|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) |
© Социальная психология личности. Практикум. – Тема 8 (17). Общение в ситуации конфликта.
// Социальная психология личности: Учебное пособие. – Ярославль,
2006, С. 93-106
ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)
Рекомендуется учебно-методическим объединением по
медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного
пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и
«педиатрия»
Автор-составитель: В.А. Урываев – клинический психолог высшей
квалификационной категории, к.псх.н.
доцент по кафедре медицинской психологии
Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического
центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития
РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор
медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки
Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский
Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор
психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав
кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав
Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская
государственная педиатрическая медицинская академия), Серова Ирина Анатольевна (Пермская государстственная
медицинская академия) – доктор философских наук, профессор кафедры философии и
биоэтики; Приленский Борис Юрьевич (Тюменская
государственная медицинская академия) – доктор медицинских наук, заведующий
кафедрой медицинской психологии и психотерапии с курсом общей психологии и педагогики;
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1 (10). Социальная
психология в работе врача. |
Тема 2 (11). Социальные стрессы и защитное поведение |
Тема 3 (12). Реакция личности на болезнь. |
Тема 4 (13). Психология
невербального общения, невербальное общение в работе врача. |
Тема 5 (14). Общение врача: умение слушать |
Тема 6 (15). Общение
врача: установления контакта и
доверительных отношений |
Тема 7 (16). Ролевое поведение врача. |
Тема 8 (17). Общение в ситуации
конфликта. |
Приложение: Ключи к психологическим тестам по темам 10-17
и литература для углубленного изучения тем |
Материалы для самостоятельной
подготовки |
8.1. «Трудные пациенты» |
8.2. Барьеры взаимодействия в
работе врача. |
8.3.
Конфликтны ли Вы? (популярные тесты и рекомендации) |
8.4. Тест
Томаса на оценку предпочитаемых моделей поведения в конфликте |
Материалы для проведения практического занятия по теме |
8.5.
Психотехнический тренинг («Рисование одним карандашом») |
8.6.
«Плюсы» и «минусы» вариантов поведения в конфликте по Томасу-Килмену
(дискуссия) |
8.7.
Ситуационный тренинг «Главврач» |
«Единственный грех,
который мы никогда не простим друг другу, – это разница во мнениях».
«Господи, дай мне силы,
чтобы смириться с тем, чего я не могу изменить,
дай мне мужество,
чтобы бороться с тем, что я должен изменить,
и дай мне мудрость,
чтобы суметь отличить одно от другого».
(Цит. по Н.В. Эпштейну)
«Никакое субъективное чувство уверенности не
может быть объективным критерием желательной истины»
«Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, чем те, которые пришли в голову другим».
Блез Паскаль
«Приятную правду человеку
говорят друзья; неприятную правду о человеке говорят враги».
«Спорить гораздо легче, чем понимать»
«Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками»
Индира Гпнди
«Личность
динамична, а не статична, ее стихия – творчество, а не прозябание. Наша цель –
новое, конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное
устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение
деструктивных конфликтов в конструктивные»
Ролло Мэй (известный американский психотерапевт)
Цель изучения
темы:
студент
должен иметь представление
- о конструктивной и деструктивной функции конфликта, о месте конфликта
в решении задач личностного роста;
студент должен знать:
- типологию стратегий поведения в конфликте;
- признаки нарастания конфликтной ситуации и способы противодействия;
- связь стрессовых переживаний и психотехнической подготовленности к
работе в конфликтной ситуации;
студент должен уметь:
- осуществлять рефлексивный выход из ситуации конфликта и произвольно
выбирать тактику поведения;
- по возможности управлять поведением (как своим, так и собеседника на
начальных стадиях развития конфликтной ситуации);
Материалы для самостоятельной подготовки
8.1. «Трудные
пациенты» (по Н.А. Магазаннику)
* «Неприятный» больной.
Случается, что некоторые пациенты вызывают у врача раздражение и
неприязнь. Как же избавиться от таких чувств? Рассмотрим типичные случаи.
Больной при повторных визитах говорит, что ему не становится лучше. Вы
ожидаете благодарности, которая льстит и лишний раз подтверждает ваше мнение о
себе как о хорошем враче, но вместо этого возникает неприятное чувство
«осечки». Напрасно вы ищете все новые способы лечения – по-прежнему видите унылую
физиономию и слышите жалобы. При этом речь идет не о раке в последней стадии
или другом неизлечимом заболевании (это особая тема), а о такой болезни,
которая обычно поддается терапии. Врач досадно начинает сердиться, больной становится ему неприятен как свидетель его бессилия.
«Господи, хоть бы он оставил меня в покое!». Как ни странно, больной продолжает
обращаться именно к вам, хотя вроде бы без всякой пользы для себя. Вот это
обстоятельство и содержит в себе разгадку. В самом деле, зачем больные
обращаются к врачу? Большинство, естественно, что бы вылечиться от болезни.
Однако бывают и другие причины.
При трудной, горестной или одинокой жизни человеку нередко хочется
облегчить душу, он жаждет хотя бы видимости участия.
Есть другая категория больных. Для них каждый визит к врачу доказывает
окружающим, что они серьезно больны и вынуждены постоянно лечиться. Среди них
бывают эгоисты и люди, чрезмерно озабоченные своим здоровьем, которые регулярно
обращаются к врачу. Однако часто за этим кроется неосознанное желание уйти от
трудностей жизни, получить, так сказать, моральный больничный лист.
Иногда больной выводит врача из себя своей чрезмерной обстоятельностью
и дотошностью, задает бесконечные вопросы, которые кажутся наивными. Такое
поведение отражает его тревогу: он боится остаться наедине со своей болезнью и
потому хочет запастись ответами на все возможные случаи. Листок с
рекомендациями здесь также успокаивает больного: теперь у него есть
спасительное руководство.
Итак, лицемерно скрывать антипатию к больному не стоит: это утомляет и
вызывает раздражение, которое невольно проявляется во взглядах, жестах, словах;
больной это чувствует, и атмосфера становится еще более тягостной. Гораздо
разумнее и благороднее попытаться понять, в чем причина антипатии. Когда
причина станет ясной, раздражение уйдет и вы снова
обретете тот душевный покой и благожелательность, без которых доктору нельзя работать.
* «Упирающийся»
больной (сопротивление выписке из стационара).
Большинство людей тяготится своим пребыванием в больничной обстановке:
не говоря уже о собственном недуге и временной потере свободы, это сопряжено с
повседневным зрелищем человеческих страданий, а то и смерти. Поэтому сообщение
врача о предстоящей выписке обычно воспринимается с радостью. Однако из редко встречаются больные, на которых такая новость производит удручающее
впечатление. В ответ они тотчас заявляют, что им вовсе не стало лучше, либо,
что улучшение невелико и надо продлить лечение, либо предъявляют какие-то новые
жалобы и требуют дополнительного обследования, либо в случае хронического заболевания
просят задержать их в больнице до оформления инвалидности или до перевода в дом
инвалидов и др.
Рассмотрим сначала причины и мотивы, побуждающие некоторых больных
сопротивляться выписке.
1. Чаще это просто страх перед болезнью или ее возвратом. Ведь больница
– это крепость, гарнизон которой днем и ночью оберегает больного от всех
напастей и не дает болезни взять верх. Когда человек, уже привыкший к чувству
безопасности, вдруг слышит, что «осада» снята и что можно покинуть
«крепость», он невольно пугается. Ведь теперь придется самому
бороться с болезнью и его уже не будут окружать люди в белых халатах...
2. Следующая причина сопротивления выписке – чрезмерные надежды,
которые больной возлагает на стационарное лечение. Например, больной
госпитализирован по поводу бронхиальной астмы. Терапия была успешной, уже
несколько дней нет удушья. Невольно ему начинает казаться, что эти замечательные
врачи могут все, даже избавить его полностью от этой проклятой астмы: если его полечат как следует (т.е. достаточно долго), то он совсем
выздоровеет... Но мы-то знаем, что эта его мечта пока неосуществима, даже если
продержать его в больнице полгода.
3. Больной не
хочет выписываться и в том случае, если больничная обстановка, на его взгляд,
лучше домашней. Так, одинокий инвалид, которому уже давно трудно обслуживать себя,
невольно отдыхает, попав в больницу, где его не только лечат, но и кормят,
поят, окружают заботой. Точно так же трудно возвращаться домой в семью старому человеку, если ему
там не рады.
4. Наконец, изредка встречаются больные, не
желающие уходить из больницы из-за чисто корыстных соображений. Так, пенсионер
хочет побольше побыть в больнице, чтобы не тратить
своей пенсии. В некоторых случаях длительная госпитализация позволяет больному
пережить, переждать какой-то инфаркт дома или на работе либо помогает оформить
пенсию.
* Невротические расстройства
в общеврачебной практике
«... в процессе обучения в медицинском
институте внимание как преподавателей, так и студентов
направлено преимущественно на
соматические болезни. ... Функциональные расстройства и неврозы рассматриваются
бегло. У молодого врача невольно складывается впечатление,
что, когда он начнет самостоятельную работу, главное – это не пропустить ранние
стадии рака, туберкулеза, острого живота – т.е. лечить «настоящего больного».
Однако в повседневной жизни почти все больные
оказываются «непонятными». Головная боль не укладывается ни в картину мигрени,
ни менингита, ни невралгии тройничного нерва; при болях в животе нет симптомов
язвенной болезни, холецистита, колита, непроходимости, перфорации... Английский
врач Р. Гордон с юмором писал: «В первую же неделю я обнаружил, что большинство
больных страдало от заболеваний, совершенно неизвестных медицинской науке. Меня
озадачивали такие симптомы как «подкова давит на голову», «жаворонки в животе»,
«по спине бегают хорьки»».
8.2. Барьеры взаимодействия в работе врача.
По мнению Л.П. Урванцева (1988), к основным
барьерам в процессе общения врача можно отнести:
1. Информационные барьеры: непонимание
неполное, неправильное понимание
передаваемого сообщения.
2. Мотивационные барьеры:
партнеры по общению не осознают и не учитывают различия в том, что побуждает
их вступать в контакт и какие цели они преследуют. Иногда же эти цели прямо
противоположны (например, врачу бывает важно узнать как раз то, что пациент
скрывает). Нередко больной стремится продлить беседу, а врач – «свернуть» ее,
так как для него это лишь один из немногих больных.
3. Ролевые барьеры: расходятся
представления собеседников о нормах общения, соответствующих их социальным
ролям (например, больной считает, что врач всегда обязан выслушивать его до
конца, не перебивая, а врач думает иначе).
4. Эмоциональные барьеры: игнорируется
или неправильно понимается эмоциональное состояние собеседника.
5. Личностные барьеры: «неприятие»
каких-то личностных особенностей человека (взаимное или одним из них). Сюда относятся
и случаи так называемой психологической несовместимости. Например, трудно
общаться между собой двум «доминантным» собеседникам. Нелегко контактировать и
человеку импульсивному, быстро мыслящему и говорящему с тем, кто нетороплив,
«заторможен».
6. Барьеры стереотипов и
ошибок в межличностном познании:
общение строится, исходя из стереотипов
и (или) ошибочных представлений собеседников друг о друге. Об этом говорилось
выше.
7. Барьеры установок: предвзятое мнение
о собеседнике, существующее еще до общения с ним, часто препятствует
установлению контактов, взаимопониманию. У больного негативное отношение к
врачу может объясниться длительным и безуспешным предыдущим лечением,
сведениями, полученными от соседей по палате и т.д.
8. Барьеры «обратной связи»: неумение
быстро и правильно определить, понятно ли сообщение собеседнику и какова его
реакция.
Мы предлагаем читателям вспомнить несколько
недавних случаев, когда общение с кем-то давалось с большим трудом или даже
закончилось конфликтом, оставило неприятный осадок. Попытайтесь понять, какие
психологические барьеры привели к этому.
Если у вас уже есть опыт общения с больными, то лучше обратиться к нему.
Полезно придерживаться следующих рекомендаций.
1. Не забывайте думать о том, поймет ли вас
больной и не истолкует ли ваши слова неверно. Избегайте специальной
терминологии, неопределенных и двусмысленных слов и выражений.
2. Старайтесь понять основные мотивы и
потребности пациента, влияющие на процесс общения.
3. Помните, что возможны расхождения в представлениях
о нормах поведения врача и больного.
4. Учитывайте эмоциональное состояние
больного, ориентируясь не только на его слова, но и на внешние проявления
эмоций (даже малозаметные и скрываемые).
5. Будьте терпимы к неприятным для вас
особенностям поведения больного в процессе общения. Учитесь говорить с разными
пациентами: замкнутыми и общительными, импульсивными и неторопливыми, склонными
к доминированию и к подчинению, застенчивыми и агрессивными и т.д.
6. Старайтесь не строить общение на основе
стереотипных представлений («все они такие»). Оценивайте и учитывайте
индивидуальные особенности больного.
7. Стремитесь выяснить, с какими установками,
ожиданиями вступает больной в общение, чем эти установки обусловлены, как они
соотносятся с вашими целями и следует ли пытаться изменить их.
8. В процессе общения не упускайте из виду
«сигналы обратной связи», отдавайте себе отчет в том, как вы понятны и какова
реакция больного».
8.3. Конфликтны ли
Вы? (популярные тесты и рекомендации)
8.3.1. Тест
«Конфликтная личность».
Инструкция: Выберите один из 3-х предложенных вариантов ответа.
01. Представьте, что в общественном транспорте
начинается спор. Что вы предпринимаете:
а) избегаете вмешиваться в ссору;
б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;
в) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения.
02. На собрании вы критикуете руководство за
допущенные ошибки:
а) нет;
б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
в) всегда критикуете за ошибки.
03. Ваш непосредственный начальник излагает свой план
работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который
кажется вам лучше:
а) если другие вас поддержат, то да;
б) разумеется, вы будете поддерживать свой план;
в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.
04. Любите ли вы спорить со своими коллегами,
друзьями:
а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят Ваши
отношения;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) вы спорите со всеми и по любому поводу.
05. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:
а) считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь;
б) возмущаетесь, но про себя;
в) открыто высказываете свое негодование.
06. Представьте себе, что рассматривается
рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в
которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет
решающим. Как вы поступите:
а) выскажетесь и о положительных, и
об отрицательных сторонах этого проекта;
б) выделите положительные стороны в его работе и
предложите предоставить возможность продолжить ее;
в) станете критиковать ее: чтобы быть новатором,
нельзя допускать ошибки.
07. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам
о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и
дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней
покупке. Что вы ей скажете:
а) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;
б) говорите, что эта вещь безвкусна;
в) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого.
08. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы
реагируете:
а) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо
воспитанных озорников?»;
б) делаете им замечание;
в) если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали.
09. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал
вас:
а) в таком случае вы не даете ему чаевые, которые
заранее приготовили, если бы он поступил честно;
б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал
сумму;
в) это будет поводом для скандала.
10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается
посторонними делами, сам развлекается,
вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате,
разнообразием меню. Возмущает ли вас это:
а) да, но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли
что-то изменит;
б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже
уволят с работы;
в) вы вымещаете свое недовольство на младшем персонале: уборщицах,
официантках.
11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь,
что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:
а) нет;
б) разумеется, признаете;
в) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь, что были не правы.
8.3.2 Эгоист – противник трудный
Четыре правила В.Л. Леви, помогающие нейтрализовать аргументы эгоиста с
приятными эмоциями для него и для себя.
1. Вникни в суть высказываний.
Спрячь, подави свои эмоции или ослабь их максимально и посмотри на того,
с кем имеешь дело. Пойми его точку зрения, его обстоятельства и поставь себя,
ради себя же, на его место. Узнавай о нем заранее, изучай незаметно. Запоминай
имена и даты, волнующие его, вкусы, интересы и взгляды.
2. Создай благоприятную атмосферу.
Улыбайся пошире, начинай контакт с «да». Если
соперник обвиняет тебя, сделай так, чтобы он ломился в открытую дверь, скажи
ему: «Да, я не прав». Выражай сочувствие и как можно искренне, говори с ним о
том, о чем он хочет, или о нем самом, и начинай только с этого. Никогда не
начинай с «Я». Обращайся к его личной заинтересованности – «пряник
прежде всего». И дари, дари, дари все, что будет ему приятно, начиная со
слов-подарков.
3. Не унижай, не задевай самолюбие.
Не обвиняй, не угрожай и не приказывай. Не высказывай недоверие. Не
прерывай его речь. Не хвались своими делами. Не показывай, что он неинтересен
или противен. Отказывайся, извиняйся и благодари.
4. Возвысь его.
Слушай и хвали, хвали и хвали. Дай ему почувствовать себя значительным,
дай похвастаться, ощутить свое превосходство, советуйся с ним к со старшим. К своей идее, желанию, цели подводи исподволь,
так, чтобы ему показалось, что это его идея. Сделай его другом. Враг-эгоист
гораздо опаснее, чем друг-эгоист.
8.3.3. Законы аргументации и убеждений
1. Закон встраивания (внедрения). Аргументы следует встраивать в логику рассуждений
партнера, а не вбивать (ломая ее), не излагать их параллельно.
2. Закон общности языка
мышления. Если хочешь, чтобы тебя слышали, говори на языке
основных информационных и репрезентативных систем оппонента.
3. Закон минимализации
аргументов. Помни об ограниченности
человеческого восприятия (семь плюс – минус два аргумента), поэтому ограничивай
число аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.
4. Закон объективности и
доказательности. Используй в качестве
аргументов только то, что принимает твой оппонент. Не путай факты и мнения.
5. Закон диалектичности (единства
противоположностей). Говори не только
о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах. Этим ты придаешь
своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и минусы)
лишает их легковесности и обезоруживает оппонента.
6. Закон демонстрации равенства и
уважения. Подавай аргументы,
демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции. Помни, что «друга» убедить
легче, чем «врага».
7. Закон авторитета. Ссылки на авторитет, известный твоему оппоненту и
воспринимаемый им тоже как авторитет, усиливает воздействие твоих аргументов.
Ищи авторитетное подкрепление им.
8. Закон рефрейминга.
Не отвергай доводы партнера, а,
признавая их правомерность, переоценивай их силу и значимость. Усиливай
значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшай значимость выгод,
ожидаемых партнером.
9. Закон постепенности. Не стремись быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными,
но последовательными шагами.
10. Закон обратной связи. Подавай обратную связь в виде оценки состояния оппонента,
описания своего эмоционального состояния. Принимай на себя персональную
ответственность за недоразумения и непонимание.
11. Закон этичности. В процессе аргументации не допускай неэтичное
поведение (агрессия, обман, высокомерие, манипуляция и т.п.). Не задевай
«больные места» оппонента.
8.4. Тест Томаса
на предпочитаемые стратегии поведение в конфликте
Инструкция: «Выберите и отметьте один из двух
вариантов ответа».
Обработка – см. в Приложении, обсуждение
результатов – на практическом занятии
1. А. Иногда я предоставляю возможность
другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем
обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы
оба не согласны.
2. А.
Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом
интересов другого и моих собственных.
3. А.
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь
успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А.
Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я
жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая
спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать
бесполезной напряженности.
6. А.
Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А.
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить
его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то
уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем
состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А.
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю
усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное
решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить
то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь
успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю
занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при
своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому
свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и
преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить
другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое,
чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого
в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать
бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого
счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при
своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить
то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем,
чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши
разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание
выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть
внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому
обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится
посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я
озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я представляю возможность
другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень
важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и
преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть
внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы
удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю
занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого
счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно
стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит
волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе,
чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Материалы для
проведения практического занятия
8.5.
Психотехническая игра «Рисование одним карандашом»
Упражнение моделирует интеграцию пары в ситуации общей задачи. Оно
может много рассказать о возможностях данной пары сотрудничать и об интеракционном поведении обоих ее членов.
Участники образуют пары. Каждая
из них садится за столик или на лавочку, располагая одним карандашом и одним листом бумаги. Оба
партнера берут один карандаш (не имеет значения, кто его держит выше, а кто
ниже) и стараются совместно нарисовать что-нибудь. Им не
разрешается договариваться о рисунке и разговаривать. На создание совместного произведения дается
около 5 минут. Под законченным рисунком пара таким же способом,
каким и рисовала, пишет его название и в другом углу ставит
подпись. Рисунок должен быть подписан одной фамилией. Мы видим, что отдельные
фазы задания постепенно становятся все
сложнее и сложнее в смысле кооперации и создают все больше стимулов для
соперничества.
Выполнив задание,
участники рассаживаются, как обычно по кругу. Каждая пара показывает свое
произведение и описывает его создание. При этом партнеры обмениваются впечатлениями,
относящимися к интеракции. Кто начал, кто был инициатором той
или иной части темы, как в ходе рисования
инициатива переходила от одного
участника к другому, имело ли
место соперничество, если имело, то когда и что послужило стимулом для него
(часто это бывает неправильно расшифрованный сигнал), при каких обстоятельствах
все шло гладко, кто чувствовал себя лучше в роли главенствующего, а кто в роли
подчиняющегося, какие стратегии и маневры при осуществлении собственных
планов участники заметили у себя и у партнера, как создавались и были написаны
название и подпись.
Все наблюдения могут быть иллюстрированы рисунками, например,
прерывистая линия свидетельствует о соперничестве, плавные переходы – о
подчинении одного партнера другому и т.п.
8.6.
Стратегии поведения в конфликте по Томасу-Килмену
ОСЬ |
|
|
|
|
|
приспособление |
|
сотрудничество |
|||
|
|
компромисс |
|
|
|
избегание |
|
соперничество |
|||
ОСЬ НАПОРИСТОСТИ |
КОHКУРЕHЦИЯ
* Исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое
решение возникшей проблемы.
* Вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и
представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее.
* Решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для
этого.
* Вы чувствуете, что у вас нет выбора и вам нечего терять.
* Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного
реагирования.
* Вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, и
тогда кто-то должен повести их за собой.
* Вы должны принять
нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно
полномочий для этого шага.
УКЛОНЕНИЕ
* Напряженность слишком велика, и вы ощущаете необходимость ослабления
накала.
* Исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение настолько
тривиально, что не стоит тратить на него силы.
* У вас трудный день, а решение этой проблемы может принести
дополнительные неприятности.
* Вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу.
* Вы хотите выиграть время для того, чтобы получить дополнительную
информацию или чтобы заручиться чьей-то поддержкой.
* Ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта
потребует слишком много от вас.
* У вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным
для вас способом.
* Вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.
* Пытаться решить
проблему немедленно опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта
может только ухудшить ситуацию.
КОМПРОМИСС
* Обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие
интересы.
* Вы хотите прийти к решению быстро, потому что у вас нет времени или
потому, что это более экономичный и эффективный путь.
* Вас может устроить временное решение.
* Вы можете воспользоваться кратковременной выгодой.
* Другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.
* Удовлетворение вашего желания имеет для
вас не слишком большое значение, вы можете несколько
изменить поставленную в начале цель.
* Компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете
получить хоть что-то, чем все потерять.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
* Вас не особенно волнует случившееся.
* Вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми.
* Вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то отношения, чем
отстаивать свои интересы.
* Вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека.
* Вы понимаете, что правда не на вашей
стороне.
* Вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации
полезный урок, если вы уступите его
желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или, считая, что он
совершает ошибку.
СОТРУДНИЧЕСТВО
* Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет
полностью от него отстраниться.
* У вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой
стороной.
* У вас есть время поработать над возникшей проблемой.
* Вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон
известны.
* Вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и
потрудиться над выработкой решения.
* Вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга.
* Обе вовлеченные в
конфликт стороны обладают равной властью, не замечают разницу в положении для
того, чтобы на равных искать решение проблемы.
8.7. Ситуационный тренинг (цит. по «Методические
указания к практическим занятиям по общей и медицинской психологии...»)
Участники игры: «главный врач» и «три заведующих отделениями». «Заведующие»
по очереди должны убедить «главного» установить вновь поступившее дорогостоящее
оборудование в их отделении. Выслушав их аргументы, «главный» собирает всех на
совещание и принимает решение.
Остальные студенты выступают в роли экспертов.
1-я группа – анализ стратегий по Томасу-Килмену;
2-я использование вербальных и невербальных средств
коммуникации участниками игры;
3-я группа анализ этапов развития и разрешения
конфликта;
Возможные этапы
развития конфликта
1. Усиление состава участников конфликта (введение все более активных
сил и накопление опыта борьбы).
2. Углубление первичной проблемной ситуации и появление новых проблем.
3. Повышение конфликтной активности участников, ужесточение конфликта,
вовлечение в конфликт новых сил.
4. Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные
взаимодействия (может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее
влияние).
5. Изменение
отношения к конфликтной ситуации и конфликту в целом.
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |