Корсаков С.С.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Психологические установки по отношению к детям с ОВЗ
в аспекте процесса интеграции

Адеева Т.Н. (Кострома, Россия)

 

 

Адеева Татьяна Николаевна

Адеева Татьяна Николаевна

–  кандидат психологических наук, доцент; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет», пос. Новый ул., 1, Кострома, 156012, Россия. Тел.: 8 (494) 249-21-52.

E-mail: adeeva.tanya@rambler.ru

 

Аннотация

Статья посвящена изучению содержания социально-психологических установок по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Социальные установки рассматриваются как фактор, влияющий на специфику социальной ситуации развития ребенка, особенности отношений ребенка с социумом, ожидания и требования, предъявляемые ему социальной средой. Было организовано анкетирование респондентов различных социальных групп (452 человека): студентов направлений подготовки «Педиатрия» и «Специальное (дефектологическое) образование»; специалистов учреждений Департамента социальной защиты населения; специалистов, работающих в сфере товаров и услуг; педагогов ДОУ и средних школ; родителей детей с типичным развитием. Перечень вопросов составлен на основе опросника Ф.Э. Шереги и адаптирован с учетом задач исследования. Вопросы направлены на изучение информированности респондентов о проблемах людей с ОВЗ; изучение особенностей отношений к людям с ОВЗ, представлений о личностных характеристиках, приписываемых данной группе; на оценку уровня принятия и включения в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выявлено, что респонденты, чья профессия не связана с детьми с ОВЗ, неточно определяют понятие «инвалидность», связывая ее с утратой трудоспособности или с наличием физического дефекта. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ, называются доступность образования, организация досуга, возможность устанавливать дружеские контакты с другими людьми, адаптация в учебном или трудовом коллективе. В качестве основных характеристик детей с ОВЗ внутри каждой социальной группы называются жизнестойкость и трудолюбие; преобладающими чувствами по отношению к детям являются жалость и сострадание, но нельзя исключить социальную желательность данных ответов. Противоречивыми оказались оценки возможности получения определенного уровня образования детьми с ОВЗ; большой процент респондентов согласился с возможностью отказа от ребенка в зависимости от степени нарушения. Около половины педагогов дошкольного образования и почти 25% педагогов школ отметили свою неготовность к работе с детьми с ОВЗ.

Социально-психологические установки в отношении людей с ОВЗ противоречивы. Респондентами подчеркиваются положительные личностные качества людей с ОВЗ, присутствует понимание некоторых проблем (обучение, социальные контакты, трудоустройство). С другой стороны, отмечается дистанцирование от проблем данной категории людей, наблюдается возможная социальная желательность ответов, «обесценивающее» отношение, стигмация отдельных категорий детей с нарушениями развития (в частности, детей с нарушениями интеллекта, с РАС, нарушениями поведения).

Ключевые слова: социально-психологическая установка; дети с ограниченными возможностями здоровья; реабилитация; инклюзивное общество.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 16-16-44001.

 

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой достаточно сложную и разнородную категорию детей. Однако практически все они нуждаются в различных мерах реабилитационного воздействия. В современной клинико-экспертной психологии основной целью реабилитации является расширение сфер жизнедеятельности человека, имеющего болезнь или дефект, в типовых жизненных ситуациях при помощи комплекса медико-биологических, социальных и психологических мероприятий [3; 4; 6; 7; 14; 18; 30].

В настоящее время с целью обеспечения равных прав и возможностей детей с ОВЗ на законодательном уровне достаточно активно реализуется идея интеграции, инклюзии. Особенно активно этот процесс коснулся сферы образования [20; 25; 26; 27; 28]. Создание законодательной базы является важным, но не единственным фактором решения проблемы интеграции детей с ОВЗ в общество [13]. Довольно значимым аспектом является толерантность общества, признание разных траекторий развития человека. Одним из актуальных вопросов становится определение специфики социально-психологических установок в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья [15; 16; 23]. Согласно Большой психологической энциклопедии, социальная установка (аттитюд) рассматривается как внутренняя аффективная ориентация (преднастройка), зависящая от прошлого опыта, которая могла бы объяснять действия личности, в основе социальной установки лежит обобщенное представление (стереотип) [5]. В данной работе важны два положения. Социальные установки в определенной степени обуславливают особенности отношений ребенка с социумом, ожидания и требования, предъявляемые ребенку социальной средой, особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми [2; 10; 11; 12; 21; 29]. Все перечисленные параметры являются показателями социальной ситуации развития ребенка и влияют на процесс социализации [12; 17; 19; 24]. И второе — тезис, выдвинутый Л.С. Выготским, о социальной природе дефекта: «Решительно все психологические особенности дефективного ребенка имеют в основе не биологическое, а социальное ядро» [8, с. 70].

В исследовании особенностей социальных установок в отношении детей с особенностями развития приняло участие 452 человека. Были выделены следующие группы опрошенных:

• 

студенты, направления подготовки которых связаны с работой с данной категорией детей (студенты направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» — 15 человек; студенты ЯГМУ факультета педиатрии — 10 человек);

• 

респонденты, профессионально не связанные с работой с детьми с ОВЗ (55 человек); специалисты, работающие в сфере товаров и услуг, в сфере транспорта и связи (20 человек), студенты направления подготовки «Психология» (15 человек), «Иностранный язык» (10 человек), «Менеджмент» (10 человек);

• 

специалисты учреждений Департамента социальной защиты и попечительства Костромской области (55 человек) [1, с. 102];

• 

педагоги дошкольных образовательных учреждений (40 человек) и учителя общеобразовательных школ (67 человек);

• 

родители детей с типичным развитием (105 человек; возраст детей — дошкольный, младший школьный, подростковый);

• 

родители детей с ОВЗ (105 человек; возраст детей — дошкольный, младший школьный, подростковый).

В качестве основного метода был выбрано анкетирование. Перечень вопросов был составлен на основе опросника Ф.Э. Шереги и адаптирован с учетом поставленных целей и задач исследования [22]. Вопросы были разделены на 3 блока. Для определения родительского отношения использовалась методика «Неоконченные предложения» М.А. Щетининой.

Первый блок вопросов: информированность граждан о проблеме инвалидности. Информированность общества о людях с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий успешной социальной интеграции данной категории лиц. При анализе ответов респондентов отмечается недостаточный уровень информированности о детях и взрослых с ОВЗ и проблемах, с которыми сталкивается данная категория лиц. От общего числа респондентов лишь 10% (в основном, специалисты учреждений соцзащиты) имеют представление о численности детей с ОВЗ, которое совпадает с данными официальной статистики. Данные оценки, возможно, являются следствием недостаточно четкого понимания самого термина «люди с ограниченными возможностями». Группа респондентов, включающая студентов направлений подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педиатрия», преимущественно характеризует инвалидность как состояние, обусловленное стойким расстройством функций организма (76%).

Специалисты специальных учреждений также соотносят инвалидность с ограничением возможностей здоровья (67%). Респондентом данной социальной группы был предложен собственный вариант ответа: инвалид — это человек с расширенными потребностями, не отличающийся от остальных людей, если ему созданы необходимые условия.

Среди студентов направлений подготовки «Психология», «Иностранный язык», «Менеджмент», а также специалистов в сфере услуг и связи преобладает понимание инвалидности как ограничения возможностей человека. Однако среди ответов вышеуказанной группы в 33% случаев опрошенные определяют инвалидность как наличие физических и других недостатков, лишающих возможности вести нормальную жизнь, а 18% респондентов связывают инвалидность с утратой трудоспособности.

В получении дополнительной информации были заинтересованы 42% опрошенных, 21% относится к данному вопросу нейтрально, 37% не заинтересованы. Данная позиция преобладает среди специалистов в сфере услуг и связи, а также среди студентов направлений подготовки «Психология», «Иностранный язык», «Менеджмент». Они отмечают, что, в основном, получают информацию эпизодически из средств массовой информации. В данном случае информация имеет опосредованный характер, и важным становится способ ее подачи. В группе респондентов, профессионально не связанных с детьми с ОВЗ, 65% опрошенных отмечают отсутствие информации о данной группе детей.

Большую часть респондентов, проявляющих интерес к получению дополнительной информации о проблемах детей с ОВЗ, составляют специалисты специальных учреждений, будущие педагоги-дефектологи — это 87%. Отсутствие интереса опрошенных к проблеме инвалидности обусловлено, вероятно, низкой личной значимостью вопроса, а также, возможно, имеет значение характер и степень освещенности ее в различных средствах массовой информации. Данный факт весьма значим в связи с развитием инклюзивного общества.

Респонденты всех социальных групп отмечают, что основными проблемами, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ, являются доступность образования, возможность посещать досуговые развлекательные центры, возможность устанавливать дружеские контакты с другими людьми, адаптация в учебном или трудовом коллективе. Большинство опрашиваемых отмечают необходимость улучшения финансирования семей, развития служб психолого-педагогической помощи, развития частных детских домов, обеспечения доступности получения образования и трудоустройства.

При анализе второго блока вопросов оценивались особенности отношений к людям с ОВЗ, а также представления о личностных характеристиках, приписываемых данной группе.

В качестве ведущей характеристики детей с ОВЗ внутри каждой социальной группы называется жизнестойкость. Согласно определению С. Мадди и Д. Кошаба, понятие «жизнестойкость» отражает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровья человека. В пользу данной характеристики высказались 55% опрошенных. Наряду с жизнестойкостью респонденты (21%) отмечают, что людям с ОВЗ присуще такое качество, как трудолюбие. Необходимо отметить, что в ряде ответов присутствует несколько характеристик. По мнению респондентов, предложивших собственный вариант ответа по данному вопросу, все представленные для рассмотрения характеристики, а именно агрессию и раздражительность, инфантильность, жизнестойкость, трудолюбие, иждивенчество, можно отнести к лицам с ограниченными возможностями в зависимости от их жизненных приоритетов; каждый человек индивидуален.

Респонденты всех социальных групп отвечали, что чаще всего испытывают жалость и сострадание по отношению к данной категории детей.

Внутри каждой социальной группы превалирует такая оценка отношения к особым детям, как сострадание. Наиболее высокий процент ответов с вышеуказанной характеристикой встречается среди специалистов специальных учреждений (69%) и студентов направлений подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педиатрия» (60%). Чаще всего свое отношение характеризуют как жалость опрошенные студенты направлений подготовки «Психология», «Иностранный язык», «Менеджмент», а также специалисты в сфере услуг и связи (всего 34%). Преобладание данного отношения к детям с ограниченными возможностями может опосредованно свидетельствовать об отчуждении респондентов — как от самих детей, так и от проблем, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие особого ребенка. Мы предполагаем, что чувство жалости к людям с ограниченными возможностями указывает на отношение к данной категории людей как к более слабой и беспомощной. 14% всех опрошенных отмечают, что испытывают иное чувство (но без комментария) по отношению к детям с ОВЗ. Среди ответов всех групп опрошенных открыто не встречаются такие характеристики отношения, как брезгливость и пренебрежение, что может свидетельствовать об отсутствии однозначно негативного отношения к детям с особыми потребностями, а также о социальной желательности ответов.

Качества детей при оценке их родителями получили статистически значимую разницу в ответах. Родители детей дошкольников с ОВЗ отмечают у детей такое качество, как доброта (φ = 3,572 при р<0,01 по критерию Фишера), ранимость (φ = 2,885 при р<0,01), однако подчеркивают, что «он не такой, как другие» (φ = 2,885 при р<0,01), «вызывает опасения» (φ = 4,718 при р<0,01). Родители младших школьников с ОВЗ называют среди важных характеристик «несамостоятельность» (φ = 3,243 при р<0,01), нарушенное развитие (φ = 4,718 при р<0,01). В ответах мало информации о самом ребенке, в большинстве случаев стандартно подчеркивается его непохожесть на других. Родители дошкольников с типичным развитием указывают на такие качества ребенка, как упорство (φ = 3,243 при р<0,01), мягкотелость (φ = 4,172 при р<0,01), отмечают интеллектуальные возможности и формирование черт характера. Родители младших школьников отмечают формирование ответственности (φ = 3,243 при р<0,01). Родители подростков с ОВЗ, в отличие от родителей детей с типичным развитием, наряду с непохожестью на других отмечают у детей такие личностные качества, как доброта (φ = 1,912 при р<0,01), рассудительность (φ = 3,243 при р<0,01), искренность (φ = 3,572 при р≤0,01). Родители подростков с типичным развитием подчеркивают такие качества, как упрямство (φ = 3,879 при р≤0,01), справедливость (φ = 5,234 при р≤0,01), подчеркивают интеллектуальные способности ребенка (φ = 4,171 при р≤0,01).

Третий блок вопросов направлен на оценку уровня принятия и включения в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными и в готовности к взаимопониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Практически 80% опрошенных всех групп считают, что ребенок с ОВЗ должен проживать и воспитываться в семье. Отметим, что 18% опрошенных в группе специалистов сферы услуг и связи, студентов непрофильных направлений подготовки затруднились дать ответ, оставив его без комментария. В качестве альтернативного варианта респонденты указывали, что решение зависит от тяжести заболевания, а также от его специфики.

Достаточно противоречивым в связи с предыдущим вопросом является мнение об оправданности отказа от ребенка с нарушениями в развитии. От общего числа опрошенных 24% выступают против отказа от ребенка, однако превалирующее число опрошенных (76%) отмечает, что выбор зависит от нарушения и степени его тяжести.

Довольно противоречивы и оценки возможностей получения образования и трудоустройства людей с ОВЗ. С одной стороны, респонденты всех социальных групп отмечают, что на современном этапе отсутствуют достаточные возможности получения образования и трудоустройства инвалидов по приобретенной ими профессии. С другой стороны, оценивая возможный уровень развития и получения образования, специалисты сферы услуг и связи, студенты направлений подготовки «Психология», «Иностранный язык», «Менеджмент», а также студенты направлений подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педиатрия» преимущественно отмечают среднее общее образование в качестве доступного уровня получения образования лицами с ОВЗ. Специалисты специальных учреждений, имеющие личный опыт общения с людьми с особыми потребностями, отмечают в качестве доступного среднее профессиональное образование для 30% детей и высшее образование с дальнейшим трудоустройством — для 34% детей.

Определяя свою готовность к работе с детьми с различными видами дизонтогенеза, педагоги-дошкольники назвали среди нарушений развития, с которыми готовы работать, нарушения речи, задержку психического развития (32,5%), сенсорные нарушения (10%) и нарушения функций опорно-двигательного аппарата (7,5%); остальные 50% респондентов ответили, что не готовы работать с детьми с ОВЗ. Учителя школ назвали задержку психического развития и сенсорные нарушения (33%), нарушения речи (15%), нарушения функций опорно-двигательного аппарата (20%), нарушения интеллекта (10%), нарушения поведения (10%), расстройства аутистического спектра (6,6%). Около 24% респондентов признались, что не готовы работать с детьми с ОВЗ. Сравнивая данный параметр с ответами родителей детей с типичным развитием на вопрос: «Дети с какими особенностями развития могут учиться вместе?», получили статистически значимую разницу (по критерию Фишера) в ответах родителей и педагогов. Родители дошкольников, по сравнению с педагогами, считают, что в группах могут быть дети с сенсорными нарушениями (φ = 4,876 при р≤0,01), нарушениями функций ОДА (φ = 4,019 при р≤0,01), расстройствами аутистического спектра (φ = 2,980 при р≤0,01), исключая детей с задержкой психического развития (φ = 3,437 при р≤0,01). Родители школьников предполагают, что в классе могут быть объединены дети с нарушениями речи (φ = 4,549 при р≤0,01), с нарушениями функций ОДА (φ = 8,967 при р≤0,01), исключая детей с задержкой психического развития (φ = 2,418 при р≤0,01), детей с нарушениями интеллекта (φ = 1,569 при р≤0,01), нарушениями поведения (φ = 4,642 при р≤0,01).

В анкетах родителей детей с типичным развитием традиционно преобладающими чувствами в отношении детей с ОВЗ называются жалость и сочувствие. Свое отношение к общению детей с типичным развитием и детей с ОВЗ родители характеризуют как положительное или нейтральное. В то же время от 30% до 40% родителей детей с типичным развитием разных возрастов оправдывают отказ от ребенка с ОВЗ в зависимости от степени нарушения. Только 20% родителей поддерживают объединение детей в инклюзивные классы. Большинство родителей предполагают, что для детей с ОВЗ должны создаваться специальные классы. Также большинство родителей детей с типичным развитием считают, что детям с ОВЗ лучше получать образование в специальной школе, «поскольку там созданы специальные условия».

Таким образом, социальные установки в отношении людей с ОВЗ противоречивы. С одной стороны, при характеристике респондентами подчеркиваются положительные личностные качества людей с ОВЗ, присутствует понимание некоторых проблем (обучение, социальные контакты, трудоустройство). С другой стороны, отмечается дистанцирование от проблем данной категории людей, «обесценивающее» отношение, стигматизация отдельных категорий детей с нарушениями развития.

 

Литература

1.   Адеева Т.Н. Некоторые аспекты социальной ситуации развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2016. – Т. 20, № 2. – С. 100–105.

2.   Алёхина C.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 83–92.

3.   Арпентьева М.Р. Проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей и взрослых) и их семей // Медико-социальные проблемы инвалидности. – 2016. – № 2. – С. 48–52.

4.   Аспекты реабилитации и абилитации инвалидов на современном этапе / С.Н. Пузин, С.С. Меметов, М.А. Шургая [и др.] // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2016. – Т. 19, № 1. – С. 4–7.

5.   Большая психологическая энциклопедия / под ред. Н. Дубенюк [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychology.academic.ru (дата обращения: 26.08.2016).

6.   Войтенко Р.М. Клинико-экспертная психология. Руководство для клинических психологов и врачей. – СПб. – 2010. – 260 с.

7.   Войтенко Р.М., Карасева Л.А., Саковская В.Г. Экспертная и реабилитационная деятельность психолога на этапе реорганизации системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2015. – № 3. – С. 10–12.

8.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. –   М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

9.   Глухова Е.С., Литвина С.А. К вопросу о психологической готовности педагогов и родителей к внедрению инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. – М.: МГППУ, 2013 [Электронный ресурс]. – URL: http://edu-open.ru (дата обращения: 23.06.2016).

10.   Дмитриев А.А., Тверская О.Н., Дмитриева С.А. О разработке психолого-педагогических технологий развития детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью в парадигме компетентностного подхода // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 3. – С. 114–121.

11.   Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 240 с.

12.   Лещинская Т.Л., Лисовская Т.В. Механизмы социального включения детей с тяжелыми множественными физическими нарушениями // Специальное образование. – 2015. – № 2. – С. 127–137.

13.   Лотова И.П. Качество жизни инвалидов как междисциплинарная проблема // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2015. – Т. 18, № 2. – С. 53–57.

14.   Морозова Е.В. Психосоциальная реабилитационная карта как технология психосоциального сопровождения инвалидов в условиях психоневрологического интерната // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – № 2(2) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 13.09.2016).

15.   Нурлыгаянов И.Н. Особенности и содержание обыденных представлений о лицах с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 64–72.

16.   Нурлыгаянов И.Н. Представления о человеке с нарушениями интеллекта в современном российском обществе // Дефектология. – 2012. – № 5. – С. 77–83.

17.   Соловьева И.П. Социализация детей со сложной структурой дефекта в условиях полифункциональной среды специальной (коррекционной) образовательной организации для обучающихся с нарушениями слуха // Специальное образование. – 2015. – № 1. – С. 74–88.

18.   Сотская Г.М. Формирование рекомендаций по мероприятиям психолого-педагогической и социальной реабилитации для индивидуальной программы реабилитации детей-инвалидов школьного возраста // Медико-социальные проблемы инвалидности. – 2015. – № 1. – С. 43–47.

19.   Тараканова В.В., Коблова С.А., Лысенко Н.А. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 3(03). – С. 57–60.

20.   Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Ценности инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2015. – Т. 21, № 4. – С. 10–15.

21.   Узлов Н.Д., Шлякова Е.В. Отношение матерей к близорукости своих детей младшего школьного и подросткового возраста // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – № 4(10) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 21.07.2016).

22.   Шереги Ф.Э. Дети с особыми потребностями. Социологический анализ. – М.: Центр социального прогнозирования, 2003. – 140 с.

23.   Čagran B., Schmidt M. Attitudes of Slovene teachers towards the inclusion of pupils with different types of special needs in primary school // Educational Studies. – 2011. – Vol. 37, № 2. – P. 171–195.

24.   Children in Society: Contemporary Theory, Policy and Practice / ed. by P. Foley, J. Roche, S. Tucker. – The Open University. Houndmills. – New York: Palgrave, 2001. – 288 p.

25.   D’Azevedo Breda A.M.R., Rocha E.A.M., Khudorenko E.A. Comparative analysis of education system for people with disabilities in Portugal and // Открытое образование. – 2013. – № 5. – С. 67–77.

26.   Giving parents a voice: A qualitative study of the challenges experienced by parents of children with disabilities / J.A. Resch, G. Mireles, M.R. Benz [et al.] // Rehabilitation Psychology. – 2010. – Vol. 55, № 2. – P. 139–150.

27.   Porter J., Daniels H. Special educational needs and inclusion in a broader context. Learning needs and difficulties among children of primary school age: definition, identification, provision and issues // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. – М.: МГППУ, 2013. – URL: http://edu-open.ru (дата обращения: 15.09.2016).

28.   Schoger K.D. Reverse Inclusion: providing peer social interaction opportunities to student placed in self-contained special education classroom // Teaching exceptional children plus. – 2006. – Vol. 2, № 6. – P. 6–9.

29.   Siller М., Sigman M. The Behaviors of Parents of Children with Autism Predict the Subsequent Development of Their Children's Communication // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 2002. – Vol. 32, № 2. – P. 77–89.

30.   Werner D. Disabled village children. A guide for community health workers, rehabilitation workers and families. – Perth (Wester Australia): Hesperian Books, 2009.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:616.053.2

Адеева Т.Н. Психологические установки по отношению к детям с ОВЗ в аспекте процесса интеграции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 6(41) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player