Алгоритмы экстренной психологической помощи при острых эмоциональных
состояниях
Никишина В.Б. (Курск, Россия)
|
Никишина Вера Борисовна
– доктор психологических наук, профессор, заведующая
кафедрой психологии здоровья и коррекционной психологии; Курский
государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса, 3, Курск,
305001, Россия. Тел.: 8 (471) 258-77-37.
E-mail: vbnikishina@mail.ru
|
Аннотация.
Целью представленной работы является формирование пошаговых
алгоритмов оказания экстренной психологической помощи при острых
эмоциональных состояниях (острая аффективная реакция, паническое
состояние, фобическое состояние, состояние интоксикационной
агрессии) с учетом их основных проявлений. В работе используются
методы психологического воздействия. В результате представлены
четыре пошаговых алгоритма оказания экстренной психологической
помощи при острых эмоциональных состояниях. Алгоритм оказания
экстренной психологической помощи при острых аффективных реакциях
включает в себя шесть этапов работы: нейтрализацию воздействия
триггеров, экспресс-оценку интенсивности состояния, экспресс-оценку
снижения интенсивности вегетативных реакций, релаксацию, расширение
границ сознания, рекомендации. Алгоритм оказания экстренной
психологической помощи при паническом состоянии включает в себя
пять этапов работы: нейтрализацию воздействия триггеров, определение
остроты состояния и отработку гипотезы его старта, дыхательные
техники, мышечную релаксацию, рекомендации. Алгоритм оказания
экстренной психологической помощи при фобическом состоянии включает
в себя шесть этапов работы: нейтрализацию воздействия триггеров,
определение остроты состояния и отработку гипотезы его старта,
кинестетические методы, исправление привычных поз тела, визуализацию,
рекомендации. Алгоритм оказания экстренной психологической помощи
при состоянии интоксикационной агрессии включает в себя четыре
этапа работы: прерывание агрессии, замену агрессии страхом,
психофизическую регуляцию, физический самоконтроль. Алгоритмизация
действий сотрудников психологических служб в условиях чрезвычайных
ситуаций вызвана необходимостью четкой последовательности действий
и взаимодействия сотрудников медико-психологических структур в
условиях экстремальных ситуаций.
Ключевые слова:
острые эмоциональные состояния; острая аффективная реакция; паническое
состояние; фобическое состояние; состояние интоксикационной агрессии;
алгоритм экстренной психологической помощи.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Современная реальность, к сожалению, не исключает нарушений
нормальных условий жизнедеятельности людей, характеризующихся фактором
неожиданности и тотальности, связанных с угрозой жизни и здоровью людей.
Начало ХХI века характеризуется возрастающим количеством различного
рода чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, авиакатастрофы,
террористические акты, военные действия, техногенные катастрофы),
приводящих к тяжелым медико-социальным, социально-психологическим,
клинико-психологическим последствиям [9]. Общими признаками чрезвычайных
ситуаций являются интенсивность, внезапность и непредсказуемость. В
условиях чрезвычайной ситуации у людей, как правило, возникают острые
эмоциональные состояния, такие как аффективные состояния, панические
состояния, фобические состояния, конфликтное состояние на фоне
дискомфорта и переутомления, агрессивное возбуждение на фоне интоксикации
[15]. Основными характеристиками острых эмоциональных состояний являются
интенсивность проявлений, быстрая или сверхбыстрая динамика нарастания,
недостаток приспособительных возможностей, психофизиологическая природа.
Возникновение любого острого эмоционального состояния требует
незамедлительного профессионального вмешательства со стороны психолога
с целью оказания экстренной психологической помощи [12; 17; 18]. Впервые
вопрос оказания экстренной психологической помощи возник еще в годы
Первой мировой войны в связи с необходимостью возвращения военных на
фронт [19; 20; 23; 25; 27]. В настоящее время оказание психологической
помощи в чрезвычайных и экстремальных ситуациях является самостоятельным
психологическим направлением [1; 2; 3; 4; 6]. Под экстренной
психологической помощью понимается краткосрочная помощь человеку после
сильного негативного стрессогенного воздействия (дистресса) [5; 19; 20].
Аффект как острое эмоциональное состояние представляет собой
кратковременное эмоциональное состояние человека, обычно вызванное
травмирующими переживаниями. Аффект может проявляться как в виде
кратковременной бурной реакции (вспышка гнева), так и в виде
длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку,
месту, событию и т.д.) [7; 8; 14; 24].
Развертывание аффективных реакций во времени происходит в три этапа:
этап метафорической речи, этап алекситимии, этап дисторсии (рис. 1).
Рис. 1. Этапы развертывания аффективных реакций
Острая аффективная реакция отличается трехфазностью течения: это
подготовительная фаза, фаза взрыва, заключительная фаза.
Подготовительная фаза характеризуется личностной переработкой
психогении, возникновением и нарастанием аффективного напряжения [10].
Фаза взрыва характеризуется возникновением кратковременного
психотического состояния и качественным изменением характера
аффективной реакции. При этом психотические проявления характеризуются
малой выраженностью, незавершенностью и отсутствием связи между
различными психопатологическими феноменами (кратковременные
расстройства восприятия в виде гипо- и гиперакузий, иллюзий
восприятия). В фазе взрыва также отмечаются психосенсорные расстройства
в виде нарушений схемы тела по типу диспропорциональности, чувство
острого страха и растерянности, двигательные стереотипии. При переходе
от первой ко второй фазе острой аффективной реакции отмечается
субъективная внезапность изменения состояния.
Заключительная фаза острой аффективной реакции характеризуется
недоступностью контакту, прострацией в форме оглушения.
Острые аффективные реакции на психическом уровне проявляются в двух
вариантах: гиперкинетическом, характеризующемся выраженной ажитацией,
психомоторным возбуждением, кинестетической разбалансированностью
(хаотичностью движений), вокализированными реакциями (плач, смех, крик
и т.п.), фрагментарностью восприятия, сужением и концентрацией сознания
на психотравмирующем объекте; и гипокинетическом, проявляющемся в
двигательной заторможенности, невозможности говорить (мутизме),
алекситимии, фрагментарности восприятия, сужении и концентрации сознания
на психотравмирующем объекте [25; 29].
Алгоритм оказания экстренной психологической помощи в работе с
острыми аффективными состояниями представлен в таблице 1.
Таблица 1
Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при острых
аффективных состояниях
Паническое состояние как острое эмоциональное состояние представляет
собой состояние психофизиологического происхождения, реализующееся в
связи различных нейромедиаторных систем (катехоламиновой,
ГАМК-эргической, серотонинергической) с возникновением эпизодических
приступов пароксизмальной тревоги [28].
Клинико-психологические проявления панического состояния включают
ощущение нереальности или ощущение обособленности от самого себя, страх
утерять контроль или сойти с ума, страх смерти, раздражительность,
агрессию, обиду. Конверсионными проявлениями являются
«комок» в горле, аэрофагия, невозможность говорить
(мутизм) [21; 22; 26].
Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при паническом
состоянии представлен в таблице 2.
Таблица 2
Алгоритм экстренной психологической помощи при панических состояниях
Фобическое состояние представляет собой острое эмоциональное состояние
психофизиологического происхождения, проявляющееся в тотальном,
недифференцированном страхе. Клинико-психологическими проявлениями
фобического состояния являются снижение концентрации и устойчивости
внимания, подмена операций эвристического типа стереотипными действиями,
уменьшение объема кратковременной памяти, выпадение участков
долговременной памяти, отсутствие осознанного контроля действий [25].
Алгоритм оказания экстренной психологической помощи в работе с
фобическими состояниями представлен в таблице 3.
Таблица 3
Алгоритм экстренной психологической помощи при фобических состояниях
Состояние интоксикационной агрессии по форме проявления можно
разделить на две части: вербальные и невербальные; есть варианты
аутоагрессии, варианты внешней агрессии. Между агрессией, направленной
вовне, и аутоагрессией фактически могут быть буквально считаные минуты.
Особенностями состояния интоксикационной агрессии являются высокая
интенсивность при коротком периоде запуска (максимум выраженности
достигается за несколько секунд); стремительный набор интенсивности;
дезадаптивный характер; множественные комбинации проявлений; отсутствие
демонстративных форм («не угрожает, а действует!!!»);
отсутствие мнемического контроля; внезапность снижения интоксикационной
активности; нарушение контроля со стороны сознания; прибавка в
физическом состоянии как минимум в 2 раза [11].
При работе с состоянием интоксикационной агрессии, которое является
одной из форм острых эмоциональных состояний, существуют следующие
организационные нюансы: низкий уровень стрессоустойчивости является
противопоказанием для работы с состоянием интоксикационной агрессии;
нельзя работать с интоксикационными состояниями одному; реализация
каждого шага алгоритма обеспечивает переход к следующему; в том случае,
если по индикатору шаг не пройден, необходимо возвращение к предыдущему
и его повторение; количество попыток неограниченно.
Ограничения при работе с интоксикационными состояниями: не подходить
к носителю данного состояния ближе чем на расстояние вытянутой руки; не
захватывать и не ограничивать действия носителя; не становиться со
стороны неведущей руки; не говорить на повышенных тонах; не включать в
свою речь вербальные запреты.
Алгоритм прерывания интоксикационной агрессии включает в себя
четыре шага: прерывание действия, замену агрессии страхом, регуляцию,
физический самоконтроль (таблица 4).
Таблица 4
Алгоритм экстренной психологической помощи при состоянии
интоксикационной агрессии
Таким образом, алгоритмизация действий сотрудников психологических
служб в условиях чрезвычайных ситуаций вызвана необходимостью четкой
последовательности действий и взаимодействия сотрудников
медико-психологических структур в условиях экстремальных ситуаций.
Литература
1. Гладкова О.В. Психодиагностика кризисных состояний
графологическим методом // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. –
2014. – № 5. – С. 1.
2. Дубинкин В.А., Ивченко А.С. Оказание экстренной
психологической помощи жертвам террористических актов // Теоретические
и прикладные аспекты современной науки. – 2014. –
№ 6–6. – С. 63–66.
3. Колмаков Д.А., Галеева Е.А. Психологическая помощь
детям, попавшим в экстремальную ситуацию // Молодой ученый. –
2015. – № 6–4(86). – С. 24–27.
4. Комлев В.А. Прогнозирование поведенческих феноменов.
Базовые подходы // Прикладная юридическая психология. 2011. –
№ 4. – С. 15–22.
5. Крюкова М.А. Экстренная психологическая помощь:
практическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2005. – 64 с.
6. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В.
Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров //
Прикладная юридическая психология. 2010. – № 4. –
С. 158–163.
7. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных
ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.
8. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. –
М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. – 512 с.
9. Матафонова Т.Ю. Особенности деятельности
психологической службы при экстренной психологической помощи
пострадавшим в чрезвычайных ситуациях // Вестник Московского
университета МВД России. – 2011. – № 6. –
С. 25–29.
10. Профессионально-личностные деформации врачей:
феноменология, детерминация, измерение / В.Б. Никишина,
А.Г. Дроздов, И.В. Запесоцкая [и др.]. – М.: РГСУ
«Союз», 2010. – 688 с.
11. Никишина В.Б., Запесоцкая И.В. Состояние
зависимости: метапсихологический анализ. – Курск: Изд-во
Курского гос. мед. ун-та, 2012. – 249 с.
12. Онищенко Н.В. Концептуальные подходы к оказанию
экстренной психологической помощи пострадавшим вследствие чрезвычайных
ситуаций // Вестник Университета (Государственный университет управления).
– 2013. – № 11. – С. 232–238.
13. Охотникова Т.А. Психокоррекция стрессовых состояний
жертв природных катастроф // Интеллектуальный потенциал XXI века:
ступени познания. – 2011. – № 5–2. –
С. 33–37.
14. Психические расстройства во время и после
чрезвычайных ситуаций // RusAdvice.Org: энциклопедия интересных статей
[Электронный ресурс]. – URL:
http://art.thelib.ru/science/directions/psihicheskie_rasstroystva_vo_vremya_i_posle_
chrezvichaynih_situaciy.html
15. Решетников М.М. Особенности состояния, поведения
и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой //
Вестник психоанализа [Электронный ресурс]. –
URL: http://russia.ecpp.org/node/83
16. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И.
Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2004.
– 256 с.
17. Секач М.Ф. Комплексный подход к обеспечению
психологической безопасности в экстремальных ситуациях //
Прикладная юридическая психология. – 2010. – № 3.
– С. 112–117.
18. Сердюк Т.И., Степанова Т.В. Основные критерии
разграничения моделей экстренной психологической помощи в
экстремальных и кризисных состояниях // Личность в экстремальных
условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2012. –
№ 2. – С. 61–66.
19. Шойгу Ю.С. Принципы оказания экстренной
психологической помощи в условиях чрезвычайных и экстремальных
ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12:
Психология. Социология. Педагогика. – 2010. – № 1.
– С. 162–168.
20. Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г. Прогнозирование и
управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной
ситуации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология.
– 2011. – № 4. – С. 76–83.
21. Aguirre B. Emergency evacuations, panic and social
psychology: Commentary on “Understanding mass panic and other
collective responses to threat and disaster” // Psychiatry:
Interpersonal and Biological Processes. – 2005. –
Vol. 68(2). – P. 121–129.
22. Aversive imagery in panic disorder: agoraphobia
severity, comorbidity, and defensive physiology / L.M. McTeague,
P.J. Lang, M.-C. Laplante [et al.] // Biological
Psychiatry. – 2011. – Vol. 70, № 5. –
P. 415–424.
23. Aversive imagery in posttraumatic stress disorder:
trauma recurrence, comorbidity, and physiological reactivity /
L.M. McTeague, P.J. Lang, M.-C. Laplante [et al.] //
Biological Psychiatry. – 2010. – Vol. 67, № 4.
– P. 346–356.
24. Differential effects of acute and regular physical
exercise on cognition and affect / V.E. Hopkins, F.C. Davis,
M.R. Van Tieghem [et al.] // Neuroscience. – 2012. –
Vol. 215. – P. 59–68.
25. Identity and emergency intervention. How social
group membership and inclusiveness of group boundaries shape
helping behavior / M. Levine, A. Prosser, D. Evans
[et al.] // Personality and Social Psychology Bulletin. –
2005. – Vol. 31. – P. 443–453.
26. Mawson A.R. Understanding mass panic and other
collective responses to threat and disaster // Psychiatry. –
2005. – Vol. 68(2). – P. 95–113.
27. Pertsov S.S., Ivannikova N.O., Krylin V.V. Еffect
of emotional stress on biogenic amine content in the sensorimotor
cortex of rats with experimental intracerebral hemorrhage // Bulletin
of Experimental Biology and Medicine. – 2013. –
Vol. 154, № 4. – P. 421–424.
28. Recognition of facial expressions of emotion in
panic disorder / L. Cai, X. Wang, L. Wei [et al.] //
Psychopathology. – 2012. – Vol. 45, № 5. –
P. 294–299.
29. The impact of tonic immobility reaction on
the prognosis of posttraumatic stress disorder / A.A. Lima,
A. Fiszman, C. Marques-Portella [et al.] // Journal
of Psychiatric Research. – 2010. – Vol. 44,
№ 4. – P. 224–228.
Ссылка для цитирования
УДК 159.942.6:616.89
Никишина В.Б. Алгоритмы экстренной психологической помощи при острых
эмоциональных состояниях // Медицинская психология в России: электрон.
науч. журн. – 2016. – N 1(36)
[Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|