Исследование особенностей коммуникативных барьеров у специалистов
профессий социономического типа (на примере врачей)
В.В. Болучевская, А.И. Павлюкова (Волгоград)
Болучевская Валентина Викторовна
– кандидат психологических наук, доцент кафедры
общей и клинической психологии ГОУ ВПО «Волгоградский
государственный медицинский университет федерального агентства
по здравоохранению и социальному развитию» преподаватель
ГОУ ДПО ВИМПСР.
E-mail: boluchevskaya@yandex.ru, milakova@list.ru
Павлюкова Антонина Игоревна
– медицинский психолог, Волгоградский областной
клинический перинатальный центр № 2 (ГУЗ «ВОКПЦ № 2»).
E-mail: sheirena87@rambler.ru
Аннотация. В работе проводится анализ коммуникативных барьеров
у специалистов профессий социономического типа и влияния трудностей
общения врачей на эффективность их профессиональной деятельности.
Сделан вывод о том, что коммуникативными барьерами на пути к эффективному
межличностному взаимодействию врача с пациентами и коллегами являются:
низкий коммуникативный контроль, который препятствует сотрудничеству
как способу урегулирования конфликтов; слабое развитие рационального
канала эмпатии (что снижает уровень самоконтроля личности в общении,
не позволяет гибко реагировать на изменение ситуации и предвидеть
впечатление, которое специалист производит на окружающих); низкий уровень
развития интуитивного канала эмпатии (что препятствует сотрудничеству
как способу урегулирования конфликтных ситуаций); низкий уровень развития
идентификации как канала эмпатии; низкий уровень развития эмоционального
канала эмпатии, ведущий к неспособности устанавливать отношения
сотрудничества.
Ключевые слова: общение, коммуникативные барьеры, затрудненное
общение, профессии социономического типа.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение. Общение играет важную роль в овладении человеком
культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. Как
отмечает Б.Ф. Ломов, в процессе общения, этой специфической формы
взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен
представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В
общении конкретный индивидуум овладевает «фондом духовного
богатства», созданным другими людьми, благодаря чему
преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем
через общение он вносит в этот «фонд» то, что
создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни
индивидуума.
Особенно следует подчеркнуть чрезвычайно важную роль общения как
средства и инструмента профессиональной деятельности специалистов
профессий социономического типа (психологи, учителя, следователи,
менеджеры, врачи и т.д.). Предметом профессиональной деятельности в
этих профессиях является другой человек, и общение в этом случае
выступает основным инструментом социально-профессионального
взаимодействия специалиста и клиента. Однако необходимо учитывать, что
процесс общения может протекать не только благоприятно, но и может быть
связан с трудностями, барьерами, которые возникают по ходу реализации
коммуникативной деятельности. В связи с этим особую значимость
приобретает исследование проблемы психологических барьеров общения у
специалистов профессий социономического типа, ярким представителем
которого является врач.
Умение общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с
людьми во многом предопределяет успешность профессиональной деятельности
специалиста. «Врач редко может излечить, чаще может
облегчить, но утешить он должен всегда», – говорили
древние. Грамотно установленный психологический контакт с пациентом
помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое
представление о нем. Это значительно повышает эффективность в решении
поставленных задач врача. В случае же отсутствии психологического
контакта пациент, возможно, не станет придерживаться врачебных
рекомендаций и назначений, проконсультируется у своих знакомых,
займется самолечением, обратится к представителям альтернативной
медицины. Кроме того, профессия врача предполагает общение не только с
пациентами, но и с их родственниками, а также с коллегами, другим
медицинским персоналом. Таким образом, коммуникативные барьеры в
межличностном взаимодействии способствуют снижению эффективного
функционирования всего лечебного процесса как социальной системы.
Методы. В связи с этим, нами было проведено исследование
коммуникативных барьеров у специалистов профессий социономического
типа, целью которого стало выявление влияния трудностей общения врачей
на эффективность их профессиональной деятельности. Систематизация и
интеграция различных подходов к исследованию проблемы коммуникативных
барьеров специалистов профессий социономического типа, а также
разработанная и апробированная батарея тестов по выявлению
затрудненного общения определяется их направленностью на реальные нужды
и запросы специалистов профессий социономического типа. Поэтому
рассматриваемое исследование представляется весьма актуальным и
своевременным.
В ходе исследования применялись следующие диагностические инструменты:
методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко,
методика измерения уровня тревожности Д. Тейлора, методика диагностики
оценки самоконтроля в общении М. Снайдера, опросник поведения личности
в конфликтной ситуации К. Томаса (адаптирован Н.В. Гришиной).
В исследовании приняли участие врачи учреждений здравоохранения г.
Волгограда различных специальностей: врач-лаборант (9 человек),
трансфузиолог (3 человека), стоматолог (8 человек), хирург
(3 человека), терапевт (7 человек). Общий объем выборки составил
30 человек. Распределение респондентов в соответствии с местом работы
представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение респондентов по месту работы
Результаты и их обсуждение. Распределение респондентов по полу
составляет 67% (20 человек) женщин, 33% (10 человек) мужчин.
Стаж практической деятельности всех респондентов составил свыше трех
лет, что позволяет говорить о завершении этапа их профессиональной и
социально-психологической адаптации.
Предполагалось, что существуют особенности поведения и эмоциональной
сферы врача, ухудшающие эффективность его профессионального общения, а
именно: деструктивные стратегии разрешения конфликтных ситуаций как
поведенческий коммуникативный барьер; слабое развитие эмпатии и высокий
уровень личностной тревожности как эмоциональный коммуникативный барьер.
В процессе проведенного исследования вопреки нашим ожиданиям сравнение
уровня эмпатии, тревожности, предпочитаемых стратегий поведения в
конфликтных ситуациях у врачей с высоким и относительно низким уровнем
самоконтроля в общении показало отсутствие статистически
достоверных отличий и зависимостей между перечисленными
качествами. Следовательно, различная выраженность этих качеств может,
как способствовать, так и препятствовать установлению эффективного
контакта с коллегами и пациентами – всё зависит от той
ситуации, в которой оказывается специалист.
Так, высокий уровень эмпатии дезорганизует взаимодействие с пациентом
тогда, когда необходимо быстрое принятие решений и точность действий
(например, в оперативной хирургии). Но та же высокая эмпатийность
позволит устанавливать эффективный контакт в условиях, где исход
терапии определяется не только действиями врача, но и мотивацией
пациента на лечение (работа хирурга, ведущего амбулаторный прием).
Определенная форма поведения специалиста в конфликтной ситуации также
может расцениваться как деструктивная в коммуникативной деятельности,
так и продуктивная. Так, в ситуации обсуждения важных организационных
вопросов (планерки, экспертные комиссии) высокой эффективности
межличностного взаимодействия будет соответствовать стратегия
сотрудничества, когда специалисты приходят к альтернативе, полностью
удовлетворяющие интересы обеих сторон. Однако в ситуации выполнения
приказов начальства наиболее продуктивной для специалистов, находящихся
в подчинении, будет являться стратегия приспособления, где необходимо
приносить в жертву какие-либо собственные интересы для достижения
эффективного результата.
Тревожность в качестве свойства личности позволяет врачу чутко
реагировать на изменения в состоянии пациента и вовремя принимать
необходимые меры. Пациентом это может восприниматься как понимание со
стороны лечащего врача, как его не только профессиональная, но и
эмоциональная поддержка, что повышает эффективность коммуникации
«врач-пациент». Однако в случае экстремальной
ситуации, тревога специалиста выполняет дезорганизующую, разрушающую
функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов, мешает
адекватно оценить ситуацию, определить возможные варианты ее развития и
выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение. Кроме
того, здесь тревога врача может «передаваться»
пациенту и дополнительно дезорганизовывать его. В этом случае он может
почувствовать безнадежность своего состояния, перестает верить в
возможность выздоровления.
Кроме того, результаты, полученные в ходе исследования, позволяют
сделать вывод о том, что коммуникативными барьерами на пути к
эффективному межличностному взаимодействию врача с пациентами и
коллегами являются: низкий коммуникативный контроль, который
препятствует сотрудничеству как способу урегулирования конфликтов;
слабое развитие рационального канала эмпатии (что снижает уровень
самоконтроля личности в общении, не позволяет гибко реагировать на
изменение ситуации и предвидеть впечатление, которое специалист
производит на окружающих); низкий уровень развития интуитивного канала
эмпатии (что препятствует сотрудничеству как способу урегулирования
конфликтных ситуаций); низкий уровень развития идентификации как канала
эмпатии; низкий уровень развития эмоционального канала эмпатии, ведущий
к неспособности устанавливать отношения сотрудничества.
Таким образом, успешная врачебная деятельность определяется такими
психологическими особенностями, как высокий уровень коммуникативной
компетентности, реализуемой в отношении пациентов, их родственников, а
также медицинского персонала. Важную роль здесь играет знание различных
правил и способов эффективного общения, уверенность в собственных
силах, гибкость и пластичность поведения в изменяющихся нестандартных
профессиональных ситуациях.
Главным показателем высокого уровня самоконтроля в общении у врачей
стал высокий уровень развития рационального канала эмпатии. Таким
образом, оказалось, что высокая направленность внимания, мышления,
восприятия на понимание сущности другого позволяет специалисту добиться
максимальных результатов в процессе общения. Здесь мы можем
предположить, что преодоление недостатка знаний правил и способов
эффективного межличностного взаимодействия, которое бы в большей мере
задействовало именно рациональный канал эмпатии врачей как специалистов
профессий социономического типа, повысило бы эффективность их
коммуникативной деятельности. В этом случае выявленные нами в процессе
исследования такие барьеры общения врачей, как низкий коммуникативный
контроль и низкий уровень развития интуитивного канала эмпатии,
препятствующие сотрудничеству как способу урегулирования конфликтов,
низкий уровень развития эмоционального канала и идентификации как
канала эмпатии и другие, были бы преодолены.
Кроме того, в ходе исследования был установлен ряд соответствий
между рассматриваемыми признаками, а именно:
-
высокий уровень тревожности соответствует высокому развитию
эмпатической способности врача (r=0,47), где ведущая роль принадлежит
эмоциональному каналу (r=0,46). Следовательно, эмоциональная отзывчивость
в данном случае становится средством «вхождения» в
энергетическое поле собеседника, выполняет роль связующего звена,
проводника от врача к пациенту, что позволяет чутко реагировать на
изменение состояния больного. В ситуации после операционного периода
данная связь помогает врачу корректировать последствия и улучшить
реабилитацию пациента. Однако чрезмерное сопереживание и сочувствие
врача способно вызвать чувство неуверенности и неспособности быстро
принимать решение. В этом случае тревога может передаваться
пациенту и препятствовать процессу, как общения, так и лечения в целом.
- избегание как способ
урегулирования конфликтов соответствует высокому уровню развития
интуитивного канала эмпатии (r=0,39). Возможно, в ситуации дефицита
информации о партнерах у врача будут наблюдаться отсутствие стремления
к сотрудничеству и стремлению к отстаиванию собственных интересов.
- сотрудничество как способ
урегулирования конфликтов соответствует высокому уровню развития
эмоционального канала эмпатии (r=0,57). Отсутствие способность входить
в эмоциональный резонанс с окружающими (сопереживать, сочувствовать)
приводит к обострению конфликтной ситуации, не позволяет найти
альтернативу, полностью удовлетворяющую интересы обеих сторон.
- избегание как способ
урегулирования конфликтов соответствует большему стажу профессиональной
деятельности врача (r=0,37), что, вероятно, указывает на то, что с
течением времени у специалистов снижается стремлению, как к
сотрудничеству, так и к достижению собственных целей.
- высокий коммуникативный
контроль соответствует рациональному каналу эмпатии (r=0,37). Другими
словами, низкая направленность внимания, восприятия и мышления врача на
понимание сущности собеседника, на его состояние, проблемы и поведение
не позволяет гибко реагировать на изменение ситуации и предвидеть
впечатление, которое специалист производит на окружающих.
При распределении респондентов на группы с высоким и низким уровнем
самоконтроля в общении также не обнаружились ярких отличий и
закономерностей между исследуемыми признаками. Сравнение полученных
результатов исследуемых признаков в двух группах отображено в таблице 2.
Отсутствие различий между двумя группами свидетельствует о том, что
оценка самоконтроля в общении зависит в равной степени от исследуемых
признаков, что свидетельствует о рассмотрении врача как целостной и
уникальной личности. Вероятно, различная выраженность этих качеств, как
уже отмечалось ранее, может, как способствовать, так и препятствовать
установлению эффективного контакта с коллегами и пациентами –
всё зависит от той ситуации, в которой оказывается специалист.
Таблица 2.
Сравнительная характеристика коммуникативных особенностей
врачей с высоким и низким самоконтролем в общении
Выводы. Подводя итоги, следует отметить, что профессиональная
деятельность врача как специалиста профессий социономического типа
неразрывно связана с общением как процессом обмена информации,
восприятием и пониманием людей друг друга. Более того, в своей практике
медицинские работники соприкасаются с различными сферами жизни человека
и общества – сферой здоровья (физического, психического,
социального), прав, системой образования и здравоохранения, с
профилактической работой, административными вопросами и другими. В
связи с этим, взаимоотношения врача с окружающими в каждом конкретном
случае должны складываются индивидуально. Так, такие особенности
поведения и эмоциональной сферы врача, как деструктивные стратегии
разрешения конфликтных ситуаций, а также слабое развитие эмпатии и
высокий уровень личностной тревожности, могут и способствовать, и
препятствовать установлению эффективного контакта с коллегами и
пациентами.
Успешное достижение целей в профессиональной деятельности специалистов
профессий социономического типа предполагает знание особенностей
личности, их учет в ситуации профессионального взаимодействия, а также
знание причин возникновения, механизмов протекания и способов
преодоления коммуникативных барьеров в совокупности.
Литература
- Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского.
– 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 960 с.
- Кроник А.А.
В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений /
А.А. Кроник, Е.А. Кроник. – М.: Мысль, 1989. –
С. 141.
- Ломов Б.Ф.
Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.:
Педагогика, 1991. – С. 296.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие /
под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М, 2005.
– 672 с.
Ссылка для цитирования
Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Исследование особенностей коммуникативных
барьеров у специалистов профессий социономического типа (на примере врачей).
[Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http://
medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|