РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

I

I. Подготовка студента к курации

 

 

1.1. Цели и основные задачи написания «Медико-психологической характеристики личности ребенка-пациента психиатрической клиники»

 

5        

 

1.2. Общая характеристика ребенка по данным наблюдения

6

 

1.3. Оценка уровня социальной компетенции (по  Э. Доллу)

10

 

1.4. Схемы для анализа проблем психического состояния ребенка, предложенные Карлом Роджерсом («горизонтальный срез») и Д. Оудсхоорном («вертикальный срез»)

 

 

13

 

1.5. Психиатрические аспекты изучения состояния и личности ребенка  (глава F  МКБ-10)

 

 

 

1.5.1. Общая систематика нарушений

16

 

 

1.5.2. Ось оценки интеллектуальных нарушений

17

 

 

1.5.3. Ось оценки сопутствующих аномальных психосоциальных ситуаций

18

 

 

1.5.4. Ось общей оценки психосоциальной продуктивности

19

II. Структура медико-психологической характеристики

 

 

2.1. Социально-демографические данные.

20

 

2.2. Жалобы, субъективный анамнез жизни и заболевания.

20

 

2.3. Объективный анамнез жизни и заболевания.

21

 

2.4. Данные объективного исследования.

22

 

2.5. Психологическое исследование личности

 

 

 

2.5.1. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности аффективно-личностной сферы (контакт, интерес, аффективный компонент продуктивности, активность, критичность).

 

 

22

 

 

2.5.2. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности работоспособности (темп и динамика деятельности и продуктивности, истощаемость, переключаемость, внимание).

 

 

24

 

 

2.5.3. Качественно-количественный анализ деятельности: общие характеристики деятельности (ориентировочная деятельность, понимание обращенной речи, вербализация, целенаправленность).

 

 

25

 

 

2.5.4. Экспериментально-психологическое исследование.

26

 

 

2.5.5. Общая оценка психических процессов по данным наблюдения, беседы и экспериментальных проб

 

28

 

 

2.5.6. Общая оценка особенностей личности по данным наблюдения, беседы и экспериментальных проб

 

29

 

2.6. Заключительные выводы

 

III. Методы психологической диагностики.

 

 

3.1. Общая оценка статуса

 

 

 

3.1.1. Тест Лауретты Бендер

30

 

 

3.1.2. Проба «Рисунок человека»

32

 

3.2. Оценка внимания – «Проба Пьерона-Рузера»                                            

33

 

3.3. Исследование процессов памяти

 

 

 

3.3.1. Проба «10 слов».

34

 

 

3.3.2. Исследование высших форм памяти

34

 

 

3.3.3. Проба «Словарь»

36

 

3.4. Исследование процессов мышления

 

 

 

3.4.1. Проба «Исключение слов»

43

 

 

3.4.2. Проба «Последовательность событий»

44

 

 

3.4.3. Проба «Сравнение понятий»

46

 

 

3.4.4. Проба «Поиск несоответствий»

47

 

 

3.4.5. Проба «Соотношение пословиц и фраз»

53

 

3.5. Исследование личности

 

 

 

3.5.1. Проективный тест «Дом-Дерево-Человек»

54

 

 

3.5.2. Проективный тест «Рисунок несуществующего животного»

58

IV. Список рекомендованной литературы

59

 

 

III. Методы психологической диагностики.

3. Общая оценка статуса

3.1. Тест Л. Бендер

 

 

Инструкция: «Здесь находится ряд картинок, которые тебе нужно скопировать. Просто перерисуй их как видишь». Убирать образец  не нужно, поскольку задача проверки памяти не ставится.

 «Тест Л. Бендер» – одна из самых популярных методик оценки как признаков органического поражения (незрелости) мозга, так и интеллекта в целом (11, С. 18-20)

Сжатая оценка:        

ФИГУРА А  максимум  10 баллов (10б).

а) выполнение углов:

3б –  если  фигура полностью соответствует образцу, все углы прямые;

2б –  если углы непрямые;

1б –  если фигура деформирована;

  0 –  форма  фигуры неопределенная;

б) ориентация

3б – ось, соединяющая центры – горизонтальная;

2б – ось  наклонена или проходит не через вершину  квадрата;

1б – угол отклонения оси от горизонтали более 45 градусов;

в) взаимное расположение элементов:

3б – фигуры соприкасаются;

2б – фигуры слегка расходятся или неправильно сориентирован квадрат или  соприкосновение возникло за счет «притягивания» и искажения одной из них;

1б – фигуры пересекаются или не пересекаются, но при завершении одной из них, очевидно, их пересечение;

  0 баллов – если они значительно расходятся.

+ 1б – если пропорции соблюдены (фигуры одной величины).

 

ФИГУРА Б  максимум – 11 баллов (11б)

а) выполнение углов:

3б – правильное выполнение углов;

2б – правильны 2 угла;

1б – правилен один угол;

  0 – ни одного угла.

б) ориентация:

3б – если ось, соединяющая вершины трех углов – горизонтальна;

2б – если она наклонена или нарушена в одном месте;

1б – если она нарушена в двух местах;

в) взаимное расположение элементов:

3б – а) расстояние между элементами одинаково и соответствует модели;

       б) соблюдается увеличение числа кружков;

2б – соблюдается только одно условие;

1б – ни одно условие не соблюдается;

  0 – инверсия в рисунке;

+1 балл – если нет зеркального изображения фигуры;

+1 балл – если эти точки не замещаются кружками.

 

ФИГУРА В  максимум – 11 баллов

а) выполнение углов:

3б – выполнение углов точно по модели;

2б – когда нарушен один элемент в фигуре (один из углов или закругление);

1б – нарушено два элемента фигуры (или углы, или закругления, или один угол и одно закругление).

  0 – только один элемент правильный;

б) ориентация:

 – если ось «арки» является и биссектрисой;

2б – если указанное условие не соблюдается;

1б – ориентация резко отличается от модели.

в) взаимное расположение элементов:

3б – все соответствует модели, они соприкасаются;

2б – фигуры слегка расходятся или соприкасаются за счет «подтягивания»;

1б – если фигуры выполнены правильно, но заходят одна на другую;

  0 – фигуры значительно отстают друг от друга;

+1б – если фигуры имеют заданные пропорции, соответствуют образцу;

+1б – соблюдена верная ориентация «закруглений на арке».

 

ФИГУРА Г  максимум – 10 баллов

а) выполнение углов:

3б – фигура соответствует образцу;

2б – отсутствует хотя бы один угол;

1б – отсутствует больше одно угла;

  0 – форма фигуры искажена.

б) ориентация:

3б – если ориентация правильная;

2б – если нарушено положение одной фигуры;

1б – обе  фигуры ориентированы относительно образца неправильно.

в) взаимное расположение элементов:

3б – пересечение правильно (два угла фигуры А внутри  фигуры Б, а угол фигуры Б внутри А);

2б – неправильное пересечение (условия не соблюдены, хотя фигуры и пересекаются);

1б – когда фигуры только касаются друг друга;

  0 – если они расходятся на большие расстояния или дважды пересекаются;

+ 1б – если соблюдена пропорция.

 

 

Ориентировочная оценка

 

Возраст / сумма баллов

А

Б

В

Г

6 лет

6

6

5

5

7 лет

6

7

6

5

8 лет

7

8

7

7

9 лет

7

8

7

8

10-11 лет

8

9

8

8

12-13 лет

9

10

9

9

14 лет

9

10

9

9

 

3.1.2. «Нарисуй человека»

Проводится в обычных условиях (ребенок удобно сидит, в руках карандаш, на столике белый лист бумаги, без линий и квадратов). Дайте ребенку задание нарисовать как можно лучше человека в фас (20, С. 28-32)

Оцените результат, за каждое совпадение – 1 балл.

  1. У человека есть голова?   2. У него две ноги?  3. У него две руки?

  4. Туловище достаточно отделено от головы?  5. Длина туловища превышает ширину?

  6. Плечи выделены хорошо?

  7. Места соединения рук и ног с туловищем выделены хорошо?

  8. Точки соединения рук и ног к туловищу находятся на своих местах?

  9. Шея на своем месте?

10. Шея удлинена по отношению к плечам и голове?

11. У него есть глаза? 12. У него есть нос? 13. У него есть рот?

14. Нос и рот имеют нормальные размеры?

15. Можно различить ноздри?

16. У него есть волосы? 

17. Волосы хорошо различимы, они покрывают голову?

18. Человек одет (должны быть указаны, по крайней мере, шляпа на голове и пуговицы спереди)?

19. По крайней мере, две части одежды (например шляпа и брюки) выделены нечетко, но покрывают очертания фигуры?

20. Вся одежда нарисована, как указано в пункте 19?

21. Одежда состоит по крайней мере из четырех хорошо выделенных предметов?

22. Одежда хорошо выделена и не содержит абсурдных и фантастических  элементов?

23. Пальцы рук изображены на своих местах? 

24. Пальцев пять на каждой руке?

25. Пальцы скорее длинные, чем широкие и не слишком растопырены?

26. Большой палец хорошо выделяется по сравнению с мизинцем по размерам и расположению?

27. Руки выделены хорошо на фоне кисти и запястья?

28. Верхние сочленения (плечи, локоть, запястье) различимы хорошо, благодаря некоторым деталям (изгиб руки по отношению к туловищу, рука согнута наполовину и т.д.)?  

29. То же самое наблюдается с суставами ног?

30. Голова имеет нормальные пропорции относительно всего тела?

31. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или максимум в два раза длиннее?

32. Длина стоп соответствует примерно 1/3 длины ног?

33. Длина ног соответствует примерно длине туловища или, самое большое, длиннее в два раза?

34. Длина и ширина конечностей пропорциональны?

35. Пятки на ногах различимы?

36. Очертания головы переданы точно? 

37. Очертания туловища переданы точно?

38. Очертания конечностей переданы точно?

39. Очертания всех остальных частей переданы точно?

40. Уши хорошо различимы?

41. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры?

42. Глаза имеют ресницы и брови?

43. Зрачки правильно расположены в глазной впадине?

44. Глаза расположены пропорционально относительно лица?

45. Взгляд прямой (т.е. глаза как бы смотрят на какой-то предмет, нет косоглазия)?

46. Четко различимы лоб и подбородок?

47. Подбородок достаточно отделим от нижней губы?

 

Оценка. Стандартно развивающийся ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные ниже очки  (Данные только ориентировочные).

  7 лет  

18 очков                      

  9 лет

26 очков

11 лет

34 очка

 13 лет

 42 очка

  8 лет  

22 очка                        

10 лет

30 очков

12 лет

38 очков

 14 лет

свыше 42

очков.

 

 

3.2. Простое кодирование – методика Пьерона-Рузера

 

 

Методика дает представление о скорости и качестве формирования простого на­выка, усвоения нового способа действий, позволяет получить информацию об объеме и устойчивости произвольного внимания, о развитии моторики рук (18, 21).

Для выполнения методики используется стандартный бланк (см. выше).

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ. Экспериментатор кладет перед ребенком чистый бланк и, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике – вот такую черточку (вертикальную), круг оставляю чистым, ничего в нем не рисую, а в 4-угольнике – вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигурки ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз по­вторить, где и что рисовать – устно).

После того, как ребенок приступил к работе, экспериментатор включает секундо­мер и фиксирует число знаков, заполненных ребенком за 1 мин. (всего дается 3 мин.) – отмечает точкой или чертой прямо на бланке.

Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно) с какого момента ребенок на­чинает работать по памяти, т. е. без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, КАК ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, т.к. это отража­ется на темпе работы.

При обработке данных учитываются общее количество заполненных фигур, их число за каждую минуту, количество ошибок.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Все дети выполняют методику с большим желанием (единствен­ное задание, где никогда не требовалась внешняя стимуляция).

Инструкция понималась быстро и правильно, дети сразу же включались в работу и выполняли ее в быстром темпе с хорошими качественными показателями. Ошибки (в незначительном количестве – одна за 1 мин. работы) появлялись, как правило, при высо­ком темпе работы. За 3 мин. дети успевали заполнить в среднем от 50 до 80 фигур. Боль­шинство детей быстро запоминали условные обозначения и переставали смотреть на об­разец уже после первой заполненной строчки.

Оценка полученных результатов – см. стр. 27.

 

3.3. Исследование процессов памяти

3.3.1. Заучивание «10 слов»

Методика «десять слов» давно и широко используется при исследовании взрослых и детей. Предназначена она, главным образом, для изучения непосредственного запоминания, однако сам процесс заучивания предъявляемых слов дает представление о таких качествах внимания, как устойчивость и концентрация. Использование этой методики в работе с детьми дает также дополнительную информацию о способности ребенка  к относительно длительной целенаправленной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него наглядным материалом или игровой ситуацией и заключающийся в однообразном повторении предъявляемых слов вслед за экспериментатором.

Инструкция и техника проведения. Экспериментатору требуется набор из десяти односложных или двухсложных слов, не связанных между собой по смыслу (желательно иметь несколько таких наборов). Эксперимент этот должен проводиться в условиях полной тишины (16, 21).

Перед началом эксперимента целесообразно немного пояснить смысл предстоящей работы: «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова». Далее следует традиционная инструкция: «Я буду говорить слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я кончу говорить, ты повторишь столько слов, сколько запомнил, в любом порядке». Инструкция при втором предъявлении: «Сейчас я повторю те же слова еще раз. Ты снова будешь повторять их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз и новые, которые запомнишь». При 3-м и 4-ом предъявлениях достаточно сказать: «Слушай еще раз». При пятом предъявлении слов нужно сказать ребенку: «Сейчас я прочитаю слова в ПОСЛЕДНИЙ раз, а ты постарайся повторить побольше».

В промежутках между предъявлениями, кроме инструкции, экспериментатор не должен больше ничего говорить и стараться не давать такой возможности ребенку. Однако в тех случаях, когда ребенок воспроизводит слова очень медленно и неуверенно, можно немного стимулировать его словами: «Еще! Постарайся вспомнить еще!». При отсроченном воспроизведении в конце исследования, в тех случаях, когда ребенок не мог вспомнить ни одного слова (такое наблюдалось весьма редко), мы сочли возможным напомнить ему первое слово из предъявленного набора. Такой прием всегда имел успех, т.е. ребенок в результате воспроизводил определенное количество слов.

В среднем эксперимент занимает 5-7 минут. Анализ полученных данных позволяет рекомендовать не менее, чем четырехкратное предъявление слов.

Оценка выполнения – см. на стр. 27-28.

 

3.3.2. Опосредованное запоминание (по Леонтьеву)

Способность к опосредованному запоминанию, отражая опреде­ленный уровень развития высших форм памяти, является в то же время существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев готовности ребенка к успешному усвоению школьной программы. Методика, предложен­ная А.Н. Леонтьевым и использовавшаяся им для изучения динами­ки становления мнестической деятельности в онтогенезе, дает воз­можность многостороннего анализа умственной деятельности. Пре­дусмотренный структурой данного эксперимента обязательный поиск опосредующего звена для запоминания предполагает активный вы­бор значимых символов, отражающих, в известной мере, особенности мышления (21, С. 15-17).

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ. В целях уменьшения затрат времени на выполнение данной методики необходимо было разработать и апробировать сокращенный ее вариант. За основу была взята се­рия методики Леонтьева, которая была видоизменена. Вместо тради­ционно предъявляемых в ней 15 слов для запоминания и 30 карто­чек для выбора опосредующих звеньев, было оставлено лишь 5 слов и соответственно 16 карточек.

СЛОВА: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

КАРТОЧКИ:  столовый прибор,  школьная доска,  булочная,  рас­ческа,  солнце, глобус, кувшин, петух, забор, детские штанишки, ло­шадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш.

 

 

ИНСТРУКЦИЯ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ. С участием ре­бенка разложить на столе карточки, уточнить, знакомы ли ему наи­более трудные из них. Затем дать инструкцию: «Сейчас ты опять бу­дешь запоминать слова, но уже немного по-другому. Я буду гово­рить тебе слово, а ты, чтобы легче было его запомнить, будешь вы­бирать какую-нибудь одну из этих карточек, но такую, которая по­том поможет тебе вспомнить это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти такую карточку, которая сможет напомнить тебе это слово».

Первым предъявляется слово «пожар». Если ребенок в течение 13 сек. не начинает работу, возможно не понимая инструкции, она предъявляется повторно, в уточненном варианте: «Тебе надо запом­нить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про пожар».

Если в течение 30 сек. ребенок не может сделать выбора, то ему дается урок на примере слова «пожар» – экспериментатор берет карточку с изображением заводских труб и поясняет: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. Этот дым те­бе и напомнит потом про слово «пожар», потому что при пожаре всегда бывает дым».

Затем последовательно предъявляются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор карточки отводится время до 1-й мину­ты (для всех исследованных детей оказывалось достаточным несколь­ко секунд. Дольше одной минуты экспериментатор, как правило, не ждал). Если за это время выбор не произведен, предъявляется сле­дующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается, возможна лишь организующая помощь: «Подумай, какая карточка сможет напомнить тебе слово...?»

После выбора каждой карточки необходимо спрашивать ребен­ка объяснение связи: «Как тебе эта карточка напомнит про слово...?» –

Обязательно фиксируется время каждого выбора.

При оценке результатов учитывались такие факторы, как пони­мание ребенком инструкции, способность к нахождению опосредующих символов, содержательность объяснения того или иного выбо­ра, продуктивность опосредования в целях запоминания, необходи­мость и количество оказанной помощи (оценка выполнения – на С. 28)

 

3.3.3. «Словарь»

Представлена серия заданий (17, С. 168-215) – в данной методической разработке приведен только фрагмент из значительного объема стимульного материала) для определения словаря, которым владеет испытуемый. Прочитайте громко слово в каждом задании и попросите испытуемого указать на тот рисунок, который лучше других иллюстрирует данное слово. Если испытуемый не знает значения слова, предложите ему попробовать догадаться.

Тестирование прекращается после пяти ошибочных ответов подряд (следует помнить, что стимульный материал разрабатывался для оценки интеллектуального развития (в том числе и опережающего) подростков.

По своему психологическому смыслу методика охватывает оценку как долговременной памяти, так и степени развития речи. Причем, что очень важно, здесь проявляется не столько эффект школьного (систематического) обучения, но и «стихийное» обучение, часто свидетельствующие о природной чувствительности интеллекта к любой новой информации. В стандартных тестах оценки интеллекта это задание стоит наиболее близко к субтестам «Осведомленность» и «Словарь» (вербальная составляющая интеллекта) – из теста оценки интеллекта Д. Векслера (9, С. 10-11).

И в том, и в другом случаях («Осведомленность» и «Словарь»), данные субтестов считаются особенно важными в том смысле, что результаты хорошо отражают (и сравнительно долго сохраняются, за исключение наступления грубой органической патологии нервного субстрата психики) уровень эрудиции (общего развития пациента) до заболевания), в то время как данные других тестов уже начинают ухудшаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player