РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ, В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

СОДЕРЖАНИЕ

© Психология личности. Практикум. - Тема 2.

 Биологические основы индивидуальности. Темперамент и пол: психологическая

характеристика и место в работе врача. 

 

// Психология личности: Учебное пособие. - Ярославль, 2005

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия)

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача

Тема 2. Биологические основы индивидуальности. Темперамент и пол: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 3. Характер: психологические аспекты и место в работе врача

Тема 4. Формирование личности в онтогенезе.

Тема 5. Личность: основные подходы к пониманию.

Тема 6. Внимание, ощущение, восприятие: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 7. Память и воображение: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 8.  Мышление речь: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 9. Эмоции и воля: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 10. Приложение к части I: Ключи к психологическим тестам по темам 1-9

 

Тема 2. Биологические основы индивидуальности.

Темперамент и пол: психологическая характеристика и место в работе врача

Материалы для самостоятельной подготовки к занятию

2.1. «Темперамент» и «пол» - в практике работы врача

2.2.«Формула темперамента» по А. Белову

2.3. «Темперамент по К. Юнгу - Д. Кейрси»

Материалы для проведения практического занятия по теме

2.4. Концепция У. Шелдона

2.5. Опросник Г.Ю. Айзенка.

2.6. «Полоролевые стереотипы» (тест-дискуссия)

Актуальность темы определяется тем, что особенности темперамента имеют существенное значение в любой сфере проявления человека (как в вопросах формирования индивидуального стиля деятельности, так и в оценке поведения других; как в деятельности, так и в общении); В профессиональной деятельности врача знание характеристик различных типов темперамента дает возможность дифференцированного подхода к пациентам в соответствии с динамическими характеристиками их психической жизни;

Афоризмы и мысли.

«Переживать я начал ранее, чем мыслить».

Жан Жак Руссо «Исповедь»

«Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй - полная противоположность, река быстро несется, вода в ней грохочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены ... Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической жизни людей».

В.С. Мерлин (профессор, психолог)

 «Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая общая характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность данного индивида».

И.П. Павлов

«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы - холериком, и, наконец, в исполнении раз приятых решений - флегматиком».

Вильгельм Вундт (профессор, психолог)

«Я - возбудимый тип, и у меня как раз тормозной процесс плохой; мне, например, трудно долго ждать ... как человек возбудимый и неуравновешенный знаю, когда меня заденет что-нибудь, то начинаю меру переходить ... Когда я был профессором, я очень ценил демонстрацию опытов, когда опыт не шел, а опыт делал ассистент, то я черт знает какие слова допускал по его адресу, которые никогда в другое время не позволил бы, я бросал инструменты на пол...»

И.П. Павлов

«Любящая женщина та, которая понимает сильного мужчину в минуты его слабости»

Илья Шевелев, д.м.н. профессор

«Мужской подход у женщины все-таки лучше, чем женский подход у мужчины».

И. Шевелев

Цели изучения:

студент должен иметь представление

о темпераменте и психологии половых различий человека, об их вкладе в формирование поведения;

студент должен знать:

* место темперамента и половых различий в структуре личности;

* значение темперамента и полового диморфизма в профессиональной деятельности врача (как в самопознании, так и в познании других);

студент должен уметь:

* ориентироваться в особенностях темперамента и выраженности половых различий в поведении пациента (по внешним проявлениям) и строить профессиональную деятельность с учетом этой информации;

 

2.1. «Темперамент» и «пол» в работе врача.

* темперамент может стать одним из факторов, существенных для понимания этиологии заболеваний (как нервно-психических, так и психосоматических);

 

Тип темперамента

ИБС,

%

Эпилепсия, %

Контрольная группа, здоровые  %

SJ (EPIMETEUS)

92,3

48,0

38,0.

SP (DIONYSUS)

0,0

22,0

38,0

NT (PROMETEUS)

4,8

0,0

12,0

NF (APOLLO)

2,9

30,0

12,0

Табл. 2.1.1. Темпераменты (по Д. Кейрси) и заболевания (Павлов К.В., 1995)

 

* следует учитывать проявления темперамента в реакции пациента на болезнь. Как показывают исследования (см. Грановская Р.М.), человек со слабым типом нервной системы (меланхолик) особо склонен к реакции страха, с сильным (холерик) - к гневу и ярости. Эти реакции в условиях стресса или продолжении конфликтной ситуации могут усиливать психосоматическую симптоматику. В этих случаях психологическая или психотерапевтическая консультация могут значительно помочь в лечении.

Сангвиник склонен, как правило, к положительным эмоциям. У него высокий порог чувствительности, поэтому он плохо различает или не замечает очень слабых раздражителей, в том числе и незначительные признаки заболевания, он может среагировать: «Ничего, пройдет!»

Флегматик, склонен затягивать обращение к врачу или совсем к нему не обращаться. К тому же он, как правило, трудно сходится с людьми и ему трудно обращаться к незнакомому врачу, подробно рассказывать о своем состоянии здоровья, своих проблемах.

* врач не может избежать влияния на решение профессиональных задач собственного темперамента. Непонимание определяющего влияния темперамента на стиль и темп взаимодействия нередко служит источником раздражения. Например, врач - сангвиник, а пациент - флегматик. Без понимания психологии весьма вероятно, что врача будет раздражать медлительность пациента (на приеме много других, врач спешит), но те же качества своего коллеги-флегматика он воспримет как надежность и уравновешенность.

Важно подчеркнуть, что расхождение уровня притязаний и уровня реальных возможностей у меланхолика и флегматика меньше, чем у сангвиника и холерика, т.е. они реалистичнее смотрят на себя и свои успехи.

Кроме того, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием свойств нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции хирурга во время операции может явиться результатом тренировки, а не врожденных свойств.

Для низкореактивных врачей - флегматиков и меланхоликов - характерно предпочтение ситуаций, требующих от них меньших физиологических затрат, то есть более комфортных по психологическим и физиологическим критериям (удобное место работы, хорошие отношения в коллективе, спокойные пациенты).

Для высокореактивных - сангвиников и холериков - оптимальная стратегия связана со снижением возбуждения за счет избегания чрезмерной стимуляции (сложные случаи, ситуации неопределенности, риска). Экспериментально доказано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость, когда условия и способы деятельности регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов. Такие врачи любят разнообразить свою работу, либо совмещая стационар и поликлинику, либо разные места работы, либо разные специализации. Врачи-флегматики, наоборот, более продуктивны в условиях строгой регламентации. Они редко меняют работу, виды и методы лечения, пациентов.

В нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля, не определяя результативность деятельности. В экстремальных ситуациях (операции, сложные случаи, несчастные случаи, летальные исходы, конфликты с пациентами, коллегами, администрацией и проч.) влияние темперамента на эффективность деятельности усиливается, заученные формы поведения становятся неэффективными, требуется дополнительная энергетическая мобилизация организма.

 

Табл. 2.1.2. Влияние темперамента на некоторые этапы деятельности хирурга (цит. по А.В. Шапошников «Ятрогения. Терминологический анализ и конструирование понятия». – Ростов-на-Дону, 1998)

 

 

Темпера-

мент

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

диагностический

тактико-

стратегическая оценка

операционный акт

Холерик

быстрое, поверхностное обследование, пропуск важных симптомов, укорочен вербальный контакт с пациентом.

принимается решение о выборе лечения, не подкрепленное дополнительными методами диагностики, в спешке; отдаленные последствия, степени риска учитываются редко.

оперирует быстро, нервно, часто превышая необходимый объем, особенно в экстренной хирургии; бывает неосторожен.

Сангвиник

поверхностный осмотр, чрезмерное доверие словам пациента, показателям лабораторий, консультантам; необоснованная вера в правильность диагноза; упускаются детали.

оценки и прогнозы упрощены, часто шаблонны

оперирует добротно, обычно пользуется стандартными приемами.

Флегматик

медлителен, не вызывает заинтересованности больного к контакту, может быть равнодушен; в условиях оказания экстренной помощи недостаточно активен.

адекватно оценивает статус пациента, ближайшие и отдаленные последствия операции.

медленно реагирует на интраоперационные осложнения (кровотечения и т.п.).

Меланхолик

собирает достаточно полную информацию о больном и заболевании, иногда гиперболизирует отдельные признаки.

осторожен, пессимистичен в оценках и прогнозах

боится принимать ответственные решения в ходе операции, теряется в нестандартных ситуациях.

 

* темпераментные особенности должны учитываться при анализе общения, взаимодействия «врач-пациент». Известно, что можно быть одновременно холериком и сангвиником, но нельзя быть одновременно меланхоликом и сангвиником или холериком и флегматиком - темпераменты ходят «по кругу». Из этого следует, что лучше общаются холерик и сангвиник, флегматик и меланхолик, сангвиник и флегматик... Флегматик и меланхолик не будут раздражать друг друга, но общение у них будет затруднено, т.к. они оба являются интровертами. Холерики и сангвиники - экстраверты «души нараспашку» - не любят копаться в своих мыслях и чувствах. Флегматики и сангвиники имеют стабильный, цельный характер; холерики и меланхолики - нестабильные. Эти противоречия мешают ровным взаимоотношениям. Врач не может подбирать себе пациента по типу темперамента дополнительного к своему, но знать и видеть эти особенности, а так же контролировать свои эмоции, корректно реагировать на проявление темперамента пациента - он обязан.

Кроме того, врач может учесть особенности пациента в лечении: сангвиника нужно включать в лечение и поощрять его усилия; флегматика надо заинтересовать лечением, но нельзя резко переключать на новые методы лечения и незнакомые препараты, необходимо соблюдать постепенность; в отношении меланхолика недопустимы не только грубость, но и ирония, невнимание; холерику стоит указать энергично на нарушения им рекомендованных мер лечения.

* половые особенности личности влияют избирательность в отношении стрессовых воздействий (например, «ценность» различных частей тела у мужчин и женщин не совпадают), так и на интенсивность переживаний (например, мужчины гораздо хуже переживают ситуацию «обездвиженности»).

* отдельным вопросом являет семейный союз мужчины и женщины, их «отдельная» и «совместная» реакция на болезнь члена семьи.

2.2. Диагностика «Формулы темперамента» по А. Белову (цит. по А. Рухманов, 1983).

Отметьте знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны.

Итак, если вы: 1. Неусидчивы, суетливы (); 2. Невыдержанны, вспыльчивы (); 3. Нетерпеливы (); 4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми (); 5. Решительны и инициативны (); 6. Упрямы (); 7. Находчивы в споре (); 8. Работаете рывками (); 9. Склонны к риску (); 10. Незлопамятны и необидчивы (); 11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью (); 12. Неуравновешенны и склонны к горячности (); 13. Агрессивный забияка (); 14. Нетерпимы к недостаткам (); 15. Обладаете выразительной мимикой (); 16. Способны быстро действовать и решать (); 17. Неустанно стремитесь к новому (); 18. Обладаете резкими порывистыми движениями (); 19. Настойчивы в достижении поставленной цели (); 20. Склонны к резким сменам настроения (); - то вы чистый холерик.

Если вы: 1. Веселы и жизнерадостны (); 2. Энергичны и деловиты (); 3. Часто не доводите начатое дело до конца (); 4. Склонны переоценивать себя (); 5. Способны быстро схватывать новое (); 6. Hеустойчивы в интересах и склонностях (); 7. Легко переживаете неудачи и неприятности (); 8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам (); 9. С увлечением беретесь за любое новое дело (); 10. Быстро остываете, если дело перестанет вас интересовать (); 11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую (); 12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой (); 13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми (); 14. Выносливы и работоспособны (); 15. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой (); 16. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке (); 17. Обладаете всегда бодрым настроением (); 18. Быстро засыпаете и пробуждаетесь (); 19. Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях (); 20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться (); - то вы, конечно же, сангвиник.

Если вы: 1. Спокойны и хладнокровны (); 2. Последовательны и обстоятельны в делах (); 3. Осторожны и рассудительны (); 4. Умеете ждать (); 5. Молчаливы и не любите попусту болтать (); 6. Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики (); 7. Сдержанны и терпеливы (); 8. Доводите начатое дело до конца (); 9. Не растрачиваете попусту сил (); 10. Придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе (); 11. Легко сдерживаете порывы (); 12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию (); 13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес (); 14. Постоянны в своих отношениях и интересах ();  15.  Медленно  включаетесь  в  работу  и  медленно  переключаетесь  с  одного  дела  на  другое  (); 16. Ровны в отношениях со всеми (); 17. Любите аккуратность и порядок во всем (); 18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке (); 19. Обладаете выдержкой (); 20. Несколько медлительны () - то вы, без сомнения, флегматик.

Если вы: 1. Стеснительны и застенчивы (); 2. Теряетесь в новой обстановке (); 3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми (); 4. Не верите в свои силы (); 5. Легко переносите одиночество (); 6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах (); 7. Склонны уходить в себя (); 8. Быстро утомляетесь (); 9. Обладаете тихой речью, иногда снижающейся до шепота (); 10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника (); 11. Впечатлительны до слез (); 12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию (); 13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим (); 14. Склонны к подозрительности, мнительности (); 15. Болезненно чувствительны и легко ранимы (); 16. Чрезмерно обидчивы (); 17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями (); 18. Малоактивны и робки (); 19. Уступчивы, покорны (); 20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих (); - то вы чистой воды меланхолик.

 

2.3. Типология темпераментов Карл Густав Юнг - Дэвид Кейрси

Развивая взгляды на природу человека, открытые одним из крупнейших психологов XX (некоторые считают - крупнейшим) - Карлом Густавом Юнгом, американский психолог Дэвид Кейрси предложил еще одну концепцию темперамента, опирающуюся на стабильность (постоянство вне зависимости от ситуации) проявления того или иного склада личности. Профессор д.м.н. К.В. Павлов предлагает таблицу, заполнив которую, Вы сможете диагностировать у себя тот или иной тип темперамента (по Д. Кейрси)

 

Вы обычно

Энтузиаст

 

Спокойный

 

Собранный

 Возбужденный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стремитесь

Романтика

 

Точность

 

Обладание

 

Стимуляция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желанное качество

 

 

Добро

 

 

Могущество

 

 

Благородство

 

Смелость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Легче

вообразить

 

Метафоры

 

 

Структуры

 

 

Ассоциации

 

Тона,

оттенки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чаще

 Раздраженный, вспыльчивый

 

Напряженный

 

 Подавленный

 

 

Скучающий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В семье

 

Взаимная интимность

 

Индивиду-альность

 

 

Иерархия

 

    Мобильность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легче удается

в учебе

 

Литература

 

Точные науки

 

 

Бизнес

 

 

Искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ищете

 

 

Свое лицо

 

Проблемные ситуации

 

 

Надежность

 

 Приключения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доставляет удовольствие

 

Убедить

 

    Достичь

совершенства

     Быть

незаменимым

Играть

в карты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легче

дается

 

Интеграция

 

Дифферен-циация

 

 

Стандарты

 

 

Вариации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуете в группах для

 

Вдохновение

 

Размышление

 

Церемонии

 Развлечения,

риск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно в группах

 

Обратная связь

 

 

Достижения

 

Причастность

членов

 

Действие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лучше

работать с

 

Персонально с людьми

 

 Стратегия предприятия

Материальные средства

 Тактика пред -

 приятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доверяете более

 

 

Интуиции

 

 

Разуму

 

 

Авторитетам

 

Импульсам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легче отмечаете

 

Смысл, значение

 

 

Категории

 

 

Количество

 

Приемы, операции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взгляд

на вещи

 

Парадоксальный

 

 

Скептический

Пессимистический

 

 

Циничный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценность

 

 

Изменение

 

 

Гениальность

Ответственность

 

 

Мастерство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важное качество

 

 

Вера

 

Относи-

тельность

 

 

Фатализм

 

 

Оптимизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет уважения

 

 

Пророк

 

 

Гений

 

 

Аристократ

 

Мот,

расточитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

NF

 

NT

 

SJ

 

SP

 

Проявления типов темперамента по Д. Кейрси в производственной деятельности и управлении:

NF-темперамент (APOLLO) - Стремление к тому, чтобы быть самим собой, иметь ценность в собственных глазах; Проявления в работе: * Ищет смысл и истину; * Сопереживает; * Понимает возможности организации и людей; * Выражает признательность, энтузиазм, одобрение; * Охотно идет на межличностное общение; * Поддерживает тесный контакт с остальными; * Все относит на свой счет; * Охотно поощряет других и любит, когда поощряют его;

NT- темперамент (PROMETEUS) - Дух научного поиска, стремление к власти над законами природы; Проявления в работе: * Ценит компетентность и знания, стремится к ним; * Работает над идеями и концепциями; * Любит сложные задачи; * Видит жизнь как систему, нуждающуюся в дальнейшем совершенствовании; * Рассматривает возможности путем объективного анализа; * Любит начинать проекты, но не всегда заканчивает; * Не всегда уверен в чувствах других людей; * Откликается на новые идеи;

SJ - темперамент (EPIMETEUS) - Доминирует чувство долга, стремление занять достойное место в определенной социальной структуре. Проявления в работе: * Старается быть причастным и вносить свой вклад; * Ценит согласованность; * Аккуратный, надежный, реалистичный; * Понимает в чем ценность работы его организации; * Ждет реалистичности от других; * Одобряет стабильность и порядок; * Предпочитает награды неличного характера (призы); * Легче критикует, чем поощряет.

SP-темперамент (DIONYSUS) - Свобода, спонтанность реакций, стремление следовать собственным импульсам. Проявления в работе: * Нуждается в свободе действий; * Имеет дело с реальными проблемами; * Уступчивый, восприимчивый; *Охотно идет на риск; * Очень сговорчив; * Может считаться нерешительным; * Может попасть в неприятную ситуацию, но ненадолго; * Ему лучше удается текущее планирование.

 

Материалы для проведения практического занятия

2.4. Исследование типов темпераментов с помощью диагностических шкал У. Шелдона;

Проанализируйте концепцию У. Шелдона о соотношении соматотипа и темперамента человека (см. также материалы «Комплексной самохарактеристики», Часть 1-2 см. на сайте) 

 

Табл. 2.2.  Типы темперамента по У. Шелдону (Цит. по Я. Стреляу, 1982)

 ВИСЦЕРОТОHИЯ

 СОМАТОТОHИЯ

 ЦЕРЕБРОТОHИЯ

  1. Расслабленность в осанке и движениях.

  1. Уверенность в осанке и движениях.

  1. Сдержанность манер и движений, скованность в осанке.

  2. Любовь к комфорту.

  2. Любовь к физическим нагрузкам и приключе­ниям. 

  2. Чрезмерная физиологическая реактивность.

  3. Замедленные реакции.

  3. Энергичность.

  3. Повышенная скорость реакций.

  4. Любовь к пище.

  4. Потребность в движе­ниях и удовольствие от них.

  4. Стремление к довери­тельным контактам.

  5. Социализация пищевой потребности

  5. Стремление к доминированию, власти.

  5. Чрезмерное умственное напряжение.

  6. Удовольствие от пище­варения.

  6. Склонность к риску.

  6. Скрытность чувств, эмоциональная сдержан­ность.

  7. Любовь к вежливому обхождению.

  7. Решительные манеры.

  7. Беспокойные движения глаз и лица.

  8. Социофилия.

  8. Храбрость в конфликтах.

  8. Социофобия.

  9. Приветливость со всеми.

  9. Агрессивность в сорев­новании.

  9. Затруднения в установ­лении социальных контактов

10. Жажда похвалы и одобрения

10. Психологическая нечувствительность, эмоциональная черствость

10. Трудность приобрете­ния новых привычек, сла­бый автоматизм.

11. Ориентация на других людей.

11. Боязнь (нелюбовь) закрытых помещений.

11. Боязнь (нелюбовь) открытых пространств.

12. Стабильность эмоцио­нальных проявлений. 

12. Отсутствие жалости и контакта.

12. Неумение предвидеть отношение к себе других людей.

13. Терпимость.

13. Громкий голос.

13. Тихий голос, боязнь вызвать шум.

14. Безмятежная удовлетворенность.

14. Спартанское безразли­чие к боли

14. Чрезмерная чувстви­тельность к боли.

15. Глубокий сон.

15. Общая шумливость.

15. Недостаточный сон, хроническая усталость.

16. Бесхарактерность.

16. Внешний вид соответ­ствует более пожилому возрасту.

16. Юношеская живость манер во внешнем облике.

17. Легкость в общении и выражении чувств; лег­кость вазомоторных реакций.

17. Экстраверсия в поступках, но скрытность в чувствах и эмоциях; легкость двигательных реакций.

17. Склонность к размышлению, самоанализу

18. Общительность и мягкость в состоянии опьянения.

18. Агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения.

18. Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов

19. Потребность в людях в тяжелую минуту.

19. Тяга к действию в тяжелую минуту.

19. Тяга к одиночеству в тяжелую минуту.

20. Ориентация к детству и семейным взаимоотношениям.

20. Ориентация на юношеские цели и занятия.

20. Ориентация к поздним периодам жизни.

 

2.6. Специфика подхода к изучению темперамента в работах Г.Ю. Айзенка, тест EPI (адаптация Русалова В.М., 1992)

«В основе «экстраверсии», по мнению Г. Айзенка, лежит слабое возбуждение ретикулярной формации и сильное тормозное влияние со стороны коры. В связи с этим, экстравертам для достижения оптимальной активации необходима стимуляция из внешней среды, что и выступает главной причиной их направленности на внешний мир.

И, наоборот, в основе «интроверсии» лежит высокий уровень активации ретикулярной формации и низкий уровень корковых влияний. Отсюда, согласно Г. Айзенку, интровертам не требуется стимуляция извне».

Инструкция: «Ответьте «да» или «нет» на каждый из вопросов».

 

EPI

 1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям и ощущениям?

 2. Часто ли вы нуждаетесь в том, чтобы вас ободрили или утешили?

 3. Легко ли вы обычно отвлекаетесь от своих забот?

 4. Часто ли вы испытываете чувство тревоги, отвечая другим «нет»?

 5. Долго ли вы обычно размышляете перед тем, как что-либо предпринять?

 6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?

 7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения без всякой причины?

 8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

 9. Бываете ли вы печальны без достаточных на то причин?

10. Любите ли вы рискованные поступки?

11. Возникает ли у вас внезапно чувство робости и смущения, когда вы хотите вступить в разговор?

12. Вы ходите ли вы иногда из себя, злитесь?

13. Обычно вы действуете мгновенно под влиянием момента?

14. Часто ли вы волнуетесь, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?

15. В свободное время предпочитаете ли вы обычно чтение книг общению с людьми?

16. Легко ли вас обидеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

19. Бывает ли у вас иногда так, что избыток энергии внезапно сменяется полной вялостью?

20. Предпочитаете ли вы обычно общаться с узким кругом хорошо известных вам людей?

21. Часто ли вы мечтаете о несбыточных, нереальных вещах?

22. Если на вас накричат, вы отвечаете мгновенно?

23. Испытываете ли вы иногда чувство вины без всякой причины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы «расслабиться» и вовсю повеселиться в компании?

26. Считаете ли вы себя человеком ранимым и чувствительным?

27. Вы человек очень живой и подвижный?

28. После того, как вы сделали какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство тревоги, что сделали его хуже, чем могли бы?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Часто ли вы не спите из-за того, что разные мысли лезут вам в голову?

32. Если вы хотите что-то узнать, вам легче искать нужные сведения в книгах или расспрашивать людей?

33. Случаются ли у вас внезапно сильные сердцебиения?

34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас длительного внимания и большой сосредоточенности?

35. Бывают ли у вас от волнения приступы дрожи в руках или в ногах?

36. Всегда вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Приятно ли вам находиться в большой компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Легко ли вам обычно выполнять дела, требующие мгновенной активности?

40. Вы склонны преувеличивать в своем воображении неприятные события, которые могли бы произойти?

41. Ваши движения обычно медленны и неторопливы?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу?

43. Часто ли вам снятся тяжелые кошмары?

44. Вы так любите разговаривать с людьми, что постараетесь не упустить случая побеседовать с новым человеком?

45. Часто ли вас беспокоят боли?

46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

49. Легко ли вы вступаете в общение с людьми?

50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши личные недостатки и недостатки в вашей работе?

51. Вам мало доставляет настоящего удовольствия участие в вечеринке?

52. Часто ли вас беспокоит чувство собственной неполноценности?

53. Способны ли вы легко внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Испытываете ли вы чувство тревоги за свое здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Часто ли у вас бывает длительная бессонница?

 

Табл. 2.6. «Круг Айзенка»

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 Тревожный *         1

         * Обидчивый

 

 Угрюмый *             20

                 * Неспокойный

 

 Суровый *                   19

                        *Агрессивный

 

    Неуравновешенный *                        18

                                * Раздражительный

 

Пессимистичный *                            17

                                    * Переменчивый

 

            Замкнутый *                              16

                                        * Импульсивный

 

Необщительный *                                  15

* Оптимистичный

 

 Тихий *

МЕЛАНХО- 14

 ХОЛЕРИ-

                         *Активный

 

ИНТРОВЕРСИЯ

 

ЛИЧЕСКИЙ 13

ЧЕСКИЙ

 

ЭКСТРАВЕРСИЯ

 

 1        2          3       4      5       6       7       8       9       10       11    12 

   13       14       15       16       17        18        19        20        21       22

 

 

 

 

 

 

 ФЛЕГМА- 11

 САНГВИНИ-

 

 

 

 

 

 

     Пассивный *

ТИЧЕСКИЙ 10

 ЧЕСКИЙ                            * Общительный

 

  Благоразумный *                                   9

                                           * Открытый

           Вдумчивый *                               8

                                        * Словоохотливый

         Миролюбивый *                            7

                                       * Чувствительный

         Слабохарактерный *                      6

                                    * Инициативный

                     Сдержанный *                   5

                                 * Живой

 Надежный *             4

                   * Беззаботный

 Спокойный * 3

* Беспечный

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАБИЛЬНОСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ключи в Приложении - см. материалы сайта)

2.6. «Умеете ли Вы отличить мужчину от женщины?»

 В каждом обществе есть свои стереотипы поведения мужчины и женщины (не путать с особенностями поведения мужчины и женщины - половыми различиями; сравните поведение француженки и жительницы Арабских Эмиратов - оно будет очень отличаться при совершенно идентичном биологическом поле; особенности полового поведения, принятые - санкционированные - в том или ином обществе - получили специальное терминологическое обозначение - «гендерные различия»). Дети усваивают их в самом нежном возрасте, когда родители укоряюще говорят им: «Разве можно себя так вести, ведь ты же девочка (мальчик)!» Так что у каждого из нас есть представление о том, какие ка­чества должны быть присущи мужчине, а какие женщине. Конечно, эти представления сложились под сильнейшим влиянием традиций и обычаев. Попробуйте выбрать из этого списка мужские, женские и нейтральные (одинаково свойственные обоим полам) качества. Заглянув в ответы, вы можете сравнить свой выбор с выбором, кото­рый делает при прохождении этого теста большинство американцев (исследования и концепция Сандры Бем) (ключи см. Приложение, в материалах сайта).

 

 1. Агрессивность

41. Модность

 81. Склонность к обладанию

 2. Активность

42. Мужественность

 82. Склонность к переменам

 3. Амбициозность

43. Мягкость

 83. Склонность к риску

 4. Аналитичность

44. Надежность

 84. Скромность

 5. Атлетичность

45. Наличие собственной позиции

 85. Сложность

 6. Беззаботность

46. Напористость

 86. Сострадание взглядов

 7. Беспечность

47. Напряженность

 87. Способность к лидерству

 8. Бодрость

48. Нежность

 88. Способность защищать свои взгляды

 9. Быстрота в принятии решений

49. Независимость

 89. Способность утешать

10. Великодушие

50. Нелюбовь к ругательствам

 90. Тактичность

11. Вера в себя

51. Необычность

 91. Теплота

12. Верность

52. Неорганизованность

 92. Терпеливость

13. Восприимчивость

53. Непостоянство

 93. Терпимость

14. Вспыльчивость

54. Непредсказуемость

 94. Тихий голос

15. Высокая мораль

55. Неторопливость

 95. Трудолюбие

16. Готовность к действию

56. Общительность

 96. Уважительность

17. Демократичность

57. Оживленность

 97. Ум

18. Дисциплинированность

58. Оптимизм

 98. Умение полагаться только на свои силы

19. Доброта

59. Опытность

 99. Умение понимать других

20. Доверчивость

60. Основательность

100. Умение пошутить

21. Дух соревнования

61. Открытость ума

101. Умение работать

22. Ехидность

62. Очаровательность

102. Умение развлечь

23. Жадность

63. Падкость на лесть

103. Умение сочувствовать

24. Жеманность

64. Привлекательность

104. Умение убеждать

25. Женственность

65. Привязанность

105. Умение уступить

26. Живость

66. Прямота

106. Умеренность

27. Жизнерадостность

67. Пунктуальность

107. Упорство

28. Забота о людях

68. Развитая интуиция

108. Упрямство

29. Задумчивость

69. Развитое воображение

109. Хитрость

30. Застенчивость

70. Расслабленность

110. Честность

31. Зрелость

71. Ревнивость

111. Чистота

32. Импульсивность

72. Резкость

112. Чувство ответственности

33. Индивидуализм

73. Самоуверенность

113. Чувство юмора

34. Инфантильность

74. Светскость

114. Широта

35. Искренность

75. Серьезность

115. Эгоистичность

36. Искушенность

76. Сила

116. Экстравагантность

37. Консервативность

77. Сильная личность

117. Энергичность

38. Культурность

78. Склонность вести за собой

118. Яркость

39. Лень

79. Склонность к доминированию

 

40. Любовь к детям

80. Склонность к идеализму

 

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player