Кабанов М.М.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Применение методики Детской апперцепции тест (САТ, форма S) для исследования детей с онкологическими заболеваниями

Георгиева И.К. (София, Болгария)

 

 

Георгиева Ивайла Кирилова

клинический психолог; Клиника детской клинической гематологии и онкологии, «Университетская многопрофильная больница активного лечения имени царицы Иоанны» Института специализации и усовершенствования врачей, ЕАД Министерства здравоохранения, ул. Бяло Море, 8, София 1527, Болгария. Тел.: 02 9432170.

E-mail: ivailageorgieva@mail.bg

 

Аннотация. Введение: наряду с широким спектром психологических тестов в клинической диагностике и работе проективные методики тоже могут быть надежным, точным инструментом для исследований. Цель: исследование ставит перед собой целью выявление подавленных эмоций и глубинных конфликтов у детей с онкогематологическими заболеваниями, которые проходят курс комплексного лечения — химио- и лучевую терапию. Пациенты и методы: объектом нашего исследования были 22 ребенка с онкологическими заболеваниями в возрасте от 3 до 11 лет, разделенные на две возрастные группы: в возрасте от 3 до 6 (10 детей) и от 7 до 11 лет (12 детей), которые прошли химиотерапию и проводили лучевую терапию в период 2014—2017 г. Настоящее пилотное для Болгарии исследование с помощью метода «Детской апперцепции тест» (САТ, форма S) предоставляет дополнительный источник данных для лучшего понимания детских представлений, фантазий, эмоций и конфликтов при комплексном лечении злокачественного заболевания. Результаты: методика САТ находит все более широкое применение ввиду предлагаемых ею возможностей, связанных с инициированием дискуссии, адаптацией и изменением отдельных индивидов, пар, родителей и детей как функционирующих элементов семейной парадигмы в состоянии социальной изоляции по причине наличия угрожающего жизни заболевания. Заключение: Включение проективной методологии в качестве одной из основ для психотерапевтической работы с семьей на каждом этапе лечения и независимо от прогноза онкологического заболевания ребенка является обоснованным. Таким образом будет реализован более глубокий и индивидуальный подход при создании всеобъемлющей и завершенной картины личности ребенка, болеющего раком, расширяющий возможности оказания психологической поддержки контингенту пациентов и родителей, находящемуся в состоянии исключительной эмоциональной уязвимости.

Ключевые слова: проективные методы; дети; онкологические заболевания; Children's Apperception Test; Детской апперцепции тест (САТ, форма S).

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Проективные методы в психологии представляют собой тесты для исследования личности, а их подход заключается в вызове у исследуемого лица ответа на неопределенные стимулы, раскрывающие мир скрытых эмоций и внутренних конфликтов. Термин «проективные» впервые был предложен Лоуренсом Франком (Laurence Franck) в 1939 году, и с его помощью он выделил группу ассоциативных тестов Карла Густава Юнга, Роршаха и ТАТ. Проективные тесты отличаются от нормативно ориентированных тестов, при которых анализ ответов осуществляется исходя из универсальных стандартов, а результат имеет смысл только при сравнении с результатами референтной группы. При применении проективных методов исследуемое лицо может ответить как хочет; нет правильного или ошибочного ответа, однако исследуемый субъект обладает полной свободой реагирования — проецирования своего актуального состояния.

Несмотря на свое относительное многообразие, проективные методы (projective tests) могут быть обособлены следующим образом:

1.

Конститутивные тесты, при которых исследуемым лицам предлагается какой-либо материал, не имеющий определенной формы, и они сами должны наделить его определенным субъективным смыслом.

2.

Конструктивные тесты, при которых от исследуемых лиц требуется создание и интерпретация некого целого из данных им оформленных деталей.

3.

Интерпретационные тесты, заключающиеся в трактовке показанных определенным способом действительных или воображаемых событий/эпизодов.

4.

Катартические тесты, чья задача в отношении исследуемых лиц заключается в занятиях художественной деятельностью — в создании рисунков, фигур.

5.

Рефрактивные тесты включают изучение исследователем непроизвольных изменений или нарушений, совершенных контингентом испытуемых при использовании средств коммуникации, таких как речь, почерк и иное [4; 6; 7].

Тематической апперцепции тест (Thematic Apperception Test, ТАТ) — это проективная методика, которая была создана Кристианой Морган (Christiana Morgan) и Генри Мюрреем (H.A. Murray) в 1935 году и использована в их попытках выявления базовых психологических потребностей людей, а также объяснения относительно того, каким образом они оказывают влияние на мысли, фантазии и поведение. Методика представляет собой набор, состоящий из 31 картины, специально подобранной авторами ввиду способности этих картин провоцировать фантазии и интерпретации [2]. В 1949 году Леопольд Беллак и Соня Соррел Бeллак сконструировали специальную версию ТAT — Children's Apperception Test (САТ) в качестве метода для психологической диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет. Л. Беллак является не просто учеником Г. Мюррея, но и продолжателем его дела. Так же как и ТАТ, детская форма теста САТ заключается в наборе из 10 рисунков (черно-белых), которые провоцируют у ребенка фантазии и вызывают у него самого желание рассказывать истории. При создании оригинального CAT были использованы фигуры животных вместо человеческих фигур, изображающихся в ТАТ, поскольку авторы Леопольд Беллак (Leopold Bellak) и Соня Соррел Беллак (Sonya Sorel Bellak) полагают, что дети в возрасте от трех до десяти лет легче идентифицируют себя с рисунками животных. Интерпретация CAT требует наличия общего клинического опыта и теоретических знаний в области психодинамики. Методика предназначена для использования в клинических, образовательных и исследовательских условиях, так как предоставляет исследователям дополнительный источник данных, который основан на восприятии и воображении ребенка и способствует лучшему пониманию текущих потребностей, мотивов, эмоций и конфликтов в области как сознательного, так и бессознательного. Применение теста считается удачным при проведении клинической оценки детей и обычно включается в исследование наряду с другими методами. Еще Карл Густав Юнг определил символический язык изобразительного искусства как «самый адекватный способ выражения личного и коллективного бессознательного, лучший, более точный и более гибкий, нежели вербальное выражение» [4]. В настоящее время американский психолог и автор книг по данной теме Дэниел Гоулман [3] в поддержку концепции Юнга описал несколько основополагающих характеристик проективных методик, расширяющих их применение не только в качестве инструментария для диагностики и консультирования, но и в качестве средства для развития эмоциональных навыков у детей. В своей книге Гоулман определяет такие навыки, как «возможность идентифицирования, именования и выражения, оценки интенсивности и управления чувствами, задержки вознаграждения, контроля импульсов, снижения стресса, осознания разницы между чувствами и действиями». При анализе проективных методов обычно используется следующее: анализ содержания, формальный анализ, гештальт-функция, представление о собственном теле и личности и анализ выборов [1; 2]. В изученной научной литературе мы не нашли результатов исследований в области детской онкологии с этим проективным методом.

Цель исследования

Пилотное для Болгарии исследование ставит перед собой целью выявление подавленных эмоций и глубинных конфликтов у детей с онкогематологическими заболеваниями, которые проходят курс комплексного лечения — химиотерапию и лучевую терапию, путем применения методики «Детской апперцепции тест» (САТ, форма S). Выбор этой методологии также сделан потому, что из-за наличия тяжелого афтозного стоматита, мукозита в качестве побочных эффектов терапии пациенты в период активного лечения имеют затруднения со словесным выражением, налицо индивидуальное или отсутствующее школьное обучение на момент проведения исследования, ограниченные социальные контакты и нарушения восприятия.

Методы и объект исследования

В рамках данного пилотного исследования для психологической диагностики детей были использованы рисунки 2, 6, 9 и 10. Объектом нашего исследования были 22 ребенка с онкологическими заболеваниями в возрасте от 3 до 11 лет, разделенные на две возрастные группы в возрасте от 3 до 6 (10 детей) и от 7 до 11 лет (12 детей), которые прошли химио- и проводили лучевую терапию в период 2014—2017 гг. Распределение группы пациентов по представленности различного вида заболеваний показано в диаграмме 1. В отношении стадии заболеваний: 5 детей были на первом этапе болезни, 10 — на втором и 7 детей были на третьем этапе болезни. Прогноз основного заболевания у пациентов всех групп был благоприятным. Во время проведения исследования пациенты лечились в Клинике детской клинической гематологии и онкологии и прошли курс лучевого лечения в «Клинике лучевого лечения, метаболической брахитерапии1 и медицинской онкологии при УМБАЛ имени Царицы Иоанны — ИСУЛ ЕАД». По отношению характеристик родителей: все испытуемые дети из полных семей, возраст родителей — от 22 до 30 лет, образование родителей — среднее и высшее.

Распределение пациентов по виду злокачественного заболевания представлено на диаграмме 1.

 

Диаграмма 1. Распределение пациентов по виду заболевания.

 

Распределение пациентов по гендерному признаку, возрастному признаку, виду и стадии заболевания представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Распределение пациентов по гендерному признаку, возрастному признаку,
виду и стадии заболевания

 

Результаты исследования и их обсуждение

Выбор проективных методик, в число которых входит Тематической апперцепции тест САТ, в качестве инструмента для психологического исследования детей и подростков предполагает дополнительное объяснение понятия «проекция» в его психологическом смысле. Слово «проекция» произошло от латинского projection и буквально означает «бросок вперед». В психоаналитической терминологии понятие «проекция» впервые было использовано Зигмундом Фрейдом. Впоследствии встречается и в разработках других исследователей, претерпев ряд изменений в содержательном аспекте [9]. Настоящее исследование с помощью проективной методики САТ (дополнительная версия S) как части инструментария для клинической психодиагностики 22 детей, страдающих онкогематологическими заболеваниями, дает основание для подтверждения двух ключевых утверждений, характеризующих личность ребенка: во-первых, личность находится в системе отношений с другими людьми (с их мыслями, чувствами, желаниями); во-вторых, дети проецируют свои потребности, интересы, желания и стремления не только на родителей, членов семьи, родственников и других людей, но и на объекты окружающей среды. В данном аспекте методика Л. Беллака уместна для применения при исследовании лиц, чье сопротивление слишком велико [6; 9; 10], а среда — больничная обстановка — оценивается всеми исследованными нами пациентами как исключительно фрустрационная. Например, девочка в возрасте восьми лет, которая имеет диагноз медуллобластома, III клинический этап, говорила: «Когда я прихожу в больницу на процедуру, я очень боюсь!» В ходе исследования за счет САТ (форма S) была обеспечена дополнительная возможность оценки и управления в виде игры с пациентами. В целях данного исследования CAT был использован не только как метод для клинической диагностики, индивидуального и семейного консультирования, но и как средство для оценки личности, степени зрелости и психического здоровья группы онкобольных детей. Проведенный анализ детских рассказов на рисунках 2, 6, 9 и 10, на которых изображены животные в знакомых и близких детям ситуациях, выявил объективно значимые аспекты личности пациентов.

 

Рис. 1. Тематической апперцепции тест САТ (дополнительная версия S)

 

 

Рис. 2. Тематической апперцепции тест САТ (дополнительная версия S):
рисунки № 2, № 6, № 9, № 10 2

 

Интерпретация рисунков № 2 и № 6 включала тестирование уровня реальности, возможности оценки, контроля, регуляции движений, защиты, конфликтов и автономности исследуемых нами пациентов. Информация из детских рассказов, связанных с рисунком № 9, данная пациентами из более младшей возрастной группы (от 3 до 6 лет), послужила в качестве проекции детской истории страха и травмы вследствие соматического заболевания, страха быть покалеченным, изуродованным, страха перед больницами и медицинскими процедурами. Интерпретация рисунка № 10, дополняемая данными, представленными на рисунке № 6, расценивается нами как информативная в плане презентации фантазий и фактических подробностей, связанных с отношением разных членов семьи к болезни и с клеймом детского рака, а также с психическим потенциалом каждого пациента, позволяющим ему справиться с новой для него ситуацией. Процесс исследования и консультирования с помощью проективной методики обеспечил возможность пациентам спонтанно выражать сложный, противоречивый характер чувств и свое психическое состояние в неповторимом единстве и целостности, какой по сути является личность больного ребенка. В процессе выражения детских историй посредством предложенных исследуемым детям картин было элиминировано дополнительное затруднение в связи с описанием чувств и психического состояния более бедным, однобоким и аналоговым языком, который нам предлагает повседневная коммуникация [5; 6]. Процесс самораскрытия пациентов, особенно в рамках возрастной группы от 7 до 11 лет, сопровождался более низким уровнем напряжения и ощущением безопасности при рассказе о травматических переживаниях. Образно-метафорический характер выражения (детский рассказ о происходящем) дал возможность пациентам из всех возрастных групп отреагировать социально приемлемым образом на такие чувства, как злость, ярость, агрессия и гнев, поведенческое выражение которых является ограниченным или даже не допускается в семье и в больничной обстановке.

Результаты наших предыдущих исследований с различными скрининговыми тестами и методологиями показывают, что в психологическом аспекте тема диагноза злокачественного заболевания и возможной смерти в рамках семейной парадигмы является темой-табу. В семейном сообществе исследованных родительских пар не поощряется выражение негативных эмоций, таких как ярость, гнев, злость, что часто проецируется в виде высокого уровня тревожности, изоляции и отсутствия эффективной коммуникации [1; 2].

Привычные ожидания в отношении поведения ребенка во время терапии — «как герой», «чтобы не плакал» и «вел себя как взрослый» — обычно оказываются нереалистичными. Один семилетний пациент с диагнозом «назофарингеальная карцинома», I клинический этап, сказал: «Все старшие говорят мне быть храбрыми и не вести себя как ребенок, но это так сложно!» Результаты анализа САТ — рисунки 6, 9 и 10 — показывают, что состояние эмоционального стресса и повышенной тревожности у испытуемых детей в составе обеих возрастных групп пациентов зачастую регистрируется не только во время лечения, но и после завершения активной терапии. Реакции пациентов варьируются от открытых и активных: плача, чрезмерной привязанности/зависимости от родителей (детские истории по картине 2), сопротивления лечению и агрессивного поведения — до пассивных, таких как сонливость, нежелание общения, пониженная витальная активность и отсутствие аппетита. Возможно также нетипичное поведение или поведение, характерное для более раннего возрастного периода. Поведение, ориентированное на защиту от травмирования, как, например, во время рутинного медосмотра, взятия крови из вены и др., направлено на контроль или снижение уровня тревожности. Такой тип поведения впоследствии оказывает влияние и на формирующееся у детей отношение к личной свободе, а также к вещам, которые позднее вызывают беспокойство у испытуемой группы подростков. Обычные детские реакции на поведение и переживания родителей, связанные с заботой о здоровье, включают тревожность и агрессию, а время, проведенное в больнице рядом с испытуемыми пациентами из числа всех возрастных групп, вне зависимости от пола, предполагает вероятность повышенной агрессии [1]. В подтверждение полученных результатов обширное исследование Р. Хосоя и И. Нисимура (Husoya R., Nichimura I.), проведенное с 1203 педиатрическими пациентами, больными раком, показывает, что исследуемые дети и подростки, которые являются более агрессивными в больничной обстановке, при этом имеют склонность к лучшей послебольничной адаптации в период поддерживающего лечения [8]. Преодоление тревожности и проблем родителей, связанных с заботой о здоровье, представляет собой процесс, находящийся под влиянием множества факторов. У детей процесс более трудный, поскольку перемены, связанные с развитием, постоянно оказывают влияние на их способности к оценке каждого фактора стресса, а также к «раскрытию» потенциала родителей, которым располагает семья, для того чтобы справиться с проблемой [7]. Преодоление связанной с диагнозом и лечением семейной проблематики с помощью эмоциональной экспрессии используется в качестве мощного регулятора эмоциональных реакций на заболевание, в то время как стратегии, связанные с созданием поддерживающего и решающего конфликты поведения, используются в целях принятия непосредственных мер, направленных на преодоление трудной ситуации или на ее изменение [4].

Заключение

Данное исследование показывает, что Тематической апперцепции тест (САТ) для детей может занять важное место в психодиагностической и психотерапевтической работе с психологически уязвимой группой детей, страдающих онкогематологическими заболеваниями. Применение предложенной выше серии рисунков из дополнительной версии S является лишь базовой единицей, которая может быть расширена и дополнена в рамках будущих исследований, относящихся к недостаточно изученным проблемным областям при анализе влияния злокачественных заболеваний на детскую психику и семейные взаимоотношения [5; 11]. Остается актуальной проблема дальнейшего определения круга задач и включения проективной методологии в качестве одной из основ для психотерапевтической работы с семьей на каждом этапе лечения и независимо от прогноза онкологического заболевания ребенка.

Таким образом будет реализован более глубокий и всесторонний анализ личностных особенностей ребенка, болеющего раком, и более широкий спектр возможностей при оказании психологической поддержки контингенту пациентов и родителей, находящихся в состоянии исключительной эмоциональной уязвимости.

 

_______________________

1 Брахитерапия — тип лучевой терапии, в котором источник ионизирующей энергии помещается внутри или вокруг самого затронутого органа.

2 © 1952, C.P.S., New York
© 1957, 2004, O.S. Organizzazioni Speciali — Firenze

 

Литература

1.   Антонов Г., Константинов Д., Георгиева И. Проективные методики в контексте психологического исследования пациентов и выздоровевших, страдающих неходжкинской лимфомой в детском возрасте // Педиатрия. – 2004. – Т. XLIV, № 1. – С. 31–34.

2.   Георгиева И., Антонов Г., Христозова И. Психосоматические и психологи-ческие проблемы у родственников пациентов, страдающих злокачественными опухолями // Психосоматическая медицина. – 2005. – Т. XII, № 2. – С. 51–67.

3.   Гоулман Д. Эмоциональная интеллигентность. – София: Изток-Запад, 2011. – С. 60–64.

4.   American Psychological Association. Committee on Psychological Tests and Assessments. – Available at: http://www.apa.org/psychnet (accessed 3 March 2019).

5.   Bellak L., Bellak S. Children’s Apperception Test-Supplement (C.A.T.-S.). NY: C.P.S. Co, 1952.

6.   Camara W.J., Nathan J.S., Puente A.E. Psychological test usage: implications in professional psychology // Professional Psychology: Research and Practice. – 2000. – Vol. 31, № 2. – P. 141–154.

7.   ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluation. – Available at: http://www.e ricae.net (accessed 3 March 2019).

8.   Husoya R., Nichimura I. Projective Art-Techniques for children’s with acute leukemia // Acta Paediatrica Japonica. – 2000. – Vol. 42, № 4. – P. 15–20.

9.   Kamphaus R.W., Petoskey M.D., Rowe E.W. Current trends in psychological testing of children // Professional Psychology: Research and Practice. – 2000. – Vol. 31, № 2. – P. 155–164.

10.   McCoy D. The Ultimate Book of Personality Tests. – Inglewood, CA: Champion Press, 2005.

11.   Paul A.M. The Cult of Personality: How Personality Tests Are Leading Us to Miseducate Our Children, Mismanage Our Companies, and Misunderstand Ourselves. – Riverside, NJ: Simon & Schuster, 2004. – 320 p.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9.07: 616-006-053.2

Георгиева И.К. Применение методики Детской апперцепции тест (САТ, форма S) для исследования детей с онкологическими заболеваниями // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 4(57) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player