Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

БАЛИНТОВСКИЕ ГРУППЫ – ПРИНЦИПЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ОГРАНИЧЕНИЯ
(Балинтовская конференция, Санкт-Петербург, декабрь-2010)

В.А. Винокур (Санкт-Петербург)

 

 

Винокур Владимир Александрович

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, Президент Санкт-Петербургского Балинтовского общества, член консультативного совета Международной Балинтовской Федерации.

E-mail: vavinokur@mail.ru

 

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Санкт-Петербургское Балинтовское общество и кафедра медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования в декабре 2010 года провели традиционную российскую конференцию, которая в этом году называлась «Балинтовские группы – принципы, возможности, ограничения». В конференции приняли участие психиатры, психотерапевты и клинические психологи из Санкт-Петербурга и многих других российских регионов. В ее программе были представлены доклады:

Профессор В. А. Винокур. «Балинтовские группы – широкие возможности и отдельные ограничения»;

А. А. Чечик. «История супервизии и балинтовских групп»;

Доцент Н. В. Андрущенко. «Росийские и зарубежные балинтовские группы – опыт участника и ведущего»;

Доцент Л. И. Гущина, доцент Е. А. Марковская «Балинтовская группа как фактор безопасности и развития образовательной среды».

Анализ многолетней работы балинтовских групп в России и за рубежом показывает, что в этой технологии предложен очень эффективный метод, помогающий врачу снизить свою эмоциональную напряженность в работе с «трудными» пациентами. Это способствует тому, что врачам удается перейти к «межличностной психологии», исследуя в каждом случае характер своих взаимоотношений с больными и факторы, осложняющие эту коммуникацию, а также связанное с этим снижение эффективности самой врачебной работы. За последние годы представления Майкла Балинта, cтруктурирующие работу группы, получили существенное развитие, но некоторые принципиальные положения, связанные с технологией проведения балинтовских групп, остаются неизменными. Например, это относится к тому, что в обсуждении представляемых в группе случаев из врачебной практики акцент делается не на клиническом анализе, поскольку, по определению, «балинтовская группа не для решений», а на различных особенностях и аспектах взаимоотношений врача с пациентом в рамках обсуждаемого случая, его реакциях на различные особенности этой ситуации. Последнее следует отнести к безусловным достоинствам балинтовской технологии, поскольку позволяет такой группе в своей работе успешно избегать борьбы, конфронтаций и многих других проблем, возникающих в группах, ориентированных на формальное решение.

Группа помогает врачу создать и свою внутреннюю коммуникацию, научая его четче определять характер своих ролей, особенно неформальных и нередко противоречащих конвенциональной роли врача (например, строгого Родителя), эмоциональных переживаний и связанные с ними психологических защит. Очень часто чувства, которые врач выражает в группе, соответствуют тем чувствам, которые ранее, во время консультации, ему выражал пациент. Это явилось продуктивным продолжением представления о том, что «…Ни один врач не продвигается в своей работе дальше, чем ему позволяют собственные комплексы и внутренние сопротивления…» (З. Фрейд, 1910). Поэтому границы эффективности психотерапии во многих случаях определяются не особенностями клинического случая или самого пациента, а «границами» самого психотерапевта. Балинтовская группа помогает ее участникам ответить на вопрос, почему в общении с пациентами многие врачи часто игнорируют, вытесняют, подавляют в себе то, что они по разным причинам не в состоянии осознать в переживаниях, мотивах, ожиданиях, психологических защитах пациента, так же, как и своих собственных, связанных с разнообразными контрпереносами в отношении пациента. Это успешно отвечает той задаче, которую, по мнению М. Балинта, должен ставить перед собой каждый врач: «Он должен открыть в самом себе способность выслушивать у своих больных то, что им вряд ли всегда удается выразить словами, и поэтому он должен начинать с того, чтобы послушать такую речь у себя самого».

Суммируя разные ресурсы и возможности балинтовской группы, можно отметить, что она дает ее участникам:

–  обеспечивает ее участникам возможность (среду, пространство) для более глубокого и осознанного анализа врачами своей работы и ее коммуникативных аспектов;

–  пробуждают у врача интерес и внимание к пациентам, которые до этого представлялись ему во всех смыслах «трудными», надоедливыми, раздражающими, досаждающими, вызывающими тревогу и беспокойство. В работах самого М. Балинта и его коллег по этому поводу часто употребляется выражение “upsetting patient” – пациент, в эмоциональном отношении «опрокидывающий» врача и контактов с которым хочется всячески избегать. Группа помогает врачу работать с такими пациентами значительно успешнее;

–  обеспечивает выход («сток») для тревоги и других фрустрирующих чувств, возникающих у врача в процессе работы;

–  открывает в мышлении врача новые аспекты и подходы, стимулирующие новое понимание пациента и более успешный терапевтический процесс;

–  обеспечивает врачу эмоциональную поддержку и связанное с этим улучшение коммуникации с пациентами и другими профессионалами;

–  положительно влияет на то, как сами пациенты воспринимают проводимую терапию и взаимодействие с врачом;

–  повышает у врача его профессиональную самооценку и степень удовлетворенности своей работой, тем самым способствуя предупреждению профессионального «выгорания».

В докладах и в дискуссиях на конференции отмечалось, что многолетний мировой опыт и анализ работы балинтовских групп показывает, что они позволяют успешно реализовать задачу, связанную с необходимостью превратить непрерывное профессиональное образование врачей-психотерапевтов / психологов, в котором инициатором, исполнителем и проводником обучения является преподаватель, наставник, супервизор при нередко очевидной пассивности самого слушателя, в непрерывное профессиональное развитие, в котором основное «действующее лицо и исполнитель» – сам врач / психолог. Это соответствует общемировой тенденции в подготовке и профессиональном усовершенствовании специалистов, работающих в здравоохранении и других помогающих профессиях. В системе подготовки врачей в европейских странах уже много лет акцент делается на изучении различных аспектов коммуникации с пациентами, компетентность в которой рассматривается как один из важнейших показателей профессионализма врачей. Проведенный опрос 1593 британских врачей показал, что самым важным в процессе обучения ими признано освоение навыков конструктивного, прежде всего – эмпатийного взаимодействия с пациентами (P. Shoenberg, 2005). Во многих странах балинтовские группы стали активно использоваться в учебном процессе на различных этапах последипломного обучения психотерапевтов. Например, в США, Великобритании, Германии и многих других странах балинтовские группы являются обязательной частью их подготовки в резидентуре (аналог клинической ординатуры в России). Одним из главных достоинств в работе этих групп можно отметить то, что в них очень успешно осуществляется идея Чарльза Уорнера: «…одно из прекраснейших свойств нашей жизни – в том, что невозможно искренне помогать другому, не помогая при этом самому себе».

На конференции были также проведены демонстрационные балинтовские группы, позволившие участникам конференции увидеть различные стилистические особенности ведения этих групп разными ведущими и получить собственный опыт аналитической супервизии сложных клинических случаев из своей практики психотерапии и психологического консультирования.

 

 

Ссылка для цитирования

Винокур В.А. Балинтовские группы – принципы, возможности, ограничения (Балинтовская конференция, Санкт-Петербург, декабрь-2010). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player