Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Социально-психологические факторы риска
формирования эмоционального выгорания
у врачей психиатров и наркологов

Малыгин В.Л., Искандирова А.Б., Пахтусова Е.Е., Шевченко Д.В. (Москва)

 

 

Малыгин Владимир Леонидович

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук профессор, заведующий кафедрой психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии Московского государственного медицинского стоматологического университета.

E-mail: malyginvl@yandex.ru

 

Искандирова Арина Байсункаровна

–  кандидат медицинских наук доцент, кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ.

E-mail: Arisha21@rambler.ru

 

Пахтусова Елена Евгеньевна

–  старший преподаватель кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ.

E-mail: lin22@rambler.ru

 

Шевченко Дмитрий Викторович

–  старший преподаватель кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ.

E-mail: Meistercom@gmail.com

 

 

 

 

Аннотация. В связи с тем, что проблема возникновения и развития синдрома профессионального выгорания у психиатров в нашей стране остается все еще мало разработанной, принципиально важным является вопрос о выявлении факторов, способствующих и препятствующих его возникновению. Это, в свою очередь, поможет в разработке предложений по совершенствованию лечебно-профилактических мероприятий синдрома профессионального выгорания у врачей психиатров и наркологов.

Цель исследования – анализ внешних факторов, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у врачей психиатров и наркологов.

Методы исследования – клинический, клинико-психологический. Проведено обследование группы врачей-наркологов (n=120). Выявлено, что синдром эмоционального выгорания отмечается среди 37,7% наркологов. У медицинских сестер синдром эмоционального выгорания выявляется у 53,3%. Наиболее часто представлена фаза «Резистентности», что проявляется равнодушным отношением к профессиональным обязанностям, экономией эмоций, чувством усталости от контактов, а также (в фазе «Истощения») полным исключением эмоций из профессиональной деятельности.

Выявлено, что у большинства обследованных врачей ведущими факторами напряженности являются профессиональные факторы (характер выполняемой врачебной деятельности), в то время как микро- и макросоциальные факторы (условия труда и общий социальный фон) стоят на втором и третьем местах. Проведена корреляция между синдромом эмоционального выгорания и факторами напряженности. Отмечено, что вероятность формирования синдрома эмоционального выгорания среди врачей психиатров и наркологов наиболее высока в первые 10 лет профессиональной деятельности.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, психиатры, наркологи, фаза напряжения, фаза резистентности, фаза истощения, макро- и микросоциальные факторы, профессиональный стаж.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Успешная деятельность врача предполагает высокие профессиональные и личные качества. Программы фундаментального медицинского образования неизбежно сталкиваются с изменениями, обусловленными развитием медико-биологических дисциплин, и в разной степени успешно решают эти задачи.

Более специфическим и тонким остается вопрос развития личных качеств будущего врача-специалиста. Современные национальные проекты, направленные на развитие и совершенствование сферы здравоохранения России, в частности, касаются усиления воспитательной работы, проводимой с будущими врачами в Высшей школе. Приоритетом становится не только подготовка врача-специалиста, но и воспитание личности с высокими морально-этическими и гражданскими качествами.

Учитывая возрастающие требования к профессиональной подготовке и личным качествам врачей-специалистов, особого внимания заслуживает сохранение и развитие этих качеств медицинского персонала в условиях практического здравоохранения. Как совершенно справедливо отмечает Aveline [1]. «Руководители, принимая на работу сотрудников, должны рассматривать персонал как свой наиболее ценный ресурс и очень заботиться о том, чтобы его сохранить».

Опасения относительно сохранения врачей и среднего медицинского персонала в профессии, к сожалению, были и остаются обоснованными. Так, Glenn A. Roberts [3], ссылаясь на данные Британской медицинской ассоциации [5], свидетельствует о существовании общей обеспокоенности медицинского сообщества в отношении того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний. Это проявляется в виде разочарования в профессии и деморализации, нарастающей склонности к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также ухудшения состояния психического здоровья общепрактикующих врачей, снижения устойчивости браков, развития склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя.

Сфера врачебной деятельности весьма обширна и не однородна. Исходя из этого приблизительная оценка врачебных специальностей, подвергающих персонал большим опасностям, была бы не корректна. Вместе с теми известно, что работа с определенными группами больных сама по себе является для врачей дополнительным психотравмирующим фактором. К этим пациентам относятся люди старческого возраста, хронически или смертельно больные, пациенты, требующие интенсивного ухода, новорожденные.

Особого внимания заслуживают психически больные и лица, употребляющие психоактивные вещества, часто это пациенты с агрессивным и угрожающим поведением, что ложится тяжелым бременем на плечи врачей-специалистов [3; 6]. Психиатры и наркологи, таким образом, представляют группу специалистов, требующую пристального внимания, нуждающуюся в исследовании, профилактике и лечении последствий профессионального стресса.

Исторически феноменология последствий профессионального стресса начинает активно обсуждаться в конце 20 века американскими исследователями. В 1974 году американский психиатр Freudenberger H.J. [2] описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег, работников психиатрических учреждений, (деморализации, разочарования, потеря мотиваций) и назвал его «выгорание» (burn-out). Разработанная им модель для рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой, оказалась удобной для всех врачей и других специалистов, работающих в системе здравоохранения, и стала началом активного обсуждения этого явления.

Не менее известный исследователь эмоционального выгорания Maslach C. and all [4] определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.

В настоящее время общепринята формулировка «Синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burn-out) который представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического стресса на рабочем месте. Синдром удостоен диагностического статуса (МКБ-10 Z73) [9].

Исследование отечественных авторов (В.В. Бойко [6]) позволило внести в определение синдрома эмоционального выгорания дополнительные акценты, позволяющие дифференцировать СЭВ с другими видами стресса. Так, «синдром эмоционального выгорания» – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, что в свою очередь отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Настоящее описание универсально для людей, которые в силу своей профессиональной принадлежности испытывают хроническое эмоциональное напряжение в системе отношений «человек-человек», и имеет прямое отношение к выбранной целевой группе, то есть врачам психиатрам и наркологам.

В.В. Бойко [6] рассматривает профессиональное выгорание с позиций общего адаптационного синдрома Г. Селье [8]. Выделяют 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:

1.  Фаза напряжения.

Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования СПВ. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, «загнанность в клетку» (возникает не всегда, характеризуется чувством безысходности), тревога и депрессия.

2.  Фаза резистентности.

Выделение этой фазы в самостоятельную весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.

3.  Фаза истощения.

Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления.

Усилиями исследователей синдрома эмоционального выгорания помимо описания клинических проявлений и динамики развития был выявлен ряд факторов, способствующих его развитию. Так, еще в 1978 г. Маslасh отмечает, что чем дольше персонал работает в психиатрических учреждениях, тем меньше им нравится работать с больными, тем в меньшей мере они ощущают себя успешно работающими и тем менее гуманна их позиция по отношению к душевнобольным.

В современных исследованиях факторы, способствующие профессиональному выгоранию, приобрели традиционное деление на два больших блока: индивидуальные характеристики и особенности профессиональной деятельности самих профессионалов. Помимо этого некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные (Орел В.Е. [7]).

Факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания, условно можно разделить на две группы: индивидуальные и организационные (внешние).

К индивидуальным (внутренним) факторам относят возраст, пол, уровень образования, личностные особенности, выносливость, тип поведения, тревожность.

Организационные (внешние) факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), включают в себя: рабочие перегрузки, дефицит времени, большое число пациентов, неадекватное руководство, отсутствие профессиональной и личной поддержки, недостаточная профессиональная подготовка.

В.В. Бойко [6] предлагает следующие группы внешних факторов, влияющих на развитие СЭВ: Хроническая напряженная эмоциональная деятельность, дестабилизирующая организация деятельности, повышенная ответственность за исполняемые функции, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. В нашей работе мы уделим им особое внимание.

Многообразие внешних факторов не позволяет удовлетворительно ответить на вопрос – собственно ли профессиональные затруднения являются определяющими в возникновении СЭВ у врачей психиатров и наркологов. Особенно, если профессиональная деятельность врача специалиста осуществляется в не простых социально экономических условиях, девальвирующих его статус. Не вызывает сомнения и тот факт, что условия труда, личное окружение врача, атмосфера отделения, институт профессиональной поддержки и наставничества, стиль руководства будут оказывать влияние на его эмоциональном состоянии.

Существующая неопределенность становится серьезным затруднением для проведения целевой профилактики синдрома выгорания, так как предполагает слишком широкий диапазон для прилагаемых усилий, начиная с административной реформы системы специализированной медицинской помощи и заканчивая обязательной личной терапией врачей специалистов.

Решением этой задачи, на наш взгляд, является объединение внешних факторов, формирующих синдром эмоционального выгорания, в три группы, каждая из которых будет касаться ключевых аспектов деятельности врачей психиатров и наркологов. Профессиональные факторы являются непосредственным содержанием врачебной деятельности (контакты с больными и их родственниками). Микросоциальные факторы являются характеристиками условий труда (степень занятости, взаимодействие с коллегами, администрацией). Макросоциальные факторы отражают социальный и политический фон (социально-экономический кризис и т.п.). Выделение наиболее напряженной группы факторов закономерно будет определять направление мероприятий для профилактики СЭВ у врачей-специалистов.

Цель исследования.

Исследование влияния внешних факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания у врачей психиатров и наркологов.

Методы исследования.

В качестве основной психодиагностической методики был выбран опросник диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

Предложенная методика даёт подробную картину синдрома «эмоционального выгорания», позволяет увидеть его ведущие симптомы.

Следующей методикой нами был использован опросник «Факторов напряженности» В.Л. Малыгина, И.В. Агличевой, позволяющий анализировать особенности субъективного реагирования на стресс, где с помощью факторного анализа выделяются 3 группы факторов, вызывающих стресс. Микросоциальные факторы отражают проблемы межличностных и внутриличностных конфликтов. Профессиональные факторы – проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Макросоциальные факторы – отражают проблемы социального порядка.

Также использовалась специально разработанная анкета, в которой освещались вопросы материальной и моральной удовлетворенности от работы, наличие поддержки со стороны коллег и руководства, рабочая нагрузка и пр.

Материалы. В период февраля-мая 2007-2011 года на базе наркологической больницы № 17 г. Москвы нами было проведено исследование 120 врачей психиатров и наркологов обоего пола; средний возраст испытуемых 33,8±1,8 лет.

Результаты исследования.

В результате обследования по методике В.В. Бойко количество врачей психиатров-наркологов, имеющих сформированный синдром эмоционального выгорания, 37,5% (45 чел).

Распространенности фаз и симптомов синдрома эмоционального выгорания у врачей психиатров-наркологов по опроснику В.В. Бойко представлены в таб. № 1:

 

Таблица № 1

Распространенность фаз и симптомов синдрома эмоционального выгорания
у врачей психиатров-наркологов

 

В результате проведенного обследования у врачей психиатров-наркологов группа распределилась на три подгруппы: первая – ведущими являлись микросоциальные факторы напряженности, вторая – ведущими являлись профессиональные факторы напряженности, третья – ведущими являлись макросоциальные факторы напряженности.

Количественное распределение представлено в таблице.

Таблица № 2

Распределение основных факторов напряжение в исследуемой группе

 

Как видно из таблицы, у большинства обследованных врачей ведущими факторами напряженности являются профессиональные факторы. При этом наиболее значимая положительная корреляция (r= 0,56) отмечается между синдромом эмоционального выгорания и профессиональными факторами напряженности, менее значимые зависимости с микросоциальными (r= 0,35) и макросоциальными (r= 0,25) факторами.

Важным внешним фактором, влияющим на формирование синдрома эмоционального выгорания, является длительность профессионального стажа. В настоящий момент у исследователей нет единого мнения по поводу влияния стажа на выраженность синдрома эмоционального выгорания. С целью выявления зависимости, выраженности синдрома эмоционального выгорания от длительности профессионального стажа, мы распределили группу врачей психиатров и наркологов, имеющих сформированные фазы синдрома эмоционального выгорания, на три подгруппы (3). Первая – «профессиональной адаптации» стаж до 3 лет (6 чел). Вторая – «профессионализации», стаж от 3 до 10 лет (18 чел). Третья – «профессионального мастерства», стаж от 10 лет и выше (10 чел).

На рис. представлена выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания у врачей психиатров и наркологов в каждой подгруппе.

 

 

Рис 1. Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания у врачей психиатров и наркологов в зависимости от длительности профессионального стажа.

 

Как видно из рисунка, в первой подгруппе синдром эмоционального выгорания преимущественно сформирован по фазе «Напряжение», отмечается у 66,6% врачей с синдромом эмоционального выгорания, во второй подгруппе – по фазе «Резистентность», отмечается у 77,7%, в третий подгруппе доминирующей фазы не выделено. Таким образом, следует предположить, что вероятность формирования синдрома эмоционального выгорания среди врачей психиатров и наркологов наиболее высока в первые 10 лет профессиональной деятельности, что, возможно, является фактором, способствующим уходу из профессии.

На втором этапе исследования врачей с выявленными признаками синдрома эмоционального выгорания было проведено анкетирование.

Среди обследованных врачей психиатров-наркологов с синдромом профессионального выгорания недостаточное материальное вознаграждение за работу отметили 82,2%; недостаточное моральное вознаграждение за работу – 82,2%; высокую рабочую нагрузку и недостаток времени для выполнения работы – 71,1%; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие действительным – 53,4%; отсутствие социальной поддержки со стороны коллег и начальства – 53,4%; риск штрафных санкций – 58,9%, однообразие и монотонность в работе – 38,9%.

 

Для оценки взаимосвязей организационных факторов с показателями выраженности симптомов синдрома профессионального выгорания был использован метод линейного регрессионного анализа, по результатам которого были получены следующие данные.

На формирование высокой степени «выгорания» по симптому «эмоциональное истощение» оказывали наибольшее влияние следующие факторы: недостаточная социальная поддержка со стороны коллег и начальства, интенсивная рабочая нагрузка. Высокая степень «выгорания» по симптому «деперсонализация» формировалась под влиянием следующих факторов: постоянный риск штрафных санкций, должность «врач-ординатор». Высокая степень «выгорания» по симптому «редукция профессиональных достижений» формировалась под влиянием следующих факторов: низкий уровень заработной платы, недостаточное моральное вознаграждение за работу.

Данные исследования могут быть использованы для разработки психопрофилактических рекомендаций.

 

    Литература

  1. Aveline Mark. Occupational stress and performance in mental health workers / M. Aveline // Current Opinion in Psychiatry. – 1995. – Vol. 8. – S. 73-75.
  2. Freudenberger H.J. The issues of staff burnout in therapeutic communities / H.J. Freudenbergtr // J Psychoactive Drugs. – 1986. – Vol. 18. – P. 247-251.
  3. Glenn A. Roberts. Prevention of burn-out / R. Glenn // Advances in Psychiatric Treatment. – 1997. – Vol. 3. – P. 282-289.
  4. Maslach C. Job Burnout / C. Maslach, W.B. Schaufeli, M.P. Leiter // Annual Review of Psychology. – 2001. – Vol. 52. – P. 397-422.
  5. British Medical Association. Stress and the Medical Profession. London: BMA, 1992
  6. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания / В.В. Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1999. – С. 161-169.
  7. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3.
  8. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1979. – 123 с.
  9. Чуркин А.А. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии / А.А. Чуркин, А.Н. Матюшов. – М: Триада Х, 1999. – 232 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Малыгин В.Л., Искандирова А.С., Пахтусова Е.Е., Шевченко Д.В. Социально-психологические факторы риска формирования эмоционального выгорания у врачей психиатров и наркологов. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player