Вернуться на главную страницу
Наши авторы
МЕДИЦИНСКАЯ (КЛИНИЧЕСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ: НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

МЕДИЦИНСКАЯ (КЛИНИЧЕСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ: НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Н.В.Зверева, И.Ф.Рощина, Каримулина Е.Г. (Москва)

 

Зверева Наталья Владимировна

- член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

- кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НЦПЗ РАМН, отдел медицинской психологии, заведующая кафедрой нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ (Московский городской психолого-педагогический университет), профессор кафедры.

E-mail: nwzvereva@gmail.com

Рощина Ирина Федоровна

- кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НЦПЗ РАМН (центр изучения болезни Альцгеймера) а также доцент факультета клинической и специальной психологии МГППУ.

E-mail: ifroschina@mail.ru

 


Каримулина Елена Геннадьевна

- кандидат психологических наук, старший психолог Центра образования 1811 «Измайлово», доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической психологии МГППУ

E-mail:  karimulina@list.ru

 

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В 2010 году исполняется 125 лет отечественной медицинской (клинической) психологии. За прошедшие годы менялись многие ее аспекты в связи с теми изменениями, которые происходили как в российском обществе, так и в самой психологии. Авторы публикации являются дипломированными психологами с университетским образованием, уже в течение более чем 25 лет работающими в той области, которую в настоящее время принято называть клинической (медицинской) психологией.

 В отечественной традиции до настоящего времени сохранена синонимичность определений «медицинская» и «клиническая» психология. Возможно, это вопрос дискуссионный и требуется либо согласование существующих расхождений: образовательная специальность – клиническая психология, научная – медицинская психология; либо, напротив, окончательное их разведение и насыщение новыми определенными смыслами. Пока этого не произошло, обратимся к тем вопросам, которые, на наш взгляд, существенны для современного этапа развития клинической (медицинской) психологии в ее различных ипостасях.

Важными сторонами современного состояния медицинской (клинической) психологии в России являются: научная, прикладная и практическая  деятельности, подготовка специалистов – клинических психологов.

Для успешного продолжения научно – исследовательской деятельности на современном этапе важно:

·                     умение работать в междисциплинарной команде (с медиками, педагогами, биологами…) не теряя «психологического лица»;

·                     сохранение методологии научной психологии в ее структурной единице    клинической психологии (клиническая психология – отрасль психологической науки, со всеми вытекающими последствиями: понятия, методы получения нового научного знания, основные законы развития, функционирования, распада  коррекции психики);

·                     сочетание глубокого подробного исследования отдельных функциональных систем/подсистем и др. более мелких единиц анализа с целостным холистическим подходом к  человеку;

·                     уточнение предмета клинической психологии на современном этапе;

·                     сохранение преемственной связи постановки и разработки научных задач и их прикладного (практического) продолжения как традиции отечественной клинической психологии.

Для практической деятельности современных клинических (медицинских) психологов существенным является:

·                     представление о границах профессии, при котором психолог не должен подменять врачей, а имеет свое четкое представление о собственном содержании профессиональной (прежде всего практической) деятельности клинических психологов;

·                     урегулирование вопроса о требованиях к образовательному статусу специалиста – клинического психолога, работающего в медицинском учреждении;

·                     необходимость прохождения переподготовки и профессионального совершенствования     должны иметься соответствующие структуры для организации этих видов деятельности;

·                     уточнение практических задач клинической психологии для ее различных направлений (патопсихология, нейропсихология, психосоматика, психология аномального онтогенеза, психология здоровья и др.);

·                     расширение и унификация технологий диагностики, коррекции, реабилитации;

·                     вопрос об ответственности психолога за результаты его профессиональной деятельности (диагностики, коррекции, психотерапии и т.п.);

·                     вопрос о  статусе практического  клинического психолога в медицинских учреждениях;

·                      проблема взаимодействия клинических психологов со специалистами – психологами других направлений (общая, социальная, педагогическая, возрастная  и др.);

·                     проблема взаимодействия клинических психологов со специалистами других областей практики (медиками, биологами, педагогами и т.п.).

Для подготовки специалистов – клинических психологов в сфере образования необходимо:

·                     сочетание широкого образования клинического психолога и высокоспециализированного узкого спектра профессиональной подготовки будущих специалистов;

·                     сохранение специалитета при переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования;

·                     использование новых форм взаимодействия преподавателя и обучающегося (шире, чем это предусмотрено бакалавриатом);

·                     особый характер преподавания, в том числе обучение по типу «из рук в руки» наряду с традиционными формами передачи знаний и умений;

·                     обучение студента идиографическому подходу, которое  должно осуществляться в рамках совместной работы с мастером;

·                     применение инновационных образовательных технологий – мастер-классов, проектной деятельности студентов и т.п. наряду с уже зарекомендовавшими себя положительно традиционными формами обучения (лекционные, семинарские и практические занятия);

·                     разнообразие форм выпускных квалификационных работ студентов: классический диплом, выполненный в рамках строгой научной доказательности; практико-ориентированные работы и проекты, в том числе с малым числом испытуемых, пилотажные работы, имеющие как научную, так и прикладную направленность;

·                     соблюдение необходимого баланса психологических, медицинских, биологических дисциплин в подготовке будущих специалистов клинических психологов;

·                     разработка системы практик, подготавливающих студента к будущей профессиональной деятельности;

·                     пресечение использования навыков самостоятельной психологической работы студентов в консультировании до получения профессионального статуса;

·                     воспитание будущих клинических психологов в духе современной этики прикладной и практической психологии.

Безусловно, в данном сообщении отражены не все проблемы, имеющиеся в медицинской (клинической) психологии. Возможно расширение, конкретное наполнение содержанием отдельных пунктов и т.п., к чему мы приглашаем наших коллег.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:61

Зверева Н.В., Рощина И.Ф., Каримуллина Е.Г. Медицинская (клиническая) психология: научные проблемы, практическая деятельность и вопросы подготовки специалистов. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

 

В начало страницы В начало страницы

 

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player