|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
![]() Коллективная монография «Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности» посвящена результатам многолетних научных исследований актуальной проблемы медицинской психологии — совершенствования методологических принципов психодиагностики, разработки функционального психодиагностического инструментария. Значимость указанной проблемы определяется, с одной стороны, необходимостью использования системного подхода к проблеме здоровья и болезни человека, эффективного решения задач первичной психопрофилактики, с другой — совершенствования комплексных программ подготовки и повышения квалификации специалистов в области медицинской психологии. Монография хорошо структурирована, включает: введение, четыре раздела, заключение, два приложения. Представленные в монографии разделы, подготовлены специалистами лаборатории клинической психологии и психодиагностики НИПНИ им. В.М. Бехтерева, сотрудниками факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета под научным руководством профессора Л.И. Вассермана и профессора О.Ю. Щелковой. Каждый из разделов выдержан в соответствии с единой методологической позицией авторов. Ведущей стратегической линией, реализуемой авторами, является ориентация на равноправное содружество медицины и психологии — долговременный и плодотворный союз, отличающий Санкт-Петербургскую школу медицинской психологии. Методологические подходы и принципы, положенные авторами в основу разработки психодиагностического инструментария, убедительно обосновываются в первом разделе монографии. Авторы обращают внимание на смену парадигм (нозоцентрической на личностноцентрированную, биопсихосоциальную парадигмы) в медицине и психологии, влекущие за собой относительно новые подходы к медицинской психодиагностике. Общие методические основы медицинской психодиагностики представлены во втором разделе. Авторами сделан акцент на задачах психологической диагностики, классификации методов и структуре психологического диагноза, схеме психодиагностического заключения. Отмечается то, что понимаемая психологическая диагностика в клинике фактически является начальным этапом социального восстановления больного, от ее результатов зависит последующий выбор путей и средств реабилитации. В процессе психодиагностики устанавливается психотерапевтический контакт с больным, характер которого во многом предопределяет эффективность всех последующих мероприятий. В третьем разделе монографии рассматриваются методы психологической диагностики эмоциональной сферы и аффективных расстройств, как у взрослых, так и у детей. Методам психологической диагностики структуры и значимых отношений личности посвящен четвертый раздел. Авторы обращают внимание на то, что современная теория адаптации и стресса разрабатывается в рамках нескольких исследовательских направлений. Подчеркивается теоретическая и практическая значимость исследований, заключающихся в выявлении закономерностей и механизмов нарушения адаптации при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. Такие исследования способствуют целенаправленной профилактике вышеуказанных заболеваний, за счет развития и актуализации адаптационных ресурсов личности. Необходимо отметить системность подхода авторов к изложению материала. Содержание каждого раздела отвечает общей концептуальной логике монографии. Перспективные направления в развитии медицинской психодиагностики представлены в заключении. Обсуждается возможность совмещения противоречивых на первый взгляд тенденций в развитии медицинской психодиагностики. К таковым авторы относят, в частности, внедрение компьютерных и информационных технологий, позволяющее отслеживать не только результаты, но и процессуальную сторону решения мыслительных задач, выявлять индивидуальные стратегии принятия решений, анализировать затруднения, испытываемые пациентом при выполнении задач разного типа. С другой стороны, наблюдается выраженная тенденция к гуманизации медицинской психодиагностики, проявляющая в развитии личностно-ориентированного подхода к постановке задач, оценке результатов медико-психологического исследования, в ориентации на поиск сохранных сторон личности, восстановление ее социального статуса, формирование продуктивных способов совладания. Ориентация на конструктивное соединение в исследовании обозначенных выше тенденций выражается в поиске условий интегрирования идеографического и номотетического подходов к организации медико-психологического исследования, что обеспечивает возможности для целостного смыслового анализа и синтеза всей доступной психологу информации о пациенте при соблюдении принципов доказательной медицины. Следует подчеркнуть высокий уровень практической значимости коллективной монографии, которая включает в своем большинстве авторские разработки психодиагностического инструментария. Такой подход в изложении материала, несомненно, будет способствовать эффективности процесса подготовки специалистов в области медицинской психологии, повышению уровня не только их теоретических знаний, но и практических навыков психодиагностики. Коллективная монография «Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности» вносит существенный вклад в формирование современных представлений о медицинской психодиагностике, стимулирует авторов, читательскую аудиторию к дальнейшим содержательным дискуссиям и реализации обозначенных выше перспектив развития этой области медицинской психологии.
Ссылка для цитирования Вишневская В.П., Дьяков Д.Г. Рецензия на коллективную монографию «Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности» под научной редакцией доктора медицинских наук, профессора Л.И. Вассермана, доктора психологических наук, профессора О.Ю. Щелковой; СПб.: Скифия-принт, 2014. – 408 с. // Медицинская психология в России. 2016, vol. 8, no. 5, p. 10. doi: 10.24411/2219-8245-2018-15100
The Review of Collective Monograph "The Psychological Diagnostics of Emotional Sphere and Personality Disorders" edited by L.I. Wasserman, Professor, Doctor of Medicine, and O.Yu. Shchelkova, Professor, Doctor of Psychology; St. Petersburg, Skifiya-print Publ., 2014. – 408 p.Vishnevskaya V.P.1
D'yakov D.G.2
|
|||||||||||||||||||||||||
В начало страницы
![]() |
|
|