|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ |
|
5 |
||
|
1.1. Цели и основные
задачи написания «Медико-психологической характеристики личности пациента (на
базе психиатрической клиники)» |
5 |
|
|
1.2. Деонтологические трудности работы в психиатрической клинике |
5 |
|
|
1.3.
Клинико-психологические методы оценки |
7 |
|
|
|
1.3.1. Наблюдение |
7 |
|
|
1.3.2. Беседа |
8 |
|
|
1.3.3. Основные
требования к клиническому интервью |
9 |
|
|
1.3.4. Анамнез |
10 |
|
1.4. «Качество жизни»
как предмет оценивания |
11 |
|
|
1.5. Проблема личности
в психиатрической клинике |
13 |
|
|
|
1.5.1. Расстройства
личности по МКБ-10 |
15 |
|
|
1.5.2. Личностные
расстройства по DSM-IV |
17 |
II. Структура медико-психологической
характеристики. |
23 |
||
2.1. Социально-демографические данные. |
23 |
||
2.2. Жалобы. |
23 |
||
2.3. Субъективный анамнез жизни. |
23 |
||
2.4. Субъективный анамнез заболевания. |
24 |
||
2.5. Объективный анамнез жизни. |
24 |
||
2.6. Объективный анамнез заболевания. |
25 |
||
2.7. Данные объективного исследования. |
25 |
||
2.8. Психологическое исследование личности. |
25 |
||
|
2.8.1. Экспериментально-психологическое исследование
с примене-нием
стандартного набора психодиагностических методик. |
25 |
|
|
2.8.2. Общая оценка основных психических
процессов по данным наблюдения, беседы, анамнеза и экспериментальных проб. |
26 |
|
|
2.8.3. Общая оценка психологических
особенностей личности по данным наблюдения, беседы, анамнеза и
психодиагностических методик. |
26 |
|
|
2.9. Заключительные выводы о личности пациента. |
27 |
|
III. Методы психологической
диагностики. |
28 |
||
|
3.1. Экспресс-метод
оценки психического статуса – MMST (Мини Ментал
Статус Тест) |
28 |
|
|
3.2. Шкала
астенического состояния |
29 |
|
|
3.3. «Корректурная
проба» |
30 |
|
|
3.4. Исследование
процессов памяти |
31 |
|
|
|
3.4.1. Проба «10 слов» |
31 |
|
|
3.4.2. Проба «Пиктограммы» |
31 |
|
|
3.4.3. Проба «Словарь» |
32 |
|
3.5. Исследование процессов мышления |
39 |
|
|
|
3.5.1. Проба «Исключение слов» |
39 |
|
|
3.5.2. Проба «Сравнение понятий» |
40 |
|
|
3.5.3. Проба «Поиск несоответствий» |
41 |
|
|
3.5.4. Проба «Соотношение пословиц и фраз» |
47 |
|
3.6. Исследование личности |
48 |
|
|
|
3.6.1. MMPI (вариант СМОЛ) |
48 |
|
|
3.6.2. Самооценка по Т. Дембо – С.Я.
Рубинштейн |
52 |
|
|
3.6.3. Проективный тест «Несуществующее животное» |
53 |
IV. Актуальные проблемы прогнозирования социально-реабилитационных
мероприятий в работе с пациентами |
55 |
||
|
4.1. «Функциональный диагноз» |
55 |
|
|
4.2. Многоосевой диагноз по DSM-IV |
57 |
|
V. Цитируемая литература |
59 |
||
II.
Структура медико-психологической характеристики Обследование пациента и оформление собственно «Медико-психологической характеристики» проводится исходя из рекомендаций и плана медико-психологического обследования пациента в клинике, приведенного ниже: 2.1. Социально-демографические данные 2.1. 1. ФИО 2.1. 2. Возраст 2.1. 3. Пол 2.1. 4. Семейное положение: – холост; – состоит в браке, сколько лет; – разведен; – вдо-вец; – живет отдельно; – второй брак 2.1. 5. Количество детей, их возраст 2.1. 6. Образование: – средняя школа; – вспомогательная школа; – средне специальное (ПТУ, техникум); – незаконченное высшее; – высшее 2.1. 7. Профессия в настоящий момент 2.1. 8. Адрес 2.1. 9. Дата поступления в клинику 2.1.10. Цель направления в клинику 2.1.11. Диагноз 2.2. Жалобы 2.3. Субъективный анамнез жизни (история жизни со слов самого пациента) 2.3.1. Состав семьи: семья полная, неполная – деформированная – (когда разведены или умерли родители, наличие отчима, мачехи), воспитывается прародителями; количество детей в семье, каким по счету родился; 2.3.2. Hаследственная отягощенность
тяжелыми психическими и соматическими заболеваниями (в частности, туберкулез, олигофрения, эпилепсия, наличие в семье лиц с «тяжелым характером», эндокринные, сердечно-сосудистые заболевания и т.п.), отец: возраст к моменту рождения ребенка, образование, место учебы и профессия, особенности характера, алкоголизация; мать: возраст к моменту рождения, образование, место работы и профессия, особенности характера, алкоголизация; 2.3.3. Особенности воспитания: – кто больше занимался воспитанием (мать, отец, другие родственники, чужие люди, государственные организации); – отношения между родителями, их отношение к детям (одинаково ли ко всем, любимые дети); – типы воспитания (по А.Е. Личко): гармоничное, гипоопека, гиперопека (доминирующая, потворствующая), эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность, воспитание в атмосфере культа болезни, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи; – отношение к родителям, братьям, сестрам; – что являлось главным в семье (например, по H. Пезешкиану – здоровье, работа, общение, религия), любимые книги; 2.3.4. Особенности поведения и развития
в раннем детстве: – интересы и игровая деятельность в дошкольном возрасте, контактность, особенности адаптации в коллективе (детсад, ясли); – наличие гипервозбудимости или, наоборот, пассивности; – школьный возраст: возраст начала учебы, способности,
прилежание, дисциплиниро-ванность, успеваемость,
трудности в учебе (снижение памяти, способности усваивать новое, отвлекаемость,
недисциплинированность), интересы, активность, контактность, изменение отношений
с родителями, братьями, сестрами, учителями, сверстниками; |
|||
2.3.5.
Особенности протекания пубертатного периода: Развитие и проявление сексуальности: – половая идентификация, формирование полоролевого стереотипа (сексуальноокрашенные игры, сновидения, появление поллюций, у мальчиков появление эрекции, эякуляции); – начало половой жизни, вступление в брак; (у женщин – начало менструального цикла, начало половой жизни, беременность, вступление в брак); Особенности созревания (акселерация, ретардация, инфантилизм); Поведенческие особенности (по А.Е. Личко – реакция эмансипации; реакции группировки; хобби реакции; реакции оппозиции; другие характерологические реакции); 2.3.6. Формы проявления нарушения
поведения (девиантное поведение): – антидисциплинарное (в школе пропуски, срывы уроков); – антиобщественное (неформальные асоциальные или антисоциальные группировки); – делинквентное (противоправное): хулиганские действия, учет в инспекциях по делам несовершеннолетних, судимости, криминальное окружение; – побеги из дома, бродяжничество; – ранняя алкоголизация (наличие алкогольной зависимости), – токсикоманическое поведение; – наркоманическое поведение; – девиации сексуального поведения (ранние сексуальные связи, гомосексуализм, петтинг, вуайеризм, фроттаж и др.); – девиации в сфере «пищевого» поведения (нервная анорексия, булимия, гемблинг и др.) – суицидальное поведение (демонстративное, аффективное, истинное, рискованное поведение); 2.3.7. Полученное образование, специальность, начало трудовой деятельности и ее путь, особенности адаптации и дезадаптации (частая смена профессий, увольнения и т.д.), служба в армии. 2.3.8. Бытовые
условия и особенности семейных отношений, конфликты, дизгармоничные отношения и др. (при наличии собственной семьи – что является ведущими ориентациями и ценностями в организации жизни семьи (например, по Н. Пезешкиану, 2.3.3.) 2.3.9. Описание
характера и особенности его динамики, в подростковом возрасте и далее, по окончании пубертата (дальнейшая психопатизация или депсихопатизация); 2.4. Субъективный анамнез заболевания (история болезни с точки зрения самого
пациента) 2.4.1. Причины
заболевания 2.4.2. Условия возникновения (внезапное начало или постепенное начало, как появились первые симптомы, в каком возрасте, в том числе и отставание в развитии) 2.4.3. Лечение применявшееся ранее (когда и какое); 2.4.4. Подробное описание симптомов болезни и их развитие до настоящего момента; 2.4.5. Влияние заболевания на пациента и его окружение: на благосостояние пациента и его семьи; на его профессиональную деятельность; отношение семьи к заболеванию; изменение межличностных контактов; социальная адаптация и дезадаптация по ходу болезни; 2.5. Объективный анамнез жизни В целом проводится по пунктам, описанным в
2.3., однако с опорой на документальные подтверждения и данные бесед с
людьми, близко знавшими испытуемого 2.5.1. Состав семьи. … 2.5.2. Наследственная отягощенность. … 2.5.3. Особенности воспитания. … 2.5.4. Особенности поведения и развития в раннем детстве. …: 2.5.5. Особенности протекания пубертатного периода. … |
|||
2.5.6. Формы проявления нарушения
поведения (девиантное поведение). … 2.5.7. Полученное образование, специальность.
… 2.5.8. Бытовые условия и
особенности семейных отношений. … 2.5.9. Описание характера, особенности
его динамики в подростковом возрасте и далее (наличие / отсутствие
симптомов дезадаптации).
… 2.6. Объективный анамнез заболевания (со слов близких,
хорошо знающих людей и на основании документальных свидетельств): 2.6.1. Акушерский анамнез матери (данные из истории болезни): – беременность по счету, – течение, осложнение в родах (стремительные, затяжные, эклампсия), помощь в родах (щипцы, вакуум-экстрактор), масса тела при рождении, асфиксия в родах, – кефалогематома, пороки развития; 2.6.2. Особенности развития до 3-х лет: функции моторики (ходьба), речевые (первые слова, фразы), сон (беспокойство, сноговорение). Приобретенные навыки опрятности. 2.6.3. Перенесенные заболевания (до и после 3-х лет), их течение, наличие судорог, расстройств сознания, стационарное лечение (было или нет, по причине какого заболевания); 2.6.4. Заболевание, явившееся причиной
обращения в стационар: а) условия возникновения (внезапное начало или постепенное начало, как проявились первые симптомы, в каком возрасте, в том числе и отставание в развитии); б) лечение, применявшееся ранее (когда, где, какое); в) подробное описание симптомов болезни и их развитие до настоящего момента; г) влияние заболевания на пациента и его окружение: – благосостояние пациента и его семьи; – профессиональная деятельность; – отношение семьи к заболеванию; – изменение межличностных контактов; – социальная адаптация и дезадаптация в ходе болезни; 2.6.5.
Данные характеристик с места работы и учебы. Различия анамнеза со слов больного и родственников (критичность, способность адекватного восприятия действительности); 2.7. Данные объективного исследования 2.7.1. Соматическое
состояние. Антропометрические данные: рост, масса тела, величина черепа. Физические дефекты: неправильный рост эубов, высокое, узкое небо, деформация ушных раковин, гипертрихоз, участки депигментации на теле, диспластичность, укорочение и искривление мизинцев, полидактилия, короткий лоб при плоском черепе, выступающие надбровные дуги и пр. Расстройства со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой систем (органические и функциональные). 2.7.2.
Неврологический статус 2.7.3.
Данные параклинических методов обследования: – рентгеноскопия, электроэнецефалография и т.д. 2.7.4.
Заключение психолога (резюмирующая часть) 2.8. Психологическое
исследование личности
2.8.1. Экспериментально-психологическое
исследование с применением стандарт-ного набора психодиагностических методик Внимание! Протоколы обследования аккуратно
сохраняются вместе с записью комментариев пациента по ходу выполнения заданий
и пометками, фиксирующими особенности поведения испытуемого по ходу исследования.
|
|||
2.8.1.1. Экспресс-метод исследования психического статуса – MMST – см. 3.1. (С. 28) 2.8.1.2. Оценка внимания, работоспособности, астенизации – продуктивность, динамика, устойчивость; – шкала астенизации – см. 3.2. (С. 29) – корректурная проба – см. 3.3. (С. 30) 2.8.1.3. Оценка памяти – объем кратковременной памяти, динамика заучивания, сохранение, соотношение показателей механического и смыслового запоминания; – проба «10 слов» – см. 3.4.1 (С. 31) – проба «пиктограмма» – см. 3.4.2. (С. 31) – проба «Словарь» см. 3.4.3. (С. 32) 2.8.1.4. Оценка основных характеристик мышления – уровень абстрактности суждений, умение мыслить логически, понимание подтекста; – проба «Исключение слов» – см. 3.5.1. (С. 39) – проба «Сравнение понятий» – см. 3.5.2. (С. 40) – проба «Поиск несоответствий» – см. 3.5.3. (С. 42) – проба «Соответствие пословиц и фраз» – см. 3.5.4. (С. 47) 2.8.1.5.
Оценка личностных особенностей – СМОЛ – см. 3.6.2. (С. 48) – самооценка по Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн – см. 3.6.1. (С. 52) – проективный тест «Рисунок несуществующего животного» – см. 3.6.3. (С. 53) 2.8.2.
Общая оценка основных психических процессов по данным наблюдения, беседы,
анамнеза и экспериментальных проб: 2.8.2.1. Внимание (включенность в ситуацию обследования, понимание ее в сущест-венных особенностях, сохранение объема внимания по ходу обследования, активность, пассивность, концентрация, неустойчивость, трудности переключения); 2.8.2.2. Восприятие (ведущая система репрезентации – визуальная, слуховая, кинестетическая; детальность); 2.8.2.3. Эмоции (адекватность ситуации, эмоциональный фон настроения –
понижен или повышен, эмоциональная неустойчивость, страхи, тревога, развитие
высших чувств – совесть, любовь, честь и др.) эмоциональность как свойство
темперамента и как ситуативная характеристика. 2.8.2.4. Память (память на текущие и прошлые события, развитие высших форм памяти); 2.8.2.5. Особенности мышления и интеллекта (способность к обобщению, абстракт-ным суждениям, последовательность логичность суждений, соответствие запаса знаний и умений возрасту, среде, полученному образованию и жизненному опыту, способности к быстрому обучению, наличие признаков умственной отсталости, внушаемость); 2.8.2.6. Речь и язык (грамотность, сложность конструкций предложений, общий запас представлений и слов, слова-паразиты, точность выражения мыслей); 2.8.2.7. Воображение (легкость фантазии, продуктивность, возможность критического отношения); 2.8.2.8. Воля
(внешние особенности моторики, энергичность в поведении, инициа-тивность, нерешительность, податливость
внешнему давлению, упрямство, навязчивости, двигательное возбуждение,
последовательность в достижении цели, самоконтроль и саморегу-ляция);
волевые
свойства темперамента. 2.8.3.
Оценка психологических особенностей личности по данным наблюдения, беседы и
психодиагностических методик: 2.8.3.1.
Конституциональный
тип (физическая и психическая конституция); темпераментные особенности личности. |
|||
2.8.3.2. Особенности (выраженность, сформированность, «освоенность») социального поведения, «социального характера» личности (выраженность полоролевого поведения, «психологический возраст» личности, социальное оформление внешности – прическа, одежда, украшения, татуировки и др.); 2.8.3.3. Особенности вступления в контакт и поведение в контакте (общителен, замкнут, формален, негативистичен, безразличен, соблюдение дистанции в разговоре, ролевых отношений); Характеристики невербального поведения (спокоен, развязен, смущен, грамотность использования «языка тела», синхронность или асинхронность с вербальными сигналами); Характеристики вербального поведения, особенности речи (словарный запас, грамотность речи, косноязычие, заикание, вычурность, манерность, монотонность, наличие штампов); 2.8.3.4. «Конгруэнтность» в поведении (соответствие, согласованность невербальных и вербальных реакций по ходу обследования) 2.8.3.5. Отношение к обследованию: позитивное, негативное, равнодушное, скрытно-негативное – формальное (степень критичности, следование инструкции, включенность в выполнение заданий, заинтересованность в информации о результатах, реакция на критику или похвалу); 2.8.3.6. Тип отношения к болезни (дизогнозия, анозогнозия, адекватное, гипернозогнозия, аггравация); 2.8.3.7. Система мотивов личности (простые, ориентированные на выживание; социально-ориентированные; с выраженными духовными запросами), агрессия, эгоизм, альтруизм. Общий уровень личности (по А. Лазурскому); 2.8.3.8. Наличие / отсутствие выраженных патохарактерологических (личност-ных) расстройств (МКБ-10). 2.9. Заключительные выводы о «психологическом
портрете» личности пациента. Главная цель обобщающей части состоит в анализе полученных данных (жалоб, биографии, экспериментально-психологического исследования) и выводе о том, каким образом биологические факторы (наследственность, последствия черепно-мозговой травмы, другие экзогенные заболевания), а также психотравмирующие воздействия, социально-психоло-гические условия формирования личности, – повлияли на развитие личности пациента и отразились в поведении, интеллектуальных и психических особенностях, психосоматических расстройствах, отношении к болезни и критичности. Внимание! Все резюмирующие положения ДОЛЖНЫ БЫТЬ АРГУМЕНТИРОВАНЫ ССЫЛКАМИ на данные беседы, наблюдения, анамнеза, результаты экспериментально- психологических методик. Итог: Описание
основного нарушения и оценка возможного
соотношения при оказании медицинской помощи биологических методов лечения и возможных
путей реабилитационной (психокоррекционной,
психотерапевтической, социальной) помощи При подведении итогов можно опираться на схему «функционального диагноза», разра-ботанную сотрудниками Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологи-ческого института им. В.М. Бехтерева – см. 4.1. (С.55) Так же, при обобщении можно придерживаться схемы многоосевого диагноза, разрабо-танного в США и внимательно изучающегося в настоящее время в других странах – см. 4.2. (С.57) Список использованной литературы Подпись куратора |
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |