РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

I

I. Подготовка студента к курации

5

 

1.1. Цели и основные задачи написания «Медико-психологической характеристики личности пациента (на базе психиатрической клиники)»

 

5

 

1.2. Деонтологические трудности работы в психиатрической клинике

5

 

1.3. Клинико-психологические методы оценки

7

 

 

1.3.1. Наблюдение

7

 

 

1.3.2. Беседа

8

 

 

1.3.3. Основные требования к клиническому интервью

9

 

 

1.3.4. Анамнез

10

 

1.4. «Качество жизни» как предмет оценивания

11

 

1.5. Проблема личности в психиатрической клинике

13

 

 

1.5.1. Расстройства личности по МКБ-10

15

 

 

1.5.2. Личностные расстройства по DSM-IV

17

II. Структура медико-психологической характеристики

23

2.1. Социально-демографические данные.

23

2.2. Жалобы

23

2.3. Субъективный анамнез жизни.

23

2.4. Субъективный анамнез заболевания.

24

2.5. Объективный анамнез жизни.

24

2.6. Объективный анамнез заболевания.

25

2.7. Данные объективного исследования.

25

2.8. Психологическое исследование личности

25

 

2.8.1. Экспериментально-психологическое исследование с применением стандартного набора психодиагностических методик.

 

25

 

2.8.2. Общая оценка основных психических процессов по данным наблюдения, беседы, анамнеза и экспериментальных проб

 

26

 

2.8.3. Общая оценка психологических особенностей личности по данным наблюдения, беседы, анамнеза и психодиагностических методик

 

26

 

2.9. Заключительные выводы о личности пациента

27

III. Методы психологической диагностики.

28

 

3.1. Экспресс-метод оценки психического статуса – MMST (Мини Ментал Статус Тест)

28

 

3.2. Шкала астенического состояния

29

 

3.3. «Корректурная проба»

30

 

3.4. Исследование процессов памяти

31

 

 

3.4.1. Проба «10 слов»

31

 

 

3.4.2. Проба «Пиктограммы»

31

 

 

3.4.3. Проба «Словарь»

32

 

3.5. Исследование процессов мышления

39

 

 

3.5.1. Проба «Исключение слов»

39

 

 

3.5.2. Проба «Сравнение понятий»

40

 

 

3.5.3. Проба «Поиск несоответствий»

41

 

 

3.5.4. Проба «Соотношение пословиц и фраз»

47

 

3.6. Исследование личности

48

 

 

3.6.1. MMPI (вариант СМОЛ)

48

 

 

3.6.2. Самооценка по Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн

52

 

 

3.6.3. Проективный тест «Несуществующее животное»

53

IV. Актуальные проблемы прогнозирования социально-реабилитационных мероприятий в работе с пациентами

55

 

4.1. «Функциональный диагноз»

55

 

4.2. Многоосевой диагноз по DSM-IV

57

V. Цитируемая литература

59

 

III. Методы психологической диагностики.

3.1. Экспресс-метод исследования психического статуса.

Экспресс-метод исследования психического статуса занимает 5-10 минут (если только у больного нет резко повышенной отвлекаемости или тугоухости). Иногда он позволяет выявить такие психические нарушения, которые при менее систематизированном подходе остаются незамеченными. Его специфичность в отношении органических психических расстройств у госпитализированных больных составляет 82%, чувствительность – 87%. (19, С. 429-430)

 

Mini-Mental Status Test – MMST

Задание

Максимальный балл*

Ориентация: Попросите больного указать год, время года, месяц, число, день

5

Попросите больного сообщить, где он в настоящий момент находится:

этаж, номер дома (корпуса), город, область (штат), страна

 

5

Немедленное воспроизведение:  Назовите три

не связанных друг с другом предмета, затем попросите больного повторить**

 

3

Внимание и счет: Попросите больного последовательно

вычитать из 100 по 7 (достаточно пяти вычитаний) / Другой способ –

попросить больного воспроизвести слово (из пяти букв) в обратном порядке

 

5

Отсроченное воспроизведение: Попросите больного вспомнить

три предмета, названных при проверке немедленного воспроизведения

 

3

Речь и праксис: Укажите на карандаш и на ручные часы

и попросите больного назвать эти предметы

 

2

Попросите больного повторить:  «Ни «да», ни «но», ни «или»»

1

Попросите больного выполнить последовательность из трех действий

(например, взять лист бумаги, сложить его вдвое, положить на пол)

 

3

Попросите больного выполнить письменную инструкцию

(например, «Закройте глаза»)

1

Попросите больного придумать и написать любое короткое предложение

1

Попросите больного перерисовать этот рисунок

1

 

 

 

* Максимальный общий балл – 30; Общий балл ниже 24 свидетельствует о возможной деменции или делирии; при этом общий балл от 18 до 23 указывает на легкие или умеренные нарушения, ниже 17 – на тяжелые.

** Если при первой попытке больной не может перечислить все три предмета, то их называют снова (до 6 раз), пока он их не выучит. Это необходимо для исследования отсроченного воспроизведения.

 

3.2. Шкала астенического состояния

Шкала астенического состояния (ШАС) создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника MMPI (18, С. 416-417). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к Вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».

Варианты ответа:  1 – нет, неверно;  2 – пожалуй, так; 3 – верно;  4 – совершенно верно;

 

 

1

2

3

4

  1. Я работаю с большим напряжением

 

 

 

 

­  2. Мне трудно сосредоточиться на чем-либо

 

 

 

 

­  3. Моя половая жизнь не удовлетворяет меня

 

 

 

 

­  4. Ожидание нервирует меня.

 

 

 

 

­  5. Я испытываю мышечную слабость

 

 

 

 

­  6. Мне не хочется ходить в кино или в театр

 

 

 

 

­  7. Я забывчив

 

 

 

 

­  8. Я чувствую себя усталым

 

 

 

 

­  9. Мои глаза устают при длительном чтении

 

 

 

 

10. Мои руки дрожат

 

 

 

 

11. У меня плохой аппетит

 

 

 

 

12. Мне трудно быть на вечеринке или в плохой компании

 

 

 

 

13. Я уже не так хорошо понимаю прочитанное

 

 

 

 

14. Мои руки и ноги холодные

 

 

 

 

15. Меня легко задеть

 

 

 

 

16. У меня болит голова

 

 

 

 

17. Я просыпаюсь утром усталым и не отдохнувшим

 

 

 

 

18. У меня бывают головокружения

 

 

 

 

19. У меня бывают подергиванья мышц

 

 

 

 

20. У меня шумит в ушах

 

 

 

 

21. Меня беспокоят половые вопросы

 

 

 

 

22. Я испытываю тяжесть в голове

 

 

 

 

23. Я испытываю общую слабость

 

 

 

 

24. Я испытываю боли в темени

 

 

 

 

25. Жизнь для меня связана с напряжением

 

 

 

 

26. Моя голова как бы стянута обручем

 

 

 

 

27. Я легко просыпаюсь от шума

 

 

 

 

28. Меня утомляют люди

 

 

 

 

29. Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом

 

 

 

 

30. Мне не дают заснуть беспокойные мысли

 

 

 

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. После заполнения теста производится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. Весь диапазон шкалы, таким образом, включает от 30 до 120 баллов.

Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых, показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 + 6,47 баллов. Если принять результаты исследования здоровых лиц за «отсутствие астении»,  то  весь  объем  шкалы  можно  разделить  на 4 диапазона. При этом,

1-й диапазон – от   30 до   50 баллов – «отсутствие астении»,

2-й диапазон – от   51 до   75 баллов – «слабая астения»,

3-й диапазон – от   76 до 100 баллов – «умеренная астения»,

4-й диапазон – от 101 до 120 баллов – «выраженная астения».

Таким образом, результаты каждого испытуемого предполагают одну из четырех степеней выраженности астении. В соответствующих графах протокола указывается количество набранных испытуемым баллов по шкале астении и степени ее выраженности.

 

3.3. Корректурная проба

 

 

0  3  3  4  9  8  2  2  2  6  3  7  7  9  1  7  9  6  6  0

6  4  4  7  3  6  2  3  0  5  9  2  4  7  9  2  1  9  2  7

2  2  7  5  5  1  2  3  4  3  2  2  0  2  9  9  5  3  1  4

8  5  4  0  6  5  3  4  2  3  9  1  7  2  8  4  2  4  6  1

3  2  1  4  8  7  2  7  6  1  8  8  3  8  9  6  3  5  5  1

5  0  5  8  1  5  7  5  0  1  9  4  7  0  3  1  0  2  6  6

7  3  8  3  1  3  1  8  5  0  5  5  4  3  9  6  2  8  2  0

6  0  8  3  7  7  2  2  7  3  4  9  2  9  4  7  6  0  9  6

4  5  9  0  2  6  4  0  9  6  4  5  6  9  4  9  5  6  5  2

9  1  9  5  0  6  4  2  4  9  6  6  8  8  2  8  8  2  3  1

3  4  1  7  7  2  7  4  6  2  3  9  2  5  1  6  3  9  9  8

6  9  4  5  4  1  0  6  1  9  7  6  2  8  9  9  1  8  9  3

7  3  1  8  0  4  0  4  2  1  9  5  9  8  8  9  7  0  7  8

6  0  2  6  8  1  2  7  9  0  8  0  3  9  0  3  4  3  3  2

7  8  0  9  5  0  6  1  8  8  0  5  1  9  6  9  7  4  1  0

2  5  3  4  5  4  9  2  0  6  9  1  1  7  6  0  0  9  0  7

6  6  3  1  8  6  1  4  3  7  7  0  0  1  5  9  0  1  3  2

0  9  6  6  4  1  0  6  9  4  1  6  5  9  2  3  5  2  3  6 

2  5  7  0  6  2  3  9  5  5  9  9  1  7  4  3  9  4  8  1 

7  8  0  8  7  0  7  6  0  2  1  7  5  9  1  5  6  0  8  6 

0  5  4  7  7  4  3  8  8  0  4  5  6  1  2  7  1  4  2  8

7  1  0  4  8  9  6  7  5  2  6  9  5  5  1  5  2  7  3  2

6  3  3  8  3  5  2  4  4  7  8  2  3  7  4  3  2  9  4  7

6  5  4  4  5  0  6  4  6  3  6  5  1  4  6  7  3  2  1  8

8  7  3  5  8  7  5  1  0  1  3  3  8  7  5  4  7  9  0  3

0  1  6  9  6  1  0  8  3  7  3  2  9  9  7  6  9  6  8  7

2  4  1  8  8  4  3  7  9  3  9  1  2  2  0  2  6  8  3  4

8  0  6  4  5  4  7  0  7  2  8  8  1  5  5  8  5  8  1  1

6  4  0  1  7  3  2  0  6  5  3  2  2  1  1  8  6  8  9  4

9  0  2  3  5  4  3  9  5  9  6  9  2  4  0  4  3  0  3  8

7  4  1  9  3  8  4  9  7  9  3  1  8  6  0  6  9  7  2  4 

2  9  4  2  1  5  5  1  4  5  8  5  4  9  7  6  4  7  2  3 

5  7  4  8  5  2  9  1  8  6  7  4  4  4  1  9  5  6  4  1 

6  5  1  0  2  2  5  1  6  2  7  7  9  3  0  0  3  9  3  1 

8  4  5  7  6  7  9  7  2  1  3  5  7  4  1  3  0  1  4  1 

3  3  1  0  5  1  4  9  3  5  8  9  6  6  1  0  2  1  6  8 

4  1  8  4  2  0  9  0  6  5  0  7  6  3  4  3  1  3  1  8 

7  8  0  4  9  3  1  1  1  3  8  5  4  8  1  1  4  3  8  8 

4  7  3  7  1  4  5  9  6  3  0  0  0  5  8  2  1  3  1  3 

0  5  6  0  9  2  9  6  2  6  2  3  4  1  1  3  1  9  8  5 

 

Предлагаемый вариант «корректурной пробы» взят из работы  Л.И. Вассермана и соавт. (5, С.278-279). Он дополнен общепсихологическими требованиями.

Инструкция испытуемому: Перед Вами таблица с набором цифр. По команде «начали» вычеркивайте цифры 6 и 9* в каждой строке, начиная с правой верхней. Работайте быстро, стараясь не пропустить ни одной из названных цифр. На линии, разделяющие ряды цифр внимания не обращайте».

По команде «начали» включается секундомер (время отмечается в секундах). Итогами эксперимента являются:

1. Число минут, за которое выполнено все задание и график продуктивности (по минутам) – для этого экспериментатор, каждую минуту, стараясь не мешать испытуемому делает отметки на бланке, фиксирующие проделанную работу. По этим показателям можно построить график изменения продуктивности (как по числу просмотренных за минуту цифр, так и по числу допущенных ошибок – «пропущенные» или неверно зачеркнутые цифры);

2. Время выполнения первой горизонтальной половины таблицы – Т1; 3. Общее время выполнения задания – Т; 4. Время выполнения второй половины таблицы Т2 = Т – Т1; 5. Определение «индекса утомляемости» ИУ по формуле ИУ = Т1/Т2

Чем ИУ меньше единицы, тем больше вероятность повышенной утомляемости испытуемого, снижения уровня активного внимания и умственной работоспособности. Если ИУ выше или близок к единице, можно говорить о нормальной или повышенной психической активности.

Анализируются также факторы функциональной асимметрии внимания (АВ). С этой целью подсчитывается количество ошибочно зачеркнутых или пропущенных цифр в правой и левой половинах таблицы. Возможно вычисление коэффициента АВ по формуле КАВ = ПП / ЛП, где ПП – количество ошибок в правой половине таблицы, ЛП – в левой. Преобладание ошибок в левой половине зрительного пространства, качество ошибок и из «воспроизводимость» (постоянство) могут анализироваться в контексте нейропсихологической диагностики.

Исследование может проводиться (воспроизводиться) и в «динамике».

* Вариантов цифр, подлежащих вычеркиванию, может быть множество: 6 и 9, 3 и 8, 7 и 4; и т.п. Цифры могут быть похожими или отличными по очертанию.

 

3.4. Исследование памяти

3.4.1.  Проба «10 слов»

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет».

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики напротив этих слов (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, – все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, – ставит и под ними крестики. Каждый раз следует пояснить, что это слово НЕ произносилось.

В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта быть не допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).

В результате протокол опыта принимает следующий вид.

 

1 чтение

2 чтение

3 чтение

4 чтение

5 чтение

Спустя час

  1. лес

+

 

+

+

+

+

  2. хлеб

 

+

 

+

+

 

  3. окно

+

+

+

+

+

+

  4. стул

 

+

+

+

+

 

  5. вода

+

+

+

 

+

+

  6. брат

+

 

 

+

+

+

  7. конь

 

 

+

 

+

 

  8. гриб

 

 

+

+

+

+

  9. игла

 

+

+

+

+

+

10. мед

 

+

+

+

+

+

сумма

4

6

8

8

10

7

огонь

 

 

+

+

 

+

 

По этому протоколу может быть составлена  кривая запоминания.

Среди дополнительных показателей, существенных для психологического анализа:

* воспроизведение лишних слов;

* характер кривой запоминания (эффекты про- и ретроактивного торможения);

* наличие / отсутствие «эффекта края»;

* резкое падение качества воспроизведения через час;

3.4.2. Пиктограммы

Этот метод, предложенный А.Р. Лурией (24, С. 160-171) , представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для исследования памяти, сколько для анализа ассоциаций больных. Может быть использован для исследования больных с образованием не менее 7 классов.

Для проведения эксперимента достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12-16 слов и выражений для запоминания. Примерный набор слов и выражения для запоминания, которым можно пользоваться, приведен на следующей странице.

 

Веселый праздник

Дружба

Тяжелая работа

Темная ночь

Развитие

Печаль

Вкусный ужин

Справедливость

Смелый поступок

Сомнение

Болезнь

Теплый ветер

Счастье

Обман

Разлука

Богатство

Ядовитый вопрос

Голодный ребенок

Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их необходимо варьировать, то есть сохранять основной состав слов, заменять два или три из них.

Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают замечал ли он как ему легче запоминать – «на слух или с помощью зрения». Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: «На этой бумаге нельзя писать ни слов ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того, чтобы легче было запомнить, Вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что могло бы помочь. Вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы Вам это помогло запомнить заданное слово – как узелок на память завязывают. Вот, например, я Вам даю первое выражение «Веселый праздник». Что можно нарисовать, что потом вспомнить «Веселый праздник»? Желательно без крайней необходимости ничего больше испытуемому не подсказывать.

Если испытуемый упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: «Рисуйте, что полегче». Если испытуемый заявляет, что он не в силах нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать «веселый праздник», а лишь то, что может напомнить ему про веселый праздник.

Обработка результатов происходит как по количественным показателями (процент правильно воспроизведенных слов и выражений), так и по качественным (адекватность, логичность суждений).

 

3.4.3. «Словарь»

Представлена серия заданий (27, С. 168-215 – в данной методической разработке приведен только фрагмент из значительного объема стимульного материала) для определения словаря, которым владеет испытуемый. Прочитайте громко слово в каждом задании и попросите испытуемого указать на тот рисунок, который лучше других иллюстрирует данное слово. Если испытуемый не знает значения слова, предложите ему попробовать догадаться.

Тестирование прекращается после пяти ошибочных ответов подряд (следует помнить, что стимульный материал разрабатывался для оценки интеллектуального развития (в том числе и опережающего) подростков.

По своему психологическому смыслу методика охватывает оценку как долговременной памяти, так и степени развития речи. Причем, что очень важно, здесь проявляется не столько эффект школьного (систематического) обучения, но и «стихийное» обучение, часто свидетельствующие о природной чувствительности интеллекта к любой новой информации. В стандартных тестах оценки интеллекта это задание стоит наиболее близко к субтестам «Осведомленность» и «Словарь» (вербальная составляющая интеллекта) – из теста оценки интеллекта Д. Векслера (17, С. 10-11).

И в том, и в другом случаях («Осведомленность» и «Словарь»), данные субтестов считаются особенно важными в том смысле, что результаты хорошо отражают (и сравнительно долго сохраняются, за исключение наступления грубой органической патологии нервного субстрата психики) уровень эрудиции (общего развития пациента) до заболевания), в то время как данные других тестов уже начинают ухудшаться.

 

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player