|
Аннотация. Представленный в статье аналитический обзор литературы посвящен исследованию феномена «внутренний диалог» и его значения для психологической теории и психотерапевтической практики. Наряду с описанием известных трудностей объективного научного исследования данного вида интрапсихической коммуникации указывается на факт его «объективно-субъективного» присутствия в соответствующих сферах нашей психической жизни. Описываются особенности его возникновения в раннем детском возрасте, отраженные в теориях психического развития Л.С. Выготского и когнитивного развития Ж. Пиаже — известных теориях развития личности. Указывается на сходство и различия феномена «внутреннего диалога» с процессом аутокоммуникации, внутренней речью, феноменами интроверсии, интроекции, интериоризации, рефлексии и когнитивности. Подчёркивается его важное значение для личностного роста и развития, самовоспитания, личностной социализации и социальной адаптации, профессионально-личностного становления и самосовершенствования. Анализируются психологические аспекты внутреннего диалога: феноменологические проявления, особенности структуры, типология, функции, связь с психическими нарушениями, многие из которых отражают его качественную (патологическую) трансформацию. Указывается на активное участие внутреннего диалога в формировании внутренней картины болезни, особенно её когнитивного компонента и различных типов психологического отношения к болезни. Подчёркивается важное значение внутреннего диалога в процессе профессионального становления практических психологов и психотерапевтов, особенно в практике супервизирования, когда в результате целенаправленного развития у них «внутреннего супервизора» появляется способность к продуктивному профессиональному диалогу между «внешним» и «внутренним супервизором». Исследуются возможности психотерапевтического применения внутреннего диалога в рамках профилактики эмоционального выгорания, а также его непосредственное и опосредованное использование в терапевтических технологиях психосоматического подхода и различных психотерапевтических направлений. Ключевые слова: внутренний диалог; внутренняя речь; интрапсихическая коммуникация; внутриличностная коммуникация; аутокоммуникация; «части личности»; внутренняя картина болезни; психология; психотерапия.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Актуальность проблемы. Внутренний диалог относится к тем психологическим проблемам, которые находятся в тени более традиционных исследовательских интересов, нет даже общепринятого его определения и соответствующего понятийного представления в тематической литературе. Так, в Википедии внутренний диалог рассматривается как процесс непрерывного внутреннего общения человека с самим собой (внутриличностная аутокоммуникация), у В.Л. Измагуровой [20] — как феномен диалогического сознания, мышления и речи, у А.В. Россохина [43] — как составляющая измененных состояний сознания, как психотерапевтический прием; существует и ряд других толкований [3; 7; 13; 31]. Хотя с внутренним диалогом в различных аспектах и на соответствующем уровне имеет дело, наверное, любой человек, способный к анализу своих собственных ощущений, эмоций, планов и поступков, этого понятия нет в большинстве современных психологических словарей. Представляет интерес и существование противоположных позиций в отношении к внутреннему диалогу в теоретической литературе и психологической практике. Стоит войти в интернет с запросом «внутренний диалог», как вниманию предстает преобладающее количество методик «подавления» его как негативного психологического феномена, тормозящего функцию личностного сознания [17; 21; 42]. В то же время в ряде психотерапевтических школ (гештальт, психосинтез, нейролингвистическое программирование и др.) внутренний диалог применяется как эффективное терапевтическое средство. Подобная полярность оценок понятия внутреннего диалога свидетельствуют о необходимости более тщательного аналитического рассмотрения этого сложного феномена. В культурно-религиозном аспекте внутренний диалог традиционно рассматривался в рамках важнейшей духовной практики и морально-нравственного самосовершенствования человека, как непрерывный внутренний процесс борьбы двух противоположностей (греха и праведности, низменного и возвышенного, плотского и духовного). Его непосредственное отражение мы находим как в древних в буддийских учениях («буддист» дословно — «тот, кто внутри», главный канон буддизма — это внутреннее движение «от страдания к просветлению» посредством максимальной отрешённости от окружающего мира) и восточных практиках медитации («медитация» — внутреннее созерцание, размышление), так и в иудаизме (иудаисткая медитация), исламе (зикр и другие медитативные практики суфизма), христианстве (от Евангельской притчи об искушении Христа дьяволом до традиционных молитвенных практик духовного внутреннего диалога между молящимся и Богом, неизменно присутствующем в душе верующего) [48]. Причём, согласно священным писаниям, внутренние диалоги пророков в их молитвенных актах имели форму непосредственного общения с Богом и приобретали — как для самих молящихся, так и для других верующих — качество реального события. Выходя из соответствующих молитвенных трансов, они сообщали верующим о своём реальном общении с Богом и о приобретении ими новых духовных знаний, получавших в дальнейшем статус божественных заповедей. По сути, здесь мы имеем дело с религиозными эффектами той же интрапсихической аутокоммуникации, рождённой в трансовом состоянии сознания глубоко верующего человека. В различных монашеских практиках отшельничества, сопровождающихся жёсткими самоограничениями (пост, аскетизм, отречение от людских радостей, мирской суеты, неустанные молитвы на уровне «живого общения» с Богом), основным инструментом реализации как самих самоограничений, так и желаемого духовного самосовершенствования также являлся непрерывный и нередко противоречивый внутренний монашеский диалог. Художественной иллюстрацией сказанного выше могут служить мучительные внутренние диалоги известного персонажа из фильма С. Бондарчука «Отец Сергий». В повседневном бытовом отношении мы также практически постоянно прибегаем к использованию того же внутреннего диалога, когда мысленно обращаемся к своим знаниям, своему опыту, своей интуиции. Он постоянно присутствует в нашей внутренней речи, мысленном общении с самим собой. Он, по своей сути является нашей жизненной необходимостью, формируя наш личностный опыт и адаптационный потенциал, обеспечивая преодоление тех или иных трудностей, достижение поставленных целей, успешность в профессии и личной жизни, а в итоге — более высокий уровень социального функционирования. В связи с этим, иметь базовые научные знания относительно его формирования, структурных компонентов и феноменологических проявлений представляется важным не только в теоретическом плане, но и в контексте развития различных форм психологических практик. У каждого человека познание мира, отношение к другим людям и самому себе складывается в процессе деятельности и общения. Так, анализируя внутренний мир людей, Альфред Шютц — основатель феноменологической социологии — приходит к выводу об «изначальной интерсубъективности» в конструировании и существовании представлений человека о мире. Это означает, что эти субъективные представления являются, по сути, непрерывным коммуникативным процессом [57]. В отечественной психологии традиционно принято рассматривать общение как чисто внешний психический феномен, как общение людей друг с другом, как взаимодействие человека с человеком. Но и действия людей по отношению к самим себе — почти такого же порядка, как и их действия по отношению к другим людям или действия других по отношению к ним. Каждый из нас встречался с такой ситуацией: по улице идет человек, что-то шепчет себе, улыбается или хмурится, жестикулирует, оживленно спорит сам с собой. Человек может ругать, хвалить, оправдывать или прощать себя точно так же, как и другого человека. Оставаясь наедине, человек может вспомнить, какую ужасную глупость он сделал накануне на вечеринке, и покраснеть от смущения или же почувствовать гордость за достойный поступок в прошлом. В этом плане уместно вспомнить хрестоматийное упоминание о А.С. Пушкине: когда он завершил работу над трагедией «Борис Годунов» и поставил точку, то начал громко восклицать: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» В психологических словарях содержится ряд терминов, отражающих адресацию человека к самому себе: самопознание, самооценка, самонаблюдение, самоуважение, самомониторинг, самообвинение, самоутверждение и т.д. В связи с этим возникает правомерный вопрос: кто кого при этом обвиняет, оценивает, спрашивает? Очевидно, что обращающийся сам к себе человек представляет собой не гомогенный субъект, не монологическую личность. В его самосознании отражается множество ролей, разнообразие действий, способностей и переживаний. Для того чтобы вести диалог с самим собой, необходимо открыть в себе какие-то воображаемые психические субстанции. В психологии прослеживается давняя традиция представлений о неоднородности и структурной сложности психики. Почти во всех психологических теориях личности и психотерапевтических школах дается описание личности как состоящей из подструктур и инстанций (кроме dasein-analyse, в котором постулируется нерасчлененное внутреннее единство личности [64]). Еще З. Фрейд в работе «Психология масс и анализ человеческого "Я"» писал, что «…в психической жизни человека всегда присутствует «другой». Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником, и поэтому психология личности является одновременно также и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле» [65, c. 71]. В соответствии с данными положениями Фрейд и процессы межличностных отношений и взаимодействий рассматривал в интрапсихическом аспекте, как интернализированные «объектные отношения». При этом он подчеркивал их ведущее значение в реализации процесса личностной идентификации, когда, начиная с раннего детства, наиболее значимыми объектами для этой идентификации являются родители ребёнка. И если последние были носителями каких-либо неадаптивных невротических комплексов, то и процесс идентификации приобретает соответствующее патологическое (невротическое) направление. Логическое продолжение и дальнейшее научное развитие данных взглядов мы находим в теории отношений и в патогенетической психотерапии неврозов В.Н. Мясищева, где важная роль также отводится исследованию особенностей внутреннего мира человека (его отношения к себе и окружающим, его тягостных и радостных переживаний, интересов, системы его оценок и самооценки, мотивации своего поведения, понимания жизни и мира в целом и своего места в нём, его мечтаний и ожиданий, симпатий и антипатий). Поэтому теоретические и психотерапевтические подходы В.М. Мясищева (в виде умело проводимых психотерапевтических бесед) по своей сути представляли научно продуманный механизм «оживления» внутреннего диалога пациента в различные периоды его жизни с последующим сопоставлением этих данных с реальными внешними условиями его настоящей и прошлой жизни [41, c. 343–245]. Согласно исследованиям А. Маслоу, при внутреннем общении с самим собой большинство людей слышат не себя («голос импульса»), а голос матери, отца, власти, вышестоящих лиц, традиций и т.д. [36]. Акцентируя этот аспект, В.Н. Цапкин [56] считает возможным рассматривать личность как группу, представляющую даже не диалоговую, а полифоническую структуру. «Значимый другой» в качестве интроекта (интеризированного образа) — это «голос» в интрапсихической коммуникации, а оркестр этих голосов-интраектов образует устойчивую интрапсихическую группу. В теории психологии и методах психотерапии отмеченное «многоголосие» определяется в форме структурных частей или инстанций личности. Так, в психоанализе, в соответствии с «метапсихологией» З. Фрейда [52], психика структурируется как состоящая из бессознательной, предсознательной и сознательной инстанций или, в другом аспекте — «Оно» (Ид) — «Я» (Эго) — «Сверх-Я» (Супер-Эго). В трансактном анализе личность рассматривается в форме взаимодействующих эго-состояний: Родитель—Взрослый—Ребенок [3]. В аналитической психологии К. Юнга [59] психологическое «пространство» личности дифференцируется на такие подструктуры, как: «Я», тень, персона, самость, анима и коллективное бессознательное. В психосинтезе это субличности, которые примерно соответствуют различным социальным ролям или личностным качествам человека. В методологии НЛП психические инстанции, «ответственные» за различные проблемные или ресурсные состояния человека, определяются как «части личности» [13]. Отмеченные интроекты, части личности и субличности имеют определенную представленность в сознании индивида и участвуют в интрапсихических коммуникациях. Это общение с собой, эту психическую внутриличностную коммуникативную активность принято определять как внутренний диалог. К сожалению, в большинстве психологических словарей не дается определения внутреннего диалога как понятия. Вероятно, предполагается, что смысл этого понятия самоочевиден и поэтому не нуждается в развернутом описании, однако возникает ряд нерешенных, но важных вопросов. Например, с какого возраста (уровня психического развития) появляется способность к внутреннему диалогу? Какова степень влияния внутреннего диалога на личностное развитие и саморазвитие? В какой степени тот или иной индивид способен к внутреннему диалогу? Как соотносятся между собой понятия «аутокоммуникация», «интроверсия», «интроекция», «интериоризация», «когнитивность», «самосознание», «рефлексия», «внутренняя речь» и «внутренний диалог»? Часто ли индивид говорит сам с собой? Что происходит в голове человека, когда «включается» его внутренний диалог? Всегда ли он осознается? Существует ли специфика внутреннего диалога в состояниях эмоционального покоя, острых стрессовых ситуациях, при тех или иных психических расстройствах? На эти и другие вопросы однозначного ответа нет, так как проблема внутреннего диалога не имеет в психологии системной концептуальной разработки, и поэтому ее можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле к внутреннему диалогу можно отнести все размышления, планирования, мечты, фантазии, свои роли, воображаемых собеседников и партнеров, т.е. все события, репетиции и действия, которые разыгрываются во внутреннем мире, субъективном пространстве. В этом плане очевидна смысловая идентичность понятий внутреннего диалога и аутокоммуникации, что позволяет нам считать их научными синонимами. Наряду с этим есть основания считать, что общение человека с самим собой происходит не только в состоянии бодрствования и сознательном состоянии, но и во время сна. Следовательно, и сновидения тоже можно считать проявлениями внутреннего диалога. При таком понимании человек, очевидно, постоянно находится в состоянии внутреннего диалога, комментируя события или объективной, или своей личной «психической» реальности, хотя в основном на это не обращается внимание, это не осознается [27]. Для подтверждения данного положения можно сослаться на распространенный феномен, который описал В.М. Розин [43]. Во время проживания каких-либо событий в жизни человек еще в момент их непосредственного переживания начинает представлять, как он будет кому-то рассказывать об этом — другу, детям, коллегам и др. При этом предполагаемый рассказ воображаемому собеседнику и реальная, чувственно воспринимаемая жизнь соотносятся и взаимодействуют в сознании человека, видоизменяя друг друга. В обычных, повседневных ситуациях это происходит по привычке, ненамеренно, и человек не обращает на это внимания, а рефлексия данного феномена возникает в особых условиях или при интенсивном переживании. В исследованиях внутреннего диалога в таком аспекте преобладают работы теоретического плана (М.М. Бахтин, М. Бубер, А. Шютц). Так, М.М. Бахтин раскрывает сложность внутреннего мира героев Ф.М. Достоевского как «контрапунктическое сочетание разнонаправленных голосов в пределах одного сознания», как сочетание многих точек зрения в одном сознании: «Самосознание героя у Достоевского сплошь диалогизировано, в каждом своем моменте оно повернуто вовне, напряженно обращается к себе, к другому, к третьему… Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке», как для других, так и для себя самого» [2, c. 150]. М.М. Бахтин выделяет «микродиалог» как внутренний диалог человека, при котором его внутренний голос «звучит» в соотнесении с другими голосами, перебивается ими, соглашается или борется с ними. Это явление рассматривается на примере внутренних диалогов Раскольникова, Голядкина и других героев Достоевского, причем внутренний монолог у них диалогизируется, и диалог проникает внутрь каждого мыслимого слова героев [2]. Не менее интересными в данном аспекте представляются художественные описания как собственно внутренних диалогов, так и символических сновидений Пьера Безухова, чистый, непорочный и практически детский внутридиалоговый мир Наташи Ростовой, таинства внутриличностной трансформации, отражённые во внутренних диалогах Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Известный еврейский религиозный мыслитель 20-го века Мартин Бубер рассматривал само бытие человека как диалог между человеком и Богом, человеком и миром («диалогический персонализм»). «Человек двойственен, — говорит Бубер, — наше Я существует не само по себе, а только в соотнесении с чем-то. В одних случаях человеческое Я выступает в соотнесении с Ты, а в других случаях — в соотнесении с Оно. И, соответственно, мы имеем два разных Я, а именно: Я-ТЫ и Я-ОНО. Благодаря наличию «внутренней» инстанции, внутреннего «другого субъекта мысли» диалектика мышления превращается в диалогичность» [6]. В обычных условиях внутренний диалог оказывается труднодоступным для экспериментального исследования [7], поэтому его аналитическое изучение производится в особых условиях, таких как одиночество (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев [28]) или измененное состояние сознания (В.В. Налимов [37], С. Гроф [15], А.В. Россохин [44]). Внутренний диалог в узком смысле понимается как механизм формирования и функционирования самосознания, при котором выявляется взаимодействие как минимум 2-х подструктур личности, двух несовпадающих точек зрения [20; 68]. Формирование самосознания как способности выделять себя из объективного мира с осознанием своих собственных психических функций (мыслей, чувств, желаний, интересов, отношения к окружающим) начинается обычно в возрасте 3-х лет с появления осознанной речи и местоимения «я» и проходит ряд последовательных этапов (аллопсихического, соматопсихического и аутопсихического самосознания), успешное завершение которых в подростковом возрасте знаменует личностную идентичность и характеризуется чувством единства собственного «Я». К этому периоду у подростка появляется способность к аналитическому размышлению и самопознанию — рефлексии (по сути, внутреннему диалогу) по поводу собственных мыслей, переживаний, поступков [25, c. 145–146]. Описывая процесс самопознания (рефлексии) в норме, К. Ясперс вводит термин «понимающая психология», которая «должна понимать рефлексию, которую сама же и осуществляет на практике» [62, c. 423]. При этом внутри рефлексирующей личности происходит постоянное взаимодействие «рефлексии с бессознательным», «события» с «переживанием», т.е. процесс самопознания (рефлексии), по своей сути, если и не идентичен понятию внутреннего диалога, то, по крайней мере, является его важнейшим структурным компонентом. В самой же структуре самопознания (рефлексии) Ясперс выделяет ряд базовых компонентов, таких как «самонаблюдение», «самопонимание», «самопрояснение» и собственно «самопознание», в рамках которых и прослеживается феноменология внутреннего диалога [62]. И здесь, без переоценки значения внутреннего диалога как инструмента формирования самосознания и соответствующих рефлексивных навыков, мы можем с уверенностью говорить о его важнейшей роли в индивидуально-личностном развитии и личностном росте. Обобщая сказанное выше в отношении рефлексии, которая определяется как самоанализ-размышление, направленный на анализ самого себя, своих собственных состояний и поступков, и нередко отождествляемый с внутренним диалогом, необходимо заметить, что последний в понятийном плане имеет более широкий диапазон, т.е. внутренний диалог может быть не только рефлексивного содержания, но и нерефлексивного, может не содержать в себе самоанализа. В отношении понятий «интроекция» и «интериоризация», которые в научной литературе нередко рассматриваются как синонимы, следует уточнить, что первая по своему семантическому смыслу ближе к процессу «захватывания в себя чего-то извне», а вторая — к процессу «присвоения себе захваченного извне». В интересующем нас аспекте здесь обычно речь идёт о получении («захватывании») некой информации и её последующем, не без помощи внутреннего диалога, усвоении («присвоении»). Следовательно, диапазон понятия внутреннего диалога и в этом сравнении представляется значительно более широким, хотя его участие в процессе трансформационного перехода интроекции в интериоризацию вполне очевидно. Гораздо ближе по своему понятийному смыслу и своей логической составляющей к внутреннему диалогу находится понятие когнитивности как способности человека воспринимать внешний мир сквозь созданную им самим же систему взглядов, зависящую от его же восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и так далее. Предполагается не только собственно восприятие, но и переработка (не без участия внутреннего диалога) информации, поступающей из внешнего мира. Психологи также часто относят это понятие и к различным намерениям, желаниям и убеждениям человека, что предполагает в когнитивности наличие множества аутокоммуникативных конструктов, в которых отражается внутреннее восприятие индивидом тех или иных действий, поступков, приобретённого опыта, памяти, представления, воображения, планов, идеалов и интуиции. В связи с этим понятие когнитивности может рассматриваться в виде базисной способности индивида к тому же внутреннему диалогу и по своей сути быть наиболее близкой к нему. Понятие «интроверсия» (интровертированность) отражает врождённую особенность психических процессов индивида, характеризующуюся их предпочтительной (или исключительной) направленностью на внутренний мир. В связи с этим можно не без оснований предположить, что способность к внутреннему диалогу может быть более развита у интровертов по сравнению с экстравертами, предпочитающими направленность своих психических процессов на внешний мир. Однако сам К.Г. Юнг среди «рациональных экстравертов» также выделяет «экстравертный мыслительный тип», который предполагает наличие возможности развития способности индивида к внутриличностной коммуникации [60]. Средством существования внутреннего диалога является внутренняя речь. Внутренняя речь существенно отличается от внешней устной и письменной речи — как по генезу, так и по своей структуре и по функциям (Л.С. Выготский [9], Ж. Готфруа [11], А.Р. Лурия [34], Ж. Пиаже [41]). Внутренняя речь, согласно концепции Л.С. Выготского, возникает из «эгоцентрической» речи ребенка (которую ранее открыл и описал Ж. Пиаже [39] как характерную для детей в возрасте 3—5 лет), когда ребенок все, что он делает (играет, гуляет, думает), проговаривает, озвучивает для самого себя. В дальнейшем, по мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь постепенно убывает и после 7 лет исчезает совсем, замещаясь логическим мышлением и социализированной речью. По данным Л.С. Выготского, эгоцентрическая речь, эта «речь для себя», в ходе развития ребенка не исчезает бесследно, а превращается (через этап затихания — шепотной речи [9; 34]) во внутреннюю речь, которая является своего рода посредником между мышлением и внешней речью. При этом происходит не только редукция вокальной стороны эгоцентрической речи, но и развиваются структурные и качественные отличия от внешней речи. Очевидно, что просто беззвучное произношение слов — это еще не внутренняя речь, ибо такая речь — это речь «для себя и про себя», это «процесс испарения речи в мысль» (Л.С. Выготский [9]). Как правило, она свернута и аморфна, содержит не только слова, преимущественно в форме предикатов, идиоматических оборотов и семантических комплексов, но и индивидуальные коды разнообразных образов, схем, мыслеформ, образующих специфическую и неповторимую субъективную структуру, существенно отличающуюся от устной и письменной речи. Именно эти структурная сложность и индивидуальная неповторимость внутреннего диалога и создают большие трудности для его научного исследования. При переводе внутренней речи во внешнюю требуется произвести ряд трансформаций, чтобы глубинно-субъективный смысл мог стать понятным для другого человека, при этом часть смысла субъективной структуры утрачивается или искажается, что еще более затрудняет исследование и внутренней речи, и внутреннего диалога. Следует отметить, что эгоцентрическая речь, трансформируясь во внутреннюю речь, оказывается не совсем полностью редуцированной даже у взрослых людей. Мы можем вспомнить, как в моменты мыслительных затруднений наша внутренняя речь становится более развернутой, может переходить в шепотную и даже в громкую речь, напоминающую эгоцентрическую речь ребенка, т.к. она тоже только отражает процесс мышления и не направлена на обмен информацией и общение с окружающими людьми, как обычная внешняя речь. Однако не все проявления внутренней речи можно относить к внутреннему диалогу. Так же, как и внешняя речь, внутренняя речь может существовать в одной из двух форм — диалогической или монологической. И только диалогическую внутреннюю речь правомерно определять как «внутренний диалог». Если не делается разведения этих двух различных форм внутренней речи, то возникает терминологическая путаница, и тогда за внутренний диалог принимается любая активность внутренней речи. Когда в отсутствие собеседника разум индивида предоставлен самому себе, то он заполняется «потоком сознания» в форме монологической внутренней речи, которую еще иногда называют «внутренней болтовнёй». При внутреннем же диалоге всегда активируются интрапсихические коммуникации, которые могут выражаться в следующих трех вариантах:
Таким образом, внутренний диалог — это всегда внутриличностное общение, это аутокоммуникации, существующие в форме диалоговой внутренней речи. В бытовом обиходе данный феномен принято называть по-разному: голос интуиции, внутренний собеседник, «внутренний голос», внутренний судья или советник, ангел-хранитель и т.п. Анализируя научные сведения по проблеме внутреннего диалога, Е.Ю. Худобина делает ряд умозаключений, уточняющих его структурно-содержательное значение [55]. В частности, внутренний диалог может быть представлен как самоисповедь, самоубеждение, самоприказ (самокоманда), самовнушение, самоподкрепление, диалог субличностей, диалог моделирования внутренних стратегий мышления и др. Такой широкий диапазон представлений о природе внутреннего диалога подчёркивает его важное значение в аспекте творческого процесса внутриличностного развития и предполагает введение рабочего способа классификаций его видов. В частности, Екатерина Юрьевна предлагает следующие критерии:
В результате автор исследования предлагает тренинг внутренних практических навыков для развития креативности мышления — «искусство внутреннего диалога», целью которого является развитие креативности мышления у студентов-психологов, формирование рефлексивно-познавательного отношения к себе, коррекция и психотерапия самих стратегий внутреннего диалога [Там же]. В целом, проблема целенаправленного развития внутреннего диалога как инструмента внутриличностного и профессионально-личностного самосовершенствования сегодня является весьма актуальной — как для современной педагогической психологии, так и для психологии развития и акмеологии [16; 17; 18]. К. Хорни в одной из своих классических работ со ссылкой на различные философские и религиозные концепции указывает на значимую потребность человека во внутренней стороне своей психической жизни, что является необходимым для его личностного роста. А её описание внутреннего мира невротика «обособленного типа» убедительно демонстрирует бесконечный и мучительный процесс его болезненной (невротической) внутриличностной коммуникации со стремлением сознательного и бессознательного подчинения своему внутреннему «идеализированному образу» [54]. В специальной психоаналитической литературе у Салливана и Маллахи в контексте формирования эго и суперэго (в возрастном периоде от 1 года до 3 лет) мы также находим описание феноменов «аутистического языка» и «аутистичекого символизма», которые, по нашему мнению, и могут являться предшественниками внутреннего диалога [69; 70]. В частности, на примере внутреннего сопоставления статического образа «котёнка» на картинке и динамического образа «живого котёнка» (забавного и активного существа) ребёнок постепенно обучается пониманию и более сложному применению символов, по своей сути зачастую противоречащих реальной действительности, «обучается различению символа и символизируемого» [Цит. по 4]. В сознание ребёнка вначале проникает некий новый образ, новое слово или какой-то иной новый символ, а затем, с помощью соответствующих разъяснений извне, появляется и внутреннее понимание его значения. Первоначальные объяснение по этому поводу он, как правило, получает от значимых взрослых (близких, родителей), которые и закладывают соответствующий базис его внутреннего диалога. Обычно голоса, которые мы «слышим» внутри нас и которые часто заняты обсуждением наших действий, — родом из детства. Эти комментарии наших действий чаще всего представляют собой то, что в детстве человек слышал от родителей, учителей или других значимых фигур. Если спокойно и внимательно обратиться внутрь себя и прислушаться к этим словам, мысленно «звучащим» в голове взрослого человека, то часто выявляется их четкая персональная принадлежность. Специфика внутреннего диалога, по-видимому, полнее всего раскрывается в исследованиях так называемой множественной личности. Как было отмечено еще классиками (И.П. Павлов, К. Ясперс), в патологии выпукло и четко разводится и проявляется то, что в норме представлено слитным и свернутым. И действительно, как показывают клинические описания, при формировании множественной личности первые этапы клинического становления протекают обычно через осознаваемый внутренний диалог, который впоследствии редуцируется. И у здоровой личности возможны похожие внутренние диалоги, когда диалогизирующие внутриличностные «партнеры» могут быть в определенной степени аналогичными «альтер-личностям» у множественной личности. В то же время, несмотря на сложность исследования феноменов внутреннего диалога, последний позволяет дать выход на самые интимные сознательные и бессознательные слои личности. Прежде всего, следует отметить функциональное разнообразие внутреннего диалога. Так, внутренний диалог выступает, прежде всего, как средство формирования, существования и развития самосознания человека как образа своего «Я». Поскольку образ «Я» (самосознание и «Я»-концепцию принято рассматривать как синонимы), согласно дискурсам современной психологии, подразделяется, как минимум, на «Я»-реальное и «Я»-идеальное, то внутреннему диалогу предназначается то «бальзамировать» возникающий между этими образами «Я» разрыв, то его драматизировать. Это находит выражение в таких конкретных выражениях, как самопознание, самооценка, самоанализ, самоприказ, самопрограммирование, саморегуляция, самонаказание и др. Внутренний диалог нередко является посредником между потребностями, мотивами и их реализацией во внешней деятельности. При этом нарастающие внутриличностные противоречия зачастую становятся причиной формирования внутриличностных конфликтов, которые при дальнейшем негативном развитии находят своё патологическое отражение в клинике различных невротических состояний [47]. Несомненный научный интерес вызывает и то, что внутренний диалог принимает активное участие в формировании внутренней картины болезни [33] и даже составляет неотъемлемую часть ее когнитивного уровня, работа которого запускает процесс «поиска оптимального варианта функционирования организма и личности в новых условиях» — условиях того или иного болезненного состояния [19]. В результате формируется множество различных типов личностного отношения к болезни (не менее 12 по А.Е. Личко и Н.Я. Иванову, 1980 [32]) и особенностей соответствующего поведения больного [40], среди которых В.А. Сергеев (1994) выделяет две полярные группы: адаптивные и дезадаптивные типы [46]. Последние у А.Е. Личко и Н.Я. Иванова подразделяются на два блока: с интрапсихической и интерпсихической направленностью, психологические особенности которых также предполагают наличие достаточно интенсивной дезадаптивной внутриличностной диалоговой аутокоммуникации [32]. А по мнению А.Б. Смулевича с соавт. (1997), в зависимости от преморбидной личностной структуры и других объективных факторов, обусловленных характером течения, тяжестью и возможным исходом заболевания, внутренний диалог в рамках формирования личностных нозогенных реакций может проявляться в виде дихотомии отношений «Я» к болезни с противопоставлением высокой («гипернозогнозия») и низкой («гипонозогнозия») значимости переживаний неблагополучия, что также вносит свой весомый вклад в формирование внутренней картины болезни [23]. Внутренний диалог зачастую выполняет и функцию психологической защиты, когда имеет место отрицание или избегание («никогда не соглашайся с этим», «не замечай этого»), рационализация («найди этому оправдание» или самооправдание — «зелен виноград»), сублимация (замещение — десексуализация и «деагрессификация» направленности энергии основного инстинкта, «преврати это в нечто социально приемлемое»), вытеснение неприемлемой для самооценки личности информации («память сказала — «это было», гордость сказала — «нет», и — память отступила») или ее искажение. Причём, у «Я» в данном аутокоммуникативном процессе существует несколько уровней защиты: от бессознательного и подсознательного, которые не в полной мере могут соотноситься субъектом с «осознаванием» своего собственного внутреннего диалога (для их осознания необходима целенаправленная психоаналитическая работа), до вполне осознаваемых внутриличностных защитных стереотипов, т.е. внутренний диалог идёт на всех уровнях защиты [12; 51]. Действительно, внутренний диалог может протекать на разных уровнях его осознавания, от полностью осознаваемых вплоть до полностью бессознательных проявлений. В связи с этим А.Б. Холмогорова [53] подразделяет внутреннюю речь (внутренние диалоги) по степени осознавания на три уровня. На первом уровне во внутренней речи содержатся голоса родителей и других значимых интернализированных объектов; их оценочные суждения, формы обращения и интерпретации сохранились в памяти из детства, т.к. воспринимались дологическим мышлением ребенка без анализа и критической оценки. И даже когда ребенок становится взрослым, он не может дать им логическую переоценку, т.к. они эмоционально заряжены и находятся на периферии сознания. Второй уровень — это возникающее позже вторичное логическое мышление, которое, надстраиваясь над «первичным», работает по принципу реальности и может вступать в противоречие с теми первичными оценками. Однако настоящая переработка информации на первом уровне возможна только с помощью сознательной активности «третичных» процессов — рефлексии, направленной на анализ и коррекцию собственного мышления [Там же]. Отмечается также широкий диапазон феноменов внутреннего диалога, которые проявляются в различных модальностях: внутриличностные субстанции могут вступать в коммуникации с помощью вербализации, картинок и образов, схем, символов, чувств и эмоций, а также и телесных ощущений. Можно отметить различие проявлений внутреннего диалога и по отношению к произвольному сознательному контролю: он может быть спонтанным, стихийным или намеренно рефлексивным, может быть навязчивым и прорываться в сознание через намеренное противодействие, а может быть заданным с диагностическими или исследовательскими целями. Его использование целесообразно и в превентивном плане по недопущению (предотвращению) негативных последствий наших рискованных и недостаточно обдуманных действий. Это нашло своё прямое отражение в народной мудрости, в соответствующих пословицах: «семь раз отмерь — один раз отрежь», «прежде чем взяться за дело — необходимо взвесить все «за» и «против» и т.п. А в классических работах по психологии стресса (дистресса) Г. Селье существует множество специальных профилактических рекомендаций, которые изначально должны быть реализованы личностью именно на уровне её внутреннего диалога. Например: «Признайте, что совершенство невозможно», «Цените радость подлинной простоты жизненного уклада», «Радуйтесь любому своему достижению» [45]. В более современных работах, посвящённых исследованию личностных ресурсов преодоления стресса, акцент также делается на внутреннюю переработку стрессовой (проблемной) ситуации, где в качестве главных ресурсов выступают: активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобрести личный опыт и возможности личностного роста, сила «Я»-концепции, самоуважение, самооценка, собственная значимость, активная жизненная установка (чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях) и другие. Согласно современной информационной модели стрессоустойчивости, первостепенное значение отводится именно когнитивному преодолению стресса (позитивное мышление относительно причин стресса и способов его преодоления, понимание этих причин и рациональное осмысление ситуации и своих возможностей, поиск и оценка возможных средств преодоления стресса, позитивное мышление, касающееся стрессовой ситуации и своих потенциалов) [30]. В других современных работах по профилактике синдрома эмоционального выгорания мы также видим активное использование внутреннего диалога в различных психотехниках саморегуляции и специальных упражнениях, таких как отвлечение/переключение внимания, релаксация и аутогенная тренировка, варьирование целеполаганием, сюжетные представления, идеомоторная тренировка, самовнушение уверенности и многие другие [8]. Внутренние диалоги могут различаться и по критерию нормы/патологии: внутренние диалоги зрелой развивающейся личности, обеспечивающие процессы нормальной адаптации, или внутренние диалоги патологической природы как симптомы психических расстройств. В самом чистом виде патологический вариант внутреннего диалога проявляется в так называемом «бесплодном мудрствовании» у психастенических пациентов, превращаясь в психологически изматывающую «умственную жвачку». Самоуничижительные внутренние диалоги «самоедства» также характеры для больных с депрессивными нарушениями, с различными вариантами дисморфофобии и дисморфомании, нервной анорексии (булимии), при которых тягостное патологическое ощущение своей психической или физической ущербности порождает необходимость постоянного и изнуряющего «внутреннего общения с собой». Практически непрекращающиеся патологические аутокоммуникации (сомнения, утрирование, подозрение, болезненную интерпретацию своих внутренних ощущений или внешних событий) мы наблюдаем у больных с навязчивыми, сверхценными, ипохондрическими, паранойяльными и другими бредовыми нарушениями. А в ряде других случаев психической патологии внутренний диалог становится полностью автономным и недоступным сознательному контролю, например, при вербальных галлюцинациях диалогического характера или идеаторных психических автоматизмах (компоненты синдрома Кандинского — Клерамбо). Не меньший интерес в плане разнообразия патологических аутокоммуникаций представляют малоисследованные патопсихологические аспекты внутреннего диалога у больных с различными проявлениями аутизма. Ведь данный клинический феномен, отражающий «…погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контактов с действительностью…» [50] с позиций нашего научного интереса может быть расценен и как некий «застывший» патологический вариант внутреннего диалога. Однако при более глубоких дефицитарных нарушениях, например, у больных шизофренией с выраженной внутриличностной трансформацией (апато-абулическим дефектом), сопровождающейся симптомами аутизма (или «псевдоаутизме» по Г.Т. Красильникову), сама возможность существования какого-либо внутреннего диалога, даже в его гротескном психопатологическом выражении, представляется весьма проблематичной [26]. История психотерапии свидетельствует, что многие психологические теории и психотерапевтические школы выводят возникновение психической патологии из конфликтных взаимоотношений инстанций, или частей личности [49]. Классическим примером таких соотношений может служить общеизвестная борьба бессознательного с сознанием в психоанализе. Согласно современным представлениям, бессознательное не является нерасчленимым единством, а тоже неоднородно по своей структуре, и в нем выделяются обособленные подструктуры, которые также могут вступать в конфликтные отношения и вызывать психические нарушения [27; 59]. Представление о негативном влиянии конфликтующих интрапсихических инстанций логически приводит к предположению о необходимости остановки внутреннего диалога для обретения условий свободного личностного развития. К настоящему времени известно много подходов и методик, предназначенных именно для остановки внутреннего диалога с такой целью, что особенно характерно для эзотерических школ [17; 21; 42]. Их идеология полагает, что обретение способности произвольно контролировать и останавливать внутренний диалог настолько изменяет состояние человека, что он достигает состояния «просветленности». Так, по К. Кастанеде, внутренний диалог является инструментом, с помощью которого человек создаёт свой мир и фиксирует его описание. Но это приводит к искажению восприятия мира и отвлекает внимание. Поэтому остановка внутреннего диалога является одним из основных действий для того, чтобы стать «человеком знания» [21]. Интересно, что эта идея не нова, и еще в 1912 г. З. Фрейд в своих советах аналитикам предлагал соблюдать во время проведения анализа правило «свободно плавающего (парящего) внимания» для того, чтобы быть в состоянии непредвзято воспринимать высказывания пациента [66]. Это возможно выполнить, вероятно, только при остановке своего внутреннего диалога, отвлекающего внимание аналитика. В нейролингвистическом программировании (НЛП) предполагается, что для успешной работы с пациентом терапевту необходимо находиться в состоянии up time (аптайма), т.е. максимальной сосредоточенности внимания и настройки анализаторов на пациенте, что достигается отвлечением сознательного внимания от восприятия собственного состояния, в том числе и «выключением» внутреннего диалога [13]. Подобные рекомендации по отстранённости от своих внутренних переживаний (сомнений) получали в процессе своей физической и духовной подготовки будущие воины и мастера боевых искусств Древней Индии (Калари-паятту), Китая (Шаолинь) и Японии (самураи). Они не должны были отвлекаться на свои внутренние образы, а всё их внимание сосредоточивалось на действиях противника, на моментах концентрации его усилий и моментах его расслабления с соответствующей синхронизацией и изменением в нужный момент своей бойцовской тактики для достижения победы в данной боевой схватке. Однако внутренний диалог не обязательно устранять со сцены или экрана сознания, а можно использовать в терапевтических целях. Наверное, в наиболее непосредственном виде терапевтическое применение внутреннего диалога осуществилось в методике самовнушения по Э. Куэ [31]. Обращенные к самому себе слова самовнушения реализуются при условии, что они произносятся без усилия, без раздумья, по-детски, «как молитва». Теоретик школы самовнушения Куэ проф. Ш. Бодуэн объяснял эффект внушения (самовнушения) тем, что при монотонном многократном повторении наступает релаксация, которая способствует «обнажению подсознательного» и «внедрению» в него терапевтического приказа. Мы бы назвали это переходом внутреннего диалога с уровня осознаваемого внешнего проговаривания на полуосознаваемый и подсознательный уровень. Аналогичный приём самовнушения активно использовался В.М. Бехтеревым в виде самостоятельной психотехники или как дополнение к его методике суггестивной психотерапии на начальной стадии гипнотического сна. Причём в дни между гипнотическими сеансами больной должен был сам систематически мысленно повторять формулу внушения, по возможности «воспроизводя в памяти ту обстановку, в которой производилось внушение». Данный психотерапевтический приём был весьма эффективным при неврастении, истерии, затяжных постинфекционных астенических состояниях [41, с. 547]. В психоанализе для того, чтобы у анализанта возникли «свободные ассоциации», необходимо создать особые условия: кушетка, ширма, спокойная обстановка, эмоциональная нейтральность аналитика. В этих условиях у пациента исчезают оценивающие, контролирующие инстанции и происходит преобразование естественного внутреннего диалога в свободный монолог, протекающий на границе сознательного и подсознательного уровней. В период формирования терапевтических психоаналитических представлений о «психосоматике» и «психосоматическом подходе» подчёркивалось, что при целом ряде классических психосоматозов предполагается слабость и неспособность «Эго» психологически справиться с конфликтной ситуацией, что активизирует филогенетически более ранние (примитивные) вегетативные механизмы защиты, которые, хронизируясь, ведут к формированию тех или иных соматических дисфункций [1]. В связи с этим Ф. Александером постулируется необходимость укрепления ослабленного «Эго» посредством соответствующих психотерапевтических интервенций, в структуре которых важное значение имеет работа на уровне внутреннего диалога пациента. В частности, в процессе психоанализа пациент, побуждаемый аналитиком к озвучиванию и внутренней оценке своих свободных ассоциаций, учится отслеживать изменения в своих эмоциональных реакциях, которые получают соответствующую психоаналитическую интерпретацию. Последняя сама по себе является побуждением к продолжению пациентом своего внутреннего диалога, который и является эффективным инструментом укрепления «Эго». В итоге, раз за разом возвращая «Эго» пациента в первоначальную конфликтную ситуацию, психотерапевт пытается обучить его реагировать на конфликтогенные события преимущественно психологически, путём отслеживания своих эмоциональных импульсов с соответствующей их внутренней переработкой (не без участия внутреннего диалога) и анализом их возможного происхождения, тем самым ослабляя поток психической энергии, возбуждающей соответствующие сомато-вегетативные центры. По мнению Ф. Александера, «этими сравнительно простыми психотерапевтическими мерами» можно значительно ослабить проявление вегетативных дисфункций и психологически «контролировать органическое заболевание» [Там же]. Рассматривая в целом психоаналитические методы терапии, следует обратить внимание на то, что в практической работе самого психоаналитика активно участвуют как его перцептивные, так и другие познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, представление), которые посредством профессионального внутреннего диалога постоянно соотносятся с его базовыми теоретическими знаниями и практическим опытом. И в этой профессиональной диалоговой аутокоммуникации с неизменным постоянством встречаются «Я-чувствующий» и «Я-воспринимающий», «Я-предполагающий» и «Я-знающий», «Я-понимающий» и «Я-интерпретирующий». Поэтому в рамках психоаналитической психотерапии внутренний диалог самого аналитика является одним из наиболее важных интрапсихических (психоаналитических) рабочих инструментов. В современной психотерапии также весьма широко распространено целенаправленное исследование содержания, форм и функций внутреннего диалога клиента-пациента с их последующим терапевтическим применением. Целью терапевтического применения является актуализация скрытых, недостаточно опознанных внутренних диалогов, их вербализация и объективирование для самого субъекта. Рассмотрим это на примере когнитивной терапии А. Бека [63]. Автор полагает, что эмоциональное состояние человека определяется подсознательными когнитивными процессами в форме внутренней речи. Развитие эмоциональных расстройств (тревоги, депрессии, фобии) определяется такими когнитивными искажениями, как чрезмерные обобщения, персонализация (связывание объективно нейтральных внешних событий с собой) и негативное селектирование (акцентирование только негативных факторов и игнорирование позитивных), которые возникают вне контроля сознания. А. Бек определял их как «автоматические мысли», которые в оспринимаются сознанием без критики как убеждения. Он разработал специальную систему их выявления и опознавания, а также методики их коррекции [Там же]. Существование подобных автоматических мыслей в форме полуосознаваемой внутренней речи и интонационной обращенности к самому себе позволяют отнести данные феномены к проявлениям внутреннего диалога. Наличие голоса у субличности само по себе может говорить о многом, так же как и громкость, и высота, и тембр, и скорость вербализации. Диалогизирующие части могут иметь не только свой голос, но и объем, вес, цвет и т.д., и все эти признаки несут свою смысловую нагрузку и могут быть использованы (утилизированы) в психотерапевтическом процессе. Терапевтическое применение может находить и пространственно-семантическое расположение внутриличностных инстанций: верх — низ, право — лево, центр — периферия. В то же время к частям личности могут быть отнесены не только «говорящие» интраекты и субстанции, но и диссоциированные переживания, которые после изгнания из сознания не исчезают, получают определенную автономию «от центра» и даже облекаются в плоть — это комплексы физиологических реакций, стереотипные жесты и позы, мышечные зажимы и т.п. [56]. Телесно ориентированная терапия имеет целью установить позитивный контакт с собственным телом, обучает пациентов воспринимать сигналы своего тела, различать их как вытесненные из сознания части личности, вступать с ними в диалог, но для их вербализации необходима интенсивная психологическая работа со стороны самих пациентов. Особое внимание внутреннему диалогу уделяется в таких психотерапевтических направлениях, как гештальттерапия, нейролингвистическое программирование, психосинтез, трансактный анализ и другие. Ярким примером терапевтического применения в гештальте является анализ отношений «собаки сверху и собаки снизу» как диалог руководящей и подчиненной внутриличностных инстанций [38]. В нейролингвистическом программировании для коррекции когнитивных искажений и неадекватных интерпретаций во внутреннем диалоге разработано много специальных технологий, таких как рефрейминг, метамоделирование, модификация сценариев поведения, реимпринтирование, изменение убеждений и др. [5; 13]. Ряд таких факторов данной психотехнологии, как эмпирическая ориентация, непосредственная цель (помощь пациенту в более адекватном моделировании реальности), форма проведения терапии (задавание целенаправленных вопросов и вербальная поддержка пациента), представляются близкими к когнитивной терапии Бека. Активное использование саногенных свойств внутреннего диалога мы также находим в психосинтезе (знакомство с субличностью, диалог субличностей, конфликт субличностей и др.), символдраме (процесс аутосимволизма, внутренний диалог с фантастическими образами), трансактном анализе (определение и внутренний диалог различных эго-состояний: родитель, взрослый, ребёнок), креативной визуализации образов (управляемая, созидающая визуализация, внутренний проводник, внутренний диалог с болезнью, с защитными силами организма, использование аффирмаций и др.), психодраме (работа с внутренним миром протагониста), семейной психотерапии (наличие различных семейных ролей и их взаимодействие у каждого отдельного члена семьи), трансперсональной психотерапии (человек получает гипотетическую возможность погрузиться внутрь своей души и, обучаясь по-иному осмысливать реальные события, становится способным к открытию своих внутренних ресурсов к самоисцелению), а также в современных методах психотерапии психосоматических заболеваний (разговор с болью, своей болезнью, внутренним наставником, целительными силами своего организма и многие другие) [14; 35; 61]. Весьма интересно, на наш взгляд, проблематика внутреннего диалога представлена также и в эриксоновской терапии (эриксоновский гипноз, косвенное внушение через притчи, метафоры, смысловые путаницы), где соответствующие смысловые конструкты с умело встроенными метафорами могут служить не только инструментом косвенного внушения, но и по своей сути являться катализатором (средством активизации) того же внутреннего диалога вплоть до его глубинного бессознательного уровня. В дальнейшем внутренний диалог начинает работать автономно и принимать саногенные «аутопсихотерапевтические» свойства, реанимируя и побуждая к действию давно забытые пациентом его личностные ресурсы, что вполне сопоставимо с образом своего личного «внутреннего психотерапевта» [10; 58]. Способность к внутреннему диалогу в рамках профессионального становления практических и клинических психологов, врачей-психотерапевтов отчётливо прослеживается и в специальной литературе по практике супервизирования [22; 29]. В частности, в психотерапевтическом бестселлере английского психоаналитика Патрика Кейсмента «Обучаясь у пациента» большое значение придается процессу «развития внутреннего наблюдателя супервизора» или «внутреннего супервизорства», главным инструментом которого и является внутренний диалог. И если на первом этапе этого процесса у обучающегося преобладает внутреннее звучание комментирующего участия руководителя (супервизора), то на последующих этапах в его внутреннем пространстве появляется свой «остров интеллектуального созерцания», на котором «может начать действовать внутренний супервизор. Ближе к концу обучения процесс супервизорства должен превратиться в диалог между внешним супевизором и внутренним. Именно с помощью такого диалога терапевты учатся действовать более независимо…» [22]. Из указанного выше следует, что применение в той или иной форме для терапевтических целей внутреннего диалога пронизывают большинство психотерапевтических методик. Несмотря на многообразие подходов, можно выявить некоторые сходные паттерны в технологиях терапевтической работы с внутренним диалогом. Самыми общими для всех и самыми первыми шагами являются выявление, конкретизация, идентификация и объективирование (калибровка, по НЛП) конфронтирующих интрапсихических субстанций. В дальнейшем для конструктивного завершения диалога его следовало бы проводить по универсальной гегелевской триаде: «тезис — антитезис — синтез». В обыденной жизни очень часто подобный диалог не доводится до логического конца, остается открытым, застревая на этапе бесконечного перебора «pro» и «contra». Конечно, совсем другое дело, когда диалог осуществляется при сопровождении психотерапевтического контроля и поддержки. И вот здесь в терапевтических подходах выявляются существенные различия — как в выборе «психотерапевтической мишени» (либо содержание, либо форма диалогизирующих частей), так и в выборе терапевтических технологий. Так, в когнитивной терапии «синтез», т.е. целенаправленная модификация дисфункциональных убеждений достигается через их осознавание и адаптивное переобучение. В психоанализе отношение к синтезу расстроенной психики пациентов определено еще во времена З. Фрейда, когда психоанализ упрекали в том, что «больной получает слишком много анализа и недостаточно синтеза». По этому поводу Фрейд писал, что «…в субъекте, проходящем анализ, психосинтез осуществляется без нашего вмешательства, спонтанно и неизбежно», как проявление естественных психодинамических тенденций, направленных к объединению и сочленению [67]. По некоторой аналогии, в гештальте и НЛП принято считать, что интеграция конфронтирующих аргументов может возникать тоже спонтанно, в результате модификации их формы (субмодальностей, по терминологии НЛП). Например, при появлении негативной оценки и уничижительных комментариев к нашему поведению от голоса, исходящего из внутреннего диалога, спорить с ним бесполезно, т.к. это голос когда-то очень авторитетных для нас людей. Гораздо эффективнее будет промоделировать у этого «голоса» темп, громкость, высоту звука, местонахождение или интонацию, и сразу же изменится наше отношение к этому прошлому авторитету. Хотя и в этих психотерапевтических направлениях имеются методики, направленные на работу с содержанием, например, «переговоры частей личности» и изменение убеждений. Наш внутренний диалог формирует нашу самооценку и определяет мотивацию к деятельности. «Правильный» внутренний диалог должен быть конструктивным, нести положительные эмоции, помогать достигать целей, помогать структурировать опыт, а не заменять его. Таким образом, рассмотренное нами значение внутреннего диалога представляет собой достаточно весомый и многомерный пласт накопленных научных знаний как в теоретическом плане в русле общей и социальной психологии, психологии общения, педагогической психологии, психологии развития и акмеологии, так и в сфере практической психологии и психотерапии. Представляется очевидным его важное значение для становления и развития речевых, мыслительных и интеллектуальных навыков, личностной идентификации, рефлексии, эмпатии, других аспектов личностного и внутриличностного развития и самовоспитания, профессионально-личностного становления и самосовершенствования, а также успешного профессионального психологического и психотерапевтического взаимодействия. Последнее означает присущую не только психологу (психотерапевту), но и его клиенту (пациенту) способность к целенаправленному и продуктивному использованию внутреннего диалога, которую можно считать важным условием эффективности не только когнитивной и когнитивно-поведенческой терапии, но и ряда других современных психотерапевтических направлений. С этих позиций в рамках профессионального психотерапевтического взаимодействия способность к внутреннему диалогу можно рассматривать как весьма ценное (потенциально саногенное) свойство личности (наравне со способностью к внешней коммуникации, рефлексии, эмпатии, способностью к присоединению, аттракции, прогнозированию дальнейшего развития событий) и как важный предиктор эффективности проводимой психотерапевтической работы.
Литература 1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. – М.: Институт общегум. исследований, 2006. – 336 с. 2. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского. – 5-е изд., доп. – Киев: Next, 1994. – C. 9–179. 3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия / пер. с англ. – СПб.: Братство, 1994. – 224 с. 4. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности / пер. с англ. А.Б. Хавина. – М.: Акад. проект; Культура, 2009. – 222 с. 5. Болстад Р., Хэмблетт М. НЛП в психотерапии / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2003. – 240 с. 6. Бубер М. Два образа веры / пер. с нем. / под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лёзова. – М.: Республика, 1995. – 464 с. 7. Визгина А.В. Эмпирическое изучение спонтанных внутренних диалогов // Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С. 101–110. 8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с. 9. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.; Ленинград: Соцэкгиз, 1934. – 323 с. 10. Гордеев М.Н. Гипноз: Практическое руководство. – 3-е изд. – М.: Институт психотерапии, 2005. – 240 с. 11. Готфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. / пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – Т. 1. – 496 с. 12. Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2010. – 476 с. 13. Гриндер Дж., Бостик Сент-Клер К. Шепот на ветру. Новый код в НЛП / пер. с англ. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 448 с. 14. Гроф С. Путешествие в поисках себя. – М.: Институт трансперсонал. психологии, 2008. – 352 с. 15. Гроф С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания. – М.: Институт трансперсонал. психологии, 1997. – 256 с. 16. Гуламова Ю.Б. Внутренний диалог как условие профессионально-личностного самосовершенствования учителей разных уровней педагогической компетентности // Современное состояние и перспективы развития психологии общения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 8–9 окт.2010 г.) – Гродно: Гродн. гос. университет им. Я. Купалы, 2010. – С. 96–98. 17. Гурджиев Г.И. Вестник грядущего добра. – СПб.: Чернышев, 1993. – 256 с. 18. Даукша Л.М. Социально-психологические условия развития духовно-нравственных аспектов психологической культуры студентов-психологов // Актуальные проблемы психологии развития личности: сб. научных статей. – Гродно: Гродн. гос. университет им. Я. Купалы, 2014. – С. 92–98. 19. Ефимов И.Н. Врач, больной и аутопластическая картина инвалидности // Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудовая реабилитация лиц с психическими заболеваниями. – М., 1977. – С. 16–20. 20. Измагурова В.Л. Внутренний диалог как механизм развития сознания: дис. … канд. психол. наук. – М., 2006. – 193 c. 21. Кастанеда К. Отдельная реальность: продолжение бесед с Доном Хуаном / пер. с англ. – М.: Миф, 1991. – 223 с. 22. Кейсмент П. Обучаясь у пациента / пер. с англ. – Воронеж: МОДЭК, 1995. – 256 с. 23. Клинические и психологические аспекты реакции на болезнь: (к проблеме нозогений) / А.Б. Смулевич, А.Ш. Тхостов, А.Л. Сыркин [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1997. – Т. 97. – № 2. – С. 4–9. 24. Козлов В.В. Понятие о внутренней неоднородности бессознательного // Сознание и дыхание. – М., 1993. – С. 50–57. 25. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: учеб. для студ. мед. ВУЗов. – М.: Медицина, 1995. – 608 с. 26. Красильников Г.Т. Аутизм и аутистический синдром // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1996. – Т. 96, № 2. – С. 105–110. 27. Красильников Г.Т. «Психическая реальность» в психотерапии // Психотерапия. – 2009. – № 2. – С. 21–26. 28. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. – М.: Медицина, 1972. – 336 с. 29. Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии: учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. – СПб.: Вита, 2004. – 128 с. 30. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: С.-Петерб. гос. университет, 2000. – С. 405–442. 31. Куэ Э. Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения / пер. с фр. – Н. Новгород, 1921. – 120 с. 32. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Медико-психологическое обследование соматических больных // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1980. – Вып. 8. – С. 1195–1198. 33. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. – 4-е изд. – М.: Медицина, 1977. – 112 с. 34. Лурия А.Р. Язык и сознание. – 2-е изд. – М.: Моск. гос. университет, 1998. – 336 с. 35. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005. – 992 с. 36. Маслоу А. Психология бытия / пер. с англ. – М.: Ваклер, 1997. – 304 с. 37. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Прометей, 1989. – 288 с. 38. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии / пер. с англ. – М.: Либрис, 1996. – 240 с. 39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / пер. с фр. – М.; Ленинград: Госиздат, 1932. – 421 с. 40. Психологическая диагностика типов отношения к болезни при психосоматических и пограничных нервно-психических расстройствах: метод. рек. / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, В.В. Бочаров [и др.]. – СПб., 1991. – 26 с. 41. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 1998. – 752 с. 42. Рам Дасс. Зерно на мельницу. – Киев: София, 1993. – 320 с. 43. Розин В.М. О потребностях, мотивах и действиях // Психология человеческих проблем: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 1998. – С. 169–184. 44. Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. – М.: Когито-Центр, 2010. – 304 с. 45. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982. – 127 с. 46. Сергеев В.А. Особенности отношения к болезни у больных с отдалёнными последствиями черепно-мозговой травмы // Обозр. психиатр. и мед. психол. им. В.М. Бехтерева. – 1994. – № 4. – С. 99–102. 47. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 2-е изд., доп., – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 864 с. 48. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 1600 с. 49. Сосланд А.И. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. – М.: Логос, 1999. – 368 с. 50. Справочник по психиатрии / под ред. А.В. Снежневского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1985. – 416 с. 51. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 144 с. 52. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456 с. 53. Холмогорова А.Б. Отечественная психология мышления и когнитивная психотерапия // Московский психотерапевтический журнал. – 2001. – № 4. – С. 165–181. 54. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб.: Лань, 1997. – 240 с. 55. Худобина Е.Ю. Проблема внутреннего диалога в психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/dlgprob.htm (дата обращения: 05.07.2017). 56. Цапкин В.Н. Личность как группа – группа как личность // Московский психотерапевтический журнал. – 1994. – № 4. – С. 11–28. 57. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А.Я. Алхасов; пер. с англ. – М.: ФОМ, 2003. – 336 с. 58. Эриксон М. Мой голос останется с вами. – СПб.: XXI век. – 1995. – 256 с. 59. Юнг К.Г. Психология бессознательного / пер. с нем. – М.: Канон, 1994. – 320 с. 60. Юнг К.Г. Психологические типы. – Москва: АСТ; Минск: Харвест, 2006. – 528 с. 61. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Акад. проект, 2007. – 280 с. 62. Ясперс К. Общая психопатология / пер. с нем. – М.: Практика, 1997. – 1053 с. 63. Beck A.T. Cognitive therapy and the emotional disorders. – New York: Pengium Books, 1979. – 368 p. 64. Binswanger L. Being-in-the-World. – New York: Basic Books, 1963. – 364 p. 65. Freud S. Massenpsychologie und Ich-Analyse. – Wien, 1921. – 73 p. 66. Freud S. Ratschläge für den Arzt bei der psychoanalytischen Behandlung [Conseils aux médecins sur le traitement psychanalytique] // La technique psychanalytique. – Paris: P.U.F., 1953a. – P. 61–71. 67. Freud S. Wege der psychoanalytischen Therapie // La technique psychanalytique. – Paris: P.U.F., 1953b. – P. 131–141. 68. Hermans H.J.M. The dialogical self: toward a theory of personal and cultural positioning // Culture and Psychology. – 2001. – Vol. 7, № 3. – P. 243–281. 69. Mullahy P. Oedipus Myth and Complex: a review of psychoanalytic theory. – New York: Hermitage Press, 1948. – 538 p. 70. Sullivan H.S. Conceptions of Modern Psychiatry. – Washington: William Alanson White Psychiatric Foundation, 1947. – 153 p.
Ссылка для цитирования УДК 159.9:616.89 О значении «внутреннего диалога» для психологической теории и психотерапевтической практики (аналитический обзор литературы) / Г.Т. Красильников, С.Б. Селезнев, В.Г. Косенко [и др.] // Медицинская психология в России. – 2018. – T. 10, № 3. – C. 2. doi: 10.24411/2219-8245-2018-13020
The meaning of the "internal dialogue" to psychological theory and psychoterapeutic practice (analytic literature reviev)
Krasilnikov G.T.1, 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы
![]() |
|
|