|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) |
© Психология
личности. Практикум. - Тема 4. Формирование личности в онтогенезе.
// Психология личности: Учебное пособие. - Ярославль, 2005,
С. 44-55
ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)
Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому
и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для
студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»
Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог
высшей квалификационной категории, к.псх.н.
доцент по кафедре медицинской психологии
Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического
центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития
РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор
медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки
Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический
институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук
профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и
клинической психологии Вячеслав
Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская
государственная педиатрическая медицинская академия)
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Психология в медицине: основные задачи
профессиональной психолого-педагогической подготовки врача |
Тема 2. Биологические основы индивидуальности. Темперамент
и пол: психологическая характеристика и место в работе врача |
Тема 3. Характер: психологические аспекты и место в работе
врача |
Тема 4. Формирование личности в
онтогенезе. |
Тема 5. Личность: основные подходы к пониманию. |
Тема 6. Внимание, ощущение, восприятие: психологическая
характеристика и место в работе врача |
Тема 7. Память и воображение: психологическая
характеристика и место в работе врача |
Тема 8. Мышление
речь: психологическая характеристика и место в работе врача |
Тема 9. Эмоции и воля: психологическая характеристика и
место в работе врача |
Тема 10. Приложение к части I: Ключи к
психологическим тестам по темам 1-9 |
Тема 4. Формирование личности
в онтогенезе.
Материалы для самостоятельной подготовки |
4.1.
«Возрастной подход» в работе врача. |
4.2.
Драконы Дж. Стивенса |
Материалы для проведения практического занятия по теме |
4.3.
Определение психологического возраста. |
4.4.
Кризисы возрастного становления личности по Э. Эриксону (дискуссия) |
4.5.
Диагностика структуры личности (опросник Ч. Шефера). |
Актуальность темы определяется тем, что
изменение поведения человека во времени связано не столько с процессами
созревания, столько с опытом решения проблем, зачастую определяемых собственно
возрастом, с его социально-психологическими особенностями; возрастные изменения
сопровождают как пациента, так и самого врача.
Афоризмы и мысли.
«Годы учат многому,
чего дни не знают».
«Мы должны подходить к нашей
жизни также как и нашим сочинениям, то есть гармонически связывать,
согласовывать начало, середину и конец».
Ж. Жубер,
французский
писатель, XVIII века
«Для будущих воспоминаний,
О, юноша, рисуй свое сегодня
Внимательно и осторожно».
Се Бинсинь
«Посеешь поступок - пожнешь
привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь
судьбу».
Гераклит
«Мы все больше заботимся о
жизни, по мере того как она теряет свою ценность».
Ж.Ж. Руссо
«Разве я не жил тогда, когда
учился смотреть, слушать, понимать, говорить, когда спал, сосал грудь и смеялся
и радовал свою мать? Я жил и блаженно жил. Разве не тогда я приобретал все то,
чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную
жизнь не приобрел и одной сотой доли этого. От пятилетнего ребенка до меня -
только шаг. От новорожденного до пятилетнего -
страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость».
Л. Толстой
«Я нашел, что сексуальная
функция существует с самого начала индивидуальной жизни, хотя связана с другими
жизненными функциями и лишь позже приобретает независимость от них. Прежде чем
стать знакомой нам нормальной половой жизнью взрослого человека, она должна
пройти долгий и сложный путь развития».
З. Фрейд
Цель изучения
темы:
студент должен иметь
представление
* об объективности динамики
становления личности во времени, об основных возрастных кризисах становления
личности;
студент должен
знать:
* основные
концепции, в том числе и отечественные, в изучении проблем развития личности;
*
необходимость использования данного подхода для описания поведения человека;
* концепцию
Э. Эриксона в отношении типологии основных кризисов становления
личности;
* значение
этого раздела психологии для профессиональной деятельности врача (как в
самопознании, так и в познании других);
студент должен
уметь:
*
ориентироваться в особенностях поведения пациента характерных как для различных
уровней развития ЭГО (по данным наблюдения и беседы), так и для различных
возрастных периодов и строить профессиональную деятельность с учетом этой
информации;
Материалы для
самостоятельной подготовки
4.1.
«Возрастной подход» в работе врача
* «Социальная ситуация развития»,
понятие, успешно разрабатываемое в отечественной психологии, позволяет
дополнить традиционную для медицины проблему «созревания организма», проблемами
«становления личности». Не совпадение двух линий «биологической» и
«социально-психологической», имеет крайне важное значение
в работе с пациентами.
* Особое
значение имеют данные о ранних периодах развития человека, частности, наличие /
отсутствие феноменов «депривации»
(ограничение или даже отсутствие развивающих стимулов, идущих из внешней среды
к ребенку, в том числе и депривации «психологической»
- например, холодное, пренебрежительное отношение к «нежеланному» ребенку со
стороны матери - или депривации «социальной» - жизнь
в интеллектуально бедной среде) в раннем детстве;
* С
проблемам развития личности тесно связаны феномены
«психологического времени личности». Немецкие исследователи, психиатр Клаус Дернер и психолог Урсула Плог
(1996) замечают: «Прошлое, настоящее и будущее есть не одно и то же, для атома,
камня, человека, семьи, общества, космоса.
Поэтому каждое
психическое нарушение следует понимать лишь в рамках целостной биографии
человека ... обучающемуся будет легче, если он сначала познакомиться с
долговременно наблюдаемыми пациентами, прежде, чем он
встретиться с госпитализацией острых больных: поперечник можно лучше понять,
исходя из длинника, а не наоборот».
4.2. «Семь драконов» Дж.Стивенса (Стивенс Дж. «Обуздай своих драконов: Как превратить свои недостатки в достоинства» - СПб., Притер, 1995)
«Hаилучшим и наиболее подходящим источником для
настоящей книги в качестве исторического материала явились для меня - пишет Дж.
Стивенс, - труды русского ученого ... Г.И. Гурджиева и его последователей - Р.Успенского и Г.Беннета. ... «Драконы» ... существуют для того, чтобы
сделать нас сильными. Они служат средством нашей трансформации. Ничто
сколько-нибудь значительное в этой жизни не достигается без некоторого рода
проверки собственных возможностей».
Взгляд Дж. Стивенса во многом напоминает метапатологию
А.Маслоу. Однако, достижением ученого стало соединение
в одной характеристике противоположностей - по принципу единства рождения. Так
огонь может быть согревающим, дарящим жизнь и может быть разрушающим на своем
пути все живое. Природные стихии обладают именно таким Даром - быть разными, в
зависимости от умений человека управлять ими, следовательно, собой.
Внимательно прочитайте
утверждения и определите лидера - группу, в которой Вы обнаружили наибольшее
количество положительных ответов (мы приводим только фрагмент опросника). В
таблице (где сохранен порядок изложения) вы узнаете
обычное имя этого «дракона», а книге Дж. Стивенса -
способы его приручения и всю более подробную информацию.
* Некоторые говорят, что меня трудно узнать поближе.
* Лучше тысячу раз умереть, чем попасть на людях в неловкое положение.
* Мне нравится чувствовать себя особенным.
* Окружающим, очевидно, должно казаться, что я держу под контролем каждый свой шаг.
* Мне приходится много работать, что преодолеть свою застенчивость.
* Я ненавижу быть подвергнутым чьим-либо оценкам или сравнениям.
* Мне трудно принести извинения.
* Я очень критически отношусь к себе самому и частенько, в тайне, также критикую других.
* Я стараюсь поймать свое отражение в стеклах витрин и зеркалах, чтобы проверить все ли у меня в порядке.
* Победа имеет для меня очень большое значение.
* Я часто сомневаюсь в своих способностях и чувствую себя неловко.
* Если я считаю, что сделал что-нибудь не так, я обязательно приношу свои глубокие извинения.
* Если что-то идет не так, как нужно, я обычно чувствую, что в этом есть и доля моей вины.
* Мне часто говорят, чтобы выпрямился и не сутулился.
* Я очень несправедлив к себе.
* Есть много вещей, которые я хотел бы сделать, но я сомневаюсь в своих силах и боюсь подвергать себя риску.
* Люди говорят, что мне не хватает уверенности в себе.
* Зачастую я чувствую, что новая машина или одежда слишком для меня хороши.
* Иногда меня просят говорить погромче, потому что собеседникам меня не слышно.
* Иногда я ловлю себя на том, что дыхание у меня учащенное и поверхностное.
* Зачастую я чувствую, что мне никогда не найти того, что я ищу.
* Когда что-то идет не так, мне хочется пробежаться по магазинам, чтобы поднять себе настроение.
* Когда что-то идет не так, мне хочется есть и кажется, что я никогда не наемся.
* Когда мне чего-то очень хочется, я часто сдерживаю себя. Я пытаюсь держать себя под контролем, но это так трудно.
* Часто я складываю оружие и иду на поводу своих желаний, отчего позднее испытываю чувство вины и глубокое раскаяние.
* Часто я мечтаю иметь целиком все из того, что хочу иметь хоть частично.
* Я беспокоюсь, что останусь ни с чем.
* Иногда я не могу выбрать между вещами, которые мне хотелось бы иметь. Тогда я не покупаю ничего и впоследствии чувствую себя действительно плохо.
* Я часто бросаюсь в рискованные операции.
* Я часто обвиняю своего партнера в том, что не испытываю чувства удовлетворения.
* Когда что-то не ладится, я пропускаю рюмочку-другую, чтобы почувствовать себя лучше.
* Иногда я подумываю о том, чтобы наложить на себя руки, потому что жизнь слишком трудна и мучительна.
* Зачастую я подвергаю свою жизнь серьезной опасности быстрой ездой или вождением машины в ситуациях, грозящих катастрофой; при этом я всегда объясняю окружающим, что все в порядке и беспокоиться не о чем.
* Иногда мне кажется, что всем мешаю и без меня окружающие вздохнули бы с облегчением.
* Я часто думаю, что жизнь моя не протянется слишком долго.
* Большую часть времени у меня все идет не так как надо.
* У меня за плечами длинный список прерванных отношений с друзьями и разорванных соглашений.
* Меня беспокоит, что я мог кого-то серьезно обидеть.
* Мне нравится доказывать, что я могу преодолеть опасность.
* У меня бывают серьезные срывы, оканчивающиеся истерикой или взрывами гнева.
* Я часто чувствую, что для окончания работы мне катастрофически не хватает времени.
* Иногда второпях я роняю или разбиваю окружающие вещи.
* Меня беспокоит, что жизнь течет быстрее, чем я успеваю что-то сделать.
* Частенько мне приходится поторапливать детей, друзей или сотрудников, двигающихся или действующих слишком медленно.
* Я часто прерываю собеседника или заканчиваю за него мысль.
* В своем стремлении всюду успеть и все сделать я часто опаздываю на назначенную встречу.
* Я часто выхожу из дому слишком поздно и второпях забываю или теряю вещи.
* Мне трудно замедлить ритм жизни даже в отпуске или на каникулах.
* Планов на день у меня очень много, а времени на их реализацию, как правило, не хватает.
* Большую часть времени я чувствую себя уставшим и физически, и психически.
* Окружающие говорят, что я люблю поплакаться в жилетку, но они просто не понимают, как сложно все вокруг.
* Зачастую обстоятельства складываются так, что у меня не остается выбора.
* В жизни вы просто не можете делать то, что хотите. Вокруг слишком много вещей, которые этому мешают.
* Окружающие зачастую воспринимают мое отношение к ним как нечто само собой разумеющееся. Они даже не понимают, как много я для них делаю.
* Когда окружающие вносят полезные предложения, я обычно хорошо знаю, что помешает их осуществлению.
* Мне кажется, никогда не найти человека, кто по-настоящему бы мне помог.
* Никто не имеет права причинять мне те неприятности, из-за которых я уже и так сильно натерпелся в жизни.
* Большинство детей просто проявляют неблагодарность, желая получить больше того, что уже имеют.
* Обычно мне трудно отказать чьей-либо просьбе.
* Зачастую мне требуется человек, который бы меня развеселил или хотя бы поднял настроение; у меня все складывается гораздо хуже, чем у остальных.
* Когда я сомневаюсь, я обычно говорю «нет».
* Я ненавижу, когда кто-то лезет со своими советами о том, что мне делать и как мне жить.
* Резкие перемены меня пугают.
* Иногда я поступаю вопреки тому, что мне советуют, просто чтобы показать, кто здесь начальник.
* Когда захочу, я могу быть очень упрямым.
* Окружающие говорят, что я прочно стою на ногах.
* Иногда я чувствую, что проявляю излишнее упрямство и торможу успех даже в своих собственных делах.
* Я способен настоять на своем, несмотря ни на какие возражения.
* Мне трудно пойти на уступку, даже когда я знаю, что не прав.
* Никто не остановит
меня от осуществления задуманного.
В таблице, приведенной ниже,
основные «драконы» по Дж. Стивенсу (в других концепциях их называют «страсти»,
«грехи», «пороки» и др.) рассмотрены с позиций возрастного развития, так их
легче «узнать». Каждый «дракон» (см. крайний слева столбик) может играть как
созидательную роль, обеспечивая высокий уровень адаптации; так и
разрушительную, деструктуивную, вплоть до
самоубийства или выбора преступной «карьеры».
Подчеркнем, концепция Дж. Стивенса изначально носит психотерапевтический характер и
психологическая диагностика «драконов», направлена на развитие личности.
|
УРОВЕНЬ ЗРЕЛОСТИ |
||||
ДРАКОН |
Грудной младенец |
Малыш,
делающий свои первые шаги |
Подросток |
Юноша |
Взрослый человек |
+ гордость Высокомерие - тщеславие |
самое большое страшилище |
маленький бюрократ |
высокий статус |
застенчивость |
философское высокомерие |
+ скромность Самоуничиже-ние - отсутствие чувства собственного достоинства |
Раболеп-ствующий дикарь |
орудие в чужих руках |
обеспокоенность возрастом и внешностью |
неприспособ-ленность, непонимание |
отсутствие веры в самого себя |
+ отвага Нетерпели-вость - несдержан-ность |
безжалост-ность в получе-нии удоволь-ствий |
повышенная раздражи-тельность |
сломя голову |
несдержанность по отношению к себе и окружающей системе |
нетерпели-вость буйного воображения |
+ самоотвержен- ность Мученичество - стремление к мученичеству |
крайняя степень проявле-ния жертвен-ности |
послушный баран в обществен-ной жизни и пешка в чужой игре |
мученик, контролиру-емый финансовыми проблемами |
политический мученик |
умеренное стремление к жертвен-ности |
+ вкус к радос- тям жизни Жадность - ненасытность |
дикое стремление выжить любой ценой |
Привязан-ность к пагубным привычкам и местная коррупция |
тайное накопитель-ство, стяжательство и пренебрежи-тельное отношение к окружающим |
ревность и жажда любви |
духовный материализм |
+ самопожерт- вование Саморазру-шение - склонность к самоубийству |
выливаю-щееся в преступле-ния, безумие |
желание быть пойманным за руку |
короткая жизнь без оглядки на завтрашний день |
склонность к самоубийству |
диверсия, направленная против самого себя |
+ решитель-ность Упрямство - глупое упрямство |
аутизм и кататония |
«бритого-ловые», реакцио-неры, крайне «правые» |
«свои парни», мафия |
«левые» радикалы и мятежники |
жестокая внутренняя борьба с самим собой |
Табл. 4.2. Возрасты (уровень)
зрелости личности и «Семь драконов» (Дж. Стивенс, 1995)
Материалы для проведения
практического занятия по теме.
4.3. Определение психологического возраста
«Представьте
себе мысленно всю жизнь - прошлое, настоящее и будущее. В каком году Вы
родились? До какого возраста Вы надеетесь дожить? ... (Дайте более или менее
реалистичную оценку). С помощью таблицы попытайтесь оценить каждое пятилетие
своей жизни по степени насыщенности важными (субъективно) событиями.
«Событиями» могут быть какие-либо изменения в распорядке жизни, во внутреннем
мире (мыслях, чувствах, переживаниях), общественно-политические события,
оказавшие влияния на вас, болезни и изменения в состоянии здоровья и т.п.
Исходя из такого понимания слова «события», оцените сначала насыщенность
первого пятилетия (до 5-ти лет включительно). Свою оценку отметьте точкой на «графике»,
учитывая, что 100% - максимальная степень насыщенности. Также оцените
насыщенность каждого из оставшихся пятилетий (как прошедших, так и предстоящих,
вплоть до отмеченного Вами как - «конец жизни» - возраста).
Удовлетворенность жизнью (в процентах)
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
85 |
90 |
… |
Годы
жизни......
Внимание! Каждое пятилетие
должно иметь только одну оценку насыщенности событиями, но иметь ее должно
обязательно.
* Психологический возраст
1. Подсчитайте общую сумму
баллов.
2. Подсчитайте, сколько баллов
приходится на прошлые пятилетия (пропорционально учтите не кратные пятилетиям
годы).
3. Разделите сумму «баллов прошлого» на общую
сумму баллов всех пятилетий. Полученный результат - показатель субъективной «реализованности жизни».
4. Умножьте этот показатель
на ожидаемую Вами продолжительность жизни. Это и есть Ваш психологический
возраст
* Анализ изменений, («перепадов») «линии жизни».
Прокомментируйте точки
изменения «линии жизни» на графике (в прошлом и будущем). ...
4.4. Кризисы возрастного становления по Э.Эриксону
Широко известная в мировой психологии концепция
«жизненных кризисов» Эрика Эриксона дает
представление еще об одном крайне важном факторе судьбы человека - ВРЕМЕНИ. Э.
Эриксон обратил внимание на то, что человек в поисках своего «Я» невольно
должен следовать некоторым возрастным стандартам - всему свое время. Отставание
в прохождении этих кризисов (решении возрастных задач) грозит дезадаптацией, снижением профессиональной успешности.
Стадии разви-тия |
Нормальная линия развития |
Аномальная линия развития |
1. Ран-нее младенчество (от рож-дения до года) |
ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. |
НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди и его эмоциональная изоляция. |
2. Позднее младенчество (от года до 3-х лет) |
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. |
СОМНЕНИЯ
В СЕБЕ И ГИПЕРТРОФИРОВАННОЕ ЧУВСТВО СТЫДА. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков (например, хождении). Слабо развита речь, сильное желание скрыть свою ущербность от окружающих людей. |
3. Раннее детство (около 3-5 лет) |
АКТИВНОСТЬ. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. |
ПАССИВНОСТЬ. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям и людям, подавленность, уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения. |
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) |
ТРУДОЛЮБИЕ. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. |
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми, острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного затишья перед бурей или периодом половой зрелости, конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилага-емых усилий при решении разных задач. |
5. Половая зрелость, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) |
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая полоролевая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. |
ПУТАНИЦА РОЛЕЙ. Смещение и смешение временных перспектив: мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Потеря трудо-вой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках. |
6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) |
БЛИЗОСТЬ К ЛЮДЯМ. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. |
ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих угрожающих сил. |
7. Средняя зрелость (от 40-45 до 60 лет) |
ТВОРЧЕСТВО. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разно-образная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. |
ЗАСТОЙ. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, всепрощение себя. |
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет). |
ПОЛНОТА ЖИЗНИ. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. |
ОТЧАЯНИЕ. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что летит оно слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем доброго, разумного начала. Боязнь приближающейся смерти. |
4.5.
Исследование показателей сформированности инстанций личности
с помощью шкалы Ч. Шефера;
Комментарий
к опроснику - в Приложении.
Инструкция: «Обведите
кружочком выбранный Вами ответ (правильные в отношении Вас характеристики
личности)».
1. Недоверчивый |
да
/ нет |
31. Понятливый |
да
/ нет |
61. Хвалящий |
да
/ нет |
2. Бдительный |
да
/ нет |
32. Юмористичный |
да
/ нет |
62. Изменчивый |
да
/ нет |
3. Суровый |
да
/ нет |
33. Угрюмый |
да
/ нет |
63. Снисходительный |
да
/ нет |
4. Нелогичный |
да
/ нет |
34. Придирчивый |
да
/ нет |
64. Нереалистичный |
да
/ нет |
5. Спонтанный |
да
/ нет |
35. Проницательный |
да
/ нет |
65. Строгий |
да
/ нет |
6. Раздраженный |
да
/ нет |
36. Трезвомыслящий |
да
/ нет |
66. Целеустремленный |
да
/ нет |
7. Увлеченный |
да
/ нет |
37. Строптивый |
да
/ нет |
67. Открытый |
да
/ нет |
8. Непреклонный |
да
/ нет |
38. Внимательный |
да
/ нет |
68. Осмотрительный |
да
/ нет |
9. Рациональный |
да
/ нет |
39. Восприимчивый |
да
/ нет |
69. Порядочный |
да
/ нет |
10. Рассеянный |
да
/ нет |
40. Творческий |
да
/ нет |
70. Озабоченный |
да
/ нет |
11. Медлительный |
да
/ нет |
41. Непринужденный |
да
/ нет |
71. Бездеятельный |
да
/ нет |
12. Комичный |
да
/ нет |
42. Упрямый |
да
/ нет |
72. Саркастический |
да
/ нет |
13. Верящий людям |
да
/ нет |
43. Робкий |
да
/ нет |
73. Экономный |
да
/ нет |
14. Энергичный |
да
/ нет |
44. Непрогнозируемый |
да
/ нет |
74. Консервативный |
да
/ нет |
15. Несдержанный |
да
/ нет |
45. Терпеливый |
да
/ нет |
75. Поверхностный |
да
/ нет |
16. Разумный |
да
/ нет |
46. Доброжелательный |
да
/ нет |
76. Неосмотрительный |
да
/ нет |
17. Нерациональный |
да
/ нет |
47. Деспотичный |
да
/ нет |
77. Жизнерадостный |
да
/ нет |
18. Агрессивный |
да
/ нет |
48. Забавляющийся |
да
/ нет |
78. Умелый |
да
/ нет |
19. Любознатель-ный |
да
/ нет |
49. Плаксивый |
да
/ нет |
79. Безудержный |
да
/ нет |
20. Внушаемый |
да
/ нет |
50. Незрелый |
да
/ нет |
80. Благородный |
да
/ нет |
21. Гибкий |
да
/ нет |
51. Бессистемный |
да
/ нет |
81. Суровый |
да
/ нет |
22. Легко возбуди-мый |
да
/ нет |
52. Реалистичный |
да
/ нет |
82. Эгоцентричный |
да
/ нет |
23. Эгоистичный |
да
/ нет |
53. Надежный |
да
/ нет |
83. Самобичующийся |
да
/ нет |
24. Ворчливый |
да
/ нет |
54. Несамостоятельный |
да
/ нет |
84. Приказывающий |
да
/ нет |
25. Суеверный |
да
/ нет |
55. Самоуверенный |
да
/ нет |
85. Уверенный в себе |
да
/ нет |
26. Объединяющий |
да
/ нет |
56. Отчаянный |
да
/ нет |
86. Логичный |
да
/ нет |
27. Самостоятель-ный |
да
/ нет |
57. Возбудимый |
да
/ нет |
87. Любящий спорить |
да
/ нет |
28. Искренний |
да
/ нет |
58. Рассудительный |
да
/ нет |
88. С широкими интере-сами |
да
/ нет |
29. Нерешительный |
да
/ нет |
59. Трудолюбивый |
да
/ нет |
89. Имеющий индивиду-альность |
да
/ нет |
30. Дальновидный |
да
/ нет |
60. Нецеленаправлен-ный |
да
/ нет |
90. Легко поддающийся переменам настроения |
да
/ нет |
«Опросник создан на основе
американского аналога в трех вариантах: для взрослых (форма А,
приведенная в тексте практикума), для подростков и для детей. Опросник
применяется при психологическом консультировании и терапии в традициях трансактного анализа. … Валидность результатов доказана.» (В.В. Макаров, Н.А. Лаврова «Шкала
личностных черт - Р-В-Д:
Методические рекомендации». - Красноярск, 1993)
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |