РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

I

 

Психология санитарного просвещения (по Р. Конечному и М. Боухалу)

 

«Санитарное просвещение – это лечебно-профилактическая деятель­ность, целью которой является привлечение населения как к индивидуаль­ной профилактике и участию в лечении, так и к более широкой обществен­ной профилактике, то есть, прежде всего, создание здоровой жизненной сре­ды.

По содержанию важнейшими темами санитарного просвещения явля­ются: психическая гигиена и профилактика неврозов, половое воспитание и охрана здоровья матери и ребенка.

Форма санитарного просвещения может быть коллективной и индиви­дуальной. Некоторые формы коллективного санитарного просвещения дей­ствуют на более широкие слои населения, преимущественно на здоровых лиц, например, медицинские советы, передаваемые по радио и телевидению, пуб­ликуемые в печати, короткие фильмы на медицинские темы, включаемые в обычно киносеансы. Лекции и беседы могут действовать как не дифферен­цированно – на более широкие слои общества, так и целенаправленно – на определенные избранные группы населения: на рабочих в таких пред­приятиях, где их здоровье находится под угрозой; на группы больных определенным заболеванием, на больных одного стационарного отделения больницы.

Индивидуальное санитарное просвещение, носящее по большей части характер короткого объяснения, за которым следует разговор, направлено на отдельного индивида, чаще всего, на больного и его родственников. Индивидуально санитарное просвещение, безусловно, пронизывает лечеб­ный процесс, в нем отражается многое из того, что было сказано о психоло­гическом отношении врача, сестры и больного. Индивидуальное санитарное просвещение родственников имеет значение в особенности в деле охраны здоровья больного ребенка, как об этом свидетельствует необходимость гармонизовать психику сверх заботливых матерей.

Санитарное просвещение во всех формах в различной степени способствует более широкой общественной профилактике заболеваний, профилак­тике развития определенных болезней, а также и профилактике ухудшения уже развившихся болезней и профилактике рецидивов уже излеченных бо­лезней.

Несмотря на то, что санитарное просвещение занимается такими тема­ми, которые не носят выраженного психологического характера, они все­гда включают в себя психологическую проблематику, поскольку касаются человеческих взаимоотношений, предоставляют людям информацию, ре­комендации и советы и действуют на них эмотивно. Примером «непсихоло­гических» тем может служить профилактика травм, гигиеническое санитар­ное просвещение и советы по профилактике инфекций. Эффективность сани­тарного просвещения в этих направлениях, например, в области питания, бывает обусловлена тем, какой психический контакт установил лектор со слушателями, насколько он бывает способен соединить разумные аргумен­ты с эмоциональными и суггестивными влияниями, насколько он способен оценить информированность слушателей о теме лекции и исходить из этого, как точно уловит отношение слушателей к теме (интерес, согласие, протест, недоверие, ирония), и в какой степени ему удастся тактичным способом положительные тенденции усилить, а отрицательные ослабить или изме­нить.

В отношении к санитарному просвещению имеет значение и психология медицинского работника: его взгляды, повадки и вредные привычки, кото­рые могут войти в противоречие с его целями. Врач, который сам очень много курит, вряд ли будет эффективно выступать против курения, врач, который без меры употребляет алкоголь, не может убедительно подейство­вать на больных алкоголиков. Врач, который не любит публично высту­пать, с трудом преодолеет нежелание беседовать с группой больных или вы­ступить с лекцией на медицинскую тему. Естественно, что некоторые меди­цинские работники лучше понимают пользу санитарного просвещения и с ин­тересом принимают в нем участие, другие – делают это реже и в меньшем объеме. У пассивных в этом отношении медицинских работников встре­чаемся с психологической рационализацией: отсутствие интереса или от­вращение к санитарному просвещению они оправдывают, например, тем, что «курение, собственно, не вредит здоровью», «алкоголь – это лекарство», «санитарное просвещение все равно не приносит никакой пользы». Следует избегать двух крайностей: во-первых, принуждать медицинских работ­ников без учета их заинтересованности и способностей проводить «органи­зационно и планомерно» санитарное просвещение для того, чтобы можно было подать сводку о количестве проведенных мероприятий; во-вторых – санитарное просвещение недооценивают сами медицинские работники и то­гда, когда сами того не ведая, хорошо или плохо, все-таки осуществляют его (что особенно касается индивидуального санитарного просвещения) при обычном контакте с больными, с их родственниками, при ответах на их вопросы, в рекомендациях о режиме жизни и питания после выписки из больницы.

О некоторых трудностях и опасностях, возникающих при санитарном просвещении, при которых пренебрегают психологической проблематикой, имеется упоминание в главе о ятрогении. В этой связи Франкл говорит о коллективных ятрогенных неврозах, вызванных неловко формулированными лекциями и советами, передаваемыми по радио и через другие средства массовой информации». (Р. Конечный, М. Боухал, С. 309-311)

См. так же на сайте «Психология профилактики и гигиены» и др.

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player