РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

I

Практическое применение психической гигиены

 

а) В воспитании детей: не преувеличивать требования и претензии, не перегружать, воспитывать скорее примерами, действиями, чем словами, нотациями, запрещением и страхом; не предостерегать чрезмерно, напри­мер, что с ребенком случится что-то страшное, если он будет то-то и то-то делать, или пойдет туда-то и туда-то. Но с другой стороны – не уступать всем его требованиям и притязаниям, не создавать вокруг ребенка теплич­ную атмосферу, не скрывать от него проблемы и конфликты, а лучше пока­зать ему на примере, как можно конкретно, с определенной терпеливостью решить и сложные конфликты. Не втягивать детей в такие конфликты и си­туации, которые они пока не могут оценить и понять. Учить детей, чтобы они на собственном опыте научились понимать цену вещей и денег, вести их к самостоятельности и ответственности. Не навязывать преждевременно какую-нибудь деятельность, к которой ребенок испытывает отвращение или которой он боится, что касается, главным образом, разных видов спор­та, например, плавания, воспитывать у детей любовь к физическому труду, что позднее может стать основой для любимых занятий и «хобби», особенно у людей, занимающихся умственным трудом.

б) В сексуальном воспитании информировать подростков вовремя, правдиво и тактично, не сопровождая объяснения таинственностью и стыдливостью и не скрывая того, что секс вносит в жизнь проблемы, напряжен­ность и неуверенность. Следует воспитывать в юношах ответственность по отношению к девушкам, а в девушках – ответственность за самих себя, за свое здоровье и за возможное материнство.

в) У взрослых способствовать созданию таких условий, которые уси­ливали бы уважение к качественной работе, вели бы к справедливой оценке хороших результатов труда; в отношениях между собой поддерживать корректное деловое поведение, открытую аргументацию, ограничивать проявление фразизма, пережевывание абстрактных основ без конкретного применения: поддерживать деловую критику против необоснованного авторитаризма. Выполнение общественных функций, если оно не связано с чрезмерной нагрузкой и рассеиванием (мультифункционерство), дает людям богатый опыт, расширяет их кругозор, учит более трезво видеть соб­ственные проблемы с меньшим драматизмом и делает человека более вы­носливым к личным разочарованиям и потрясениям.

«Переутомление» – это термин, который очень часто используют и ко­торым очень часто злоупотребляют. Наиболее обоснованным он является у женщин, занятых на работе, ведущих домашнее хозяйство и имеющих маленьких детей. Однако, в основе своей даже большое количество работы, превышающее обычную рабочую смену, но выполняемое с интересом и хо­рошо организованное, не ведет к «переутомлению». Недовольство работой и чувство усталости от нее часто вызывают другие обстоятельства: антипа­тия к виду работы, которую человек был принужден делать, непризнание результатов, маленькое вознаграждение, дезорганизация трудовых про­цессов, конфликты с сотрудниками или начальством. Далее понятие «пе­реутомление» скрывает такие обстоятельства, о которых люди не любят говорить. В других случаях рабочий бывает истощен заданиями, превыша­ющими его возможность, когда он или из-за недостатка смелости открыто не скажет об этом, или в результате неспособности сконцентрировать внима­ние на главных вещах и пренебречь второстепенными деталями (что явля­ется типичным для щепетильных, невеликодушных людей) переутомля­ется, или отдает предпочтение истощающему усилию перед отдыхом, стре­мясь получить более высокую заработную плату. Нередки такие ситуации, когда человек убегает из личной жизни на работу для того, чтобы избежать конфликта семейного характера и отвлечься от него, углубившись в работу. Но когда он затем говорит о причинах своей невротизации, то подчерки­вает переутомление и не говорит о неприятных личных проблемах.

г) С сокращением рабочего дня приобретает значение рациональное ис­пользование свободного времени, то есть того времени, которое остается от нерабочего периода после окончания гигиенических забот, домашних дел, воспитания детей и общественной деятельности. Делается ударение на ак­тивный отдых, т. е. на такую деятельность, которая является контрастной, противоположной той деятельности, которую человек производит на рабо­те. Для работника умственного труда – это физические движения, физиче­ская работа, спорт, физкультура, занятие искусством. Для людей, занимаю­щихся физическим трудом, относительно большее значение приобретает пассивный отдых, т. е. физический покой с расслаблением мышц или сон. После исчезновения физической усталости для такого человека отдыхом будет являться деятельность, требующая умственного напряжения: чте­ние, радио, телевидение, игры, шахматы, учеба. Но активный отдых не должен быть связан с повышенным напряжением и с чувством ответствен­ности и заботами, как это бывает, например, при спортивных состязаниях. В активном отдыхе найдут себе применение как индивидуальные интересы, склонности и таланты, так и реальные возможности, в смысле помещения и финансовых расходов. Активный отдых одного члена семьи не должен постоянно нарушать жизнь и связи семьи. Слишком дорогие увлечения ста­новятся иногда источником напряжения и конфликтов с другими членами семьи. Немало врачей занималось искусством и творческой деятельностью в качестве благородного вида активного отдыха; достаточно назвать А. П. Чехова, В. Ванчуру, А. Триба. Иногда благородное увлечение и якобы по­бочная деятельность даже становились главной ценностью человеческой жизни: Петр Безруч по профессии был незаметным почтовым чиновником.

д) Партнерские и супружеские отношения базируются, прежде всего, на более или менее подходящем выборе партнера. Правильность выбора усложняется тем, что мы выбираем партнера в тот период, когда имеем еще мало жизненного опыта, в состоянии влюбленности невольно стараемся казаться лучше, а у других не замечаем пороков и недостатков. Быстрому заключению браков способствуют и некоторые внешние обстоятельства: стремление укрепить брак формально перед призывом на военную службу, стремление как можно быстрее покинуть конфликтную и ранящую атмо­сферу совместного житья с  родителями (путь «из болота в лужу»).

Для гармонической совместной жизни имеет большое значение сходство взглядов и интересов, не слишком разный культурный и интеллектуальный уровень и определенные комбинации особенностей характера обоих. Мало подходящей является, например, темпераментная взрывчатость у обеих сто­рон, тенденция к превалированию у обоих партнеров, стремление к подав­лению другого, особенно в комбинации с неуступчивостью и упрямством. Выгодным является реальный взгляд одного партнера на другого без чрез­мерных иллюзий, толерантность к особенностям характера партнера, тер­пеливость и сдержанность при решении конфликтов. О том, что бесконфликт­ное супружество является исключением, можно судить по тому, что каждая шестая супружеская пара в ЧССР разводится, а в городах разводы еще чаще (в Праге разводится каждая третья пара). Без сомнения, и в не разве­денных супружествах происходят критические ситуации, которые партне­ры могут преодолеть. Для супружества далее является выгодным, если су­пруги не изолируются от своих знакомых и друзей, с взаимным терпением относятся к интересам другого, которых сами не разделяют, когда они бывают способными поставить на первое место свои взаимоотношения, а не отношения к родителям и оказываются способными тактичным способом нейтрализовать влияние родителей. Супружество с более глубоким сек­суальным разладом находится под угрозой в большей степени, но с другой стороны не следует считаться с полной сексуальной гармонией без откло­нений в большинстве браков. Сексуальная дисгармония, возникающая в те­чение супружества, как правило, является результатом недоразумений и конфликтов другого происхождения (несходство характеров, вмешательство родителей, споры о воспитании детей и т. п.). То, что было сказано о су­пружеских отношениях, имеет значение лишь с определенной вероятностью. Но иногда невыгодные на первый взгляд свойства характеров и обстоятель­ства в супружестве не приводят к угрозе и распаду взаимоотношений. А в других случаях кажущиеся подходящими условия оказываются недоста­точными для сохранения брака. При таких обстоятельствах необходим более глубокий психологический и психотерапевтический разбор, а иногда и вмешательство.

е) Психология и психическая гигиена старости.

В последние десятилетия отмечается значительное увеличение дли­тельности жизни, причем несколько больше у женщин. Однако, ни биологически, ни социально для большой части старых людей это не означает удлинение эмоционально спокойной и наполненной части жизни. У многих лиц речь идет об удлинении печальных перипетий человеческой драмы, о пе­риоде упадка сил, болезней и одиночества. Эти люди обращаются к врачам; некоторые из них и связи с депрессиями и тяжелыми подавленными состо­яниями становятся пациентами психиатра.

В старости у многих людей наблюдается обострение и подчеркивание их характерных черт; в качестве примеров такого смещения можно привести следующие: словоохотливость – говорливость, заботливость – мелочность, осторожность – боязливость, подозрительность – недоверчивость, береж­ливость – скупость, добродушие – наивность и впадание в детство. Поло­жительными чертами старости являются рассудительность и уступчивость, опирающиеся на богатый жизненный опыт.

Пониженная подвижность нервной деятельности психически проявляется в виде пониженной способности приспосабливаться к переменам. Ориентацию во внешнем мире затрудняет также притупление органов чувств: пресбиопия, а иногда и помутнение глаз, понижение слуха. Нару­шения процессов пищеварения, экскреции и сна ведут к направлению вни­мания в этом направлении. Лучше помнят старые впечатления, чем запо­минают новые события, речь идет о пониженной способности закреплять что-нибудь в памяти. Поэтому у старого человека приобретают значение воспоминания из детства и юношества; если эти периоды жизни были у чело­века счастливыми, то он легче переносит и неприятные ситуации в настоя­щем; если они были мучительными, то в настоящем старого человека его не всегда хорошее состояние потенцируется со страданиями из давних времен.

Особенно городской способ жизни с его быстрым темпом и бурными изменениями оказывается слишком сложным для старых людей. Они попа­дают на край этого потока и среди сотен тысяч людей бывают очень одино­кими. Современное общество поддерживает культ молодости и здоровья; производимые вещи, действительные или кажущиеся ценности предлага­ются молодым людям; у старых людей создается впечатление, что с их инте­ресами и потребностями почти не считаются, они чувствуют себя отвержен­ными. Переход на пенсию, особенно у мужчин, бывает связан с депрессиями («Entlastungsdepression», депрессия вследствие «избавления от бремени» но Шултце), чувством утраты смысла жизни, т. наз. жизненная фрустрация по В. Франклу. Люди, лишенные таким путем возможности работать, лишен­ные ритма работы и отдыха становятся пассивными, недовольными, ворчли­выми, угрюмыми. Отсюда возник призыв к активной старости, наполненной деятельностью, или непосредственной работой в соответствии с профессией или хотя бы любимыми занятиями и «хобби».

Психическим напором жизни часто бывают затронуты женщины, кото­рые в большинстве переживают мужчин; они тяжелее переносят одино­чество, испытывают большую потребность в эмоциональном контакте, бывают неспособными в одиночестве переключиться на любимые занятия так, как это делают мужчины.

ж) Отвлечение, расслабление, покой.

Некоторые психические отношения, маневры и состояния делают воз­можным временную передышку от напряжения, проблем и конфликтов, которые хотя и не разрешаются ими, но этими механизмами облегчаются условия для разрешения конфликтов. Сюда относятся:

аа) Юмор, пусть даже традиционный, непосредственный и свободный, т. наз. черный, «висельный» юмор, который превращает мучительные и тра­гические стороны жизни в их противоположность. Юмор позволяет видеть и сложные ситуации отвлеченно, и особенно действенным он бывает там, где он не исключает и того, кто его продуцирует. Однако не следует юмор смешивать с насмешкой.

бб) Упражнения в сосредоточенности и в психическом и физическом рас­слаблении, как например, аутогенная тренировка и «йога».

вв) Сон, для поддержания которого необходимо соблюдать некоторые правила: не слишком высокая температура в комнате, хорошее проветри­вание, необходимая влажность воздуха, особенно в помещениях с централь­ным отоплением, завешивание окон, исключение чрезмерного шума, умеренно твердый матрац, регулярное время отхода ко сну, исключение излишнего возбуждения перед сном, осторожность в употреблении кофе и крепкого чая перед сном, ужин ни в коем случае непосредственно перед сном. Несмотря на то, что выполнить все эти условия довольно сложно, следует попытаться сделать это.

з) Психогигиена следит за ограничением чрезмерного употребления токсических веществ, например, алкоголя (что разработано подробно в пси­хиатрии), никотина, где речь идет как об оздоровлении рабочей и жизнен­ной среды – запрещение курить па совещаниях, так и о медицинском про­свещении отдельных лиц и групп, направленном на отвыкание от табакизма. Аналогичные цели преследуются и у самовольного употребления фар­макологических препаратов, как угнетающих, так и возбуждающих. По­следние относятся к категории допинга, т. е. искусственного возбуждения психической и физической активности. Хронический допинг не дает ника­кого эффекта в связи с постепенным притуплением под влиянием препарата и сверх того может нести к опасному привыканию. Спонтанное употребле­ние препарата может оказывать неожиданно вредное, неприятное и пара­доксальное действие. Парадоксальный и нарушающий эффект может осо­бенно проявиться в состоянии утомления, боязни и напряжения, хотя рань­ше в обычном состоянии данное лицо хорошо переносило препарат. Гроф описал дисфорическое действие дексфенметразина; Зиолко – аналогич­ное действие риталина.

 

Мы наблюдали подобные реакции у врачей, сдававших аттестационные экзаме­ны, и у студентов-медиков, которые на экзаменах без допинга имели хорошие или удовлетворительные оценки, а с допингом с трудом сдавали экзамен или вообще не могли его сдать. Например, студентка медицинского факультета из г. Брно без затруд­нений принимала таблетки дексфенметразина в период подготовки к экзамену. В день экзамена она приняла препарат в 4 часа утра; через 2 часа после этого она начала наблюдать у себя равнодушие и отсутствие интереса, отсутствие обычного для нее вол­нения перед экзаменом; в 9 часов она получила экзаменационные вопросы и, несмотря на то, что ответы на них она прилежно готовила, она могла вспомнить минимум из того, что знала, да и этот минимум не старалась рассказать. Она сама отмечала это свое состояние с равнодушным удивлением. Затем она спокойно отказалась сдавать экзамен, хотела «уже иметь покой». Когда действие препарата прошло, она вспомнила ответы на экзаменационные вопросы и стала жалеть, что не пыталась сдать экзамен.

Другая студентка с трудом получила удовлетворительную оценку на экзамене по психиатрии, так как на вопрос «какие психостимуляционные препараты чаще всего применяются» даже с помощью экзаменатора не могла вспомнить ни одного препара­та. После несколько минутных размышлений она сказала: «Извините меня, я сейчас не могу ничего вспомнить, я приняла сегодня ночью две таблетки фенметразина».

 

Методы и организация психической гигиены

Осуществление принципов психической гигиены не является делом только психиатров и медицинских работников. На них должно было бы быть направлено все общество, все его составные части и организации, та­кие как школы, органы местного управления, суды, органы безопасности и производство.

Можно организовать чтение лекций как для более широкой обществен­ности, так и для выбранных групп населения, например, для ответственных работников, юристов, педагогов; использовать печать, радио и телевидение; воздействовать на родителей детей школьного возраста; устраивать беседы с помолвленными и молодоженами; изучать атмосферу в тех местах и на предприятиях, где выявляются очаги психической травматизации; органи­зовать специализированные амбулатории и консультации для решения сексуальных и супружеских проблем и проблем молодежи.

В последние годы в мире и в ЧССР расширилась телефонная психиатри­ческая первая помощь «номер доверия» (Прага) или «номер надежды» (Брно), по которой анонимно может позвонить человек, находящийся в тя­желой ситуации, в депрессии, беспомощный, желающий поделиться своими трудностями и получить совет. «Номер надежды» служит в качестве профи­лактики самоубийств, в качестве средства облегчения от чрезмерного физи­ческого напряжения и чувства одиночества, а также в качестве источника информации для тех, кто не знает, куда обратиться со своими проблемами».  (Р. Конечный, М. Боухал, С. 355-360)

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player