РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

Новые технологии медицины

Новые технологии медицины

 

В данном случае автор имеет в виду технологии последних десятилетий. Это касается как обучения медицине (например, использование компьютерных способов обучения, создание моде­ли прогноза диагностического процесса), так и самого врачебного процесса: новые возможности диагностики и лечения.

Внедрение новых технологий в процесс обучения медицине дол­жен строиться на психологической основе, на принципах работы мышления, на учете человеческих эмоций, например, возможного страха перед неизвестной техникой. Возможна и крайняя ориентация на возможности техники, которая сведет на нет ту сторону медицины, которая называется искусством. Учет особенностей памяти каждого человека тоже влияет на процесс обучения медицине. Другими словами, процесс обучения медицине должен иметь серьезное пси­хологическое обоснование. Использование же новых технологий в диагностическом процессе, должно точно так же все время соотно­ситься с несколькими простыми психологическими постулатами:

а) многие больные будут воспринимать эти новые технологии как форму магического воздействия, отсюда возможность возник­новения так называемого «плацебо-эффекта». Плацебо-эффект изучается при воздействии лекарств на организм человека и почти никто не исследовал плацебо-эффект при взаимодействии с новы­ми технологиями, например, действие на больного современной аппаратуры. Врачу необходимо помнить о том, что при работе с аппаратными технологиями он может столкнуться с явлением плацебо-эффекта. И каждый раз он не будет знать, что исцелило его пациента: психологический фактор веры в новый аппарат или реальные терапевтические возможности;

б) необходимо помнить, что чем больше используется техноло­гии в процессе лечения, тем сильнее разрыв во взаимодействии «врач–больной», которое является самой главной формой всего врачебного процесса, начиная от диагностики и кончая профилактикой. Вместо этого возникает другое взаимодействие – «больной и новая технология». Посредник между пациентом и врачом такой сильный, такой могущественный, что он забирает на себя весь процесс взаимодействия. Тогда возникает парадокс: пациент ле­чится уже не у врача, а у какого-то аппарата. Это не значит, что необходимо нигилистически относиться к использованию аппара­туры; просто какими бы современными технологиями, какой бы совершенной аппаратурой не был бы вооружен врач любой про­фессии, он должен все время базироваться на системе межличност­ных отношений «врач–больной». Эта система должна оставаться центром взаимодействия пациента с врачом. Врач не должен и не может превращаться в техника, обслуживающего совершенную аппаратуру. Профессия врача была, есть и будет профессией чело­веческого взаимодействия;

в) врач, работающий в системе новых технологий должен хорошо взаимодействовать со своим «я», со своей психикой, помня о наличии так называемой психологической защиты. У него может возникнуть чувство своей второсортности как просто обслуживающего персона­ла, может возникнуть чувство незаслуженного могущества, слуги Бога, находящегося в контакте с волшебным аппаратом. Врач должен уметь читать эти чувства и корректировать их.

Студенты, обучающиеся медицине, выбрали замечательную и одновременно опарную профессию. Замечательную, потому что она существует для человечества, и если человечество решило выживать, то врач – это тот человек, который активно содействует этому процессу. Политик, формирующий новую политическую систему может при жизни и не увидеть результатов своей деятель­ности; инженер, создающий новые технологии может не дожить до того дня, когда его изобретение послужит человечеству. Врач может уже через день увидеть плоды своей работы. Например, в реанимацию привезли человека в состоянии клинической смер­ти – врач вывел человека из этого состояния, спас его от смерти, но не следует забывать слова знаменитого южноафриканского хирурга Бернарда, который впервые сделал пересадку человечес­кого сердца. Этот человек наложил на себя запрет считать, что он что-то сделал, кого-то спас, он говорил, что это делает природа, а он лишь только помогает ей. И осознание этого привело его к тому, что он покинул медицину. Это и есть тяжкая сторона нашей профессии, когда врач устает от чувства ответственности, от того, что часто одно неверное слово, одно неверное назначение, одно неверное движение руки хирурга может стоить искалеченной судь­бы, человеческой жизни, человеческого счастья. Многие люди могут оказаться в такой же ситуации, например, водитель автомо­биля. Если он невнимателен, то может кого-то задавить, разбить машину. Но у него это – чрезвычайное происшествие, а в профес­сии врача – это статистический процент. Предполагается, что никто из врачей не может быть застрахован от профессиональных ошибок. Это очень тяжелое бремя – знать, что ты кому-то искалечил жизнь. Нет ничего необычного в том, что человек может уйти из медицины, поскольку врачи за свою деятельность, за свое редкое счастье видеть выздоравливающего пациента платят несо­размерную цену – цену своего здоровья, цену заброшенных собственных детей, которые почти не видят своих родителей, цену короткой жизни – жизнь хорошего врача редко бывает длинной. Кому-то такая жизнь не подходит, кто-то из нее уходит. И нет ничего особенного в первом варианте, нет ничего оскорбительного и постыдного и во втором.

 

(Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности:

Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2003, С. 21-23)

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player