Гурвич И.Н.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Тест Кеттелла и его новая интерпретация с позиции клинической психологии

Табидзе А.А. (Москва, Российская Федерация)

 

 

Табидзе Александр Александрович

Табидзе Александр Александрович

–  педагог-психолог, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, директор Научного Центра «Психотерапевтическая педагогика» Минобрнауки РФ (Московское отделение); Звёздный бульвар, дом 5, офис 145, Москва, 129085, Российская Федерация. Тел.: 8(495) 763-62-30;

–  действительный член ОППЛ (соруководитель модальности), действительный член Московского объединения психотерапевтов и психологов, действительный член Ассоциации междисциплинарной медицины.

E-mail: tabidze@pochta.ru

 

Аннотация. Показано, что положения 3-х биполярных факторов в интерпретации результатов стандартизированного 16-факторного теста Кеттелла не соответствуют требованиям клинической психологии. Представлен скорректированный авторский вариант интерпретации данного теста. Такая коррекция (модификация интерпретации) позволяет выйти на новые обобщения психологической и клинической диагностики. В частности, она дает возможность наглядно представлять наличие или отсутствие психологической предрасположенности клиента к возникновению у него психогенных заболеваний, а также дифференцировать эту предрасположенность к психосоматическому или к психоневрологическому типу. Кроме того, такой подход обнаруживает противостояние задач практической и клинической психологии.

Ключевые слова: тест Кеттелла; психодиагностика; психосоматические и невротические расстройства.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Постановка задачи

Психотерапевты и врачи-неврологи давно обратили внимание на важность учёта психологического содержания личности, на этиологию психогенных заболеваний. Так, академик Вейн А.М. в своих лекциях (1994 г.) и работах неоднократно подчёркивал, что синдром вегетативной дистонии чаще всего обусловлен личностно-характерологическими особенностями пациента [2; 3]. Здесь же он неоднократно указывал на важное положение о сопряжённости личностных эмоциональных качеств и вегетативно-эндокринных реакций.

По публикациям многих медицинских источников делается вывод о том, что психогенные заболевания (психосоматические, психоневрологические, психоиммунные и др.), обусловленные психологическими причинами, вышли в наше время на первое место. В связи с этим возникает острая необходимость в использовании удобных и практичных методик определения личностных психологических качеств пациентов и оценки возможных корреляций этих качеств с конкретными психогенными заболеваниями.

Требования, которые может предъявить врач-диагност к выбору метода психодиагностики, следующие:

1.

Практичность — оптимальное время выполнения не превышает 20—25 мин.

2.

Наглядность — ясность представления (люди верят «картинкам»).

3.

Целостность — многогранная полнота представления психологического портрета.

4.

Доказательность — чувствительность психокоррекции или лечения к изменению наблюдаемого фактора.

Врачи, применяющие в своей практике психологическую диагностику личностных качеств, выбирают различные методы в зависимости от своего опыта и предпочтений. Наиболее распространённые — это методы MMPI, СМИЛ, Люшера, Сонди, Занга, Вейна, Спилбергера — Ханина, Гамильтона, Кеттелла и мн.др. [1; 4; 6; 11]. Все эти методы лишь частично удовлетворяют предъявленным требованиям. Кроме того, сопоставление результатов и совместный анализ различных работ с разнообразными методами диагностики, как правило, не дают возможности прийти к общим выводам.

В литературе имеются неоднократные попытки использовать психодиагностические методы для анализа патогенеза заболеваний ([5; 7; 12; 13; 14]), но эти методы по различным причинам не получили широкого и стандартного применения.

Поэтому поставлена задача найти и разработать такой психодиагностический метод, который наиболее полно раскрыл бы многогранный психологический профиль личности человека.

Цель исследования — cоздание единого (или наиболее универсального) психодиагностического метода, отвечающего предъявленным требованиям.

Результаты

По нашему опыту, из перечисленных выше методов наиболее близким к поставленным требованиям является стандартизированный тестовый метод Кэттелла (187 вопросов), дающий 16 психологических характеристик (факторов, [8; 10]). Этот метод нами был уточнён и модифицирован [9; 15; 16]. Из одних и тех же численных результатов опросника может быть получен как стандартизированный, так и модифицированный психологический профиль личности клиента (рис. 1 и рис. 2). Проведём сопоставление этих двух рисунков.

 

Рис. 1. Личностный профиль Н. (31 г.),
тест Кеттелла в стандартизированном виде.
Ο — неточность в выборе знака факторов: подозрительность, тревожность, напряжённость.

Рис. 2. Личностный профиль Н.(31 г.),
тест Кеттелла,
(интерпретация результатов проф. Табидзе А.А.)

 

Основной недостаток стандартизированного варианта состоит в том, что фактор тревожность (О) здесь принимается за положительное качество и занимает положение в группе положительных факторов (в правом секторе рис. 1, положительный полюс). С позиций клинической психологии фактор тревожность (О), особенно высокая тревожность, имеет сугубо отрицательное воздействие на здоровье человека и не может быть причислен к положительным факторам. Это очевидное положение. Поэтому, с позиций клинической психологии, его место должно быть в левом секторе, в группе отрицательных факторов. Также высокая подозрительность (фактор L) и высокое психическое напряжение (фактор Q4 ) часто являются причиной возникновения психогенных заболеваний и поэтому не могут быть причислены к положительным факторам. Для целей клинической психологии эти три фактора должны приниматься отрицательными и, следовательно, должны находиться в левом столбце, в группе отрицательных факторов. Что и было сделано в скорректированном варианте — рис. 2. Остальные 13 факторов остаются неизменными.

Следует подчеркнуть, что в стандартизированном тесте Кеттелла нет ошибок. При выборе варианта теста необходимо учитывать, что эмоциональные состояния имеют двойную детерминанту, двойную обусловленность — стационарную (потребностную) и ситуационную (мобилизационную). В психологии успеха (практической психологии) необходима мобилизация, поэтому такие качества, как подозрительность (L), тревожность (O), напряжённость (Q4) являются здесь положительными (стандартизированный тест). Для психологии здоровья (клинической психологии) требуется другая детерминанта — потребностная, и положительными качествами здесь уже становятся доверчивость (L), спокойствие (O), расслабленность (Q4) (наш модифицированный тест). Здесь мы обнаруживаем противостояние интересов практической психологии, нацеленной на успех в социуме, и клинической психологии, стремящейся к телесному и душевному здоровью. Требования активизировать для достижения цели такие психологические качества, как тревожность, подозрительность и недоверчивость, могут привести в наше непростое время к потере телесных и психических функций.

Кроме замены знака 3-х факторов нами было проведено упорядочение 16 факторов по 4-м группам — эмоциональной, коммуникативной, волевой и интеллектуальной. Такие рекомендации по группировке конкретных факторов известны давно [8; 10], но до сих пор эта рекомендация не была доведена до наглядного представления.

Третье новшество, которое было введено, — это установка оси, разделяющей биполярные факторы по смыслу — на положительные (белые) и отрицательные (чёрные). Поэтому численные значения факторов от 0 до 10 стандартизированного теста в модифицированном тесте принимают значения от −5 до +5.

Таким образом, новый вариант интерпретации (рис. 2) в отличие от первоисточника сейчас обладает простотой использования и наглядностью представления, что важно для врача-клинициста.

Психометрические характеристики теста (валидность, надежность и др.) остаются теми же, так как сам тест остается неизменным, а только уточняется интерпретация его численных результатов. Пользователь имеет результаты теста как в стандартизированном виде, так и в новой интерпретации.

После заполнения в течение 15—20 минут пациентом опросника мы получаем в результате компьютерной обработки диаграмму из 4-х полярных характеристик человека: характеристики эмоциональной, волевой, коммуникативной и интеллектуальной группы.

В основе анализа результатов диагностики лежат следующие известные из психодиагностической литературы положения:

1.

Психологический профиль личности по Кэттеллу, при отсутствии психокоррекции, является достаточно устойчивой системой психологических качеств.

2.

Психологические качества профиля сопряжены с психосоматическими и психоневрологическими расстройствами через эмоциональную группу 4-х конкретных негативных факторов: С — эмоциональная неустойчивость, L — подозрительность, O — тревожность, Q4 — напряжённость [Там же].

Поэтому для оценки предрасположенности к психогенным заболеваниям в первом приближении достаточно рассмотреть только эмоциональную часть диаграммы; волевая, коммуникативная и интеллектуальная группы вносят дополнительный, вспомогательный вклад.

Этот профиль получен для 31-летней женщины, обратившейся с запросом о неудачах в построении семьи. На рис. 1 сразу бросается в глаза, что вся группа эмоциональных качеств оказалась негативной (чёрной), с высокими отрицательными значениями: эмоциональная неустойчивость С = −3, подозрительность L = −4; а тревожность (О = −5) и внутреннее напряжение (Q4 = −5) приняли предельно отрицательные значения.

Низкие значения самоконтроля (Q3 = −4) только усугубляют этот неуживчивый характер, а высокие значения властности (Е = +5) из волевой группы говорят о её ригидности, настойчивости и активной позиции в защите своих негативных эмоциональных проявлений.

Одновременно с этим невротические проявления характера (высокая эмоциональная неустойчивость и подозрительность) способствуют переносу её внутреннего напряжения и тревоги во внешний мир. Становится ясным, что редко какой мужчина будет способен долго находиться в атмосфере, создаваемой женщиной с набором таких негативных качеств.

При знакомстве с этой диаграммой клиентка, хотя и имела психолого-педагогическое образование, заявила, что впервые увидела, кто она на самом деле, и сама же ответила на свой запрос о неудачах в личной жизни.

С другой стороны, её сильные интеллектуальные качества (все интеллектуальные факторы В, М, N, Q1 — положительные, белые) в сочетании со смелостью (Н = +3), ответственностью (G = +1) и опять же властностью (Е = +5) позволяют ей быть успешной в деловой среде.

Что можно из этой диаграммы сказать относительно наличия у клиентки психогенных заболеваний: негативные эмоциональные качества её профиля свидетельствуют о явной предрасположенности к психоневрологическим и психосоматическим заболеваниям.

Обсудим более детально влияние отдельных эмоциональных факторов на возникновение психогенных заболеваний. Такие отрицательные качества, как эмоциональная неустойчивость (−С) и подозрительность (−L), с высокой степенью вероятности свидетельствуют о невротических чертах характера, что может быть причиной развития со временем различных невротических расстройств. Другие два фактора (−О) и (−Q4) больше связаны с возникновением психосоматических реакций. Так, при высоких значениях внутренней напряжённости (−Q4), переходящей в телесные проявления, могут возникать болезни, связанные со спастическими процессами (спастические головные и сердечные боли, повышенное артериальное давление, дискинезия желчевыводящих путей, спастический колит, бронхиальная астма, нарушения моторики желудка и др.).

С другой стороны, устойчивые значения тревожности (О) обычно приводят к постоянной выработке гормонов стресса, и, как следствие, к истощению гормональной системы и возникновению эндокринных заболеваний — диабета, гипертиреоза и др.

При получении такой картины из 4-х одновременно негативных эмоциональных качеств (−С, −L, −О, −Q4) врач-диагност должен понимать, что перед ним — профиль психологически незрелого человека; и именно эта психологическая незрелость является главной причиной невротических и психосоматических реакций пациента, которые приводят к напряжённым отношениям в социуме и трансформируются со временем в психогенные заболевания.

Предлагается ввести понятие степени психологической (эмоциональной) зрелости человека как сумму эмоциональных факторов EQ = C+L+O+Q4. Тогда степень эмоциональной зрелости в первом приближении будет определяться знаком и величиной EQ. Если знак EQ отрицательный, то наиболее вероятно, что перед нами эмоционально незрелая личность. В нашем случае EQ = −17.

В качестве второго примера приводятся результаты психодиагностики и психокоррекции для клиентов Московской службы психологической помощи населению (диагностика «до и после», [16]).

В исследовании принимал участие 31 человек, из них 26 — с явными невротическими симптомами (−C, −L, −O, −Q4) и 5 человек — с менее выраженными невротическими симптомами (+C, −L, −O, −Q4).

Все клиенты и клиентки пришли с жалобами на плохой сон, конфликтные отношения с близкими, повышенную тревожность, болевые ощущения в различных частях тела.

В качестве психокоррекции применялись аутогенные тренировки и музыкотерапевтические программы, психофармакология не применялась.

В среднем, каждый клиент прослушал около 10 часовых сеансов, по два в неделю. Первый контрольный этап психокоррекции был завершен через 40—45 дней. После чего опять проводилась психодиагностика. В качестве примера на рис. 3 и рис. 4 для Светланы Т., 35 лет, представлена психодиагностика до сеансов и после них. Видны изменения в сторону улучшения для каждого фактора.

 

Рис. 3. Светлана Т., 35 лет.
До сеансов.

Рис. 4. Светлана Т., 35 лет.
Через 40 дней, после 10 сеансов.

 

В подавляющем числе случаев (27 из 31) наблюдалось улучшение психологических качеств у всех клиентов по всем факторам.

В таблице 1 приведена статистика всех этих случаев. Клиенты субъективно отмечали улучшение самочувствия, сна, улучшение отношений в семье, исчезновение болезненных симптомов.

Эта таблица является объективным показателем результативности психокоррекции с помощью аудио-аутотренингов и музыкотерапевтических программ и действительным показателем улучшения здоровья.

Многие клиенты осознали эффективность психологических методов восстановления здоровья и для поддержки достигнутого успеха стали систематически продолжать прослушивать психотерапевтические и музыкотерапевтические сеансы у себя дома.

 

Таблица 1

Численные значения позитивных изменений психологических (эмоциональных) факторов в результате психокоррекции

Примечание: ΔФ = Ф«после» − Ф«до».

 

Важно отметить, что улучшение психологических качеств наблюдается по всем факторам. Является очевидным — когда улучшаются эмоциональные качества, тогда уходят симптомы заболеваний, и начинают улучшаться и остальные психологические качества — интеллектуальные, коммуникативные и волевые. Естественно, только систематическая психогигиена будет поддерживать эти результаты.

Использование психодиагностики в практике врача нам представляется обязательным. Когда пациент убеждается в своих объективно отрицательных психологических качествах, тогда он видит действительные причины своей болезни, начинает осознавать ответственность за своё здоровье; следовательно, он уже не будет перекладывать эту ответственность на врача, и у него появится реальная мотивация к работе над собой.

Предложение

Данная психодиагностика имеет Свидетельство государственной регистрации [9]. Считаем, что она может быть предложена в массовом порядке в качестве стандартной психодиагностической врачебной практики для оценки преморбидных личностных характеристик и уточнения психологических причин возникновения психосоматических и психоневрологических заболеваний.

 

Литература

1.   Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. – М.: Изд-во «Березин Феликс Борисович», 2011. – 320 с.

2.   Вегетативные расстройства: Клиника, диагностика, лечение / под ред. А.М. Вейна. – ООО «Медицинское информационное агентство», 2003. – 752 с.

3.   Вейн А.М. Семь лекций на Россолимо. – М.: АММ-пресс, 2014. – 184 с.

4.   Двинин А.П, Романченко И.А. Психодиагностика: образование и кадровый менеджмент: учебно-диагностическое пособие. – СПб.: Люмьер, 2015. – 148 с.

5.   Марилов В.В. Психосоматозы. Психические заболевания желудочно-кишечного тракта. – М.: Миклош, 2010. – 154 с.

6.   Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Изд-во Речь, 2008. – 624 с.

7.   Парценяк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. – СПб.: А.В.К., 2002. – 384 с.

8.   Псипрофиль. Профессиональные психологические тесты. Версия 4.01 от 14.03.2011 г. для локальных ПК. – Институт Психологии РАН, подразделение «Когито-Центр».

9.   Псипрофиль. Профессиональные психологические тесты. Версия 4(t) от 14.04.2014 г. для локальных ПК (модификация Табидзе А.А.). – Институт Психологии РАН, подразделение «Когито-Центр».

10.   Психодиагностика. Справочник практического психолога / под общ. ред.  С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671 с.

11.   Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А.А. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 284 с.

12.   Психосоматические расстройства в общей медицинской практике / Б. Любан-Плоцца, В. Пёльдингер, Ф. Крёгер [и др.]. – СПб., Издание Санкт- Петербургского научно-исследовательского Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 2000. – 287 с.

13.   Психосоматические расстройства в практике терапевта: руководство для врачей / под ред. В.И. Симаненкова. – СПб.: СпецЛит, 2008. – 335 с.

14.   Психотические и невротические расстройства у больных с соматической патологией: руководство для врачей / А.М. Спринц, О.Ф. Ерышев, Е.П. Шатова [и др.]. – СПб: СпецЛит, 2007. – 253 с.

15.   Табидзе А.А. Об эффективности использования модифицированного теста Кэттелла в психотерапевтической практике // Психотерапия. – 2013. – № 6(126). – С. 37–43 [Электронный ресурс]. – URL: www.ruspsy.net (дата обращения: 20.12.2015).

16.   Табидзе А.А. Теория и практика генезиса психогенных заболеваний // Психотерапия. – 2014. – № 11(143). – С. 2–10 [Электронный ресурс]. – URL: www.ruspsy.net (дата обращения: 20.12.2015).

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9.07:61

Табидзе А.А. Тест Кеттелла и его новая интерпретация с позиции клинической психологии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N 6(35) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player