|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В 2018 году у психиатров, психологов, коррекционных педагогов и других специалистов появился новый источник информации по психотерапевтической работе в контексте многоуровневого онтогенетически ориентированного подхода к диагностике, психотерапии и психолого-педагогической коррекции, развиваемого в отечественной психиатрии и смежных дисциплинах. Это коллективная монография «Клиническая психотерапия (инстинктивно-поведенческие и нейропсихологические модели)», представляющая труд специалистов психиатров, педагогов, психологов Москвы, Санкт-Петербурга, Орла. Монография выполнена под руководством и редакцией доктора медицинских наук, профессора Юрия Степановича Шевченко и вышла в ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство» (М. 2018, 504 с.). Рецензируемая коллективная монография — это оригинальная попытка соединить в едином контексте онтогенетически ориентированную психотерапию и нейропсихологическую (сенсомоторную) коррекцию на основе эволюционно-биологического взгляда на поведение человека и его мозговую организацию. Используя современные данные этологии и психологии, авторы предлагают оригинальные концептуальные и практические модели, дополняющие новыми возможностями систему традиционно работающих в психиатрической диагностике и лечении средств. В частности, популярные психоаналитические взгляды на инстинктивные детерминанты психической жизни находят вполне материалистические параллели, уходящие корнями в филогенетические закономерности и нейропсихологические механизмы. В последние годы такой подход к классическому психоанализу встречается в работах психологов и биологов. Монография имеет ряд достоинств. Одним из главных среди них является ориентация предлагаемого подхода на детско-подростковый возраст, начиная с грудничкового. Это особенно ценно, поскольку клиническая диагностика и психотерапия на ранних этапах онтогенеза остается до сих пор мало разработанной областью психиатрии, хотя, как известно, именно в этом возрасте психологические воздействия легче всего влияют на формирующиеся структурно-функциональные связи отделов мозга. Авторы полагают, что компенсаторные возможности мозга и психики гораздо более широкие, чем это представлялось в не столь далеком прошлом и это касается всех возрастов. Содержание книги — 17 глав и 5 приложений. Монография знакомит с теоретическими взглядами авторов, прежде всего Ю.С. Шевченко, на этологические и социобиологические механизмы психопатологических расстройств (первая глава). Подробно освещается своеобразие речевого развития ребенка (взгляд С.В. Гречаного представлен во второй главе). Несколько глав посвящены разбору с клинико-этологических позиций разнообразных психических расстройств невротического, психосоматического и другого генеза: аутизм; мизофобия; трихотилломания и другие привычные патологические действия; функциональный энкопрез; нарушения пищевого поведения; поведенческие нарушения — агрессия, клептомания и др. (главы 5—10). Каждая из этих глав сочетает в себе необходимую краткую информацию о феноменологии и механизмах анализируемого расстройства, приводятся клинические примеры, а также предлагается определенный формат психотерапевтической, коррекционной работы. Возможно, степень подробности описания психотерапевтического вмешательства не всегда соответствует ожиданиям читателя, но для всех случаев рассматриваемых расстройств дается определенный практический ресурс для работы специалистам. Удобно для читающих и наличие списка литературы после каждой главы, что облегчает, при необходимости, поиск определенного источника. Отметим, что по наиболее «горячим» темам обсуждение ведется и в контексте дифференциальной диагностики, как например, для аутистических расстройств (глава 4 и Приложение 3). Отдельно поднимается и обсуждается важная социальная проблема профилактики нарушений психического развития в сиротских учреждениях в аспекте этологического подхода (11 глава). Несколько глав посвящены нейропсихологическому подходу в контексте диагностики нарушений и их коррекции, в том числе более подробно описана сенсомоторная коррекция (главы 12—13). Две теоретические главы, посвященные концепции многоуровневой терапии в психиатрии, погружают читателя в атмосферу методологии науки и практики психотерапевтической работы в рамках онтогенетически ориентированной интегративной психотерапии. Важно, что в этой модели предлагается комплексная мультидисциплинарная помощь детям и подросткам с психической патологией и членам их семей (главы 14—15). Последние две главы посвящены анализу конкретных технологий работы, возникших вне онтогенетически ориентированного подхода к психотерапевтическому вмешательству. Это анализ природно-психических предпосылок искусства, обеспечивающих, с позиций авторов монографии, биологические корни арт-терапии и арт-педагогики (16 глава). Критический анализ и показания к применению холдинг-терапии при разных вариантах отклонений содержится в последней 17 главе монографии. Достоинством книги является не только ее теоретические, отчасти дискуссионные представления об этологических механизмах психопатологии, но и большой пласт практических приложений. Соотношение объемов основной частей и пяти приложений практически 2:1, поэтому внимательный читатель найдет для себя много полезных нюансов для использования в своей практической психотерапевтической и психокоррекционной работе. В Приложении 1 полностью (по дням и шагам) прописана методика интенсивно-экспрессивной психотерапии и психокоррекции, разрабатываемая Ю.С. Шевченко и В.П. Добриденем. Приложение 2 посвящено общим и частным аспектам нейропсихологической коррекции (модель работы В.А. Корнеевой). Приложение 3 ориентирует читателя в практике применения клинико-этологической шкалы дифференциальной диагностики аутистических расстройств у детей, полностью приведена вся шкала (разработка И.В. Макарова и О.З. Хайретдинова). Приложение 4 содержит практические рекомендации для матерей при нарушениях развития у детей первого года жизни (разработка А.Г. Кощавцева). Последнее Приложение 5 посвящено практическим вопросам диагностики и коррекции речевого развития младенцев (С.В. Гречаный). Отметим, что монография представляет отечественные разработки в области клинической психотерапии детей и подростков с психической и поведенческой патологией, с учетом опыта зарубежных специалистов, как классиков, так и современников. Возможно, в книге следовало бы более подробно изложить (или дать критический анализ) большего количества зарубежных направлений психотерапии, прижившихся на отечественной почве (когнитивно-бихевиоральный подход, психодрама и др.). Однако авторы ставили перед собой задачу познакомить профессиональное сообщество со своей теорией и практикой клинической психотерапии, основанной на многолетнем клиническом опыте в лучших детских психиатрических клиниках Москвы и Санкт-Петербурга, и с этой задачей они прекрасно справились. Безусловно, данная монография будет полезна (и теоретически, и практически) специалистам, работающим в широком возрастном диапазоне, прежде всего в детско-подростковом и семейном контексте.
Ссылка для цитирования УДК 615.851(049.32) Зверева Н.В. Рецензия на коллективную монографию «Клиническая психотерапия (инстинктивно-поведенческие и нейропсихологические модели)» под редакцией профессора Ю.С. Шевченко // Медицинская психология в России. – 2018. – T. 10, № 6. – C. 12. doi: 10.24411/2219-8245-2018-16120
Review on the collective monography
|
|||||||||||||||||||||||
В начало страницы |
|