РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

I

I. Подготовка студента к курации

 

 

1.1. Цели и основные задачи написания «Медико-психологической характеристики личности ребенка-пациента психиатрической клиники»

 

5       

 

1.2. Общая характеристика ребенка по данным наблюдения

6

 

1.3. Оценка уровня социальной компетенции (по  Э. Доллу)

10

 

1.4. Схемы для анализа проблем психического состояния ребенка, предложенные Карлом Роджерсом («горизонтальный срез») и Д. Оудсхоорном («вертикальный срез»)

 

 

13

 

1.5. Психиатрические аспекты изучения состояния и личности ребенка  (глава F  МКБ-10)

 

 

 

1.5.1. Общая систематика нарушений

16

 

 

1.5.2. Ось оценки интеллектуальных нарушений

17

 

 

1.5.3. Ось оценки сопутствующих аномальных психосоциаль-ных ситуаций

18

 

 

1.5.4. Ось общей оценки психосоциальной продуктивности

19

II. Структура медико-психологической характеристики

 

2.1. Социально-демографические данные.

20

2.2. Жалобы, субъективный анамнез жизни и заболевания.

20

2.3. Объективный анамнез жизни и заболевания.

21

2.4. Данные объективного исследования.

22

2.5. Психологическое исследование личности

 

 

2.5.1. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности аффективно-личностной сферы (контакт, интерес, аффективный компонент продуктивности, активность, критичность).

 

 

22

 

2.5.2. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности работоспособности (темп и динамика деятельности и продуктивности, истощаемость, переключаемость, внимание).

 

 

24

 

2.5.3. Качественно-количественный анализ деятельности: общие характеристики деятельности (ориентировочная деятельность, понимание обращенной речи, вербализация, целенаправленность).

 

 

 

25

 

2.5.4. Экспериментально-психологическое исследование.

26

 

 

2.5.5. Общая оценка психических процессов по данным наблюдения, беседы и экспериментальных проб

 

28

 

 

2.5.6. Общая оценка особенностей личности по данным наблюдения, беседы и экспериментальных проб

 

29

2.6. Заключительные выводы

 

III. Методы психологической диагностики.

 

 

3.1. Общая оценка статуса

 

 

 

3.1.1. Тест Лауретты Бендер

30

 

 

3.1.2. Проба «Рисунок человека»

32

 

3.2. Оценка внимания – «Проба Пьерона-Рузера»                                             

33

 

3.3. Исследование процессов памяти

 

 

 

3.3.1. Проба «10 слов».

34

 

 

3.3.2. Исследование высших форм памяти

34

 

 

3.3.3. Проба «Словарь»

36

 

3.4. Исследование процессов мышления

 

 

 

3.4.1. Проба «Исключение слов»

43

 

 

3.4.2. Проба «Последовательность событий»

44

 

 

3.4.3. Проба «Сравнение понятий»

46

 

 

3.4.4. Проба «Поиск несоответствий»

47

 

 

3.4.5. Проба «Соотношение пословиц и фраз»

53

 

3.5. Исследование личности

 

 

 

3.5.1. Проективный тест «Дом-Дерево-Человек»

54

 

 

3.5.2. Проективный тест «Рисунок несуществующего животного»

58

IV. Список рекомендованной литературы

59

 

II. Структура медико-психологической характеристики

Обследование пациента и оформление собственно «Медико-психологической характеристики» проводится исходя из рекомендаций и плана медико-психологического обследования пациента в клинике, приведенного ниже:

 

2.1. Социально-демографические данные

2.1.  1. ФИО

2.1.  2. Возраст

2.1.  3. Дата рождения

2.1.  4. Пол

2.1.  5. Национальность

2.1.  6. Образование: – детские дошкольные учреждения, – средняя школа, вспомогательная школа, – училище, – среднее специальное

2.1.  7. Адрес

2.1.  8. Дата поступления в клинику

2.1.  9. Цель направления в клинику

2.1.10. Диагноз

 

2.2. Жалобы, субъективный анамнез жизни и заболевания

2.2.1. Жалобы

2.2.2. Субъективный анамнез жизни (история жизни со слов самого пациента)

2.2.2.1. Состав семьи:

семья полная, неполная – деформированная – (когда разведены или умерли родители, наличие отчима, мачехи), воспитывается прародителями; количество детей в семье, каким по счету родился;

2.2.2.2.  Наследственная отягощенность

тяжелыми психическими и соматическими заболеваниями (в частности, туберкулез, олигофрения, эпилепсия, наличие в семье лиц с «тяжелым характером», эндокринные, сердечно-сосудистые заболевания и т.п.), отец: возраст к моменту рождения ребенка, образование, место учебы и профессия, особенности характера, алкоголизация; мать: возраст к моменту рождения, образование, место работы и профессия, особенности характера, алкоголизация;

2.2.2.3. Особенности воспитания:

– кто больше занимался воспитанием (мать, отец, другие родственники, чужие люди, государственные организации);

– отношения между родителями, их отношение к детям (одинаково ли ко всем, любимые дети);

– типы воспитания (по А.Е. Личко): гармоничное, гипоопека, гиперопека (доминиру-ющая, потворствующая), эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышен-ная моральная ответственность, воспитание в атмосфере культа болезни, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи;

– отношение к родителям, братьям, сестрам;

– что являлось главным в семье (например, по H. Пезешкиану – здоровье, работа, общение, религия), любимые книги;

2.2.2.4. Особенности поведения и развития в раннем детстве:

– интересы и игровая деятельность в дошкольном возрасте, контактность, особен-ности адаптации в коллективе (детсад, ясли);

– наличие гипервозбудимости или, наоборот, пассивности;

– школьный возраст: возраст начала учебы, способности, прилежание, дисциплини-рованность, успеваемость, трудности в учебе (снижение памяти, способности усваивать новое, отвлекаемость, недисциплинированность), интересы, активность, контактность, изменение отношений с родителями, братьями, сестрами, учителями, сверстниками;

2.2.2.5.  Особенности протекания пубертатного периода:

Развитие и проявление сексуальности: – половая идентификация, формирование полоролевого стереотипа (сексуальноокрашенные игры, сновидения, появление поллюций, у мальчиков появление эрекции, эякуляции); – начало половой жизни, вступление в брак; (у женщин – начало менструального цикла, начало половой жизни, беременность, вступление в брак);

Особенности созревания (акселерация, ретардация, инфантилизм);

Поведенческие особенности (по А.Е. Личко – реакция эмансипации; реакции группировки; хобби реакции; реакции оппозиции; другие характерологические реакции);

2.2.2.6. Формы проявления нарушения поведения (девиантное поведение):

антидисциплинарное (в школе пропуски, срывы уроков);

антиобщественное (неформальные асоциальные или антисоциальные группировки);

делинквентное (противоправное): хулиганские действия, учет в инспекциях по делам несовершеннолетних, судимости, криминальное окружение;

– побеги из дома, бродяжничество;

– ранняя алкоголизация (наличие алкогольной зависимости),

токсикоманическое поведение;

наркоманическое поведение;

– девиации сексуального поведения (ранние сексуальные связи, гомосексуализм, петтинг, вуайеризм, фроттаж и др.);

– девиации в сфере «пищевого» поведения (нервная анорексия, булимия, гемблинг и др.)

– суицидальное поведение (демонстративное, аффективное, истинное, рискованное поведение);

2.2.2.7. Полученное образование, специальность,

начало трудовой деятельности и ее путь, особенности адаптации и дезадаптации (частая смена профессий, увольнения и т.д.), служба в армии.

2.2.2.8. Бытовые условия и особенности семейных отношений,

конфликты, дизгармоничные отношения  и др. (при наличии собственной семьи – что является ведущими ориентациями и ценностями в организации жизни семьи (например, по Н. Пезешкиану, 2.2.2.3.)

2.2.2.9. Описание характера и особенности его динамики,

в подростковом возрасте и далее, по окончании пубертата (дальнейшая психопатизация или депсихопатизация);

 

2.2.3. Субъективный анамнез заболевания (история болезни с точки зрения самого пациента)

2.2.3.1. Причины заболевания

2.2.3.2. Условия возникновения (внезапное начало или постепенное начало, как появились первые симптомы, в каком возрасте, в том числе и отставание в развитии)

2.2.3.3.  Лечение применявшееся ранее (когда и какое);

2.2.3.4. Подробное описание симптомов болезни и их развитие до настоящего момента;

2.2.3.5. Влияние заболевания на пациента и его окружение: на благосостояние пациента и его семьи; на его профессиональную деятельность; отношение семьи к заболеванию; изменение межличностных контактов; социальная адаптация и дезадаптация по ходу болезни;

 

2.3. Объективный анамнез жизни, заболевания

2.3.1.  Объективный анамнез жизни

В целом проводится по пунктам, описанным в 2.2…., однако с опорой на документальные подтверждения и данные бесед с людьми, близко знавшими испытуемого.

2.3.1.1 Состав семьи. …

2.3.1.2 Наследственная отягощенность. …

2.3.1.3 Особенности воспитания. …

2.3.1.4.  Особенности поведения и развития в раннем детств. …

2.3.1.5. Особенности протекания пубертатного периода. …

2.3.1.6. Формы проявления нарушения поведения (девиантное поведение). …

2.3.1.7. Полученное образование, специальность. …

2.3.1.8. Бытовые условия и особенности семейных отношений. …

2.3.1.9. Описание характера, особенности его динамики в подростковом возрасте и далее (наличие / отсутствие симптомов  дезадаптации). …

 

2.3.2. Объективный анамнез заболевания (со слов близких, хорошо знающих людей и на основании документальных свидетельств):

2.3.2.1. Акушерский анамнез матери (данные из истории болезни):

– беременность по счету,

– течение, осложнение в родах (стремительные, затяжные, эклампсия), помощь в родах (щипцы, вакуум-экстрактор), масса тела при рождении, асфиксия в родах,

кефалогематома, пороки развития;

2.3.2.2. Особенности развития до 3-х лет: функции моторики (ходьба), речевые (первые слова, фразы), сон (беспокойство, сноговорение). Приобретенные навыки опрятности.

2.3.2.3. Перенесенные заболевания (до и после 3-х лет), их течение, наличие судорог, расстройств сознания, стационарное лечение (было или нет, по причине какого заболевания);

2.3.2.4. Заболевание, явившееся причиной обращения в стационар:

а) условия возникновения (внезапное начало или постепенное начало, как проявились первые симптомы, в каком возрасте, в том числе и отставание в развитии);

б) лечение, применявшееся ранее (когда, где, какое);

в) подробное описание симптомов болезни и их развитие до настоящего момента;

г) влияние заболевания на пациента и его окружение: – благосостояние пациента и его семьи; – профессиональная деятельность; – отношение семьи к заболеванию; – изменение межличностных контактов; – социальная адаптация и дезадаптация в ходе болезни;

2.3.2.5. Данные характеристик с места работы и учебы.

 

Различия анамнеза со слов больного и родственников (критичность, способность адекватного восприятия действительности);

 

2.4. Данные объективного исследования

2.4.1. Соматическое состояние.

Антропометрические данные: рост, масса тела, величина черепа.

Физические дефекты: неправильный рост эубов, высокое, узкое небо, деформация ушных раковин, гипертрихоз, участки депигментации на теле, диспластичность, укорочение и искривление мизинцев, полидактилия, короткий лоб при плоском черепе, выступающие надбровные дуги и пр.

Расстройства со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой систем (органические и функциональные).

2.4.2. Неврологический статус

2.4.3. Данные параклинических методов обследования:

– рентгеноскопия, электроэнецефалография и т.д.

2.4.4. Заключение психолога (резюмирующая часть)

 

2.5. Психологическое исследование личности

2.5.1. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности аффективно-личностной сферы (по 10, С. 14-20)

2.5.1.1. Контакт

4,0 – легко установившийся, полноценный (способствует совместной деятельности), стабильный на протяжении всего исследования;

3,0 – постепенно установившийся, в последующем полноценный, стабильный

2,0 – относительно полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями экспериментатора либо в связи с появлением пресыщения действительностью;

1,0 – легко или постепенно установившийся, но неполноценный (общение есть, но затруднена совместная деятельность, недооценивается значение информации, исходящей из взрослого; ориентация на собственную программу деятельности);

0,5 – недостаточный, нестойкий, «хрупкий» на протяжении всего исследования из-за негативного отношения к ситуации эксперимента, не вызывающей у ребенка интереса, либо из-за чрезмерной скованности, неуверенности в своих действиях, боязни допустить ошибку.

2.5.1.2. Интерес

3,0 – выраженный, стойкий, по отношению к большинству заданий, стимулирует деятель-ность (ребенок работает увлеченно, с азартом);

2,5 – те же качества, но меньше выражены во внешнем плане;

2,0 – достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений экспериментатором;

1,5 – поверхностный, слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого (или просто подчинением взрослому);

1,0 – выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией эксперимента или стойкой боязни допустить ошибку;

0,0 – слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции.

2.5.1.3. Аффективный компонент продуктивности

3,0 – внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены (мимика, высказывания), адекватны, разнообразны; затруднения и ошибки огорчают, но мобилизуют усилия ребенка; поощрения и порицания одинаково способствуют улучшению продуктивности деятельности;

2,5 – адекватные, достаточно выраженные во внешнем плане реакции; затруднения и ошибки, а также явные успехи воспринимаются спокойно, не отражаясь на качестве деятельности; поощрения и порицания понимаются в целом правильно, но мало влияют ни продуктивность деятельности;

2,0 – внешние проявления могут быть различными; затруднения и ошибки, а также порицания приводят к некоторой дезорганизации деятельности, как правило, корригируемой; поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности;

1,5 – стойкое, несколько утрированное выражение серьезности, напряженной «работы мысли» в сочетании с выраженной нерешительностью в самостоятельных действиях и высказываниях (часто наблюдается в связи со страхом обнаружить свою несостоятельность, иногда мнимую);

1,0 – на фоне адекватных, достаточно выраженных реакций на различные ситуации эксперимента наличие сенситивных (слезы или близко к ним) либо негативных (вплоть до попыток отказа от работы) реакций на затруднения и порицания, грубо дезорганизующих деятельность;

0,5 – стойкий негативизм, подавление положительных эмоций ситуацией исследования (грубая дезорганизация личности);

0,0 – полностью индифферентное к различным ситуациям эксперимента в силу фактичес-кого отсутствия интереса к предлагаемой деятельности; «аффект благодушия» – неадекватно выраженные положительные эмоции вне зависимости от характера ситуации.

2.5.1.4. Активность

3,0 – работает сам или с незначительной стимуляцией при нерешительных действиях в отдельных заданиях (во всех случаях – положительный эффект от стимуляции);

2,5 – нуждается в незначительной стимуляции по тем же причинам, но в большинстве заданий (эффект тот же);

2,0 – необходима незначительная, но постоянная стимуляция при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях;

1,5 – незначительная стимуляция в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией;

1,0 – наличие незначительной стимуляции в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысоком интересе к работе либо в связи с наступающим пресыщением в отдельных заданиях (с эффектом);

0,5 – необходима массивная, разнообразная стимуляция в большинстве заданий из-за отсутствия интереса к работе, быстрого и грубого пресыщения или крайней, постоянной нерешительности (эффект весьма слабый).

 

Примечание. Пресыщение выражается в угасании интереса, ухудшении осмысления материала, усилении отвлекаемости, появлении заместительных действий. В негрубо выраженной форме сглаживается или исчезает под действием стимуляции, при переходе к новым заданиям, при создании ситуации успеха. Внешне сходные с пресыщением проявления истощения указанными приема компенсируется весьма слабо.

2.5.1.5. Оценка собственных достижений (критика)

4,0 – адекватная, самостоятельная, аргументированная;

3,0 – снижение первоначально завышенной оценки после уточняющих вопросов (все ли хорошо сделал? разве не было трудно? и т.п.);

2,0 – то же, но после прямых указаний на допущенные ошибки и имевшиеся трудности;

1,0 – аффективное, неадекватное снижение оценки после указаний на допущенные ошибки;

0,5 – отказ от оценки;

0,0 – неадекватно завышенная оценка даже после массивной коррекции.

 

2.5.2. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности работоспособ-ности

2.5.2.1 Темп и динамика деятельности и продуктивности

3,0 – темп высокий (умеренный), равномерный на протяжении всего исследования в соче-тании с упорядоченной, рациональной деятельностью;

2,5 – несколько замедленный, равномерный темп при упорядоченной деятельности;

2,0 – темп вначале несколько замедленный, но постепенно ускоряющийся и до конца иссле-дования стабильно высокий или равномерно умеренный при упорядоченной деятельности (замедленная врабатываемость);

1,5 – высокий или умеренный темп, но замедляющийся после столкновения с трудностями или указаний на ошибки;

1,0 – высокий или умеренный, но заметно замедляющийся к концу исследования;

0,5 – ускоренный темп на протяжении всего исследования в сочетании с неупорядоченной, хаотичной деятельностью, не меняющей своего характера после столкновения с трудностями или указаний на ошибки;

0,0 – крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией, в сочетании с низкой продуктив-ностью, неупорядоченной деятельностью.

2.5.2.2. Истощаемость

3,0 – относительно равномерный темп, целенаправленность, продуктивность в целом (возможные нарушения этих качеств не связаны с утомлением, а обусловлены действием других факторов: пресыщаемостью, нерешительностью, колебаниями внимания и т.п.);

2,0 – выявляется к концу исследования (ухудшение осмысления, ослабление ориенти-ровочной деятельности, нарастание количества ошибок внимания, замедление темпа, снижение качественного уровня решений) в негрубо выраженной форме;

1,0 – те же явления, в той же степени, но примерно с середины исследования;

0,0 – то же, но с приобретением грубой выраженности к концу исследования.

2.5.2.3. Переключаемость

3,0 – отсутствие даже легких признаков инертности;

2,0 – единичные факты застревания на предыдущем действии;

1,0 – отчетливая тенденция к застреванию;

0,0 – то же, но в сочетании с фактами грубого застревания на предыдущем действии, слабо поддающегося коррекции;

2.5.2.4. Внимание

(характеризуется концентрацией целенаправленных усилий, точностью следования инструкциям, прочностью удержания оперативного материала и его объемом)

3,0 – достаточная концентрация, устойчивость и объем внимания на протяжении всего исследования;

2,5 – негрубо выраженные нарушения внимания в начале исследования, но в последующем постепенно уменьшающиеся или исчезающие (замедленная врабатываемость);

2,0 – негрубо выраженные нарушения внимания к концу исследования;

1,5 – внимание нарушается лишь в субъективно сложных заданиях или непривлекательных в связи с быстро наступающим пресыщением;

1,0 – отчетливо выраженные нарушения внимания к концу исследования;

0,5 – негрубые нарушения внимания, характеризующие весь процесс исследования;

0,0 – отчетливые, выраженные нарушения в процессе всего исследования.

 

 

Нанесение результатов исследования на обобщающий бланк позволяет наглядно предста-вить основные «блоки» характеристик ребенка (продолжение Табл. на стр. 27):

  1– 5 – особенности аффективно-личностной сферы;

  6– 9 – особенности работоспособности;

10-13 – познавательная деятельность (общие характеристики);

 

 

2.5.3. Качественно-количественный анализ деятельности: общие характеристики интеллектуально-мнестической деятельности

2.5.3.1.  Ориентировочная деятельность

4,0 – выражено активная, целенаправленная (внешне активное изучение объекта в сочетании с его рациональным анализом);

3,0 – внешне сниженная активность при рациональном анализе;

2,0 – вначале активная и рациональная, но постепенно ухудшающаяся (пресыщение, утомле-ние, дезорганизация);

1,5 – внешне активная, но при ослабленной направленности поиска, заданного инструкцией;

1,0 – сниженная активность при малопродуктивном поиске;

0,0 – «псевдоактивная» – выраженная внешняя активность при полном отсутствии рацио-нального анализа объекта.

2.5.3.2.  Понимание обращенной речи

3,0 – понимает большинство инструкций сразу (критерий – выполнение действий в русле инструкций и ответы в плане вопросов);

2,0 – некоторые вопросы и инструкции понимает после дополнительного уточнения;

1,0 – большинство вопросов и инструкций требуют уточнения, иногда упрощения формули-ровки или демонстрации нужных действий;

0,0 – большинство вопросов и инструкций понимает после показа или разнообразных вариа-ций, упрощающих смысл вопроса или инструкции.

2.5.3.3.  Вербализация

4,0 – развернутая, свободная, содержательная и понятная в большинстве случаев;

3,0 – то же, но при наличии скупых, незавершенных объяснений;

2,0 – скупая, лаконичная, требует некоторой стимуляции, но вполне точная и понятная;

1,5 – обильная, незатрудненная, но неточная, недостаточно последовательная, иногда не по существу вопроса, требует уточнения;

0,0 – никак не объясняет своих действий или объясняет крайне скупо, односложно, непонятно; добиться улучшения в большинстве случаев невозможно.

2.5.3.4. Целенаправленность

4,0 – точная, стабильная в большинстве заданий (рациональные, упорядоченные действия в соответствии с инструкциями);

3,0 – точная, но избирательная: зависит от субъективной сложности, привлекательности задания, характера предъявляемого материала;

2,0 – достаточно точная, но нарушаемая общей дезорганизацией деятельности при затруднениях или после коррекции ошибочного решения экспериментатором;

1,5 – относительно точная, но не стабильная, подвержена колебаниям в пределах задания в силу легкой отвлекаемости либо излишней поспешности в действиях; или – вначале относительно точная, но постепенно слабеющая по мере утомления или пресыщения;

1,0 – слабая, рассеянная в большинстве заданий, но улучшаемая стимуляцией, повторением инструкций, коррекцией, внешним контролем;

0,0 – слабая, рассеянная, весьма слабый эффект от внешнего вмешательства

 

2.5.4. Экспериментально-психологическое исследование с применением стандартного  набора психодиагностических методик

 

Внимание! Протоколы обследования аккуратно сохраняются вместе с записью комментариев пациента по ходу выполнения заданий и пометками, фиксирующими особенности поведения испытуемого по ходу исследования.

 

2.5.4.1. Общая оценка статуса

– Тест Луаретты Бендер – фрагмент (С. 30-31)

– Проба «Рисунок человека» (С. 32)

2.5.4.2. Оценка внимания, работоспособности, астенизации

– Проба Пьерона-Рузера (С. 33)

2.5.4.3. Оценка памяти

– Проба «10 слов» (С. 34)

– Запоминание по А.Н. Леонтьеву (С. 34-36)

– Пассивный словарь (С. 36-42)

2.5.4.4. Оценка основных характеристик мышления

– Проба «Исключение слов» (С. 43)

– Проба «Последовательность событий» (С. 44-45)

– Проба «Сравнение понятий» (С. 46-47)

– Проба «Поиск несоответствий» (С. 47-52)

– Проба «Соотношение пословиц и фраз» (С. 53)

2.5.4.5. Оценка личностных особенностей

– Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» (С. 54-57)

– Проективная методика «Рисунок Несуществующего Животного» (С. 58)

В программу исследования могут быть включены и другие методики – список является рекомендательным

(продолжение таблицы)

Нанесение результатов исследования на обобщающий бланк позволяет наглядно представить основные «блоки» характеристик ребенка (начало см. на стр. 25):

14-19 интеллектуально– мнестическая деятельность (частные достижения без оказания помо-щи);

20-26 – интеллектуально– мнестическая деятельности (возможности с учетом помощи).

 

Для показателей 16, 17, 18. 19, 20, 23 – в исследованиях (10, С. 20-24)  имеются стандартные значения из опыта проведения предшкольной диспансеризации. Соответственно, для других психодиагностических проб (14, 15, 21, 22, 25, 24, 26) студент должен (в качестве учебного задания) предложить свои стандарты выполнения. При оценке адекватности предложений учитываются: 1) умение привлечь к аргументации исследования, касающиеся возрастных норм выполнения задания; 2) способность учесть данные полученные в других группах курации и «банк данных», хранящихся на кафедре….

 

16. Простое кодирование.

3,0 – количество знаков больше 70, минимум ошибок (1 за 1 мин.);

2,5 – то же, но больше ошибок (или не меньше 60 знаков, но без ошибок);

2,0 – больше 50 знаков, минимум ошибок;         

1,5 – то же, но при наличии организующей помощи; возможно плохое владение строкой; или не меньше 50 знаков, но больше ошибок;

1,0 – не меньше 40 знаков, без ошибок;

0,5 – то же, но с ошибками (наличие организующей помощи);

0,0 – меньше 40 знаков, массивная организующая помощь, возможно повторение инструкции.

17. Непосредственная память (кратковременная)

3,0 – воспроизведение 8-10 слов к 4-5-ому воспроизведениям;

2,0 – 6-7 слов;

1,0 – 4-5 слов;

0,0 – меньше 4-х слов.

18. Непосредственная память (долговременная)

4,0 –  воспроизведение -10 слов (через час);

3,0 – воспроизведение 8-9 слов

2,0 – 6-7 слов;

1,0 – 4-5 слов;

0,0 – меньше 4-х слов.

19. Продуктивность опосредствования (продуктивность использования символов в целях запоминания)

3,0 – воспроизводит все опосредованные слова (4-5) и связи к ним;

2,5 – воспроизводит 3 слова и все связи;

2,0 – 2-3 слова, но не все связи;

1,5 – 2 слова и все связи;

1,0 – 2 слова, но не все связи

0,5 – 1 слово, часть связей или только – часть связей

20. Доступность опосредствования.

4,0 – содержательные связи с понятными объяснениями не менее, чем к 4-м понятиям, самостоятельно;

3,0 – содержательные связи не менее, чем к 3-и понятиям, но после уточнения, повторения инструкции, стимуляции;

2,5 – то же, но при наличии нечетких, незавершенных объяснений; или – 1 урок, после которого следует четкое, полное опосредствование не менее 3-х понятий;

2,0 – самостоятельное опосредствование 2-х понятий с четким объяснением связей;

1,5 – то же, но со скупыми, незавершенными объяснениями или 1 урок, после чего следует четкое опосредование  1-го понятия + одного недостаточно четко или при полном отсутствии объяснения;

1,0 – нечеткое, малосодержательное опосредствование 2-х понятий после 1-го урока; или – 2 урока, после которых следует внятное опосредствование;

0,5 – 2 урока, после которых внятное опосредствование 1-го понятия;

0,0 – возможен 1 самостоятельный выбор (внешне адекватный) без всяких обяснений; помощь не эффективна;

23.  Логические построения (последовательность событий)

4,0 – с самого начала верный порядок, рассказ связный, логичный с окончанием и верной оценкой 5-ой картинки;

3,5 – организующая помощь в установлении верного порядка при поспешных действиях вначале; далее – все то же самое;

3,0 – самостоятельная верная раскладка, но рассказ фрагментарный, с возможными неточностями, затруднениями при работе с 5-й картинкой или окончанием;

2,5 – логичный рассказ при неверной раскладке; самостоятельное исправление неверного порядка после предъявления 5-й картинки;

2,0 – контрольно-наводящие вопросы при неверной раскладке, неверной логике рассуждения (возможна непосредственная помощь в раскладке); далее все без затруднений; или – верная раскладка и рассказ, но значительные трудности с окончанием либо с 5-й картинкой;

1,0 – контрольно-наводящие вопросы при раскладке, составлении рассказа, при нелогичной концовке, ее отсутствии, отсутствии связи с 5-й картинкой; далее – верное понимание ситуации;

0,0 – непонимание (или крайне смутное понимание) связи при полном объеме указанных видов помощи;

 

2.5.5. Общая оценка основных психических процессов по данным наблюдения, беседы, анамнеза  и экспериментальных проб:

2.5.5.1. Внимание (включенность в ситуацию обследования, понимание ее в существенных особенностях, сохранение объема внимания по ходу обследования, активность, пассивность, концентрация, неустойчивость, трудности переключения);

2.5.5.2. Восприятие (ведущая система репрезентации – визуальная, слуховая, кинестетическая; детальность);

2.5.5.3. Эмоции (адекватность ситуации, эмоциональный фон настроения – понижен или повышен, эмоциональная неустойчивость, страхи, тревога, развитие высших чувств – совесть, любовь, честь и др.) эмоциональность как свойство темперамента и как ситуативная характеристика.

2.5.5.4. Память (память на текущие и прошлые события, развитие высших форм памяти);

2.5.5.5. Особенности мышления и интеллекта (способность к обобщению, абстрактным суждениям, последовательность логичность суждений, соответствие запаса знаний и умений возрасту, среде, полученному образованию и жизненному опыту, способности к быстрому обучению, наличие признаков умственной отсталости, внушаемость);

2.5.5.6. Речь и язык (грамотность, сложность конструкций предложений, общий запас представлений и слов, слова-паразиты, точность выражения мыслей);

2.5.5.7. Воображение (легкость фантазии, продуктивность, возможность критичес-кого отношения);

2.5.5.8. Воля (внешние особенности моторики, энергичность в поведении, инициа-тивность, нерешительность, податливость внешнему давлению, упрямство, навязчивости, двигательное возбуждение, последовательность в достижении цели, самоконтроль и саморегуляция); волевые свойства темперамента.

 

2.5.6. Оценка психологических особенностей личности по данным наблюдения, беседы и психодиагностических методик:

2.5.6.1. Конституциональный тип (физическая и психическая конституция); темпераментные особенности личности.

2.5.6.2. Особенности (выраженность, сформированность, «освоенность») социального поведения, «социального характера» личности (выраженность полоролевого поведения, «психологический возраст» личности, социальное оформление внешности – прическа, одежда, украшения, татуировки и др.);

2.5.6.3. Особенности вступления в контакт и поведение в контакте (общителен, замкнут, формален, негативистичен, безразличен, соблюдение дистанции в разговоре, ролевых отношений);

Характеристики невербального поведения (спокоен, развязен, смущен, грамотность использования «языка тела», синхронность или асинхронность с вербальными сигналами);

Характеристики вербального поведения, особенности речи (словарный запас, грамотность речи, косноязычие, заикание, вычурность, манерность, монотонность, наличие штампов);

2.5.6.4. «Конгруэнтность» в поведении (соответствие, согласованность невербаль-ных и вербальных реакций по ходу обследования)

2.5.6.5. Отношение к обследованию: позитивное, негативное, равнодушное, скрытно-негативное – формальное (степень критичности, следование инструкции, включенность в выполнение заданий, заинтересованность в информации о результатах, реакция на критику или похвалу);

 

2.6. Заключительные выводы о «психологическом портрете» личности пациента

 Главная цель обобщающей части состоит в анализе полученных данных (жалоб, биографии, экспериментально-психологического исследования) и выводе о том, каким образом биологические факторы (наследственность, последствия черепно-мозговой травмы, другие экзогенные заболевания), а также психотравмирующие воздействия, социально-психологические условия формирования личности, – повлияли на развитие личности пациента и отразились в поведении, интеллектуальных и психических особенностях, психосоматических расстройствах, отношении к болезни и критичности.

 

Внимание! Все резюмирующие положения ДОЛЖНЫ БЫТЬ АРГУМЕНТИРО-ВАНЫ ССЫЛКАМИ на данные беседы, наблюдения, анамнеза, результаты эксперимен-тальнопсихологических методик.

 

Итог: Описание основного нарушения и оценка возможного соотношения при оказании медицинской помощи

биологических методов лечения (см. «уровень нарушения» по Д.Н. Оудсхоорну – 1.4) и

возможных путей реабилитационной (психокоррекционной, психотерапевтичес-кой, социальной) помощи (с учетом данных опросника Э. Долла – 1.3., схемы Карла Роджерса – 1.4., осей МКБ-10 – 1.5)

 

Список использованной литературы

Подпись куратора

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player