РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

СОДЕРЖАНИЕ

© Психология личности. Практикум. – Тема 7. Память и воображение: психологическая характеристика и место в работе врача

 

// Психология личности: Учебное пособие. – Ярославль, 2005, С. 80-94

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев – клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия)

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача

Тема 2. Биологические основы индивидуальности. Темперамент и пол: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 3. Характер: психологические аспекты и место в работе врача

Тема 4. Формирование личности в онтогенезе.

Тема 5. Личность: основные подходы к пониманию.

Тема 6. Внимание, ощущение, восприятие: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 7. Память и воображение: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 8.  Мышление речь: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 9. Эмоции и воля: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 10. Приложение к части I: Ключи к психологическим тестам по темам 1-9

 

Тема 7. Память и воображение:

психологическая характеристика и место в работе врача

Материалы для самостоятельной подготовки

7.1. «Память» и «воображение» в работе врача.

7.2. Популярные психологические тесты:

           «Непроизвольная память», «Продуктивность запоминания»

7.3. Тренировка памяти

7.4. Преодоление разрушительных фантазий («История с домкратом»)

7.5. Работа с образами как метод терапии.

Материалы для проведения практического занятия по теме

7.6. Исследование памяти с помощью методики «12 слов»

7.7. «Пиктограмма» как метод изучения памяти

7.8. Исследование долговременной памяти

7.9. Память и научение.

Актуальность темы определяется тем, память, являясь сквозным психическим процессом, определяет успешность протекания других познавательных психических процессов, обеспечивает целостность и развитие личности. Знание закономерностей работы памяти может способствовать оптимизации учебной и профессиональной деятельности.

Воображение играет значительную роль в регуляции поведения человека, плоть до блокирования его активности и недооценка его роли может существенно затруднить работу врача. Наоборот, использование закономерностей работы процессов воображения может стать основой продуктивной психотерапевтической работы.

Афоризмы и мысли.

«...психическая реальность, скрывающаяся за ... разными формами продвижения по оси психологического времени от настоящего к будущему и обратно, соответствует природе воображения, понятого как сквозной психический процесс, симметричный памяти, но противоположно направленный».

Л.М. Веккер (доктор психологических наук, профессор)

«Страх перед будущим и сожаление о прошлом – вот две тучи, скрывающие солнечный свет настоящего».

 Дж. Рейнуотер (психотерапевт)

«Память – это преодоление отсутствия»

П. Жане (выдающийся французский психиатр и психолог)

«Вследствие одного того, что мы видели какую-либо вещь в аффекте, удовольствия или неудовольствия ... мы можем любить ее или ненавидеть».

Б. Спиноза

«Иной не стал мыслителем только потому, что у него хорошая память».

Ф. Ницше

«Упорное припоминание есть труд, и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает ленность вспомнить забытое, а от этого укореняется дурная привычка небрежного обращения со следами наших воспоминаний».

К.Д. Ушинский

«Фантазия, лишенная разума производит чудовищ, соединенная с ним, она – мать искусства и источник его чудес».

Ф. Гойя

Цель изучения темы:

студент должен иметь представление

* о памяти как о единстве процессов запечатлевания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта и о роли памяти в структуре психической деятельности;

* о воображении как проявлении феноменов опережающей активности человека;

студент должен знать:

* основные процессы памяти, виды памяти, основания для классификации;

* факторы, определяющие индивидуальные особенности памяти у разных людей;

* основные мнемотехнические приемы и их психологическую основу;

* вклад воображения в регуляцию поведения человека;

студент должен уметь:

* эффективно организовывать и использовать в профессиональной деятельности психологические закономерности работы памяти;

* учитывать действие эффектов мнемической деятельности при расспросе пациента, в частности, при оценке его состояния или сборе анамнеза;

* оценить конструктивность / деструктивность образов воображения в работе с пациентом;

 

Материалы для самостоятельной подготовки 

7.1. «Память» и «воображение» в работе врача.

* работая с пациентом, врач должен постоянно учитывать активный характер процессов хранения и переработки информации; Пример, вытеснение – «один из видов психологической защиты, представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на человека и переживаются им в форме тревоги, страха и т.п.» (Психология. Словарь.)

* необходимо учитывать законы памяти при сборе анамнеза; Пример, закон Рибо (Ribot Th., 1881) – «память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.» (Hемов Р.С.)

* учитывать законы психологии при закреплении в памяти клиентов врачебных рекомендаций и предписаний; Пример, законы Эббингауза « ... 4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведенных событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь. ... 7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»). ... 14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.»

* большое значение исследования памяти имеют при многих соматических заболеваниях, особенно с длительным хроническим течением, сопровождающимся астенией;

* психология памяти – важнейшая основа для процессов обучения, как непроизвольного, так специально организованного. Существенная часть пропаганды здоровья строится на обучении навыкам здорового образа жизни и переделке навыков деструктивного поведения (в том числе и разрушение деструктивных фантазий;

* Работа с воображением с недавних пор получила широкое распространение как в клинике соматических заболеваний, так и в психотерапии, психиатрии. Вот что пишут американские исследователи: из всего изученного «...мы заключили, насколько важно подробно исследовать содержание визуализаций (зрительных, а точнее, образных, часто метафорических – представлений пациента о характере происходящих в нем болезненных процессов – В.У.), чтобы увидеть, как они передают установки пациента. С тех пор мы стали уделять серьезное внимание тому, чтобы определять, не склонен ли тот или иной больной «припорашивать снежком», то есть прятать, свои отрицательные чувства, или каким-либо другим способом мешать лечению.

Кроме того, мы выяснили, что содержание визуализаций меняется в зависимости от психологического состояния пациента в каждый конкретный момент его жизни. ... мысленные образы можно использовать как своего рода обратную связь, предоставляющую информацию о состоянии психики пациента. (К.Саймонтон, С.Саймонтон, 1995)

7.2. Популярные психологические тесты

* Непроизвольная память

Вам будет предложено 6 заданий, причем, на этой странице текст задания, а в конце практикума – указание, что Вы нужно сделать и оценка результатов. Прочитав задание, загляните в конец практикума и отвечайте на вопрос.

1. Прочитайте ряд слов: ПОРТHОЙ,  ПОДВАЛ,  ТРУБА,  ЗАЛП,  АHТРАКТ

2. Допустим, Вам дали следующее задание: «Пройдите в комнату 325, в правом нижнем ящике стола возьмите статью «Правительство и левое движение в Англии». Принесите мне ее».

3. Прочитайте слова:   РОТ, МОТ, ГОД, КРОТ, ГОТ, ПОТ

4. Таня просила мужа купить:   мясо, масло, мыло и спички.

 

 


5. Запомните 3 числа:                                                      

 

6. Постарайтесь представить себе большого, темно-зеленого крокодила. Вообразите, как он плывет по мутной воде, как он начинает медленно выползать на берег.

 

* Тест «Продуктивность запоминания»

Тест позволяет оценивать продуктивность запоминания как комплексный показатель уровня памяти. Автор H.H.Корж.

Инструкция: Приготовьте бумагу, ручку и часы с секундной стрелкой. Вам будет предложено 4 задания, которые надо будет выполнить за отведенное время.

Задание 1

За 40 секунд постарайтесь запомнить предлагаемые слова и их номера.

1. Украинец

5. Hейрон

9. Глина

13. Пирожное

17. Прорыв

2. Экономика

6. Любовь

10. Словарь

14. Логика

18. Дезертир

3. Каша

7. Hожницы

11. Масло

15. Стандарт

19. Свеча

4. Татуировка

8. Совесть

12. Бумага

16. Глагол

20. Вишня

Закрыв Практикум, запишите слова с их порядковыми номерами

Задание 2.

За 40 секунд постарайтесь запомнить предлагаемые цифры и их номера.

1.

43

5.

81

9.

96

13.

86

17.

78

2.

57

6.

72

10.

 7

14.

56

18.

61

3.

12

7.

15

11

37

15.

47

19.

83

4.

33

8.

44

12.

18

16.

 6

20.

73

Закрыв Практикум,  запишите цифры с их порядковыми номерами

Задание 3.

В течение 10 секунд внимательно рассмотрите фигуры, вписанные в десять квадратов,


а затем попытайтесь нарисовать их в том же порядке или назовите номер и фигуру. 

Задание 4.

 В течение 60 секунд прочитайте текст. В нем выделены жирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей.

«В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный  пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом (1), получил большую пробоину и стал тонуть (2). «Спустить шлюпки!» – скомандовал капитан. Hо шлюпок оказалось недостаточно (3). Их хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса!» (4) – раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду (5). Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку (6).

И вдруг к сходням, крича и воя,  бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом (7). Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку (8).

Послышался негромкий сухой щелчок – это капитан выстрелил из пистолета (9)Трус упал на палубу мертвым (10), но никто даже не оглянулся в его сторону».

Попытайтесь воспроизвести все 10 выделенных мыслей, сохраняя последовательность.

 

7.3. Тренировка памяти

Большинством людей память ценится выше воображения, и если преимущества развитой фантазии для многих сомнительны, то выгоды хорошей памяти очевидны. Члены психотехнической группы будут весьма заинтригованы, узнав о существовании специальных приемов запоминания, значительно расширяющих возможность человеческой памяти, так называемых приемов мнемотехники.

Вот пример простейшей мнемотехники. Допустим, вам нужно запомнить последовательность из 20-25 слов: сейф, апельсин, яйцо, крокодил и т.д. Вы создаете яркую воображаемую картину, связывающую второе слово с первым. Hапример, из раскрывающейся дверцы сейфа выкатывается гигантский апельсин. Третье слово привязывается ко второму – допустим, с помощью представления, будто под кожурой апельсина, который вы чистите, вместо мякоти оказывается ... яйцо. Из яйца вылупливается свирепый крокодил. Он жадно пожирает арбуз. И так далее. Когда понадобится вспомнить всю последовательность, достаточно будет зацепиться за первое слово. Сейф сам откроется, исторгнув из себя апельсин. Сосредоточившись на апельсине, вы без труда вспомните о спрятанном в нем яйце. Яйцо напомнит о крокодиле, и вы легко извлечете из памяти всю цепочку слов, если только образы, которые вы использовали для связи, были достаточно яркими, впечатляющими и не загроможденными ненужными деталями.

В свое время искусственные ассоциации – вроде тех, что приведены выше, – широко применялись цирковыми мнемонистами, демонстрировавшими публике свою феноменальную память. Мнемотехники, однако, могут занять достойное место не только в реквизите циркового актера. Простота мнемотехнических приемов и возможность добиться с их помощью практически немедленного эффекта в опытах на запоминание отлично стимулируют участников, дают группе мощный толчок к работе.

Hетрудно видеть, однако, что искусственные ассоциации, к оперативному созданию которых фактически и сводится мастерство запоминающего, – это не что иное, как яркость, раскованность и творческая сила воображения. (Цзен H.В, Пахомов Ю.В., 1988)

 

7.4. Преодоление разрушительных фантазий (Дж. Рейнуотер, 1992)

«Однажды у ехавшего по полузаброшенной дороге автомобилиста внезапно спустило колесо. К своему ужасу, он обнаружил, что не захватил с собой домкрата, чтобы поднять машину и сменить колесо. Однако расстроенный водитель вспомнил, что пятью милями раньше он проехал мимо станции техобслуживания, и решил отправиться туда. По дороге его стали одолевать сомнения: «Здесь других станций нет... Если владелец этой станции не захочет мне помочь, обратиться мне больше будет некуда. Я полностью в его власти... Он может содрать с меня три шкуры за этот проклятый домкрат. Он может потребовать десять, двадцать, а то и пятьдесят долларов, и я ничего не смогу с ним поделать!.. Бог мой, как же все-таки некоторые люди ловко умеют пользоваться несчастьем других!..» В ярости наш герой подошел к станции и в ответ на доброжелательный вопрос ни о чем не подозревающего владельца: «Здравствуйте. Чем могу вам помочь?» – вскричал: «Да подавись ты своим проклятым домкратом!»

Эта забавная история показывает нам, что может произойти, если мы недостаточно осознаем свои мысли, и они постепенно могут становиться совершенно нереалистичными. В этом случае мы имеем дело с деструктивным использованием фантазии: сначала тратим на создание фантазии столько энергии, что она начинает создавать полный эффект реальности, а затем ведем себя так, будто это действительно и есть реальность.

39 сюжетов для мысленных игр

1. Игра «КАТАСТРОФА ». Любители этой игры фантазируют не только об автокатастрофах, но и о том, как будет ужасно, если их ограбят, сгорит их дом, изнасилуют жену или убьют детей. Возникновению такого рода страхов способствует и обилие сцен насилия в телепередачах. В исследовании американских психологов Гербнера и Гросса людям предлагалось оценить, какова вероятность того, что они станут жертвой насилия в течение одной недели. Оказалось, что любители телевизионных передач, проводившие перед телевизором четыре и более часов в день, оценили эту возможность в 50%, в то время как те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день, – в 10%. Реально же вероятность такого происшествия менее 1%. Таким образом, теле и кино-индустрия «помогает» людям с недостаточно богатым воображением фантазировать о мыслимых и немыслимых катастрофах, бедствиях, несчастьях, и особенно это ей удается с помощью фильмов ужасов, таких, например, как «Челюсти» или «Землетрясение»....

 2. Игра «ЕСЛИ БЫ Я...». Суть ее состоит в мысленном возвращении в прошлое и мучительном сожалении о сделанном (или несделанном).

 Hапример, «Как было бы хорошо, если бы я: – не женился / – не разводился / – не устроился на эту работу / – не бросил институт / – не поступил бы в институт; и т.п.»

Или: «эх, если бы я: – был терпеливее (требовательнее, самокритичнее) с женой (детьми, родителями, сослуживцами) / – купил этот участок земли, а не брал бы его в аренду / – вложил свой капитал в 1945 году в фирму Ай-би-эм и т.п.»

 В этой игре ваш Внутренний Критик требует, чтобы вы проявили уникальную способность прогнозировать свое будущее, и наказывает вас за то, что вы этого не умеете. Фактически же, играя в игру «Если бы я...», вы отказываетесь признавать реально существующие в жизни взлеты и падения, хотя именно они могут способствовать вашему личностному росту.

3. Игра «КАК Я УЖАСЕН!...». «Меня никто не любит, потому что я: – толстый / – худой / – молодой/ – старый, и т.п.»

Но откуда, собственно вы это знаете? «Никто не любит» – это довольно сильное утверждение. Меня настораживают слова «никто», «все», «никогда». Кто вас не любит? Может вы сами не любите себя из-за того, например, что вы «слишком толстый». Всякий раз, когда вам кажется, что кто-то другой плохо думает о вас или относится к вам определенным образом, убедитесь сначала, что вы не приписываете ему ваши собственные  мысли и чувства.

4. Игра «Я ОПЯТЬ ВСЕ СДЕЛАЛ НЕ ТАК...». В этой игре вы мучаете себя сомнениями, не забыли, не упустили ли вы что-то важное, не сделали ли ошибку и т.д. Отправившись, например, развлечься с друзьями, любитель подобной игры начинает беспокоиться, запер ли он дверь своей квартиры, и либо думает об этом весь вечер, не находя себе места, либо возвращается домой, чтобы «полюбоваться» на запертую дверь, заставляя всех опаздывать в кино.

5. Игра «ОН ЛУЧШЕ». Играющий в эту игру рассуждает примерно так: Я уверен, что:

- шеф больше любит его, чем меня / – люди считают его более привлекательным / – он зарабатывает больше / – он счастливее / – у него лучше с сексом и т.п.

Выбрав кого-нибудь, кого они считают «лучше», играющие в игру «Он лучше» постоянно сравнивают себя с этим человеком, чрезвычайно страдая от этого. Более всего подходит для такого сравнения одноклассник, ставший:

- судьей высшей категории / – членом конгресса / – знаменитым писателем / – наконец, миллионером.

Заметьте, однако, что, отказавшись от мысленных сравнений, вы сразу избавите себя и от страданий.

Во всех этих играх, к которым вы без труда можете добавить и остальные, есть некоторые общие моменты: они порождают отрицательные чувства, на них тратится значительное количество времени, они не позволяют человеку осознать настоящее, приковывая его мысли к прошлому или будущему. Если вы почувствуете себя несчастным, попытайтесь найти «источник» этого чувства. Возможно, вы «развлекаетесь» фантазиями или играми о прошлом или будущем. Страх перед будущим и сожаление о прошлом – вои две тучи, скрывающие солнечный свет настоящего.

Еще 34 варианта вы можете придумать сами!

 

7.5. Работа с образами как метод терапии.

Наиболее  известные сторонники данного подхода, супруги Саймонтон, пишут:

«Поскольку у многих из наших читателей нет рака, и они хотели бы использовать воображение просто для борьбы с болью или другими заболеваниями, мы предлагаем наиболее общие указания, которые должны следовать за рекомендациями по общей релаксации.

1. Подумайте о любом недомогании или боли, от которой вы в настоящий момент страдаете. Мысленно вообразите себе их в том виде, который более всего соответствовал бы вашим представлениям.

2. Представьте себе, как получаемое вами лечение либо уничтожает источник этой боли или недомогания, либо усиливает способность вашего организма самому справиться с ним.

3. Представьте себе, как естественные защитные механизмы и процессы устраняют источник боли или недомогания.

4. Представьте себя здоровым, свободным от боли и болезни.

5. Постарайтесь вообразить, как вы успешно добиваетесь поставленных жизненных целей.

6. Мысленно похвалите себя за то, что сами способствуете своему выздоровлению. Представьте себе, что вы занимаетесь релаксацией и визуализацией три раза в день, сохраняя внимание и сосредоточенность на протяжении всего упражнения.

7. Теперь почувствуйте, что мышцы ваших век стали легче. Будьте готовы к тому, чтобы открыть глаза и вновь оказаться в комнате.

 8. Откройте глаза. Вы можете снова вернуться к своим обычным делам.

 

 

 

Психологическое вмешательство

(формирование изменений в самоощущении и восприятии наших проблем)

 

                          

¯

 

 

Надежда, вера в будущее

 

 

                        ¯

 

 

Лимбическая система

 

                                                       ¯

 

Деятельность гипоталамуса

®

 

Деятельность гипофиза

¯

 

¯

 

Иммунная система

 

¬

Эндокринная система

(восстанавливает

гормональное равновесие)

¯

 

¯

 

Улучшение работы

иммунной системы

 

 

Уменьшение количества

атипичных клеток

                                                             ¯                          ¯

 

 

Исчезновение опухоли

 

 

Табл. 7.1. Психофизиологическая модель выздоровления (К.Саймонтон, С.Саймонтон, 1995)

Приведем несколько примеров. Так, если у вас язва, можно представить ее как круглую ранку в форме кратера на слизистой поверхности желудка или кишечника. У этой ранки неровная, мокнущая поверхность. Создавая мысленную картину лечения, вообразите, как лекарственные препараты, обладающие противокислотными свойствами, обволакивают всю область этой ранки, нейтрализуя действие кислот и успокаивая саму язву. Представьте себе, как на месте язвы появляются нормальные клетки. Они растут, делятся и постепенно затягивают всю мокнущую, неровную, изъязвленную поверхность ранки. Представьте себе, как белые кровяные тельца подчищают отходы и оставшийся мусор и оставляют после себя розовую здоровую поверхность слизистой. Далее вы должны представить, что у вас ничего не болит, вы здоровы и способны справляться с жизненными трудностями, не испытывая симптомов язвенной болезни.

Если у вас высокое кровяное давление, можно представить себе, что мышечные волокна в стенках кровеносных сосудов слишком напряжены. Поэтому для того, чтобы кровь могла протекать по сосудам, требуется гораздо более высокое давление, чем обычно. Теперь представьте себе, как лекарства расслабляют эти мышечные волокна, сердце начинает качать кровь с меньшим усилием – ему уже не нужно преодолевать такое сильное сопротивление сосудов. Кровь течет по ним легко и спокойно. Постарайтесь мысленно увидеть, как вы преодолеваете стрессовые ситуации в своей жизни, не вызывая напряжения организма.

Как только, используя приведенные указания, вы закончите первый раз работу с воображением, нарисуйте свою визуализацию. Это поможет вам узнать, каковы ваши внутренние установки, как вы относитесь к тому, чтобы принимать активное участие в своем здоровье».

Материалы для проведения практического занятия по теме

7.6. Исследование памяти с помощью методики «12 слов»

Преподаватель читает, а студенты повторяют последовательность из 12 слов (с учетом хорошей «психофизической формы» студентов – задача несколько усложнена). После каждого чтения студенты записывают ответы, сохраняя записи для анализа.

Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст, клин, ночь

Анализу подвергаются:

- наличие ограничений в объеме непосредственной памяти (внимания)

- результаты первых воспроизведений;

- эффекты «края», «центра»;

- наличие / отсутствие астении;

- проявление смысловой организации – ассоциативные пары;

- эффект воспроизведения через час;

 

7.7. «Пиктограмма» как метод изучения памяти

Задание выполняется на отдельных стандартных листах, приготовленных преподавателем (при гарантиях анонимности возможно совместное обсуждение полученных результатов, возможно написание реферата с использованием этих материалов). Для удобства проведения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым придерживаться определенного порядка выполнения задания в виде таблицы. Студентам читаются 16 отдельных слов и словосочетаний, при стандартной инструкции.

Понятие

Пикто-грамма

Критерий адекватности

(+ или -)

Критерий вос-произведения спустя отсроченный период (+ или -)

Критерий конкретности/ абстрактности образа в баллах (от 1 до 3)

Критерий стандартности/

оригинальности образа в баллах (от 1 до 3)

веселый праздник,

тяжелая работа,

вкусный ужин,

богатство,

дружба,

тяжелая болезнь,

развитие,

темная ночь,

ум,

разлука,

теплый ветер,

надежда,

ядовитый вопрос,

радость,

одиночество,

смелый поступок.

 

 

 

 

 

 

 

Для получения основных экспериментальных результатов студенты обмениваются тетрадями и экспертным образом оценивают пиктограммы. Самый важный критерий – адекватности.

Через час эксперт проверяет способность испытуемого  восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Засчитываются только полные и точные ответы.

Третий критерий – конкретность / абстрактность – так же оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту (от 1 – конкретность, до 3 – абстрактность).

Четвертый критерий – стандартность / оригинальность пиктограмм – также оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности, и в этом случае присваивается, соответственно  – 1 балл...

 

7.8. Исследование долговременной памяти.

Для успешного выполнения этого теста человек должен обладать соответствующим запасом знаний. Hа роль знаний в развитии мыслительной деятельности указывали П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн и др. Актуализация знаний, совершающаяся при решении тех или иных задач, это не просо репродуктивный акт памяти. Актуализация тех именно знаний, которые нужны для решения данной задачи, предполагает анализ и задачи, и знаний, которые могут быть приняты в расчет. Этот анализ предполагает синтетический акт их соотнесения. При этом ведущую роль играет анализ задачи, требующей решения. Именно исходя из условий задачи, определяется процесс актуализации необходимых знаний.

Задания на «осведомленность» входят во многие тестовые батареи оценки интеллектуальных способностей человека.

 Инструкция испытуемому: Задачи 1 – 20 составлены из фраз, в каждой из которых отсутствует одно слово. Вы должны выбрать из 5 возможных слов то, которое данную фразу правильно дополняет.

Приведем пример записи правильного решения в бланк протокола.

01 – Кролик больше всего похож на ....?  а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, д) ежа.

Правильный ответ: в) зайца.

Поэтому в бланке протокола при примере 01 (в образце) перечеркивается в первом столбце слева буква в).

Следующий пример: Противоположностью надежды является ....?

а) печаль, б) отчаяние, в) нужда, г) любовь, д) ненависть.

В этом случае Вы должны в бланке протокола перечеркнуть букву б), потому что правильным решением является слово «отчаяние».

В Вашем бланке протокола (записывается) перечеркивается всякий раз за соответствующим номером задачи та буква, которая означает правильное решение. Можно привести всякий раз только одно решение. Если ошибаетесь, то перечеркните ошибочно обозначенную букву еще раз так, чтобы получился крест, а одной чертой перечеркните правильную букву. Имейте всегда в виду, что писать Вы можете только на бланке протокола.

Время выполнения задания – не более 6 минут!

Задания

 1. Произведение «Демон» написал ...?: а) Пушкин, б) Лермонтов, в) Жуковский, г) Фет, д) Горький.

 2. ... не относится к помощи при авариях: а) походная аптечка, б) запасной выход, в) ж/д шлагбаум, г) страховой пояс, д) пожарный кран.

 3. Противоположностью расточительного является ... а) великодушный, б) неуступчивый, в) бедный, г) экономный, д) щедрый.

 4. Противоположностью предательства является ... а) любовь, б) мужество, в) хитрость, г) трусость, д) верность.

 5. Тетя ... старше племянницы: а) принципиально, б) чаще, в) иногда, г) всегда, д) изредка.

 6. Дерево всегда имеет ... а) листья, б) плоды, в) почки, г) корни, д) тень.

 7. Объяснение, которое еще не вполне достоверно, считается ... а) ошибочным, б) преждевременным, в) двусмысленным, г) парадоксом, д) гипотезой.

 8. Аллегория – это … : а) намеренное преувеличение, б) сочетание реального и фантастического, в) игра слов, г) иносказание, д) легкая комедия.

 9. Женщины ... выше их мужей: а) всегда, б) обычно, в) намного, г) изредка, д) никогда.

10. 100-рублевая купюра имеет около ... см. длины.: а) 22, б) 11, в) 13, г) 16, д) 18.

11. Расстояние по железной или автомобильной дороге между Москвой и Санкт-Петербургом ... км.: а) 1030, б) 430, в) 230, г) 630, д) 830.

12. Рокотов – это ... а) поэт, б) композитор, в) художник, г) ученый, д) изобретатель.

13. Из указанных городов самый южный ... : а) Саратов, б) Харьков, в) Hовороссийск, г) Самара, д) Ростов-на-Дону.

14. Человек, который скептически относится к прогрессу, является ... а) либералом, б) анархистом, в) радикалом, г) консерватором, д) демократом.

15. Утверждение, что слово – серебро, а молчание – золото, является ... а) ошибочным, б) обманчивым, в) частично верным, г) верным, д) недоказанным.

16. Если спор разрешается взаимными уступками, то имеет место ... а) конвенция, б) компромисс, в) единство, г) переговоры, д) контрверсия.

17. Из соотношения лотерейных билетов, которые выигрывают и не выигрывают в каком-либо розыгрыше, можно рассчитать ... а) число участников, б) оборот, в) доход государства, г) возможность выигрыша, д) размеры выигрыша.

18. Сознательное присвоение чужой идеи и выдавание ее за свою называется ... а) макетом, б) пародией, в) компиляцией, г) плагиатом, д) издевкой.

19. При равном весе больше всего углеводов содержится в ... а) кукурузе, б) макаронах, в) хлебе, г) картофеле, д) винограде.

 20. Противоположностью «никогда» является ... а) часто, б) многократно, в) сразу же, г) иногда, д) постоянно.

 

 7.9. Память и научение (по Тарабакиной Л.В., 1998)

«Исследование навыков явилось важной вехой в становлении экспериментальной психологии. Под навыками понимают целостные действия, сформировавшиеся в результате упражнений, характеризующихся высокой степенью освоенности и отсутствием поэлементной сознательной регуляции...

Л.Термен, американский психолог, изучал навыки кодирования с целью массового обследования новобранцев в период первой мировой войны...

Для выполнения теста Термена необходим следующий иллюстративный материал:

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Первая инструкция является ориентировочной. Следует рассказать о системе кодирования письменных сообщений. Необходимо предупредить, что в знаковом оформлении русского алфавита отсутствуют буквы Щ, Ы, Э, Ь, Ъ. На конкретном примере даются пояснения, как кодировать слова. Например, слово «студент» шифруется:

 


Необходимо убедиться, что испытуемые поняли систему кода. Затем дается команда в течение 5 минут выучить систему кода, после чего образцы собрать.

Инструкция вторая.

С помощью разученного шифра необходимо записать два слова: чаша круговая. На листе нельзя делать никаких пометок, кроме нанесения символов кода. Нельзя пользоваться дополнительными средствами, записывать слова или воспроизводить систему кода. Работайте внимательно. Время работы – 6 минут.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Сверьте результаты кодирования с образцом.

Подсчитайте: количество правильно написанных знаков; количество ошибок (неверный знак, пропуск точек).

2. Если эксперимент носил групповой характер, составить сводную таблицу значений.

3. Построить гистограммы распределений.

4. Проанализировать данные самонаблюдения и сложности в работе. Охарактеризовать особенности ориентировки в освоении системы кодирования.

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player