|
Аннотация. В статье подчеркивается значимость коммуникативной компетентности среднего медперсонала в структуре профессиональной компетентности, описывается опыт модификации методики фрустрационных реакций С. Розенцвейга для исследования типов реагирования медицинских сестер в сфере конфликтов с пациентами. Представлен модифицированный стимульный материал, созданный под руководством профессора Л.П. Урванцева, предлагаемая методика носит проективный характер, адаптирована к диагностике типов реагирования в профессиональных конфликтах, возникающих в сфере отношений «медсестра—пациент». Описаны результаты апробации методики в группах медсестер с разным стажем профессиональной деятельности. Проведенное с помощью методики исследование показало усиление склонности к подчеркиванию наличия препятствия, снижение уровня ответственности за конфликтные ситуации, повышение склонности к агрессивным типам реагирования у медсестер-стажниц, что связано со снижением выраженности механизмов психологической защиты по типу «проекции». Полученные данные демонстрируют необходимость обучения среднего медперсонала навыкам реагирования в конфликтных ситуациях. Ключевые слова: коммуникативная компетентность; профессиональная пригодность; фрустрация; тест С. Розенцвейга; типы реагирования в конфликтных ситуациях.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В настоящее время одной из главных целей социальной политики государства является обеспечение доступности медицинской помощи для населения. Однако, как показывает практика, доступность и качество медицинской помощи обеспечивается не столько медицинским оборудованием и количеством пройденных диспансеризаций, сколько отношением медицинского персонала к пациентам, создающим мотивацию на контакт с медицинской средой. Конечно же, общительность и доброжелательность медицинских работников не является залогом профессиональной компетентности. Необходимо помнить, что существует две стороны деятельности медицинских работников: 1. Непосредственно профессиональная, или «инструментальная», где реализуются профессиональные умения и навыки; 2. Коммуникативная, где проявляются некие личностные свойства представителей медицинских профессий. Только при полном наличии этих двух составляющих возможна профессиональная компетентность медработников, являющаяся желаемым итогом реформ в современном здравоохранении. Пока среднестатистический русский обыватель, не имеющий очень серьезных проблем со здоровьем, старается избегать взаимодействия с представителями медицинской профессии и часто по причине неудовлетворенности коммуникативной составляющей профдеятельности, а соответственно и личностными особенностями медперсонала. Проблема личностных качеств представителей медицины имеет давнюю историю и ведёт своё повествование ещё от Гиппократа. Данная тема традиционно рассматривается в медицине. А именно в ее частном разделе — медицинской деонтологии, в которой вопрос о необходимых и достаточных личностных характеристиках медицинского работника, является одним из основных. Но, к сожалению, деонтология изобилует описаниями идеальных общечеловеческих качеств, которые хотелось бы видеть у каждого представителя профессии типа «человек—человек» (отзывчивость, чуткость). Более глубокие исследования проблемы личности врача, проводимые в довольно крупных масштабах, присутствуют в психологии (В.Е. Коган, 1978; Л.П. Урванцев,1993; Н.В. Яковлева, 1994; М.И. Жукова, 1990; Л.И. Ларенцова, 2009; Б.А. Ясько, 2004 и многие другие). Анализируя изобилие существующей по данной теме информации, хотелось бы отметить, что акцент во всех исследованиях сделан на профессии врача, а средний медицинский персонал обделен вниманием. Между тем, в силу выполняемых обязанностей, медсестре чаще, чем врачу, приходится общаться с больными и её личностные качества наблюдаются ими непосредственно. Несмотря на острый интерес к личности медсестры, существует довольно малое количество исследований, посвященных данной теме, большинство из которых носят описательный и эмпирический характер. Основные требования к медицинским работникам, сформулированные в литературе, относятся к непосредственно-личностному блоку, большинство личностных качеств медицинских сестер, обеспечивающих эффективность лечебного процесса, являются интерактивно ориентированными, то есть проявляются в процессе общения [1; 2]. Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра, как коммуникативная компетентность — способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленных на построение эффективной коммуникации в ситуации межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс [3]. Изучение коммуникативных качеств медицинских сестер проходило в рамках исследования профессиональной деформации личности [5]. При исследовании мы столкнулись с проблемой оценки непосредственно профессиональных коммуникативных способностей, существующий психологический инструментарий мог измерить лишь общие коммуникативные качества, которые не связаны с условиями профессиональной деятельности медицинских сестер. Для преодоления этой проблемы Л.П. Урванцевым была предложена идея модификации популярной методики исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Фрустрацию рассматривают как один из видов психических состояний, выражающихся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Под фрустрационной толерантностью понимается способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей психологической адаптации. В основе ее лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидения выхода из ситуации, с другой. Высокой уровень развития личности предполагает сознательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых. Н.В. Тарабрина считает, что понятие фрустрации правомерно рассматривать в контексте межличностного функционирования, и наибольший интерес представляет сфера межличностных конфликтов [6]. Именно в этом аспекте нам стала интересна данная методика. Классическая методика С. Розенцвейга была модифицирована нами с целью «профессионализации» изображенных конфликтов (идея Урванцева Л.П.) и получила название «Конфликтные отношения медсестра—больной» (КОм/б). Стимулирующая ситуация метода заключается в схематичном контурном рисунке, на котором изображены два и более человека, занятые еще незаконченным разговором. В нашем случае на рисунке отображены профессиональные ситуации, в которых действующее лицо (больной) говорит что-то другому (медсестре), ответ которой не приводится. Фрустрирующие ситуации были выбраны путем экспертной оценки. В роли экспертов участвовали 30 медицинских сестер с различным стажем профессиональной деятельности. Эксперты оценивали предложенные конфликтные ситуации по степени сложности, которую они оценивали по пятибалльной системе. Полученные ситуации были проранжированы и выбраны те, которые представляют наибольшую трудность при общении с пациентами. Процесс проведения, оценки и интерпретации был приближен к классической процедуре при проведении методики С. Розенцвейга. Инструкция требует, чтобы субъект написал в пустом квадрате ответ, первый пришедший в голову. Эта методика является проективной, поскольку идентификация с персонажем (медсестрой) поощряется структурой стимула, для поощрения проекции опущены черты лица и любые внешние выражения характера изображенных лиц. Применение метода требует, чтобы испытуемый отвечал первой ассоциацией пришедшей в голову, и чтобы он отвечал не за себя, а за анонимного индивида, изображенного в тестовой ситуации. Для удовлетворения этих важных требований желательно продемонстрировать конкретно то, как надо давать ответы. Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены медсестры, находящиеся во фрустрационных ситуациях. Ситуации можно разделить на две основные группы: 1. Ситуации препятствия (ego-blocking). В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-нибудь способом. Сюда относятся 16 ситуаций: 1, 3, 4, 6, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24. 2. Ситуации обвинения (superego-blocking). Их восемь: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21. Между этими типами ситуаций имеется связь, так как ситуация обвинения предполагает, что ей предшествовала ситуация препятствия, где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию обвинения как ситуацию препятствия и наоборот.
Ситуации (чтобы посмотреть рисунок, "щелкните" по нему)
Каждый конкретный ответ оценивается по направленности и по типу реакции. Оценка по направленности реакции: 1. Экстрапунитивная направленность (агрессивная) — это тенденция упрекать, порицать источник фрустрации (Е); 2. Интрапунитивная направленность — это самозащита или слабость. Тенденция порицать, обвинять, упрекать самого себя как источник фрустрации (I); 3. Импунитивная направленность — толерантность или эмоциональная устойчивость во фрустрирующей ситуации. Это тенденция избегать порицания вообще (М). Оценка по типу реакции: 1. Препятственно-доминантный тип реакций — в ответе дается оценка роли и степени препятствия (ОД); 2. Самозащитный — делается акцент на личностные реакции, связанные с осуждением (ЕД); 3. Разрешающий — акцент делается на необходимость разрешить ситуацию (NP). Ответы испытуемых оценивались по типу и направленности реакций, затем вычислялось процентное соотношение ответов. Психометрическая оценка теста включала вычисление ретестовой надежности и конструктной валидности. Определялась ретестовая надежность с временным интервалом 6 месяцев. Результаты проверки RTT по критерию Пирсона оказались значимы на уровне 0,05. Проверка конструктной валидности проводилась путем сопоставления результатов, полученных с помощью классического теста C. Розенцвейга и модифицированного нами варианта. По результатам определялся коэффициент корреляции.
Таблица 1
Коэффициенты корреляции направленности и типов реакций теста Розенцвейга
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы
![]() |
|
|