РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

СОДЕРЖАНИЕ

© Социальная психология личности. Практикум. – Тема 2. Социальные стрессы и защитное поведение 

 

// Социальная психология личности: Учебное пособие. – Ярославль, 2006, С. 18-29

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев – клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия), Серова Ирина Анатольевна (Пермская государстственная медицинская академия) – доктор философских наук, профессор кафедры философии и биоэтики; Приленский Борис Юрьевич (Тюменская государственная медицинская академия) – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии с курсом общей психологии и педагогики;

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 (10). Социальная психология в работе врача.

Тема 2 (11). Социальные стрессы и защитное поведение

Тема 3 (12). Социальные установки в отношении здоровья и болезни. Качество жизни.

Тема 4 (13). Психология невербального общения, невербальное общение в работе врача.

Тема 5 (14). Психология вербального общения, особенности вербального общения врача.

Тема 6 (15).  Психология установления контакта, контакт в работе врача.

Тема 7 (16). Ролевое поведение врача.

Тема 8 (17).  Конфликтное общение.

Приложение: Ключи к психологическим тестам по темам 10-17 и литература для углубленного изучения тем

 

 Тема 2 (11). Социальные стрессы и защитное поведение

Материалы для самостоятельной подготовки к занятию

2.1. Жизнь – изменения – стресс

2.2. Шкала стрессов Т. Холмса – Р. Райе

2.3. Стресс и медицинская педагогика.

2.4. Профилактика дистрессовых реакций («аутотренинг по-китайски», продолжение)

Материалы для проведения практического занятия по теме

2.5. «Психологическая защита личности»

2.6. «Плюсы» и «минусы» защитного поведения

2.7. Возможности коррекции психологической защиты

Актуальность темы определяется тем, что в деятельности врача неизбежны стрессовые ситуации и умение эффективно взаимодействовать со стрессом является необходимым навыком, влияющим на эффективность профессиональной деятельности;

Афоризмы и мысли.

«Каждый, кто не смог достичь зрелости и цельности, не может просто жить, равнодушный к своей неудаче, довольствуясь только тем, чтобы есть, пить получать сексуальное удовлетворение и выполнять свою работу…, он создаст иллюзорную картину и станет придерживаться ее».

Эрих Фромм

«Мнение в конечном счете определяется чувством, а не рассудком».

Герберт Спенсер

«Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека – и ты познаешь степень его человечности»

Конфуций

«Подверженный какому-нибудь пороку будет порицать других»

Эпиктет

                                                 «Ум полон гибкости и хамства,

когда он с совестью в борьбе

мы никому не лжем так часто

и так удачно как себе».

Игорь Губерман (публицист)

«Для разума никогда не поздно одержать верх. Когда мне было двадцать лет, я признавал только самого себя. Тридцати лет я говорил уже: «Я и Моцарт», сорока – «Моцарт и я», а теперь я говорю уже только «Моцарт».

Шарль Гуно

«Приходит день, когда человек молит: спасите меня от моих защитных оболочек! Слишком долгое занятие самоутверждением и самозащитою делает из человека исключительно самозамкнутое, одинокое существо, которое задыхается и не может выбраться к свету из своих строго очерченных границ!»

Академик Алексей Ухтомский

Цели изучения темы:

 

студент должен иметь представление

* о конструктивной и деструктивной роли стресса в этиологии и патогенезе соматических и психических заболеваний, в профессиональной деятельности врача;

 

студент должен знать:

* о месте стресса в ряду эмоционально-волевых процессов личности;

* признаки нарастания стрессовой ситуации и способы противодействия;

* связь стрессовых переживаний и повышения риска соматической патологии;

 

студент должен уметь:

* осуществлять рефлексивный выход из стрессовой ситуации и произвольно применять приемы саморегуляции;

* обучить навыкам саморегуляции пациентов;

 

I. Материалы для самостоятельной подготовки

2.1. Жизнь – изменения – стресс

«В своих исследованиях, объектами которых были и мужчины и женщины, Томас Х. Холмс и Ричард Х. Рах (опрос 2500 человек) подсчитали, что в группе людей, набравших за год более 300 баллов, 80% рискуют получить серьезные заболевания или впасть в депрессию, в группе тех, кто набрал от 200 до 300 баллов, – 50%» (Дж. Виткин, 1996)

« ... Р. Артур и Р. Рах поставили опыт, который позволил доказать, что обилие перемен в жизни человека обратно пропорционально сопротивляемости организма болезням. Они распространили анкеты среди 3 000 матросов, служивших на трех крейсерах ВМС США и отправлявшихся в открытое море на шесть месяцев. Матросы должны были указать любые перемены, которые случились в их жизни на протяжении последнего года. Анкета охватывала всевозможные стороны жизни, а поэтому в ответах упоминались кончина близкого родственника и рождение ребенка, ремонт дома и автомобильная авария, появление новых знакомых и изменения в режиме дня, приобретение нового костюма и семейные ссоры. Отвечавшие на вопрос не должны были давать оценку, какие из этих событий, которые хотя бы в чем-то повлияли на ход обычной жизни, были положительными или отрицательными. Незадолго до истечения полугода после того как матросы ушли в море, на борт трех крейсеров были направлены команды исследователей, которые должны были внимательно проанализировать истории болезней анкетированных. Когда данные были получены, компьютер без труда установил закономерность: 10% от всех матросов, которые испытали наибольшее количество перемен, оказались в наибольшей степени подверженными различным заболеваниям, а 10% от числа матросов, которые испытали наименьшее число перемен, оказались в наименьшей степени подвержены болезням.» (Ю.В. Емельянов, 1997)

 

2.2. Шкала стрессов Т. Холмса-Р. Раха

Ниже приведены данные опроса простых людей в Америке о том, что с ними случается и как они это оценивают.

 

Табл. 2.2.1. Количественная оценка интенсивности основных стрессовых событий в жизни человека по Холмсу-Раху

 

Событие

Оценка

Смерть супруга

100

Развод

73

Раздельная жизнь с супругом

65

Тюремное заключение

63

Смерть близкого родственника

63

Собственная болезнь

53

Свадьба

50

Увольнение с работы

47

Конфликт с супругом

45

Уход на пенсию

45

Изменение состояния здоровья члена семьи

44

Беременность

40

Сексуальные проблемы

39

Прибавление в семействе

39

Переход на другую работу

39

Изменение финансового положения семьи

38

Смерть близкого друга

37

Изменение характера работы

36

Рост ссор с супругом

35

Долг свыше полугодовой зарплаты

31

Приближение отдачи долга

30

Повышение ответственности на работе

29

Уход их дому сына или дочери

29

Осложнение отношений с родственниками супруга(и)

29

Выдающие личные достижения

28

Начало или окончание работы супруга

26

Начало или окончание школы

26

Перемены в жилищных условиях

25

Изменение в личных привычках

24

Сложности в отношениях с начальником

23

Изменение часов или условий работы

20

Перемена места жительства

20

Смена школы

20

Изменение характера отдыха

19

Изменения в религиозной активности

19

Изменения в общественной активности

18

Долг ниже полугодовой зарплаты

17

Изменения привычек сна

16

Изменение числа постоянных гостей

15

Изменения привычек  еды

15

Отпуск

13

Рождество

12

Незначительное нарушение закона

11

 

Каждое из этих событий обследуемый оценивает в баллах исходя из субъективной оценки выраженности. Результаты сопоставляются с последними стандартами оценки (см. Табл. 2.2.2.).

Внимание! Необходимо спросить у пациента были ли еще какие-то сильные стрессовые переживания, не вошедшие в список, и каким именно количеством баллов он их оценивает

Таблица 2.2.2. Риск развития психосоматических заболеваний

 

Оценка риска развития психосоматических заболеваний (США, 1997)

Сумма баллов

стрессовых событий

Сильный жизненный кризис,

вероятность заболеть или пережить «несчастный случай» составляет 80 %

300 и более баллов

Умеренный жизненный кризис,

вероятность заболеть  составляет 50 %

200-299

Легкий жизненный кризис,

вероятность заболеть  составляет 25%

150-199

Никаких особенных проблем

до 150

 

 

2.3. Стресс и медицинская педагогика. (по Дж. Эверли, Р. Розенфельд)

Ниже перечислены 7 наиболее часто встречающихся мнений относительно стресса. Сколько из них Вы разделяете (развернутый комментарий см. в Приложении)?

1. «Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении».

2. «Только слабые люди страдают от стресса».

3. «Я не несу ответственности за стресс в моей жизни – стресс в наше время неизбежен – мы все его жертвы».

4. «Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс».

5. «Опознать источники чрезмерного стресса легко».

6. «Все люди реагируют на стресс одинаково».

7. «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать – это сесть и расслабиться».

«Первый из основных компонентов обучения больного заключается в коррекции наиболее часто встречающихся ошибочных представлений относительно стрессовых реакций. Существует множество таких ошибочных представлений о стрессе и психосоматических явлениях. Многие из них могут негативно влиять на стремление больного к поиску врачебной помощи и продолжению лечения. Эти искаженные представления могут также отрицательно сказываться на желании пациента придерживаться тактики лечения. Поэтому для клинициста обычно важно предупредить развитие таких представлений и оказать им противодействие на ранних этапах терапевтического вмешательства. ... Выше приведенная таблица «Мифология стресса» (семь основных ошибочных мнений, «мифов») основана на результатах анкетирования 405 взрослых субъектов, которым предлагалось высказать ряд утверждений, касающихся сущности стресса и психосоматических заболеваний. ...

Второй главный компонент терапевтического обучения пациента состоит в предоставлении ему информации об общей природе стрессовой реакции. Пациенту должно быть дано общее представление о сущности психосоматического феномена: каким образом мысли и эмоции могут воздействовать на сам организм человека, и каким образом стресс может играть позитивную роль (эустресс) и негативную (дистресс).

Третий компонент терапевтического обучения фокусируется на роли чрезмерного стресса в развитии заболевания. Клиницист должен познакомить пациента с тем, каким образом чрезмерный стресс может приводить к развитию определенных заболеваний.

Четвертый компонент состоит в том, чтобы заставить пациента развить осознание того, как у него проявляется стрессовая реакция, какие имеются симптомы чрезмерного стресса. В итоге пациент должен научиться отличать эустресс от дистресса.

Пятое: пациент должен развить у себя способность самоанализа, для того, чтобы идентифицировать характерные для него стрессоры. Как для больного, так и для клинициста важно помнить, что стрессоры у человека носят присущий только ему характер. Если пациент может идентифицировать свои источники стресса, то становится возможным предпринять конструктивные шаги с целью избегания стрессов или, по крайней мере, для лучшей подготовки к столкновению с ними.

Наконец, шестой компонент терапевтического обучения состоит в том, что клиницист, воздерживаясь от всяких суждений оценочного характера, сообщая пациенту о той активной роли, которую сам он играет в развитии и лечении чрезмерного стресса.

Эти шесть компонентов обучения пациента лучше всего могут осуществиться через использование ряда стратегий – например, библиотерапию, упражнения на самоосознание, поучительные беседы в поддерживающих терапевтических группах и даже через традиционную педагогическую форму обучения. Такие «неклинические» подходы в обучении оказались ценными в борьбе со стрессом».

 

2.4. Профилактика дистрессовых реакций («аутотренинг по китайски», продолжение)

РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Лао-Цзюнь молвит: Есть такие правители, что не способны сохранить алтарь в центре поля...

41. Много ненавидеть и мало любить – это болезнь.

42. Обсуждать правоту или неправоту других людей – это болезнь.

43. Стараться переложить ответственность с себя на других – это болезнь.

44. Из-за любви к искусству отвергать монашество – это болезнь.

45. Определять достоинства и недостатки людей – это болезнь.

46. Считая, что люди притворяются, ждать веры по отношению к себе – это болезнь.

47. Не проявлять милости к несущему наказание – это болезнь.

48. Делая добрые дела, ждать воздаяния – это болезнь.

49. Отдав что-то людям, сожалеть об этом – это болезнь.

50. Любя себя, с негодованием относиться к тому, кто указывает на твои ошибки – это болезнь.

ВОСХВАЛЕНИЕ СТА ЛЕКАРСТВ

Лао-Цзюнь молвит: А если их (душ) нет в телесной форме, тогда материальная оболочка становится пустой, так как в ней не удерживается семя-цзин и энегия-ци. Потому-то внешние воздействия ветра и холода способны поразить организм.

41. Воспринимая реальность, хранить прочность веры – это лекарство.

42. Скрывать тайное стремление к злу – это лекарство.

43. Будучи богатым, представлять себя нищим – это лекарство.

44. Почитая продвижение других людей, побеждать себя – это лекарство.

45. Не относиться к себе слишком уважительно – это лекарство.

46. Радоваться достойным поступкам других людей – это лекарство.

47. Не стремиться к разврату в половой жизни – это лекарство.

48. В процессе обретений и потерь смотреть на себя со стороны – это лекарство.

49. Скрывая внутренние силы, совершать милосердные действия – это лекарство.

50. Не ругать ничего живого – это лекарство.

Обратим внимание на то, что «скрывать тайное стремление ко злу» не есть «ложь» и обман окружающих, а напротив – выявление в себе и сокрытие от посторонних отрицательных эмоций. А как мы уже говорили – выявить их в себе и свести на нет («скрыть») и есть избавление от них и искоренение в себе зла, вредоносного как для других, так и для самой личности (в случае, если она поддается отрицательным эмоциям и соблазну свершения зла).

То же самое «будучи богатым, представлять себя нищим» не означает «лгать» (прибедняясь перед другими, прятать свое истинное состояние из неких своекорыстных целей). «Не считать себя богачом» значит «не выставляться» перед другими, не оскорблять и не унижать их своим богатством, роскошью и благосостоянием, а «представлять себя нищим» значит вести себя так же, как ты вел бы себя в том случае, если бы у тебя ничего не было, т. е. скромно, достойно, милосердно и не кичливо.

РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Лао-Цзюнь молвит: Есть такие личности, которые не способны сохранить целостность, ведущую к долголетию.

51. Ругать любую живую тварь – это болезнь.

52. Сбивать с пути-дао и чинить препятствия людям – это болезнь.

53. Злословить по поводу больших талантов – это болезнь.

54. Таить зло на людей, которые превзошли тебя, – это болезнь.

55. Добавлять в питье ядовитые снадобья – это болезнь.

56. Не сохранять равновесия в сердце – это болезнь.

57. Шумно суетиться по поводу мудрости – это болезнь.

58. Хранить в памяти старую неприязнь – это болезнь.

59. Не принимать увещеваний и советов – это болезнь.

60. Внутри не испытывая настоящих чувств, проявлять вовне родственность – это болезнь.

ВОСХВАЛЕНИЕ СТА ЛЕКАРСТВ

Лао-Цзюнь молвит: ... Именно в связи с этим человек мудрости, даже пребывая в неизвестности отшельничества, не осмеливается совершать неправильные действия.

51. Любить говорить добрые слова – это лекарство.

52. За беды и болезни возлагать вину на самого себя – это лекарство.

53. Сталкиваясь с трудностями, не уклоняться и не отказываться – это лекарство.

54. Делая благо, не надеяться на воздаяние – это лекарство.

55. Желать людям исполнения их стремлений – это лекарство.

56. Быть в сердце спокойным, а в мыслях пребывать, как в храме, – это лекарство.

57. В сердце безмятежность, а в мыслях устойчивость – это лекарство.

58. Не помнить старого зла – это лекарство.

59. Исправляя заблуждения, избавляться от зла – это лекарство.

60. Услышав порицание, принять его как стимул к изменению – это лекарство.

Как видим, здесь прямо сформулированы «современные» методы психотерапии и психокоррекции личности. Найти причину зла и болезни (как следствия зла и отрицательных эмоций) в самом себе – вот истинный путь к исправлению, самосовершенствованию и излечению организма.

РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Лао-Цзюнь молвит: Человек же мудрости стремится к благополучию посредством сохранения состояния, когда нет еще предвестий ухудшения состояния. Он избавляется от беды, когда она еще не возникла. Ведь катастрофа развивается мало-помалу.

61. Побеждать человека посредством подачи официальных бумаг – это болезнь.

62. Беседовать с глупцом – это болезнь.

63. В нападении не соблюдать законов-правил – это болезнь.

64. Любить себя за то, что поступаешь правильно, – это болезнь.

65. Много сомневаться и мало верить – это болезнь.

66. Смеяться над сумасшедшими и безумными – это болезнь.

67. Вести себя раскованно, не соблюдая норм ритуала, – это болезнь.

68. Некрасивые высказывания и злые слова – это болезнь.

69. С пренебрежением и непочтительно относиться к тем, кто старше и младше тебя, – это болезнь.

70. В тяжелой ситуации совершать легкомысленные действия – это болезнь.

ВОСХВАЛЕНИЕ СТА ЛЕКАРСТВ

Лао-Цзюнь молвит: Даже занимая великие должности, он (мудрый) не осмеливается извлечь из этого выгоды.

61. Не вмешиваться в чужие ситуации – это лекарство.

62. В гневе и раздражении контролировать себя – это лекарство.

63. Разрешать в мыслях интеллектуальные проблемы – это лекарство.

64. Оказывать почтение пожилым людям – это лекарство.

65. И за закрытой дверью, в уединении, строго блюсти себя – это лекарство.

66. Воспитывать в себе почтение к старшим и любовь к младшим – это лекарство.

67. Искоренять зло и поощрять добро – это лекарство.

68. В чистоте и честности довольствоваться своей судьбой – это лекарство.

69. В помощи людям хранить верность – это лекарство.

70. Помогать во время солнечных и лунных затмений – это лекарство.

Чем выше моральные критерии личности, чем более требователен человек к самому себе и чем более терпим он к окружающим, тем больше у него шансов вылечиться от своих болезней и тем вернее, что он ничем не заболеет – впредь и вообще (если не был болен до этого, т. е. всегда руководствовался в своей жизни этими разумными и мудрыми правилами).

«Помогать людям в дни затмений» означает, в переводе на язык современности, приходить к ним на помощь в самых сложных, страшных и «неразрешимых» для них ситуациях. Приходить им на помощь, не страшась за себя, а думая лишь о других.

 

2.5. Психологическая защита личности

Психологическая защита личности – в психоанализе – это психологические стратегии, с помощью которых люди (инстанции «Я», «Эго») избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и дистресс. Ситуации, требующие «психологической защиты личности» характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Действия защитных механизмов способны разрушать и искажать различные аспекты реальности. Причиной внутриличностного конфликта может быть борьба между Я, Оно и Сверх-Я. Психологическая защита личности направлена, в конечном счете, на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, что достигается:

1) устранением из сознания источников конфликтных переживаний;

2) их трансформацией, направленной на предупреждение конфликта;

3) снижением остроты переживаний.

Одними из наиболее часто встречающихся могут быть названы следующие:

Вытеснение –  скрывает, изгоняет или забывает идею или чувство (избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением);

Регрессия – возврат к более примитивным (часто, детским) формам поведения и мышления;

Проекция – неосознаваемое приписывание собственных (неприемлемых) личностных характеристик или мотивов другим людям (или даже мистическим силам внешнего мира – «бес попутал»);

Рационализация – рациональное (часто, псевдо-рациональное) объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся в иррациональных, социально и личностно неприемлемых влечениях;

Сублимация – преобразование энергии неприемлемых личностью мотивов (например, сексуальных) в социально приемлемые формы активности (например, искусство);

 

2.6. «Плюсы» и «минусы» защитного поведения.

По мнению П. Лейстер, основные защитные механизмы личности имеют как преимущества, так и недостатки, о чем важно информировать клиента в процессе психологического консультирования для формирования у него осознанного или неосознанного отношения к психологическим проблемам, связанным с жизненными сложностями или внутриличностным конфликтам (Таблица 2.6.).

Таблица  2.6. Преимущества и недостатки методов психологической защиты

Преимущества

Недостатки

                                                              Рационализация

Подыскивается обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению. Самоуважения и самоутвержде-ния против внешней критики

Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше

Проекция

Можно «не видеть бревна и в собственном глазу» и критиковать его «в глазу другого». Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой

Затрудняется самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима личностью, это лишает ее реалистичности

                                                               Вытеснение

Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, что приносит моментальное освобождение

Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это становится угрозой психическому здоровью

                                                           Идентификация

Благодаря интроекции происходит формирование Сверх-Я, перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов

Контролер (Сверх-Я) становится внутренним тираном. Человек становится рабом интроецированных норм и поэтому несвободным. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяется принцип: что мне делают, то делаю другим я.

                                                                Сублимация

Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчестве, спорте и др.

Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации

                                                         Образование реакций

Маскировка уже имевшихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия

Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает и самого человека и окружающих его людей

                                                                    Бегство

Человек избегает критики и благодаря этому фрустрации

Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность и активность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией

                                                                     Оглушение

Благодаря алкоголю или наркотическому веществу устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности

Зависимость от алкоголя и наркотиков. Изменение органических структур, болезнь

                                                           Экранированность

Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как следствие – удовлетворительное временное освобождение

Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний

                                                        Толкование бессилием

«Я ничего не могу сделать – таковы обстоятельства» – таким образом человек избегает решения проблем

Психологические проблемы не устраняются, а распространяются дальше. Появляется опасность манипулций

                                                         Разыгрывание ролей

Маска роли приносит безопасность. Потребность в безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения индивидуальности

Неспособность найти себя за надетой, запрограммированной маской

                                                  Окаменение, притупление чувств

Деловая маска, картина полной безэмоцио-нальности и психической невозмутимости. Панцирь на чувствах не позволяет им проявляться вовне и попасть вовнутрь. Человек ориентируется на поведение автомата

Межличностные контакты обедняются, подавленные чувства ложатся грузом на органы и мышцы. Кто не позволяет себе быть эмоциональным, то становится больным телесно и психически

 

2.7. Возможности коррекции психологической защиты (цит. по Р.М. Грановская «Элемен-ты практической психологии».Изд-е 2-е, 1988)

«Итак, возникло предположение, что человек попал в трудную ситуацию и возможно его мировосприятие искажено каким-либо защитным механизмом ...

* В подобных ситуациях иногда целесообразно массировано и искренне поддержать его, похвалить, поднять человека в его собственных глазах и во мнении окружающих ...

* ... щадите самолюбие собеседника: «На вашем месте я бы несомненно поступил также, если бы располагал теми же сведениями. Но, к сожалению, вы не полностью или не совсем точно информированы».

* ... надо помнить о предельных усваиваемых дозах, расхождения между его позицией и другой – противостоящей.

* В тех случаях, когда обнаруживается полное неприятие контраргументации, разумнее подвигать человека к новой точке зрения, вначале критикуя частности на фоне общей доброжелательности и подчеркивая прежде всего элементы объединяющие как более общие, и лишь затем – разъединяющие, подавая их как второстепенные.

* Воздействие, направленное на коррекцию наличной позиции, эффективнее, если советы и рекомендации подаются в несколько общем незавершенном виде, особенно при высоком культурном и образовательном статусе собеседника.

* Важно разобраться, относит ли человек неудачи на счет своих слабых способностей или недостатка затраченных усилий.

* При необходимости обратить внимание человека на неудачные формы его поведения или аргументации лучше говорить не о них непосредственно, а о своем восприятии и своих переживаниях в соответствующей ситуации...

* Практически любое действие лучше подавленной пассивности.

* Если человек осознает, что трудность не затрагивает систему основных его жизненных ценностей, психологическая защита становится менее актуальной.

* увлечения, хобби ... они сохраняют открытость психики для новых влияний и интересов и образую противовес в критических ситуациях.

* советы надо давать только когда их настоятельно просят, да и то не всегда и не в прямой форме. Если у просящего нет зрелой установки – это всегда напрасно потраченные усилия.

* Для уменьшения чувства внутреннего конфликта у людей с негибкой психикой необходимо извне, «задним числом» повысить ценность совершенного ими действия или обесценить его негативные аспекты.

* Для активного управления своим состоянием и поведением, завоевания сознания для нужных поступков и образов чтобы они обрели прочность и устойчивость, их нужно фиксировать словами. Чем точнее и конкретнее формулировки, тем легче человеку управлять собой, своими психическим и физическим состоянием.

* При глубоких внутренних конфликтах в сознание (прежде, чем существо травмирующих моментов из него вытесняется) проникает слишком большое количество информации, так как нарушена его избирательная способность. Это не только важная, но и второстепенная информация, и человек не справляется с этой лавиной и ощущает перегрузку, переживая ее как смятение и хаос; функции, которые раньше выполнялись автоматически, теперь становятся осмысленными и в результате этого утомительными ... попытайтесь систематизировать информацию в направлении значимой для индивида цели.

* Когда у человека обнаруживается не лучший стиль поведения, желательно не столько апеллировать к его сознательности, сколько стимулировать его познавательные и творческие потребности, не повторять банальности о вреде эгоизма, а сосредоточить его усилия на повышении мастерства в своем деле. Тогда у него появятся обоснованные надежды на рост уважения к нему, и на повышение его удовлетворенности жизнью.

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player