|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) |
© Психология
личности. Практикум. - Тема 5. Личность: основные подходы к пониманию
// Психология личности: Учебное пособие. - Ярославль, 2005,
С. 56-65
ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)
Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому
и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для
студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»
Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог
высшей квалификационной категории, к.псх.н.
доцент по кафедре медицинской психологии
Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического
центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития
РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор
медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки
Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский
Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор
психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой
общей и клинической психологии Вячеслав
Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская
государственная педиатрическая медицинская академия)
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Психология в медицине: основные задачи
профессиональной психолого-педагогической подготовки врача |
Тема 2. Биологические основы индивидуальности. Темперамент
и пол: психологическая характеристика и место в работе врача |
Тема 3. Характер: психологические аспекты и место в работе
врача |
Тема 4. Формирование личности в онтогенезе. |
Тема 5. Личность: основные подходы к
пониманию. |
Тема 6. Внимание, ощущение, восприятие: психологическая
характеристика и место в работе врача |
Тема 7. Память и воображение: психологическая
характеристика и место в работе врача |
Тема 8. Мышление
речь: психологическая характеристика и место в работе врача |
Тема 9. Эмоции и воля: психологическая характеристика и
место в работе врача |
Тема 10. Приложение к части I: Ключи к
психологическим тестам по темам 1-9 |
Тема 5. Личность: основные подходы
к пониманию.
Материалы для самостоятельной подготовки к занятию |
5.1. «Личность»
в работе врача |
5.2.
Индивидуальная структура ценностных ориентаций человека. |
Материалы для проведения семинара-практического
занятия по теме. |
5.3.
Основные подходы к изучению личности - темы для семинара. |
5.4.
Иерархия мотивов по А.Маслоу |
5.5.
«Ассертивны ли Вы?» |
Актуальность темы определяется тем, что
студенты получают более полное представление о сложности и дифференцированности
внутреннего мира человека. Характеристики личности в значительной мере
определяют жизненный путь человека. Самооценка, уровень притязаний, активность
и направленность личности являются теми факторами, которые непосредственно
влияют на успешность деятельности и коммуникативного поведения. Проведение
самодиагностики стимулирует у студентов интерес к своим личностным
особенностям, приводит к осознанию своих качеств, дает возможность осознать
отношение к самому себе, определить направленность своих интересов и стратегию
формирования притязаний.
Афоризмы и мысли.
«Каждый
человек стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет»
Марк Аврелий
«У вас нет вечной души, вы можете ее обрести, но
можете и потерять»
Г. Гурджиев
«Баобабы
надо выпалывать не откладывая, как только их можно отличить от розовых кустов:
молодые ростки у них почти одинаковые»
А.
Сент-Экзюпери
«Гений вырастает из обыкновенного
человека, а не присоединяется к нему, как нечто добавочное»
А.Ф. Лазурский
«Как
мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь
именем одним я называюсь, -
На
самом деле то, что именуют мной,
Не
я один. Нас много. Я живой.
Н. Заболоцкий
«Когда
меня спрашивают, как я объясняю себе причины, порождающие этот экзистенциальный
вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: в отличие от животных,
инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не
диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно».
В. Франкл
(врач- психотерапевт, глава «третьей» венской школы
психотерапии
- «логотерапии» - терапии через поиск смысла жизни)
Цели изучения
темы:
студент должен иметь
представление
* о структуре
личности;
студент должен знать
* основные
концепции в изучении личности, особенно в части их связи с практикой работы с
пациентами;
* значение
этого раздела психологии для совершенствования профессиональной деятельности
самого врача (как в самопознании, так и в работе с коллективом);
студент должен уметь
* ориентироваться
в особенностях поведения пациента, характерных для различных уровней развития
личности (по данным наблюдения и беседы), а так же иметь представление о месте
ценностей здоровья в структуре ценностных ориентаций и строить профессиональную
деятельность с учетом этой информации;
5.1.
«Личность» в работе врача
* личностно обусловлена
«реакция человека на болезнь»;
«Особенности личности больного, его позиция по отношению к своему
заболеванию, а также по отношению к врачам и другому медицинскому персоналу
становятся существенно важными факторами успешности
его реабилитации. При соматических заболеваниях, как правило, всегда налицо, по
выражению К.К. Платонова, «сложные кольцевые зависимости психического и
соматического по типу круга, а в ряде случаев, порочного круга, с взаимным
переходом психогении в соматогению и наоборот... В соматической клинике
применяются различные методы психологической коррекции. Однако в последнее
время наблюдается направленность на личностно-ориентированную психотерапию,
которая по существу представляет собой психологическую коррекцию личностных
структур.
* психология личности лежит
в основе выбора и применения различных «психотехнических» приемов в работе
психотерапевтов и врачей общей практики
Тематическая характеристика |
Направление динамическое |
Направление бихевиоральное |
Направление
экзистенциально гуманистическое |
Основная проблема |
Сексуальное
подавление |
Тревога |
Психическое
отчуждение |
Концепция патологии |
Конфликты в
сфере инстинктов; ранние либидозные влечения и
желания вне сознания, т.е.
бессознательные |
Приобретенные
стереотипы поведения: чрезмерно или недостаточно развитые формы поведения, подкрепляемые
окружением |
Экзистенциальное
отчаяние: утрата человеком возможностей, расщепление «Я», рассогласование
между мыслями, чувствами и поведением |
Концепция здоровья |
Разрешение
конфликтов: победа «эго» над «ид», т.е.
возрастание силы «эго» |
Устранение
симптомов: отсутствие специфического симптома
и/или снижение тревоги |
Актуализация
потенциала: рост «Я», аутентичности
и
спонтанности |
Задача психотерапевта |
Понять бессознательное
психическое содержание и его историческое, скрытое значение |
Программировать,
подкреплять, подавлять или формировать специифические
бихевиоральные реакции на продуцирующие тревогу
стимулы |
Взаимодействовать
в атмосфере
взаимного принятия, способствующей самовыражению (от
соматического до духовного) |
Основные средства, техники |
Интерпретация:
свободная
ассоциация, анализ переноса, сопротивление, обмолвки и мечты |
Кондиционирование (обусловливание): систе-матическая
десенсиби-лизация, позитивные и негативные подкрепления,
моделирование |
Энкаунтер: равное участие
в диалоге, эксперименты или игры, драматизация или разыгрывание чувств |
Временной подход и «фокус» |
Исторический: субъективное
прошлое |
Неисторический:
объективное настоящие |
Отсутствие
историзма: феноменологический момент |
Лечебная модель |
Медицинская:
врач –
пациент или родитель – ребенок (авторитарная), т.е. терапевтический союз. |
Образовательная:
преподаватель – ученик или родитель – ребенок (авторитарная), т.е. учебный
союз |
Экзистенциальная:
диада двух равных людей или взрослых (эгалитарная), т.е. человеческий союз |
Природа излечения |
Трансферентная (переносная) и первостепенная для лечения: нереальные
взаимоотношения |
Реальная, но второстепенная
для лечения: взаимоотношения отсутствуют |
Реальная и первостепенная
для лечения: реальные взаимоотношения |
Роль и позиция психотерапевта |
Интерпретирующий-обдумывающий: непрямой,
бесстрастный или фрустрирующий |
Формирующий-советующий: прямой, разрешающий проблемы или практический |
Взаимодействующий-принимающий: взаимно-разрешающий
или удовлетворяющий |
Табл. 5.1. Три основные школы в психологии и
психотерапевтическая практика по N. Karasu (фрагмент)
Психологическая коррекция больных с соматическими расстройствами, касаясь,
главным образом, вторичных нарушений значимых отношений личности, способствуют
изменению неадекватных реакций на болезнь, созданию у больного реалистических
установок на лечение, восстановление внутрисемейных и более широких социальных
связей. Психологические методы коррекции личностных реакций на болезнь
способствуют также не только улучшению состояния больных, но и профилактике
рецидивов болезни, предупреждая дистрессы, ведущие к
декомпенсации больных.
Для реализации широкого
использования психокоррекции в соматической клинике необходимо четкое
представление о так называемых психотерапевтических «мишенях», которыми, в
частности, являются различные варианты (типы) личностного реагирования на
болезнь и социальной дезадаптации в связи с заболеванием. Диагностика таких
типов может осуществляться тем же путем, который обычно используется в
клинической психиатрии, то есть путем расспроса больного, наблюдения за его
поведением, собирания сведений от родных и близких...
«Отношение к болезни
является элементом системы отношения в целом и поэтому не может рассматриваться
изолированно». (Л.И. Вассерман и др., 1990)
* личностная реакция присуща
и людям с тяжелыми неврологическими и психическими формами патологии.
* «концепция здоровья», «внутренняя
картина здоровья» и т.п. - глубоко личностные образования;
5.2.
Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности (см. Бубнова С.С., 1994)
Инструкция: «Данный опросник направлен на исследование Вашей личности и Ваших
отношений. Отвечайте, по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым
вопросом. Помните, что плохих и хороших ответов нет, есть только Ваше
собственное мнение».
Отвечать нужно «да» или
«нет».
В графе ответов это,
соответственно, «+» и «-».
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
16 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
sum |
sum |
sum |
sum |
sum |
sum |
sum |
sum |
sum |
sum |
sum |
1. Любите ли Вы лежать на диване и ничего не делать?
2. Любите ли Вы сами зарабатывать деньги и
получать от этого удовольствие?
3. Часто ли вас посещает мысль, что хочется
сходить в театр или на выставку?
4. Часто ли Вы помогаете близким
по хозяйству?
5. Считаете ли Вы, что любовь - определяющее
чувство в жизни?
6. Любите ли Вы читать книги о чем-то новом,
еще не известном вам?
7. Хотите ли Вы стать боссом (начальником
какой-нибудь компании)?
8. Хотите ли Вы, чтобы Вас уважали друзья за
Ваши личностные качества?
9. Хотите ли Вы сами принимать участие в
каких-то общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого
Вам слоя населения?
10. Считаете
ли Вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?
11. Считаете
ли вы, что было бы здоровье, а остальное приложится?
12. Часто ли
Вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?
13. Избрали
ли Вы свою профессию в основном потому, что она приносит большой материальный
достаток?
14. Считаете
ли Вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать и
т.д.?
15. Если кто-то
из Ваших знакомых заболел, выберите ли Вы время, чтобы его навестить?
16. Ваш брак
Вы создали (создадите) по любви?
17. Любите ли
Вы читать научно-популярные книги?
18. Хотели ли
Вы в школе стать каким-либо организатором?
19. Если Вы
совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будите
ли Вы переживать по этому поводу?
20. Считаете
ли Вы, что путем общественных действий (митингов, собраний и др.) можно
что-либо изменить в общественной жизни?
21. Можете ли
Вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?
22. Считаете
ли Вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать,
бегать, играть в теннис и т.д.)?
23. Главное
для Вас - Ваше настроение в данный момент, а что будет потом - не так важно?
24. Считаете
ли Вы, что главное - это приобрести дом (квартиру), машину и другие
материальные блага?
25. Любите ли
Вы гулять по лесу, парку?
26. Как Вы
считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню?
27. Любовь -
это чувство, которое рождается и умирает?
28. Хотели ли
Вы стать ученым или научным сотрудником?
29. Власть -
это почетно и значимо или в ней больше хлопот и всяких неприятностей?
30. Хотели бы
Вы, чтобы у Вас было больше друзей?
31. Приходило
ли Вам в голову заняться каким-либо переустройством общественной организации
(клуба, консультационного пункта, института)?
32. Много ли
своего свободного времени Вы хотели бы уделять общению?
33. Часто ли
Вы задумываетесь о своем здоровье?
34. Считаете
ли Вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?
35. Хотели бы
Вы заняться фотографией?
36. Считаете
ли Вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?
37. Если все
начать сначала, выбрали бы Вы сейчас более высокооплачиваемую работу, чем
настоящую?
38. Чувство
любви для Вас - это первооснова жизни или нет?
39. Часто ли
Вы задаете себе вопрос «А почему это именно так»?
40. Хотели бы
Вы делать политику?
41. Часто ли
Ваш внутренний голос задает Вам вопрос: «А уважают ли меня окружающие?»
42. Являются ли
для Вас общественные явления предметом обсуждения дома или на работе?
43. Если Вы
три дня проведете на необитаемом острове, «умрете ли Вы от одиночества»?
44. Катаетесь
ли Вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?
45. Часто ли
Вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?
46. Главное в
жизни - это делать деньги и создавать собственный бизнес?
47. Часто ли
Вы покупаете картины и др. художественные ценности или хотели бы их купить?
48. Если
болеет кто-то из близких довольно долго, будете ли Вы
выполнять за него его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?
49. Любите ли
Вы маленьких детей?
50. Хотели бы
Вы создать какую-нибудь свою «теорию» («относительности», «таблицу Менделеева»
и т.п.)?
51. Вы хотите
быть похожи на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?
52. Важно для
Вас, чтобы Вас уважали сослуживцы за Ваши профессиональные знания?
53. Хотели бы
Вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?
54. Вы
человек общительный?
55. Ходите ли
Вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего
физического состояния?
56. Hормальный отдых - это чрезвычайно важно, не так ли?
57. В жизни
чрезвычайно важно накопить материальные средствами передать
детям?
58. Хотелось
ли Вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?
59. Когда
маленький ребенок плачет, это не нормальное явление?
60. Для Вас
важнее любить самому, чем быть любимым?
61. «Во всем
мне хочется дойти до самой сути» - это про Вас?
62. Вы хотели
бы, чтобы Ваши дети стали знаменитыми людьми?
63. Хотели бы
Вы, чтобы сослуживцы обращались к Вам за помощью в личном плане, как к
человеку?
64. В
общественной жизни пусть все бурно кипит как есть?
65. Общение -
это не пустая трата времени?
66. Здоровье
- это самое главное в жизни, не так ли?
(Обработку см. в Приложении)
Материалы для проведения семинара - практического
занятия.
5.3. Основные подходы к изучению личности в практике
работы врача.
Сравните основные взгляды на
личность представителей различных направлений в изучении личности и,
соответственно их рекомендации по построению взаимодействия с пациентом в ходе
лечения (в оформлении «терапевтического контракта)
*
Конституциональный подход к типологии личностей;
* Психодинамическое направление;
*
Поведенческая психология;
*
«Экзистенциально- гуманистическая» психология;
* Личность
«как система отношений» (А.Ф.Лазурский - В.Н.Мясищев).
* «Деятельностный» подход (А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов);
Одним из вопросов дискуссии может
стать: «К какому направлению в исследовании личности следует отнести тесты,
выбранные как материал для самодиагностики в темах Практикума? Аргументируйте
свою позицию...»
5.4. Иерархия
мотивов (по А.Маслоу).
Инструкция: «Перед вами 15
утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.
Сравните 1-е утверждение со
2-м, 3-м и т.д. и результат (плюсик) поставьте в соответствующую колонку.
Так, если при сравнении
первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то
поставьте плюсик в колонку 2, в строчке 1.
Если же предпочтительным
окажется первое утверждение, то поставьте плюсик в колонку 1, напротив цифры 2.
Затем то же самое проделайте
с утверждением 3-им, потом с 4-м и т.д., вписывая результат в соответствующие клетки.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
1. Добиться признания
и уважения.
2. Иметь
теплые отношения с людьми.
3. Обеспечить
себе будущее.
4.
Зарабатывать на жизнь.
5. Иметь
хороших собеседников.
6. Упрочить
свое положение.
7. Развивать
свои силы и способности.
8. Обеспечить
себе материальный комфорт.
9. Повышать
уровень мастерства и компетентности.
10. Избегать неприятностей.
11. Стремиться к новому и неизведанному.
12. Обеспечить себе положение влияния.
13. Покупать хорошие вещи.
14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
15. Быть понятым другими.
График
результата: степень удовлетворенности потребностей
Комментарий см. в Приложении
|
|
|
|
|
|
|
|
|
42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зона неудовлетворенности |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма |
28 |
|
|
|
|
|
|
баллов |
|
|
Зона частичной неудовлетворенности |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зона удовлетворенности |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
Виды потребностей |
5.5. Ассертивны ли Вы? (цит. по В.Каппони, Т.Новак Сам себе психолог. - СПб., 1994)
«Ассертивный тренинг - Это тренинг уверенности в
себе, тренинг уверенного поведения ... Под уверенностью в себе понимается
способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели,
потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего
окружения ...» (Психотерапевтическая
энциклопедия, 1998)
Уверенное
поведение врача в ходе лечения, как правило, вызывает уважение со стороны
пациента, часто находящегося из-за болезни в состоянии растерянности, неопределенности,
страха и тревоги.
Инструкция: Обведите
кружком выбранные вами ответы в следующих ниже позициях:
01. Меня раздражают ошибки
других людей |
да |
нет |
02. Я могу напомнить другу
о долге |
да |
нет |
03. Время от времени я
говорю неправду |
да |
нет |
04. Я в состоянии позаботиться
о себе сам |
да |
нет |
05. Мне случалось ездить
«зайцем» |
да |
нет |
06. Соперничество лучше
сотрудничества |
да |
нет |
07. Я часто мучаю себя по
пустякам |
да |
нет |
08. Я человек
самостоятельный и достаточно решительный |
да |
нет |
09. Я люблю всех, кого знаю |
да |
нет |
10. Я верю в себя. У меня
хватит сил, чтобы справиться с текущими проблемами |
да |
нет |
11. Ничего не поделаешь, человек всегда должен быть
начеку, чтобы уметь защитить свои интересы |
да |
нет |
12. Я никогда не смеюсь над
неприличными шутками |
да |
нет |
13. Я уважаю
авторитеты и восхищаюсь ими |
да |
нет |
14. Я никому не позволю
вить из себя веревки. Я заявлю протест. |
да |
нет |
15. Я поддерживаю всякое
доброе начинание |
да |
нет |
16. Я никогда не лгу |
да |
нет |
17. Я практичный человек |
да |
нет |
18. Меня угнетает один лишь
факт того, что я могу потерпеть неудачу |
да |
нет |
19. Я согласен с
изречением: «Руку помощи прежде всего ищи у
собственного плеча» |
да |
нет |
20. Друзья имеют на меня
большое влияние |
да |
нет |
21. Я всегда прав, даже
если другие думают иначе |
да |
нет |
22. Я согласен с тем, что
важна не победа, а участие |
да |
нет |
23. Прежде чем что-либо предпринять,
я хорошенько подумаю, как это воспримут другие |
да |
нет |
24. Я никогда никому не
завидую |
да |
нет |
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |