РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ, В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

СОДЕРЖАНИЕ

© Социальная психология личности. Практикум. – Тема 5. Общение врача: умение слушать 

 

// Социальная психология личности: Учебное пособие. – Ярославль, 2006, С. 35-69

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев – клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия), Серова Ирина Анатольевна (Пермская государстственная медицинская академия) – доктор философских наук, профессор кафедры философии и биоэтики; Приленский Борис Юрьевич (Тюменская государственная медицинская академия) – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии с курсом общей психологии и педагогики;

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 (10). Социальная психология в работе врача.

Тема 2 (11). Социальные стрессы и защитное поведение

Тема 3 (12). Реакция личности на болезнь.

Тема 4 (13). Психология невербального общения, невербальное общение в работе врача.

Тема 5 (14). Общение врача: умение слушать

Тема 6 (15).  Психология установления контакта, контакт в работе врача.

Тема 7 (16). Ролевое поведение врача.

Тема 8 (17).  Конфликтное общение.

Приложение: Ключи к психологическим тестам по темам 10-17 и литература для углубленного изучения тем

 

Тема 5 (14) Общение врача: умение слушать

Материалы для самостоятельной подготовки к занятию

5.1. Молчание – Звук – Речь

5.2. Слушание как активный процесс

5.3. Нерефлексивное и рефлексивное слушание по И. Атватеру

            5.3.1. Нерефлексивное слушание

            5.3.2. Ситуации, в которых полезно нерефлексивное слушание

            5.3.3. Ситуации, в которых нерефлексивного слушания недостаточно

            5.3.4. Рефлексивное слушание

5.4. Тест-тренинг «Заверши мысль»

5.5. Общение и личность: «органическая» речь

Материалы для проведения практического занятия по теме

5.6. Тренинги коммуникативных навыков («Секреты хорошего слушания», «Испорченный телефон»)

5.7. Общегрупповая дискуссия: акцентуации личности и общение

Актуальность темы определяется тем, что вербальное общение занимает значительное, в ряде случаев – основное, место в профес­сиональной деятельности врача, и повышение компетентности в этой сфере является важным условием успешного решения профессиональных задач;

Афоризмы и мысли.

«Известный английский хирург Кэлиан писал: Любой ценой избегайте устрашающих диагнозов. Да, конечно, больной может заявить, что он хочет знать всю правду, но смягчить правду милосердием – вот достойная практика. Когда дело идет о том, чтобы сообщить больному его диагноз, такт и человечность должны стоять на первом месте. Лучше сказать о сердечном приступе, чем о тромбозе коронарных артерий; новообразование лучше, чем рак; повышенное давление лучше, чем гипертония; и нервные головные боли лучше, чем невроз тревоги. Эти слова не только мягче, но и более понятны».

(по Н. Магазаннику)

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи. ...    

Ф.И. Тютчев

 «Кто ставит вопросы, тот получает ответы. Но он должен ставить разумные вопросы».

У. Рамзай
«Чем кто невежественнее, тем нетерпеливее он порывается судить»

Э. Кондильяк

«Если ты хочешь употреблять слова, то каждую минуту за своими словами разумей действенность».

И.П. Павлов

«Речь одного человека –  еще не речь: нужно выслушать обе стороны»

М. Лютер

«Как только дурак похвалит нас, он уже не кажется так глуп»

Ф. Ларошфуко

«Трудно жить с людьми, ибо трудно хранить молчание»

Ф. Ницше

Цели изучения темы:

студент должен иметь представление

* об особенностях вербального общения, его возможностях при передаче и получении информации;

студент должен знать:

* основные характеристики процесса порождения и реализации вербального обще­ния;

* необходимость использования данных, полученных с помощью вербальных форм коммуникации при оценке личности собеседника;

* закономерности использования каналов вербального общения при установлении контакта;

студент должен уметь:

* использовать информацию, полученную при помощи анализа вербальной комму­никации, как для точного принятия сообщения, так и для сбора информации о пациенте, для организации целенаправленного влияния на него;

 

Материалы для самостоятельной подготовки

5.1. Молчание – Звук – Речь

* «Молчание – факт речевой культуры, считаться с которым приходится всякому, кто имеет отношение к самой этой культуре. Существуют неговорящие члены общества, но не существует таких, которые бы никогда не молчали. Можно сказать поэтому, что в известном смысле молчание доминирует над словом и довлеет слову: оно очевидно и – в этой очевидности – не менее парадоксально, чем слово ...

Словарь русских эпитетов предлагает 78 определений молчания: величественное, внимательное, глубокое, глухое, гнетущее, гордое, гробовое, грозное, давящее, доброе, долгое, жуткое, задумчивое, затруднительное, затянувшееся, ироническое, испуганное, красноречивое, кроткое, ледяное, мертвое, минутное, мрачное, мучительное, напряженное, натянутое, неловкое, оцепенелое, полное, почтительное, презрительное, продолжительное, равнодушное, святое, скучное, сосредоточенное, строгое, суровое, томительное, томное, торжественное, трудное, трусливое, тягостное, тяжелое, угрюмое, удивленное, унылое, упорное, хладное, хмурое, холодное, чинное, чопорное, щемящее, едкое, зевотное, скитское, иступленное, сладострастное, безграничное, благоговейное, величавое, загадочное, застойное, зловещее, ленивое, могильное, немое, покойное, сонливое, спокойное, таинственное, тихое, каменное ...

Психологически молчание страхует говорящего от возможных – в большей или меньшей степени осознаваемых – ошибок речи (и шире – коммуникативного поведения). Чем выше степень и потребность такого осознания, тем вероятней сбои в лексико-грамматической и семантической организации текста, тем вероятней отказ (активный или пассивный) от речевой деятельности вообще. (Таковы, в частности, случаи мутизма при психогениях, истериях, когда болезненная симптоматика истерической глухоты фиксируется и поддерживается самим больным как прагматически выгодная)» (К.В.Богданов, 1998)

* «Эффективность и многообразие реакций, вызванных воздействием звуков, подтверждается и физиологией. Слуховая система человека  устроена, на первый взгляд, просто, но это обманчиво, так как до сих пор физиология не может ясно ответить, как человек слышит на частотах выше 8 кГц, и существуют эксперименты, подтверждающие, что человек бессознательно различает частоты выше 30 КГц. Так, эксперименты по обучению ЭВМ голосовым командам показали, что наиболее значимые отличия английского дифтонга «th» от русских эквивалентов проявляются именно в диапазоне 60-80 кГц. Более того, 20 000 нейронов слухового анализатора, берущего начало у улитки, с каждым переключающим центром (через оливарный комплекс, медиальное коленчатое тело и т.д.) растет в геометрической прогрессии, и в мозг уже попадают миллионы нейронов. Также существуют нейроны, которые реагируют на изменение частоты, громкости, на сочетание частот, более того, на одновременный приход зрительного, слухового, тактильного и вестибулярного сигнала. Если к этому прибавить не до конца ясную роль в формировании слухового сигнала саккулюса и утрикулюса, не говоря уже об обработке и управлении всей этой информацией ретикулярной формацией, отделами коры головного мозга, при наличии множества ассоциативных связей между полями больших полушарий, то можно смело поверить древним, что человек – микрокосм – точная аналогия макрокосма. (цит. по С.Л. Удовик От издательства // Н.Ф. Калина, Основы психотерапии. – М.-К., 1997)

* «РЕЧЬ – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по правилам данного языка (русского, английского и т.п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляет по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.

Речь и язык современного человека – результат длительного исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Благодаря речи (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность опыта людей. Вне речи немыслимо овладение человеком знаниями и формирование сознания. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе общения, речь становится основным механизмом их мышления. ... Рассматривая речь как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности, психология выделяет две неразрывно связанные функции речи – общения (коммуникативную функцию) и мышления.

Лексическая единица языка – слово. В слове различают его содержание (значение) и внешнюю форму: определенную совокупность звуков (в устной слышимой речи), систему зрительно воспринимаемых знаков и артикуляционных образов (в произносимой речи)».

«РЕЧИ ФУНКЦИИ – роль речи в общественной и индивидуально-психологической жизни человека. Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой. Первая – осуществление процесса общения между людьми ..., во второй функции речь выступает как средство выражения мыслей.

В коммуникативной функции, в свою очередь принято различать (хотя эти различия не очень точны) функции сообщения и побуждения к действию. При сообщении человек может указывать на какой-либо предмет (указательная, или индикативная функция) и высказывать свои суждения по какому-нибудь вопросу (предикативная функция или функция высказывания). Помимо сообщения о каких-либо событиях, явлениях, речь очень часто направлена на то, чтобы вызвать у собеседника определенные поступки, а также мысли, чувства, желания (функция побуждения к действию). Речь побуждает задуматься над чем-то, определенно отнестись к тому или иному событию, пережить чувства сожаления, возмущения, радости и т.п. Побудительная сила речи зависит от ее выразительности (иногда специально выделяют эмоционально-выразительную функцию речи). В свою очередь, выразительность речи зависит от структуры построения предложений и отбора слов (важны живость, образность языка, доступность для понимания), от речевой интонации и сопровождающих речь выразительных движений (изменения позы, мимики лица, жестов)». … (Психологический словарь, 1996)

 

Капитан – адъютанту:

«Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме».

Адъютант – дежурному сержанту:

«По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда это явление состоится в казарме».

 Дежурный сержант – капралу:

«По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме насчет этого редкого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день».

 Дежурный капрал – солдатам:

«Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день».

Один солдат другому:

«Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день» 

(цит. А. Моль «Социодинамика культуры» – М., 1972)

 

5.2. Слушание как активный процесс

Слушание становится возможным вследствие различия скорости устной речи и умственной деятельности слушающего. Обычно люди говорят со скоростью 125 слов в минуту, хотя мы можем воспринимать речь, произносимую со скоростью в три-четыре раза выше обычной, т.е. до 400 слов в минуту. Различие между скоростью речи и умственной деятельностью может стать причиной невнимания, особенно в тех случаях, когда говорят медленно и неинтересно. Мы можем быстро поймать себя на невнимании, поскольку слушание – активный процесс, но процесс внутренний. ...

Чтобы услышать, мы должны заплатить вниманием. Именно «заплатить», т.е. отдать одно в обмен на что-либо другое. Слушая, мы «отдаем» наше внимание, нашу заинтересованность и усилия с тем, чтобы получить взамен информацию, понимание, а возможно, и комфорт или развлечение. Слушание – тяжелый труд, вот почему мы не можем слушать долго. Но умение слушать – это еще и дар, ценнейший дар, которым можно одарить другого.

Слушание – активный процесс и в том смысле, что мы делим с говорящим ответственность за общение. Некий философ как-то сказал: «Правду могут сказать двое – один говорит, другой слушает». Мы часто не осознаем этого в силу предубеждения. Мы очень часто не проявляем достаточной активности, чтобы правильно понять говорящего ...

Слушание – активный процесс и в том смысле, оно требует определенных навыков. Вас это удивляет? Слушание на часом деле является умением общаться, и учиться этому надо в первую очередь, поскольку слушать приходится часто. Кроме того, из всех видов общения умению слушать меньше всего учатся и его меньше всего совершенствуют. 

5.3. Нерефлексивное и рефлексивное слушание (по И. Атватеру)

В своей блестящей работе «Я Вас слушаю…» американский психолог Иствуд Атватер предлагает схему, фиксирующую основные этапы общения (табл. 5.3)

Табл. 5.3. Условия эффективного восприятия речи

Внимание

Устойчивое внимание (минимизация отвлечений)

 

Направленное внимание

 

Визуальный контакт

 

Положительный язык поз и жестов

Нерефлексивное слушание

Слушание («внимательное» молчание)

 

Начало разговора

 

Минимизация ответов (невмешательство)

 

Ограничение числа ответов

Рефлексивное слушание

Уточнение

 

Перефразирование

 

Отражение чувств

 

Резюмирование

Основные установки

Одобрение

 

Самоодобрение

 

Эмпатия

 

Мимика

Язык невербального общения

Взгляд и визуальный контакт

 

Изменения высоты голоса и интонации

 

Позы и жесты

 

Язык личного пространства

Память

Сосредоточение

 

Кратковременная память

 

Долговременная память

 

Мы говорим: «Я весь – внимание», когда горим особым желанием услышать что-нибудь интересное. Бессознательно мы принимаем соответствующую позу: поворачиваемся лицом к говорящему, устанавливаем с ним визуальный контакт, внимаем собеседнику. Такое слушание «всем телом» выражает не только готовность слушать, но и помогает процессу слушания и восприятия. Мы принимаем эту позу безотчетно. Но этим приемом следует пользоваться сознательно, поскольку осознанное умение быть внимательным – эффективное средство повышения восприятия речи собеседника. Слушать и воспринимать означает не отвлекаться, поддерживать постоянное внимание, устойчивый визуальный контакт и использовать позу как средство общения.

5.3.1. Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание является по существу простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Это – активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В зависимости от ситуации в процессе нерефлексивного слушания может быть выражено понимание, одобрение и поддержка. Подчас нерефлексивное слушание – наша единственная возможность, поскольку собеседник, особенно если он эмоционален, возбужден или испытывает трудности в формулировании своих мыслей, хочет, чтобы его услышали, и не интересуется нашими замечаниями.

5.3.2. Ситуации, в которых полезно нерефлексивное слушание.

1. Собеседник горит желанием высказать свое отношение к чему-либо или выразить свою точку зрения. Именно поэтому многие психотерапевты в начале беседы применяют прием нерефлексивного слушания.

2. Собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы. Это как раз тот случай, когда рекомендуется применить прием именно нерефлексивного слушания. В противном случае сдерживаемые чувства помешают любой попытке установить нормальный двусторонний разговор. Когда человек бьется над решением какой-либо проблемы или чувствует себя обиженным, он испытывает беспокойство, страх, разочарование, боль, гнев или негодование. В таких случаях благоразумно, почти не вмешиваясь в речь собеседника, предоставить ему возможность высказаться и выразить любое свое чувство. Нерефлексивное слушание более всего подходит для напряженных ситуаций.

3. Собеседник испытывает трудности в выражении своих забот и проблем. В этом случае нерефлексивное слушание позволяет минимально вмешиваться в разговор, тем самым облегчая самовыражение говорящего. Участников одного эксперимента попросили записать на магнитофон свою речь на любую тему. За это предлагалась оплата, размер которой был поставлен в зависимость от продолжительности разговора. Некоторые из участников эксперимента говорили по 5 дней подряд. Многие почувствовали себя лучше только потому, что им представилась возможность выговориться, а у других сложилось мнение, что магнитофон лучше любого собеседника.

4. Сдерживание эмоций в беседе с человеком, занимающим более высокое положение. Люди часто не решаются высказаться перед своим начальством из-за боязни испортить отношения или подвергнуть опасности работу.

5.3.3. Ситуации, в которых нерефлексивного слушания недостаточно.

1. Недостаточность и отсутствие желания говорить у собеседника. Поскольку одной из целей нерефлексивного слушания является помощь говорящему в самовыражении, то предполагается, что у говорящего есть активное желание что-либо сказать. Если у собеседника нет никаких неотложных вопросов, важной информации или сильных переживаний, которыми он хочет с нами поделиться, то общение имеет обычный, бытовой характер. В таких случаях нерефлексивное слушание не только неуместно, но часто невозможно, его применение свидетельствует о низкой культуре собеседника.

2. Нерефлексивное слушание ошибочно истолковывается говорящим как согласие слушать, когда оно таковым не является. Одна из опасностей слушания состоит в том, что окружающие неверно истолковывают нашу эмпатию как сочувствие, а понимание как согласие. К тому же это обычно становится очевидным позднее, когда наше несогласие делается более явным. Собеседник может выразить удивление или разочарование, заявив что-нибудь вроде: «Я думал, что Вы согласны». Попытка объяснить, что Вы слушали для того, чтобы понять, а никак не согласиться, часто воспринимается так: либо Вы пересмотрели свое отношение, либо, что того хуже, проявляете лицемерие. Поэтому, когда мы слушаем собеседника, чтобы понять его мнение или чувства, и в то же время не согласны с тем, что слышим, иногда лучше всего высказать это честно и открыто. Наши чувства могут прервать ход разговора и даже вызвать открытое несогласие. Но не сделать это – значит рисковать столкнуться позднее с еще большим непониманием и негодованием.

3. Говорящий стремится получить более активную поддержку или одобрение. В этих случаях собеседник хочет не только, чтобы его поняли, но ищет активную поддержку, одобрение или руководство к действию. Когда собеседник хочет узнать нашу реакцию, мнение или получить наш совет независимо от того, касается ли это подростков, студентов, соседей или покупателей, нерефлексивное слушание будет воспринято им как неодобрение. В этих случаях более уместно использовать рефлексивное, эмпатическое слушание наряду с более активным выражением собственных мнений, отношений и эмоций.

4. Нерефлексивное слушание неуместно, когда оно противоречит интересам собеседника и мешает его самовыражению. Однажды во время продолжительного путешествия невестка решила слушать свою словоохотливую свекровь, как бы долго та ни говорила. Случилось так, что невестка молчала и свекровь проговорила всю поездку. Скоро, однако, молодая женщина поняла, что она уже не слушает бесконечную болтовню одинокой старухи. Вместо сочувствия она обнаружила неприязнь к старой эгоистке, подавившей ее бесконечными излияниями. Она также поняла, что страдальцы не могут быть хорошими слушателями.

5.3.4. Рефлексивное слушание

По существу рефлексивное слушание является объективной обратной связью с говорящим, используемой в качестве контроля точности восприятия услышанного. Иногда эти приемы называют «активным слушанием», потому что слушающий более активно, чем при нерефлексивном слушании, использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения говорящего. И все же, как уже говорилось ранее, «слушать» в отличие от «слышать» по существу является активным процессом; это более явно на примере рефлексивного слушания.

Выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями. Выяснение помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Чтобы получить дополнительные факты или уточнить смысл отдельных высказываний, слушающий может сказать примерно так: «Пожалуйста, уточните это». Или если необходимо понять явление в целом, можно спросить, например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»

Перефразировать – значит сформулировать ту же мысль иначе. В беседе перефразирование состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Собеседник, пытающийся перефразировать мысль говорящего, в определенном смысле рискует, поскольку не уверен в том, что он в самом деле понял сообщение правильно, ведь никто же не хочет показать свое непонимание.

Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование, как ни странно, полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной.

Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас...» –  «Как я понимаю, Вы говорите...» – «По Вашему мнению...» – «Вы думаете...» – «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но...» – «Другими словами, Вы считаете…»

Отражение чувств. Здесь акцент делается не на содержание сообщения, как при перефразировании, а на отражение слушающим чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния. Конечно, различие между чувствами и содержанием сообщения в определенном смысле относительно и его не всегда легко уловить. Однако это различие часто приобретает решающее значение. Как бывает приятно, когда кто-либо понимает наши переживания и разделяет чувства, не обращая  особого внимания на содержание нашей речи, существо которой имеет подчас второстепенное значение. Отражение чувств помогает также и говорящему – он полнее осознает свое эмоциональное состояние. Ведь мы живем в обществе, которое учит нас контролировать свои чувства. Это приводит к тому, что мы часто теряем представление о своих чувствах и испытываем трудности в их выражении.

Резюмирование. Резюмирующие ответы подытоживают основные идеи и чувства говорящего. Этот прием применим в продолжительных беседах, т.е. там, где перефразирование и отражение используются относительно редко. Резюмирующие высказывания помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Они дают слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего и одновременно помогают говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль.

Как и в других описанных выше видах ответов, резюме следует формулировать своими словами, но типичными вступительными фразами могут быть следующие: «То, что Вы в данный момент сказали, может означать...» – «Вашими основными идеями, как я понял, являются...» –  «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...».

5.4. Тест-тренинг «Завершим мысль» (В.Н. Панкратов, 2000, фрагмент)

В данном упражнении предлагается завершить начатую идею высказывания и «правильно» завершить ее. «Правильными» считаются ответы, которые максимально близки по смыслу и содержанию ответам, приведенным в конце тестового задания.

Главная цель упражнения – не столько угадать завершающее слово, сколько побудить себя (или другого, если упражнение используется в «игровом режиме») думать, включиться в интеллектуально-познавательную деятельность, позволяющую совершенствовать личностные оценочно-прогностические и познавательно-эвристические способности.

Упражнение можно выполнить в виде тестового задания. КТО БОЛЬШЕ даст правильных ответов. Отдельный вопрос – природа (психологический анализ) ОШИБОК в выполнении задания – чем вызваны они?

В дальнейшем это задание можно использовать для тестового контроля усвоения темы.

  1. Достойный человек – это не тот, кто не имеет недостатков, а, видимо, тот, кто имеет ... (что?).

  2. Вовремя споткнувшийся может ... (что сделать?).

  3. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра ... (в ком?).

  4. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит ... (в какое положение?).

  5. Глупые мысли бывают у всякого, только умный ... (что делает?).

  6. Пожалуй, нет ничего более отвратительного, чем говорить много о ... (о ком?).

  7. Чем больше мы говорим о своих достоинствах, тем меньше в них ... (что делают?).

  8. Самое смешное желание – это желание нравиться ... (кому?).

  9. Необходимо говорить все, что нужно, и не более чем ... (что?).

10. Тот, кто хочет, делает, как правило, больше, чем тот, кто ... (что?).

11. В жизненных ситуациях чаще сдается тот, кто не видит ... (чего?).

12. Чаще всего мы стараемся изменить другого, а не ... (кого?).

13. Зная, что следует исправить, появляется потребность ... (что делать?).

14. Через то, что есть у человека, можно оценить и то, что есть ... (где? в ком?).

15. Намного легче совершенствовать свои маленькие способности, чем пытаться воссоздать то, что совершенно ... (что?).

16. Лучше отказать в просьбе, чем удовлетворить ее ... (как?).

17. Мы живем не достаточно долго, чтобы пользоваться уроками собственных ... (чего?).

18. В некоторых ситуациях важно не быть честным, доступным и откровенным, а... (что делать?).

19. Самый лучший вид слова – это, по всей видимости, ... (что?).

20. Начиная с простого плана, мы уже начинаем ... (как?).

21. Если подозреваешь кого-нибудь во лжи, ... (что сделай?), что веришь ему; тогда он солжет грубее и попадется. Если же в его словах проскользнула истина, которую он хотел бы скрыть, притворись ... (каким?), он выскажет и остальную часть истины.

22. Два уха и один язык даны, оказывается, человеку еще для того, чтобы больше ... (что делать?) и меньше ... (что делать?).

23. Тот, кто хочет добиться победы над противником в споре, должен остерегаться делать то, что привело бы оппонента ... (к чему?).

24. Не избегай делать мелкие услуги, будут думать, что ты также способен и на ... (какие?).

25. Никогда не бросайся грязью: ты можешь промахнуться мимо цели, но твои руки останутся ... (какими?).

26. Добрые слова очень часто способны заменить отсутствие ... (чего?).

27. Желая быть выше людей, необходимо порой ставить себя ... (как?).

28. Крайне негативным считается недостаток подмечать чужие ... (что?).

29. Очень часто пороком считается не употребление плохого, а злоупотребление ... (чем?).

30. Дружба, основанная на бизнесе, как правило, лучше, чем бизнес, основанный ... (чем?).

 

5.5. Общение и личность: «органическая» речь.

С позиций «позитивной психосоматической медицины», бессознательное человека может «прорываться» из-под сознательного контроля и заявлять о себе не только в сновидениях, но и вплетая «жалобы на самочувствие» в повседневную речь, отражаясь в «любимых» (для данного конкретного человека) выражениях.

 Табл. 5.5. Неосознаваемые выражения, часто свойственные больным различных клиник  (по Н. Пезешкиану, 1998)

Выпускать пар, лопнуло терпение, поддавать жару, подстегивать кого-либо…

Гипертония

Ломать голову, рисковать головой, вскружить голову кому-либо…

Головная боль или мигрень

Взвалить на себя груз забот. Нести свой крест. Проблемы, которые сидят на шее…

Остеохондроз.

Что-то гложет, отравлять себе жизнь, смерть приходит в рассрочку…

Рак

Заниматься самоедством, язвительно шутить, что-то (или кого-то) не переваривать…

Язва желудка и двенадцатиперстной кишки

Что-то сидит в почках, испытывает давление…

Урологические заболевания

Найти отдушину, дать волю своему гневу, перекрыть кислород, чихать  на кого-то…

Бронхиальная астма и гипервентиляционный синдром

Высасывать кровь, выжимать соки, это вошло в мою плоть и кровь

Заболевания крови

Принимать близко к сердцу, сердце разрывается от радости, удар в самое сердце…

Инфаркт миокарда

Надело до тошноты, сыт по горло, с души воротит

Нервная анорексия

Он и не чешется, не хотел бы оказаться в его шкуре, быть легкоранимым (тонкокожим)…

Заболевания кожи и аллергия

 

Материалы для проведения практического занятия по теме

5.6. Тренинги коммуникативных навыков

5.6.1. «Секреты хорошего слушания»

Инструкция: «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их.

1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.

3. Не давай советов.

4. Не давай оценок.

«Упражнение мы будем выполнять в парах».

Преподаватель сам разбивает на пары, стараясь свести студентов не находящихся радом друг с другом ....

«Распределите между собой роли: один из вас будет – «говорящим», другой – «слуша­ющим».

Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчи­тан на определенное время, но вам не надо будет следить за временем. Я каждый раз буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «слушающий».

Итак, «говорящий» в течение пяти минут рассказывает «слушающему» о своих трудностях, проблемах в эффективном общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождаю эти трудности. «Слушающий» соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает «говорящему» рассказывать о себе.

Через 5 минут преподаватель останавливает беседу.

«Сейчас у «говорящего» будет одна минута, в течение которой ему надо будет ска­зать «слушающему», что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому за­данию очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».

После того, как 1 минута прошла, преподаватель дает следующее задание.

«Теперь «говорящий» в течение пяти минут будет рассказывать «слушающему» о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. «Слушающий», не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть эту информацию, которую он получил от «говорящего» в течение предыдущей минуты».

Через 5 минут преподаватель останавливает беседу и предлагает перейти к следую­щему шагу.

«Слушающий» за три минуты должен повторить «говорящему», что он понял из дух его рассказов о себе, т.е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих трех минут «говорящий» все время молчит и только дви­жением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «слушающий». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что неправильно поняли, то «слу­шающий» должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того, как «слушающий» скажет все, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», последний может сказать, что было пропущено, что искажено».

Если позволяет время – пары меняются, в противном случае – на следующем заня­тии доделывается это упражнение;

5.6.2.  «Испорченный телефон» («Методические указания к практическим занятиям по общей и медицинской психологии…)

Текст для воспроизведения:

«Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично и просил передать вам, что если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет в облздраве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о постав­ке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все молодые специалисты должны пройти обследование у психо­логов, которые будут работать в 20 комнате с 10 часов утра ежедневно до 6 марта»

Три типа ошибок характерных для передачи сообщений: а) утрата; б) искажение; в) дополнение;

5.7. Общегрупповая дискуссия: акцентуации личности и общение (цит. по Егидесу А.П.)

Задание – определите по особенностям общения основные типы акцентуаций: гипотим, эпилептоид, паранойяльный, гипертим, истероид, шизоид, психастеноид, сензитив.

 

Тип –1. Как и во всех остальных областях жизни, он любит порядок в человеческих отношениях. Поэтому он не склонен к случайным знакомствам, а предпочитает общаться с друзьями детства, дома, школьными товарищами, сослуживцами и т.д. В общении он довольно поверхностен, т.е., добросовестно выполняя все принятые в обществе ритуалы, не склонен идти на истинную неформальную человеческую близость, не раскрывая сам, не стремится поближе узнать другого, и если вдруг сталкивается с человеком, предлагающим ему теплое эмоциональное общение, то может даже и не понять, чего тот от него хочет.

Тип-2. В общении он в основном конфликтен, т.к. он не испытывает потребности в общении как таковом, общение для него – средство для достижения цели, для организации совместной деятельности, для получения информации, но не для установления душевных контактов. Поэтому, вступая в вынужденное общение, он постоянно ранит, задевает окружающих, наступает на их интересы и уж обязательно на их чувства, которых он просто не замечает. Поэтому он постоянно конфликтен в общении и сам не замечает своей конфликтности, только иногда удивляется: «Почему это люди такие странные, ведут себя как-то нелогично и непоследовательно, вдруг ни с того, ни с сего обижаются?», что только убеждает его в ненужности лишнего общения.

Тип-3. Такие люди очень общительны. Такой человек в любой компании «свой в доску», все называют его «рубаха парень», балагур, весельчак. В отличие от Типа-1 и Типа-2 он очень любит и ценит общение. Он может посвящать ему очень много времени. У таких людей постоянно собираются гости, их дом – клуб для всех знакомых и подруг. Все свободно приходят сюда, как к себе домой, едят, разговаривают, засиживаясь за полночь или до утра, для него совершенно естественно не спать всю ночь, провести ее в разговорах. Часто именно такие люди вместе с Типом-4 создают так называемое «богемное» общество, ведут «богемный» образ жизни – днем спят, а ночью работают или общаются.

Тип-4. Поскольку ему нужны зрители, то он очень общителен. Общение в тех или иных формах – его основная форма деятельности. Здесь перед ним встают следующие проблемы.

Во-первых, он общается только с теми, кто им восхищается. Если оказывается, что он попадает в среду, где им не восхищаются, то он может, конечно, приложить определенные усилия в тех направлениях, которыми принято восхищаться в этой среде. И если это не трудно, то он наверняка добьется своего. Но если эта деятельность ему не близка, или вовсе незнакома, и усилия покажутся ему слишком большими, то он просто уйдет из этого круга общения, но не с обидой или разочарованием, или чувством поражения, а с выводом, что это были недостойные люди, не умные и т.д.

Во-вторых, даже там, где его оценили, первое впечатление тоже рано или поздно, но сгладится и восхищение станет менее бурным и менее заметным, а то и просто эта группа постепенно поймет его поверхность и претенциозность, «раскусит» его. В любом случае наступает момент, когда такому человеку понадобятся новые зрители – и он снова поменяет круг общения. Через некоторое время он может вернуться в то же общество, если только за этот период он достиг чего-то нового. Тогда он возвращается, чтобы поразить своими успехами и вызвать сожаление окружающих о том, что в свое время они его «недооценивали» и поэтому потеряли.

Тип-5. Общительность его очень избирательна. В основном он людей не замечает, так же как и вещей, всего окружающего мира. Однако, в отличие от Типа-2 и Типа-1, он все-таки нуждается в понимании и контакте, а значит, и в общении. Но в отличие от Типа-3 не в общении со многими, а в глубоком общении с очень ограниченным кругом людей. Он может общаться сам с собой, может читать лекции одному единственному студенту, случайно пришедшему на занятия.

Тип-6. Он застенчив, боится новых контактов, общения с новыми людьми, ему трудна ситуация, в которой он должен прикладывать усилия для того, чтобы произвести впечатление. В своих старых взаимоотношениях он очень привязчив, ценит именно глубокий личностный контакт, а не общение со многими. В отличие от Типа-5 привязывается не к тем, кто понимает его, а к тем, кого понял он сам.

Тип-7. Они нуждаются в круге общения для того, чтобы иметь, кому жаловаться. Им нравится ставить окружающих в известность о той тяжелой ситуации, в которой они находятся, а затем аргументированно отвергать все советы о возможных путях выхода из создавшегося положения:  «... это я уже пробовал...» и т.д.

Дружить с ним трудно всем окружающим. Но и ему трудно выбирать друга, т.к. его восприятие людей устроено так, что он замечает в первую очередь плохое.

Ему найти любовь еще труднее, чем дружбу. Но если он связывает с кем-то свою судьбу, то будет хоть и недоволен, но верен.

Тип-8. Он создан для любви. Он любит всех, может полюбить любого, кто к нему расположен. Кроме того, в нем сильна привычка, к нему относится понятие «стерпится-слюбится». Он полностью способен жить жизнью любимого человека, его интересами. Прекрасный пример – чеховская «Душечка».

 

.

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player