РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Какие же ошибки чаще всего отмечаются в обращении с больными

Какие же ошибки чаще всего отмечаются в обращении с больными?

1. Несоблюдение основ ухода за больными, недобросовестное отношение к обязанностям по уходу за беспомощными, подавленными больными преклонного возраста; невнимательное, а то и пренебрежительное отношение к физическим и психическим запросам больных, к особенностям их личности (у постели тяжелого больного в бессознательном состоянии: «Ему то уже все равно...»). Нельзя пренебрегать и практической важностью соблюдения чистоты: вредным может оказаться любое упущение, например, забудут сменить простыню и т. п. (см. стр. 124-125). Серьезной ошибкой является запущенность престарелых больных, к которым часами, а то и дольше не подходят, а потому им часто даже находящимся при смерти приходится оставаться неопрятными, лежать в грязи...

2. Недостатки, проявляющиеся в сфере отношений к больным:

а) Равнодушие, незаинтересованность. Эти недостатки служат наиболее частой причиной жалоб на сестер, а также и на врачей везде в мире. Несерьезное отноше­ние к жалобам больных также большая ошибка. Особенно часто она проявляется в отношении к психиатрическим больным, уже знакомо привычное в таких случаях замечание: «Ведь это только психическое...».

б) Чрезмерная официальность обращения или, наоборот, излишняя фамильяр­ность. Холодность и безличность в обращении с больными так же вредны, как и фамильярность, переходящая границы должного уважения к суверенности лич­ности больного (см. стр. 62).

в) Невнимательность или чрезмерное внимание. Невнимательное отношение к больным, невыполнение или неохотное выполнение их просьб не раз наносило ущерб доброй славе не только лечащего персонала, но и всего медицинского учреждения. Личностные особенности отдельных сестер, их переживания (см. гла­ву IV) могут играть роль в несоответствующем уходе за отдельными больными, в неточной даче им назначенных лекарств. Повторная «забывчивость» сестер имеет свои причины, которыми следует заниматься всерьез. Несмотря на то, что противоположное явление особое внимание к отдельным больным, балование их  наблюдается редко, оно обычно происходит в ущерб остальным больным и также наносит вред.

3. Поучения, наставления. Даже сестры, работающие в психиатрических отделе­ниях, нередко обращаются к «проповедям», пытаются «уговорить» больных. Та­кое многословие лишь снижает значение, ценность наших слов. Сестра всегда ответственна не только за то, что она делает, но и за то, что говорит. Безответ­ственные наставления, «разговоры по душам» очень вредны, их нужно избегать, как и ничего не значащих фраз вроде «Соберитесь!», «Оставьте ребячество!», «Ведите себя, как подобает взрослому человеку!» и т. п.

4. Открытая или скрытая агрессивность. Ее проявлением служит, например, поддержание постоянной напряженности больного путем отказа выполнить эле­ментарные его просьбы, заставляя ждать или связывая выполнение важных для него просьб с особыми условиями. Например, судно приносится после долгого ожидания, а то и не приносится вообще, выполнение этой просьбы нередко вызы­вает весьма неприятные замечания со стороны сестры. Или болеутоляющие не даются даже при сильных болях или даются после долгих упрашиваний. Легче всего, конечно, злоупотреблять беспомощностью лежачих больных. Нередко при таких просьбах лежачего больного «ставят на место» замечаниями наподобие того, что «вы здесь не один...», усугубляя страдания беспомощного человека. Такие сестры равнодушны к страданиям больного, его страхам, не учитывают особенностей личности больного человека. Грубость может проявляться и при выполнении различных процедур: грубая, невнимательная сестра плохо берет кровь, не щадя больного, использует толстую катетерную трубку, чем причиняют излишние боли и т. п.

Агрессивность, угрозы вредны, какую бы форму они ни носили. Например, больной, лечившийся уже в психиатрическом отделении, попав в урологическое отделение, проявляет беспокойство по поводу того, не будет ли вредно назначен­ное ему лекарство. На что сестра замечает: «Откажитесь от навязчивых идей, а то опять попадете в закрытое отделение...». В другом случае сестра, обращаясь к по­давленному больному, страдающему ракофобией, приказывает: «А ну, улыбни­тесь! А то такой некрасивый, не буду вас любить!»

5. Дача советов относительно таких вопросов, о которых сестры не могут иметь должного представления. Часто в таких случаях прибегают к когда-то слышанно­му, прочитанному или даже изучавшемуся. Такие «мудрые» советы, как «Выходи­те-ка замуж...», «Разведитесь!», нелегко дает даже врач в обоснованном случае, ибо умение давать нужные советы особая наука.

Подчеркивание разногласий между врачами или замеченных ошибок во время обхода ведут к дискредитации авторитета врача, к тому, что больные теряют доверие к нему.

Комбинированные ятрогенные и сороригенные вредные воздействия отмечаются в тех случаях, когда больные узнают о разногласиях между врачом и сестрой, когда стычки между ними происходят в присутствии больных. Обсуждение оши­бок и ошибочных взглядов у постели больного вызывают у последнего неуверен­ность, беспокойство, может нарушить и веру в лечение.

С точки зрения психогигиены следует подчеркнуть и так часто используемый метод рассеивания страхов, беспокойства. Сестра обязана способствовать психо­терапевтической деятельности врача, ведь она все свое рабочее время проводит с больными. Рассеивание страхов и беспокойство само по себе уже снижает воз­можность вредных ятрогенных психических воздействий (подробнее см. в гла­ве VI).

О важности санитарного просвещения, о связанных с ним вредных воздействиях и о предупреждении их уже говорилось в главе XVII.

Каковы же последствия названных психических вредных воздействий, и, прежде всего, ятрогенных?

К счастью, вред, оказываемый больным, значительно меньше, чем число вред­ных воздействий, которым они и без того подвержены. Чаще всего последствием ятрогенных вредностей является подавленность, беспокойство или страх, которые носят временный характер. Среди ятрогенных вредностей следует различать патологические, провоцирующие, усиливающие, эксацербирующие влияния и, согласно нашим наблюдениям, влияния, придающие соответствующую эмоциональную окраску. В последнем случае больные используют услышанное для подкрепления, усиления своих жалоб: «Я знала, что так и будет, потому что доктор X. сказал...». Как правило, ятрогенные вредные воздействия (услышанные слова или пережитые события) затрагивают самые чувствительные струны рани­мой личности, и таким образом возникают преходящие или стабильные психиче­ские травмы. О ятрогенном неврозе мы говорим в тех случаях, когда в возникновении невротического заболевания большую роль сыграли слова врача, его поведение, деятельность. Эксперименты показали, что ятрогенный невроз (например, невроз сердца) может быть вызван у больных с определенной предрасположенностью к нему. Обычно вредно действуют именно те впечатления, к восприятию которых у личности была особая склонность, существовали какие-то предпосылки для этого. Среди патологических явлений, возникающих таким путем, прежде всего следует упомянуть невротические реакции, депрессии, даже психосоматические заболевания.

В связи с возникновением различных вредных воздействий на психику следует обращать особое внимание на роль отдельных органов, например сердца, глаз, половых органов. У больного, получающего гормональное лечение по поводу язвы желудка (фолликулин), может развиться импотентность, если он услышит, что такое лечение может понижать сексуальный рефлекс.

Ятрогенные и сороригенные вредности в результате ошибок могут быть предуп­реждены, если будут искоренены подобные ошибки. Эти ошибки можно распоз­нать, они поддаются лечению, их можно избежать на основе соответствующих знаний по психологии и психиатрии, в результате глубокого анализа своего пове­дения и хорошего контакта с больными. Если у нас тесный контакт с больными, если мы знаем, что с ними происходит, если можем наблюдать за всеми сменами их состояния, то сумеем вовремя заметить и допущенную оплошность, а беседа с больным, выслушивание его жалоб или психотерапия поможет нам исправить допущенную ошибку. Глубокие специальные знания, тщательный физический уход за больными вот основы и психогигиены, и психологии обращения с боль­ными.

Что касается селекции диагностического отбора больных, то и здесь перед врачом и сестрой встает важная психогигиеническая задача. Врач решает ее на основе знаний по психологии, психиатрии и своей специальности, сестра же, проводящая с больными все свое рабочее время (будь то больничное отделение, поликлиника, регистратура, приемный покой), имеет возможность для самых разносторонних наблюдений. Обладая определенными познаниями, она такими наблюдениями может способствовать пополнению знаний, помогающих поста­вить точный диагноз, обнаружить едва заметные симптомы. В психиатрии это одна из важнейших задач работы сестер. Но и в других областях медицины это имеет большое значение, здесь сестра в связи с различными соматическими забо­леваниями может обратить внимание на начинающийся невроз, психопатию, токсикоманию, первые проявления решимости совершить самоубийство. Может быть выявлено множество таких тончайших психологических деталей, которые врач мог бы и не заметить. Особое значение приобретают физические жалобы, сопровождающиеся психосоматическими или психогенными симптома­ми. Безусловное преимущество представляет раннее выявление побочных дей­ствий медикаментов, склонности к токсикомании и т. п. При соответствующем сотрудничестве с врачом возможны нужные шаги в ходе диагностики и лечения (например, применение плацебо).

Особенно важен вопрос о профилактике неврозов. В психогигиене повседневной жизни мы постоянно встречаемся с факторами, играющими роль в этом процессе (воспитание детей, семейная жизнь, психогигиена рабочего места и пр.). Практическое осуществление основных требований психологии обращения с боль­ными способствует и защите от невротизирующих воздействий. Поэтому здесь мы ограничимся лишь несколькими наиболее важными замечаниями.

Как указывают многие авторы, очень вреден односторонний подход, предполагающий только органическую природу страдания, в результате этого и жалобы больных все более «соматизируются». Некоторых больных уже обижает лишь упоминание о том, что их жалобы могут иметь психическую природу. Как с правом подчеркнул Лернхард, хирургических больных лечит хирург, гинеко­логические заболевания гинеколог, и только больных, страдающих неврозами, имеет право лечить любой врач. Это не только право, но и обязанность любого врача: всякий врач должен разбираться в этом, потому как с этой проблемой приходится встречаться повседневно, в какой бы отрасли медицины врач ни рабо­тал. Порождением такого одностороннего подхода, такой «соматизации» являют­ся безнадежные «кочевники» в состоянии «терапевтического истощения»: речь идет о больных, которые в ходе своей медицинской «одиссеи» потеряли всякую надежду на излечение и даже не знают, от чего их уже лечат. Диагноз в таких случаях весьма «прост»: отсутствие зубов, миндалины удалены, рубец на шее указывает на операцию щитовидной железы, а рубцы на животе свидетель­ствуют об аппендектомии или холедохотомии. Не следовало бы и нам вслед за Шулътцем говорить в таких случаях о «хокус-фокусах»? Все это показывает, на­сколько важно и необходимо врачу и сестре, располагая знаниями по психологии и психиатрии, выявлять те психические факторы, которые воздействуют на боль­ного и невротизируют его, чтобы не попасть в тупик описанной чрезмерной соматизации поисков во всех случаях только соматических расстройств. Врач и се­стра должны помочь больным при необходимости получить лечение психических, а не мнимых органических нарушений.

 

(Харди И.  Врач, сестра, больной. Психология работы с больными.

 – Будапешт, 1988, С. 309-312)

 

 

И. Харди РОЖДЕНИЕ КНИГИ. Как создавалась «Психология у постели больного» (история создания книги «Врач, сестра, больной. Психология работы с больными»)
– журнал «Медицинская психология в России» № 1(1) – 2009

 

Внимание!

Выбрав услугу ПОИСК на главной странице сайта «Медицинская психология» и введя интересующее Вас понятие, Вы сможете получить дополнительные справки по теме с использованием ВСЕХ собранных на настоящий день информационных ресурсов сайта.

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player