Лебединский М.С.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Динамика развития социально-психических навыков у неконтактных детей и качество жизни их родителей

Уточкина О.В. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Уточкина Ольга Викторовна

Уточкина Ольга Викторовна

кандидат психологических наук, психолог-практик отдела дополнительного образования факультета психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», наб. Макарова, 6, Санкт-Петербург, 199034, Россия. Тел.: 8 (812) 328-97-28.

E-mail: olga_psy@inbox.ru

 

Аннотация

Введение. Обследование неконтактных детей, особенно с расстрой-ствами аутистического спектра (РАС), традиционными психологическими тестами часто связано с большими трудностями. В результате публикуются противоречивые данные об интеллектуальных, эмоциональных и социальных возможностях аутистов, причем целый ряд исследователей считают таких детей «нетестируемыми». Целью настоящего исследования является изучение динамики социально-психологических характеристик детей с нарушениями общения в процессе интегративной психотерапии и качества жизни их родителей.

Материалы и методы исследования. Нами было исследовано 50 детей (от 5 до 18 лет) с различными формами нарушения общения, а также их родители (всего 50 человек) в начале и в конце сессионного года. Контрольную группу составили 37 детей. Использовались методики: шкалы Вудкока—Джонсон независимого поведения и опросник качества жизни (ВОЗКЖ).

Результаты и обсуждение. В результате исследования выяснилось, что показатели социально-психологических характеристик неконтактных детей и качество жизни их родителей достоверно улучшились в процессе интегративной психотерапии. Подтвердилась гипотеза о положительной связи между качеством жизни родителей и динамикой социально-психологических характеристик их детей. Самые интересные результаты получились при оценке навыков социального взаимодействия, понимания языка и речевых навыков. В возрасте 14–15 лет различия между неконтактными и «обычными» детьми по данным пунктам достигают своего максимума. Однако при регулярных занятиях, направленных на интеграцию неконтактных детей в общество, проблемы общения и языка, как правило, смягчаются в возрасте 16–18 лет, и в данной возрастной группе достоверных различий не наблюдается ни по одному социальному навыку.

Выводы. Улучшение качества жизни родителей в процессе интегра-тивной психотерапии является как индикатором эффективности данной модели психотерапии, так и показателем социальной значимости данной формы психотерапевтической работы, так как освобождает психологические ресурсы родителей для использования в социальной жизни. Это может быть важным стимулом в мотивации родителей для обращения за психо-терапевтической помощью. К тому же данные настоящего исследования могут служить основанием для создания формализованной экспертной оценки изменений социально-психологических характеристик неконтактных детей.

Ключевые слова: нарушения общения; дети с РАС; социально-психологические характеристики; качество жизни; интегративная психотерапия.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

09.02.2020

06.10.2020

22.11.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Обследование неконтактных детей, особенно с расстройствами аутистического спектра (РАС), традиционными психологическими тестами часто связано с большими трудностями, обусловленными особенностями таких детей. Как правило, успех обследования зависит от отношения ребенка к исследователю, его поведения, наличного состояния, настроения, степени тяжести аутистических проявлений. В результате публикуются противоречивые данные об интеллектуальных возможностях аутистов. Например, согласно одним источникам, показатели невербального интеллекта выше вербальных [19; 26; 27], другим — наглядно-образные, практические стороны умственного развития ощутимо отстают [7; 8]. Также приводятся несогласованные данные о различных когнитивных расстройствах селективного внимания, восприятия, процессов переработки информации, о слабой способности к символизации [2; 11; 12; 15; 23; 25], нарушениях речи [24; 28]; нарушениях игры [9; 10; 16; 21], нарушениях социального функционирования [4; 6], о недостаточной способности детей с РАС к пониманию эмоций, намерений, поступков других людей и прогнозирования их поведения на этой основе [1; 14; 18; 20; 22].

В связи с вышеописанными трудностями обследования аутичных детей ряд исследователей считают таких детей вообще нетестируемыми.

Некоторые авторы пытаются создать оригинальные методики для исследования аутистов, другие предлагают отменить традиционную балльную оценку.

В рамках программы TEACCH предлагается применять качественную шкалу при использовании уже известных методик, а также при оценке коммуникативных навыков детей с РАС [3].

Таким образом, исходя из литературных источников, можно сделать вывод о разрозненности и противоречивости данных психологической диагностики и об отсутствии системы формализованной оценки аутичных (неконтактных) испытуемых.

Все вышеизложенное послужило толчком для настоящего исследования, целью которого является изучение динамики социально-психологических характеристик детей с нарушениями общения в процессе интегративной психотерапии и качества жизни их родителей.

Материалы и методы

Нами было исследовано 50 детей с различными формами нарушения общения: детский аутизм (58%), аутизм при шизофрении (10%), атипичный аутизм (6%), гиперактивное расстройство (8%), энцефалопатия (10%), генерализованное тревожное расстройство (6%) и синдром Дауна (2%).

По возрастному составу испытуемые подразделялись на группы: дошкольный возраст (5—6 лет), предшкольный (7 лет), младший школьный возраст (8—10 лет), младший подростковый возраст (11—13 лет), старший подростковый (14—15 лет) и юношеский возраст (16—18 лет). Основную группу исследуемых составили дети младшего школьного возраста (32%), что в основном отражает частоту обращений к специалистам. Причем соотношение количества мальчиков и девочек в данной группе, равное 4:1, соответствует подобному в общей популяции для детей с тяжелыми формами неконтактности. Данная тенденция сохраняется и во всей выборке, где количество мальчиков и девочек соответственно равно 38 и 12.

Испытуемые дети были обследованы дважды: в начале и в конце сессионного года. В качестве лиц, оценивающих изменения, происходящие с каждым ребенком, выступили трое: родитель, лечащий врач и психолог. Контрольную группу составили 37 детей.

Первоначально родители только оценивали динамику социально-психологических характеристик у своих детей. В процессе исследования выяснилось, что эффективность проводимой интегративной психотерапии во многом зависит от перемен, происходящих с самими родителями, от качества жизни семьи в целом.

Интегративная психотерапия с детьми с тяжелыми нарушениями развития (особенно РАС) представляет собой многоуровневый и многосторонний процесс: это и интеграция принципов и методов различных психотерапевтических направлений, интеграция специалистов разных профессий и профилей (психологов, врачей, социальных работников, музыкальных терапевтов, арт-терапевтов, хореотерапевтов) и, наконец, интеграция особых детей в общество. По мнению авторов, такая «многозначность» во много раз увеличивает эффективность коррекционного процесса, несмотря на то, что предлагаемая модель является всего лишь одним из вариантов улучшения социального функционирования [17].

Таким образом, было обследовано 50 родителей неконтактных детей в возрасте от 25 до 71 года, из них 48 женщин и 2 мужчин. Средний возраст — 39,4 ± 7,7 лет. Самую многочисленную группу составили родители в возрасте от 30 до 40 лет (48%), на втором месте — родители от 40 до 50 лет (40%), две оставшиеся возрастные группы малочисленны.

По семейному положению среди исследованных родителей 80% состояли в браке (зарегистрированном и нет) и 20% не состояли в браке.

Родители неконтактных детей также были обследованы дважды, одновременно со своими детьми.

При экспериментально-психологическом методе исследования использовались следующие методики: шкалы Вудкока—Джонсон независимого поведения для изучения социально-психологических характеристик детей и опросник качества жизни (ВОЗКЖ) для обследования родителей.

Шкалы Вудкока—Джонсон независимого поведения были созданы в 1985 году в США. Методика прошла апробацию в Институте проблем развития (Development Disorders Institute, N.Y.), где были установлены стабильность, валидность и критерии надежности методики.

Шкалы независимого поведения применяются для оценки динамики социально-психологических характеристик [13]. Методика подразделяется на 14 субшкал (от А до N), которые охватывают различные сферы социальной жизни от простейших навыков самообслуживания и элементарных навыков общения до сложных рабочих навыков и форм социального взаимодействия, как то: основные моторные навыки, навыки тонкой моторики, социальное взаимодействие, понимание языка, речевые навыки, принятие пищи и приготовление еды, пользование туалетом, одевание, навыки самообслуживания, домашние навыки, время и пунктуальность, деньги и стоимость, рабочие навыки, пространственная ориентация дома и в общественных местах.

В каждой субшкале от 14 до 18 пунктов, каждый из которых оценивается от 0 до 3 баллов в зависимости от степени освоения навыков. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 3 лет до 21 года.

В связи с тем, что максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждому из 14 субшкал, различно, нами были использованы относительные величины для сравнения результатов исследования, т.е. показатель степени усвоения социальных навыков. А поскольку и контрольная группа, и группа неконтактных детей разновозрастные, то полученные данные свидетельствуют еще и о скорости освоения навыками.

Родители неконтактных детей были обследованы в начале и в конце сессионного года с помощью опросника качества жизни ВОЗКЖ [5]. Было использовано 10 субсфер методики, чувствительных к изменениям у данной категории опрошенных. В них вошли следующие субсферы: жизненная активность (F2), положительные эмоции (F4), самооценка (F6), отрицательные эмоции (F8), способность выполнять повседневные дела (F10), способность к работе (F12), личные отношения (F13), сексуальная активность (F15), возможность для отдыха и развлечений и их использование (F21), духовность/религия/личные убеждения (F24).

В результате исследования выяснилось, что показатели социально-психологи-ческих характеристик неконтактных детей и качество жизни их родителей достоверно улучшились в процессе интегративной психотерапии. Подтвердилась гипотеза о положительной связи между качеством жизни родителей и динамикой социально-психологических характеристик их детей.

Теперь рассмотрим полученные результаты более подробно.

Результаты и обсуждение

Как указывалось выше, к концу сессионного года (II исследование) степень усвоения социальных навыков у неконтактных детей увеличилась как в целом, так и по отдельным параметрам. Максимальные значения t-критерия Стьюдента при сравнении двух исследований получены по субшкалам социального взаимодействия и домашних навыков (4,82 и 5,14; р<0,05). Также значителен «скачок» в развитии понимания языка (t=2,83; p<0,05). Такая динамика особенно важна для аутичных детей, у которых в обычных условиях грубая дефицитарность общения ведет к снижению социальной адаптации и наслоению вторичных дефектов.

По поводу других социальных навыков необходимо отметить, что и у неконтактных детей, и у контрольной группы наиболее развиты «витальные» навыки, связанные с удовлетворением естественных потребностей, — пользование туалетом и моторные навыки. То есть лучше и быстрее усваивается то, что требует меньшего участия других людей. Наименее развиты более сложные социальные навыки (рабочие навыки, домашние и овладение деньгами). Можно предположить, что наименьшие результаты здесь связаны с особенностями воспитания и культуральными особенностями.

Самые интересные результаты получились для навыков социального взаимо-действия, понимания языка и речевых навыков. В возрасте 5—6 лет от своих сверстников из контрольной группы аутичные дети отличаются только в понимании языка. С началом школьных занятий (7 лет) увеличиваются требования к навыкам речевоспроизведения, и теперь различия с контрольной группой достоверны по всем трем пунктам (p<0,05). Далее положение вещей определяется все возрастающими учебными требованиями, что приводит к еще большему увеличению значимости различий (11—13 лет — p<0,01).

В возрасте 14—15 лет различия между неконтактными и «обычными» детьми по пунктам социального взаимодействия, понимания языка и речевым навыкам достигают своего апогея (t=12,26; 21,25 и 4,9 (p<0,05)), причем по остальным социальным навыкам рассматриваемые группы уже не отличаются.

В данном случае уже можно говорить о влиянии подростковой субкультуры, для которой важно не только «правильно» взаимодействовать (адекватно ситуации), но и «правильно» говорить, т.е. разговаривать на принятом в данной субкультуре языке. С такой ситуацией неконтактному ребенку справиться очень сложно.

Однако при регулярных занятиях, направленных на интеграцию неконтактных детей в общество, проблемы общения и языка, как правило, смягчаются в возрасте 16—18 лет, и в данной возрастной группе достоверных различий не наблюдается ни по одному пункту (субшкале).

Хотелось бы подчеркнуть также, что в процессе нашей работы нашлось подтверждение положению многих исследователей и практиков о том, что аутичные дети не говорят не потому, что не хотят, а потому что не могут (или пока не могут). Дело в том, что у обычных детей развитие социальных контактов способствует пониманию языка и, как следствие, развитию речи. То же самое происходит и с аутичными детьми, если, конечно, их поддерживать в стремлении к контакту и заниматься с ними. В нашем случае логика развития речи у обследованных аутичных дошкольников и юношей не отличается от нормальной, а на промежуток между этими возрастами приходится период интенсивных занятий с детьми в плане освоения социальных контактов и понимания социальной функции речи.

По результатам I-го исследования выяснилось, что различия в оценках родителей и психологов статистически не значимы за исключением двух субшкал: навыков самообслуживания и пользования туалетом. По результатам II-го исследования различия оказались достоверно значимыми (p<0,05) по 8 пунктам: основные моторные навыки; навыки тонкой моторики; навыки социального взаимодействия; навыки понимания языка; речевые навыки; пользование туалетом; навыки самообслуживания и домашние навыки.

Для создания системы формализованной экспертной оценки требуется дальнейшее более детальное исследование различий экспертных оценок и факторов, на них влияющих. Настоящее исследование является только подготовительным этапом такой работы, как, например, опрос родительской группы, о чем пойдет речь далее.

 

Таблица 1

Изменение качества жизни родителей неконтактных детей в процессе интегративной психотерапии

 

В результате исследования с помощью полученного варианта опросника ВОЗКЖ выяснилось, что у испытуемых в течение года произошли существенные изменения. Статистически значимые различия между показателями качества жизни после 1-го и 2-го исследований отмечены по всем пунктам, кроме сексуальной активности и духовной сферы (таблица 1).

Нам стало интересно, насколько данные изменения различны у разных категорий родителей неконтактных детей. Для этого мы разделили родительскую группу на несколько подгрупп в зависимости от их возраста, семейного положения, уровня образования и профессии. Далее мы проанализировали влияние изменений качества жизни родителей на оценку динамики социальных умений и навыков, происходящих с детьми. В итоге получилось следующее.

Лица с высшим образованием отметили наибольшие изменения в своей жизни (статистически значимые; p<0,05) в психологической сфере, особенно в области позитивных чувств, таких как удовлетворение, внутреннее равновесие, покой, счастье. У родителей со средним специальным образованием больше всего достоверных различий за прошедший период пришлось на сферу уровня независимости (способность к работе и выполнять повседневные дела). При этом у них не увеличилось количество позитивных переживаний, а сократилось количество негативных, что также отличает их от первой подгруппы. Возможно, данные различия связаны с разными ценностными ориентациями этих подгрупп и более высоким уровнем притязаний лиц с высшим образованием, что мешает последним, например, быстро найти работу.

Соответственно, были получены закономерные статистически достоверные корреляционные связи между изменением качества жизни родителей и изменением социально-психологических характеристик их детей. Для родителей с высшим образо-ванием это положительные корреляции с улучшением в субсферах «положительные эмоции» и «самооценка», а также с общей оценкой качества жизни. Для родителей со средним специальным образованием получилось, что чем меньше они испытывают негативных чувств, тем больше происходит изменений с их детьми и тем выше они эти изменения оценивают.

Причина подобных корреляций, по-видимому, кроется также в различии ценностных ориентаций и уровней притязаний у родителей данных подгрупп. Возможно, улучшение качества жизни родителей с высшим образованием ведет к лучшему овладению социальными навыками у их детей, что, в свою очередь, вызывает положительные эмоции у родителей и повышает их самооценку. Для лиц со средним специальным образованием главное, чтобы ребенок не мешал и, следовательно, не вызывал дополнительных отрицательных эмоций.

У родителей, состоящих в браке, и одиноких (разведенных и т.п.) в целом произошло одинаковое количество статистически значимых изменений в качестве их жизни. Достоверные различия между этими двумя подгруппами наблюдаются в социальной сфере и в сфере уровня независимости (p<0,05). Причем, хотя средние значения данных показателей выше у родителей из полных семей, в социальной сфере больше изменений за прошедший год отметили родители-одиночки.

Что касается корреляционных связей, то у «семейных» достоверно высокая корреляция с динамикой социального развития детей наблюдается только у субсферы отсутствия отрицательных эмоций. Для родителей, не состоящих в браке, это сфера уровня независимости и духовная сфера. Видимо, для того чтобы прививать своим детям социальные навыки, им более необходимы духовная опора и способность выполнять свои повседневные дела, чем родителям, которые не лишены поддержки других членов семьи.

Для родителей разного возраста достоверные отличия были отмечены только для двух подгрупп: 30—40 и 40—50 лет (p<0,05). Обычно тридцатилетних считают людьми, ориентированными прежде всего на карьеру и профессиональный успех. В более старшем возрасте уже начинают подводиться предварительные итоги, и все сферы жизни становятся важными. В нашем случае у родителей неконтактных детей произошло то же самое. То есть подгруппа 30—40-летних достоверно отличается от лиц 40—50 лет по показателям работоспособности и физической энергии, зато у более старшей подгруппы наблюдаются значимые изменения почти по всем показателям качества жизни (p<0,01). При этом, судя по значимым корреляционным связям, для занятий с детьми молодым родителям нужны и прилив дополнительной энергии и положительных эмоций, и время для отдыха, а сорокалетним достаточно способности выполнять свои повседневные дела (дети и так входят в сферу их интересов).

И, наконец, профессиональные подгруппы «отличились» в следующем. Больше всего значимых изменений (p<0,01) за прошедший период произошло в жизни родителей гуманитарных профессий, меньше всего — у домохозяек (общая оценка качества жизни, отсутствие отрицательных эмоций, личные отношения). К тому же неработающие достоверно отличаются (p<0,01) в меньшую сторону от других подгрупп по 7 пунктам из 11, исследуемых с помощью опросника ВОЗКЖ. Значимые корреляции с динамикой социальных навыков детей у данной подгруппы родителей получились со сферами «энергия» и «усталость», «работоспособность» и «отсутствие отрицательных эмоций». У лиц технических профессий это психологическая сфера и общая оценка качества жизни. А для гуманитариев в этом смысле важно только деятельное состояние, т.к. у них отмечена только значимая отрицательная корреляция с возможностью для отдыха (похожая ситуация с возрастными группами).

В целом изменения в качестве жизни у всей группы родителей положительно и значимо коррелируют с изменениями социально-психологических характеристик неконтактных детей по показателям увеличения положительных эмоций, уменьшения отрицательных эмоций, способности выполнять повседневные дела и общей оценки качества жизни. Как видно, наибольшим весом здесь обладает психологическая сфера.

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что улучшение качества жизни родителей в процессе интегративной психотерапии является как индикатором эффективности данной модели психотерапии, так и показателем социальной значимости данной формы психотерапевтической работы, так как освобождает психологические ресурсы родителей для использования в социальной жизни. Это может быть важным стимулом в мотивации родителей для обращения за психотерапевтической помощью. К тому же данные настоящего исследования могут служить основанием для создания формали-зованной экспертной оценки изменений социально-психологических характеристик неконтактных детей.

 

Литература

1.   Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Теревинф, 2006. – 216 с.

2.   Богдашина О.Б. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. университет, 2012. – 248 с.

3.   Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 124 с.

4.   Дети с нарушением общения / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская [и др.]. – М.: Просвещение, 1989. – 95 с.

5.   Использование опросника качества жизни (версия ВОЗ) в психиатрической практике: пособие для врачей и психологов. – СПб., 1998. – 53 c.

6.   Каган В.Е. Аутизм у детей. – Ленинград: Медицина, 1981. – 208 с.

7.   Каган В.Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. – СПб.: Фолиант, 1996. – 160 с.

8.   Каган В.Е. Аутята. Родителям об аутизме. – СПб.: Питер, 2016. – 160 с.

9.   Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.

10.  Никольская О.С., Баенская Е.Р. Детский аутизм как системное нарушение психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 2017. – № 2. – С. 17–28.

11.  Обухова Е.Ю., Строганова Т.А., Грачёв В.В. Нарушения внимания у детей с особенностями развития // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 61–70.

12.  Прокофьев А.О., Чухутова Г.Л., Грачёв В.В. Зрительное восприятие и когни-тивное развитие у детей с аутизмом // Психологическая наука и образование. – 2008. – Т. 13, № 5. – С. 164–174.

13.  Уточкина О.В. Опыт использования шкал независимого поведения Вудкок–Джонсона // Актуальные проблемы пограничной психиатрии. Материалы Всерос-сийской научной конференции (Санкт-Петербург, 3 апреля 1998 г.). – СПб., 1998. – С. 85–86.

14.  Baron-Cohen S. Mindblindness: An essay on autism and theory of mind. – Cambridge: MIT Press, 1995. – 171 p.

15.  Dawson G., Levy A. Reciprocal subcortical-cortical influence in autism: The role of attentional mechanism // Autism: Nature, diagnosis and treatment / ed. by G. Dawson. – New York: Guilford Press, 1989. – P. 144–173.

16.  De Myer M. Motor, perceptual-motor and intellectual disabilities of autistic children // Early childhood autism / ed. by L. Wing. – 2nd ed. – Oxford: Pergamon, 1976. – P. 169–196.

17.  Dynamic psychiatric principles in psychotherapy of autistic children with participation of co-therapists / L.S. Jeleznyak, I.B. Karvasarskaya, O.V. Utochkina [et al.] // Book of abstracts. 10th World Congress WADP, October 25–29, 1994. – Saint-Petersburg, 1994. – P. 80.

18.  Frith U. Autism. Explaining of enigma. – Oxford: Basic Blackwell, 1989. – 204 p.

19.  Frith U., Baron-Cohen S. Perception in autistic children // Handbook of autism and pervasive developmental disorders / ed. by D.J. Cohen, A.M. Donnellan, R. Paul. – New York: John Willey & Sons, 1987. – P. 85–102.

20.  Frith U., Happe F. Autism: beyond "theory of mind" // Cognition. – 1994. – Vol. 50, № 1-3. – P. 115–132.

21.  Hermelin B., O'Connor N. Psychological experiments with autistic children. – Oxford: Pergamon Press, 1970. – 142 p.

22.  Hobson R.P. Understanding persons: The role of affect // Understanding other minds: Perspectives from autism / ed. by S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, D.J. Cohen. – Oxford: Oxford University Press, 1993. – P. 204–224.

23.  Ornitz E.M. Autism at the interface between sensory and information processing // Autism: Nature, diagnosis and treatment / ed. by G. Dawson. – New York: Guilford Press, 1989. – P. 174–207.

24.  Prizant B.M. Language acquisition and communication behavior in autism: toward an understanding of the "whole" of it // The Journal of Speech and Hearing Disorders. – 1983. – Vol. 48, № 3. – P. 296–307.

25.  Quality indicators for group experimental and quasi-experimental research in special education / R. Gersten, L.S. Fuchs, D. Compton [et al.] // Exceptional Children. – 2005. – Vol. 71, № 2. – P. 149–164.

26.  Rimland B. Savant capabilities of autistic children and their cognitive implications // Cognitive defects in the development of mental illness / ed. by G. Serban. – New York: Bruner-Mazel, 1978. – P. 43–65.

27.  The stability of cognitive and linguistic parameters in autism: A five-year prospective study / B.J. Freeman, E.R. Ritvo, R. Needleman [et al.] // Journal of the American Academy of Child Psychiatry. – 1985. – Vol. 24, № 4. – P. 459–464.

28.  Wing L. Social, behavioral, and cognitive characteristics: An epidemiological approach // Autism: A reappraisal of concepts and treatment / ed. by M. Rutter, E. Schopler. – New York: Plenum Press, 1978. – P. 27–45.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.76:316.356.2:614.253.89

Уточкина О.В. Динамика развития социально-психических навыков у неконтактных детей и качество жизни их родителей // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 5(64) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

The dinamics of socio-psychological skills development in non-contact children and quality of life of their parents

Utochkina O.V.1
E-mail: olga_psy@inbox.ru

1 Saint Petersburg state University
6 Makarova nab., Saint Petersburg, 199034, Russia
Phone: +7 (812) 328-97-28

Abstract

Introduction. The examination of non-contact children, especially with autism spectrum disorders (ASD), with traditional psychological tests is often associated with great difficulties. The conflicting data about intellectual, emotional and social abilities of autists is published as a result, moreover a number of researchers consider that such children are non-tested. The aim of the present research was to study the dynamic of socio-psychological characteristics of children with communication disorders in the process of integrative psychotherapy and quality of life of their parents.

Materials and research methods. 50 children (aged 5 to 18 years) with different forms of communication disorders and their parents (total 50 people) were studied at the beginning and at the end of sessional year. The control group consisted of 37 children. The following methods were used: the Woodcock-Johnson Scales of Independent Behavior and the World Health Organization Quality of Life (WHOQOL).

Results and discussion. As a result of the study, it turned out that the indicators of socio-psychological characteristics of non-contact childrenand quality of life of their parents significantly improved in the process of integrative psychotherapy. The hypothesis of a positive relationship between quality of life of parents and the dynamic of socio-psychological characteristics of their children was confirmed.The most interesting results were obtained when assessing social interaction skills, language comprehension and speech skills. At the age of 14—15 years, the differences between non-contact and "ordinary" children on these points reach their maximum.However, with regular classes aimed at integrating non-contact children into society, the disorders of communication and language, as a rule, are mitigated at the age of 16—18, and in this age group there are no significant differences in any social skill.

Findings. Improving the quality of life of parents in the process of integrative psychotherapy is both an indicator of the effectiveness of this model of psychotherapy and an indicator of the social significance of this form of psychotherapeutic work, as it frees the psychological resources of parents for use in social life. This can be an important incentive in motivating parents to seek psychotherapeutic help. In addition, the data of this study can serve as the basis for creating a formal expert assessment of changes in the socio-psychological characteristics of non-contact children.

Key words: communication disorders; children with ASD; socio-psychological characteristics; quality of life; integrative psychotherapy.

For citation

Utochkina O.V. The dinamics of socio-psychological skills development in non-contact children and quality of life of their parents. Med. psihol. Ross., 2020, vol. 12, no. 5 [in Russian, abstract in English].

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player