|
Аннотация Цель исследования. В статье представлены результаты изучения оценки качества жизни младших школьников с разными типами привязанности. Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 177 младших школьников (52,5 % девочек; средний возраст — 10,4). В исследовании использовался опросник оценки типа привязанности к матери и опросник Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQLтм 4.0). Результаты. Соотношение младших школьников с надежной и ненадежной привязанностью в выборке составляло 71,3 и 28,7 %. Установлены межполовые различия проявления качества привязанности у младших школьников: у мальчиков чаще встречается избегающий тип привязанности, а у девочек — амбивалентный. Младшие школьники с ненадежным типом привязанности оценивают состояние своего здоровья и качество жизни на уровне, соответствующем детям с третьей группой здоровья (т. е. имеющим хронические показатели) вне периода обострения. Ненадежно привязанные дети в большей степени имеют снижение оценки качества жизни в аспекте оценки социального функционирования, что позволяет рассматривать качество привязанности как фактор риска в отношении развития психосоматических расстройств. Обсуждение результатов. На основе результатов исследования делается вывод о том, что у детей с ненадежной привязанностью предиктором улучшения эмоционального состояния выступает безусловное принятие матерью ребенка и близкая эмоциональная связь между ними. Показано, что принятие ребенка матерью определяет успешность его социальной адаптации. Обсуждается, что одним из факторов нарушения качества жизни детей является качество привязанности к матери. Ключевые слова: привязанность к матери; качество жизни; младшие школьники.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Исследование выполнено при финансовой поддержке грантов РФФИ, проект № 18-013-01101 и проект № 18-413-440001.
Введение По данным официальной статистики, за последние десятилетия в Российской Федерации произошло снижение числа практически здоровых детей, сформировались устойчивые негативные тенденции — рост распространенности факторов риска формирования нарушенного здоровья детей, снижение уровня психического здоровья, ухудшение физического развития и других критериев здоровья [19]. Факторы риска нарушения здоровья оказывают влияние не только на физические аспекты здоровья, но и на психологическое, эмоциональное и социальное функционирование детей, а эффективный контроль за всеми аспектами их здоровья невозможен только на основании клинико-лабораторных обследований. Поэтому исследование качества жизни, связанного со здоровьем, позволяет дать оценку комплексу физических, психических, эмоциональных и интеллектуальных характеристик человека [2]. По мнению ряда авторов, качество жизни ребенка является интегральной характеристикой здоровья ребенка, основанной на его субъективном восприятии [1]. В настоящее время недостаточно известно об отношении детей к своему здоровью. В то же время без понимания внутренней картины здоровья невозможно понять внутреннюю картину болезни. Исследования здоровья посредством изучения качества жизни у детей представляются весьма перспективными, поскольку такой подход позволяет анализировать состояние оптимального здоровья с позиций самого ребенка [5; 6; 8; 11]. По данным ВОЗ, растущий организм ребенка в силу особенностей обмена, наличия критических периодов роста и развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды. Исследователями показано, что нарушения здоровья чаще отмечаются у детей, которые находятся в неблагоприятной семейной среде [7; 10]. Именно в детстве состояние здоровья человека имеет прямую связь с окружающей его обстановкой, в отличие от других возрастных периодов. Обеспечение безопасности и защищенности в окружающей ребенка среде устанавливается благодаря привязанности ребенка к родителю [3; 21]. В рамках классической трактовки привязанности в зарубежной психологии и отечественного подхода изучения взаимодействия взрослого и ребенка привязанность определяется как индивидуально направленная устойчивая эмоциональная связь, в которой чувство безопасности человека связывается с отношениями [13; 17]. Так, основная функция привязанности заключается не в удовлетворении физиологических потребностей, а в обеспечении чувства безопасности. Реакция ребенка на стресс и готовность обратиться к матери за утешением зависит от его опыта отношений и того, чего он ожидает от матери. Качество привязанности напрямую зависит от родителя, который может различным образом проявлять свою заботу о ребенке [13; 15; 21]. По мнению исследователей, паттерн привязанности оказывает пожизненное влияние на познавательное и социальное развитие, регуляцию стресса, личную и общественную жизнь, профессиональные отношения, а также психическое здоровье [4; 9; 14; 17; 20; 23]. В соответствии с этим целью проведенного нами исследования стало изучение оценки качества жизни младших школьников с разным типом привязанности. Общая гипотеза исследования состояла в том, что одним из факторов нарушения качества жизни детей возможно рассматривать тип привязанности к матери. Материалы и методы исследования Выборка составила 177 детей (52,5% девочек) — младших подростков 10—12 лет (средний возраст — 10,4). Исследование проводили в г. Костроме (N = 95) и Новосибирске (N = 82). Детям предлагали опросник на оценку типа привязанности к матери (Е.В. Пупырева, Г.В. Бурменская, 2007) [3; 16]. Методика позволяет определить тип привязанности (надежный, ненадежный), степень эмоциональной близости с матерью и принятие матерью, аспекты взаимодействия с матерью и др. Субъективное качество жизни детей изучалось с использованием опросника Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQLтм 4.0), апробированного в мультицентровых исследованиях с участием нескольких стран (США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Китая) и зарекомендовавшего себя как надежный и чувствительный метод изучения качества жизни детей на разных этапах развития [2]. Качество жизни оценивали по физическому и психосоциальному здоровью, включающему эмоциональный, социальный аспекты и умственное функционирование. Общее количество баллов рассчитывали по 100-балльной шкале: чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни ребенка. Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 19.0, с помощью которого осуществлялись критериальный (критерий Манна—Уитни) и корреляционный (коэффициент корреляции Спирмена) виды анализа. Результаты исследования и их обсуждение В результате изучения типа привязанности в группе детей младшего школьного возраста были выделены две группы детей с учетом типа привязанности к матери, условно названные как дети с надежным и ненадежным типами привязанности (табл. 1). Большинство (чуть более двух третей) выборки обследованных школьников (71,8 %) составили дети с надежным типом привязанности (тип В) к матери. Чуть менее трети (28,2 %) имели ненадежный тип привязанности: избегающий — тип А (10,2 %) и амбивалентный — тип С (18,1 %). В сравнении с данными других исследований, общая картина диагностированных типов привязанности сопоставима с ними. По данным И. А. Симоненко, надежный тип привязанности обнаружился у 67 % детей дошкольного возраста, ненадежный — у 33 % [17].
Таблица 1 Распределение детей в зависимости от типа привязанности, %
Интересны данные о том, что у мальчиков, по сравнению с девочками, чаще встречается избегающий тип привязанности, а у девочек, по сравнению с мальчиками, — амбивалентный. Исследователи избегающую привязанность считают условно патологической, так как она может возникать и в норме при высокой активности ребенка и развитом у него образе Я [22]. Так, дошкольники с избегающим типом, по сравнению с детьми с ненадежным типом привязанности, демонстрируют большую осведомленность в оценке тонких эмоциональных состояний, умеют не проявлять свои отрицательные чувства при определенном социальном контексте. На следующем этапе исследования мы провели сравнительный анализ качества жизни детей с разным типом привязанности к матери, здоровых детей и детей, имеющих различные группы здоровья (табл. 2) (по данным организации-разработчика, ГУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, авторы Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В., 2010) [2].
Таблица 2
Показатели качества жизни (КЖ) младших школьников в
зависимости от
|
— |
Соотношение младших школьников с надежной и ненадежной привязанностью в выборке составляло 71,3 и 28,7 %. Установлены межполовые различия проявления качества привязанности у младших школьников: у мальчиков чаще встречается избегающий тип привязанности, а у девочек — амбивалентный. |
— |
Младшие школьники с ненадежным типом привязанности оценивают состояние своего здоровья и качество жизни на уровне, соответствующем детям с третьей группой здоровья (т.е. имеющим хронические показатели) вне периода обострения. Существенного снижения оценки качества жизни в аспекте оценки физического компонента здоровья и ролевого (школьного) поведения у детей с ненадежной привязанностью в сравнении с детьми с надежным типом привязанности не обнаружено. |
— |
Дети с ненадежной привязанностью в большей степени имеют снижение оценки качества жизни в аспекте оценки социального функционирования, что позволяет рассматривать качество привязанности как фактор риска в отношении развития психосоматических расстройств. |
— |
В группе детей с ненадежной привязанностью для мальчиков характерны более низкие показатели социального функционирования, для девочек — эмоционального аспекта качества жизни в сравнении со сверстниками с надежным типом привязанности. |
Результаты работы позволяют сделать обоснованный вывод о своеобразной связи между качеством привязанности и показателями здоровья ребенка, хотя конкретные механизмы их взаимодействия нуждаются в дальнейшем исследовании.
Литература
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии // Вопросы современной педиатрии. – 2005. – Т. 4, № 2. – С. 7–12.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. – М.: Союз педиатров России, 2010. – 231 с.
3. Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2009. – № 4. – С. 17–31.
4. Василенко Т.Д., Воробьева М.Е. Качество взаимодействия матери и ребенка как фактор формирования здоровья // Педиатрия. – 2016. – Т. 7, № 1. – С. 151–155.
5. Горьковая И.А., Микляева А.В. Характеристика качества жизни подростков с нарушениями зрения в контексте их жизнестойкости // Клиническая и специальная психология. – 2017. – Т. 6, № 4. – С. 47–60. doi: 10.17759/cpse.2017060404
6. Горьковая И.А., Микляева А.В. Качество жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья // Медицинская психология в России. – 2018. – T. 10, № 4. – C. 3. doi: 10.24411/2219-8245-2018-14030
7. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия / пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Триада-Х, 2008. – 408 c.
8. Журавлева А.Е. Структурная модель качества жизни современных подростков и юношей // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – № 1(7) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 01.10.2018).
9. Задорова Ю.А., Куфтяк Е.В. Трансляция паттернов привязанности в поколениях семьи // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 2(43). – C. 10 [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 02.10.2018).
10. Козлова Е.А., Слободская Е.Р., Ахметова О.А. Индивидуальные особенности и социально-экономические характеристики семьи как факторы психического здоровья детей // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т. 10, № 3. – С. 46—53.
11. Критические факторы качества жизни подростков / А.Н. Корденко, В.И. Ковылова, В.И. Попов [и др.] // Гигиена и санитария. – 2015. – № 9. – С. 20–21.
12. Кулаков С.А. Психосоматика. – СПб.: Речь, 2010. – 320 с.
13. Куфтяк Е.В. Привязанность ребенка к матери и отношения привязанности близких взрослых // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2015. – № 1(86). – С. 78–83.
14. Куфтяк Е.В. Семейно-поколенческое исследование: теория и практика // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2014. – T. 20, № 1. – С. 64–68.
15. Куфтяк Е.В., Задорова Ю.А. Привязанность и взаимодействие матери с ребенком дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58(2). – С. 335–340.
16. Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2007.
17. Симоненко И.А. Привязанность и ее влияние на здоровье и развитие ребенка. Психотерапия привязанности в детском возрасте. – Курск: Курск. гос. мед. университет, 2014. – 242 с.
18. Симоненко И.А. Системно-генетическая модель психотерапии ребенка с психосоматическим расстройством: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 2015.
19. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков – проект Всемирной организации здравоохранения в России / О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова, Т.В. Попова [и др.] // Профилактическая и клиническая медицина. – 2014. – № 3(52). – С. 6–11.
20. Bloom K.C. The development of attachment behaviors in pregnant adolescents // Nursing Research. – 1995. – Vol. 44, № 5. – P. 284–289.
21. Bowlby J. Attachment and Loss. – N.Y: Basic Books, 1982. – Vol. 1: Attachment. – 326 p.
22. Kouvo A.M., Silven M. Finnish mother’s and father’s attachment representations during child’s first year predict psychosocial adjustment in preadolescence // Attachment and Human Development. – 2010. – Vol. 12, № 6. – P. 529–549.
23. Tüzün O., Sayar K. Attachment Theory and Psychopathology // Düsünen Adam: The Journal of Psychiatry and Neurological Sciences. – 2006. – Vol. 19, № 1. – P. 24–39.
Ссылка для цитирования
УДК 159.922.7
Куфтяк Е.В. Исследование качества жизни детей в контексте привязанности к матери // Медицинская психология в России. – 2018. – T. 10, № 6. – C. 2. doi: 10.24411/2219-8245-2018-16020
Abstract
Purpose of the study. The article presents the results of a study assessing the quality of life of younger students with different types of attachment.
Materials and research methods. The study involved 177 younger schoolchildren (52.5% of girls; average age 10.4). The study used the Questionnaire for Assessing the Type of Attachment to the Mother and the Pediatric Quality of Life Inventory Questionnaire (PedsQL TM 4.0.).
Results. The ratio of younger students with reliable and unreliable attachment in the sample was 71.3 and 28.7 %%. Intersexual differences in the manifestation of the quality of affection among younger schoolchildren have been established: the avoiding type of affection is more common in boys and ambivalent in girls. Younger schoolchildren with an unreliable type of attachment assess the state of their health and the quality of life at the level corresponding to children with the third group of health (that is, having chronic indicators) outside the period of exacerbation. Unreliable children are more likely to have a lower assessment of the quality of life in terms of assessing social functioning, which makes it possible to consider attachment quality as a risk factor for the development of psychosomatic disorders.
The discussion of the results. Based on the results of the study, it is concluded that in children with unreliable attachment, the predictor of improvement in the emotional state is the unconditional acceptance of the child’s mother and the close emotional connection between them. It is shown that the adoption of the child by the mother determines the success of his social adaptation. It is discussed that one of the factors affecting the quality of life of children is the quality of attachment to the mother.
Key words: attachment to mother; quality of life; younger schoolboy.
For citation
Kuftyak E.V. Study of the quality of life of children in the context of attachment to mother. Med. psihol. Ross., 2018, vol. 10, no. 6, p. 2. doi: 10.24411/2219-8245-2018-16020 [in Russian, abstract in English].
|
Предыдущие |
|