Яроцкий А.И.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Использование методов православной психологии
при проведении психокоррекционных мероприятий в отделении неврозов КУЗВО «ВОКПНД»

Ларских М.В., Ларских С.В. (Воронеж, Россия)

 

 

Ларских Марина Владимировна

Ларских Марина Владимировна

психолог высшей категории, заведующая психологической лабораторией; казенное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», ул. Тепличная, 1, Воронеж, 394070, Россия. Тел.: 8 (473) 234–52–00;

главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета здравоохранения Воронежской области;

доктор психологических наук, ассистент кафедры психиатрии с наркологией; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Студенческая, 10, Воронеж, 394036, Россия.
Тел.: 8 (473) 271-55-22.

E-mail: marinalars@mail.ru

Ларских Сергей Витальевич

Ларских Сергей Витальевич

кандидат медицинских наук, врач высшей категории, заместитель главного врача по лечебной работе; казенное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психонев-рологический диспансер», ул. 20–летия Октября, 73, Воронеж, 394071, Россия. Тел.: 8 (473) 271–59–62.

 

Аннотация. В публикации затрагивается тема различных взглядов на причину и сущность невротических расстройств. Авторы статьи применяют православный подход к невротическим расстройствам, который с точки зрения Христианской антропологии учитывает три параметра человеческого естества: телесный, душевный и духовный. Согласно такому подходу, причина невроза — греховное состояние души (недостаток смирения при столкновении мечты и реальности, гордость и уныние, самолюбие и гнев). Целью православной психологии является духовное осмысление жизненных явлений (в частности, самой болезни) и возрождение у пациента ценностной иерархии человека (в результате чего происходит актуализация абсолютных ценностей). Основной акцент в православной психологии делается на признании абсолютной нравственности, на ориентацию христианского образа человека, христианское понимание его сущности. Выявляются отличия православной психологии от других направлений психологии: упование на силу и волю Божью, которые так или иначе проявляются в жизни каждого верующего человека; работа с грехом (осознанным и оцененным поступком, который вызывает чувство вины). В статье авторы, опираясь на работы православных психологов и психиатров, описали принципы православной психологии (учет всех элементов онтологической троичности состава человека, его целостности и иерархичности; внимание как к духовным, так и к телесным аспектам; отказ от оккультно-мистических техник; осторожность, чуткость и смирение при вхождении в судьбу другого человека). Дается описание основных форм и методов православной психологии: духовно-ориентированные беседы-диалоги, во время которых происходит переосмысление грехов и их различных проявлений (гордыни, уныния); эмпатийное слушанье, которое дает возможность пациентам ощутить духовно-нравственное принятие психологом; обсуждение библейских притч, символический язык которых помогает пациентам идентифицировать свои неадаптивные дисфункциональные модели поведения; синемология, в рамках которой происходит просмотр и обсуждение художественных фильмов, где затрагиваются темы гордости, эгоизма, себялюбия, смирения, а также фильмов, посвященных жизнеописанию святых подвижников земли Российской. Делается вывод о необходимости экспериментальной проверки эффективности православного подхода на выборке пациентов с невротическими расстройствами.

Ключевые слова: невроз; невротические расстройства; психоло-гическая коррекция; православная психология.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

05.09.2018

19.03.2019

15.04.2019

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Невротические расстройства — это бич современного общества. По некоторым данным, неврозом в той или иной степени выраженности страдает каждый второй, таким образом, жертвами депрессии, тревоги, бессонницы являются свыше трех миллиардов людей. И наш личный опыт этому подтверждение — очередь в отделение неврозов была во все времена и составляла от недели до двух месяцев.

В науке существует много взглядов на причину и сущность невротических расстройств. Так, психоаналитическое направление к основной причине невроза относит неосознаваемый внутренний конфликт (З. Фрейд), тогда как гештальт-психология видит причину невроза, наоборот, не во внутреннем конфликте, а в преждевременном примирении внутреннего конфликта, который ведет в выбору «мнимой» безопасности вместо развития [13]. В когнитивно-поведенческом подходе невроз обусловлен искажением восприятия реальности, которое основано на дисфункциональных, иррациональных убеждениях (А. Бек, А. Эллис) [4; 21]. В патогенетической концепции неврозогенеза В.Н. Мясищева невроз — это нарушение системы отношений человека [10].

Православный подход к неврозам отличается от вышеупомянутых взглядов. Христианская антропология учитывает три ипостаси, или три параметра, человеческого естества: телесную, душевную и духовную. Согласно такому подходу, причина невроза — греховное состояние души. Основы православной психологии заложены в работах врача-психиатра,  доктора  медицинских  наук,  профессора Д.Е. Мелехова [8; 9], врача-психиатра В.К. Невяровича [11], профессора И.В. Силуяновой [17], психиатра Д.А. Авдеева [1].

Так, наш знаменитый земляк, психиатр, профессор Д.Е. Мелехов полагал, что в основе невроза лежит несмирение, столкновение между желаемым и действительным, и чем острее это столкновение, тем тяжелее протекает заболевание [9, с. 85]. Будучи опытным клиницистом, Д.Е. Мелехов писал: «Разделяя в человеке три сферы, три пласта его бытия, мы никак не должны забывать, что личность человека должна рассматриваться в единстве ее телесной и духовно-душевной организации» [8, с. 47].

Поэтому, подчеркивал ученый, необходимо в ряде случаев как дополнение к психиатрическому диагнозу поставить пациенту «духовный диагноз».

Профессор И.В. Силуянова в своей книге «Антропология болезни» рассматривает невроз как последствия действия различных страстей [17, с. 56]. По ее мнению, четко прослеживается закономерность формирования под влиянием неуправляемой страсти — «гордыни» — таких болезней, как психопатия, неврастения. Православный врач-психиатр Д.А. Авдеев в своей работе «Душевные болезни, православный взгляд» доказывает, что главное в происхождении невроза не стрессы и неприятности, а личность человека, причем личность внутренне расстроенная. Грех, как корень всякого зла, влечет за собой невротические расстройства. «Совершаясь в глубине человеческой души, он возбуждает страсти, дезориентирует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение» [1, с. 76]. Д.А. Авдеев рисует психологический портрет потенциального невротика: бескомпромиссный стиль мышления, категоричность оценок (хорошо — плохо) — и рассматривает невроз как «запущенную форму страсти, греховное расположение души»  [Там же. С. 78]. Жан-Клод Ларше в труде «Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков», ссылаясь на отцов Церкви, также подчеркивает, что у неврозов всегда есть духовные причины (те или иные страсти, выраженные в обостренной форме). Так, страсть «самолюбие» преобладает у пациентов с истерическим неврозом, страсть «уныние» — у пациентов с депрессивным неврозом, страсть «страх» — у пациентов с фобическим неврозом [6].

Таким образом, целью православной психологии является духовное осмысление жизненных явлений (в частности, самой болезни) и возрождение у пациента ценностной иерархии человека (в результате чего происходит актуализация абсолютных ценностей). По мнению Б.С. Братуся, православная психология подразумевает «признание абсолютной нравственности, сознательную ориентацию на христианский образ человека, христианское понимание его сущности и рассмотрение развития как пути следования, приближения к этому образу» [2, с. 10]. Священник А. Лоргус, говоря о предмете православной психологии и соотношении ее с классической психологией, замечает, что, в отличие от классической психологии, православная психология, кроме субъектности высших психических функций, рассматривает допсихическое и внепсихическое [7, с. 47]. Православный психолог А.Г. Фомин пишет, что православная психология во главу угла ставит действие высшего начала, силу и волю Божью, которые так или иначе проявляются в жизни каждого верующего человека [12]. По его мнению, основными задачами православной психологии являются: раскрытие во внутренней жизни человека его духовного содержания и применение знаний Священного Писания к реальной жизни человека. Главное отличие православной психологии, по мнению психотерапевта, доктора психологических наук В.Е. Василюка, заключается в том, что в светской психологии идет работа с чувством (например, вины), тогда как в христианской психологии работают с грехом (осознанным и оцененным поступком, который вызывает чувство вины) [3, с. 76].

На вышеописанных методологических предпосылках и основаны наши психокоррекционные занятия с пациентами отделения неврозов, которые мы проводили в двух формах — групповой и индивидуальной.

В своей психокоррекционной работе мы руководствовались принципами православной психологии, наиболее полно сформулированными в работах православных психологов [18; 20]:

1.

Учет всех элементов онтологической троичности (дух, душа, тело) состава человека, его целостности и иерархичности, и отсюда — внимание как к духовным, так и к телесным аспектам.

2.

Уважение дарованной Господом свободы воли, и отсюда — отказ от оккультно-мистических техник.

3.

Рассмотрение каждого пациента как уникального, лично возлюбленного Богом творения, не сводимого к набору индивидуальных особенностей и бесценного для Творца, поэтому психолог не располагает полномочиями для каких-либо интерпретаций, оценок и директивного руководства. Психологу требуется быть предельно чутким и необходимо большое смирение при вхождении в судьбу другого человека.

4.

При проведении психокоррекционных мероприятий с больными отделения неврозов мы надеемся и во всем соотносимся с Господом Иисусом Христом, уповаем на Его помощь и благодать.

Закономерно возникает вопрос: а если наш пациент не является верующим? Или принадлежит другой конфессии? Может ли он участвовать в психокоррекционных занятиях? Тут мы также опирались на опыт профессора Л.Ф. Шеховцовой [20] и условно разделили пациентов на следующие группы: пациенты, которые не имеют духовного опыта и не ищут его; пациенты, которые не имеют духовного опыта, но ищут его; пациенты, имеющие отрицательный духовный опыт (те пациенты, которые обращались к магам, колдунам, принадлежали к деструктивным сектам и т.д.); пациенты, принадлежащие к другим конфессиям (в основном мусульманству); православные пациенты. Первым четырем группам пациентов психокоррекционные занятия помогают найти свой духовный смысл, формируя так называемое «ноэтическое измерение» (В. Франкл [19, с. 132]).

Целью же психокоррекционных занятий для православных пациентов является осознание ими страстных психологических механизмов невроза.

Далее следует перечислить те методы православной психологии, которые были использованы на психокоррекционных занятиях.

На первых занятиях совместно с психологом происходит осмысление греха «гордыня» и его различных проявлений: желания превосходить всех и во всем, ревности, зависти, работоголизма, претензий к другим людям, хвастовства, недовольства, уныния, депрессии. При этом обсуждаются различия таких категорий, как «гордость», «самоценность», «смирение», «смиренномудрие», «ложное смирение» и т.д. До пациентов доносится идея, что основой гордости является самомнение, закрытость, неадекватность самооценки и отрицание слабостей, тогда как самоценность человека есть выражение его потребности в любви и уважении. Смирение же основывается на достоинстве и точной самооценке, силе и открытости, а смиренномудрие и есть истинная «разумность». Как подчеркивает Преподобный Симеон  Новый  Богослов, причина гордости  —  в неведении человека самого себя и «…нужно каждого человека с мальства, прежде чем он познает что-либо другое, научать познать самого себя — из чего он есть, что он есть и чем покончит жизнь» [14, с. 219]. Истинное же смирение необходимо отличать от ложного, основой которого является самопренебрежение и неадекватно пониженная самооценка.

По словам Оптинских старцев, самое главное, чем можно помочь другому, — так это выслушать его, посочувствовать и попереживать вместе с ним. К. Роджерс называет такое общение «эмпатийным слушанием» [15, с. 334]. Эмпатийное слушание также является одним из методов, используемых в работе с пациентами отделения неврозов.

Т.А. Флоренская выделяет еще один метод православной психологии — метод духовно-ориентированного диалога [18, с. 44–55]. Об огромной исцеляющей силе слова много писал Святитель Феофан Затворник: «По сродству слова с духом нашим оно проходит внутрь, до разделения души и духа, оживляет последний, осеменяет его к плодоношению дел духовных… <…> …и, приходя в напряжение, разрывает держащие его узы» [16, с. 98].

Святые отцы свидетельствуют о силе символического языка Священного Писания. На наших занятиях мы используем библейские притчи и истории, универсальный язык которых помогает пациентам идентифицировать свои неадаптивные дисфункциональные модели поведения (например, «Вавилонская башня», «Царь Озия», «Царь Саул» и т.д.»).

В рамках синемалогии используется просмотр и обсуждение художественных фильмов, где затрагиваются темы гордости, эгоизма, себялюбия, смирения («Черный лебедь», «Знакомство с Факерами», «Дьявол носит Прада», «Бойцовский клуб», «Железная леди», «Юрьев день», «Притчи» и т.д.), а также документальных и художественных фильмов, посвященных жизнеописанию святых подвижников земли Российской. Причем мы стараемся использовать фильмы о наших земляках (Митрофане Воронежском, Тихоне Задонском, Антонии Смирницком, Питириме Тамбовском и т.д.), к мощам которых пациенты могут отправиться самостоятельно или в группе с другими пациентами в сопровождении социального работника.

При этом следует заметить, что православный психолог ни в коей мере не подменяет священника (в нашей больнице находится действующий храм, и верующие пациенты участвуют в богослужениях и таинствах Церкви).

Эффективность использования методов православной психологии на студенческой выборке была подтверждена в нашем предыдущем исследовании [5]. Подтверждение эффективности методов православной психологии уже на выборке пациентов отделения неврозов может быть предметом следующих наших исследований.

 

Литература

1.   Авдеев Д.А. Душевные болезни: православный взгляд. – М.: Даръ, 2005. – 288 с.

2.   Братусь Б.С. Христианская и светская психотерапия // Московский психоте-рапевтический журнал. – 1997. – № 4 (18). – C. 7–19.

3.   Василюк Ф.Е. От переживания – к молитве // Московский психотерапевти-ческий журнал. – 2002. – № 1. – С. 76–92.

4.   Когнитивная психотерапия расстройств личности / пер. с англ.; под ред. А. Бека, А. Фримена. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

5.   Ларских М.В. Психолого-педагогическая модель формирования конструктивного перфекционизма студента: дис. … док. психол. наук. – Самара, 2016. – 516 с.

6.   Ларше Ж.-К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков / пер. с франц. – М.: Сретенский монастырь, 2007. – 224 с.

7.   Лоргус А. Православная антропология: курс лекций. Вып. 1. – М.: Граф-Пресс, 2003. – 216 c.

8.   Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Синапс. – 1991. – № 1. – С. 49–55.

9.   Мелехов Д.E. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011. – 168 с.

10.   Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. – 356 с.

11.   Невярович В.К. Терапия души. Святоотеческая психотерапия. – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 240 с.

12.   Новиков Д.В., Фомин А.Г. Православная психология глазами православного психолога: доклад на 13-м заседании методологического семинара по христианской психологии, 21 апреля 2005 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fapsyrou.ru/ db/pravoslavnaya_duhovno_orientirovannaya_569/ (дата обращения: 02.09.2018).

13.   Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р.  Практикум по гештальт-терапии. – М.: Институт психотерапии, 2005. – 240 с.

14.   Преподобный Симеон Новый Богослов. Послание об исповеди // Церковь и время. – 1999. – № 2 (9). – С. 209–230.

15.   Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. – М.: Прогресс-Универс, 1994. – 480 с.

16.   Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. Письма о христианской жизни. Поучения. – М.: Лепта, 2002. – 200 с.

17.   Силуянова И.В. Антропология болезни. – М.: Сретенский монастырь, 2007. – 304 с.

18.   Флоренская Т.А. Диалог в христианской терапии (духовно ориентированный подход) // Московский психотерапевтический журнал. – 1994. – № 5. – С. 44–55.

19.   Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

20.   Шеховцова Л.Ф. Особенности православной психотерапии и консультиро-вания // Московский психотерапевтический журнал. – 2009. – № 3. – C. 97–118.

21.   Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса / пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 288 с.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.97

Ларских М.В., Ларских С.В. Использование методов православной психологии при проведении психокоррекционных мероприятий в отделении неврозов КУЗВО «ВОКПНД» // Медицинская психология в России. – 2019. – T. 11, № 2. – C. 9. doi: 10.24412/2219-8245-2019-2-9

 

The use of methods of Orthodox psychology in the conduct of psycho-correction activities in the department of neuroses KUZVO "VOKPND"

Larskikh M.V.1, 2
E-mail: marinalars@mail.ru

Larskikh S.V.1

1 Voronezh regional clinical psychoneurological dispensary
73 20th Anniversary of October str., Voronezh, 394071, Russia
Phone: +7 (473) 271-59-62

2 Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
10 Studencheskaya Street, 394036 Voronezh, Russia
Phone: +7 (473) 271-55-22

Abstract. The publication touches upon the topic of various views on the cause and essence of neurotic disorders. The authors of the article apply the orthodox approach to neurotic disorders, where, from the point of view of Christian anthropology, they take into account three parameters of human nature: bodily, mental, and spiritual. According to this approach, the cause of neurosis is the sinful state of the soul (lack of humility in the encounter of dreams and reality, pride and despondency, self-love and anger). The goal of Orthodox psychology is the spiritual understanding of life (in particular, the disease) and the revival of the patient's value hierarchy of a person (as a result of which absolute values are actualized). Great emphasis in Orthodox psychology is placed on the recognition of absolute morality, on the orientation of the Christian image of man, the Christian understanding of his essence. The differences of Orthodox psychology from other areas of psychology are revealed: reliance on the strength and will of God, which somehow manifests itself in the life of every believer; working with sin (conscious and judged act that causes guilt). In the article, the authors, drawing on the work of Orthodox psychologists and psychiatrists, described the principles of Orthodox psychology (taking into account all elements of the ontological trinity of a person’s composition, integrity and hierarchy; attention to spiritual as well as physical aspects; rejection of occult-mystical techniques; caution, sensitivity and humility when entering into the fate of another person). The description of the main forms and methods of Orthodox psychology is given: spiritually-oriented conversations-dialogues, during which there is a rethinking of sins and their various manifestations (pride, despondency); empathic listening, which enables patients to feel the spiritual and moral acceptance by the psychologist; a discussion of biblical parables, the symbolic language of which helps patients identify their non-adaptive dysfunctional behaviors; Sinology, in which there is a viewing and discussion of feature films, where topics of pride, egoism, self-love, humility, as well as films devoted to the biography of the holy devotees of the Russian land are touched upon. The conclusion is made about the need for experimental verification of the effectiveness of the Orthodox approach on a sample of patients with neurotic disorders.

Key words: neurosis; neurotic disorders; psychological correction; Orthodox psychology.

For citation

Larskikh M.V., Larskikh S.V. The use of methods of Orthodox psychology in the conduct of psycho-correction activities in the department of neuroses KUZVO "VOKPND". Med. psihol. Ross., 2019, vol. 11, no. 2, p. 9. doi: 10.24412/2219-8245-2019-2-9 [in Russian, abstract in English].

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player