РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

I

I. Подготовка студента к курации

5

 

1.1. Цели и основные задачи написания «Медико-психологической характеристики личности пациента (на базе психиатрической клиники)»

 

5

 

1.2. Деонтологические трудности работы в психиатрической клинике

5

 

1.3. Клинико-психологические методы оценки

7

 

 

1.3.1. Наблюдение

7

 

 

1.3.2. Беседа

8

 

 

1.3.3. Основные требования к клиническому интервью

9

 

 

1.3.4. Анамнез

10

 

1.4. «Качество жизни» как предмет оценивания

11

 

1.5. Проблема личности в психиатрической клинике

13

 

 

1.5.1. Расстройства личности по МКБ-10

15

 

 

1.5.2. Личностные расстройства по DSM-IV

17

II. Структура медико-психологической характеристики

23

 

2.1. Социально-демографические данные.

23

 

2.2. Жалобы

23

 

2.3. Субъективный анамнез жизни.

23

 

2.4. Субъективный анамнез заболевания.

24

 

2.5. Объективный анамнез жизни.

24

 

2.6. Объективный анамнез заболевания.

25

 

2.7. Данные объективного исследования.

25

 

2.8. Психологическое исследование личности

25

 

 

2.8.1. Экспериментально-психологическое исследование с применением стандартного набора психодиагностических методик.

 

25

 

 

2.8.2. Общая оценка основных психических процессов по данным наблюдения, беседы, анамнеза и экспериментальных проб

 

26

 

 

2.8.3. Общая оценка психологических особенностей личности по данным наблюдения, беседы, анамнеза и психодиагностических методик

 

26

 

2.9. Заключительные выводы о личности пациента

27

III. Методы психологической диагностики.

28

 

3.1. Экспресс-метод оценки психического статуса – MMST (Мини Ментал Статус Тест)

28

 

3.2. Шкала астенического состояния

29

 

3.3. «Корректурная проба»

30

 

3.4. Исследование процессов памяти

31

 

 

3.4.1. Проба «10 слов»

31

 

 

3.4.2. Проба «Пиктограммы»

31

 

 

3.4.3. Проба «Словарь»

32

 

3.5. Исследование процессов мышления

39

 

 

3.5.1. Проба «Исключение слов»

39

 

 

3.5.2. Проба «Сравнение понятий»

40

 

 

3.5.3. Проба «Поиск несоответствий»

41

 

 

3.5.4. Проба «Соотношение пословиц и фраз»

47

 

3.6. Исследование личности

48

 

 

3.6.1. MMPI (вариант СМОЛ)

48

 

 

3.6.2. Самооценка по Т. Дембо С.Я. Рубинштейн

52

 

 

3.6.3. Проективный тест «Несуществующее животное»

53

IV. Актуальные проблемы прогнозирования социально-реабилитационных мероприятий в работе с пациентами

55

 

4.1. «Функциональный диагноз»

55

 

4.2. Многоосевой диагноз по DSM-IV

57

V. Цитируемая литература

59

 

 

1.5. Проблема личности в психиатрической клинике

В современной международное классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) в основу типологии личностных расстройств положено понимание личности как биологически (конституционально) детерминированного психического феномена.

«Специфическое расстройство личности – это тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. Личностное расстройство возникает обычно и позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Поэтому диагноз личностного расстройства вряд ли адекватен до 16-17-летнего возраста». (20, С. 198)

Отечественная классификация личностных патологий находится, по мнению врачей Военно-Медицинской академии Санкт-Петербурга, следующим образом (25, С. 135).

 

Диагностическая рубрика МКБ-10

Код по

МКБ-10

Традиционное

диагностическое заключение

Параноидное расстройство личности

F60.0

Паранойальная психопатия

Шизоидное расстройство личности

F60.1

Шизоидная психопатия

Диссоциальное

расстройство личности

F60.2

Мозаичная психопатия;

Неустойчивая психопатия

Эмоционально-неустойчивое

расстройство личности

F60.3

Неустойчивая психопатия

Истерическое расстройство личности

F60.4

Истерическая психопатия

Ананкастное расстройство личности

F60.5

Психастения

Тревожное расстройство личности

F60.6

Психастения

Зависимое расстройство личности

F60.7

Астеническая психопатия

Смешанное и другие

расстройства личности

F61

Мозаичная психопатия

Хронические изменения личности, не связанные с повреждением или заболеванием мозга

F62

Постреактивное развитие личности, психопатоподобные состояния после перенесенных событий

 

Отдельная (!) глава «психические заболевания» появляется в международной классификации болезней (МКБ-6) с 1948 года и уже в 1952 году публикуется версия американских исследователей психических нарушений – «Диагностическое и статистическое руководство» (DSM-I).

Последними принятыми международным сообществом версиями являются

МКБ-10 и DSM-IV-TR.

В американской версии также учитывается влияние конституциональных особенностей, но особое внимание привлекается и к собственно психической (психологической, поведенческой, психодинамической) истории жизни человека.

«Каждый из нас, – пишет автор современного американского учебника по клинической психологии Рональд Комер, – представляет собой личность с уникальным и долговременным сочетанием внутреннего опыта и действий, направленных на окружающий мир. Как правило, мы реагируем на происходящее в присущей лишь нам предсказуемой и последовательной манере. Эта последовательность, часто называемая чертами личности (personality traits), может являться результатом унаследованных характеристик, усвоенных реакций или комбинации и тех и других. Однако наша личность отличается и гибкостью. Мы учимся на собственном опыте. Взаимодействуя со своим окружением, мы апробируем различные ответы и смотрим, какие из них оказываются более эффективными. Именно этой гибкостью часто не обладают люди, страдающие расстройством личности. Расстройство личности – это очень жесткая картина (паттерн) внутреннего опыта и действий, направленных на окружающи мир. Этот паттерн распространяется на большую часть взаимодействия человека, сохраняется в течение многих лет и отличается от опыта и поведения, обычно ожидаемых от людей». (10, С. 459)

 

 

 

 

Главная особенность

 

 

 

 

 

 

Заметная особенность

 

1.5.1. Расстройства личности по МКБ-10

Расстройства личности – это «Состояния, не объясняющиеся прямым образом обширным повреждением или заболеванием головного мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяющие следующим критериям:

а) заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям;

в разных культуральных условиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм;

б) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;

в) аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;

г) вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости;

д) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени;

е) обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности». (20, С. 198-199)

Следующие характеристики поведения приведены (по 15, С.19-21) коротко, в учебных целях (при диагностике расстройства не обязательно должны присутствовать все)

 Параноидные:

– чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам

 

– тенденция постоянно быть недовольным чем-то

 

– подозрительность

 

– стойкое и воинственное убеждение в собственных правах, даже без соответствия ситуации

 

– склонность к патологической ревности

 

– тенденция к переживанию чрезмерной собственной значимости

 

– поглощенность малосущественными событиями, интерпретируемые в духе «заговора»

 

Шизоидные:

– неспособность к переживанию удовольствия (ангедония)

– эмоциональная холодность, отчуждение или уплощенная аффективность

 

– неспособность проявлять теплые, нежные чувства по отношению к другим людям, равно как и гнев;

 

– слабая реакция как на похвалу, так и на критику

 

– слабый интерес к имеющемуся сексуальному опыту

 

– предпочтение фантазии, уединенной деятельности и интроспективной замкнутости

 

– отсутствие близких личных отношений

– почти неизменное предпочтение уединенной деятельности

 

– затрудненное понимание и принятие социальных условностей (эксцентричность поведения)

 

 Диссоциальные

– бессердечное равнодушие к чувствам других

 

– безответственность и неуважение к социальным нормам

 

– неспособность к поддерживанию продолжительных отношений

 

– низкая фрустрационная толерантность и низкий порог для разрядки агрессии

 

– неспособность к переживанию чувства вины

 

– склонность к обвинению окружающих

 

– постоянная раздражительность

 

Эмоционально лабильные:

– тенденция к неожиданным действиям без учета их последствий

 

– тенденция к неуживчивому поведению и конфликтности

 

– подверженность к вспышкам гнева и насилия

 

– отчетливая неспособность к планированию будущего или прогнозированию вероят-ности будущих событий

 

– затруднения в поддержании какой-либо деятельности, которая не сулит немедлен-ного вознаграждения

 

– неустойчивое и капризное настроение

 

– нарушения или неопределенность образа «Я » и внутренних  предпочтений (вклю-чая сексуальные)

 

– склонность к вовлечению в интенсивные и неустойчивые отношения

 

– повторные угрозы и акты самоповреждения

 

Истерические

самодраматизация, театральность

 

– внушаемость

 

– поверхностная и изменчивая аффективность

 

эгоцентричность

 

– постоянное страстное желание быть высоко ценимым

 

– стремление возбуждать к себе интерес или быть в центре внимания

 

манипулятивное поведение для достижения собственных выгод

 

– неадекватная обольстительность во внешнем виде и поведении

 

Ананкастные (обсессивно-компульсивные):

– чрезмерная  склонность к сомнениям и осторожности

 

– озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками

 

перфекционизм (стремление совершенствоваться)

 

– сознательность (обязательность), скрупулезность

 

– педантизм и конвенциональность

 

– ригидность и упрямство

 

– внезапное возникновение настойчивых и непрошенных мыслей и импульсов

 

– опережающее планирование любой деятельности в мельчайших деталях

 

Тревожные (избегающие):

– ощущения напряжения и тревожного ожидания

 

– рефлексия и чувство опасности и неполноценности

 

– стремление быть принятым

 

– сверхчувствительность к отвержению и критике

 

– отказ вступать в отношения, не гарантирующие абсолютного принятия

 

– привычная склонность к преувеличению потенциальных опасностей или рискован-ности повседневных ситуаций

 

– ограниченный жизненный стиль вследствие потребности в определенности и безопасности

 

Зависимые

– позволение другим брать на себя ответственность за основные сферы собственной жизни

 

– полное подчинение тем, от кого субъект зависим

 

– неспособность предъявлять требования людям, от которых зависим

 

– восприятие себя как беспомощного, некомпетентного и недостаточно жизнеспо-собного

 

– страх быть отвергнутым и постоянная потребность получать разуверения в отвер-жении

 

– опустошенность и беспомощность, если близкие отношения кончены

 

– возложение ответственности на других

 

 

1.5.2. Личностные расстройства по DSM-IV

Учебный тест (PSP – Personaliti Self-Portrait) по самодиагностике личностных черт (версия DSM-IV) приводит в своей работе известный американский психиатр Джон М. Олдхем (13). Небольшой комментарий к заданию – на стр. 22.

Инструкция: Ответьте на все 107 вопросов. Даже если Вы считаете, что вопрос не касается Вас или Вашей личной жизни, отвечайте так, как если бы он имел отношение

 

Д – (Да, я согласен.) – Используйте этот ответ, если данное утверждение совершенно верно для Вас, в большинстве случаев.

М – (Может быть, я согласен.) – Используйте этот ответ, если данное утверждение иногда, каким-то образом верно для Вас.

    – Используйте этот ответ также для утверждений, состоящих из нескольких частей, если Вы согласны с одной, но не согласны с другой.

H – (Нет, я не согласен.) Используйте этот ответ, если данное утверждение совершенно ложно для Вас.

  БЛАНК ОТВЕТОВ

1.

Д  М  Н

23.

Д  М  Н

45.

Д  М  Н

67.

Д  М  Н

89.

Д  М  Н

2.

Д  М  Н

24.

Д  М  Н

46.

Д  М  Н

68.

Д  М  Н

90.

Д  М  Н

3.

Д  М  Н

25.

Д  М  Н

47.

Д  М  Н

69.

Д  М  Н

91.

Д  М  Н

4.

Д  М  Н

26.

Д  М  Н

48.

Д  М  Н

70.

Д  М  Н

92.

Д  М  Н

5.

Д  М  Н

27.

Д  М  Н

49.

Д  М  Н

71.

Д  М  Н

93.

Д  М  Н

6.

Д  М  Н

28.

Д  М  Н

50.

Д  М  Н

72.

Д  М  Н

94.

Д  М  Н

7.

Д  М  Н

29.

Д  М  Н

51.

Д  М  Н

73.

Д  М  Н

95.

Д  М  Н

8.

Д  М  Н

30.

Д  М  Н

52.

Д  М  Н

74.

Д  М  Н

96.

Д  М  Н

9.

Д  М  Н

31.

Д  М  Н

53.

Д  М  Н

75.

Д  М  Н

97.

Д  М  Н

10.

Д  М  Н

32.

Д  М  Н

54.

Д  М  Н

76.

Д  М  Н

98.

Д  М  Н

11.

Д  М  Н

33.

Д  М  Н

55.

Д  М  Н

77.

Д  М  Н

99.

Д  М  Н

12.

Д  М  Н

34.

Д  М  Н

56.

Д  М  Н

78.

Д  М  Н

100

Д  М  Н

13.

Д  М  Н

35.

Д  М  Н

57.

Д  М  Н

79.

Д  М  Н

101

Д  М  Н

14.

Д  М  Н

36.

Д  М  Н

58.

Д  М  Н

80.

Д  М  Н

102

Д  М  Н

15.

Д  М  Н

37.

Д  М  Н

59.

Д  М  Н

81.

Д  М  Н

103

Д  М  Н

16.

Д  М  Н

38.

Д  М  Н

60.

Д  М  Н

82.

Д  М  Н

104

Д  М  Н

17.

Д  М  Н

39.

Д  М  Н

61.

Д  М  Н

83.

Д  М  Н

105

Д  М  Н

18.

Д  М  Н

40.

Д  М  Н

62.

Д  М  Н

84.

Д  М  Н

106

Д  М  Н

19.

Д  М  Н

41.

Д  М  Н

63.

Д  М  Н

85.

Д  М  Н

107

Д  М  Н

20.

Д  М  Н

42.

Д  М  Н

64.

Д  М  Н

86.

Д  М  Н

 

 

21.

Д  М  Н

43.

Д  М  Н

65.

Д  М  Н

87.

Д  М  Н

 

 

22.

Д  М  Н

44.

Д  М  Н

66.

Д  М  Н

88.

Д  М  Н

 

 

 

  1. Я провожу за работой больше времени, чем мои коллеги, поскольку люблю, чтобы все было сделано правильно и хорошо.

  2. Я очень организованная личность. Я люблю следовать расписанию и составлять списки дел, которые следовало бы выполнить. Иногда у меня оказывается столько списков, что я не знаю, что ними делать.

  3. Иногда меня называют «трудоголиком». Действительно, я работаю очень напряженно, даже когда есть деньги и все счета оплачены. Думаю, если бы я захотел, то мог бы расслабиться и немного отдохнуть.

  4. Я люблю свои ежедневные дела и обязанности. Я становлюсь упрямым, если кто-то пытается заставить меня изменить им.

  5. Я ненавижу рутину, я не очень обязательный человек, поэтому откладываю все дела на потом или вообще не занимаюсь ими.

  6. Когда бы я не добивался успеха, всякий раз обнаруживаю, что не получаю от этого удовольствия, к тому же в другой сфере жизни все начинает разлаживаться.

  7. У меня множество способностей, но они не дают мне преимуществ. Если я делаю что-то хорошо, то могу помочь другим, но не могу заставить свои способности работать на себя.

    8. Я прекрасно лажу с собой. Я знаю, какую работу хочу выполнять, каких друзей иметь и вообще, что для меня важно.

  9. Я чувствую себя, как пустая раковина. Я могу ощущать полную бессмысленность существования.

10. Я обожаю мечтать. Представляю себя богатым, могущественным и знаменитым. Под шумные аплодисменты получающим Нобелевскую премию, обожествляемым за талант и красоту толпой фанатичных поклонников.

11. Хотя я и не уверен, что это хорошо, меня привлекает насилие, оружие и боевые искусства. Я люблю смотреть фильмы, в которых много действия.

12. Считают, что я говорю довольно странно, говорю вещи, которые слишком глубоки для людей, или не объясняю, что имею в виду.

13. Меня называют надменным, ну что ж...

14. Я люблю, когда мной восхищаются, а когда игнорируют, пытаюсь выуживать комплименты, словно рыбу.

15. Внешность очень важна для меня, я трачу много времени, удостоверяясь в том, что выгляжу привлекательно.

16. Иногда люди считают меня эксцентричным, потому что я одеваюсь по-своему и кажусь им немного «не от мира сего». Действительно, я живу в собственном маленьком мирке.

17. Хотя я думаю, что понимаю людей, они всегда говорят, что у меня нет ни малейшего понятия о том, что они чувствуют.

18. Если приходится стоять в очереди или сидеть в переполненном ресторане, я обычно пытаюсь пролезть вперед и быть обслуженным немедленно, или, по крайней мере, я считаю, что так должно быть.

19. Я никогда не ощущаю вины за то, что сделал.

20. Все люди, с которыми я сотрудничаю, и все организации, к которым я принадлежу, являются влиятельными и важными.

21. Возможно, некоторые считают меня зажатым и костным, но я свято верю, что для аморального или неэтичного поведения извинений не существует.

22. Прежде чем принять решение, я предпочитаю выслушать добрый совет, даже если это касается будничных проблем.

23. Я просто не могу выбрасывать старые вещи, даже если они бесполезны и бессмысленны для меня.

24. Может быть, я и преувеличиваю важность своей персоны, но, честно говоря, думаю, что достоин всяческих похвал.

25. Я суровый судья самому себе.

26. Я бы не назвал себя легкомысленным, для меня все имеет значение и вес. Большую часть времени я абсолютно серьезен.

27. Иногда мне кажется, что вина – это мое второе имя. Я даже не всегда уверен, что знаю повод, из-за которого чувствую себя виноватым.

28. Я не очень-то верю в себя, иногда я чувствую себя просто никчемным.

29. Я не боюсь рассказывать другим о своих проблемах, но чувствую себя очень неудобно, если мне помогают решать их.

30. Люди могут думать, что я слишком много говорю о своих неудачах, но они не понимают, насколько все действительно плохо для меня.

31. Иногда я замечаю, что смеюсь над неудачами других, хотя не очень горжусь такой реакцией. Возможно, мне просто хочется сказать: «Вот я бы на вашем месте...»

32. Мне трудно находиться среди тех, кто богаче меня, так как часто завидую их счастливой звезде.

33. Иногда мне трудно расслабиться и отдохнуть. Когда появляется возможность доставить себе удовольствие, по разным причинам мне трудно воспользоваться ею.

34. Когда дело касается взаимоотношений с окружающими, мне кажется, что я свой самый злейший враг. Я вечно связываюсь с теми, кто унижает и разочаровывает меня. Не могу поверить, что я настолько не разбираюсь в людях. Должно быть, просто наивен.

35. Со мною трудно долго находиться рядом, потому что мои требования к людям чрезмерны. И все-таки я расстраиваюсь, когда люди сходят с ума от моего поведения.

36. Если кто-то заботится обо мне или слишком нежно ко мне относится, для меня это не интересно. Мне становится даже скучно, если в моих отношениях с окружающими отсутствует вызов.

37. Кажется, я иногда слишком много делаю для других.

38. Обычно я оставляю серьезные решения другим важным людям.

39. Я не слишком самостоятелен, я больше последователь, чем лидер, но могу быть преданным игроком в команде.

40. Мне нравится соглашаться с другими людьми. Если я не согласен, то обычно оставляю свое мнение при себе.

41. Я лезу из кожи вон, делая все для других, чтобы понравиться им. Иногда в пылу я могу даже доставить неприятности.

42. Мне гораздо лучше находиться в среде общения, потому что я чувствую себя совершенно беспомощным в одиночестве.

43. Когда общение прекращается, я начинаю паниковать и немедленно начинаю искать другое.

44. Вероятно, я слишком волнуюсь, что не могу позаботиться о себе, если потеряю важного в своей жизни человека.

45. Порой я просто теряю рассудок, когда представляю, что люди могут покинуть меня. Я принимаюсь звонить и требовать, чтобы меня разуверили в этих подозрениях, что, должно быть здорово им докучает.

46. Я люблю быть в центре внимания, это восхитительно. Я гораздо лучше чувствую себя в центре событий, чем на обочине.

47. Мне нравится флиртовать, и я хочу, чтобы люди считали меня привлекательной (привлекательным).

48. Меня считают очень занимательным. Я умею живо и красочно рассказывать о том, что произошло, хотя и не всегда придерживаюсь фактов.

49. Я довольно легко поддаюсь внушению. Мне приходится быть всегда настороже, чтобы не попасть под влияние других.

50. Слишком часто я предаю больше значения взаимоотношениям, чем они того стоят. Это причиняет мне душевную боль.

51. Как правило, мои взаимоотношения очень интенсивны, чувства, которые я испытываю к человеку, бросаются из одной крайности в другую. Иногда я преклоняюсь перед ним, а иногда просто не переношу его присутствия.

52. Для меня зависть – это жизненный фактор. Я завидую – мне завидуют.

53. Я не очень доверяю людям, хотя мне бы хотелось. Просто не могу не волноваться, что они используют меня, если я не буду проявлять осторожность.

54. Иногда мне кажется, что мои друзья или коллеги не так уж преданы, как мне бы хотелось.

55. У меня нет близких друзей, кроме, разве что, некоторых членов семьи.

56. Я ревнивец. Я всегда волнуюсь, верен ли мне мой партнер.

57. Я довольно скрытная личность и держу всегда все в себе, так как никогда не знаешь, кто может использовать эту информацию в своих целях.

58. Вообще-то я одиночка. Мне не очень-то нравится, если вокруг люди, даже моя семья.

59. Если есть выбор, я предпочитаю все делать сам.

60. Я не испытываю сильного желания заняться с кем-нибудь сексом.

61. Для меня трудно быть самим собой в близких отношениях. Я боюсь показаться смешным и поэтому отступаю.

62. Я стесняюсь в кругу новых людей.

63. Я часто нахожу общество невыносимым, даже если это общество людей, которых я хорошо знаю. Не могу преодолеть чувство, что другие смотрят на меня, оценивают и не всегда лестно.

64. Обычно я не связываюсь с людьми, пока не удостоверюсь, что нравлюсь им.

65. Мне более удобно заниматься работой, которая не вовлекает в себя много людей. Я беспокоюсь, что коллеги станут критиковать меня.

66. В обществе я чувствую себя уверенно. Я разговариваю спокойно, без страха сказать какую-нибудь глупость или обнаружить пробел в знаниях.

67. Люди не понимают или не одобряют меня.

68. Я могу быть довольно критичным по отношению к своему боссу или вышестоящему начальству. Может быть, я не представляю, каково это находиться в их шкуре, но, мне кажется, я мог бы работать лучше.

69. Когда меня просят сделать то, что я не хочу делать, я становлюсь несносным, могу спорить, дуться или ворчать.

70. Если ко мне придираются, становлюсь невыносимым, упрямым, но позже чувствую вину и пытаюсь ее загладить.

71. Лучше бы я не относился к другим так критично, я всегда нахожу в них недостатки.

72. Некоторые люди говорят, что я чересчур самостоятелен, но лучше я сделаю работу сам, чем позволю другим сделать ее неправильно. Я рискну показаться слишком «деловым», если это сможет заставить людей выполнить работу так, как нужно.

73. Думаю, что строгая дисциплина очень важна. Хотя я не приверженец физических наказаний, верю в правильность пословицы: «Пожалеешь розгу – испортишь ребенка».

74. Члены моей семьи часто жалуются, что я ущемляю их свободу и независимость. Полагаю, я действительно довольно строг.

75. Люди говорят, что я унижаю их перед другими. Они не должны быть такими чувствительными – слова не могут обидеть. А если они действительно считают меня слишком критичным, пусть отвечают тем же.

76. Думаю, что могу быть страшным, некоторые люди говорят, что выполняют мои указания потому, что боятся меня.

 77. Я предпочитаю доминировать в отношениях с окружающими. В результате я могу показаться жестоким или плохим, не осознавая этого.

 78. Я верю, что в некоторых отдельных ситуациях приходится перешагивать через других, чтобы добраться до нужного места.

 79. Я вижу, что некоторые люди делают мне мелкие пакости, достают или даже оскорбляют меня лишь для того, чтобы вывести из себя.

 80. Если кто-то поступил по отношению ко мне плохо, я долго держу на него зуб.

 81. Я не обязательно говорю только правду.

 82. Иногда я люблю присочинять или исказить факты, только чтобы посмотреть на реакцию людей, это всего лишь шутки, нет причин злиться.

 83. Иногда мне говорят, что я ищу предлог к ссоре. Правда, я готов спорить или драться с любым, кто не на моей стороне.

 84. Я остро чувствую критику, даже если она завуалирована, и никому не спускаю ее с рук.

 85. У меня ужасный характер, но ничего не могу поделать.

 86. Люди говорят, что иногда на понимают, воспринимать ли мои чувства серьезно или нет.

 87. Я выражаю свои чувства пылко и театрально.

 88. У меня особое проявление эмоций. Например, что-то печальное может показаться смешным, и я рассмеюсь.

 89. Мое настроение – чувствительный прибор. Мелочи могут выбить меня из колеи. За несколько часов я могу испытать широкий спектр эмоций, от счастья до печали и раздражения. Но плохое настроение никогда не затягивается.

 90. Я много размышляю и беспокоюсь.

 91. Я бы не хотел так сильно переживать по поводу того, что думает обо мне общество.

 92. Ненавижу риск и нетрадиционные решения, так как боюсь оказаться в дураках.

 93. На свете не так уж много вещей, которые я люблю делать.

 94. Меня можно назвать человеком с каменным лицом, потому что я вообще не очень эмоционален.

 95. Я не показываю своей реакции ни на критику, ни на комплименты.

 96. Я думаю, что настроен на иную, чем остальные, волну. Иногда я замечаю странные вещи, и они мне кажутся реальными, хотя я не могу доказать этого. Например, выход из собственного тела или присутствие рядом человека, который давно умер.

 97. Меня привлекает магия и НЛО. Я обладаю подобием «шестого чувства», иногда знаю, что должно произойти за долго до того, как это случится.

 98. Я вижу стакан наполовину пустым, а не наполовину полным.

 99. Я не могу легко тратить деньги, хотя некоторые обвиняют меня в скупости. Я предпочитаю оставлять что-нибудь на черный день.

100. Мне нравится действовать импульсивно и по вдохновению, например, я могу напиться, если есть настроение, или позволить себе хорошо поесть. Возможно, иногда я вожу машину слишком быстро или делаю бессмысленные покупки. Так жить гораздо интереснее, хотя порою можно и обжечься.

101. Я могу быть очень театральным в печали. Я иногда угрожаю убить себя, но вряд ли это сделаю на самом деле.

102. Я заинтересован андеграундным стилем жизни, когда можно беспрепятственно ломать устоявшиеся правила.

103. Я просто не способен долго работать или волноваться, оплачены ли мои счета, поэтому многие люди считают меня безответственным.

104. Я не принадлежу к типу людей, которые осторожничают. Я могу рискнуть ехать на повышенной скорости или немного выпивши, но я всегда знаю что делаю.

105. Я люблю все делать спонтанно, не планируя заранее.

106. В детстве я был трудным ребенком и вечно попадал в неприятности. Я прогуливал уроки, убегал из дома, дрался, врал, воровал и спекулировал.

107. Под влиянием стресса я становлюсь подозрительным без причины или нарочно все порчу, а после претворяюсь, что ничего не случилось.

Обработка результатов по тесту PSP (Personaliti Self-Portrait)

A

Бдительный*

 

ICD10 F60.0 ** / DSM IV – Paranoid Personality Disorder ***

 

53, 54, 56, 57, 79, 80, 84 ****

B

Одинокий

 

ICD10 F60.1 / DSM IV – Shizoid Personality Disorder              

 

55, 58, 59, 60, 93, 94, 95

C

Идеосинкратический

 

ICD – не диагностируется как расстройство личности, помещено в рубрику «шизотипическое расстройство»  F21 / DSM IV – Shizotypal Personality Disorder

 

12, 16, 53, 55, 56, 63, 88, 96, 97

D

Авантюрный

 

ICD10 F60.2 / DSM IV – Antisocial Personality Disorder

 

19, 51, 81, 83, 102, 103, 104, 105, 106

E

Деятельный

 

ICD10 F60.3 (F60.30-F60.31) / DSM IV – Borderline Personality Disorder

 

8, 9, 45, 49, 50, 85, 89, 100, 101, 197

F

Драматический

 

ICD10 F60.4 / DSM IV – Histrionic Personality Disorder         

 

15, 46, 47, 48, 52, 86, 87

G

Самоуверенный

 

ICD не диагностируется / DSM IV – Narcissistic Personality Disorder

 

10, 13, 14, 17, 18, 20, 24, 78

H

Чувствительный

 

ICD10 F60.6 / DSM IV  Avoidant Personality Disorder          61, 62, 64, 65, 66, 91, 92

I

Преданный

 

ICD10 F60.7 / DSM IV – Dependent Personality Disorder  

 

22, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44

J

Добросовестный

 

ICD10 F60.5 / DSM IV  Obsessive-Compulsive Personality Disorder

 

1, 2, 3, 4, 21, 23, 72, 99

K

Праздный

 

ICD–10 не диагностируется / Пассивно-агрессивное расстройство личности по DSM IV (требует дальнейшего исследования, помещено «условно»)

 

5, 30, 32, 67, 68, 69, 70

L

Агрессивный 

 

ICD–10 не диагностируется / диагностируется в DSM-III-R (жестокость, садизм) – из DSM IV – исключен                                                            

 

11, 31, 73, 74, 75, 76, 77, 82

M

Самопожертвование

 

ICD–10 не диагностируется / диагностируется в DSM-III-R (самоуничижение, мазохизм) – из DSM IV – исключен                                             

 

6, 7, 29, 33, 34, 35, 36, 37

N

Серьезный

 

ICD–10 не диагностируется / Депрессивное расстройство личности – по DSM – IV (требует дальнейшего исследования, помещено «условно»)

 

25, 26, 27, 28, 71, 90, 98

*  условное название по Дж. М. Олдхему

**  код расстройства личности по МКБ-10

***  обозначение личностного расстройства по современной американской классификации психических нарушений 4-го пересмотра

*****  ключ для подсчета баллов по опроснику. Количественную оценку (арифметическую сумму), полученную по каждому типу, нанесите на график (на следующей странице), учитывая, что всегда  Д=2, М=1, Н=0.

 

 

 

Оценка в процентах

0

6

11

17

22

28

33

39

44

50

56

61

67

72

78

83

89

94

99

 

A  Бдительный

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

B  Одинокий 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

C Идеосинкратический

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

 

D  Авантюрный

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

 

 

E  Деятельный

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

 

F  Драматический

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

 

 

G  Самоуверенный

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

 

H  Чувствительный

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

I  Преданный

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

 

 

J  Добросовестный

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

 

 

K  Праздный

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

L  Агрессивный

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

 

 

M  Самопожертвование

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

 

 

N  Серьезный

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

 

Полученные результаты наносятся на бланк, приведенный выше. Ориентиром для оценки должны служить крайне левые показатели, выраженные в процентах«нормальные» показатели (средние для большинства опрошенных) находятся в границах 28% – 72%. Если ваши показатели значительно выше или значительно ниже приведенных цифр – вам необходимо найти книгу Олдхэма и Морриса и внимательно прочитать ее.

Во-первых, если ваши показатели значительно выше условного «коридора» – вы «зациклены» на одной из стратегий адаптации, и забыли, что ни одна стратегия поведения (адаптации) не является универсальной. Ваш излюбленный стиль не может не иметь недостатков. Подробнее – в книге Олдхэма и Мориса. Но уже сейчас, имея крайне высокие показатели по какой-то из шкал, вы можете обратиться к странице 14, чтобы посмотреть на ваши самые «узкие» места (сферы) взаимодействия с окружающими.

Во-вторых, если ваши показатели крайне малы, то вы, очевидно забываете, что ни одна стратегия поведения (адаптации) не является абсолютно проигрышной. Ваша «нечувствительность» к некоторым стратегиям поведения может привести к тому, что люди как раз имеющие эту стратегию могут показаться вам не только очень странными, но и «ненормальными», хотя это – ваша проблема «узости» диапазона приемлемых стратегий адаптивного поведения.

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player