Психологическое сопровождение родительства в условиях детской городской
поликлиники
Каплина Е.В. (Москва)
Каплина Елена Викторовна
– выпускница МГУ, клинический (медицинский)
психолог (г. Красногорск, Московская обл., Красногорская городская
больница № 2, детская поликлиника).
E-mail: kaplielena@yandex.ru
Аннотация. Одним из направлений работы медицинского психолога
в детской поликлинике является консультирование родителей по вопросам
профилактики психического и физического здоровья детей. Психологические
проблемы ребенка рассматриваются в психосоциальном контексте.
Исследование проблем семьи и семейного воспитания
показывают, что родители все больше нуждаются в помощи
специалистов. Как показывает мировая практика психологической помощи
детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне
разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.
Путем нового знания и лучшего понимания со стороны родителей
можно в большей степени – конечно, до известного предела
– изменить ситуацию с ребенком.
Ключевые слова: развитие личности, детско-родительские
отношения, формирование родительства, рабочий альянс,
мотивация, перенос, объектные отношения, конфликты, сопротивление,
консультирование, эффективное родительство.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В последние годы одним из наиболее распространенных поводов для
обращения родителей за помощью к психологу в детской городской
поликлинике является потеря взаимопонимания с детьми. Родители
по-разному формулируют проблемы своего ребенка, беспокоящие их в данный
момент: это непослушание, проявление агрессии, нарушение сна, питания,
различные страхи и др. Необходимо учитывать также, что ребенок не
является изолированной единицей, и проблемы, которые у него возникают,
как правило, являются отражением взаимоотношений в семье. Именно в
раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и
установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у
взрослых.
Российские психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович,
В.С. Мухина и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности
называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и
духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении
всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только
приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется
развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности
ребенка важна гармонизация семейных отношений.
В большей степени работа психолога сосредотачивается на конфликтных
родительско-детских отношениях, поскольку они ведут к возникновению
поведенческих и функциональных расстройств у детей. Во всех случаях
родительские проективные идентификации приводят к формированию
искаженного образа ребенка, который в свою очередь, вызывает у
родителей тревогу, сопровождающуюся защитными реакциями, и далее ведет
к патологическому взаимодействию, отягощающему симптоматику ребенка
[3]. Во многом, задача состоит в том, чтобы ознакомить родителей с
негативными влияниями их собственных конфликтов на взаимодействие со
своими детьми, что собственно и составляет канву родительской
деятельности. Непосредственной целью такой работы является понимание
причин возникновения симптомов ребенка, и это требует от родителей
серьезного и вдумчивого подхода.
Родительское воздействие на ребенка осуществляется постоянно,
несмотря на то, является ли оно осознанным или стихийным.
Неосознаваемое воздействие, потеря или несформированность целей
воспитания ведут к непрогнозируемым результатам [5]. В связи с этим
необходимо основывать психолого-педагогическое формирование
родительства на осознании себя родителем, осознании своих
педагогических воздействий на ребенка.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при
высоком культурном и образовательном потенциале родителей –
продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья
– это определенный морально-психологический климат, для
ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье
складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об
уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими
людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга,
ответственности, справедливости [10]. Родительство в современной семье
обусловлено целями супругов, их мировоззрением, ценностями и
другими факторами, поэтому, при работе с семьей следует
опираться на педагогический потенциал семьи, учитывая
индивидуальные особенности личности [5].
Воспитание родителей – международный термин, под
которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций
воспитателей собственных детей, родительских функций.
Исследование проблем семьи и семейного воспитания
показывают, что родители все больше нуждаются в помощи
специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям
детей группы риска или проблемным семьям, они необходимы каждой семье
на определенном этапе ее развития в силу ее внутренних
потребностей и растущих требований общества к семье как
социальному институту [5].
В понятие «воспитание родителей» входят
вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в
целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В
конечном счете, речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые
способны обеспечить ему разностороннее развитие и
благополучие. В таком виде воспитание родителей составляет часть
социальной политики современного общества.
Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от
семейной психотерапии и семейной консультации по вопросам
семьи и брака, которые являются специфическими формами работы,
ориентированными на личность и взаимодействие между людьми. Воспитание
родителей в большей степени – просветительская
работа, обращенная к сознанию человека [9]. При этом под
функциями воспитания детей подразумевается создание определенных
взаимоотношений между родителями и детьми, а также их предпосылок, т.е.
определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Функция
всесторонней помощи в развитии ребенка означает создание таких
условий, при которых его физиологические, эмоциональные и
интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в
достаточной мере и на необходимом качественном уровне.
Рост сознательности родителей означает развитие способности критически
относиться к себе как к члену семьи и воспитателю. Усиление
взаимовлияния в семье проявляется в возрастании педагогического уровня
родителей, что сказывается на развитии и поведении ребенка. Как
показывает мировая практика психологической помощи детям и их
родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если
удается создать благоприятный климат общения в семье [10].
Работой, направленной на изменение функционирования семьи может
заниматься психолог в ДГП. Цель такой работы – улучшение
эмоционального фона семьи. Взрослые люди учатся отходить от стереотипов
поведения, которые они переняли у своих родителей, а дети освобождаются
от межпоколенческих конфликтов.
Для этого уже на первой консультации необходимо создание рабочего
альянса с родителями. Некоторые психологи высказывают предположение,
что открытость родителей новому опыту и их готовности к изменениям
обусловлена характерными особенностями той стадии развития, на которой
люди становятся родителями. В литературе встречается множество описаний
того, каким образом и в какой степени у людей, ставших родителями,
проявляется готовность к изменениям. Сельма Фрайберг говорит о том, что
появление ребенка привносит в семью надежду: «Младенец (да и
более старший ребенок) может послужить катализатором, стимулируя
позитивные перемены в жизни родителей. Он олицетворяет их надежды и
самые потаенные желания и является символом обновления. Его рождение
может стать для родителей началом их собственного психического
перерождения» [Цит. по 3, С. 44]
Родители всегда надеются, что могут дать своему ребенку больше, чем они
сами получили от своих родителей. Конечно, как это показывает практика,
это часто приводит к обратному эффекту, но важно само желание стать
хорошим родителем. Таким образом, в работе с родителями можно
задействовать самую разную мотивацию.
Тем не менее, наряду с сознательными позитивными мотивами могут
существовать неосознаваемые деструктивные желания, чувства и
побуждения. Процесс осознания подобных чувств может начаться только
после установления безопасных отношений, что сделает возможным
обсуждение родительских чувств вины и стыда. В некоторых случаях,
прогресс в работе происходит только после того, как ощущение
достаточной безопасности позволяет матери или отцу найти в себе силы
признать наличие конфликтов по отношению к своим родителям и,
соответственно, снизить критичность по отношению к своему ребенку.
Надо сказать, что сама по себе идея о том, что работа с родителями
должна привести их к пониманию своего ребенка и адекватному
взаимодействию с ним, являет собой некий идеал психологической
консультации. На самом же деле приходится сталкиваться с вопросом о
том, как строить работу с разнообразными проблемами самих родителей,
которые серьезно ограничивают их способность к пониманию и адекватному
взаимодействию со своим ребенком. Наиболее успешное применение в
психологическом консультировании родителей по вопросам воспитания
находят теоретические разработки австрийского психоаналитика и
психотерапевта Г. Фигдора, основанные на фундаменте познаний
классического психоанализа о детской душе, но в то же время они идут в
принципиально новом направлении, затрагивая не «глобальное
изменение человека» или «общую профилактику
неврозов», а лишь те области, в которых изменения реально
возможны и социально приемлемы [8].
Согласно концепции Г. Фигдора, психолог-консультант в первую очередь
заботится не о том, чтобы ребенок приспособился к неудачным жизненным
обстоятельствам, а о том, чтобы защитить его развитие в условиях
укрепившихся конфликтных семейных констелляций, вредящих его
психическому здоровью. А главное – психолог-консультант
должен постараться открыть новые перспективы и новые возможности не
только для детей, но и для тех, кто их воспитывает. Конечно, он не
может действовать против воли родителей, необходимо не только их
согласие, но и их желание изменений. Цель всех этих устремлений
заключается в том, чтобы помочь родителям в трудной ситуации, иначе
говоря, помочь им обрести способность оказывать помощь своим детям. Г.
Фигдор убежден, что хорошее самочувствие детей неразрывно связано с
хорошим самочувствием родителей и видит не только большое
будущее, но и достойную альтернативу дорогостоящему
«классическому» психоанализу в
психоаналитически-педагогической консультации для родителей.
Одним из основных психологических соображений, который Г. Фигдор
предлагает учитывать при проведения консультации, является то, что
отношения родителей с детьми и между собой не являются сознательными,
они в большей степени базируются на бессознательных мотивах. Здесь
огромную роль играют:
- перенос родителями образцов своих
объектных отношений (чаще всего инфантильных) на детей;
- защита против вытесненных конфликтов влечений, которые активизируются у
родителей посредством жизни влечений детей;
- защита против амбивалентных побуждений в любовном отношении к ребенку
(агрессивные побуждения в широком – психоаналитическом – смысле слова).
Во многих случаях, когда отношения родителей с детьми неблагополучны и
задерживают и угрожают развитию детей, в их интеракциях с детьми чаще
всего замешаны их собственные переносы, их защита против
реактивизированных конфликтов влечений или их амбивалентость. Это и
является причиной бессознательного сопротивления любым
психолого-педагогическим рекомендациям. Если помочь родителю понять
ребенка, то это может стать хорошим противовесом тенденциям проекции со
стороны родителя. Если родитель с помощью психолога начнет по-другому
воспринимать своего ребенка, то он и обращаться с ним станет иначе.
Таким образом, даже если воспитательное обращение с детьми
детерминировано бессознательными мотивами, еще не означает, что
родитель не способен воспринимать реальность и он может действовать
только так, как он делает. Путем нового знания и лучшего понимания
можно в большей степени – конечно, до известного предела
– изменить ситуацию с ребенком. Очевидно также, что
необходимость работы по психологическому сопровождению родителей
основывается, во-первых, на потребности родителей в поддержке,
во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях,
в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего
воспитания и социальными проблемами общества. Следовательно,
необходимость психологического сопровождения родителей можно обосновать
благополучием ребенка и семьи в целом, а также общественной значимостью
данного направления работы психолога в ДГП.
Литература
- Божович Л.И.
Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности //
Психология формирования и развития личности – М., 1981. С. 257-284.
- Выготский Л.С.
Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология / Под
ред. Д.Б. Эльконина. – М., 1984.
- Грин В.
Терапевтическая работа с детьми по созданию у родителей
нового образа ребенка. // Работа с родителями: Психоаналитическая
психотерапия с детьми и подростками / Под ред. Дж. Циантниса, С.Б.
Ботиуса, Б. Холлерфорс, Э. Хорн, Л. Тишлер. Пер. с англ. –
М., 2006. – С. 43-62.
- Мухина В.С.
Проблемы генезиса личности / В. С. Мухина. – М., 1985. С. 75-90.
- Овчарова Р.В.
Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М., 2006.
- Растин М.
Беседы с родителями // Работа с родителями:
Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками / Под ред. Дж.
Циантниса, С.Б. Ботиуса, Б. Холлерфорс, Э. Хорн, Л. Тишлер. Пер. с
англ. – М., 2006. – С. 23-42.
- Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии. Т. 2 – М., 1989.
- Фигдор Г.
Психоаналитическая педагогика. – М., 2000.
- Хямяляйнен Ю.
Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. Пер. с фин. – М., 1993.
- Шнейдер Л.Б.
Семейная психология: учебное пособие. – М., 2006. – С. 411-554.
Ссылка для цитирования
Каплина Е.В. Психологическое сопровождение родительства в условиях детской городской поликлиники.
[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 4.
URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|