой информации находить важное для себя

 

 40. Использовать знания в практике

 

Среднеарифметическое по блоку-2:

 

 

БЛОК-3 Эмоционально-волевая регуляция                                                                               

%

 41. Регулировать свое настроение

 

 42. Сдерживать эмоции при раздражении

 

 43. Поднять себе настроение

 

 44. Добиваться поставленной цели

 

 45. Длительное время сохранять активность

 

 46. Выполнять однообразную работу

 

 47. Быстро переключаться с одного типа деятельности на другой

 

 48. Найти привлекательные стороны в любой работе

 

 49. Делать малопривлекательную, необходимую работу

 

 50. Преодолевать апатию и брезгливость к человеку

 

 51. Восстанавливать свои силы за короткий промежуток времени

 

 52. Анализировать свое поведение

 

 53. Не останавливаться на достигнутом

 

 54. Изменить свое мнение, если требует ситуация

 

 55. Непреклонно стоять на своем

 

 56. Не проявлять внешне свои чувства

 

 57. Ярко выражать свои чувства и эмоции

 

 58. Знать влияние моральных оценок на самочувствие

 

 59. Сочетать волю, эмоции и интеллект в решении задач

 

 60. Нейтрализовывать иррациональные суждения.

 

Среднеарифметическое по блоку-3:

 

 

БЛОК-4 Речь и культура общения                                                                                         

%

 61. Культура речи

 

 62. Четко и ясно произносить слова, иметь хорошую дикцию

 

 63. Замечать нюансы поведения других

 

 64. Иметь чувство юмора

 

 65. Не перебивать

 

 66. Понять смысл речи говорящего

 

 67. Свободно и раскованно общаться

 

 68. Делать правильные выводы о людях

 

 69. Давать человеку адекватную оценку

 

 70. Давать себе адекватную оценку

 

 71. Выразительно жестикулировать

 

 72. Близко сходиться с людьми

 

 73. Всегда держать дистанцию при общении

 

 74. Быть откровенным

 

 75. Быть вежливым

 

 76. Применять элементарные правила риторики

 

 77. Избегать профессионального сленга

 

 78. Учитывать особенности культуры собеседника

 

 79. Эмпатически сопереживать

 

 80. Грамотно строить фразы

 

Среднеарифметическое по блоку-4:

 

 

БЛОК-5 Умение входить в контакт                                                                                     

%

 81. Располагать себе окружающих

 

 82. Понравиться собеседнику

 

 83. Вызвать доверие к себе

 

 84. Найти нужную тему для разговора

 

 85. Заинтересовать другого своими мыслями

 

 86. Коротко и ясно спрашивать

 

 87. Поддержать любую тему разговора

 

 88. Коротко и ясно отвечать

 

 89. Внимательно и заинтересованно слушать

 

 90. Уметь соглашаться

 

 91. Понять мысли и чувства собеседника

 

 92. Гибко реагировать на полученную информацию

 

 93. Прогнозировать результаты общения

 

 94. Постоянно корректировать различия в статусах

 

 95. Учитывать особенности дыхания

 

 96. Учитывать влияние «ведущей системы видения»

 

 97. Уметь «отзеркаливать» состояние

 

 98. Использовать приемы рефлексивного слушания

 

 99. Использовать приемы нерефлексивного слушания

 

100. Управлять «внутренним» вниманием

 

Среднеарифметическое по блоку - 5:

 

 

БЛОК-6 Умение вести диалог                                                                                                   

%

101. Умение дискутировать и спорить

 

102. Избегать непринципиальных дискуссий

 

103. Выслушать советы и учесть их при принятии решения

 

104. Анализировать свои позиции в общении

 

105. Разбираться в мотивах поведения других людей

 

106. Молчать, когда этого требует ситуация

 

107. Не поддаваться влиянию других

 

108. Подчиниться авторитетному мнению

 

109. Подробно и детально расспрашивать

 

110. Подробно и детально отвечать на вопросы

 

111. Подробно описывать что-либо

 

112. Кратко и ясно передавать суть

 

113. Тактично обратить внимание

 

114. Тактично перевести разговор на интересующую вас тему

 

115. Вовремя прекратить общение

 

116. Знать особенности контакта на каждой стадии  установления доверительных отношений

  

117. Нейтрализовать агрессивные выпады

 

118. Применять навыки «психотерапевтического»  слушания

 

119. Использовать психологические особенности как начала, так и конца встречи

 

120. Использовать законы «конструктивного спора»

 

Среднеарифметическое по блоку-6:

 

 

БЛОК-7 Умения воздействовать                                                                                               

%

121. Вызвать уважение к себе

 

122. Успокоить

 

123. Проявить сочувствие

 

124. Владеть искусством интонации

 

125. Владеть выразительной мимикой

 

126. Эффективно внушить

 

127. «Заразить» окружающих своим настроением

 

128. Доходчиво объяснить

 

129. Аргументировано возражать

 

130. Критиковать с пользой для дела

 

131. Выразительно молчать

 

132. Разрядить тревожную атмосферу в группе

 

133. Приказать

 

134. Попросить

 

135. Посоветовать

 

136. Похвалить, сделать комплимент

 

137. Аргументировано убедить

 

138. Найти нужный стиль общения с каждым человеком

 

139. Знать особенности воздействия на каждой стадии установления доверительных отношений

 

140. Использовать особенности поведения в трансе

 

Среднеарифметическое по блоку-7:

 

 

Сведите, пожалуйста, в один столбик полученные результаты «по блокам» и вычислите среднеарифметическое теперь уже на основании оценки отдельных  умений (в самом общем виде задача состоит в том, чтобы суммарную оценку всех умений поделить на 140).

Проанализируйте (сопоставьте) ТРИ ВАШИХ оценки собственной профессионально- психологической подготовленности.

 

8.1. Общая оценка

%

 

8.2. Суммарная оценка по блокам

 

%

 

8.3. Суммарная оценка по отдельным умениям

 

%

 

 

 

 

 

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player