РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

I

Психология врачебно-трудовой экспертизы (по Р. Конечному и М. Боухалу)

 

«Это одна из наиболее сложных сторон медицинской психологии. При проведении экспертизы трудоспособности врач оказывается между двумя серьезными и до известной степени противоположными требованиями: он должен удовлетворить больного, не повредить ему и одновременно он дол­жен соблюдать общественные нормы и требования, не делать ничего за счет общества. Для успешного решения конкретной ситуации врачу значитель­но поможет, если он с первого момента встречи с больным сможет угадать степень его ответственности перед обществом, понять, стремится ли боль­ной к выздоровлению или имеет перед собой другие цели и проблемы, кото­рые он предполагает при помощи болезни или просто «по случаю» болезни решить: например, избежать конфликта на работе или добиться там каких-либо изменений в свою пользу, вызвать сочувствие мужа или жены, или просто отдохнуть, или, наконец, добиться установления пенсии. Однако имеется разница между тем, когда больной, в сущности, неосознанно реаги­рует на свою болезнь (неосознанная целенаправленность), или когда он с полным сознанием намеренно использует ее в свою пользу. Это касается уже разбиравшихся вопросов аггравации и симуляции.

Пример подсознательной целенаправленной аггравации: у больного гипертонической болезнью после конфликта на работе ухудшилось состоя­ние: повысилось кровяное давление, появились головокружения и слабость, ухудшилась способность концентрации внимания на работе. Больной решил, что он «страдает по вине окружающих», проникся жалостью к самому себе, считал, что его постигло несчастье, до которого довели его неприятели, но сам он не имел достаточно силы для того, чтобы пережить эту ситуацию и был направлен врачом в больницу на стационарное лечение. В больнице он открыто в депрессивном тоне рассказал о своем положении и ощущениях.

 

Примеры сознательной аггравации: больной в период конфликта на работе, хотя и не отмечает ухудшения состояния, связанного с уже имеющейся у него язвой желудка, но считает, что он больной человек, которого окружающие должны щадить, поэтому он идет к врачу и там рассказывает ему о своих жалобах и симптомах так, как он о них помнит с периода сезонного ухудшения состояния, о конфликтах не упоминает; врач признает его нетрудоспособным и направляет его в больницу, куда тот поступает для контрольного обследования и лечения.

Другой больной страдает хроническим заболеванием позвоночника. После дли­тельного обсуждения допускает, что с таким заболеванием он мог бы работать. Но, если бы он начал работать, то у него отняли бы пенсию, а это привело бы к тому, что при более высокой заработной плате, в случае поступления на работу, он должен бу­дет платить алименты на детей своей разведенной жены. Он не уверен в том, что у него после этого останется больше денег, чем составляет пенсия. «После этого вы удивляе­тесь, что я не могу работать!» – так заключает он свои рассуждения. Органические данные у этого больного (тяжелый спондилоартроз) были такого характера, что во­прос о трудоспособности, в конце концов, решало отношение больного к работе.

 

Вышеприведенные примеры тесно связаны с проблемой трудовой мотивации. Айзенк приводит следующие разновидности трудовой моти­вации:

1. Заинтересованность других работников в работе отдельного лица и в содружестве с ним.

2. Возможность роста на работе и повышения.

3. Стабильность положения на работе.

4. Величина заработной платы.

5. Выгодность рабочего времени (начало, конец смены), что особенно важно для женщин.

6. Общественный престиж работы. Хорошо оплачиваемая работа мо­жет быть и не очень притягательной. Например, несмотря на то, что врачи в Чехословакии ни в прошлом, ни в настоящее время не оплачиваются так, как это должно было бы соответствовать сложности и трудности их подго­товки и квалификации, профессия врача имеет довольно высокий обществен­ный престиж.

7. Отпуск, его длина, возможность взять его по собственному усмотре­нию в подходящее время.

Связью работы с умственной гигиеной и с так наз. переутомлением мы занимаемся в главе о гигиене умственного труда.» (Р. Конечный, М. Боухал, С. 311-313)

См. так же на сайте «Психология профилактики и гигиены», «Психология санитарного просвещения» и др.

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player