Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 № 1(12)
2011 № 6(11)
2011 № 5(10)
2011 № 4(9)
2011 № 3(8)
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Медико-социальный портрет и качество жизни
студенток старших курсов педиатрического факультета

Белозерова О.В. (Ярославль)

 

 

Белозерова Ольга Владимировна

–  кандидат медицинских наук, доцент, кафедра факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ.

E-mail: olga-blz@yandex.ru

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования качества жизни студенток старших курсов педиатрического факультета. Показано, что студентки-старшекурсницы имеют самые высокие показатели качества жизни по шкалам физического функционирования, ролевого физического функционирования, самые низкие показатели – по шкалам жизнеспособности, социального функционирования. Установлено, что качество жизни студенток-четверокурсниц неоднородно в течение месячного блока обучения с ухудшением показателей как физического (ролевое физическое функционирование), так и психологического (жизнеспособность, ролевое эмоциональное функционирование) компонентов здоровья.

Ключевые слова: качество жизни, студентки.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Качество жизни (КЖ) – интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии (Новик А.А., Ионова Т.И., 2007). Популяционные исследования, проводимые в нашей стране, немногочисленны и практически не охватывают большую группу студенческой молодежи.

Цель исследования: изучение КЖ девушек-студенток старших курсов педиатрического факультета.

Дизайн исследования: протестированы 74 студентки 6 курса (одномоментно) и 52 студентки 4 курса (исследование продольное с интервалом в 1 месяц: точка 0 – начало блока по дисциплине «Детские болезни», точка 1 – окончание указанного блока).

Инструмент исследования: социо-демографическая карта, опросник качества жизни SF-36. Время проведения тестирования – весенний семестр 2010 года, место проведения – учебная аудитория. Со всех респонденток получено добровольное информированное согласие. Для анализа использовали статистическое программное обеспечение «Statistica 7.0». Статистическую значимость различий между показателями по шкалам SF-36 определяли с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты и их обсуждение: Обобщенный медико-социальный портрет студентки 6 курса: средний возраст 23 года, не замужем (в 70 % случаев), не работающая во внеучебное время (65 %), не курящая (85 %), имеющая местом регистрации другие регионы Российской Федерации (60 %), проживающая в общежитии (54 %). 1/10 часть респонденток воспитывает детей. Работающие в основном имеют физический характер труда. Половина опрошенных имеют хронические заболевания без обострения в настоящее время в 3/4 части случаев. В структуре хронической патологии заболевания верхних отделов желудочно-кишечного тракта занимают первое место. Медико-социальный портрет студентки 4 курса (средний возраст 21 год) по многим параметрам аналогичен указанному выше, но закономерно отмечено большее количество незамужних (94 %), меньшее количество воспитываемых в семье детей (2 %). Половина респонденток при обучении на блоке перенесла острую респираторную инфекцию.

Показатели качества жизни старшекурсниц отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

Средние показатели шкал опросника качества жизни SF-36
студенток старших курсов педиатрического факультета

Примечание. Шкалы опросника: ФФ – физическое функционирование, РФФ – ролевое физическое функционирование, Б – боль, ОЗ – общее здоровье, Ж – жизнеспособность, СФ – социальное функционирование, РЭФ – ролевое эмоциональное функционирование, ПЗ – психологическое здоровье.

 

У студенток 4 курса в точке 0 (начало блока) самое высокое значение шкал опросника КЖ наблюдается по шкале физического функционирования ФФ (таблица 1).  Далее имеет место распределение шкал в убывающей последовательности: РФФ, Б, РЭФ, ПЗ, ОЗ, Ж, СФ. Самое низкое значение получено по шкале социального функционирования СФ. Тестирование указанного контингента через месяц  (точка 1) показало, что по всем шкалам наблюдается отчетливое снижение показателей качества жизни, высокодостоверное (р < 0,01) по шкалам ФФ, РФФ (физический компонент здоровья), Ж, РЭФ (психологический компонент здоровья). В соответствии с международными стандартами исследования качества жизни, к клинически значимым могут быть отнесены результаты, где помимо критерия достоверности отмечается разница в абсолютных показателях в 10 баллов и более, поэтому клинически значимые различия получены по шкалам РФФ (83,65 ± 3,69 и 62,5 ± 5,66, р < 0,01), Ж (59,33 ± 2,38 и 49,20 ± 2,67, р < 0,01), РЭФ (70,04 ± 5,02 и 50,25 ± 5,68, р < 0,01).

Показатели по всем шкалам опросника КЖ студенток 6 курса чуть меньше, чем студенток 4 курса в точке 0, но статистически значимых различий не обнаружено.

Заключение:

–  группы студенток 6 и 4 курса сопоставимы по многим медико-социальным характеристикам;

–  студентки-старшекурсницы имеют самые высокие показатели качества жизни по шкалам физического функционирования ФФ, ролевого физического функционирования РФФ, самые низкие показатели – по шкалам жизнеспособности Ж, социального функционирования СФ;

–  качество жизни студенток-четверокурсниц неоднородно в течение месячного блока обучения с ухудшением показателей как физического (ролевое физическое  функционирование), так и психологического (жизнеспособность, ролевое эмоциональное функционирование) компонентов здоровья.

 

    Литература

  1. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. – Москва, 2007. – 320 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Белозерова О.В. Медико-социальный портрет и качество жизни студенток старших курсов педиатрического факультета. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player