РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА

ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА

 

Что такое психология? Определений психологии, которое устраивало бы всех, не существует, а множество взглядов на этот предмет и каждое определение психологии выражает позицию определенной психологической школы. По мнению автора, психологией следует считать такую научную дисциплину, которая изучает поведение человека, психические механизмы, лежащие в его основе, и психические процессы, возникающие при взаимодействии человека с самим собой и с окружающим его миром. В определение психологии можно включить и практичес­кое применение этих знаний в деятельности человека. Медицина же – одна из самых распространенных областей практического применения психологии. Это связано с тем, что медицина, так же как и психология, изучает, прежде всего, человека, изучает механиз­мы возникновения заболеваний, а некоторые из этих механизмов тесно связаны с психическими факторами. Существует целая груп­па заболеваний, которые в отечественной литературе называются «психогенными заболеваниями». Это не означает, что в их возник­новении участвует только психический фактор. Вспомогательную роль могут выполнять и другие, например, генетический или конституционально-генетический фактор. Заболевание может раз­виться вследствие каких-то перенесенных заболеваний человека, например, ослабляющих, астенизирующих его мозг, вследствие воздействия каких-то экстремальных факторов внешней среды. Длительная световая депривация в течение полярной ночи, низкие или высокие температуры окружающей среды, гипоксия, интокси­кации также могут быть одним из факторов возникновения этих заболеваний. Но в заболеваниях, которые называются психогенны­ми, все эти факторы выполняют дополнительную, вспомогательную функцию, а на первое место выходит психический фактор. Заболе­вания, которые возникли под воздействием психического фактора, изучаются не только психиатрией. В практической деятельности врача любой специальности, особенно так называемого семейного врача или врача общей практики, большое место занимают неврозы. Это объясняется, прежде всего, чрезвычайной их распространенно­стью и, кроме того, тем, что они проявляются так называемыми соматоформными расстройствами, то есть симптомами, похожими на нарушение соматических функций не психического происхожде­ния, а также потому, что трудно себе представить реальную ситуацию, когда человек, заболевший неврозом, сразу же обращается за помо­щью к психиатру – особенно при наличии соматоформных рас­стройств. Как правило, больной приходит сначала к врачу общего профиля или к узкому специалисту, если эти нарушения носят локальный характер (область сердца, спины и т.д.), так, например, истерическое нарушение зрения вынуждает человека обратиться за помощью, прежде всего, к офтальмологу.

Психический фактор выступает в качестве достаточно активного или весомого фактора возникновения заболевания и в так называе­мых психосоматических болезнях: таких, как язвенная болезнь же­лудка и двенадцатиперстной кишки, гипертоническая болезнь, целый ряд кожных заболеваний, некоторые варианты бронхиальной астмы, неспецифический полиартрит. Поэтому врачу любой специ­альности необходимо знать, во-первых, психологические механизмы возникновения этих заболеваний, во-вторых, иметь хотя бы общее представление о методах психологической коррекции.

Знание психологии необходимо еще и потому, что врачебный процесс, то есть процесс диагностирования заболевания, выбора лечения, выбора методов профилактики – это процесс, который происходит при взаимодействии людей – пациента и врача, и психологические факторы оказывают существенное влияние на все содержание и характер этого процесса.

Наконец, болезнь протекает не вообще, а она протекает у конкретного человека, с конкретной биографией, с конкретным опытом жизни. И то, как будет участвовать в процессе диагностики и терапии данный пациент, во многом будет определяться чисто психологическими факторами.

Как самостоятельная научная дисциплина психология относи­тельно молодая специальность. Она выделилась из общего числа наук в конце XIX века, а до этого являлась частью философии.

Можно считать, что само развитие философии как науки началось именно с изучения тех ее аспектов, которые можно назвать фило­софскими аспектами психологии. Как только человек выделился из животного мира, он начал задавать вопрос: «Что такое окружаю­щий меня мир, и кто такой я? Какое место я занимаю в этом мире?» Наверное, один из первых вопросов, которые задал себе человек, был вопрос: «А что управляет моим поведением? Почему я сейчас делаю это, почему я завтра намерен делать что-то другое?» Эти вопросы возникли из стремления людей жить в структурирован­ном, а не хаотическом мире. Поэтому одним из признаков психо­логии является то, что она позволяет человеку структурировать свой и окружающий мир, лишает человека чувства неопределен­ности и позволяет ему предсказывать этот мир, жить в упорядо­ченном, а не хаотическом мире. Поскольку структурировать мир очень трудно и часто поведение других людей, да и самого себя, кажется ему малопонятным и труднообъяснимым, то возникает попытка, которая при дальнейшем развитии психологии как науки находит отражение в стремлении объяснять особенности окружа­ющего мира и самого человека явлениями, лежащими вне челове­ка. При этом ответственность за свои поступки переносится на причины вне сферы возможностей человека. Первое объяснение такого рода – это создание религиозной картины мира: богам Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции в толковании психо­логической жизни людей отводится ведущая, решающая роль. В древнегреческой культуре возникает понятие «рока», «судьбы», предопределенности человеческого поведения.

Современный человек так же часто перекладывает ответствен­ность за свои действия и поступки на обстоятельства, судьбу или других людей. Такая позиция носит название экстернальной. Попыт­ки современного общества в создании людей, которые бы не стояли на этой позиции, а принимали бы ответственность за все поступки на себя, по-видимому, безуспешна, потому что эта позиция во многом предопределена врожденными свойствами личности.

Одновременно с этим в древности зарождается идея «разделе­ния» человека на две части: душу и тело. Причем, душе часто приписывается свойство бессмертности – она покидает тело после его смерти. И одновременно с этим, в той же древности Аристо­телем выдвигается так называемая холистическая идея – идея единства души и тела, взаимосвязи, неразрывности этих составля­ющих частей человеческой личности. Холистический подход наи­более характерен для медицины второй половины XX века. Развитие таких отраслей знаний, как психосоматическая медицина, медицинская психология, психотерапия, базируется на холи­стическом подходе.

Одновременно с этими идеями – отношений человека и среды, ответственности за поведение человека – возникает представле­ние, которое тоже во многом предопределило развитие современ­ной психологии. Это – понятие неразрывной связанности человека с окружающим его миром, не противопоставления чело­века и среды, а рассмотрение единства человека и окружающего его мира, человека как части этой среды, как частички космоса. Подобная позиция наиболее характерна для философии Востока и восточной культуры, где достижение преодоления разделения мира на человека и окружающую его среду рассматривается как основная форма самосовершенствования человека.

Вопрос о том, что является ведущим в психических свойствах и функциях человека, проходит через все развитие психологии. Этот спор ведется с первых шагов изучения психики человека. И чаще всего в нем разум противопоставляется чувствам. Аристотель основой психической деятельности человека полагал разум, мысли, идеи. В XVIII – это доминирование ощущений, ассоциа­ций, затем мощное развитие психоаналитических концепций, в которых на первое место выходит значение мотиваций и чувств человека. Затем становление нейрофизиологии, начатое И.П. Пав­ловым, приводит к возникновению того раздела психологии, ко­торый носит название бихевиоризм («бихевио» – поведение), или поведенческая психология. Когнитивная психология отдает паль­му первенства познавательной сфере человека; различные направ­ления психоаналитической школы – мотивам, чувствам и потреб­ностям человека; поведенческая психология – анализу поведения. Наконец, можно выделить еще одну тенденцию, проходящую через все развитие психологии, и которая находит больше аналогий с психотерапией (приложением психологии к лечению болезней), чем с психологией, – это идея посредника. В религиозной психо­логии – это идея Бога, в психоаналитической психологии посред­ником являются те преломления бессознательного, которым оно говорит с миром, – сновидения, оговорки, опечатки, описки, ассоциации. В понимании автора данной книги посредник – это индивидуальная культура человека.

Психология никогда не развивалась изолированно от других научных направлений, и в зависимости от того, какие идеи и понятия доминировали в научных объяснениях мира, это отража­лось и в психологии. Широко развивается химия – и возникает структуралистский подход в психологии, когда она, в основном, ориентируется на изучение элементов психики. Приобретает ши­рокое распространение дарвинизм, в котором одну из главных ролей играет функция как определяющая эволюцию животных и человека, и тут же возникает функциональная психология. В XX веке появляются несколько направлений, определяющих развитие науки: одно из них – работы В.И. Вернадского, где жизнь, Земля, человек, мир, Вселенная рассматриваются как нечто единое целое, и возникает аналогичный подход в психологии. Широкое распро­странение в культуре XX века начинают получать информацион­ные системы – и рождается интерес к социальной психологии и к анализу коммуникативных процессов. Человек создает ЭВМ и пытается усовершенствовать их – и широкое распространение получает когнитивная психология, психология познания. Возни­кает тенденция к формализации научных знаний, к созданию четких логических научных схем – и даже в таком направлении психологии, как психоанализ, который всегда обвиняли в интуи­тивности, метафоричности, невозможности экспериментальной проверки его методов, в поэтичности образов, даже в нем возни­кает так называемый «транзактный анализ», в котором структура человеческого «я» и взаимодействия людей построена на опреде­ленных жестких схемах и формулах, но при этом сохраняется образность и метафоричность психоанализа.

На развитие психологии оказывают влияние и методы других наук: метод наблюдения в психологии усовершенствуется до мето­да самонаблюдения, когда психика изучается с помощью метода самонаблюдения. Наука начинает все шире использовать приборы для изучения тех или иных явлений, уходя от описательных мето­дов, и психология начинает постепенно тяготеть к эксперименту. Возникает голографическая модель психики Приброма, где кон­струкция психики позаимствована из принципов голографии.

Может возникнуть вопрос, почему так много психологических школ, почему практически ни одно определение в психологии, будь то определение интеллекта, сознания, мышления, личности, не имеет однозначности. Это – следствие объективно существую­щего факта: природа человека и окружающего его мира столь сложна, что в познании его естественно использование принципа упрощения – структурирования. Если представить изучаемое пси­хологами явление как гигантский многогранник, имеющий бес­численное количество граней, то ориентация на одну определен­ную грань и попытка изучения всего многогранника через изуче­ние этой грани вполне естественна и допустима. И соответственно, нормально существование очень разных, часто взаимоисключающих подходов в изучении психики человека. Поэтому в психоло­гии, и особенно в практической психологии, применяемой в медицине, все большее и большее значение начинает приобретать так называемый «эклектический метод», когда в картине мира определенного исследователя и его практической деятельности сосуществуют и взаимно дополняют друг друга несколько разных подходов к психике человека. Какой-то определенный психичес­кий феномен лучше разработан в подходе одной школы, а какой-то – в подходе другой психологической школы. Почему бы не взять все лучшее? Представляется неправомерным на сегодняшний день создание каких-то школ, претендующих на универсальность, всеобщность и единственно возможный взгляд на психику чело­века. Такая характеристика скорее относится к факту религиозного познания мира, где основой является не просто познание, а при­нятие постулата веры, и приверженцы подобных школ скорее на­поминают верующих, нежели ученых. Типичен пример дианетики, которая постепенно из науки превратилась в саентологическое церковное учение. Непримиримость таких подходов очень напо­минает фанатизм сектантов.

Какие современные концепции наиболее импонируют психоло­гии XX века и находят наибольшее применение в медицине? Несом­ненно, здесь по-прежнему следует отдать преимущество психоана­литическим теориям. Заслуга 3. Фрейда, основателя психоанализа, может быть приравнена к заслугам самых великих ученых мира – Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея, Кеплера, Эйнштей­на, Дарвина – потому что он впервые в истории науки и истории человеческой культуры четко сформулировал понятие многослойности психики, выделив три главные структуры и сформулировав принцип, в котором бессознательная часть психики во многом определяет поведение, мысли, чувства и желания человека.

Главное сопротивление концепции Фрейда объясняется, по-ви­димому, не столько научным характером причин, сколько особен­ностями человеческой психологии: чрезвычайно трудно принять идею о невозможности контролировать свое «я». Одним из главных стремлений человека является стремление контроля: самоконтроля и контроля над окружающим его миром. Существующие наука и техника есть проявления этого свойства. Но почти каждый человек может вспомнить случай из своей жизни, когда он в ярости бросал какую-нибудь вещь, в случае неподчинения ему этой вещи: бросал коробку со спичками, если они не зажигались, пинал мебель, если все время на нее натыкался. Это и был крик: «Ты мне не подчи­няешься?!» Поэтому психологически человеку очень трудно принять то, что в нем есть такая часть, причем очень важная часть, которая не подчиняется ему, которая не контролируется им. Может быть, само время и место возникновения этой концепции – регла­ментированный протестантский пуританский мир, с его стремле­нием к жесткости, четкости и контролируемости, породило свое­образный протест личности в форме психоанализа против такого положения вещей. И из этих условий, может быть, и возникла другая концепция Фрейда о том, что поведение человека не просто во многом детерминировано функционированием бессознатель­ной части его личности, а двумя мощными инстинктами: влечени­ем к жизни (это все эротические влечения) – либидо-инстинкт и влечением к смерти – танато-инстинкт. Почти в каждом человеке в той или иной форме, осознаваемый им или малоосознаваемый, живет страх смерти. Поэтому принятие на сознательном уровне существование в человеке танато-инстинкта бросает вызов этим страхам, делает человека еще более уязвимым. И это еще одна пси­хологическая причина столь яростного и активного сопротивления психоанализу. Третья характерная особенность психоанализа – это его стремление к универсальности, к объяснению явлений человеческой культуры в широком смысле этого слова, в том числе таких явлений, как войны, проблемы отцов и детей и многих других проблем, существующих из века в век. Это объяснение ис­ходило из модели психики одного отдельного человека и из модели коллективной психики. Можно с абсолютной убежденностью ска­зать, что культура XX века, наука и искусство, литература, способы бытового мышления многих людей были бы совершенно иными, если бы не было создана теория психоанализа. Примитивно пони­маемый психоанализ, сведенный до уровня дешевого порнографи­ческого журнала, антигуманистичен, он превращает человека в жи­вотное. Но это не подлинный психоанализ. Нельзя стать гумани­стичным, не узнав все о себе, в том числе и такое, чему противится наше сознание. Нельзя находиться в положении человека, который садится на стул, куда шаловливые дети положили кнопку, и гово­рить, что кнопки нет, испытывая при этом боль. Даже, если он и скажет, что кнопки нет, то через какое-то время заорет от боли, от чувства агрессии, испытываемой к этим детям. Так происходит тогда, когда человек говорит: «Нет, этого не может быть!» А когда он спокойно убирает кнопку и превращает ее в элемент игры с детьми, то больше ее ему не подложат, и отношения с детьми станут гуманистичными. Приблизительно тоже происходит в отношениях человека и его психики. Отлученность советской культуры на многие годы от психоанализа, несомненно, была вредна. Но столь же, несомненно, вредно поверхностное, неглубокое, примитивное оперирование психоаналитическими понятиями, когда даже само слово «психоанализ» превращается в эквивалент понятия анализа человеческой психики. Все, что происходило с людьми при непри­ятии психоанализа, и все, что происходит сейчас, легко понять, изучая сам психоанализ.

Психоанализ – это та школа, которая оказывает наибольшее влияние на медицину и не только на психиатрию и психотерапию, но и на общую медицину, так как развитие такой отрасли медици­ны, как психосоматическая медицина, в своей основе имеет пси­хоаналитический подход и язык, где физические симптомы болезни трактуются как язык органов, разрешающих психологи­ческие проблемы.

Второе направление в психологии, которое тоже оказывает серьезное влияние на медицину и современную культуру, в част­ности, в таких практических реализациях, как организация «домов умирания», так называемая «гуманистическая психология», ее ос­новоположниками были А. Маслоу и К. Роджерс.

Третье направление – поведенческая психотерапия, поведенчес­кая психология, в основе которой лежит учение об условном рефлек­се, предложившая целый ряд практических методов помощи людям.

Наконец, очень большое значение в психологии приобретает сейчас направление, ориентированное на интегративный культуральный взгляд, на слияние культур Востока и Запада. Одним из первых, принявшим участие в его разработке, был ученик 3. Фрейда – Карл Юнг, а в современных школах наиболее отчетливо это направление выражается в теории и практике психосинтеза, создателем которого является итальянский психоаналитик Ассаджиоли.

Пятое направление – когнитивная психология, ориентирован­ная на достаточно четкое, во многом построенное на эксперименте изучение познавательных процессов. Основоположниками этого направления можно считать Л. Выготского и американского ис­следователя Б. Скиннера.

Характерно, что все эти направления являются не просто теоре­тическими построениями или теоретическими взглядами на психи­ческую природу человека, но способствуют созданию практической системы лечебных технологий, применяемых в психотерапии.

С некоторой оговоркой к современным психологическим тео­риям можно отнести и учение о психологическом стрессе, потому что, в конечном итоге, самим создателем этой концепции Гансом Селье была написана книга, которая, по сути, является психологией жизни, жизни без дистресса (разрушающей части стресса).

Учение о стрессе не может рассматриваться как чисто психологи­ческая теория, потому что оно является интегративным взглядом клиницистов, физиологов, специалистов по кибернетике и часто интегрирует в себе подходы и взгляды других психологических школ.

Что же помогает освоить профессию врача? Какие психологи­ческие и тактические приемы?

Прежде всего – изучение психологии познавательных процес­сов, навыков, основанных на том, как лучше усваивается учебный материал, как применять приемы так называемого активного слу­шания, как организовать свою память. Все это можно использовать в процессе обучения профессии, и, прежде всего, в процессе получения информации.

Однако для обучения врачебной профессии очень важно и дру­гое – познание самого себя, умение читать свои чувства, умение их анализировать; способность понять, почему врач или студент сейчас сам испытывает ненависть или гнев, которые будут мешать его работе, что вызывает у него неприятие: предмет, который он сейчас изучает или лектор, который преподает этот предмет. И это позволит студенту не отождествлять изучаемую медицинскую дисциплину с личностью лектора или преподавателя и тем самым не совершать ошибки в приятии или неприятии какого-то раздела знаний. Изуче­ние психологии позволит будущему врачу ответить на вопрос, какой врачебной специальности он посвятит свою жизнь, какая специаль­ность будет соответствовать его личности, особенностям характера, ума, темперамента. Или он поймет, что восхищен личностью своего преподавателя и хочет воспроизвести его в себе, выбрав данную спе­циальность. Но если при первом мотиве человек может стать увле­ченным и квалифицированным специалистом, определиться на всю жизнь, то в случае второго мотива нередко наступает разочарование в профессии.

 

(Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности:

Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2003, С. 5-15)

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player