Тест Кеттелла и его новая интерпретация с позиции клинической
психологии
Табидзе А.А. (Москва, Российская Федерация)
|
Табидзе Александр Александрович
– педагог-психолог, доктор физико-математических наук,
профессор, член-корреспондент РАЕН, директор Научного Центра
«Психотерапевтическая педагогика» Минобрнауки РФ (Московское
отделение); Звёздный бульвар, дом 5, офис 145, Москва, 129085, Российская
Федерация. Тел.: 8(495) 763-62-30;
– действительный член ОППЛ (соруководитель модальности),
действительный член Московского объединения психотерапевтов и психологов,
действительный член Ассоциации междисциплинарной медицины.
E-mail: tabidze@pochta.ru
|
Аннотация.
Показано, что положения 3-х биполярных факторов в интерпретации
результатов стандартизированного 16-факторного теста Кеттелла не
соответствуют требованиям клинической психологии. Представлен
скорректированный авторский вариант интерпретации данного теста.
Такая коррекция (модификация интерпретации) позволяет выйти на
новые обобщения психологической и клинической диагностики. В частности,
она дает возможность наглядно представлять наличие или отсутствие
психологической предрасположенности клиента к возникновению у него
психогенных заболеваний, а также дифференцировать эту
предрасположенность к психосоматическому или к психоневрологическому
типу. Кроме того, такой подход обнаруживает противостояние задач
практической и клинической психологии.
Ключевые слова:
тест Кеттелла; психодиагностика; психосоматические и невротические
расстройства.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Постановка задачи
Психотерапевты и врачи-неврологи давно обратили внимание на важность
учёта психологического содержания личности, на этиологию психогенных
заболеваний. Так, академик Вейн А.М. в своих лекциях (1994 г.)
и работах неоднократно подчёркивал, что синдром вегетативной дистонии
чаще всего обусловлен личностно-характерологическими особенностями
пациента [2; 3]. Здесь же он неоднократно указывал на важное положение
о сопряжённости личностных эмоциональных качеств и вегетативно-эндокринных
реакций.
По публикациям многих медицинских источников делается вывод о том,
что психогенные заболевания (психосоматические, психоневрологические,
психоиммунные и др.), обусловленные психологическими причинами, вышли
в наше время на первое место. В связи с этим возникает острая необходимость
в использовании удобных и практичных методик определения личностных
психологических качеств пациентов и оценки возможных корреляций этих
качеств с конкретными психогенными заболеваниями.
Требования, которые может предъявить врач-диагност к выбору метода
психодиагностики, следующие:
1. |
Практичность — оптимальное время выполнения не превышает
20—25 мин.
|
2. |
Наглядность — ясность представления (люди верят «картинкам»).
|
3. |
Целостность — многогранная полнота представления
психологического портрета.
|
4. |
Доказательность — чувствительность психокоррекции или
лечения к изменению наблюдаемого фактора.
|
Врачи, применяющие в своей практике психологическую диагностику
личностных качеств, выбирают различные методы в зависимости от своего
опыта и предпочтений. Наиболее распространённые — это методы
MMPI, СМИЛ, Люшера, Сонди, Занга, Вейна, Спилбергера — Ханина,
Гамильтона, Кеттелла и мн.др. [1; 4; 6; 11]. Все эти методы лишь
частично удовлетворяют предъявленным требованиям. Кроме того,
сопоставление результатов и совместный анализ различных работ с
разнообразными методами диагностики, как правило, не дают возможности
прийти к общим выводам.
В литературе имеются неоднократные попытки использовать
психодиагностические методы для анализа патогенеза заболеваний
([5; 7; 12; 13; 14]), но эти методы по различным причинам не получили
широкого и стандартного применения.
Поэтому поставлена задача найти и разработать такой
психодиагностический метод, который наиболее полно раскрыл бы
многогранный психологический профиль личности человека.
Цель исследования — cоздание единого (или наиболее
универсального) психодиагностического метода, отвечающего предъявленным
требованиям.
Результаты
По нашему опыту, из перечисленных выше методов наиболее близким к
поставленным требованиям является стандартизированный тестовый метод
Кэттелла (187 вопросов), дающий 16 психологических характеристик
(факторов, [8; 10]). Этот метод нами был уточнён и модифицирован
[9; 15; 16]. Из одних и тех же численных результатов опросника
может быть получен как стандартизированный, так и модифицированный
психологический профиль личности клиента (рис. 1 и рис. 2).
Проведём сопоставление этих двух рисунков.
Рис. 1. Личностный профиль Н. (31 г.), тест Кеттелла в стандартизированном
виде. Ο — неточность в выборе знака факторов: подозрительность,
тревожность, напряжённость.
|
Рис. 2. Личностный профиль Н.(31 г.), тест Кеттелла, (интерпретация результатов проф. Табидзе А.А.) |
Основной недостаток стандартизированного варианта состоит в том, что
фактор тревожность (О) здесь принимается за положительное качество
и занимает положение в группе положительных факторов (в правом секторе
рис. 1, положительный полюс). С позиций клинической психологии
фактор тревожность (О), особенно высокая тревожность, имеет сугубо
отрицательное воздействие на здоровье человека и не может быть причислен
к положительным факторам. Это очевидное положение. Поэтому, с позиций
клинической психологии, его место должно быть в левом секторе, в группе
отрицательных факторов. Также высокая подозрительность (фактор L) и
высокое психическое напряжение (фактор Q4 ) часто являются причиной
возникновения психогенных заболеваний и поэтому не могут быть причислены
к положительным факторам. Для целей клинической психологии эти три
фактора должны приниматься отрицательными и, следовательно, должны
находиться в левом столбце, в группе отрицательных факторов. Что и было
сделано в скорректированном варианте — рис. 2. Остальные 13
факторов остаются неизменными.
Следует подчеркнуть, что в стандартизированном тесте Кеттелла нет
ошибок. При выборе варианта теста необходимо учитывать, что эмоциональные
состояния имеют двойную детерминанту, двойную обусловленность —
стационарную (потребностную) и ситуационную (мобилизационную). В
психологии успеха (практической психологии) необходима мобилизация,
поэтому такие качества, как подозрительность (L), тревожность (O),
напряжённость (Q4) являются здесь положительными (стандартизированный
тест). Для психологии здоровья (клинической психологии)
требуется другая детерминанта — потребностная, и положительными
качествами здесь уже становятся доверчивость (L), спокойствие
(O), расслабленность (Q4) (наш модифицированный тест). Здесь
мы обнаруживаем противостояние интересов практической психологии,
нацеленной на успех в социуме, и клинической психологии, стремящейся к
телесному и душевному здоровью. Требования активизировать для
достижения цели такие психологические качества, как тревожность,
подозрительность и недоверчивость, могут привести в наше
непростое время к потере телесных и психических функций.
Кроме замены знака 3-х факторов нами было проведено упорядочение 16
факторов по 4-м группам — эмоциональной, коммуникативной, волевой
и интеллектуальной. Такие рекомендации по группировке конкретных факторов
известны давно [8; 10], но до сих пор эта рекомендация не была доведена
до наглядного представления.
Третье новшество, которое было введено, — это установка оси,
разделяющей биполярные факторы по смыслу — на положительные
(белые) и отрицательные (чёрные). Поэтому численные значения факторов
от 0 до 10 стандартизированного теста в модифицированном тесте
принимают значения от −5 до +5.
Таким образом, новый вариант интерпретации (рис. 2) в отличие
от первоисточника сейчас обладает простотой использования и наглядностью
представления, что важно для врача-клинициста.
Психометрические характеристики теста (валидность, надежность и др.)
остаются теми же, так как сам тест остается неизменным, а только
уточняется интерпретация его численных результатов. Пользователь имеет
результаты теста как в стандартизированном виде, так и в новой
интерпретации.
После заполнения в течение 15—20 минут пациентом опросника мы
получаем в результате компьютерной обработки диаграмму из 4-х полярных
характеристик человека: характеристики эмоциональной, волевой,
коммуникативной и интеллектуальной группы.
В основе анализа результатов диагностики лежат следующие известные
из психодиагностической литературы положения:
1. |
Психологический профиль личности по Кэттеллу, при отсутствии
психокоррекции, является достаточно устойчивой системой психологических
качеств.
|
2. |
Психологические качества профиля сопряжены с психосоматическими
и психоневрологическими расстройствами через эмоциональную группу
4-х конкретных негативных факторов: С — эмоциональная
неустойчивость, L — подозрительность, O —
тревожность, Q4 — напряжённость [Там же].
|
Поэтому для оценки предрасположенности к психогенным заболеваниям
в первом приближении достаточно рассмотреть только эмоциональную часть
диаграммы; волевая, коммуникативная и интеллектуальная группы вносят
дополнительный, вспомогательный вклад.
Этот профиль получен для 31-летней женщины, обратившейся с запросом
о неудачах в построении семьи. На рис. 1 сразу бросается в глаза,
что вся группа эмоциональных качеств оказалась негативной (чёрной),
с высокими отрицательными значениями: эмоциональная неустойчивость
С = −3, подозрительность L = −4; а
тревожность (О = −5) и внутреннее напряжение
(Q4 = −5) приняли предельно отрицательные значения.
Низкие значения самоконтроля (Q3 = −4) только
усугубляют этот неуживчивый характер, а высокие значения властности
(Е = +5) из волевой группы говорят о её ригидности,
настойчивости и активной позиции в защите своих негативных эмоциональных
проявлений.
Одновременно с этим невротические проявления характера (высокая
эмоциональная неустойчивость и подозрительность) способствуют переносу
её внутреннего напряжения и тревоги во внешний мир. Становится ясным,
что редко какой мужчина будет способен долго находиться в атмосфере,
создаваемой женщиной с набором таких негативных качеств.
При знакомстве с этой диаграммой клиентка, хотя и имела
психолого-педагогическое образование, заявила, что впервые увидела,
кто она на самом деле, и сама же ответила на свой запрос о неудачах
в личной жизни.
С другой стороны, её сильные интеллектуальные качества (все
интеллектуальные факторы В, М, N, Q1 — положительные, белые) в
сочетании со смелостью (Н = +3), ответственностью
(G = +1) и опять же властностью (Е = +5) позволяют
ей быть успешной в деловой среде.
Что можно из этой диаграммы сказать относительно наличия у клиентки
психогенных заболеваний: негативные эмоциональные качества её профиля
свидетельствуют о явной предрасположенности к психоневрологическим и
психосоматическим заболеваниям.
Обсудим более детально влияние отдельных эмоциональных факторов на
возникновение психогенных заболеваний. Такие отрицательные качества,
как эмоциональная неустойчивость (−С) и подозрительность
(−L), с высокой степенью вероятности свидетельствуют о
невротических чертах характера, что может быть причиной развития со
временем различных невротических расстройств. Другие два фактора
(−О) и (−Q4) больше связаны с возникновением
психосоматических реакций. Так, при высоких значениях внутренней
напряжённости (−Q4), переходящей в телесные проявления, могут
возникать болезни, связанные со спастическими процессами (спастические
головные и сердечные боли, повышенное артериальное давление, дискинезия
желчевыводящих путей, спастический колит, бронхиальная астма, нарушения
моторики желудка и др.).
С другой стороны, устойчивые значения тревожности (О) обычно приводят
к постоянной выработке гормонов стресса, и, как следствие, к истощению
гормональной системы и возникновению эндокринных заболеваний —
диабета, гипертиреоза и др.
При получении такой картины из 4-х одновременно негативных
эмоциональных качеств (−С, −L, −О, −Q4)
врач-диагност должен понимать, что перед ним — профиль
психологически незрелого человека; и именно эта психологическая
незрелость является главной причиной невротических и психосоматических
реакций пациента, которые приводят к напряжённым отношениям в социуме
и трансформируются со временем в психогенные заболевания.
Предлагается ввести понятие степени психологической (эмоциональной)
зрелости человека как сумму эмоциональных факторов EQ = C+L+O+Q4.
Тогда степень эмоциональной зрелости в первом приближении будет
определяться знаком и величиной EQ. Если знак EQ отрицательный, то
наиболее вероятно, что перед нами эмоционально незрелая личность. В
нашем случае EQ = −17.
В качестве второго примера приводятся результаты психодиагностики и
психокоррекции для клиентов Московской службы психологической
помощи населению (диагностика «до и после», [16]).
В исследовании принимал участие 31 человек, из них 26 — с
явными невротическими симптомами (−C, −L, −O,
−Q4) и 5 человек — с менее выраженными невротическими
симптомами (+C, −L, −O, −Q4).
Все клиенты и клиентки пришли с жалобами на плохой сон, конфликтные
отношения с близкими, повышенную тревожность, болевые ощущения в
различных частях тела.
В качестве психокоррекции применялись аутогенные тренировки и
музыкотерапевтические программы, психофармакология не применялась.
В среднем, каждый клиент прослушал около 10 часовых сеансов, по
два в неделю. Первый контрольный этап психокоррекции был завершен
через 40—45 дней. После чего опять проводилась психодиагностика.
В качестве примера на рис. 3 и рис. 4 для Светланы Т.,
35 лет, представлена психодиагностика до сеансов и после них. Видны
изменения в сторону улучшения для каждого фактора.
Рис. 3. Светлана Т., 35 лет. До сеансов.
|
Рис. 4. Светлана Т., 35 лет. Через 40 дней, после 10 сеансов.
|
В подавляющем числе случаев (27 из 31) наблюдалось улучшение
психологических качеств у всех клиентов по всем факторам.
В таблице 1 приведена статистика всех этих случаев. Клиенты субъективно
отмечали улучшение самочувствия, сна, улучшение отношений в семье,
исчезновение болезненных симптомов.
Эта таблица является объективным показателем результативности
психокоррекции с помощью аудио-аутотренингов и музыкотерапевтических
программ и действительным показателем улучшения здоровья.
Многие клиенты осознали эффективность психологических методов
восстановления здоровья и для поддержки достигнутого успеха стали
систематически продолжать прослушивать психотерапевтические и
музыкотерапевтические сеансы у себя дома.
Таблица 1
Численные значения позитивных изменений психологических (эмоциональных)
факторов в результате психокоррекции
Примечание: ΔФ = Ф«после»
− Ф«до».
Важно отметить, что улучшение психологических качеств наблюдается
по всем факторам. Является очевидным — когда улучшаются
эмоциональные качества, тогда уходят симптомы заболеваний, и
начинают улучшаться и остальные психологические качества —
интеллектуальные, коммуникативные и волевые. Естественно, только
систематическая психогигиена будет поддерживать эти результаты.
Использование психодиагностики в практике врача нам представляется
обязательным. Когда пациент убеждается в своих объективно отрицательных
психологических качествах, тогда он видит действительные причины своей
болезни, начинает осознавать ответственность за своё здоровье;
следовательно, он уже не будет перекладывать эту ответственность на
врача, и у него появится реальная мотивация к работе над собой.
Предложение
Данная психодиагностика имеет Свидетельство государственной
регистрации [9]. Считаем, что она может быть предложена в массовом
порядке в качестве стандартной психодиагностической врачебной практики
для оценки преморбидных личностных характеристик и уточнения
психологических причин возникновения психосоматических и
психоневрологических заболеваний.
Литература
1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д.
Методика многостороннего исследования личности. – М.: Изд-во
«Березин Феликс Борисович», 2011. – 320 с.
2. Вегетативные расстройства: Клиника, диагностика,
лечение / под ред. А.М. Вейна. – ООО «Медицинское
информационное агентство», 2003. – 752 с.
3. Вейн А.М. Семь лекций на Россолимо. –
М.: АММ-пресс, 2014. – 184 с.
4. Двинин А.П, Романченко И.А. Психодиагностика:
образование и кадровый менеджмент: учебно-диагностическое пособие.
– СПб.: Люмьер, 2015. – 148 с.
5. Марилов В.В. Психосоматозы. Психические
заболевания желудочно-кишечного тракта. – М.: Миклош, 2010.
– 154 с.
6. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности.
Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Изд-во Речь, 2008.
– 624 с.
7. Парценяк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика.
– СПб.: А.В.К., 2002. – 384 с.
8. Псипрофиль. Профессиональные психологические
тесты. Версия 4.01 от 14.03.2011 г. для локальных ПК. –
Институт Психологии РАН, подразделение «Когито-Центр».
9. Псипрофиль. Профессиональные психологические
тесты. Версия 4(t) от 14.04.2014 г. для локальных ПК (модификация
Табидзе А.А.). – Институт Психологии РАН, подразделение
«Когито-Центр».
10. Психодиагностика. Справочник практического
психолога / под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ;
СПб.: Сова, 2005. – 671 с.
11. Психодиагностика и психокоррекция / под ред.
А.А. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 284 с.
12. Психосоматические расстройства в общей
медицинской практике / Б. Любан-Плоцца, В. Пёльдингер,
Ф. Крёгер [и др.]. – СПб., Издание Санкт- Петербургского
научно-исследовательского Психоневрологического института им.
В.М. Бехтерева, 2000. – 287 с.
13. Психосоматические расстройства в практике
терапевта: руководство для врачей / под ред. В.И. Симаненкова.
– СПб.: СпецЛит, 2008. – 335 с.
14. Психотические и невротические расстройства у
больных с соматической патологией: руководство для врачей /
А.М. Спринц, О.Ф. Ерышев, Е.П. Шатова [и др.]. –
СПб: СпецЛит, 2007. – 253 с.
15. Табидзе А.А. Об эффективности использования
модифицированного теста Кэттелла в психотерапевтической практике //
Психотерапия. – 2013. – № 6(126). –
С. 37–43 [Электронный ресурс]. – URL: www.ruspsy.net
(дата обращения: 20.12.2015).
16. Табидзе А.А. Теория и практика генезиса
психогенных заболеваний // Психотерапия. – 2014. –
№ 11(143). – С. 2–10 [Электронный ресурс].
– URL: www.ruspsy.net (дата обращения: 20.12.2015).
Ссылка для цитирования
УДК 159.9.07:61
Табидзе А.А. Тест Кеттелла и его новая интерпретация с позиции
клинической психологии // Медицинская психология в России: электрон. науч.
журн. – 2015. – N 6(35) [Электронный ресурс].
– URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|