Образ болезни в рисунках подростков с депрессией в контексте их
медико-психологического сопровождения
Михайлова Э.А., Решетовская Н.Е. (Харьков, Украина)
|
Михайлова Эмилия Ауреловна
– доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник
отделения психиатрии; Государственное учреждение «Институт охраны
здоровья детей и подростков НАМН Украины», проспект Юбилейный,
52 а, Харьков, 61000, Украина. Тел.: +380 572 622 033.
E-mail: emiliam2013@ukr.net
|
|
Решетовская Надежда Евдокимовна
– аспирант отделения психиатрии; Государственное
учреждение «Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН
Украины», проспект Юбилейный, 52 а, Харьков, 61000, Украина.
Тел.: +380 572 622 033.
E-mail: hope1881@yandex.ru
|
Аннотация.
Цель — изучение психологических паттернов депрессии у
подростков на этапе полового созревания. Материалы и методы.
Обследовано 120 подростков больных депрессией (51 мальчик, 69 девочек)
в возрасте от 11 до 16 лет, находившихся на лечении в отделении
психиатрии клиники ГУ «Института охраны здоровья детей и
подростков НАМН Украины». Дизайн исследования включал
клинико-психопатологический, психодиагностический (психологическое
интервьюирование, Шкала оценки депрессии CDRS-R, опросник MADRS,
проективные рисуночные тесты — «Я в прошлом»
«Я в будущем», «Я в этом мире», рисунок
«Семьи», «Несуществующее животное»).
Результаты. Определен регистр психопатологии депрессии у
подростков в зависимости от этапа полового созревания. Факторы
психотравмирующей ситуации у подростков с депрессией многообразны,
имеют возрастную специфику, что определяет стратегию и векторность
медико-психологической интервенции на раннем этапе аффективного
заболевания. Использование проективных рисуночных тестов в диагностике
депрессии у подростков позволило выделить информативные психологические
маркеры — инфантильность, агрессия, неудовлетворенность своим
состоянием, признаки регрессии, которые могут быть использованы для
дифференциальной диагностики в детской психиатрической практике.
Выводы. Использование реестра стрессоров для подросткового
возраста с выяснением вектора направленности психосоциального
стрессора, арт-диагностика зоны фиксации психогении позволяет определить
дифференцированную тактику социотерапевтического вмешательства.
Ключевые слова:
подростки; депрессия; психотравмирующие факторы; психологические
паттерны депрессии.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Медикосоциальная актуальность проблемы депрессии — основной
причины инвалидности в мире (Информационный бюллетень ВОЗ № 369, 2012)
— определяется фактом ее дезадаптирующего влияния,
измеряемого высокими значениями показателей глобального бремени
болезни. Одной из актуальных проблем современной детской психиатрии
является изучение факторов предикции развития депрессии
[1; 10; 12; 22; 26]. Известно [4; 9; 27], что различные
социально-демографические, психологические, семейные показатели
являются потенциально депрессогенными факторами риска возникновения
депрессий у детей. Исследование связи депрессий с различными
социально-демографическими, психологическими характеристиками у детей
выявило, что уровень образования родителей, степень близости отца и
матери, степень включенности в среду сверстников также являются
потенциально депрессогенными [3; 6; 7; 8; 28].
Исследование психологических аспектов проблемы депрессии у подростков
приобретает большую значимость в условиях роста распространенности
данной патологии и масштабности ее влияния на психологическое
благополучие и социальную адаптацию в юном возрасте [13; 14; 15; 16;
18; 19; 23; 25; 29; 30]. Большое значение для понимания переживаний
больного ребенка имеют исследования развития самосознания, схемы тела,
внутренней картины здоровья и всего того, что связано с его психической
жизнью. В основе реагирования на болезнь — нарушение отношения
к своему телесному и духовному «я», изменение самосознания
[3]. Проективные рисуночные тесты — средство выражения телесных
нужд и конфликтов человека [2; 5; 11; 17; 20; 21; 24].
С учетом вышесказанного, целью данной работы стало изучение
психологических паттернов депрессии у подростков на этапе полового
созревания.
Было проведено комплексное клинико-психопатологическое и
психодиагностическое исследование 120 подростков с депрессией (51
мальчик, 69 девочек) в возрасте 11—16 лет, находившихся на
лечении в отделении психиатрии клиники ГУ «Института охраны
здоровья детей и подростков НАМН Украины». Соотношения детей
в раннем пубертатном возрасте и в собственно пубертате составили 30,8
и 69,2 % соответственно.
В рамках комплексного клинико-психопатологического и
психодиагностического исследования наряду с опросником CDRS-R и MADRS
для оценки депрессии использовался пакет проективных рисуночных методик
(«Я в прошлом» «Я в будущем», «Я в этом
мире», рисунки «Семья», «Несуществующее
животное»). В серии проективных рисунков рассматривались:
сравнительная цветовая тональность рисунка, размеры головы, туловища,
рук и ног, ступней, правильность и детальность одежды. Рисунок
«Семья» включал характеристику семьи, предметов и
связи за руки между членами семьи, наличие домашних животных.
Рассматривалось взаиморасположение семьи и расстояние между ее членами.
В рисунках «Несуществующее животное» выделялись:
тематика фигуры, использование готовых форм и множества элементов,
использование основных и дополнительных частей, контуры фигуры,
центральная смысловая часть фигуры со всеми элементами, дополнительные
части фигуры, несущая часть фигуры, а также анализировалось сходство с
конкретным животным или образом [3]. Используя аналитический материал,
касающийся типа психосоциальных стрессоров, в том числе и в детской
популяции, мы разработали анкету, которая предоставляет возможность
проанализировать факторы психической травмы и стрессогенной ситуации и
определить векторность психогений у подростков. Опросник-анкета
включает определенные модули: регистр клинико-психопатологической
симптоматики; психологическое анкетирование; реестр психогений c
дифференциацией стрессора в зависимости от его длительности; выяснение
вектора направленности психосоциального стрессора; арт-диагностика зоны
фиксации психогении; тематические мини-сочинения «Мои
огорчения», «Мои мечты».
Клинико-психопатологический метод реализуется с использованием
нозологической дифференциации, синдромально-диагностических рубрик
(МКБ-10), (DSM-4). Арт-диагностика предполагает использование
проективных рисуночных тестов «Я в прошлом»,
«Я в будущем», »Я в этом мире»,
рисунки «Семья», «Несуществующее животное»
с целью выявления информативных диагностических маркеров при
депрессии у подростков, включающее идентификацию посредством проекции
и интроекции. Ребенок на осознаваемом и неосознаваемом уровнях использует
всю систему своих психологических возможностей. Телесное «я»
является наиболее важной отправной точкой любой деятельности. Это
обусловлено тем, что по мере взросления ребенок начинает ассоциировать
различные ощущения, восприятия и эмоции с определенными частями тела.
Как известно, рисование человека, включая проекцию «схемы тела»,
представляет собой естественное средство выражения телесных нужд и
конфликтов человека, выполняющего этот рисунок. Соответственно,
изображения фигуры человека являются удобным инструментом изучения
психологических и эмоциональных проблем. Нами предпринята попытка
использования проективных тестов в качестве инструмента диагностики
маркеров депрессии. Изучались особенности внутренне взаимосвязанных
паттернов рисунка в той мере, в какой они отражают динамику
депрессивного симптомокомплекса (в контексте диагностической категории
аффективного заболевания у детей в пубертате). На всех рисунках
«Несуществующее животное» клинические симптомы
«страх» и «тревога» отражены затемнением
контурных линий (шипы, заслоны, защита вверх). Агрессия, как прямая,
так и косвенная, отражалась в виде когтей, оскала зубов, клыков,
взъерошенной шерсти и перьев, рогов, клюва, демона. По сути все
это указывало на высокую степень неконтролируемой агрессии и
аутоагрессии, ненависти к самому себе, виктимизации.
Установлено, что депрессия у подростков имеет возрастные и гендерные
особенности. Так, в раннем пубертате достоверно чаще, чем в собственно
пубертате (p < 0,05), в структуре депрессии превалировали
симптомы: эмоциональная неустойчивость, раздражительность, возбудимость,
низкая самооценка, плаксивость, соматические жалобы, чувство вины,
фобии. В собственном пубертате — настроенность на конфликт
(p < 0,01), сниженное настроение (p < 0,01),
апатия (p < 0,001), снижение работоспособности
(p < 0,01), тревога (p < 0,05), нарушение сна
(p < 0,001), суицидальное поведение (p < 0,001).
У подростков в раннем пубертате и в пубертате клиническая картина депрессии
включает симптомы в эмоциональной, соматической, психологической сферах,
а в собственно пубертате — и в моторной, социальной, витальной сферах.
Следовательно, у подростков в собственно пубертатном возрасте отмечена
тенденция к увеличению и углублению симптомов аффективного регистра.
Депрессия у подростков обладает типичными компонентами депрессивной
триады с превалированием в раннем пубертате идеаторного компонента,
а в собственно пубертате — большая выраженность моторного и
аффективного компонентов.
Кластеризация симптомокомплексов показала, что для подростков в раннем
пубертате типично формирование соматического (35,2 %), поведенческого
(21,6 %), фобического (21,6 %) вариантов депрессии, реже —
тревожного (13,5 %), астенического (8,1 %). У подростков в
собственно пубертате — апатический (30,1 %), тревожный
(28,9 %), дисморфофобический (27,7 %), поведенческий
(13,3 %) варианты. Причем в раннем пубертате у мальчиков достоверно
чаще превалирует фобический вариант депрессии, а у девочек —
астенический. У мальчиков в собственно пубертатном возрасте превалируют
апатический, поведенческий варианты депрессии, а у девочек —
дисморфофобический.
Установлено, что в раннем пубертате превалирует умеренная степень
тяжести депрессии (73 %), а в собственно пубертате —
выраженная и глубокая степень тяжести (64,0 и 9,6 % соответственно).
Удельный вес суицидального поведения преимущественно за счет
суицидальных мыслей, высказываний, аутоагрессивного поведения как
маркер тяжести депрессии с возрастом имеет тенденцию к нарастанию.
Анализ условий формирования депрессии у подростков показал значительную
взаимосвязь наследственных, биологических и социально-средовых
компонентов: патология перинатального периода (63,3 %), низкий
уровень материального обеспечения семьи (75,0 %), дефицитарная
ранняя социализация ребенка (57,5 %), семейная дисфункция
(56,7 %), нарушение взаимоотношений со сверстниками (82,5 %),
наследственная отягощенность психическими (37,4 %) и
психосоматическими заболеваниями (77,9 %).
В проективном тесте «Я в прошлом» у 55,3 %
подростков с депрессией показатели «длинная, тонкая шея»,
«мелкие плечи» отражали клинический признак физической
слабости и снижение уверенности в себе. Признак «крупное
туловище» (21,3 %) указывает на наличие неудовлетворенной
потребности у подростков с депрессией. Признак «необычно
маленькое туловище» продемонстрировали 34,0 % исследуемых
подростков, что указывает на неудовлетворенность своим реальным
физическим состоянием. О внутреннем напряжении, фобии перед
агрессивными поступками у подростков с депрессией (57,4 %),
проявляющейся в ненависти к самому себе, говорят руки, расположенные
близко к телу. Чувство вины перед родными и близкими испытывали
53,9 % пациентов с депрессией. Данный признак нашел отражение
в проективных рисунках в виде изображения рук за спиной или в карманах.
Клинический знак снижения самооценки «короткие ступни» был
определен в 88,2 % рисунков. Большинство подростков с депрессией
(72,4 %) изобразили себя в более младшем возрасте, что свидетельствует
о регрессии и инфантильности. В проективных рисунках подростков с
депрессией часто (64,4 %) присутствовали растопыренные, примитивно
нарисованные пальцы кистей рук, что демонстрирует регрессию и сложности
в социальной адаптации. Печальное выражение лица человека изобразили
58,8 % исследуемых больных.
В проективном тесте «Я в будущем» 47,5 %
подростков изобразили только голову. Как известно, голова как центр
локализации «я» всегда вовлечена в процесс социальных
взаимоотношений. Можно предположить, что эти больные испытывают
трудности в концентрации внимания и целенаправленности.
В проективном рисунке «Семья» в 70,9 % случаев
был диагностирован низкий уровень эмоциональных связей в семье. Близкие
родственники крайне редко держатся за руки, что свидетельствует о
разобщенности в семье. Об аффективной насыщенности и конфликтности
темы «Семья» для больных детей с депрессией и чувстве
вины свидетельствует частое отсутствие изображения на рисунке самого
испытуемого. Клинические симптомы — повышенная утомляемость,
апатия, сниженная энергия у детей и подростков графически
проецировалась в изображения себя «худым»,
«немощным».
Ниже мы приводим перечень психогений, существенных в формировании
депрессии у детей в пубертатном периоде. Среди стрессогенных факторов
наиболее значимые в развитии депрессии у детей в раннем пубертате:
хронические конфликты в семье (20,8 % у мальчиков и 40,7 %
у девочек), депрессия у матери (8,3 % у мальчиков и 14,8 % у
девочек), конфликты с отчимом у девочек (14,8 %), переезд в другое
место жительства (8,3 % у мальчиков и 11,1 % у девочек).
Среди других факторов — непринятие себя среди девочек (22,2 %),
«токсический стыд», что бедные (28,5 %), психологический
буллинг (16,4 % у мальчиков и 11,1 % у девочек), физический
дефект у мальчиков в виде выраженной гинекомастии (8,3 %), школьный
кибербуллинг (21,7 %). У детей в собственно пубертате —
хронические конфликты в семье (28,6 % у мальчиков и 34,2 %
у девочек), депрессия у матери (7,1 % у мальчиков и 7,9 % у
девочек), конфликты с учителями (28,1 % у мальчиков и 21,0 %
у девочек), конфликты с отчимом у мальчиков и девочек (14,2 и 13,1 %
соответственно). Среди других факторов — непринятие себя среди
девочек (13,2 %), ссора с любимым у девочек-подростков —
10,5 %. Хронический конфликт с мачехой зарегистрирован у 4,2 %
мальчиков и 7,4 % девочек в раннем пубертатном возрасте. Острый
стрессорный фактор — смерть отца — зарегистрирован у
3,7 % девочек в раннем пубертате и 4,2 % мальчиков аналогичного
возраста. Инвалидность одного из родителей тяжело переносили 13,3 %
девочек в раннем пубертате. В 4,3 % случаев регистрирован стрессор
с последующим развитием депрессивного расстройства в виде «потери
всего имущества в результате пожара». Следует отметить, что
стрессоры у детей с депрессией встречались чаще не в изолированной
форме, а в сочетанной, причем у одного ребенка достигали от 3 до 5 и
более (86,6 %). Хронические стрессы превалировали над острыми
(88,6 и 11,4 %). Векторность психотравмирующего фактора
соответствовала преимущественной направленности «в настоящее»
— 70,9 %, в «будущее» — 20,5 % и
лишь 8,6 % — «в прошлое». Как известно, в
исследованиях жизненного пути личности динамический аспект выделяется
посредством категории прошлого, настоящего и будущего. Эти категории
наиболее адекватны особенностям жизненного пути как специфического
процесса, они относительны к личности, постоянно перемещающейся во
времени. Следовательно, важным элементом в понятии механизма
формирования депрессии в пубертате является уточнение возрастного
этапа воздействия психотравмирующего фактора и длительность психогении.
Таким образом, в развитии депрессии у подростков факторы психотравмирующей
ситуации многообразны и имеют возрастную специфику, что определяет
векторность медико-психологической интервенции на раннем этапе
аффективного заболевания. Установлено, что достоверно чаще депрессия у
подростков характеризуется признаками беспомощности, инфантильности и
агрессии, что могут служить психологическими маркерами аффективной
патологии и могут быть использованы для дифференциальной диагностики.
Определение регистра психопатологии депрессии у подростков в
зависимости от этапа полового созревания депрессии, использование
реестра стрессоров для детского и подросткового возраста с выяснением
вектора направленности психосоциального стрессора, арт-диагностика зоны
фиксации психогении позволяют определить тактику социотерапевтического
вмешательства.
Литература
1. Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и
подростков (клиника, типология, динамика и дифференцированная терапия).
– М.: Медпрактика, 2001. – 151 с.
2. Арттерапевтические подходы в диагностике и
реабилитации детей с соматизированными психическими расстройствами /
Е.А. Михайлова, Т.Ю. Проскурина, Н.Г. Михановская [и др.]
// Междунар. журн. педиатрии, акушерства и гинекологии. – 2015.
– Т. 8, № 1. – С. 63–64.
3. Венгер А.Л. Рисунок человека // Психологические
рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,
2004. – С. 16–60.
4. Давыдова О.Е. Некоторые аспекты клинико-эволюционного
анализа психопатологии подросткового возраста // Арх. психiатрiї.
– 2004. – Т. 10, № 2(37). –
С. 108–111.
5. Депрессия у подростков (клинико-возрастной,
нейрокогнитивный, генетический аспекты) / Е.А. Михайлова,
Т.Ю. Проскурина, Н.В. Багацкая [и др.] // Укр. вiсн.
психоневрологiї. – 2015. – Т. 23, Вып. 2(83).
– С. 75–79.
6. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка. –
Л.: ЛПМИ, 1993. – 76 с.
7. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского
возраста. – СПб.: Специальная литература, 1996. – 454 с.
8. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей.
– СПб: Питер, 2000. – 512 с.
9. Ковалев В.В. К клинической дифференциации психогенно
обусловленной патологии поведения у детей и подростков в связи со
школьной дезадаптацией // Вопросы психического здоровья детей и
подростков. – 2008. – № 2. – С. 123–125.
10. Мазаева Н.А., Кравченко Н.Е., Иванова Е.И.
Депрессивные расстройства в подростковом возрасте и особенности их
терапии // Современная терапия психических расстройств. – 2008.
– № 2. – С. 23–28.
11. Пат. 59930 Украiна. Технологiя виявлення психосоцiальних
стресорiв у дiтей iз депресiєю / Е.А. Михайлова, Т.Ю. Проскурiна,
Д.А. Мiтельов [и др.]; заявл. 04.03.2015; опубл. 29.04.2015.
12. Ульев А.В. Проблемы роста депрессивных расстройств
в условиях социально-экономической нестабильности и пути их
минимизации // Управление общественными и экономическими системами.
– 2009. – № 1. – С. 1–21.
13. Adolescent depression screening in primary care:
feasibility and acceptability / R.A. Zuckerbrot, L. Maxon,
D. Pagar [et al.] // Pediatrics. –
2007. – Vol. 119. – P. 101–108.
14. American Academy of Pediatrics, Council on Children
With Disabilities. Care coordination in the medical home: integrating
health and related systems of care for children with special
health care needs // Pediatrics. –
2005. – Vol. 116(5). – P. 1238–1244.
15. Anhedonia predicts poorer recovery among youth
with selective serotonin reuptake Inhibitor treatment-resistant
depression / D.L. McMakin, T.M. Olino, G.J. Porta
[et al.] // Am Acad Child Adolesc Psychiatry. – 2012.
– Vol. 51. – P. 404–411.
16. Birmaher D., Brent D. Practice parameters for
the assessment and treatment of children and adolescents with
depressive disorders // Journal of the American Academy of Child
and Adolescent Psychiatry. – 1998. – Vol. 37,
№ 10. – P. 63S–83S.
17. Clinical, psychological, social and biological
risk factors of depression in children / Е. Mykhailova,
Т. Proskurina, Т. Matkovska [et al.] // World Psychiatric
Association International Congress. – Austua. – Vienna,
2013. – P. 224.
18. Fleming J.E., Offord D.R., Boyle M.H.P. Revalence
of childhood and adolescent depression in the community. Ontario
Child Health Study // Br J Psychiatry. – 1989. –
Vol. 155. – P. 647–654.
19. Lewinsohn P.M., Essau C.A. Depression in
adolescents // Handbook of Depression / ed. by I.H. Gotlib,
C.L. Hammen. – 8th ed. – New York, NY:
Guilford Press, 2002. – P. 541–559.
20. Montgomery D., Hodges P., Kaufman J. An
exploratory study of the relationship between mood states and
creativity self-perceptions // Creativity Research Journal. –
2004. – Vol. 16(2 & 3). – P. 341–344.
21. Mykhailova E., Proskurina T. Cognitive and
neurophysiological markers of depression in children //
Focusing on Access, Quality and Humane Care: ХVI World congress of
psychiatry. – Spain, Madrid, 2014. – P. 1074.
22. Pine D., Cohen E., Brook J. Adolescent depressions
symptoms as predictor of adult depression moodiness or mood disorder?
// Am. J. Psychiatry. – 1999. – Vol. 156. –
P. 133–135.
23. Prevalence and development of psychiatric
disorders in childhood and adolescence / E.J. Costello,
S. Mustillo, A. Erkanli [et al.] // Arch Gen Psychiatry.
– 2003. – Vol. 60. – P. 837–844.
24. Proskurina T., Mykhailova E., Matkovska T.
Age and gender-related peculiarities of some factors concerning
psychological traumatization of children with depression //
World Psychiatric Association International Congress; Austua.
– Vienna, 2013. – P. 227.
25. Recurrent depression and somatic-vegetative
correlates in children / Е. Mykhailova, T. Proskurina,
T. Matkovska [et al.] // IV International Congress. –
Greece, Athens, 2015. – Р. 2190.
26. Sartorius N. Depression: The global aspects of
the problem // WPA Bulletin on Depression. – 2003. –
Vol. 6, № 25. – P. 3–4.
27. Stark K.D., Rouse L.W., Livingston R. Treatment
of depression during childhood and adolescence: Cognitive-behavioral
procedures for the individual and the family // Child and adolescent
therapy: Cognitive-behavioral procedures / ed. by P.C. Kendall.
– 1990.
28. Targeted peer victimization and the construction
of positive and negative self-cognitions: Connections to depressive
symptoms in children / D.A. Cole, M.A. Maxwell,
T.L. Dukewich [et al.] // J Clin Child and Adolescent Psychology.
– 2010. – Vol. 39(3). – P. 421–435.
29. The bidirectional relationship between
parent-child conflict and treatment outcome in treatment-resistant
adolescent depression / M. Rengasamy, B.M. Mansoor,
R. Hilton [et al.] // Journal of the American Academy of
Child and Adolescent Psychiatry. – 2013. – Vol. 52.
– P. 370–377.
30. Zito J.M., Safer D.J., Dos Reis S. Rising
prevalence of antidepressants among US youths // Pediatrics.
– 2002. – Vol. 109. – P. 721–727.
Ссылка для цитирования
УДК 615.851.82:616.895.4-053.6:159.922.73
Михайлова Э.А., Решетовская Н.Е. Образ болезни в рисунках подростков
с депрессией в контексте их медико-психологического сопровождения //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. –
2016. – N 1(36) [Электронный ресурс]. –
URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|