Зейгарник Б.В.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Факультету клинической психологии Курского государственного медицинского университета 20 лет

Лазаренко В.А., Василенко Т.Д. (Курск, Россия)

 

 

Лазаренко Виктор Анатольевич

Лазаренко Виктор Анатольевич

доктор медицинских наук, профессор, ректор; федеральное государст-венное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. К. Маркса, 3, Курск, 305041, Россия. Тел.: 8 (4712) 58-89-63.

Василенко Татьяна Дмитриевна

Василенко Татьяна Дмитриевна

доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии; «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. К. Маркса, 3, Курск, 305041, Россия. Тел.: 8 (4712) 58-81-37.

E-mail: tvasilenko@yandex.ru

 

Аннотация. Статья посвящена истории становления и развития факультета клинической психологии в Курском государственном медицин-ском университете. В течение 20 лет факультет клинической психологии выпустил 600 специалистов, работающих в различных регионах нашей страны. Большинство выпускников работают в организациях системы здравоохранения. В статье отражены основные события учебной, научной жизни факультета, достижения в области международного сотрудничества с ведущими специалистами мировой величины, в волонтерском движении, процессах сопровождения становления профессиональных качеств специ-алиста клинического психолога.

Ключевые слова: медицинская психология; клиническая психология; медико-психологическая помощь.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

02.03.2020

30.03.2020

19.04.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В последние годы, когда в медицине признается необходимость гуманизации естественнонаучного знания, когда психология начинает проникать в медицинскую науку и практику, появилась необходимость в специалистах, имеющих подготовку по психологии, но работающих в системе здравоохранения. Рост числа исследований на стыке психологии и медицины, признание роли психологи-ческих факторов в этиологии, патогенезе, исходе и прогнозе практически любого заболевания предопределило научную и социальную потребность в клинических психологах, специалистах с базовым психологическим образованием и знанием основ медицины, психиатрии, психотерапии, психосоматики, способных осуществлять междисциплинарный подход к человеку. До 1999 года в Курском государственном медицинском университете существовало отделение медицинской психологии лечебного факультета, где будущие врачи углубленно изучали ряд психологических дисциплин. Как показал опыт, эти знания, хотя и были востребованы в клинической практике, были недостаточными для полноценного осуществления психологической помощи в условиях соматической и психиатрической клиник. Поэтому в 1999 году Курскому государственному медицин-скому университету был разрешен набор на специальность «Клиническая психология», был открыт факультет клинической психологии, осуществляющий целенаправленную подготовку специалистов психологического профиля, способных работать на должностях медицинских психологов в организациях здравоохранения. Специальность была утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686. В 2001 году КГМУ была получена лицензия на подготовку клинических психологов.

В 2004 году состоялся первый выпуск студентов факультета клинической психологии в Курском государственном медицинском университете; в настоящее время первые выпускники факультета — состоявшиеся специалисты, среди них кандидаты и доктора психологических и философских наук, руководители реабилитационных центров, начальники отделов и служб, клинические (медицинские) психологи различных ораганизаций здравоохранения. Сферы деятельности, где трудятся выпускники факультета, — здравоохранение, бизнес-структуры, социальное обеспечение, образо-вание, в том числе и высшая школа; география — Краснодарский край, Ставрополье, Белгородская, Липецкая, Брянская, Тульская, Орловская области, Нижний Тагил, Санкт-Петербург, Москва. За 20 лет работы факультета произведено 15 выпусков, подготовлено 600 специалистов, подавляющее большинство которых работают в сфере здравоохранения, каждый десятый продолжил обучение в аспирантурах ведущих научных центров страны, таких как Санкт-Петербургский государственный университет, национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Психоло-гический Институт РАО, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и др.

Ю.Д. Ляшев

В течение 5 лет, до 2004 года, факультет клинической психологии возглавлял доктор медицинских наук, профессор кафедры патофизиологии Юрий Дмитриевич Ляшев.

С 2004 года по настоящее время деканом факультета клинической психологии является доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Татьяна Дмитриевна Василенко. Как показывает опыт, деятельность факуль-тета клинической психологии в структуре медицинского вуза имеет ряд преимуществ в организации учебного и воспитательного процесса и позволяет осуществлять и поддерживать высокий уровень подготовки специалис-тов — клинических психологов. Это связано с рядом особенностей. Во-первых, в процессе обучения студенты имеют возможность не только получать теоретические знания, но и закреплять их рядом самостоятельных, выполняемых под руководством преподавателей эмпирических исследований на базе университета и клиник города соматического и психиатрического профиля.  Это,  в  свою  очередь,  дает  возможность  не только применить полученные

Т.Д. Василенко

студентами теоретические знания по клинической психологии, но также повышает эффективность учебного процесса в университете и лечебного процесса в организациях здравоохранения. Во-вторых, в ходе практической подготовки студенты проходят ряд обуча-ющих тренингов, а полученные умения и навыки под руководством преподавателей применяют в процессе обучения, проводя тренинги со студентами медицинских специальностей, направленные на повышение коммуни-кативной компетентности, сензитивности, стрессоустой-чивости, что, несомненно, способствует повышению качества медицинского образования. В-третьих, в рамках практик студенты общаются с различными группами пациентов лечебных учреждений, осуществляя психо-диагностическую и психокоррекционную деятельность, что положительно сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи, участвуют в создании благопри-ятной психотерпевтической среды. Таким образом, факультет клинической психологии в медицинском университете способствует повышению эффективности учебной и лечебной деятельности вуза, а студенты — клинические психологи имеют возможность получить качественные знания, тесно переплетенные с практической подготовкой.

В настоящее время на факультете клинической психологии обучаются 223 студента. Конкурс на бюджетные места колеблется от трех до восьми человек на место. В 2019 году конкурс достиг значения 8,8 человека на место. Профильными кафедрами факультета до 2011 года являлись:

кафедра психологии и педагогики, первая кафедра психологического профиля, открытая в КГМУ в 2000 году под руководством доцента Т.Д. Василенко (специализация «Клиническое консультирование и коррекционная психология»),

кафедра психиатрии и клинической психологии, открытая в 2003 году под руководством профессора А.В. Погосова (специализация «Психосоматика»). В 2009 году кафедра была переименована в кафедру психиатрии и психосоматики.

Кафедра психологии и педагогики, 2004 год.

Первые выпускники факультета начинают работать на кафедре психологии и педагогики (2006 год):
Т.В. Недуруева (3-я слева в верхнем ряду), И.Н. Земзюлина (4-я слева в верхнем ряду),
О.П. Перькова (2-я справа в верхнем ряду), А.В. Селин (1-й справа в верхнем ряду).

 

В апреле 2011 года на основе кафедры психологии и педагогики было открыто три кафедры: общей и клинической психологии (заведующий — профессор Т.Д. Василенко), специальной психологии (заведующий — профессор В.Б. Никишина), в 2012 году переименована в кафедру психологии здоровья и коррекционной психологии, в 2018 году — в кафедру психологии здоровья и нейропсихологии, в настоящее время заведующий — доцент И.В. Запесоцкая) и педагогики (заведующий — профессор Н.Б. Дремова).

С 2011 году в связи со вступлением в действие Федерального государственного образовательного стандарта 3 поколения подготовка специалистов по клинической психологии осуществляется в рамках трех направлений специализаций: «Нейропсихо-логическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение» (кафедра психологии здоровья и нейропсихологии), «Патопсихологическая диагностика и психотерапия» (кафедра психиатрии и психосоматики), «Психология здоровья и спорта» (кафедра общей и клинической психологии).

 

Ректор КГМУ проф. В.А. Лазаренко с сотрудниками каф. психиатрии и психосоматики на праздновании Дня рождения университета (9.02.2011 год): ст. лаборант М.Г. Куракова, профессор В.А. Лазаренко, доцент И.А. Пастух, профессор А.В. Погосов, доцент Ю.В. Богушевская, к.м.н. Т.А. Севрюкова.

Встреча с летчиком-космонавтом
Ю.С. Усачевым и заместителем начальника летно-испытательного отдела летно-космического центра О.Н. Кукиным.

 

О педагогическом опыте и профессионализме преподавателей факультета свидетельствуют многочисленные награды как областного, так и федерального уровней: почетные грамоты Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ, Курской областной Думы, Комитета образования Курской области, Комитета здравоохранения Курской области и др. Ряд сотрудников имеют почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования».

На факультете клинической психологии была разработана и успешно реализуется модель подготовки специалиста, представляющая собой систему взаимосвязанных звеньев: теоретическая подготовка — практическая подготовка — супервизия.

Согласно данной модели все общепрофессиональные дисциплины, составляющие теоретический базис подготовки, реализуются, с одной стороны, в практикумах, лабораторных и практических занятиях, а с другой стороны, включаются в требование обязательной рефлексии студентов, осуществляющих на старших курсах оказание психологической помощи в виде учебных психологических консультаций, коррекци-онных программ, тренинговых занятий. Супервизия — уникальная форма подготовки психологов к будущей практической профессиональной деятельности — осуществляется в форме учебной супервизии и направлена на формирование и коррекцию личности и компетентности психолога-консультанта. Супервизия организована как консультиро-вание начинающего консультанта по поводу проблем и сложностей, возникающих на начальном этапе приобретения опыта оказания психологической помощи. Такая организация позволяет не только обучить будущего специалиста навыкам консультирования, но и справиться с проблемами, возникающими в процессе консультирования. Учебная супервизия обеспечивает, с одной стороны, формирование и закрепление необходимых профессиональных умений, а с другой — слияние теоретической и практической подготовки, обеспечивающей возможность на этапе додипломной подготовки специалиста смоделировать профессионально типичные ситуации клинического психолога и оказать ему помощь в преодолении неизбежных трудностей начала профессионального пути в виде консультирования начинающего консультанта.

Профессорско-преподавательский состав и студенты активно включены в инновационно-проектную деятельность, реализация которой осуществляется по нескольким направлениям: социальное проектирование, научно-исследовательское и педагогическое проектирование. В каждом направлении достигнуты высокие показатели: проекты представлены на международных, всероссийских, региональных конкурсах.

Теоретическая подготовка представляет собой получение студентами фундаментальных знаний в различных областях психологии, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин на кафедрах нормальной физиологии, общей и клинической психологии, психиатрии и психосоматики, психологии здоровья и нейропсихологии, неврологии и нейрохирургии, анатомии человека, иностранных языков, физики, информатики и математики, философии и др. Студенты факультета глубоко и всесторонне изучают разделы общей, социальной, консультативной, клинической, возрастной, педагогической психологии, психосоматики, психодиагностики, а также нейропсихологии и патопсихологии, подробно знакомятся с клиническими дисциплинами (психиатрия, неврология, внутренние болезни).

В настоящее время обучение осуществляется по новым образовательным стандартам, которые отвечают современным требованиям общества. В учебном процессе подготовки специалистов по клинической психологии с успехом использу-ются инновационные формы и методы обучения, средства активизации познавательной деятельности (лекции-диалоги, мультимедийные лекции, деловые игры, тренинги).

В структуре Аккредитационно-симуляционного центра КГМУ функционирует лаборатория клинической психологии, открытая 14 марта 2014 г. Заведующим лабораторией клинической психологии является доцент кафедры общей и клинической психологии, кандидат психологических наук Н.В. Смирнов.

 

 

Торжественное открытие лаборатории клинической психологии 14 марта 2014 года.

 

Лаборатория клинической психологии создана с целью повышения эффективности процесса обучения. Благодаря собранным в лаборатории современным компьютерным программам и психологическим методикам расширяются возможности как для практической подготовки будущих специалистов, так и для выполнения научно-исследовательских работ. Лаборатория укомплектована программным комплектом методик «Практика» (разработка факультета психологии Московского государственного университета), профессиональным психологическим психодиагностическим инструмен-тарием «Иматон», комплексом объективного психологического анализа и тестирования «Эгоскоп», комплексом функционального биоуправления «Реакор».

Факультет обладает огромным арсеналом аппаратных методов, позволяющих студентом освоить современные диагностические и реабилитационные технологии, используемые в работе клинического психолога: приборы биологической обратной связи, окулограф, программно-аппаратный развивающе-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко», программно-аппаратный комплекс восстановления движений рук у инсультных больных.

Практическая подготовка клинического психолога осуществляется в соответствии с теми задачами, которые приходится решать специалисту в различных сферах социальной практики. Приоритет отдается консультированию различных категорий населения и оказанию квалифицированной психологической помощи в лечебных организациях. Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н, деятельность медицинского психолога внесена в перечень медицинских услуг, оказываемых специалистом с высшим немедицинским образованием.

 

 

Современным законодательством определены виды деятельности медицинского психолога в сфере здравоохранения: диагностические услуги медицинского психолога, медико-психологическое вмешательство (психологическое консультирование, психоте-рапия, клинико-психологическая коррекция, клинико-психологическое сопровождение, клинико-психологическая помощь и поддержка), психологическая профилактика, психологическая реабилитация (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804н).

Таким образом, ставится социальная задача подготовки не только теоретически грамотного клинического психолога, но и специалиста, обладающего психотерапевти-ческими умениями и навыками, что невозможно без формирования личности психолога, ее определенных качеств, обеспечивающих возможность эффективно осуществлять консультативную и психотерапевтическую помощь. Данная задача решается в процессе использования профессионально типичных ситуационных задач на занятиях и прохождения студентами консультативной практики на четвертом курсе, а также в рамках участия в деятельности Психологического центра КГМУ, созданного решением Ученого совета Курского государственного медицинского университета в 2002 году при кафедре психологии и педагогики (в настоящее время при кафедре общей и клинической психологии). В настоящее время в структуре Психологического центра выделено два сектора: консультативный и исследовательский. Руководителями Психологического центра КГМУ являются выпускники факультета клинической психологии доцент кафедры общей и клинической психологии А.В. Селин (исследо-вательский сектор) и доцент кафедры общей и клинической психологии А.И. Блюм (консультативный сектор).

Консультативная служба Психологического центра университета обеспечивает решение следующих задач: формирование у студентов компетентности, автономии, управления эмоциями, развитие индивидуальности, формирование оптимальных взаимоотношений, умение устанавливать и поддерживать контакт; поступать ответст-венно, обеспечивает развитие чувства собственной значимости, компетентности, формирует сочувствие, способствует преодолению эгоцентризма, лучшему пониманию других людей.

На факультете успешно реализуется модель контроля удовлетворенности студентов учебным процессом. В качестве основы системы управления качеством подготовки клинических психологов используется модель эффективности профессио-нального образования, основными критериями которой выступают:

профессиональная компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивающих возможность принятия эффективных решений в профессио-нально типичных ситуациях;

профессиональная направленность как интерес к профессии, стремление зани-маться ею;

учебная мотивация, которая складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, возможностей будущей профессиональной деятельности с точки зрения индивидуальных потребностей и целей.

Ежегодно на факультете проводятся исследования качества указанных критериев, а также оценка сформированности профессиональных и личностных компетенций, удовлетворенности студентов (входит в обязанности исследовательского сектора Психологического центра).

 

 

Студенты на практическом занятии.

 

 

Студенты на занятии в психологическом центре.

 

Студенческая наука организована в рамках студенческого научного общества (СНО), функционирующего на принципах студенческого самоуправления. Из года в год увеличивается число студентов, включающихся в работу СНО, исследования становятся более масштабными и развернутыми, на заседаниях СНО обсуждаются промежуточные и конечные результаты исследований. Ежегодно в среднем в студенческих научных кружках на факультете занимаются 30—50 человек. За время существования факультета на итоговых студенческих научных конференциях представлено около 500 докладов, более 100 докладов было сделано студентами на всероссийских и международных конференциях. Следует отметить, что все работы студентов в рамках СНО представляют собой экспериментальные психологические исследования. Студенческие работы не раз побеждали на региональных и всероссийских конкурсах и были представлены на различных конференциях местного и федерального уровня.

Ежегодно студенты и молодые ученые факультета принимают активное участие в конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде, Казани, Воронеже. Наиболее значимые из них Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, Московский государственный университет), междуна-родная конференция «Психология XXI века» (Санкт-Петербургский государственный университет), научные психологические школы в МГУ и СПбГУ. Трижды доклады студентов факультета клинической психологии были признаны лучшими докладами Международной конференции студентов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ) по направлению «Психология».

 

Студенты на конференции в Приволжском федеральном университете (Казань) с профессором А.О. Прохоровым.

Зимняя психологическая школа в СПбГУ.

Студенты на конференции в МГУ.

Студенты на конференции в СПбГУ.

 

Студенты факультета клинической психологии не раз становились стипенди-атами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, благотворительного Фонда В. Потанина, а также стипендиатами Курской областной Думы и Администрации г. Курска, призерами олимпиады «Я — профессионал».

С 2005 года на факультете функционирует программа адаптации первокурс-ников к учебному процессу в вузе, центральным компонентом которой является проведение адаптационного лагеря для первокурсников в течение четырех дней перед началом обучения. Проведение адаптационного лагеря для первокурсников в течение 6 лет с 2005 года являлось инициативой факультета клинической психологии. С 2011 года данное мероприятие стало общеуниверситетским, участие в нем принимают студенты всех факультетов.

 

 

Участие студентов факультета клинической психологии в работе адаптационного лагеря для первокурсников (2009 год).

 

Студенты старших курсов факультета клинической психологии участвуют в работе адаптационного лагеря для первокурсников в качестве тренеров и тьюторов. Они проводят групповые тренинги-занятия, направленные на самопознание и личностный рост, на расширение поля индивидуального сознания (осознавание мотивов поступления и обучения в вузе, будущей профессиональной деятельности, своих индивидуальных особенностей во взаимодействии с людьми), оптимизацию процессов эмоциональной саморегуляции, рефлексии; деловые игры, целью которых является формирование команды, выстраивание структуры отношений в группе, групповая динамика, формирование института лидерства.

 

 

Студенты на практическом занятии.

 

Воспитательная работа на факультете направлена на формирование профес-сиональных компетенций и личности будущего специалиста. Студенты факультета клинической психологии активно участвуют в культурно-массовой, спортивной и творческой деятельности, занимают призовые места. Регулярно студенты факультета представляют университет в международном студенческом лагере «Славянское содру-жество». Ежегодно с 2011 года студенты факультета в качестве волонтеров участвуют в работе реабилитационного центра для детей, перенесших онкологические заболе-вания (Владимирская область), директором реабилитационных программ которого является выпускник факультета клинической психологии КГМУ В.А. Сотников.

 

Флешмоб «Zарядка».

Митинг, посвященный 1 Мая.

Фактор стресса (2018).

Фактор стресса (2019).

 

 

Работа волонтерского отряда в реабилитационном центре для детей, перенесших
онкологические заболевания.

 

Студентами факультета клинической психологии осуществляется волонтерская деятельность в учреждениях образования, здравоохранения, силовых структурах города Курска. На факультете работают 11 волонтерских отрядов.

 

 

Волонтеры кафедры психологии здоровья и нейропсихологии.

 

 

 

Деятельность волонтерского отряда «Инсайт» на базе Курской клинической психиатрической больницы имени святого Великомученика и целителя Пантелеимона.

 

 

 

Профилактические мероприятия в школах города.

 

Волонтерское движение студентов факультета клинической психологии получило высокую оценку: проект Черниковой Светланы был признан лучшим на Всероссийском конкурса «Доброволец России» в 2018 году.

 

Светлана Черникова, победитель Всероссийского
конкурса «Доброволец России», с Президентом
Российской Федерации В.В. Путиным.

Светлана Черникова, победитель Всероссийского
конкурса «Доброволец России», на встрече с
губернатором Курской области Р.В. Старовойтом.

 

В настоящее время сформированы основные базы практики в более чем 20 организациях системы здравоохранения г. Курска и Курской области. Сотрудниками выпускающих кафедр систематически проводятся психологические консультации в учреждения здравоохранения, социальной сферы и образования (ежегодно более 500 консультаций).

Профессор В.Б. Никишина проводит мастер-класс в УФСИН России по Курской области.

 

Были разработаны и внедрены (имеется более 100 актов внедрения) методы психологической диагностики различных свойств и состояний личности, коррекци-онные программы, программы психологического сопровождения беременных женщин, программы психологической реабилитации психических больных, психологической помощи больным в общесоматической клинике, психологического сопровождения сложных педиатрических ситуаций.

С целью обеспечения межпрофессионального взаимодействия медицинских психологов с медицинскими работниками и специалистами социальных служб ежегодно совместно с Комитетом здравоохранения Курской области, Управлением по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства г. Курска проводятся встречи и региональные конференции в форме круглого стола, посвященные проблемам семьи, семейного взаимодействия, профилактике психосома-тических заболеваний («Психология отцовства», «Ранний контакт как профилактика социального сиротства», «Психология материнства и детства», «Перинатальная психология и здоровье ребенка» и др.).

 

 

Региональные научно-практические конференции.

 

Факультет активно взаимодействует как с отечественными, так и с зарубежными специалистами в области клинической психологии и психотерапии. Были организованы встречи с психотерапевтом из Австрии Сильвией Франке (2007 год), президентом Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-I), доктором медицины, доктором философии (г. Вена, Австрия) Альфридом Лэнгле (2009, 2012, 2018, 2019 годы), директором Института повышения квалификации в области детской и подростковой психологии и психотерапевтического консультирования родителей В. Цимприх (г. Вена, Австрия), директором Института интегративной детской и подростковой психотерапии психологом-психотерапевтом А.В. Локтионовой (Москва), профессором кафедры возрастной психологии Московского государственного университета А.Г. Лидерсом (2007 г.), профессором кафедры психотерапии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заместителем директора по реабилитации «Центр Бехтерев» (Санкт-Петербург), доктором медицинских наук, профессором С.А. Кулаковым, заведующим кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета. директором Института исследований проблем психического здоровья, экспертом Всемирной организации здравоохранения, профессором В.Д. Менделевичем.

Дважды гостем кафедры была французский специалист по телесной терапии, гештальт-терапевт Шанталь Де Ор. Круглые столы, организованные к ее приезду, неизменно собирали заинтересованных участников из числа студентов-старшекурс-ников, практикующих психологов, специалистов вузов. Вопросы, обсуждаемые на них, касались потенциальных возможностей телесной психотерапии в работе с зависимыми.

 

 

Международная научно-практическая конференция в форме круглого стола «Телесные проекции психических состояний», ведущая семинара Шанталь Де Ор (Франция).

 

С 2009 года осуществляется сотрудничество Курского государственного медицинского университета с Австрийским институтом повышения квалификации в области детской и подростковой психологии и психотерапевтического консульти-рования родителей. На основе заключенного договора 30 мая 2011 года состоялась международная научно-практическая конференция, на которой Э. Форшмайер (практикующий психотерапевт, ведущий обучающих групп в международной ассоциации детских и подростковых психотерапевтов ökids — Ausbildung für Kinder, Jugendlichen und Elternberatung) прочитал лекцию на тему «Основные положения интегративной межперсональной и интрапсихической психотерапии детей и подростков».

 

В 2012 г. Альфриду Лэнгле было присвоено звание «Почетный профессор Курского государственного медицинского университета», диплом вручает ректор, профессор В.А. Лазаренко.

Альфрид Лэнгле на конференции «Человек в сложной жизненной ситуации: клинико-психологические аспекты» (2012 год).

 

Президент Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-I), доктор медицины, доктор философии Альфрид Антон Лэнгле на V Международной научно-практической конференции «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика» (Курск, КГМУ, 2018 год)

Студенты на лекции Альфрида Лэнгле

 

На факультете клинической психологии систематически проводятся региональные, всероссийские и международные научно-практические конференции: всероссийские научно-практические конференции с международным участием «Клинико-психологи-ческие проблемы современного общества», «Психологическое сопровождение лечебного процесса», «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход» (еже-годно, начиная с 2011 года), Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социальная психология дизонтогенеза», Международная научно-практическая конференция «Аддикция в современном научном пространстве», Всероссийская научно-практическая конференция «Проектно-инновационная деятель-ность в образовательных учреждениях», Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы использования психодиагностических программ в медицинских и образовательных учреждениях», «Актуальные вопросы пограничной психической патологии (биопсихосоциальный подход)»; международные конференции «Телесно-ориентированная терапия: международный опыт реализации», «Телесные проекции психических состояний» (в виде семинара, ведущая семинара — Шанталь Де Ор, Франция), «Семья в современном обществе. Клинико-психологические модели помощи», «Человек в сложной жизненной ситуации: клинико-психологические аспекты», «Семья в современном мире», V Международная научно-практическая конференция «Меди-цинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика» (2018 г.).

 

 

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
«Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход» (2004 г., 2006 г.).

 

В разные годы участниками конференций становились В.Д. Менделевич, Л.Ф. Шестопалова, Л.Б. Шнейдер, А.С. Огнев, А.К. Осницкий, В.М. Розин, А.С. Вербицкий, О.Ф. Природова, и др. Конференции, проводимые кафедрой, стали традиционными, их знают в России и за рубежом.

 

Профессор В.Д. Менделевич на Международной научно-практической конференции «Аддикция в современном научном пространстве»

Встреча с А.Г. Лидерсом, доцентом кафедры возрастной психологии МГУ, создателем и главным редактором журналов «Журнал практического психолога», «Семейная психология и семейная терапия», «Клиническая психология и психотерапия» и др.

 

Интеграция научно-исследовательской, социальной и профессионально ориенти-рованной деятельности факультета отражается в реализуемых проектах от муници-пального до международного уровней:

1.

Психология взаимодействия врача и пациента (ГУ «Институт неврологии, психиатрии и наркологии НАМН Украины», 2013, 2014).

2.

Мониторинг психологических особенностей профессионального здоровья медицинских работников (Администрация Курской области, Комитет здравоохранения Курской области, 2011—2014).

3.

Анализ результатов мониторинга, систематизация полученных данных, тиражирование результатов мониторинга (Администрация Курской области, Комитет здравоохранения Курской области, 2011—2014).

4.

Мониторинг профессионально-личностных деформаций и функциональных состояний врачей системы здравоохранения Курской области» (КГМУ, 2011).

5.

Программа психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в специализированных коррекционно-образовательных учреждениях» (КГМУ, 2012).

6.

Программа скриннингового исследования проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности учащихся общеобразовательных школ Курской области (КГМУ, 2013).

7.

Программа оптимизации установочных механизмов межличностного взаимодействия представителей профессий групп риска (КГМУ, 2013).

Под руководством заведующего кафедрой, профессора Т.Д. Василенко в 2014 году был выигран грант Российского фонда фундаментальных исследований на тему «Качество раннего контакта матери и ребенка в системе психосоциальных факторов, как условие сохранения здоровья» (исполнители: доцент А.В. Селин, доцент И.А. Симоненко, асс. В.А. Сотников, доцент И.Н. Земзюлина, асс. А.В. Шевченко); в 2015 году под руководством доцента кафедры И.Н. Земзюлиной выигран грант Российского фонда фундаментальных исследований на тему «Женщина в ситуации бесплодия: личностные детерминанты переживания социального опыта» (исполнители: зав. кафедрой профессор Т.Д. Василенко, доцент А.И. Блюм, доцент А.В. Селин, доцент Н.В. Смирнов, асс. В.А. Сотников).

 

Встреча с летчиком-космонавтом Ю.С. Усачевым и заместителем начальника летно-испытательного отдела летно-космического центра О.Н. Кукиным.

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 10-летию кафедры психиатрии и психосоматики Курского государственного медицинского университета «Актуальные вопросы пограничной психической патологии (биопсихосоциальный подход)».

 

В период 2015—2018 гг. на факультете был реализован исследовательский проект профессора В.Б. Никишиной и профессора И.В. Запесоцкой по теме «Психологические механизмы трансформации состояния зависимости и универсальные и специфические механизмы зависимости (смысловой регуляции, эмоционально-волевой регуляции, ригидности)» в рамках утвержденного Государственного задания на осуществление научных исследований и разработок прикладных научных исследований.

 

V Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика» (2018).

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход».

 

Таким образом, факультет клинической психологии Курского государственного медицинского университета сегодня — это развивающаяся система инновационно наполненного взаимодействия творчески ориентированного профессорско-преподава-тельского состава с активными хорошо мотивированными на успешное овладение профессией клинического психолога студентами.

 

Ссылка для цитирования

Лазаренко В.А., Василенко Т.Д. Факультету клинической психологии Курского государственного медицинского университета 20 лет // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 2(61) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Faculty of Clinical Psychology of Kursk State Medical University
celebrates it’s accomplished 20th anniversary years

Lazarenko V.A.1

Vasilenko T.D.1
E-mail: tvasilenko@yandex.ru

1 Kursk State Medical University
K. Marx str., 3, Kursk, 305041, Russia
Phone: +7 (4712) 58-89-63

Abstract. The article concentrates on the history of the formation and development of the clinical psychology faculty at Kursk State Medical University. The faculty of clinical psychology has graduated 600 specialists for 20 years those work in various regions of our country; most of them are in healthcare organizations. The article describes the main events of the academic and scientific life of the faculty, achievements in the field of international cooperation with leading authorities of world magnitude, in the volunteer movement, processes of supporting professional qualities formation in clinical psychologist.

Key words: medical psychology; clinical psychology; medical and psychological assistance.

For citation

Lazarenko V.A., Vasilenko T.D. Faculty of Clinical Psychology of Kursk State Medical University celebrates it’s accomplished 20th anniversary years. Med. psihol. Ross., 2020, vol. 12, no. 2 [in Russian, abstract in English].

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player