
Качественная
подготовка студентов вузов, обучающихся по направлению «Клиническая
психология», и повышение квалификации специалистов, аспирантов и
преподавателей вузов невозможны без современных учебников, отражающих общие и
частные аспекты, основные тенденции развития специальности и достоверные
результаты научных исследований. Особенно острый дефицит отмечается на
современные учебные материалы, освещающие теоретико-методологические
аспекты клинической психологии, подготовленные специалистами, имеющими высокую
теоретическую квалификацию и разностороннюю практическую направленность своей
деятельности. Издание оригинального учебника профессора А.Б. Холмогоровой
«Общая патопсихология», психолога с классическим университетским образованием
и ученицы Б.В. Зейгарник, в
значительной мере восполняет существующий пробел. Автор стремится донести до
читателя выстраданное собственное академическое понимание клинической
психологии, преломленное через сито научной, педагогической, диагностической
и психотерапевтической деятельности, прошедшее проверку временем на практике.
Профессор
А.Б. Холмогорова стремится объективно изложить сложный материал. Содержание
учебника свидетельствует о её очень широком кругозоре и богатом опыте
преподавания клинической психологии, отражает неоднозначные современные
отечественные и иностранные исследования, достижения науки и практики,
обоснованность которых пропущена через призму доказательной медицины.
Рецензируемый
том учебника посвящен теоретическому анализу сложной проблемы нормы и
патологии в клинической психологии. Принцип построения первого тома учебника
не имеет аналогов в отечественной клинической психологии. Учебник состоит из
двух разделов и семи глав. Раздел первый посвящен
теоретико-методологическим основам клинической психологии.
В первой
главе автор в очень доступной форме описывает предмет, основные разделы,
задачи, методологический статус и границы клинической психологии, её историю
и основные этапы развития. Особый интерес представляет обсуждение острой
дискуссионной проблемы о соотношении предметов психиатрии и клинической
психологии, психотерапии и клинической психологии на современном этапе
развития.
В главе
второй первого раздела обсуждается предмет и задачи общей патопсихологии,
описаны основные типы моделей нормы и патологии в контексте развития научного
знания, биологические, психологические, социально–нормативные и биопсихосоциальные модели.
Современная
клиническая психология находится в процессе интеграции различных школ и
выработки общей парадигмы, гармоничного альянса роли психологической теории и
прикладной направленности клинической психологии. Во втором разделе учебника
этот процесс подвергнут тщательному теоретико-методологическому анализу в
области основных психологических концепций нормы и патологии. Очень важным
достоинством учебника является интегрированное изложение ведущих зарубежных и
отечественных концепций и исследований клинической психологии, основанное на
единых критериях оценки. Заслуживает особого внимания то,
что впервые в отечественной психологии автор рассматривает пять основных
традиций клинической психологии с точки зрения:1) исторического контекста
развития; 2) моделирующих представлений о детерминантах психического
развития, 3) структурно–динамических характеристик психики; 4) представлений
о здоровой личности и механизмах психической патологии; 5) основных
теоретико-методологических принципов; 6) исследовательских правил и
процедуры.
В рамках
краткой рецензии невозможно без серьезных упущений рассказать о новой
интегрированной, теоретически и практически значимой информации, касающейся
основных клинических психологических традиций в
рамках которых развивалась клиническая психология. Удовольствие сделать это
еще предстоит каждому читателю, что позволит ему выработать свое собственное
мнение. Текст учебника изложен на высоком
научно-теоретическом и методическом уровнях, легко читается, написан
хорошим литературным русским языком, а выделение особенно значимых элементов
текста другим шрифтом помогает сосредоточиться, сконцентрироваться на
основных положениях глав и способствует лучшему усвоению материала. Материал
излагается системно, последовательно, просто и доступно, термины определяются
ясно и однозначно.
Следует
констатировать, что рецензируемая книга удовлетворяет основным требованиям к
написанию современного учебника «Общая патопсихология» и может быть
рекомендована в качестве учебника для студентов медицинских и психологических
вузов по специальности «клиническая (медицинская) психология» в также
аспирантов и преподавателей и широкого круга специалистов, интересующихся
проблемами патопсихологии. Явно необходимо переиздание книги (две тысячи
экземпляров – недостаточный тираж для такого учебника). Он уже стал библиографической
редкостью. В связи с тем, что он будет способствовать формированию
клинического мышления и повышению качества преподавания клинической
психологии целесообразно переиздать
данный учебник с прежним грифом: «Рекомендуется Учебно-методическим
объединением по классическому университетскому образованию в качестве
учебника по направлению и специальностям психологии».
Автор
первого тома задала высокий уровень требований к его качеству, и
соответственно, последующих томов учебника. Хочется пожелать авторскому
коллективу сохранить заданный высокий уровень применительно к трем другим
томам учебника, а читателю внимательно читать учебник и получать при этом
большое удовольствие, читать неоднократно… и ценить клиническую психологию,
значение которой для современного общества будет стремительно нарастать.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9(075):61
Ялтонский В.М. Рецензия на первый том учебника А.Б. Холмогоровой «Общая патопсихология»
четырехтомного учебника по клинической психологии [Электронный ресурс] // Медицинская психология
в России: электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения:
чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка"
(введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] –
дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|